Школа как образовательная среда развития ребенка
В современном мире школа является организацией с определенно заданными задачами и функциями. Но при этом школы значительно отличаются одна от другой способами организации деятельности, средствами решения поставленных задач. Ни для кого не секрет, что для сегодняшних родителей выбор школы является трудной проблемой, и каждый старается подобрать для своего ребенка лучшую, на его взгляд, школу. Чем же объясняется, что в одну школу родители отдают детей с удовольствием, а в другую — нет? Конечно, в значительной степени выбор определяется образовательными результатами, которые показывают ученики школы и ее выпускники. Но это не единственный фактор, делающий школу привлекательной. На выбор школы влияют и такие факторы, как инновационные педагогические технологии, авторские программы, уровневое содержание образования, формы организации учебного процесса.
Образовательная среда школы в настоящее время может стать инструментом развития и воспитания при условии целенаправленного использования ее возможностей в работе с детьми. Влияние образовательной среды, во многом, обусловлено восприятием учащимися, их включенностью в процесс ее создания и совершенствования. Эффективность освоения этого пространства со стороны ребенка зависит от того, каким он его видит. Образовательная среда школы может стать средством развития потенциала личности ребенка только в том случае, если она будет пространством общности детей и взрослых — родителей, педагогов, наполненным реальными и значимыми вопросами, на которые необходимо найти ответы, если все субъекты функционирования пространства воспринимают среду как свою собственную территорию, за которую они несут ответственность.
В большинстве зарубежных исследований образовательная среда оценивается в терминах «эффективности школы» как социальной системы эмоционального климата, личностного благополучия, особенностей микрокультуры, качества воспитательно-образовательного процесса [1], [2]. При этом констатируется, что не существует заранее заданного сочетания показателей, которые бы определили «эффективную школу», поскольку каждая школа уникальна. С точки зрения американских исследователей, более значимым фактором школьной эффективности выступает организационный, обеспечивающий солидарность представлений учителей о своем профессиональном долге, их умение увязать личные педагогические философии как друг с другом, так и с учащимися, поддержку автономной инициативы учителей администрацией школы [3].
Наиболее теоретически проработанным в отечественной психологии является подход В. И. Слободчикова, который, с одной стороны, вписывает образовательную среду в механизмы развития ребенка, определяя тем самым ее целевое и функциональное назначение, а с другой выделяет ее истоки в предметности культуры общества [4; 181].
Хорошо организованная образовательная среда школы, таким образом, способствует достижению предметных, метапредметных и личностных результатов образования, но не гарантирует достижения личностных результатов образования. Cистемный подход к построению образовательной среды предполагает выделение его особенностей и рассмотрение их с позиций системообразующих связей, иерархических отношений, структурных характеристик. Под образовательной развивающей средой В. А. Ясвин понимает систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [6]. В структуре образовательной развивающей среды акцентируется ее значение, связанное с процессом формирования личности обучающегося по определенному образцу. Структура образовательной среды включает в себя, по Ясвину В. А., три базовых компонента:
– пространственно-предметный, т. е. пространственно-предметные условия и возможности осуществления обучения, воспитания и социализации обучающихся,
– социальный, т. е. пространство условий и возможностей, которое создается в межличностном взаимодействии между субъектами учебно-воспитательного процесса (обучающимися, педагогами, администрацией, родителями, психологами и др.),
– психодидактический, т. е. комплекс образовательных технологий (содержания и методов обучения и воспитания), построенных на тех или иных психологических и дидактических основаниях.
Для создания образовательной среды можно выделить следующие характеристики [6]:
– активность — служит показателем социально ориентированного созидательного потенциала и экспансии образовательно-воспитательной среды в среду обитания;
– доминантность характеризует значимость данной локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса;
– интенсивность показывает степень насыщенности среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления;
– когерентность (согласованность) — степень согласованности влияния на личность данной локальной среды с влияниями других факторов среды обитания;
– мобильность служит показателем способности среды к ограниченным эволюционным изменениям, в контексте взаимоотношений со средой обитания;
– обобщенность характеризует степень координации деятельности всех субъектов данной среды;
– осознаваемость — степень включенности в нее субъектов учебно-воспитательного процесса;
– устойчивость отражает стабильность среды во времени;
– широта показывает,какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в данную среду;
– эмоциональность отражает соотношение эмоционального и рационального компонентов в среде.
Отечественные исследования показывают, что далеко не всегда администрация и педагогический коллектив отдают себе отчет в том, на достижение каких целей реально направлены усилия их школы. Хотя деятельность всех педагогов может быть направлена на повышение качества образования, удовлетворение образовательных запросов детей, но нет общей стратегии и тактики, слаженности, взаимодействия и как следствие, не сформирована образовательная среда [5].
При построении образовательной среды, таким образом, необходимо планировать ряд действий (мероприятий) для достижения оптимального значения каждой из выделенных характеристик. организации взаимодействия различных субъектов воспитательного пространства как основы процесса интеграции, необходимого для его функционирования; создании условий для реализации ребенком, педагогом, родителями и другими участниками воспитательного пространства своей субъектной позиции.
Выделенные нами мероприятия представлены в таблице 1.
Таблица 1
Характеристика среды | Мероприятия, направленные на достижение оптимального значения данной характеристики |
Активность | – Обеспечение участия детей в конкурсах, смотрах различного уровня – Организация семинаров, круглых столов, открытых уроков для педагогов района, округа – Обеспечение участия педагогов школы в семинарах, круглых столах, конференциях различного уровня – Информирование педагогов о возможности публикации своих методических разработок, материалов исследований |
Доминантность | – Организация дней открытых дверей, открытых уроков, мастер-классов для родителей и общественности – Организация школьных мероприятий, спектаклей с участием родителей – Обеспечение стабильности основного состава педагогического коллектива за счет удовлетворения профессиональных запросов педагогов: расписание уроков, оснащенность кабинетов, повышение квалификации и т. п. |
Интенсивность | – Обеспечение образовательных запросов учащихся и родителей за счет организации факультативов, кружков различной направленности – Усиление экскурсионной работы – Обеспечение запросов учащихся и их родителей за счет внеклассной и внеурочной деятельности |
Когерентность | – Установление и поддержание связей с ВУЗами (МГПУ, МПГУ, МАИ), ССУЗами (Педагогический колледж № 18) – Установление связей с издательствами: («Просвещение», Express Publishing, Макмиллан, «Первое сентября» и др.) – Установление и поддержание связей с организациями повышения квалификации: ФГАОУ АПК и ППРО, МИОО, ГБОУ Центр педагогического мастерства, Институт имени Гете и др. – Организация и проведение межшкольных конференций защиты проектных работ учащихся |
Мобильность | – Овладение педагогами школы современными образовательными технологиями, методами и приемами, направленными на личностно-ориентированное обучение – Обеспечение библиотек школы современной учебно-методической и художественной литературой и доступа учащихся и педагогов к необходимым Интернет-ресурсам – Повышение квалификации педагогов |
Обобщенность | – Вовлечение педагогов, учащихся и родителей в органы школьного самоуправления – Вовлечение педагогов, учащихся и родителей в коллективные творческие дела |
Осознаваемость | – Регулярное обновление информации на сайте школы – Проведение мастер-классов для родителей – Проведение традиционных школьных праздников с участием педагогов, учащихся, родителей – Проведение родительских конференций |
Устойчивость | – Удовлетворение профессиональных запросов педагогов: расписание уроков, оснащенность кабинетов, повышение квалификации и т. п. – Удовлетворение образовательных запросов учащихся их родителей – Обеспечение индивидуального подхода к учащимся |
Широта | – Организация и проведение программ международного и межрегионального обмена – Организация и проведение городских, межрегиональных, международных экскурсий – Посещение учащимися учреждений дополнительного образования, центров детского творчества – Организация сотрудничества с клубом ЮНЕСКО, спортивными детско-юношескими организациями, психологическими центрами и др. |
Эмоциональность | – Проведение психолого-педагогических консультаций для родителей на постоянной основе – Внедрение программы по предупреждению профессионального выгорания средствами педагогической рефлексии – Ведение психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса – Проведение индивидуальных и групповых тренингов для учащихся |
Целенаправленное построение образовательной среды позволяетя избежать возможных неблагоприятных, критических или недопустимых ситуаций, вносить своевременные коррективы и создавать условия для реализации ребенком, педагогом, родителями и другими участниками воспитательного пространства своей субъектной позиции.
Литература:
1. Reid K., Hopkins D. et al. Towards the effective school: The problems and solutions. Oxford, 1987.
2. Маклафлин К. Исследование системы педагогической помощи и поддержки в школах Англии и Уэльса // Новые ценности образования: забота — поддержка — консультирование. Вып. 6. Инноватор. М., 1996. С. 99–105.
3. Пилиповский В. Я. Эффективная школа: слагаемые успеха в зеркале американской педагогики // Педагогика. 1997. № 1. С. 104–111.
4. Слободчиков В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. ИнноваторBennet college. М., 1997. С. 177–184.
5. Улановская И. М., Поливанова Н. И., Ермакова И. В. Что такое образовательная среда школы и как ее выявить? // Вопросы психологии 1998. № 6. С. 12–14
6. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. — 365 с.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная среда, родитель, воспитательное пространство, среда обитания, учебно-воспитательный процесс, школа, локальная среда, образовательная развивающая среда, оптимальное значение, педагогический коллектив.
Источник
Перед современной школой остро стоит задача
воспитания всесторонне развитой творческой
личности, мотивированной на саморазвитие и
самообразование, способной быть востребованной
в современных условиях.
Это включает в себя не только степень
обученности ученика, фиксируемой в различных
формах контроля, но и степень достигнутой
социальной развитости, готовности творчески
реализовываться, личностной причастности к
происходящему в стране.
Испытывая потребность в человеке активном,
деятельном и творчески целеустремленном,
общество сознает необходимость создания такой
образовательной и культурной среды, которая
могла бы способствовать решению этой задачи.
Среда обитания человека во все
культурно-исторические эпохи была призвана
способствовать формированию и
совершенствованию человека как субъекта и
объекта познания. В этом отношении среде
воспитания и обучения принадлежит
первостепенная роль в развитии личности
отдельного человека и общества в целом.
Важнейшим условием обеспечения комфортной и
стимулирующей школьной среды является грамотно
организованное школьное пространство, его
атмосфера и наполнение, поскольку правильно
организованная среда способствует становлению
личности учащегося.
Следовательно, школа нуждается в разработке
современных дизайнерских технологий, которые
позволят, с помощью создания определённого
визуального образа, связать образовательную,
воспитательную, эмоциональную и эстетическую
среды в единое целое и целенаправленно
использовать их формирующие личность
возможности.
Развитие личности вообще, как и эстетическое
развитие в частности, не может считаться
целостным без включения в него субъекта этого
развития. С философской точки зрения, быть
субъектом эстетического развития – значит быть
им не в качестве части культуры, а в качестве
участника созидательной работы в искусстве,
обязывающей личность саморазвиваться и
развивать мир вокруг себя.
Школа – это институт социализации. Она учит
детей адекватно воспринимать и вести себя в
коллективе, вырабатывает представления о разных
сферах жизни, помогает сформировать систему
ценностей. И именно школа призвана воспитать
эстетически развитого, внутренне красивого
человека.
Традиционно, эстетический компонент, с целью
повышения качества образования, используется
непосредственно в учебно-воспитательном
процессе. Однако существует возможность
целенаправленной эстетизации пространства
школы, оказывающего формирующее влияние на
личность учащихся.
В контексте задач эстетического воспитания,
можно рассматривать развитие личности как
процесс, который характеризуется степенью
формирования того характерного качества
индивида, в котором выражен уровень его
социальной зрелости, воспитанности и
образованности. Социальное развитие не только
опережает интеллектуальное, предшествует ему,
но, определяет возможности перехода на каждую
следующую ступень развития. Разумеется, данный
процесс обусловлен как индивидуальными
особенностями детей, так и системой
воспитательных воздействий.
Задачи эстетического воспитания исключительно
важны для формирования высокодуховной личности.
Прежде всего – это формирование творческого
отношения человека к действительности, так как
сама суть эстетического развития – в творчестве
и сотворчестве при восприятии эстетических
явлений. Среди более конкретных задач –
формирование эстетической потребности, которую
можно определить как потребность человека в
красоте и деятельности по законам красоты.
Учитывая это, необходимо продумать реализовать
имеющиеся возможности эстетизации
учебно-воспитательного пространства школы
средствами дизайна, один из видов которого
представляет дизайн школьного интерьера.
Школьный интерьер как элемент материальной и
духовной культуры общества является предметом
изучения различных наук: философии, педагогики,
психологии, инженерной психологии, архитектуры,
дизайна, физиологии, изобразительного искусства.
Современные исследования определяют интерьер
пространства школы и, в частности, класса как
одно из важнейших средств интенсификации и
эффективности процесса обучения в школе, а также
как предметно-пространственную среду,
предоставляющую возможность гармоничной
организации процесса работы и усвоения знаний
учащимися.
Вместе с тем, значение воздействия интерьера в
обучении педагогическим дисциплинам не получило
глубокого теоретического и практического
развития. Нередко предметно-бытовая обстановка
помещения школы ограничивается решением
утилитарной, технической задачи без попытки
создать полноценную, эстетически организованную
и облагороженную среду для занятий. Однако, в
настоящее время образованность человека без
понимания проектно-художественных,
материально-пространственных и
предметно-средовых характеристик и ценностей
уже невозможна. И прежде всего, каждому учебному
заведению любого типа и профиля необходимо
грамотно, опираясь на законы дизайна, уметь
организовать предметную среду, как основу
эффективной работы учащихся.
Преимуществом эстетически организованного
учебно-воспитательного пространства является
его способность повышать мотивацию учителя к
педагогической деятельности и мотивацию ребенка
к обучению, развивать творческое отношение к
собственной деятельности и адекватно ее
оценивать, вырабатывать навыки саморазвития и
самообучения, увеличивать коммуникативные
навыки.
В современной педагогической литературе чаще
всего, когда говорится об образовательной среде,
имеется в виду конкретное окружение какого-либо
учебного заведения. По мнению В.И.Слободчикова (7)
образовательная среда не есть нечто однозначное
и заранее заданное. Среда начинается там, где
происходит встреча образующего и образующегося;
где они совместно начинают её проектировать и
строить. В процессе их совместной деятельности
начинают выстраиваться определённые связи и
отношения. Г.А.Ковалёв (5) в качестве единиц
образовательной (школьной) среды выделяет
физическое окружение, человеческие факторы и
программу обучения. К физическому окружению им
отнесены: архитектура школьного здания, размер и
пространственная структура школьных интерьеров,
лёгкость трансформации конструкций
внутришкольного дизайна, возможность и диапазон
перемещения учащихся в пространстве школы.
Интерьер – внутреннее пространство здания или
любого помещения, которое имеет функционально
эстетичную организацию. Школьный интерьер
выступает как средство для осуществления
учебно-воспитательной деятельности, и как
объект, носитель определенных эстетических
свойств.
К сожалению, много наших школ напоминают
мрачные, безликие коробки. При их проектировании
не всегда тщательным образом прорабатываются
вопросы архитектурно-художественной
выразительности школьной среды, не
предусматриваются элементы монументального и
декоративно-прикладного искусства, не
закладываются малые архитектурные формы и
элементы школьной наглядной агитации.
В учебно-воспитательном пространстве школы
сильное воздействие на состояние человека,
особенно на его зрение, оказывает видимая среда,
её насыщенность зрительными элементами. Всю
видимую среду условно можно поделить на две
части – естественную и искусственную.
Естественная среда находится в полном
соответствии с физиологическими нормами зрения.
Искусственная визуальная среда всё больше
отличается от природной и иногда находится в
противоречии с законами зрительного восприятия
человека, поэтому может оказывать негативное
влияние. По мнению учёных, в агрессивной видимой
среде ребёнок, как и взрослый человек, пребывает
в состоянии беспричинного раздражения. Кроме
того, негативному воздействию подвергаются
механизмы зрения детей, находящиеся в стадии
формирования и развития. Следовательно,
необходимо осознанно вмешаться в содержание
окружающей нас визуальной среды.
Решением проблемы негативного влияния
визуальной среды является создание комфортной
визуальной среды, для которой характерно
разнообразие элементов в окружающем
пространстве – кривые линии различной толщины и
контрастности, разнообразие цветовой гаммы,
сгущение и разрежение видимых элементов.
В первую очередь, к комфортной среде можно
отнести природу – лес, горы, море, облака.
Находясь в этой среде, человек отдыхает, ничего
пристально не разглядывая. Продолжительный
взгляд на зелень листвы способствует отдыху
уставших глаз, снижает напряжение. Зеленый цвет
растений успокаивает человека, снижает
артериальное давление.
Как показывает опыт, в зданиях современных школ
практически полностью отсутствует декор не как
“архитектурное излишество”, а как
функциональный элемент. Возможности
формирования комфортной визуальной среды могут
и должны быть использованы при моделировании
эстетически грамотного учебно-воспитательного
пространства школы как средства формирования
зрительного восприятия, известного как
доминирующего типа восприятия.
При проектировании искусственной среды, среды
школы, ставится не только эстетическая, но и
образная, художественная задача. Любую
объемно-пространственную структуру – город,
здание, интерьер – можно понимать как некую
живопись в пространстве. Принципы решения такого
пространства подобны принципам построения
колорита картины.
Даже сравнительно скромные физические
масштабы типовой школы позволяют формировать ее
образ, особую среду как интегрированную
ценность, ее психологическое состояние,
родственное познавательной и творческой
активности ребенка. Именно поэтому средства
формирования среды школы не могут исчерпываться
средствами формальной эстетики. Особая
образовательная деятельность, включающая
совместную проектную и творческую деятельность
детей и взрослых – единственное основание и
неформальный ход в “оживлении” или изменении
качества школьного пространства.
Дизайн, как новое направление развития
эстетики, создаёт новые методические
возможности целенаправленной эстетической
организации школьного пространства.
Эстетически правильно организованное
пространство школы не только улучшает
самочувствие детей – повышается качество
обучения, возрастает интерес к учёбе. Не стоит
недооценивать негативное влияние однообразно
оформленных интерьеров.
Основное требование, которое нужно учесть при
организации интерьера, это – помнить о
назначении каждого школьного помещения. Особое
внимание следует уделять цветовому решению
помещений. Главная установка должна делаться на
жизнерадостную палитру, впрочем, выбор цвета
того или иного элемента помещения напрямую
зависит от его назначения.
При проектировании учебно-воспитательной
среды важно учитывать требования функциональной
целесообразности, назначение помещений – будут
ли здесь проводиться спортивные состязания,
театральные представления, предназначено ли оно
для учебных занятий, внеклассных мероприятий.
Особые требования предъявляются к цвету
школьной мебели. Окрашенная поверхность должна
отражать 25-30% падающего на мебель света – это
позволяет повысить степень освещенности
помещений, что имеет большое значение для
здоровья учащихся.
Дизайнеры убеждены: в кабинете, где дети
ежедневно проходят обучение, обязательно должны
быть комнатные растения. Именно цветы помогают
создать комфортную визуальную среду и дают отдых
детским глазам. В оформлении других помещений
школы так же необходимо использовать
возможности фитодизайна. Они позволяют
подчеркнуть стиль интерьера, помогая
акцентировать внимание на том или ином предмете
декора.
Организация учебно-воспитательного
пространства школы в большой степени зависит от
соответствия эстетических характеристик типу и
профилю образовательного учреждения, так как
только в этом случае оно может оказывать
формирующее влияние на личность учащихся. Дизайн
создаёт пространство исходя из целей и задач
определённого образовательного учреждения, а
дидактика позволяет целенаправленно
использовать формирующие возможности, которые
это пространство предоставляет. Таким образом,
эстетически формирующая среда имеет множество
моделей, использование различных вариантов
которых позволяет добиться максимального
результата в оказании формирующего влияния на
развитие личности учащегося данного учебного
учреждения.
В настоящее время в России создаётся много
профильных и альтернативных
общеобразовательных учебных учреждений,
различных по приоритетным направлениям, которые
способствуют более полному раскрытию внутренних
индивидуальных резервов каждого ребёнка.
Различные учебные заведения имеют характерные
особенности и отличия, касающиеся учебных
планов, внеучебных программ, формируемого типа
личности.
Основой современного образования является
принцип вариативности, не только признающий
объективное существование разных типов обучения
и учебных заведений, но и саму возможность
управляемого развития образования.
В настоящее время в сфере педагогики
существуют различные вариативные системы
образования. В полной средней школе взят курс на
профильное обучение (4), которое рассматривается
в качестве средства индивидуализации
образовательного процесса, позволяющего более
полно учитывать интересы, склонности и
способности учащихся, создавать условия для
обучения старшеклассников в соответствии с их
профессиональными интересами и намерениями
продолжать образование. По своей сути профильные
общеобразовательные предметы представляют
собой повышенный уровень подготовки, так как
формируют направленность конкретного профиля.
Из всего вышесказанного следует, что
существует необходимость создания такого типа
учебных учреждений, эстетизация
учебно-воспитательного пространства которых
полностью соответствовала бы их типу и профилю,
отражалась в учебных планах, обеспечивала
целостность воздействия на интеллект и эмоции
ребёнка, а формирующие возможности пространства
полностью использовались в учебном процессе.
В современных условиях движение педагогики и
эстетики навстречу друг другу привело к
пониманию мира образования как целенаправленно
создаваемой действительности, создающей
методологическую основу для проектного
осуществления принципа вариативности. А с
возникновением дизайна принципиально
изменились возможности эстетики, превратив её из
привлекаемого дополнительного средства в
содержание образования.
Дизайн может стать содержательной основой
целостного учебно-воспитательного процесса,
осуществляемого школой в учебное и внеучебное
время.
Дизайнер создаёт проект
предметно-пространственной среды в соответствии
с потребностями, обусловленными культурой
общества. В связи с этим, дизайнер, проектируя
отдельные предметы и предметную среду, оказывает
влияние на человека. Отсюда следует, что
дизайнер, изначально являясь педагогом, должен
осознавать свою ответственность перед обществом
как педагог, а профессиональный педагог в
современных условиях призван подходить к
осуществляемой деятельности с позиции
дизайнера, стремясь всемерно использовать
формирующие личность возможности,
предоставляемые окружающей действительностью,
осуществляя поиск путей повышения качества
учебно-воспитательного процесса, преодоления
таких негативных явлений как переутомление,
потеря интереса к обучению.
Учитель должен не только понимать значение
эстетизации школьной среды, работать над её
организацией, основанной на знании основных
принципов дизайна, а не интуитивном украшении
помещений, но и вовлекать учеников в эту
деятельность. В процессе совместной
деятельности необходимо научиться формировать
эстетический образ школьного интерьера через
художественную выразительность и гармонизацию
внутреннего пространства с одновременным
обеспечением комфортности помещений.
Объединение эстетики и педагогики, создание на
основе дизайна, формирующего школьного
пространства способно повысить эффективность и
качество отечественного образования.
ЛИТЕРАТУРА:
- Божко Ю.Г. Эстетические свойства архитектуры:
Моделирование и проектирование. – К.: Строитель,
1990. -141с. - Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р.
Психология восприятия. – М.: изд-во Моск. унт-та,
1973. – 246 с. - Воронин Е.В. Профильное обучение: модели
организации, управленческое и методическое
сопровождение. – М.; “5 за знания”, 2006. С. 158-171. - Закон Российской Федерации “Об образовании” –
М., 2004. - Ковалёв Г.А. Психическое развитие ребёнка и
жизненная среда. Вопросы психологии. 1993, №1. - Осипова Н.В. Эстетизация учебно-воспитательного
пространства школы. – М.: изд-во МГОУ, 2002. - Слободчиков В.И. О понятии образовательной
среды в концепции развивающего обучения. – М., 1996.
Источник