Школа как фактор развития личности ребенка

Школа как фактор развития личности ребенка thumbnail

Школа как фактор развития личности ребенка

В школе проходит подавляющая часть повседневной жизни ребенка, и именно здесь он познает азы социальных отношений и нюансы разнообразных учебных предметов. Каково же влияние школы на формирование личности ребенка, и от чего подобное влияние зависит?

Положительное влияние школы на формирование личности ребенка

Влияние школы на социализацию личности оказывается огромное, но далеко не всегда негативное. Именно за счет постоянного существования в большом коллективе одноклассников, ребенок учится находить общий язык со всеми, он начинает понимать многообразие людских характеров и интересов. Психологи давно доказали, что дети, которые занимаются на даму или дистанционно, имеют огромные проблемы в плане социализации, с которыми детишки, посещающие школу, не сталкиваются.

Школа как фактор развития личности ребенка

Еще один важный положительный нюанс влияния школы на личность ребенка — это формирование у учащихся новых интересов. Современные учебные заведения могут похвастаться разнообразными секциями, театральными и спортивными кружками. Участвуя во всех школьных мероприятиях, ребенок развивается, находит что-то поистине интересное для себя. Иногда именно за счет грамотной работы педагогов-организаторов, ребенок определяется с желаемой профессией, которой хочет посвятить свою жизнь.

Влияет школа и на развитие волевых качеств у детей. Амбициозность, целеустремленность, активность — все эти положительные качества развиваются на фоне правильной деятельности педагогов. Стимулируя своих учеников к постоянному познанию, к получению все новой и новой информации, преподаватель может добиться того, что дети и по жизни продолжат проявлять амбициозность и целеустремленность.

Школа как фактор развития личности ребенка

Помимо знаний по предметам, в школе дети приобретают и определенные воззрения. Так, на внеклассных занятиях педагог может внушить своим подопечным мысль о негативности вредных привычек, о последствиях раннего секса, обо всех преимуществах здорового образа жизни. Все эти идеи, изложенные правильным образом, становятся частью мировоззрения подростка, напрямую влияя на его будущее.

Негативное влияние школы на личность ребенка

Рассказывая о влиянии современной школы на ребенка, не стоит забывать и про оборотную сторону этого процесса. Многие родители жалуются на то, что их ребенок изменяется до неузнаваемости, и все из-за школьного окружения. Если подросток попадет не в лучшую школьную компанию, то его взгляды на жизнь, которые так тщательно взращивали родители, могут сильно преобразиться. Детки из плохих компаний часто проявляют грубость, агрессивность и озлобленность. Вредные привычки также становятся их спутниками, и только совместная работа педагогов, а также родителей, поможет справиться с последствиями такого дурного влияния.

Школа как фактор развития личности ребенка

Если ребенок внезапно становится изгоем в классе, это обязательно негативно повлияет на его характер, личностные качества. Обычно такие малыши предпочитают замкнуться в себе, не общаться со сверстниками и родителями. На фоне всеобщей нелюбви могут развиться комплексы, депрессии и даже мысли о суициде. Здесь только помощь всегда любящих родителей поможет справиться с потоком навалившихся проблем.

Конфликты с учителями также могут негативно сказаться на самооценке и успеваемости ребенка. Испытывая ненависть к преподавателю, школьник может полностью потерять ученические амбиции, что немедленно скажется на его успеваемости.

Многие родители, начитавшись про негативное влияние школы на ребенка, отдают предпочтение дистанционной форме обучения. Однако, несмотря на возможные недостатки школьного воспитания, именно здесь, в рамках класса происходит важная социализация ребенка, которая в дальнейшем повлияет на его амбициозность и активность по жизни.

Источник

Как часто вы рассматриваете, какое влияние на человека оказывает окружающая среда? Я сейчас говорю не о природе, а больше о социальной среде. После рождения дети идут в детский сад, где воспитатели готовят птенчиков к более взрослой жизни в школе.

Родители сами решают, когда ребёнку следует пойти в школу. В шесть лет, семь или даже восемь. Но вы когда-нибудь задумывались о том, как шкода влияет на развитие вашего ребёнка? Сегодня мы затронем эту тему.

Учеба играет большую роль в жизни вашего ребёнка, так как школа занимает большую часть времени в сутках. Именно в школе формируется правильная ориентация личности, и создаются условия для её развития. Школьник тянется больше к тем сферам учения, которые дают ему чувство уверенности в себе и делают более взрослым в собственных глазах. Ребёнку больше нравится ощущать себя самостоятельным и делать что-либо только с небольшой помощью от взрослых. Немаловажную роль в этом играет учитель, который должен правильно подать информацию так, чтобы у школьника возникли интерес и стремление выполнять что-либо качественно. На базе потребности познавать что-либо возникает интерес ребёнка к определённому предмету. Благодаря этому появляются мысли о том, кем стать в будущем или же построение идеала собственной жизни.

Знания – значимая информация, обеспечивающая расширение кругозора вашего ребёнка. Они могут приносить ему чувство удовлетворения, если достаточно интересны. Или же вызывать отрицательные эмоции и смешанные чувства, если не оказывают будоражащего действия. Ключом к получению знаний является успех, именно он формирует особое отношение к школьному предмету.

Несомненно важную роль в развитии индивидуальности личности играет социальный статус в обществе, которое окружает школьника. Достичь высокого положения можно за счёт успешной учебы. Высокая оценка, поставленная преподавателем, обеспечивает чувство абсолютного благополучия в человеке.

В учебном классе формируется коллектив из детей, объединённых общими интересами, достижениями и целями. Соответственно, каждый ребёнок приобретает социальную роль и соответствующие обязанности, которые позволяют получить определенное количество нравственного опыта.

Благодаря изучению школьных предметов ребёнок осваивает понятия, знаки, буквы. Они, в свою очередь, развивают теоретическое мышление и повышают интеллектуальное. Ребёнок должен понимать схемы, которые дают в школе. Что это значит? Это значит, что он должен уметь подставить собственные данные и воспользоваться схемой. Таким образом человек может выделять существенное и учиться получать достоверный результат.

Передача научных знаний и способов научного познания от преподавателя к ребёнку формирует и психологическое состояние личности.

Значимую роль в воспитании личности занимает учитель. Именно он организует учебную и внеучебную деятельность ребёнка. Большое влияние оказывают дискуссии во время урока, так как именно тогда школьник учится доказывать и отстаивать свою позицию.

Эффективность деятельности повышают поручения, которые бывают коллективные и индивидуальные.

Я считаю, что главное в жизни – общение, именно оно развивает в нас качества, чувства, интеллект. Несомненно, в учебном процессе общение должно стоять на первом месте. Причём, включая как общение преподавателя с учеником, так и детей друг с другом. Ведущую роль играет, конечно же, учитель. Любую ссору в коллективе устраняет именно взрослый, а также контролирует дружеские отношения между учащимися, находящимися в определенных рамках.

Можно сделать вывод о том, что школа – одна из движущих сил развития личности ребёнка. Именно она формирует последующее отношение индивидуума к окружающей его среде.

Источник

Внимательно ознакомьтесь с условиями пользования ресурсами сайта Домашняя школа InternetUrok.ru https://home-school.interneturok.ru/ (далее – Сайт).
Пользуясь Сайтом ООО «ИНТЕРДА» (123317, г. Москва, Пресненская набережная, д. 8, стр. 1, этаж 8, помещение 17), Вы подтверждаете, что полностью принимаете следующие условия:

1. Под термином «содержание» в рамках настоящего Соглашения подразумеваются любые материалы, документы, изображения, схемы,
аудиовидеоматериалы и любая другая информация, полученная на данном Сайте или размещенная на нем.

2. Данный Сайт представляет собой программное средство, позволяющее хранить, систематизировать
и транслировать содержание научно-образовательного характера.

3. Сайт Домашняя школа InternetUrok.ru предоставляет возможность доступа к имеющимся на нем ресурсам
исключительно в ознакомительных целях.

4. Информация, размещенная на Сайте, не является справочной и предоставляется исключительно
в научно-образовательных целях.

5. Размещение видео и других материалов с сайта Домашняя школа
InternetUrok.ru на сторонних ресурсах запрещено.

6. Администрация сайта Домашняя школа InternetUrok.ru оставляет за собой право в любой момент
изменить содержание материалов (видео, тексты, задания и т.п.), размещенных на Сайте, без уведомления пользователей.

7. Администрация сайта Домашняя школа InternetUrok.ru не несет никакой ответственности за действия пользователей,
связанные с использованием представленной на Сайте информации, и не возмещает убытков.

8. Информация на Сайте предоставляется также путем подключения третьих сторон к содержанию – предоставлением гиперссылок,
указателей на другие сайты, поддерживаемые третьими лицами, предоставлением содержания сторонних сайтов обрамлением (фреймингом) и другими методами.

9. Подключение к содержанию сторонних сайтов предоставляется исключительно для удобства и информирования.
Ответственность за содержание сторонних сайтов лежит на их создателях.

10. Если иное не указано в описании или титрах к видеоматериалу, все исключительные права на видеоматериал,
размещенный на сайте Домашняя школа InternetUrok.ru (в том числе и конспект к нему), принадлежат ООО «ИНТЕРДА». Все исключительные права на
записи онлайн-консультаций, домашние задания в виде вопросов, тестов, упражнений, задач, примеров принадлежат ЧОУ «Первая народная школа»,
если иное не указано в описании.

11. Если иное не указано прямо, услуги сайта предоставляются только для целей личного некоммерческого использования.
Это означает, что без письменного разрешения Администрации сайта запрещается любое изменение, копирование, распространение, републикация,
создание производных произведений, пересылка, продажа, лицензирование материалов сайта, за исключением трансляции материалов сайта исключительно
в учебных учреждениях путём показа (трансляции) материалов или их частей напрямую с сайта Домашняя школа InternetUrok.ru.

12. Администрация Сайта приветствует гипертекстовые ссылки на сайт.

13. Запрещено использовать материалы и сервисы Сайта для любых целей, которые противоречат нормам морали и
нравственности, целям создания данного Сайта, и/или нарушают (могут нарушить) запреты, предусмотренные настоящим Соглашением, и/или нарушают
(могут нарушить) действующее законодательство РФ об авторских правах.

14. Запрещено использовать услуги Сайта любым способом, служащим для целей нанесения ущерба нормальному
функционированию Сайта (включая флудинг, DOS-атаки, ограничение доступа к сайту третьих лиц, но не ограничиваясь ими).

15. Запрещено предпринимать попытки завладения чужими учетными записями (аккаунтами) на Сайте любыми
способами (включая взлом пароля перебором, хакерство, фишинг, социальную инженерию, но не ограничиваясь ими).

16. Запрещена пропаганда наркотических средств, психотропных веществ. Не допускаются пропаганда или агитация,
возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропаганда наркотических средств, психотропных веществ,
а также иные виды пропаганды, запрещенные законами Российской Федерации. Запрещается пропаганда социального, расового, национального,
религиозного или языкового превосходства.

17. Запрещено использование в сообщениях на Сайте и в данных при регистрации (логин, имя) ненормативной лексики,
а также любых выражений, оскорбляющих личность собеседника или третьего лица (в том числе криптованный мат – латиницей,
с использованием звёздочек, математических и иных символов). Администрация сайта имеет право блокировать любого Пользователя
в случаях написания им нецензурной лексики или оскорблений во всех возможных каналах связи на сайте. Администрация сайта самостоятельно
устанавливает срок блокировки конкретного Пользователя, нарушившего настоящий пункт Соглашения, в пределах периода от 1 до 7 дней,
период блокировки компенсации не подлежит (продление доступа, возврат денежных средств).

18. Регистрируясь на Сайте, Пользователь дает свое согласие на участие в сборе диагностической информации,
сведений об использовании Сайта, а также на обработку персональных данных, указанных на Сайте (ФИО, адрес электронной почты, пароль, возраст,
место проживания, роль на Сайте), на любое действие (операцию) или совокупность действий (операций), совершаемых с персональными данными,
включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (в т.ч.
трансграничную и третьим лицам – партнерам), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных с использованием средств
автоматизации в целях информирования об услугах, предоставления и улучшения качества услуг, облегчения доставки обновлений ПО, поддержки Сайта
и оказания других услуг, а также для проверки соблюдения условий настоящего Соглашения. Согласие вступает в силу с момента регистрации на Сайте
и действует в течение сроков, установленных действующим законодательством РФ.

19. Администрация Сайта имеет право самостоятельно и без предварительного уведомления менять контент Сайта, в том числе
транслируемые видеоуроки и условия настоящего Соглашения.

20. Администрация Сайта имеет право в одностороннем порядке менять политику использования своего контента
Пользователем и партнерами, в том числе вводить платные Услуги.

Источник

Дьякова Людмила Владимировна

МБОУ СОШ №39 г.Воронеж

учитель начальных классов

Начальная школа как фактор формирования личности ребенка

Основу обучения и воспитания подрастающего поколения составляет начальная школа, именно здесь дети учатся читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать.

Учебно-воспитательный процесс начальной школы является одним основополагающих составляющих формирования личности младшего школьника.

Огромную роль в данном процессе оказывает личность учителя, ведь именно он является эталоном для младших школьников. Ученики младших классов стараются во всём походить на учителя. Им кажется, что все его поступки носят положительную направленность.

Именно в школе ребёнок проводит основную часть своего времени. Поэтому формирование личности ребёнка младшего школьного возраста происходит в школьном учреждении.

Процесс личностного становления детей младшего школьного возраста непосредственно связан с «развитием волевых качеств, учебной мотивацией, формированием рефлексии»[5,с.96].

Формирование личности младшего школьника непосредственно зависит от учебной деятельности, второстепенное значение личностного становления ребёнка оказывают отношения со взрослыми, их образцами и оценками, следование правилам, приобретение научных понятий[3].

Именно в учебно-воспитательном процессе у ребёнка усваиваются знания, формируются интеллектуальные силы, ориентировка в новом предметном мире, происходит процесс социализации личности ребёнка. Именно в учебной деятельности у ребёнка происходит формирование всех психологических процессов, интеллектуальное развитие школьника.

Успехи детей в учебном процессе самым прямым образом оказывают влияние на становление личности школьника. Это личностное становление вначале происходит в классном коллективе. Дети, получающие положительные оценки, как правило, являются лидерами.

По мнению В.В. Давыдова, Л.Бережной, Л.И. Божович, М.В. Максимова, В.С. Мухиной, Е.Ю. Федоренко и др, сначала у учащихся младших классов внутренняя позиция имеет познавательную и социальную направленность, что в дальнейшем переходит в учебно-познавательные мотивы и более зрелые формы социальных мотивов[4].

В.П. Ильина утверждает, что у учеников 1-го и 2-го класса на совершение волевых действий влияют взрослые, но к 3-му классу дети способны совершать волевые действия руководствуясь собственными мотивами[11].

В практике современной образовательной системы помощь младшему школьнику реализуется через психолого-педагогическую поддержку. Ребёнок младшего школьного возраста приходит в школу и погружается в новую для себя сферу деятельности, реализация которой происходит через решение определённых задач, через реализацию индивидуальной цели психического и личностного развития. Адаптация ребёнка в данной сфере происходит в условиях психолого-педагогической поддержки учителя. Эта поддержка направлена, прежде всего, « на создание благоприятных социально-психологических условий для его успешного обучения, воспитания и психологического развития»[3].

Г.С. Остапенко определяет психолого-педагогическую поддержку как длительный процесс, направленный на всестороннее развитие личности школьника. Данная поддержка младшего школьника создаёт условия для его благоприятного развития [3].

В современной практике образовательного процесса ученые выделяют различные направления психолого-педагогической поддержки младших школьников:

– воспитательное направление психолого-педагогической поддержки;

– направление поддержки как защиты;

– психолого-педагогическая поддержка школьника как индивидуализация, заключающаяся в перманентной готовности взрослого адекватно отреагировать на запрос ребенка о взаимодействии, утверждение собственной его состоятельности.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что психолого-педагогическая поддержка младшего школьника направлена, прежде всего, на «создание условий для развития младших школьников, складываемых из атмосферы физической и психологической безопасности учащихся, обеспечения их интересов и условий индивидуально-личностного развития» [1, с.3].

Таким образом, мы определили, что становление личности младшего школьника происходит, главным образом, в процессе учебной деятельности. Данная деятельность у ребёнка младшего школьного возраста является одной из главных. Именно, при изучение школьных предметов, у школьника развиваются интеллектуальные способности, что способствует развитию его познавательной сферы, совершенствуется волевая сфера деятельности ребёнка. Успеваемость ребёнка по учебным предметам, в первую очередь, способствует его личностному развитию.

Школа оказывает помощь в становление личности школьника через психолого-педагогическую поддержку. Последняя нацелена на создание благоприятных социально-психологических условий для его успешного обучения, воспитания и психологического развития.

Становление личности младшего школьника формируется через его нравственное воспитание.

В основе нравственного воспитания лежит нравственное развитие ребёнка с опорой на положительные представления ребёнка о себе.

Младший школьный возраст является преднравственным уровнем развития, когда поступки определяются внешними обстоятельствами, а точки зрения других людей в расчет не принимаются.

При этом реализуется вторая стадия данного уровня- ориентация на поощрение. Суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь. Для этого возраста характерны конформное, согласное с нормами поведение, направленное на то, чтобы в результате получить поощрение; ожидание ребенком того, что в ответ на его положительные поступки к нему будут относиться так же хорошо.

Рассмотрим некоторые нравственные новообразования младших школьников в соответствии с этапами обучения.

6-7 лет. «К концу первого года обучения дети имеют определенный опыт взаимоотношений, совместной работы на уроках».

8-9лет. Второклассниками оценка различных событий, людей, природы осуществляется уже не только по принципу «хороший или плохой для меня», «добрый или злой по отношению ко мне» — «доброе» или «злое» осмысливается по отношению ко всем людям. Однако в 1-м и 2-м классах, по исследованиям Н. М. Трофимовой, мало детей умеют наблюдать за внешними предметами и действиями увидеть отношение человека к деятельности и другим людям.

8-10лет. Ребенку уже не нужна ежеминутная опека учителя, поэтому возникающие в классном коллективе конфликты дети пытаются разрешить сами. Большую роль в этом играет развитие самоуправления детского коллектива. Но детям свойственно видеть только внешнюю сторону конфликта или то, что задевает их лично, нравственный смысл во многих случаях они не осознают. Часто ребенок знает, как нужно поступать тому или иному герою, а в реальной жизни не уступит и в малом, полагая, что все хорошие качества человека проявляются только в особых случаях и в героических поступках.

Н.В. Лещенко выделяет внутренние (физиологические, психологические), и внешние (педагогические) предпосылки эффективного нравственного воспитания в процессе начального обучения[2].

К внутренним предпосылкам относится сензитивность психики детей данного возраста к нравственному воспитанию, обусловленная повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность нравственных норм; бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим, непосредственностью в поведении; активным формированием гуманистических отношений, побудительным мотивом которых является потребность в положительных поступках; неустойчивостью отрицательных качеств личности, пластичностью нервной системы, восприятием учителя референтной личностью; повышенной конформностью, которая может служить опорой учителю для развития умения ребенка подчинять свои интересы интересам коллектива и т. д.

Педагогическими предпосылками эффективного нравственного воспитания в процессе начального обучения могут быть значительное расширение круга общения и видов деятельности ребенка, которые воспринимаются им как общественно значимое явление; более разнообразные по сравнению с дошкольным детством жизненные обстоятельства, в которых ребенок должен сам решать, как надо поступать в том или ином случае, не нарушая предъявленного к нему требования; длительное общение с учеником начальных классов в процессе обучения, позволяющее учителю наблюдать его в большом числе ситуаций, изучать его индивидуальные особенности, целенаправленно и систематически воздействовать на его развитие; существующие в начальной школе благоприятные условия для успешной установки контактов с родителями школьников; эмоциональность младших школьников.

Перечисленные предпосылки начального обучения в школе представляют собой залог нравственной воспитуемости младших школьников. Именно в данном возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного развития детей.

Таким образом, к младшему школьному возрасту каждый ребенок достигает своего «рубежа» нравственного развития; у него «накапливается определенный нравственный опыт, формируются черты индивидуального характера, вырабатываются определенные привычки». Все эти факторы отражаются на процессе нравственного воспитания, которое самым непосредственным образом оказывает влияние на становление личности ребёнка[2, с.120].

Итак, начальная школа самым непосредственным образом участвует в личностном становление ребенка. Этот процесс формируется под непосредственным сопровождением учителя, который является для детей образцом во всех начинаниях. Именно в начальной школе формируются зачатки личности ребёнка.

Список использованной литературы.

  1. Кевля Ф.И. Психолого-педагогический консилиум как средство прогнозирования личностного развития ребенка[Текст]/ Ф.И.Кевля// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 1996.- № 3.

  2. Лещенко Н.В.Особенности нравственного развития младших школьников [Текст]/Н.В.Лещенко//Интеграция образования.-2007.-№3/4.-с.119-122.

  3. Остапенко Г.С. Психологическая диагностика и психолого-педагогическое сопровождение становления личностного опыта младших школьников [Текст]/ Г.С. Остапенко Г.С., Г.В. Самусева // Мир психологии.— 2008.— № 2.— С. 167–172

  4. Степанова Н.А. Динамика личностного развития младших школьников [Текст]/Н.А.Стапанова //Вестник Московского Областного Государственного университета,2010.-№3.-с.173-176.

  5. Эльконин Д.Б. Обучение и умственное развитие в младшем школьном возрасте [Текст]/Д.Б. Эльконин: Избр. психол. труды. М.: Педагогика, 1999.-560с.

Источник