Школа развитие ребенка буква а

Школа развитие ребенка буква а thumbnail

Тема: «Звук и буква А».

Цель: познакомить со звуком А, закрепить понятие «гласный звук».

Задачи:

1. Продолжать учить выделять гласный звук [А] из состава слогов, слов и предложений, и обозначать его буквой, автоматизировать звук [А] в слогах, словах, предложениях.

2. Развивать мышление, внимание, мелкую, общую и артикуляционную моторику, фонематический слух и восприятие.

3. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Оборудование: картинки на заданный звук, кукла, схемы звукового анализа и предложения, карандаши, рабочие тетради.

Ход НОД:

1. Организационый момент: Фонетическая зарядка.

Что просит сказать врач, когда осматривает горло? ( А –а-а…)

Как девочка укачивает куклу? (Аа –аа – ааа…)

Бабушка плохо слышит. Как она переспрашивает внучку? (А?)

С какого звука начинаются слова: аист, адрес, арбуз, абрикос, азбука, аквариум?

Везде мы произносим звук А.

2. Сообщение темы занятия:

Сегодня на занятии мы будем знакомиться со звуком А и учиться его правильно произносить. А как же получается звук а, как мы его с вами произносим?

Мы открываем рот; язычок лежит спокойно внизу, кончик языка за зубами, положите руку на горлышко и произнесите звук а – горлышко гудит, воздух проходит свободно, ему ничего не мешает, он не встречает преграды.  Звук а – гласный звук, потому что его можно пропеть.

Гласные звуки мы будем обозначать обозначаем красным цветом – красным квадратом. Где живут гласные звуки и буквы? Правильно, вот в этом красном вагончике.

Сегодня мы будем с вами много произносить слов со звуком А.

3. Игра «Доскажи словечко»

Кто-то побывал в огороде, откусил и проглотил кусочек морковки, луковки, редиски. и получилось, например морковк… вместо морковка. Я расскажу, как звучат слова без кусочков, а вы произнесите слова правильно : луковк…, редиск…, малин.., картошк.., земляник…, клубник…

4. Есть много слов, в которых звук А находится не в начале, не в конце, а прячется в середине слова. Повторяйте за мной только те слова, в которых услышите звук А:

Лу-у-ук, лак, мак, бок, бак, сом, сам, ток, так.

5. Игра «Один и много»

Я вам буду называть слово в единственном числе, а вы должны будете называть слово во множественном числе. (например : окно – окна)

Дом – дома;Лицо – лица;Поезд – поезда;Стекло – стекла;Рог – рога;Глаз – глаза;Жеребёнок – жеребята; Доктор – доктора;Ребенок – ребята ;Котёнок – котята;Ведро – ведра;Яйцо – яйца;Кольцо – кольца; Слонёнок – слонята.

6. Игровое упражнение «Кто больше?»

1. Придумайте слова, в которых звук А был бы в начале (август, астры, аист), в середине (банка, собака, плавать), в конце слова (доска, сестра, голова).

7. Физминутка

Аист, аист длинноногий, покажи ты нам дорогу.

(ножки топать, после рукой показать в сторону)

Аист отвечает : «Топай правой ногой, топай левой ногой.

(топнуть левой ногой, топнуть правой ногой)

Шагни правой ногой, шагни левой ногой,

вот тогда придешь домой! (шагнуть правой ногой, шагнуть левой ногой, ходьба на месте)

8. Игра «Закончи предложение словом со звуком А»

На поле расцвел…

Грызет орешки…

Мы купили круглый…

На крыше дома свил гнездо…

9. Знакомство с понятиями: звук (а) и буква «А»

Вот два столба наискосок,

А между ними — поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А.

или

А – начало алфавита.

Тем она и знаменита.

А узнать её легко:

Ноги ставит широко.

10. Звуковой анализ слова: АИСТ

11. Составление предложения: Папа купил большой арбуз.

12. Работа в альбоме № 1 О.С. Гомзяк, стр. 2.

13. Итог занятия: Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня играли? С какой буквой? Каким цветом обозначаем?

Источник

Грамота. Буква А. Звук [а].

Цель:

-познакомить детей с гласным звуком [а], буквой А;

-развивать слух, речь, внимание, логическое мышление, наблюдательность, память;

-воспитывать взаимопомощь, взаимоподдержку.

Задачи:

-учить выделять, дифференцировать и характеризовать звук [а] в словах;

-способствовать формированию правильного, сознательного, выразительного чтения и рассказывания.

Оборудование:

-Демонстрационный плакат «Буква А а».

-Картинный словарь, иллюстрации: аист, ананас, апельсин, абрикос, арбуз, клубника.

-Листы с заданием, цветные карандаши, простой карандаш, стерка.

Ход занятия:

  1. Орг. момент

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок!

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

  1. Выделение нового звука.

Педагог:

Ребята, что просит сказать врач, когда осматривает горлышко? (А-а-а-а)

Как девочка укачивает куклу? (А-а-а-а)

Какой звук вы произносите? Да, звук [а]. Звук [а] тянется и поется, поэтому он называется гласным звуком. Давайте попоем: А-а-а-а.

  1. Сообщение темы и целей занятия.

Сегодня на занятии мы научимся распознавать звук [а] в начале, в середине и в конце слова, научимся читать и печатать букву А.

А сейчас я вижу конверт с загадками, который прислала нам фея Азбука.

Отгадаем ее трудные загадки?

Дети: да!

  1. Фонетическая подготовка.

Загадка 1

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,

Это доктор…(Айболит).

Где встретился звук [а] в этом слове?

Загадка 2

Чтоб тебя я повез,

Мне не нужен овес.

Накорми меня бензином,

На копытца дай резины,

И тогда, поднявши пыль,

Побежит…(Автомобиль).

Где встретился звук [а] в этом слове?

Загадка 3

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый,

Он летает на охоту

За лягушками в болото. (Аист)

Педагог: Ребята к нам в гости сегодня прилетел аист, который в своем клюве и принес нам букву А. Аист спрашивает, с какого звука начинаются слова астра, азбука, айва, а на какой заканчиваются?

Давайте скажем это все вместе:

Астра, азбука, айва

Начинаются на …(дети: А).

И кончаются на …(дети: А).

Астра, азбука, айва.

Аист хочет с нами поиграть.

Физкультминутка:

Дети декламируют стихотворение, повторяя за аистом все движения:

-Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

-Топай правою ногой,

Топай левою ногой.

Снова – правою ногой,

Снова – левою ногой,

После – правою ногой,

После – левою ногой,

Вот тогда придешь домой.

Педагог: Молодцы, ребята! Дети садятся.

Педагог раздает листочки с заданием.

Педагог:

Аист вез из магазина

На своей тележке груз:

Ананасы, апельсины,

Абрикосы и арбуз.

Ребята как назвать одним словом, что вез аист? Дети: фрукты.

С какого звука начинаются названия этих фруктов? Дети: А

А в названии какого фрукта звук [а] встретился и в середине слова?

Дети вместе с педагогом декламируют стихотворение (дети: в слове ананас).

Ребята, давайте раскрасим фрукты, которые вез аист, в листике. Что здесь лишнее? Дети: клубника. (Фрукты, начинающиеся со звука [а] дети раскрашивают, а клубнику зачеркивают.)

Педагог: А как вы думаете, почему клубника лишняя? Дети: потому что слово клубника начинается не со звука А.

  1. Знакомство с буквой А заглавной.

Ребята, давайте посмотрим, как пишется буква А. На что она похожа? (ответы детей).

Педагог показывает иллюстрацию и декламирует:

Вот два столба наискосок?

А между ними – поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А.

Дети раскрашивают букву А в виде двух столбов с пояском в листике, смотрят показ педагога на доске, повторяя за педагогом пишут пальчиком в воздухе, а затем тренируются в написании буквы по точкам и дописывают самостоятельно в листике.

  1. Прослушивание сказки «Почему А первая?

  2. Итог занятия.

-Что вы можете рассказать о звуке [а]?

-Как называется буква?

Педагог: Ребята наше занятие подошло к концу , а сейчас давайте встанем, широко расставим ножки, как буква А и повторим за мной:

А – начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко:

Ноги ставит широко.

На каждый счет руки поочередно: на пояс, на плечи, вверх, два хлопка, на плечи, на пояс, вниз, два хлопка.

Источник

Учим букву А

Подборка заданий на изучение и закрепления буквы и звука А. Выполняя задания, дети не только познакомятся, выучат и закрепят букву А, а еще обогатят общий запас представлений, словарный запас. Разовьют мелкую моторику и графомоторные функции — много заданий на штриховку, раскрашивание, обведение по точкам, прописи с буквой А. Разовьют психические функции — мышление, внимание, воображение, память, а также гнозис. Проведут работу над звуко-буквенным анализом (определение местоположения звука А в слове). 

Кому: пособия будут полезны воспитателям в детском саду, учителям начальных классов, логопедам (учителям-дефектологам) и заботливым родителям.

Возраст: для детей от 4 до 8 лет. Зависит от индивидуальных особенностей ребенка. В основном это дошкольники старшей группы детского сада и ученики 1 класса.

Лабиринт из буква А смотрите тут 

буква А в виде лабиринтаЛабиринт буква А

развитие мелкой моторики с буквой АРазвитие графомоторных навыков: штриховка арбуза, ананаса, апельсинов. Прописывание буквы АЗадания с буквой АПрочти слоги и допиши их, допиши букву А, закрась все буквы АЗадания с АЗадания с буквой А для дошкольников, развитие мелкой моторики.Картинки с буквой АРазвитие звуко-буквенного анализа, поиск буквы А в словахКартинки с буквой АНайди и раскрась только те картинки, в названии которых звук А в начале слова (развитие фонематического слуха).Буква А, пропись для дошкольниковЗадание с буквой А для дошкольников

Прописи с буквой А для учеников 1 классов

Подборка прописей с заглавной и строчной буквой А. В прописях дается информация  про пословицы и поговорки с буквой А, сведения про акулу и анютины глазки, а также загадку про алфавит. Прописи имеют раскраски и дополнительные задания на развитие психических процессов.

пропись с буквой аПропись с буквой А. Пословицы и поговорки.пропись с буквой аПропись с буквой А, рассказ про «Анютины глазки» (работа над развитием связанной речи)буква А прописьПропись А с текстом «Акула» (работа над словарем и закреплением буквы А)пропись с АПропись с буквой А, загадка про алфавит

Развитие фонематического восприятия, тема: «ЗВУК И БУКВА А» для логопедов, учителей-дефектологов

1. Рассмотрите рисунок. Что делает девочка? Ка­кой звук она при этом произносит? 
2. При произнесении звука А губы рисуют большой кру­жок. Закрасьте кружок красным цветом.
3. Обведите  по точкам большую и маленькую букву А. Напечатайте буквы А.

Посмотрите, в ямке на волнистой дорожке живет низкий звук А, а на горке высокий звук А. 

Логопед произносит на одном выдохе то высоким, то низким голосом звук А, а дети должны найти и показать пальчиком место на волнистой дорожке (ямку или горку) в соответствии с высотой звучания звука А. Так мы развиваем просодическую сторону речи и речевое дыхание.

 5. А теперь попробуйте сами, произнося звук А и меняя вы­соту голоса, пройти указательным пальчиком по дорожке. (Логопед следит за тем, чтобы дети, проводя пальцем по дорожке, на одном выдохе меняли высоту голоса.) 

Другие гласные смотрите тут:

Задания с буквой О

Задания с буквой И

Задания с буквой У

Задания с буквой Ы

Учим букву «Б»
Учим букву "Б" для детей 4-8 лет

Стихи про азбуку, алфавит

Источник

Кнарик Мурадян
Конспект занятия по развитию речи «Звук [А] и буква А»

Цели: Формировать знания детей о звуке и букве А. Закрепить зрительный образ буквы. Совершенствовать умение выделение буквы А из начала, середины и конца слова. Развивать фонематический слух, слуховую память, слуховое внимание. Развивать логическое мышление, мелкую моторику.

Организационный момент.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуйте, мои друзья!

Всех вас рада видеть я!

Характеристика звуков.

Ребята, сегодня с вами отправиться с ним в страну звуков и букв. В стране букв и звуков есть школа, в которой каждый кто захочет может научиться читать и писать. В мире много разных звуков, шумит дождь, дятел стучит по дереву своим клювом, в листьях пыхтит ежик, звонит телефон, говорят люди. Все звуки можно разделить на речевые и неречевые. К неречевым звукам относятся звуки окружающего мира, а звуки, которые мы слышим, когда говорит человек, называется речевыми.

Сегодня мы с вами познакомимся с речевым звуком «А». Посмотрите, когда я произношу звук «А», мои губы в спокойном состоянии, рот широко открывается, язычок лежит во рту спокойно, горлышко «работает» (для контроля за работой голосовых связок дети кладут руку на горлышко). Я могу петь этот звук, моему голосу ничего не мешает. Звуки, которые мы можем петь, называют гласными звуками. Гласные звуки мы обозначаем красным квадратом.

– Ребята, у нас сегодня в гостях кукла Аня.Она приготовила для вас задание: Послушайте и назовите первый звук в словах: автобус, антенна, арбуз, акробат.

– Правильно, слышится звук [а]. Звук [а] – гласный, его можно петь, потому что воздух свободно проходит и не встречает преграды. Звук [а] живет в красном замке принцессы Гласы. Звук [а] обозначается красным цветом, потому что он гласный.

– Посмотрите на картинку: девочка плачет. Какой звук она произносит, когда плачет? (звук [а])

– Правильно. И сегодня на занятии мы будем с вами говорить о звуке [а].

Уточнение артикуляции звука.

– Давайте вместе произнесем звук [а]. При произнесении звука [а] губы рисуют большой кружок. Давайте еще раз произнесем звук [а] и посмотрим в зеркало. Молодцы.

– Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука [а] (показ символа звука – большого красного круга) Так мы его будем обозначать.

Игра «Поймай звук»

– Так, ребятки, вам нужно будет поймать звук [а]. Когда вы его услышите, хлопните в ладоши. а, у, о, а, ы, и, а,э, у, а.

Развитие артикуляционной моторики.

– Но для начала давайте разомнем наши губки и язычок.

– упражнения для губ: улыбка – хоботок, заборчик;

– упражнения для языка: «вкусное варенье», «часики».

Работа по развитию речевого дыхания и голоса.

-Развитие диафрагмального дыхания.

– А теперь давайте с вами надуем животик, как шарик.

Вот мы шарик надуваем,

А рукою проверяем (надуваем живот).

Шарик лопнул – выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

-Голосовые упражнения:

– Сейчас давайте произнесем звук [а] беззвучно, просто губками – шепотом – тихо – громко;

– А теперь наоборот: громко – тихо – шепотом – беззвучная артикуляция.

Так, ребятки, вам нужно будет поймать звук А. Когда вы его услышите, хлопните в ладоши.

Среди звуков, среди слогов, среди слов

Физкультминутка

Гриша шел — шел – шел, (Шагаем на месте.)

Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.)

Раз-грибок, (Наклоны вперед.)

Два – грибок, (Наклоны вперед.)

Три – грибок, (Наклоны вперед.)

Положил их в кузовок. (Шагаем на месте.)

– Ребята, посмотрите на доску. Это буква А. Запомните, звук [а] на письме обозначается буквой А.

Вот два столба наискосок,

А между ними — поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А.

Давайте попробуем сделать букву А из бумаги. Аппликация буквы «А»

Конспект занятия по развитию речи «Звук [А] и буква А»Школа развитие ребенка буква аШкола развитие ребенка буква а

Источник

Тема: Звук и буква А.

Цель: закрепление понятия «гласный звук»;

выделение заданного гласного звука из потока гласных звуков;

в начале и в конце слова, в словах из текста;

знакомство с буквой А, закрепление понятия «буква».

Оборудование: зеркала, домик для гласных звуков, красный кружок, буква А большая и маленькая (для домика), полоски, разделенные на три части на каждого ребенка и на педагога, красные кружочки и буквы А к этим полоскам; предметные муляжи фруктов: абрикос, арбуз, апельсин; картинки: пила, метла, лейка, астра, азбука, айва.

Ход занятия.

  1. Ребята, вспомните, какой звук мы учили на прошлом занятии? (Звук у). Назовите слова, которые начинаются на звук у.
  2. Вы помните, кто живет в этом домике? (звуки и буквы). А это хозяйка красного домика, ее зовут Анна. Она познакомит нас со звуками и буквами. Какой первый звук в слове Анна? (Звук А). Анна предлагает нам спеть этот звук. (А-а-а). Чем мы произносим звук А? (Ртом). Как был рот открыт? (Широко).Правильно, и нет никакой преграды для воздуха. Звук а – гласный звук, потому что его можно пропеть голосом. Нажмите пальчиком на красный кружок, оживите его.
  3. Игра «Поймай звук».

А сейчас мы с вами будем ловить звук а ладошками. Хлопните в ладоши только тогда, когда услышите звук а – тогда вы его поймаете. Другие звуки ловить не нужно.

а-о-у-а-и-а-и-у-ы-а-и-о-у…

  1. Игра «Фруктовый сад».

У Анны возле домика есть фруктовый сад. Анна принесла нам вот такие фрукты. Выставляются муляжи фруктов или картинки: абрикос, апельсин, арбуз. Назовите их. Где вы услышали звук а – вначале, в середине или в конце слова? (В начале слова).

Абрикос –  Покажите на полоске, где находится звук а? (В начале слова). Поставьте на это место красный кружок. Апельсин. Арбуз.

Еще в саду есть нужные инструменты и вещи. Назовите их. Выставляются картинки: пила, метла, лейка. Где вы услышали звук а – вначале, в середине или в конце слова? (В конце слова).

Пила  –  покажите на полоске, где находится звук а? (В конце слова). Поставьте на это место красный кружок. Метла. Лейка.

  1. Физкультминутка «Аист».

Дети повторяют за «аистом» все движения, а потом еще раз вместе рассказывают все стихотворение.

– Аист, аист, длинноногий,

Укажи домой дорогу.

Аист отвечает:

– Топай правою ногой,

Топай левою ногой.

Снова – правою ногой,

Снова – левою ногой,

После – правою ногой,

После – левою ногой,

Вот тогда придешь домой.

Ребята, какое слово в этом стихотворении начиналось на звук «а»? (Аист).

  1. Послушайте стихотворение:

Астра, азбука, айва    Выставляются картинки.

Начинаются на «а».

И кончаются на «а»

Астра, азбука, айва.

Давайте вместе еще раз скажем эти слова. Что это? Астра. Сколько здесь звуков а? (два). Астра – начинается на а, и заканчивается на а. Айва. Азбука.

  1. Буква А. Выставляется домик для гласных звуков и буква А большая и а маленькая.

Педагог знакомит детей с буквой.

Это – буква А. Буква А будет жить в красном домике, потому что звук а – гласный, а гласные звуки мы обозначаем каким цветом? (Красным).

А – шалашик, посмотри:

Есть скамеечка внутри.

(Объясняем, что такое шалашик – показываем картинку).

Пишем большую и маленькую букву А.

8.Итог.

Подарим хозяйке красного домика слова со звуком А.  Используя карточку, разделенную на 3 части, педагог ставит в ее начало букву А и предлагает детям догадаться – какое слово задумано.

Я буду произносить часть слова без звука А. Вы дополните его звуком А и скажите все слово._ пельсин, _ нанас, _ рбуз, _ фрика, _ збука.

Затем буква А передвигается в конец полоски и то же задание дается со словами без последнего звука. Незнайк_, свечк_, плит_, весн_, мимоз_.

Источник