Школа индивидуального развития и здоровья ребенка
- Авторы
- Файлы
Татарникова Л.Г.
1
1 Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (СПбАППО)
Издание третье, дополненное и переработанное.
Рецензенты: Прохорова М.В., профессор, д.п.н., зав. кафедрой педагогики ГАФК им. П.Ф. Лесгафта; Швец Л.П., директор авторской школы № 341, заслуженный учитель РФ.
Печатается по решению РИС Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.
I. Анализ неудач школьных реформ не окончен и по сей день. Исследователи, в том числе западные, отмечают отсутствие целостной теоретической концепции, невнимание к воспитательной стороне обучения. Не решаются и глобальные задачи общества – сохранение здоровья ребенка в процессе воспитания; на передний план выдвигается задача – приведение в соответствие двух сторон взаимодействия: общества, направляющего воспитательные возможности всех субъектов и сфер жизнедеятельности в интересах человека, и механизма активизации самой личности, ее творческого потенциала. В школе могут быть даны лишь основные направления развития личности в общем виде, не препятствующие индивидуальной вариативности духовной сущности ребенка. Задача школы состоит и в том, чтобы создать равные стартовые условия каждому для обеспечения развития личностно-смысловой сферы его индивидуального и эмоционального здоровья.
Приоритет в развитии ребенка, несомненно, принадлежит семье, но семья сегодня не решает этих проблем и передает их школе… Возрождение института семьи, имеющей уникальные условия для выявления интеллектуальных задатков и способностей ребенка, реализации интеллектуальных и физических его возможностей решается школой.
Школа формирует новую модель взаимодействия семьи с обществом в системе: личность – семья – общество. Первичными в этой системе становится ребенок, семья, вторичными – общественные институты. Главные усилия направлены на то, чтобы деятельность всех социальных институтов способствовала возрождению духовного и нравственного потенциала семьи, становлению благоприятных межличностных контактов в ней. Таким образом, школа предусматривает взаимоувязанные направления взаимодействия всех субъектов социализации детей: организацию социального опыта и создание необходимых, наиболее благоприятных условий для полноценной самореализации, саморазвития каждого ребенка как индивидуальности, его самоактуализацию в семье и ближайшем окружении, самовоспитание в направлении, отвечающем нравственным и духовным запросам общества; активизацию всех имеющихся у общества средств – интеллектуальных, эмоциональных, моральных, культурно-творческих, физических и т.д.; создание воспитывающей среды в семье, родительской и будущей, молодежной.
Модель личности россиянина XXI столетия уже сегодня формируется в направлениях: от развития чувства сопричастности через единство знаний и адекватной оценки их, к эстетическому удовлетворению, получаемому в результате деятельности в обществе. Это школа здоровья и радости, творчества и вдохновения, как для ребенка, так и для учителя.
Инновационный подход требует изменения содержания образования, структуры учебного процесса, принципов и методов обучения, обеспечивающих здоровый образ жизни и индивидуальное развитие ребенка. Безусловно, данная система должна учитывать специфику конкретного региона, сельской общины, фермерского хозяйства,… но самое главное – школа должна учитывать психофизиологические и половозрастные особенности обучающихся детей. Это валеологическая школа, она прошла апробацию во многих регионах России и успешно развивается сегодня.
Эволюционное движение концепции Российской школы здоровья начиналось с представления модели на первой Российской Ассамблее «Здоровье России» (Нижний Новгород, 1991 г.), далее проект ее был представлен в Государственной научно-технической программе «Развитие образования в России» (1991–1995 гг.). Направление – российская школа. МО России, Институт национальных проблем образования (Москва, 1994 г.).
II. Структура научно-методического пособия раскрывается через Введение, позволяющее осмыслить научный потенциал проекта, через понимание культуры: «есть три формулы культуры: мирская культура, или простое накопление, религиозная культура, смысл которой заключается в исполнении определенных установлений, и культура избранных – саморазвитие». Опираясь на выше обозначенную идею и исследования ученых, автор вводит новое направление – валеологически обоснованную педагогическую систему, т.е. новую валеолгическую модель образования. Методология базируется на совокупности параметров, характеризующих основных тенденции развития связей, внутренних структурно-функциональных взаимосвязей, которые интегрируют обучение воспитание и развитие при сохранении здоровья. Прототипы данной модели на начало 90-х годов отсутствовали. Частичное сопоставление возможно с Вальдорфской школой, системой С. Френе, технологиями М. Монтессори. Среди российских аналогов – Царскосельский лицей пушкинской поры.
III. Пособие состоит из двух частей, каждая из которых имеет собственные приложения.
В Часть I – обоснованна психолго-педагогическая и социальная характеристика «Российской школы здоровья и индивидуального развития детей»; концептуальные подходы к построению экспериментальной модели; положение о валеологической школе – российской модели образования; содержание образования и системы оценки знаний; кадры школы; система управления; организация воспитательного процесса и два приложения (валеологическое сопровождение педагогической системы (ВСПС) и валеологическое сопровождение индивидуального образовательного маршрута ребенка (ВСИОМ)).
Часть II представляет научное программно-методическое обеспечение педагогической системы: концепцию непрерывного валеологического образования; структуру функциональных модулей (социально-педагогический; научно-теоретический; функциональный; потребностно-личностный; дидактический и экзистенциально-философский). Программы и учебно-методические планы школьного курса «Здоровье» – 1–11 классы, дифференцированные для разных возрастных категорий.
Особое место занимает программа и учебно-тематический план для 11 класса «Валеология материнства и отцовства». С целью повышения компетентности и квалификации «учителей здоровья» разработана Программа и учебно-тематический План введения в курс «Педагогическая валеология» и уникальная Программа непрерывного валеологического образования женщин, состоящая из 22 модулей, предусматривающих, в том числе научно-практические конференции по теме: «Женщина и изменяющийся мир: от мифа к реальности». Особое внимание уделяется работе социальных педагогов. Для них разработан спецкурс «Социальному педагогу о здоровье».
Семинар проводился в течение 20-ти лет, апробирован во многих регионах России, преподавался в Университете Педагогического Мастерства (СПбАППО); в Университете Культуры и Искусств, на курсах повышения квалификации работников профтехобразования СССР.
Следует отдельно прокомментировать специфику особенностей развития разных ступеней обучения: 5.1 – I ступень 3–4 года обучения – предусматривается возможность экстерната и сокращение сроков обучения. Курс «Чтение и искусство языковой культуры» занимает одну треть времени; Основы математики – 1 четверть; Мир детства – ежедневно (2 ч); ребенок и его здоровье – 2 ч в неделю; прикладные искусства и владение ими – ежегодно 1 час в неделю; физическое саморазвитие (индивидуально); каллиграфия – 72 ч; иностранный язык + компьютер – 4 ч в неделю и т.д. Гибкие учебные планы предусматриваются (на основе диагностики) по выбору учащегося и родителей на весь период обучения, с учетом самоанализа. В пособии представлены варианты структуры валеологической службы; индивидуальные учебные планы старшей школы; индивидуальные учебные планы начальной школы; «паспорт здоровья» учащегося; форма скриниг-обследование состояния здоровья учащихся (учителя) и т.д. А так же литература и справочная литература.
Пособие адресовано административным работникам системы образования, социальным педагогам и другим работникам сферы образования.
Библиографическая ссылка
Татарникова Л.Г. РОССИЙСКАЯ ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ И ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 10-1. – С. 118-120;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10596 (дата обращения: 26.09.2020).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
Источник
Автономная некоммерческая организация центр адаптивной физкультуры, спорта и помощи для людей с ментальными нарушениями, ДЦП, другими особенностями развития и жизненными сложностями «Школа Героев»
Сценаристы, педагоги и аниматоры придумывают программы под интересы и характер ребёнка.
124 ребенка занимаются на постоянной основе по адаптивным программам методики «Школы героев
Провели 6 семинаров для тренеров и родителей по курсу «Адаптивный батут»
Провели 12 мероприятий: спортивные фестивали и праздники для детей с ОВЗ и РАС
Информация о АНО «Школа Героев»
Здравствуйте, меня зовут Наталья Складова. Я соучредитель некоммерческой организации «Школа Героев».
«Здравствуйте, меня зовут Наталья Складова. Я соучредитель некоммерческой организации «Школа Героев». Качественной помощи особенным семьям очень мало и стоит она непосильных для большинства денег. У родителей нет возможности заниматься с детьми с ментальными нарушениями и инвалидностью. На сегодняшний момент бесплатной помощи нет. Чтобы сделать помощь максимально доступной, мы привлекаем средства для осуществления благотворительных программ- оплачиваем реабилитацию и абилитацию особенных людей посредством занятий адаптивным спортом, готовим специалистов (в т.ч. спортивных инструкторов), чтобы они могли работать с детьми с ОВЗ и не отказывались, проводим благотворительные встречи для семей, устраиваем праздники и спортивные фестивали, вовлекая в них здоровых и особенных участников». Читать полностью
Кому может помочь АНО «Школа Героев»
Мы подберем адаптивную программу для ребенка с ограниченными возможностями
Аутизм
Синдром Дауна
Задержка развития
Синдром дефицита внимания и гиперактивности
Нарушение слуха
Нарушение зрения
АНО «Школа Героев» разработала свою учебно-тренировочную программу для особенных детей, которая оказывает положительный эффект на физическое и психологическое развития.
Аутизм
Синдром Дауна
Программа адаптации «Школы героев»
На основании научных исследований о влиянии спорта на адаптационные возможности детей с ОВЗ мы разработали собственные программы, благодаря которым ежегодно более 1 000 детей получают базовые социальные навыки.
ОФП с элементами нейрокоррекции и кинезотерапии
Базовый уровень тренировок, который помогает особенным детям адаптироваться к нагрузкам и научиться гармонично взаимодействовать со своим телом и окружающим миром. Тренировки помогают развивать физические и умственные качества, улучшать эмоциональное состояние и самочувствие. Занятия проходят на жесткой поверхности и состоят из комплексов упражнений, заимствованных из разных видов спорта: легкой атлетики, командных игр с мячом, развивающей гимнастики.
Адаптивный батут для детей с ментальными нарушениями
Комплекс тренировок на батутах для детей с особенностями развития: РАС, синдром Дауна, синдром Аспергера, ЗПР, ЗРР и другими. Тренировки на батутах развивают физические возможности и коммуникативные навыки, помогают утолить сенсорный голод, улучшить силу мышц и координацию, развить двигательные навыки. Дети становятся более самостоятельными и контактными, гораздо легче воспринимают просьбы и усваивают информацию.
Адаптивный скалодром для детей с особенностями развития
Занятия на скальном тренажере, имитирующем поверхность гор, корректируют физическую форму, оздоравливают организм и улучшают мыслительные процессы детей. В процессе тренировок развивается мелкая и крупная моторика, баланс, выносливость. В программу входят упражнения с тактильной, вестибулярной и проприоцептивной стимуляцией.
Занятия проходят как в игровой, так и спортивной форме, что позволяет вызвать у ребенка интерес к занятию, выработать дисциплину и психологическую устойчивость.
Адаптивный батут для детей с нарушениями слуха
Тренировки на батуте помогают не только развиваться физически, но и удовлетворяют потребности в самореализации, коммуникации и социализации. Благодаря тренировкам на батуте у слабослышащих детей улучшается осанка и походка, развиваются моторные навыки, сила мышц, координация, они адаптируются к окружающему миру, становятся уверенными в своих силах.
ИНСТРУКТОРЫ И ПЕДАГОГИ ФОНДА
На протяжении всего адаптационного курса с детьми занимаются профессиональные спортсмены и педагоги
Барсукова Наталия
Мастера спорта по спортивной акробатике.
Автор программы «Адаптивный батут»
Инструктор групповых программ для детей по развивающей гимнастике и адаптивному спорту.
Опыт работы 15 лет.
Сертификаты
Сертификат DIR Floortime
Сертификат «Адаптивный спорт» курс Девида Геслока
Ионцев Владимир
Мастер спорта по греко-римской борьбе.
Призер первенства России.
Инструктор групповых и индивидуальных программ по адаптивному спорту.
Опыт работы 10 лет.
Сидоренко Дмитрий
Мастер спорта международного класса по акробатике.
5-ти кратный чемпион Украины.
4-х кратный призер на чемпионате Мира.
Артист цирка Cirque du Soleil.
Обладатель золотого клоуна в Монте-Карло.
Инструктор групповых и индивидуальных программ по адаптивному спорту.
Опыт работы 20 лет.
Сертификаты
АВА терапия, нейрофизиологии, семинар по АФК.
КАК ПРОХОДЯТ ТРЕНИРОВКИ
Для каждого ребенка составляется индивидуальный план занятий и постепенно, шаг за шагом он осваивает новые упражнения, укрепляющие его физическое и психологическое здоровья
- Фото
- Видео
Отзывы родителей о программе адаптации Школы героев
Оставте заявку на консультацию
Наш менеджер будет рад Вам помочь
Я соучредитель некоммерческой организации «Школа Героев».
У моего сына Платона в 2 года 8 мес диагностировали ранний детский аутизм. Мы, как и все родители в таких ситуациях, прошли все психологические стадии принятия неизбежного и искали волшебную пилюлю, объездив разные страны и врачей.
В Израиле в течение месяца мой сын проходил терапию и параллельно занимался со специалистом в бассейне. Я видела положительные результаты, и это были первые предпосылки направить все внимание на спорт.
Больше всего пользы в спорте
Когда Платону было четыре года, мы возили его на шаманскую терапию на Украину, в город Днепропетровск. Эти практики не имели ничего общего с наукой и оказались бессмысленны. Зато, именно там, я окончательно убедилась в эффективности физических нагрузок для развития особенных детей. Неподалеку от места, где мы жили, я нашла развивающий центр, где занимались обычные дети. Я решила поговорить с инструкторами и попросить провести индивидуальные занятия. Тренеры — мастера спорта по водному поло и футболу проводили групповые занятия по ОФП для обычных детей.
Тренер сказал: «Руки, ноги есть, значит справится». Эта его уверенность поразила меня. Я думала, он не знает, о чем говорит и никогда не имел дело с детьми с аутизмом. Но его уверенность все же подбодрила меня. В русскоязычном пространстве очень мало людей готовых браться за таких детей.
Платон был гипатичный ребенкок, у него не было инициативы заниматься спортом. Первое занятие было ожидаемым: ребенок практически висел на руке тренера, пока тот бежал, и почти не перебирал ногами. Я думала, что тренер откажется заниматься дальше, но в конце он сказал, что Платон большой молодец.
Ошеломляющие результаты тренировок
До отъезда мы успели позаниматься всего 6 раз. К третьему занятию ребенок уже бежал рядом с тренером, не держась за его руку, сам свободно двигался и выполнял команды тренера. На шестом занятии я сидела открыв рот, я не знала, что мой ребенок на такое способен. Он был очень сконцентрирован на слуховом восприятии и выполнении физических упражнений. Я еще никогда не видела, чтобы он так свободно выполнял инструкции незнакомого ему человека. После второго занятия Платону уже была не нужна дополнительная мотивация и даже похвала. Понимание собственного успеха стало для него самомотивацией. Мое сердце замирало от счастья, когда он, попадая мячом в корзину, начинал прыгать и радоваться.
Апофеозом стали слова тренера, что мой ребенок технически и физически способен выполнять все упражнения и может заниматься в обычной секции. Что он понимает все инструкции и контекст происходящего на тренировке. За 6 занятий инструктор смог подготовить ребенка с нуля. Я поняла, что спорт — это основа развития и адаптации ребенка с аутизмом. В Москве 2,5 года назад я и другие активные и инициативные родители особенных детей решили создавать спортивные секции. Мой ребенок занимал тхэквондо, скалолазанием и роликами.
Как появилась «Школа героев»
Я нашла неравнодушных людей в лице спортивных центров «Небо», которые дали возможность бесплатно тренироваться на их базе, привлекать и обучать спортивных инструкторов, проводить исследования. За пять лет я изучила множество исследований и достижений в области абилитации детей с ОВЗ. Между специалистами уже нет споров по поводу того, что спортивные занятия позволяют создавать в мозгу новые нейронные связи.
Почему батуты и скалодром
Сенсорная интеграция — это процесс получения информации от всех органов чувств и насыщение сенсорных потребностей организма. Например, у детей с аутизмом часто нарушено сенсорное восприятие и переработка сенсорной информации мозгом. Если ребенок насыщает сенсорные потребности и разгружает перегрузки, то он может концентрироваться на обучении. Для таких детей очень важно, чтобы они усваивали больше информации.
Тренировки на батутах и скалодроме насыщают все аспекты сенсорной сферы, развивают проприоцепцию, мелкую моторику и силу мышц. Сенсорная интеграция стала поворотным моментом для открытия «Школы героев».
Я посещала специалистов по сенсорной интеграции и поняла, что их в Москве всего два. Один из них очень далеко — нужно потратить 2-3 часа в один конец и заплатить сумасшедшие деньги за 40 минут занятия. В результате весь день стоишь в пробках, и это не приносить никакой пользы ребенку.
Я поняла, что все знания и рекомендации по сенсорной интеграции можно внедрить в привычный распорядок дня. И что должна быть доступная среда для ребенка и его семьи, чтобы разгрузить избытки и насытить недостатки сенсорных ощущений. Мы разработали курс утренних и дневных тренировок, после которых ребенок очень хорошо сконцентрирован на уроках. Зарядка стала образом жизни для всей семьи. Перед сном еще одну короткую тренировку для разгрузки и хорошего сна.
Работа организации
Качественной помощи особенным семьям очень мало и стоит она непосильных для большинства денег. У родителей нет возможности заниматься с детьми с ментальными нарушениями и инвалидностью. На сегодняшний момент бесплатной помощи нет.
Чтобы сделать помощь максимально доступной, мы привлекаем средства для осуществления благотворительных программ- оплачиваем реабилитацию и абилитацию особенных людей посредством занятий адаптивным спортом, готовим специалистов (в т.ч. спортивных инструкторов), чтобы они могли работать с детьми с ОВЗ и не отказывались, проводим благотворительные встречи для семей, устраиваем праздники и спортивные фестивали, вовлекая в них здоровых и особенных участников.
Источник