Школа как пространство развития ребенка

Школа как пространство развития ребенка thumbnail

«Детский сад и школа – единое пространство развития ребёнка»

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Доктор психологических наук
Леонид Абрамович Венгер

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.

Детский сад играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.

С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени.

С 1 января 2016 года все дошкольные образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узко предметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.

Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольным и школьным уровнями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. Решение проблемы преемственности мы видим в создании плана сотрудничества начальной школы и детского сада, которая бы отражала эту связь, согласованность и перспективность.

Цель: реализовать единую линию развития ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного образования, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер.

Задачи:

  1. Развивать любознательность; формировать у старших дошкольников основы умения учиться

  2. Развивать способность самостоятельно решать творческие задачи;

  3. Формировать творческое воображение, направленное на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;

  4. Развивать коммуникативность (умение общаться со взрослыми и сверстниками).

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности.

Мы определили общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:

• воспитание нравственного человека;

• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

• сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое, психическое развитие детей.

Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:

На дошкольном уровне:

• приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

• обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

• развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

• формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности;

• развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

Реализации общих целей так же способствуют психолого-педагогические условия:

На дошкольной ступени:

-личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;

-формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребенка

– построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, опора на игру при формировании учебной деятельности.

На ступени начальной школы:

-опора на наличный уровень достижений дошкольного детства;

-направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития

-сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности.

Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.

Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений.

Читайте также:  Игра в жизни ребенка раннего возраста этапы ее развития

Наш детский сад много лет тесно сотрудничает с татарской гимназией №14 имени Хади Атласи на основе договора и утверждённого плана работы.

Формы осуществления преемственности:

  1. Работа с детьми:

    • экскурсии в школу;

    • посещение школьной библиотеки;

    • знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

    • участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;

    • выставки рисунков и поделок;

    • встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной школы);

    • ежегодно воспитанники подготовительной группы 1 сентября идут в гимназию поздравлять первоклассников, выпускников детского сада.

    • совместное проведение акции «Мин татарча сөйләшәм»

  2. Взаимодействие педагогов:

  • совместные педагогические совещания (ДОУ и школа);

  • семинары, мастер- классы

  • круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

  • проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

  • открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

  • педагогические и психологические наблюдения.

Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:

  1. Сотрудничество с родителями:

Мы проводим:

  • совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

  • круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

  • родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

  • консультации с педагогами ДОУ и школы;

  • встречи родителей с будущими учителями;

  • дни открытых дверей;

  • анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

  • визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);

Согласованная и дружная работа школы и детского сада позволяет оценить адаптацию наших выпускников, поговорить о каждом ребёнке, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдений проведённых за ним ещё в детском саду. Думаю, что такое сотрудничество ради детей и позволило нам добиваться положительных результатов в работе.

У воспитателей есть возможность следить за учёбой своих детей и вносить коррективы в свою деятельность по подготовке воспитанников к школе; учителя ближе знакомятся с будущими первоклассниками, системой работы воспитателя, родителями.

Результатом осуществления воспитательно-образовательного процесса является качественная подготовка детей к обучению в школе, что способствует успешной адаптации детей к школьному обучению.

Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.

Сафиуллина Айгель Фидаисовна

воспитатель,МБДОУ детский сад

общеразвивающего вида № 2 «Батыр»

Бугульминского муниципального райна

Республики Татарстан

Источник

Перед современной школой остро стоит задача
воспитания всесторонне развитой творческой
личности, мотивированной на саморазвитие и
самообразование, способной быть востребованной
в современных условиях.

Это включает в себя не только степень
обученности ученика, фиксируемой в различных
формах контроля, но и степень достигнутой
социальной развитости, готовности творчески
реализовываться, личностной причастности к
происходящему в стране.

Испытывая потребность в человеке активном,
деятельном и творчески целеустремленном,
общество сознает необходимость создания такой
образовательной и культурной среды, которая
могла бы способствовать решению этой задачи.

Среда обитания человека во все
культурно-исторические эпохи была призвана
способствовать формированию и
совершенствованию человека как субъекта и
объекта познания. В этом отношении среде
воспитания и обучения принадлежит
первостепенная роль в развитии личности
отдельного человека и общества в целом.

Важнейшим условием обеспечения комфортной и
стимулирующей школьной среды является грамотно
организованное школьное пространство, его
атмосфера и наполнение, поскольку правильно
организованная среда способствует становлению
личности учащегося.

Следовательно, школа нуждается в разработке
современных дизайнерских технологий, которые
позволят, с помощью создания определённого
визуального образа, связать образовательную,
воспитательную, эмоциональную и эстетическую
среды в единое целое и целенаправленно
использовать их формирующие личность
возможности.

Развитие личности вообще, как и эстетическое
развитие в частности, не может считаться
целостным без включения в него субъекта этого
развития. С философской точки зрения, быть
субъектом эстетического развития – значит быть
им не в качестве части культуры, а в качестве
участника созидательной работы в искусстве,
обязывающей личность саморазвиваться и
развивать мир вокруг себя.

Школа – это институт социализации. Она учит
детей адекватно воспринимать и вести себя в
коллективе, вырабатывает представления о разных
сферах жизни, помогает сформировать систему
ценностей. И именно школа призвана воспитать
эстетически развитого, внутренне красивого
человека.

Традиционно, эстетический компонент, с целью
повышения качества образования, используется
непосредственно в учебно-воспитательном
процессе. Однако существует возможность
целенаправленной эстетизации пространства
школы, оказывающего формирующее влияние на
личность учащихся.

В контексте задач эстетического воспитания,
можно рассматривать развитие личности как
процесс, который характеризуется степенью
формирования того характерного качества
индивида, в котором выражен уровень его
социальной зрелости, воспитанности и
образованности. Социальное развитие не только
опережает интеллектуальное, предшествует ему,
но, определяет возможности перехода на каждую
следующую ступень развития. Разумеется, данный
процесс обусловлен как индивидуальными
особенностями детей, так и системой
воспитательных воздействий.

Задачи эстетического воспитания исключительно
важны для формирования высокодуховной личности.
Прежде всего – это формирование творческого
отношения человека к действительности, так как
сама суть эстетического развития – в творчестве
и сотворчестве при восприятии эстетических
явлений. Среди более конкретных задач –
формирование эстетической потребности, которую
можно определить как потребность человека в
красоте и деятельности по законам красоты.
Учитывая это, необходимо продумать реализовать
имеющиеся возможности эстетизации
учебно-воспитательного пространства школы
средствами дизайна, один из видов которого
представляет дизайн школьного интерьера.
Школьный интерьер как элемент материальной и
духовной культуры общества является предметом
изучения различных наук: философии, педагогики,
психологии, инженерной психологии, архитектуры,
дизайна, физиологии, изобразительного искусства.

Читайте также:  Литература развитие ребенка дошкольного возраста

Современные исследования определяют интерьер
пространства школы и, в частности, класса как
одно из важнейших средств интенсификации и
эффективности процесса обучения в школе, а также
как предметно-пространственную среду,
предоставляющую возможность гармоничной
организации процесса работы и усвоения знаний
учащимися.

Вместе с тем, значение воздействия интерьера в
обучении педагогическим дисциплинам не получило
глубокого теоретического и практического
развития. Нередко предметно-бытовая обстановка
помещения школы ограничивается решением
утилитарной, технической задачи без попытки
создать полноценную, эстетически организованную
и облагороженную среду для занятий. Однако, в
настоящее время образованность человека без
понимания проектно-художественных,
материально-пространственных и
предметно-средовых характеристик и ценностей
уже невозможна. И прежде всего, каждому учебному
заведению любого типа и профиля необходимо
грамотно, опираясь на законы дизайна, уметь
организовать предметную среду, как основу
эффективной работы учащихся.

Преимуществом эстетически организованного
учебно-воспитательного пространства является
его способность повышать мотивацию учителя к
педагогической деятельности и мотивацию ребенка
к обучению, развивать творческое отношение к
собственной деятельности и адекватно ее
оценивать, вырабатывать навыки саморазвития и
самообучения, увеличивать коммуникативные
навыки.

В современной педагогической литературе чаще
всего, когда говорится об образовательной среде,
имеется в виду конкретное окружение какого-либо
учебного заведения. По мнению В.И.Слободчикова (7)
образовательная среда не есть нечто однозначное
и заранее заданное. Среда начинается там, где
происходит встреча образующего и образующегося;
где они совместно начинают её проектировать и
строить. В процессе их совместной деятельности
начинают выстраиваться определённые связи и
отношения. Г.А.Ковалёв (5) в качестве единиц
образовательной (школьной) среды выделяет
физическое окружение, человеческие факторы и
программу обучения. К физическому окружению им
отнесены: архитектура школьного здания, размер и
пространственная структура школьных интерьеров,
лёгкость трансформации конструкций
внутришкольного дизайна, возможность и диапазон
перемещения учащихся в пространстве школы.

Интерьер – внутреннее пространство здания или
любого помещения, которое имеет функционально
эстетичную организацию. Школьный интерьер
выступает как средство для осуществления
учебно-воспитательной деятельности, и как
объект, носитель определенных эстетических
свойств.

К сожалению, много наших школ напоминают
мрачные, безликие коробки. При их проектировании
не всегда тщательным образом прорабатываются
вопросы архитектурно-художественной
выразительности школьной среды, не
предусматриваются элементы монументального и
декоративно-прикладного искусства, не
закладываются малые архитектурные формы и
элементы школьной наглядной агитации.

В учебно-воспитательном пространстве школы
сильное воздействие на состояние человека,
особенно на его зрение, оказывает видимая среда,
её насыщенность зрительными элементами. Всю
видимую среду условно можно поделить на две
части – естественную и искусственную.
Естественная среда находится в полном
соответствии с физиологическими нормами зрения.
Искусственная визуальная среда всё больше
отличается от природной и иногда находится в
противоречии с законами зрительного восприятия
человека, поэтому может оказывать негативное
влияние. По мнению учёных, в агрессивной видимой
среде ребёнок, как и взрослый человек, пребывает
в состоянии беспричинного раздражения. Кроме
того, негативному воздействию подвергаются
механизмы зрения детей, находящиеся в стадии
формирования и развития. Следовательно,
необходимо осознанно вмешаться в содержание
окружающей нас визуальной среды.

Решением проблемы негативного влияния
визуальной среды является создание комфортной
визуальной среды, для которой характерно
разнообразие элементов в окружающем
пространстве – кривые линии различной толщины и
контрастности, разнообразие цветовой гаммы,
сгущение и разрежение видимых элементов.

В первую очередь, к комфортной среде можно
отнести природу – лес, горы, море, облака.
Находясь в этой среде, человек отдыхает, ничего
пристально не разглядывая. Продолжительный
взгляд на зелень листвы способствует отдыху
уставших глаз, снижает напряжение. Зеленый цвет
растений успокаивает человека, снижает
артериальное давление.

Как показывает опыт, в зданиях современных школ
практически полностью отсутствует декор не как
“архитектурное излишество”, а как
функциональный элемент. Возможности
формирования комфортной визуальной среды могут
и должны быть использованы при моделировании
эстетически грамотного учебно-воспитательного
пространства школы как средства формирования
зрительного восприятия, известного как
доминирующего типа восприятия.

При проектировании искусственной среды, среды
школы, ставится не только эстетическая, но и
образная, художественная задача. Любую
объемно-пространственную структуру – город,
здание, интерьер – можно понимать как некую
живопись в пространстве. Принципы решения такого
пространства подобны принципам построения
колорита картины.

Даже сравнительно скромные физические
масштабы типовой школы позволяют формировать ее
образ, особую среду как интегрированную
ценность, ее психологическое состояние,
родственное познавательной и творческой
активности ребенка. Именно поэтому средства
формирования среды школы не могут исчерпываться
средствами формальной эстетики. Особая
образовательная деятельность, включающая
совместную проектную и творческую деятельность
детей и взрослых – единственное основание и
неформальный ход в “оживлении” или изменении
качества школьного пространства.

Дизайн, как новое направление развития
эстетики, создаёт новые методические
возможности целенаправленной эстетической
организации школьного пространства.

Эстетически правильно организованное
пространство школы не только улучшает
самочувствие детей – повышается качество
обучения, возрастает интерес к учёбе. Не стоит
недооценивать негативное влияние однообразно
оформленных интерьеров.

Читайте также:  Особенности развития речи и общения ребенка

Основное требование, которое нужно учесть при
организации интерьера, это – помнить о
назначении каждого школьного помещения. Особое
внимание следует уделять цветовому решению
помещений. Главная установка должна делаться на
жизнерадостную палитру, впрочем, выбор цвета
того или иного элемента помещения напрямую
зависит от его назначения.

При проектировании учебно-воспитательной
среды важно учитывать требования функциональной
целесообразности, назначение помещений – будут
ли здесь проводиться спортивные состязания,
театральные представления, предназначено ли оно
для учебных занятий, внеклассных мероприятий.

Особые требования предъявляются к цвету
школьной мебели. Окрашенная поверхность должна
отражать 25-30% падающего на мебель света – это
позволяет повысить степень освещенности
помещений, что имеет большое значение для
здоровья учащихся.

Дизайнеры убеждены: в кабинете, где дети
ежедневно проходят обучение, обязательно должны
быть комнатные растения. Именно цветы помогают
создать комфортную визуальную среду и дают отдых
детским глазам. В оформлении других помещений
школы так же необходимо использовать
возможности фитодизайна. Они позволяют
подчеркнуть стиль интерьера, помогая
акцентировать внимание на том или ином предмете
декора.

Организация учебно-воспитательного
пространства школы в большой степени зависит от
соответствия эстетических характеристик типу и
профилю образовательного учреждения, так как
только в этом случае оно может оказывать
формирующее влияние на личность учащихся. Дизайн
создаёт пространство исходя из целей и задач
определённого образовательного учреждения, а
дидактика позволяет целенаправленно
использовать формирующие возможности, которые
это пространство предоставляет. Таким образом,
эстетически формирующая среда имеет множество
моделей, использование различных вариантов
которых позволяет добиться максимального
результата в оказании формирующего влияния на
развитие личности учащегося данного учебного
учреждения.

В настоящее время в России создаётся много
профильных и альтернативных
общеобразовательных учебных учреждений,
различных по приоритетным направлениям, которые
способствуют более полному раскрытию внутренних
индивидуальных резервов каждого ребёнка.
Различные учебные заведения имеют характерные
особенности и отличия, касающиеся учебных
планов, внеучебных программ, формируемого типа
личности.

Основой современного образования является
принцип вариативности, не только признающий
объективное существование разных типов обучения
и учебных заведений, но и саму возможность
управляемого развития образования.

В настоящее время в сфере педагогики
существуют различные вариативные системы
образования. В полной средней школе взят курс на
профильное обучение (4), которое рассматривается
в качестве средства индивидуализации
образовательного процесса, позволяющего более
полно учитывать интересы, склонности и
способности учащихся, создавать условия для
обучения старшеклассников в соответствии с их
профессиональными интересами и намерениями
продолжать образование. По своей сути профильные
общеобразовательные предметы представляют
собой повышенный уровень подготовки, так как
формируют направленность конкретного профиля.

Из всего вышесказанного следует, что
существует необходимость создания такого типа
учебных учреждений, эстетизация
учебно-воспитательного пространства которых
полностью соответствовала бы их типу и профилю,
отражалась в учебных планах, обеспечивала
целостность воздействия на интеллект и эмоции
ребёнка, а формирующие возможности пространства
полностью использовались в учебном процессе.

В современных условиях движение педагогики и
эстетики навстречу друг другу привело к
пониманию мира образования как целенаправленно
создаваемой действительности, создающей
методологическую основу для проектного
осуществления принципа вариативности. А с
возникновением дизайна принципиально
изменились возможности эстетики, превратив её из
привлекаемого дополнительного средства в
содержание образования.

Дизайн может стать содержательной основой
целостного учебно-воспитательного процесса,
осуществляемого школой в учебное и внеучебное
время.

Дизайнер создаёт проект
предметно-пространственной среды в соответствии
с потребностями, обусловленными культурой
общества. В связи с этим, дизайнер, проектируя
отдельные предметы и предметную среду, оказывает
влияние на человека. Отсюда следует, что
дизайнер, изначально являясь педагогом, должен
осознавать свою ответственность перед обществом
как педагог, а профессиональный педагог в
современных условиях призван подходить к
осуществляемой деятельности с позиции
дизайнера, стремясь всемерно использовать
формирующие личность возможности,
предоставляемые окружающей действительностью,
осуществляя поиск путей повышения качества
учебно-воспитательного процесса, преодоления
таких негативных явлений как переутомление,
потеря интереса к обучению.

Учитель должен не только понимать значение
эстетизации школьной среды, работать над её
организацией, основанной на знании основных
принципов дизайна, а не интуитивном украшении
помещений, но и вовлекать учеников в эту
деятельность. В процессе совместной
деятельности необходимо научиться формировать
эстетический образ школьного интерьера через
художественную выразительность и гармонизацию
внутреннего пространства с одновременным
обеспечением комфортности помещений.

Объединение эстетики и педагогики, создание на
основе дизайна, формирующего школьного
пространства способно повысить эффективность и
качество отечественного образования.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Божко Ю.Г. Эстетические свойства архитектуры:
    Моделирование и проектирование. – К.: Строитель,
    1990. -141с.
  2. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р.
    Психология восприятия. – М.: изд-во Моск. унт-та,
    1973. – 246 с.
  3. Воронин Е.В. Профильное обучение: модели
    организации, управленческое и методическое
    сопровождение. – М.; “5 за знания”, 2006. С. 158-171.
  4. Закон Российской Федерации “Об образовании” –
    М., 2004.
  5. Ковалёв Г.А. Психическое развитие ребёнка и
    жизненная среда. Вопросы психологии. 1993, №1.
  6. Осипова Н.В. Эстетизация учебно-воспитательного
    пространства школы. – М.: изд-во МГОУ, 2002.
  7. Слободчиков В.И. О понятии образовательной
    среды в концепции развивающего обучения. – М., 1996.

Источник