Шкала регрессии физического развития ребенка
Метод оценки физического развития по шкале регрессии более совершенен, так как оценочные таблицы, составленные по шкале регрессии, учитывают корреляционную зависимость между двумя антропометрическими признаками: длиной и массой тела, длиной тела и окружностью грудной клетки.
Таблицы составляются на основании вариационно-статистической обработки данных измерений этих признаков у выборочной группы детей (не менее 100 — 150 чел.) одного возраста и пола.
Основу оценочной таблицы составляет длина тела, представленная во всех вариантах (от минимального до максимального значения с интервалом в 1 см) с делением на пять групп: низкую, ниже средней, среднюю, выше средней и высокую. В настоящее время низкий вариант роста практически не встречается. Для каждого варианта длины тела вычислены средние значения (М) и частные сигмы (+σ) массы тела и окружности грудной клетки. Проводя индивидуальную оценку физического развития по оценочным таблицам, прежде всего, определяют, к какой группе относится рост ребенка. Затем находят показатели массы тела и окружности грудной клетки, соответствующие этому росту (с учетом допустимых сигмальных отклонений). Далее сопоставляют найденные величины с фактическими показателями массы тела и окружности грудной клетки ребенка.
На практике в связи с наличием тесной прямой корреляционной зависимости между массой тела и окружностью грудной клетки допускается для оценки физического развития использовать только соотношение длины и массы тела.
Таблицы для индивидуальной оценки физического развития, составленные на основе региональных стандартов и общепринятого метода регрессионного анализа, устанавливают для конкретных вариантов длины тела (роста) в каждой возрастно-половой группе детей диапазон нормальных колебаний массы тела (от М-lσ до М+2σ).
При оценке физического развития в соответствующей полу и возрасту ребенка таблице находят его рост, затем строго по горизонтальной строке соответствующий данному росту диапазон «нормы» массы тела. В зависимости от того, попадает ли фактическое значение массы тела в данный диапазон, окажется ниже минимальной или выше максимальной его границы, оценивается физическое развитие ребенка.
Оценку «нормальное физическое развитие» получают дети и подростки с длиной тела ниже средней, средней и выше средней (эти варианты отражают генетическую вариабельность признака) и массой тела в пределах от М σ – до М+2 σ. Остальные показатели длины тела и сочетания их с массой тела оцениваются как отклонения в физическом развитии. Их можно сгруппировать в шесть вариантов: «низкий рост», «высокий рост», «дефицит массы» I и II степени, избыток массы I и II степени.
Пример: Мальчик 11 лет имеет рост 139 см, массу тела 32 кг, окружность грудной клетки 60 см. По оценочной таблице для мальчика 11 лет определяем, что его рост относится к группе средних величин. В следующей графе находим среднее значение массы тела, соответствующей росту 139 см, – 33,36 кг, таким образом, масса тела мальчика меньше стандартной на 1,36 кг (32,0-33,36 = – 1,36). Эту разницу делим на частную сигму массы тела (4,02) и получаем отклонение, выраженное в долях частной сигмы: -1,36 / 4,02 = – 0,3.
Масса тела ниже стандартных величин на 0,38, то есть находится в пределах средних. В следующей графе оценочной таблицы находим окружность грудной клетки, соответствующую росту 139 см. Она равна 65,76 см. Фактическая величина окружности груди мальчика меньше стандартной на 5,87 см (60-65,87=-5,87). Выражая эту разницу в долях частной сигмы, получаем: – 5,87 / 3,25 = – 1,8.
Таким образом, показатели окружности грудной клетки ниже средних величин. Следовательно, физическое развитие мальчика может быть оценено как дисгармоничное при среднем росте.
Источник
21. Оценка физического развития по шкале регрессии
Этот метод дает возможность выделить лиц с гармоническим и дисгармоническим развитием, так же дает комплексную оценку физического развития по совокупности признаков в их взаимосвязи, поскольку ни один из признаков, взятых каждый в отдельности, не может дать объективную и полную оценку физического развития.
Сущность метода оценки по шкале регрессии: при наличии связи между двумя признаками наблюдается последовательное увеличение значений одного из признаков (например, веса) при соответствующем увеличении другого признака (например, роста) при прямой связи и аналогично последовательное уменьшение – при обратной.
Оценочные таблицы для комплексной оценки показателей физического развития в виде шкал регрессии составляют с помощью ряда параметров. К ним относятся:
1) коэффициент корреляции (с), выражающий величину связи между признаками;
2) коэффициент регрессии (R), показывающий величину изменения одного признака при изменении другого на единицу;
3) сигма регрессии, или частная сигма (sR), которая служит для определения величины индивидуального отклонения признака, сопряженного с другим.
Метод шкал регрессии предусматривает распределение признаков физического развития на две категории: независимые (рост) и зависимые (вес и окружность грудной клетки). Таким образом, рост считается ведущим признаком физического развития и необходимым основанием для правильной оценки. При нормальном развитии ребенка увеличение роста сопровождается прибавкой массы тела и окружности грудной клетки.
В зависимости от соотношения между массой тела, окружностью грудной клетки и ростом физическое развитие считается гармоничным (нормальным), дисгармоничным и резко дисгармоничным.
Гармоничным считается физическое развитие, при котором масса тела и окружность грудной клетки соответствуют длине тела или отличаются от должных в пределах одной сигмы регрессии (Sr).
Дисгармоничным считается физическое развитие, при котором масса тела и окружность грудной клетки отстают от должных на 1,1-2Sr, а также более должных на ту же величину.
Резко дисгармоничным следует считать физическое развитие, при котором масса тела и окружность грудной клетки отстают от должных на 2Sr и более или превышают должные на ту же величину.
При оценке физического развития по шкале регрессии определяют, к какой группе роста относится обследуемый, после чего находят должный вес и окружность грудной клетки. В таблице шкал регрессии значения зависимых признаков представлены с границами колебаний в пределах ±1s, что соответствует нормальному, гармоничному развитию. Поэтому в ряде случаев для проведения оценки физического развития достаточно простого сравнения. Оценка физического развития по шкалам регрессии проводится следующим образом: вычисляют разницу между данными обследования и должными величинами, выражая ее в сигмах регрессий (Sr), т. е. разницу делят на сигму регрессии.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Похожие главы из других книг:
18. Методы изучения физического развития
Для получения точных результатов при оценке физического развития необходимо соблюдать ряд стандартных условий, а именно: оценка должна проводиться в утреннее время, при оптимальном освещении, наличии исправного инструментария, с
20. Оценка физического развития по методу сигмальных отклонений
Метод сигмальных отклонений является наиболее простым. В этом случае показатели физического развития индивидуума сравнивают со средними арифметическими соответствующих возрастно-половых групп, взятыми
22. Методика групповой оценки физического развития. Акселерация
Оценка физического развития коллектива производится путем анализа возрастных изменений средних величин их средних квадратических отклонений, годичных приростов показателей в различные возрастные
8. Цент ильный метод оценки физического развития
Учитывая наблюдающееся варьирование различных показателей физического развития ребенка, нужно знать так называемое нормальное, или гаусс-лапласовское, распределение. Характеристиками этого распределения являются
49. Показатели физического развития
Под физическим развитием понимают совокупность морфологических, функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития (биологический возраст) организма.Для детей первого года жизни – каждый 1 месяц.Для детей от 1
50. Методы оценки физического развития детей и подростков
Метод сигмальных отклоненийПоказатели развития индивидуума сравниваются со средними показателями, характерными для соответствующей возрастно-половой группы, разница между ними выражается в долях
51. Методы оценки физического развития детей и подростков (продолжение)
На втором этапе определяют морфофункциональ-ное состояние по показателям массы тела, окружности груди в дыхательной паузе, мышечной силе кистей рук и жизненной емкости легких (ЖЕЛ). В качестве
Показатели физического развития
Для полного представления о состоянии здоровья подрастающего поколения, кроме заболеваемости, демографических данных, необходимо еще изучение ведущего критерия здоровья детского организма – физического развития.Термин «физическое
Методы оценки физического развития детей и подростков
При разработке и выборе методов оценки физического развития необходимо прежде всего учитывать основные закономерности физического развития растущего организма:1) гетероморфность и гетерохронность развития;2)
5. Показатели физического развития детей. Центильный метод оценки физического развития
Учитывая наблюдающееся варьирование различных показателей физического развития ребенка, нужно знать так называемое нормальное, или гаусс-лапласовское, распределение.
II. Особенности физического развития
1. Резко выраженное отставание в физическом развитии, препятствующее выполнению упражнений и нормативов, предусмотренных учебными программами; резкая диспропорция между длиной конечностей и туловища.2. Все виды деформаций верхних
Методика исследования физического развития детей
Антропометрическое обследование и определение степени физического развития по его оценочным таблицам (стандартам) входит в обязанности среднего медицинского работника и воспитателя, а их интерпретация – в обязанности
Методика оценки физического развития детей
В настоящее время наиболее распространенным способом оценки физического развития является метод взаимосвязи антропометрических признаков (по шкалам регрессии), которые обеспечивают гармоничность, пропорциональность их
Приблизительные нормы физического и психомоторного развития детей первого года жизни
Игнатьева Татьяна, Назирбекова Ирина
Возраст: (от первого вдоха до 28 дней) – новорождённый. Физические параметры: рост 46–55 см; вес 2600–4500 г.Психомоторное развитие: флексорная поза.
Приложений 1
Результаты анализа физического развития семилетних детей Красноярска
В условиях глубокого демографического кризиса необходимо уделять особое внимание воспитанию подрастающего поколения. Показатели физического развития – один из основных параметров
Источник
Сигмальные отклонения | Длина тела (см) | Масса тела (кг) | Окружность грудной клетки (см) | Длина тела (см) | Масса тела (кг) | Окружность грудной клетки (см) |
17,2 | 56,4 | 16,9 | 53,3 | |||
17,9 | 56,8 | 17,5 | 53,7 | |||
-2б и ниже | 18,6 | 57,2 | 18,1 | 54,2 | ||
19,2 | 57,6 | 18,7 | 54,6 | |||
19,9 | 57,9 | 19,3 | 55,0 | |||
19,8 | 55,4 | |||||
20,5 | 58,3 | 20,4 | 55,9 | |||
21,2 | 58,7 | 21,0 | 56,3 | |||
-Iб -2б | 21,9 | 59,1 | 21,6 | 56,4 | ||
22,5 | 59,5 | 22,2 | 57,2 | |||
23,2 | 59,8 | 22,7 | 57,6 | |||
23,3 | 58,0 | |||||
23,8 | 60,2 | |||||
24,5 | 60,6 | 23,9 | 58,4 | |||
25,2 | 61,0 | 24,5 | 58,9 | |||
25,8 | 61,4 | 25,1 | 59,3 | |||
26,6 | 61,7 | 25,6 | 59,7 | |||
-Iб +Iб | 27,1 | 62,1 | 26,2 | 60,2 | ||
27,8 | 62,5 | 26,8 | 60,6 | |||
28,5 | 62,9 | 27,4 | 61,0 | |||
29,1 | 63,3 | 28,0 | 61,5 | |||
29,8 | 63,6 | 28,5 | 61,9 | |||
30,4 | 64,0 | |||||
31,1 | 64,4 | 29,1 | 62,3 | |||
31,8 | 64,8 | 29,7 | 62,7 | |||
-Iб +Iб | 32,4 | 65,2 | 30,3 | 63,2 | ||
33,1 | 65,5 | 30,9 | 63,6 | |||
33,7 | 65,9 | 31,4 | 64,0 | |||
32,0 | 64,5 | |||||
34,4 | 66,3 | 32,6 | 64,9 | |||
35,1 | 66,7 | 33,2 | 65,3 | |||
35,7 | 67,1 | 33,8 | 65,8 | |||
36,4 | 67,4 | 34,3 | 66,2 | |||
37,0 | 67,8 | 34,9 | 66,6 |
М 128,1 27,9 62,5 127,0 26,8 60,6
+б 5,56 5,26
R у/х 0,66 0,38 0,58 0,43
+бR 3,26 3,25 3,60 3,71
Таким же образом определяют сигму регрессии окружности грудной клетки.
Физическое развитие по шкалам регрессии оценивается как гармоничное, дисгармоничное и резко дисгармоничное.
Гармоничным следует считать развитие, при котором масса тела и окружность грудной клетки соответствуют росту или отличаются от должных величин в пределах одной частной сигмы (бR). Исключение составляют те случаи, когда масса тела превышает должную более чем на одну сигму (бR) за счет развития мускулатуры (спортсмены), физическое развитие данных лиц определяется так же, как и гармоничное.
Дисгармоничным следует считать развитие, при котором масса тела и окружность грудной клетки менее должных величин на 1,1 – 2,0 бR или более должных на ту же величину, но за счет повышенного жироотложения.
Резко дисгармоничным считается развитие, при котором масса тела и окружность грудной клетки отстают от должных величин на 2,1 бR и более или превышают должные на ту же величину за счет избыточного жироотложения.
Пример оценки гармоничности развития по шкале регрессии (табл. 2): Мальчик 8 лет: рост 129 см, вес 29,5 кг, окружность грудной клетки 63,5 см.
Мальчик указанного возраста при росте 129 см должен иметь вес 28,5 кг и окружность грудной клетки 62,9 см. Сравнивая имеющиеся показатели с должными, определяем разницу. Разница в весе составляет 29,5 – 28,5 = +1,0 кг. Эту разницу делим на частную сигму (бR) веса тела: +1,0 : 3,26 = +0,3 бR . Разница в окружности грудной клетки составляет 63,5 – 62,9 = +0,6 см. Эту разницу делим на частную сигму окружности грудной клетки: +0,6 : 3,25 = +0,2 бR. Вес тела и окружность груди находятся в пределах М + 1 бR. Таким образом, физическое развитие мальчика гармоничное.
Источник
Этот метод более
совершенный, так как оценочные таблицы
учитывают корреляционную зависимость
между массой тела, ростом и окружность
грудной клетки, т. е. позволяют давать
комплексную оценку физического развития
по совокупности признаков и их взаимной
связи. Шкала регрессии составляется
для каждой данной возрастно-половой
группы. Rх/у
– коэффициент регрессии, показывающий,
на сколько изменится масса тела или
окружность груди (y)
при изменении длины тела (x)
на 1см. R
– сигма регрессии, которая служит для
определения величины нормальных
колебаний индивидуального признака,
сопряженного с ростом.
Методика пользования оценочными таблицами (шкалами регрессии)
Сначала устанавливают
точный возраст обследуемого по методике,
изложенной в разделе 3.2.
После установления
возраста переходят к оценке показателей
физического развития обследуемого по
шкалам регрессии (оценочным таблицам)
приложения 3. В первой графе выделяются
пять групп на основании сигмальных
отклонений от средней арифметической
величины:
средние
показатели (среднее развитие) – М1;показатели
ниже средних (развитие ниже среднего)
– от М-1,1
до М–2;
Низкие показатели (низкое развитие) – от м-2,1и ниже;
показатели
выше средних (развитие выше среднего)
– от М+1,1
до М+2;
высокие
показатели (развитие высокое) – от М+2,1
и выше.
Во второй графе
приводятся все величины длины тела с
интервалом в 1 см, встречающиеся в данной
возрастно-половой группе.
Третья (масса тела)
и четвертая (окружность груди) графы
состоят каждая из трех вертикальных
колонок. В средних из них (М) показаны
средние величины (средняя арифметическая)
массы тела и окружности груди, а в крайних
– нижние (-1R)
и верхние (+1R)
пределы этих средних величин с отклонениями
в ту и другую стороны, и на 1 частную
сигму для каждой ростовой группы II
ряда.
Таблицы составлены
по шкале регрессии (по длине тела) и
приводимые здесь величины массы тела
и окружности груди исчислены отдельно
для каждой группы длины тела.
С увеличением или
уменьшением на 1 см соответственно
увеличивается или уменьшается на
величину коэффициента регрессии (Rx/y)
масса тела и окружность груди.
Во второй, третьей,
четвертой графах всех таблиц приводятся
числовые значения соответствующих
показателей, положенных в основу их
составления, а именно:
во второй графе | М – |
в третьей и четвертой графах | М R Rx/y |
Оценка физического
развития начинается с показателей длины
тела, после чего переходят к оценке
массы тела и окружности груди, находящихся
в корреляционной зависимости от длины
тела.
Индивидуальная
оценка физического развития по шкале
регрессии производится следующим
образом.
Пример 1.
У мальчика 12 лет длина тела 149 см, масса
тела 37 кг, окружность груди 72 см,
мускулатура средняя, с пониженным
тонусом, жироотложение недостаточное,
состояние здоровья без отклонений от
нормы.
Находят соответствующую
для данного пола и возраста оценочную
таблицу (шкалу регрессии). В данном
случае – таблица 11 приложения 3.
Далее, в таблице
отыскивают в шкале длины тела величину
149 и находят, что она лежит в пределах
средних величин. В графе массы тела по
строке длины тела 149 отыскивают величину
фактической массы тела 37 кг, что
соответствует длине тела, так как
находится в пределах средних величин
этих признаков: 37,3-45,5 кг. Далее в шкале
окружности груди по той же строке длины
тела 149 определяют, что фактическая
величина окружности груди 72 см лежит
между величинами 70, 9 и 74, 4, то есть в
пределах средних величин.
Из приведенного
следует, что мальчик при средней для
своего возраста длине тела, имеет
соответствующие ей массу тела и окружность
груди.
Пример 2. Девочка
11 лет имеет длину тела 130 см, массу тела
27,8 кг, окружность груди 61 см. Из таблицы
10 приложения 3 видно, что у обследованной
длина тела ниже среднего, масса тела и
окружность груди также в пределах ниже
среднего, но соответствует длине тела.
Это указывает на общее отставание
физического развития и должно привлечь
внимание врача.
Пример 3.
Девочка 15 лет, у которой длина тела 166
см, масса тела 60 кг, окружность груди 86
см. Сравнивая с таблицей 18 приложения
3, можно сделать вывод, что длина тела,
масса тела и окружность груди превышают
средние показатели для данного возраста.
При оценке
физического развития может получиться
так, что при низкой длине тела, масса
тела будет повышена, а окружность груди
в пределах нормы. Тогда следует оценивать
физическое развитие как атипичное.
Такого рода заключения являются
индивидуальной характеристикой при
оценке физического развития. При этом
дошкольные и школьные врачи должны
брать на особый учет следующие категории
детей и подростков:
всех,
у кого при длине тела ниже среднего,
средней, выше среднего и высокой
остальные показатели (масса тела и
окружность груди) оказываются ниже
соответствующих значений длины тела;всех,
у кого длина тела ниже среднего больше,
чем на 2, то есть получает оценку низкий
независимо от других показателей.
В процессе
индивидуальной оценки физического
развития детей и подростков могут быть
выявлены и такие, у которых длина тела
превышает среднюю больше, чем на +2,
или при длине тела ниже среднего, средней,
выше среднего или высокой остальные
показатели оказываются выше соответствующих
на +2
и более.
Причины такого
резкого отклонения в развитии детей и
подростков, внешне выражающегося в
тучности, расширении грудной клетки и
т. д., также должны интересовать врачей
детских (подростковых) коллективов, так
как в основе его могут быть патологические
изменения (различные эндокринные
расстройства, отклонения со стороны
здоровья).
Ситуационные
задачи по использованию шкал регрессии
для оценки физического развития детей
и подростков совмещены с задачами по
использованию метода сигмальных
отклонений (страница 23).
Соседние файлы в папке мп гдп
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник