Школа пространство развития личности ребенка

Школа пространство развития личности ребенка thumbnail

Перед современной школой остро стоит задача
воспитания всесторонне развитой творческой
личности, мотивированной на саморазвитие и
самообразование, способной быть востребованной
в современных условиях.

Это включает в себя не только степень
обученности ученика, фиксируемой в различных
формах контроля, но и степень достигнутой
социальной развитости, готовности творчески
реализовываться, личностной причастности к
происходящему в стране.

Испытывая потребность в человеке активном,
деятельном и творчески целеустремленном,
общество сознает необходимость создания такой
образовательной и культурной среды, которая
могла бы способствовать решению этой задачи.

Среда обитания человека во все
культурно-исторические эпохи была призвана
способствовать формированию и
совершенствованию человека как субъекта и
объекта познания. В этом отношении среде
воспитания и обучения принадлежит
первостепенная роль в развитии личности
отдельного человека и общества в целом.

Важнейшим условием обеспечения комфортной и
стимулирующей школьной среды является грамотно
организованное школьное пространство, его
атмосфера и наполнение, поскольку правильно
организованная среда способствует становлению
личности учащегося.

Следовательно, школа нуждается в разработке
современных дизайнерских технологий, которые
позволят, с помощью создания определённого
визуального образа, связать образовательную,
воспитательную, эмоциональную и эстетическую
среды в единое целое и целенаправленно
использовать их формирующие личность
возможности.

Развитие личности вообще, как и эстетическое
развитие в частности, не может считаться
целостным без включения в него субъекта этого
развития. С философской точки зрения, быть
субъектом эстетического развития – значит быть
им не в качестве части культуры, а в качестве
участника созидательной работы в искусстве,
обязывающей личность саморазвиваться и
развивать мир вокруг себя.

Школа – это институт социализации. Она учит
детей адекватно воспринимать и вести себя в
коллективе, вырабатывает представления о разных
сферах жизни, помогает сформировать систему
ценностей. И именно школа призвана воспитать
эстетически развитого, внутренне красивого
человека.

Традиционно, эстетический компонент, с целью
повышения качества образования, используется
непосредственно в учебно-воспитательном
процессе. Однако существует возможность
целенаправленной эстетизации пространства
школы, оказывающего формирующее влияние на
личность учащихся.

В контексте задач эстетического воспитания,
можно рассматривать развитие личности как
процесс, который характеризуется степенью
формирования того характерного качества
индивида, в котором выражен уровень его
социальной зрелости, воспитанности и
образованности. Социальное развитие не только
опережает интеллектуальное, предшествует ему,
но, определяет возможности перехода на каждую
следующую ступень развития. Разумеется, данный
процесс обусловлен как индивидуальными
особенностями детей, так и системой
воспитательных воздействий.

Задачи эстетического воспитания исключительно
важны для формирования высокодуховной личности.
Прежде всего – это формирование творческого
отношения человека к действительности, так как
сама суть эстетического развития – в творчестве
и сотворчестве при восприятии эстетических
явлений. Среди более конкретных задач –
формирование эстетической потребности, которую
можно определить как потребность человека в
красоте и деятельности по законам красоты.
Учитывая это, необходимо продумать реализовать
имеющиеся возможности эстетизации
учебно-воспитательного пространства школы
средствами дизайна, один из видов которого
представляет дизайн школьного интерьера.
Школьный интерьер как элемент материальной и
духовной культуры общества является предметом
изучения различных наук: философии, педагогики,
психологии, инженерной психологии, архитектуры,
дизайна, физиологии, изобразительного искусства.

Современные исследования определяют интерьер
пространства школы и, в частности, класса как
одно из важнейших средств интенсификации и
эффективности процесса обучения в школе, а также
как предметно-пространственную среду,
предоставляющую возможность гармоничной
организации процесса работы и усвоения знаний
учащимися.

Вместе с тем, значение воздействия интерьера в
обучении педагогическим дисциплинам не получило
глубокого теоретического и практического
развития. Нередко предметно-бытовая обстановка
помещения школы ограничивается решением
утилитарной, технической задачи без попытки
создать полноценную, эстетически организованную
и облагороженную среду для занятий. Однако, в
настоящее время образованность человека без
понимания проектно-художественных,
материально-пространственных и
предметно-средовых характеристик и ценностей
уже невозможна. И прежде всего, каждому учебному
заведению любого типа и профиля необходимо
грамотно, опираясь на законы дизайна, уметь
организовать предметную среду, как основу
эффективной работы учащихся.

Преимуществом эстетически организованного
учебно-воспитательного пространства является
его способность повышать мотивацию учителя к
педагогической деятельности и мотивацию ребенка
к обучению, развивать творческое отношение к
собственной деятельности и адекватно ее
оценивать, вырабатывать навыки саморазвития и
самообучения, увеличивать коммуникативные
навыки.

В современной педагогической литературе чаще
всего, когда говорится об образовательной среде,
имеется в виду конкретное окружение какого-либо
учебного заведения. По мнению В.И.Слободчикова (7)
образовательная среда не есть нечто однозначное
и заранее заданное. Среда начинается там, где
происходит встреча образующего и образующегося;
где они совместно начинают её проектировать и
строить. В процессе их совместной деятельности
начинают выстраиваться определённые связи и
отношения. Г.А.Ковалёв (5) в качестве единиц
образовательной (школьной) среды выделяет
физическое окружение, человеческие факторы и
программу обучения. К физическому окружению им
отнесены: архитектура школьного здания, размер и
пространственная структура школьных интерьеров,
лёгкость трансформации конструкций
внутришкольного дизайна, возможность и диапазон
перемещения учащихся в пространстве школы.

Интерьер – внутреннее пространство здания или
любого помещения, которое имеет функционально
эстетичную организацию. Школьный интерьер
выступает как средство для осуществления
учебно-воспитательной деятельности, и как
объект, носитель определенных эстетических
свойств.

К сожалению, много наших школ напоминают
мрачные, безликие коробки. При их проектировании
не всегда тщательным образом прорабатываются
вопросы архитектурно-художественной
выразительности школьной среды, не
предусматриваются элементы монументального и
декоративно-прикладного искусства, не
закладываются малые архитектурные формы и
элементы школьной наглядной агитации.

В учебно-воспитательном пространстве школы
сильное воздействие на состояние человека,
особенно на его зрение, оказывает видимая среда,
её насыщенность зрительными элементами. Всю
видимую среду условно можно поделить на две
части – естественную и искусственную.
Естественная среда находится в полном
соответствии с физиологическими нормами зрения.
Искусственная визуальная среда всё больше
отличается от природной и иногда находится в
противоречии с законами зрительного восприятия
человека, поэтому может оказывать негативное
влияние. По мнению учёных, в агрессивной видимой
среде ребёнок, как и взрослый человек, пребывает
в состоянии беспричинного раздражения. Кроме
того, негативному воздействию подвергаются
механизмы зрения детей, находящиеся в стадии
формирования и развития. Следовательно,
необходимо осознанно вмешаться в содержание
окружающей нас визуальной среды.

Решением проблемы негативного влияния
визуальной среды является создание комфортной
визуальной среды, для которой характерно
разнообразие элементов в окружающем
пространстве – кривые линии различной толщины и
контрастности, разнообразие цветовой гаммы,
сгущение и разрежение видимых элементов.

В первую очередь, к комфортной среде можно
отнести природу – лес, горы, море, облака.
Находясь в этой среде, человек отдыхает, ничего
пристально не разглядывая. Продолжительный
взгляд на зелень листвы способствует отдыху
уставших глаз, снижает напряжение. Зеленый цвет
растений успокаивает человека, снижает
артериальное давление.

Как показывает опыт, в зданиях современных школ
практически полностью отсутствует декор не как
“архитектурное излишество”, а как
функциональный элемент. Возможности
формирования комфортной визуальной среды могут
и должны быть использованы при моделировании
эстетически грамотного учебно-воспитательного
пространства школы как средства формирования
зрительного восприятия, известного как
доминирующего типа восприятия.

При проектировании искусственной среды, среды
школы, ставится не только эстетическая, но и
образная, художественная задача. Любую
объемно-пространственную структуру – город,
здание, интерьер – можно понимать как некую
живопись в пространстве. Принципы решения такого
пространства подобны принципам построения
колорита картины.

Даже сравнительно скромные физические
масштабы типовой школы позволяют формировать ее
образ, особую среду как интегрированную
ценность, ее психологическое состояние,
родственное познавательной и творческой
активности ребенка. Именно поэтому средства
формирования среды школы не могут исчерпываться
средствами формальной эстетики. Особая
образовательная деятельность, включающая
совместную проектную и творческую деятельность
детей и взрослых – единственное основание и
неформальный ход в “оживлении” или изменении
качества школьного пространства.

Дизайн, как новое направление развития
эстетики, создаёт новые методические
возможности целенаправленной эстетической
организации школьного пространства.

Эстетически правильно организованное
пространство школы не только улучшает
самочувствие детей – повышается качество
обучения, возрастает интерес к учёбе. Не стоит
недооценивать негативное влияние однообразно
оформленных интерьеров.

Основное требование, которое нужно учесть при
организации интерьера, это – помнить о
назначении каждого школьного помещения. Особое
внимание следует уделять цветовому решению
помещений. Главная установка должна делаться на
жизнерадостную палитру, впрочем, выбор цвета
того или иного элемента помещения напрямую
зависит от его назначения.

При проектировании учебно-воспитательной
среды важно учитывать требования функциональной
целесообразности, назначение помещений – будут
ли здесь проводиться спортивные состязания,
театральные представления, предназначено ли оно
для учебных занятий, внеклассных мероприятий.

Особые требования предъявляются к цвету
школьной мебели. Окрашенная поверхность должна
отражать 25-30% падающего на мебель света – это
позволяет повысить степень освещенности
помещений, что имеет большое значение для
здоровья учащихся.

Дизайнеры убеждены: в кабинете, где дети
ежедневно проходят обучение, обязательно должны
быть комнатные растения. Именно цветы помогают
создать комфортную визуальную среду и дают отдых
детским глазам. В оформлении других помещений
школы так же необходимо использовать
возможности фитодизайна. Они позволяют
подчеркнуть стиль интерьера, помогая
акцентировать внимание на том или ином предмете
декора.

Организация учебно-воспитательного
пространства школы в большой степени зависит от
соответствия эстетических характеристик типу и
профилю образовательного учреждения, так как
только в этом случае оно может оказывать
формирующее влияние на личность учащихся. Дизайн
создаёт пространство исходя из целей и задач
определённого образовательного учреждения, а
дидактика позволяет целенаправленно
использовать формирующие возможности, которые
это пространство предоставляет. Таким образом,
эстетически формирующая среда имеет множество
моделей, использование различных вариантов
которых позволяет добиться максимального
результата в оказании формирующего влияния на
развитие личности учащегося данного учебного
учреждения.

В настоящее время в России создаётся много
профильных и альтернативных
общеобразовательных учебных учреждений,
различных по приоритетным направлениям, которые
способствуют более полному раскрытию внутренних
индивидуальных резервов каждого ребёнка.
Различные учебные заведения имеют характерные
особенности и отличия, касающиеся учебных
планов, внеучебных программ, формируемого типа
личности.

Основой современного образования является
принцип вариативности, не только признающий
объективное существование разных типов обучения
и учебных заведений, но и саму возможность
управляемого развития образования.

В настоящее время в сфере педагогики
существуют различные вариативные системы
образования. В полной средней школе взят курс на
профильное обучение (4), которое рассматривается
в качестве средства индивидуализации
образовательного процесса, позволяющего более
полно учитывать интересы, склонности и
способности учащихся, создавать условия для
обучения старшеклассников в соответствии с их
профессиональными интересами и намерениями
продолжать образование. По своей сути профильные
общеобразовательные предметы представляют
собой повышенный уровень подготовки, так как
формируют направленность конкретного профиля.

Из всего вышесказанного следует, что
существует необходимость создания такого типа
учебных учреждений, эстетизация
учебно-воспитательного пространства которых
полностью соответствовала бы их типу и профилю,
отражалась в учебных планах, обеспечивала
целостность воздействия на интеллект и эмоции
ребёнка, а формирующие возможности пространства
полностью использовались в учебном процессе.

В современных условиях движение педагогики и
эстетики навстречу друг другу привело к
пониманию мира образования как целенаправленно
создаваемой действительности, создающей
методологическую основу для проектного
осуществления принципа вариативности. А с
возникновением дизайна принципиально
изменились возможности эстетики, превратив её из
привлекаемого дополнительного средства в
содержание образования.

Дизайн может стать содержательной основой
целостного учебно-воспитательного процесса,
осуществляемого школой в учебное и внеучебное
время.

Дизайнер создаёт проект
предметно-пространственной среды в соответствии
с потребностями, обусловленными культурой
общества. В связи с этим, дизайнер, проектируя
отдельные предметы и предметную среду, оказывает
влияние на человека. Отсюда следует, что
дизайнер, изначально являясь педагогом, должен
осознавать свою ответственность перед обществом
как педагог, а профессиональный педагог в
современных условиях призван подходить к
осуществляемой деятельности с позиции
дизайнера, стремясь всемерно использовать
формирующие личность возможности,
предоставляемые окружающей действительностью,
осуществляя поиск путей повышения качества
учебно-воспитательного процесса, преодоления
таких негативных явлений как переутомление,
потеря интереса к обучению.

Учитель должен не только понимать значение
эстетизации школьной среды, работать над её
организацией, основанной на знании основных
принципов дизайна, а не интуитивном украшении
помещений, но и вовлекать учеников в эту
деятельность. В процессе совместной
деятельности необходимо научиться формировать
эстетический образ школьного интерьера через
художественную выразительность и гармонизацию
внутреннего пространства с одновременным
обеспечением комфортности помещений.

Объединение эстетики и педагогики, создание на
основе дизайна, формирующего школьного
пространства способно повысить эффективность и
качество отечественного образования.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Божко Ю.Г. Эстетические свойства архитектуры:
    Моделирование и проектирование. – К.: Строитель,
    1990. -141с.
  2. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р.
    Психология восприятия. – М.: изд-во Моск. унт-та,
    1973. – 246 с.
  3. Воронин Е.В. Профильное обучение: модели
    организации, управленческое и методическое
    сопровождение. – М.; “5 за знания”, 2006. С. 158-171.
  4. Закон Российской Федерации “Об образовании” –
    М., 2004.
  5. Ковалёв Г.А. Психическое развитие ребёнка и
    жизненная среда. Вопросы психологии. 1993, №1.
  6. Осипова Н.В. Эстетизация учебно-воспитательного
    пространства школы. – М.: изд-во МГОУ, 2002.
  7. Слободчиков В.И. О понятии образовательной
    среды в концепции развивающего обучения. – М., 1996.

Источник

План:

1. Школа — пространство развития личности ребенка.

2. Принятие педагогом ребенка как высшей профессиональной ценности, понимание учителем самоценности личности ребенка.

3. Средства, обеспечивающие субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе.

Основные понятия:профессиональные ценности, самоценность личности, субъектность, субъектная позиция.

1. Школа — пространство развития личности ребенка.В трудах известного педагога В.А. Сухомлинского широко используется понятие “школьно-семейное воспитание”. По его мнению, воспитание, в процессе которого развивается и формируется личность, не может рассматриваться или как школьное, или как семейное, так как личность ребенка едина и процесс ее формирования носит целостный характер. И все же в этом целостном процессе воспитания школе принадлежит ведущая роль, так как она является важным социальным институтом, в котором обучение и воспитание, подготовка подрастающих поколений к жизни осуществляется людьми, специально подготовленными для педагогической деятельности, на профессиональной основе.

Будущему учителю, готовящемуся к этой деятельности и вступающему в нее, важно осознать, что школа является не только общеобразовательным учреждением, в котором дети приобщаются к основам наук о природе и обществе, формируют жизненно важные умения и навыки, но и пространством их личностного развития.

Еще в 60-х годах прошлого века эту мысль одним из первых сформулировал американский педагог, сторонник гуманистической педагогики, Роберт Бернс. В книге “Я-концепция и воспитание” он подчеркнул, что школа должна интересовать общество “не с точки зрения традиционного представления о ней как о заведении, в котором осуществляется формальное обучение и усвоение знаний, а как общественный институт, где в основном происходит эмоциональное, социальное и интеллектуальное формирование личности” [2, с. 25]. По его мнению, важнейшей частью процесса обучения в школе, передачи последующим поколениям накопленного человеческой цивилизацией опыта и знаний должно стать признание непреходящей ценности каждой личности. Познание основ наук, конечно, важно, школьники должны постигать их в определенной системе, однако педагогам в свете современной психолого-педагогической науки необходимо осознать, что “постижение знаний — не самоцель, а средство продвижения человека к новым духовным горизонтам” [2, с. 28].

Последние десятилетия ХХ века и первые годы ХХ1 внесли в жизнь школы много нового. Появились новые типы общеобразовательных учебных заведений, новые формы обучения, новые учебные планы и программы. Школа начинает постепенно возвращаться к своей изначальной цели — развитию и сохранению духовного, личностного потенциала человека. Общество постепенно как бы “прозревает”, начиная понимать, что именно школа во многом является гарантом нравственности и стабильности социальных отношений, социального прогресса, если она организована на принципах нового педагогического мышления, согласно которому ребенок является субъектом педагогического процесса, осуществляемого в стенах школы. Сущность субъектного подхода к учащемуся о раскрывается в умении школьных педагогов, во-первых, так организовать свою профессиональную деятельностть, чтобы ребенок участвовал в педагогическом процессе вместе с учителем, не был пассивным предметом обучения и воспитания. Во-вторых, педагог знает и принимает как существующую реальность все права ребенка на защиту, на помощь, на развитие в учебно-воспитательном процессе. В-третьих, отношение к ребенку как субъекту школьной жизни предполагает развитие педагогом его творческих способностей, что в свою очередь требует от учителя, как традиционного субъекта педагогической деятельности, сформированности понимания самоценности личности каждого воспитанника и ее изучения, познания. В четвертых, субъектный подход к ребенку определяет не только знание его индивидуальных свойств в целом, но и создание условий для полноценного развития индивидуальности школьника, являющейся, несомненно, ярчайшим признаком его личностного развития. И наконец, у педагога в рамкмах субъектного подхода к учащемуся должна быть установка на развитие непосредственно субъектных свойств личности ребенка: саморегуляции, саморазвития, самоконтроля, самокритики и т.п. Ведь, по определению В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева, “субъектность — это социальный, деятельностно-преобразующий способ бытия человека;как самость — субъектность есть очевидная и непосредственно данная форма самобытия человека”[8, с. 372].

В свете вышесказанного, по мнению В.С. Кукушина, всем, кто связал свою жизнь со школой, с обучением и воспитанием детей, важно осмыслить профессиональную учительскую деятельность, работу в школе с разных сторон:

— как явление культуры;

— как педагогическое воздействие;

— как организацию деятельности детей, в которой осуществляется их личностное развитие;

— как общение, диалог, сотрудничество с воспитанниками;

— как сотворчество учащихся друг с другом и с учителем;

— как жизнетворчество (и учащихся, и педагога) [4].

Такое осмысление педагогом своей профессиональной деятельности является основой для превращения современной школы в пространство личностного развития учащихся.

2. Принятие педагогом ребенка как высшей профессиональной ценности, понимание учителем самоценности личности ребенка.Развитие в педагогике гуманистических идей обучения и воспитания способствовало появлению новой педагогической парадигмы, нового взгляда на ребенка как на субъект педагогического процесса. На современном этапе развития школы это особенно ярко проявляется в разработке и внедрении в обучение и воспитание новых технологий, призванных обеспечить личностное развитие учащегося. Однако, как отмечает А.И. Левко, “слепая вера в методику (обучения и воспитания — прим. автора Т.С.), которая сформировалась на протяжении многих десятилетий, стала важнейшей предпосылкой особого типа профессионального сознания учителя, в основе которого лежит твердая уверенность, что педагогу всегда точно известно, что для ребенка благо, а что вред”[5, с. 17]. Профессиональное сознание такого характера не предоставляет достаточных возможностей для понимания педагогом самоценности личности самого учащегося в организуемом педагогическом процессе. С такой точки зрения учащийся рассматривается как объект учебного процесса. Целью воздействия на данный объект является формирование в сознании учащегося определенной суммы информации, знаний. Таким образом, самоценным в профессиональной деятельности для большинства педагогов являются все же знание, информация, к которым они должны приобщить своих учеников. Процесс образования рассматривается многим учителями прежде всего как дело просвещения. Их представление о культуре связано только со знаниями, информацией как некой интеллектуальной матрицей, с которой они должны сообразовывать свою профессиональную деятельность. Между тем в свете исследований многих современных ученых (философов, педагогов, психологов, социологов) становится ясно, что культура и процесс приобщения к ней подрастающих поколений (образование) — это особое социальное пространство, в котором важны не только знания, информация, но и тип самосознания человека, его личностно усвоенное и пережитое богатство ценностей той социокультурной действительности, в которой он приобщается к определенным знаниям, в которой он формируется как личность.

Само знание является значимым, обеспечивает образование человеческой личности только в том случае, если оно “предполагает еще и идеальную объяснительно-описательную конструкцию, направленность на разгадку тайны бытия, выступает как основа духовного совершенствования, развитие внутреннего самосознания человека” [ 5, с. 24].

Таким образом, для того, чтобы гуманистическая парадигма обучения и воспитания стала преобладающей в педагогической практике и обеспечила высокую эффективность обучения и воспитания, полноценное личностное развитие школьников, современному учителю важно осознать, что высшей ценностью его профессиональной деятельности является ребенок как развивающаяся личность.

В чем же сущность самого понятия “ “профессиональная ценность”? Ценность вообще выступает как жизненный смысл человека, который определяет выбор им целей, средств, результатов и условий деятельности [5, с. 125]. Следовательно, профессиональная ценность понимается как личностный смысл выполняемой учителем в рамках профессии деятельности. От того, каковы профессиональные ценности педагога, каково его личностное отношение к ней, во многом зависит ее характер и результативность.

Гуманизация педагогического процесса как основное направление реформирования современной школы требует, чтобы высшей профессиональной ценностью педагога сегодня был ребенок, воспитанник. Главным критерием результативности работы учителя в современной педагогике определен учащийся с запущенным механизмом личностного саморазвития, то есть ученик как субъект педагогического процесса.

Ребенок является высшей профессиональной ценностью учителя, если смысл педагогической деятельности связан с позитивным отношением к воспитаннику, если ученик не рассматривается педагогом только как средство достижения каких-либо иных, кроме создания условий для развития его личности, целей выполняемой работы.

Однако в реальной жизни школы мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда, например, смыслом работы учителя могут быть предметные знания, которые должны быть усвоены школьниками; главным смыслом деятельности могут являться профессиональные достижения самого учителя; известны и достаточно широко распространены ситуации, когда учитель вообще не задумывается над тем, какими профессиональными ценностями он руководствуется в своей работе. Пропагандируемые в современной школе идеи гуманизации педагогического процесса так и останутся только декларациями, если основой работы учителя не станет осознание им самоценности личности ребенка в процессе обучения и воспитания, поэтому будущему учителю так важно познать и принять на личностном уроне эту основополагающую идею гуманистической педагогики.

Содержание педагогической позиции учителя-гуманиста можно в обобщенном виде представить в трех направлениях:

— понимание педагогом уникальности и неповторимости личности каждого ученика, принятие воспитанника таким, каков он есть, со всеми его индивидуальными проявлениями;

— забота педагога о сохранении психофизического здоровья учеников;

— обеспечение учителем максимально благоприятных условий для раскрытия творческих способностей учащихся, способствование их профессиональному самоопределению.

К.В. Гавриловец подчеркивает важность сформированности гуманной профессионально-педагогической позиции учителя в совершенствовании обучения и воспитания школьников. “Задача педагога и смысл гуманистического воспитания в школе заключаются в том, — пишет она, — чтобы помочь учащимся открыть в себе лучшее, поверить в свои силы и приобщиться к подлинным духовным ценностям. Решение этих поистине великих образовательных задач требует большой духовной самоотдачи. Такой труд под силу лишь тем учителя, которые осознали величие своей миссии — через гуманистическое воспитание учащихся поддерживать и обогащать духовный пласт отечественной культуры” [3, с. 116].

Источник