Шкала развития ребенка по смирновой
Шкалы оценки выраженности компонентов комплекса оживления
Компоненты комплекса оживления | Критерии оценки компонентов | Баллы |
Сосредоточение | Отсутствует:рассеянный, блуждающий взгляд. | |
Слабое:кратковременное неполное замирание, взгляд на взрослого. Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к Расчет | 1 | |
Среднее:неполное замирание со взглядом на лицо или глаза взрослого. | 2 | |
Сильное: полное замирание, длительный сосредоточенный взгляд в глаза взрослого. | 3 | |
Улыбка | Отсутствует. | |
Слабая:кратковременная улыбка без размыкания губ, со спокойной мимикой. | 1 | |
Средняя: улыбка с размыканием губ, довольным выражением лица, но без оживленной мимики. | 2 | |
Яркая: длительная улыбка с размыканием губ, оживленной мимикой, радостным взглядом, смех. | 3 | |
Двигательное оживление | Отсутствует. | |
Слабое: поворот головы, слабые эпизодические движения ручками или ножками. | 1 | |
Среднее: вскидывание ручек, сгибание ножек, повороты на бок. | 2 | |
Сильное: энергичные многократные шагающие движения ногами, вскидывание ручек, вовлечение в движение корпуса. | 3 | |
Вокализации | Отсутствуют. | |
Тихий однократный голосовой звук. | 1 | |
Эпизодические голосовые звуки. | 2 | |
Многократные разнообразные голосовые звуки, радостные призывные вскрики. | 3 |
Шкалы оценки параметров общения в первом полугодии жизни
Параметры общения | Критерии оценки параметров | |
Инициативность (определяется в ситуации «Пассивный взрослый») | Отсутствует: ребенок не проявляет интереса ко взрослому или пассивно выжидает обращения. | |
Слабая: ребенок однократно проявляет комплекс оживления (КО), затем отвлекается и теряет интерес ко взрослому. | 1 | |
Средняя: ребенок эпизодически проявляет КО, в промежутках отвлекается. | 2 | |
Высокая: младенец многократно или непрерывно проявляет КО, отвлечения отсутствуют. | 3 | |
Чувствительность к воздействиям взрослого (определяется в ситуациях «Чистое общение» и «Общение на руках у взрослого», а также при сопоставлении комплекса оживления во всех 3 ситуациях) | Отсутствует: ребенок ни в одной из ситуаций не проявляет КО в ответ на воздействия взрослого. | |
Слабая: ребенок однократно проявляет КО, затем отвлекается и теряет интерес ко взрослому. | 1 | |
Средняя: ребенок изредка проявляет КО в ответ на обращения взрослого, некоторые воздействия оставляет без внимания. | 2 | |
Высокая: ребенок проявляет КО в ответ на каждое воздействие взрослого; интенсивность КО у младенца выше при пассивности взрослого, чем в период воздействия взрослого (ребенок затихает при воздействиях взрослого и оживляется во время каждой паузы); состав КО у ребенка различен в разных ситуациях общения. | 3 | |
Средства общения (определяются по характеристикам компонентов КО во всех ситуациях) | Отсутствуют: ребенок ни в одной пробе не проявляет КО. | |
Обедненный репертуар коммуникативных средств: в составе КО у ребенка стабильно отсутствует 1 и более компонентов во всех 3 пробах. | 1 | |
Недостаточное владение средствами общения: в составе КО у ребенка присутствуют все 4 компонента, по при этом максимальное значение выраженности 1 или более компонентов равно 1 баллу. | 2 | |
Достаточный уровень владения средствами общения: в составе КО у ребенка присутствуют все 4 компонента, но при этом каждый компонент достигает выраженности не менее 2 баллов. | 3 |
Анализ результатов и составление заключения
На основании данных первичного протокола наблюдений и в соответствии с приведенными выше показателями производится оценка параметров общения, которая вносится в заключение об уровне развития общения у ребенка.
Заключениеоб уровне развития коммуникативной деятельности состоит из трех частей. В первой части дается качественное описание параметров общения. Во второй – соотносится оценка параметров развития общения с возрастом ребенка и делается общее заключение об уровне развития общения. До 1,5 месяцев отсутствие или низкий уровень показателей параметров общения считается нормой. От 1,5 до 2,5 месяцев нормальными являются низкие и средние показатели После 2,5 месяцев отсутствие или низкие показатели какого-либо параметра общения свидетельствуют о задержке либо отклонении в развитии общения. Начиная с 3-3,5 месяцев для здорового ребенка, воспитывающегося в нормальных условиях, характерен высокий уровень всех параметров общения. В третьей части заключения психолог должен проанализировать причину задержки в развитии общения и дать родителям и воспитателям соответствующие рекомендации. Прогнозируя при выработке рекомендаций ход дальнейшего развития ребенка, следует учитывать соотношение различных параметров общения.
Заключение психолог составляет с целью фиксации диагностических данных в процессе отслеживания развития ребенка. Такое заключение передается также специалистам, к которым в случае необходимости ребенок направляется.
Шкалы оценки параметров познавательной активности в первом полугодии жизни
Параметры познавательной активности | Критерии оценки параметров | Баллы |
Интерес ребенка к предметам | Отсутствует: ребенок не ищет внешних впечатлений, не смотрит на игрушку или скользит по игрушке безразличным взглядом. | |
Слабый: ребенок время от времени посматривает на игрушку и снова отвлекается. | 1 | |
Средний: ребенок фиксирует взглядом или рассматривает игрушку без выражения сосредоточенности и интереса. | 2 | |
Сильный: смотрит сосредоточенно, пристально всматривается, замирает, выражает интерес или удивление, не отвлекается | 3 | |
Положительные эмоциональные проявления: улыбка Двигательное оживление Вокализации | Отсутствует. | |
Слабая: кратковременная улыбка без размыкания губ, со спокойнй мимикой. | 1 | |
Средняя: улыбка с размыканием губ, довольным выражением лица, но без оживленной мимики. | 2 | |
Яркая: длительная улыбка с размыканием губ, оживленной мимикой, радостным взглядом, смех. | 3 | |
Отсутствует. | ||
Слабое: поворот головы, слабые эпизодические движения ручками илиножками. | 1 | |
Среднее: вскидывание ручек, сгибание ножек, повороты на бок. | 2 | |
Сильное: энергичные многократные шагающие движения ногами, вскидывание ручек, вовлечение в движение корпуса. | 3 | |
Отсутствуют. | ||
Тихий однократный голосовой звук. | 1 | |
Эпизодические голосовые звуки. | 2 | |
Многократные разнообразные голосовые звуки, радостные вскрики. | 3 | |
Познавательные действия Оральные действия: Мануальные действия: | Зрительные действия: Отсутствуют (ребенок не фиксирует взгляд на предмете). | |
Ребенок фиксирует взгляд на предмете. | 1 | |
Ребенок прослеживает взглядом движение предмета. | 2 | |
Ребенок рассматривает предмет с видимым передвижением взора по объекту, наблюдает за его перемещением. | 3 | |
Отсутствуют. | ||
Ребенок ощупывает предмет губами и языком, кусает, захватывает деснами, лижет языком. | 1 | |
Отсутствие мануальных действий. | ||
Ребенок прикасается к приложенному к руке предмету ладонью, пальцами, рефлекторно схватывает. | 1 | |
Ребенок ощупывает, похлопывает, охватывает, царапает предмет, приложенный к руке. | 2 | |
Ребенок протягивает руку к предмету, схватывает предмет, манипулирует игрушкой. | 3 |
Анализ результатов и составление заключения
Заключение об уровне развития познавательной активности делается на основании обобщения показателей выраженности отдельных параметров.
Высокий уровень познавательной активности отмечается, если все показатели ее параметров имеют оценку 3 балла.
Средний уровень развития познавательной активности определяется, когда показатели параметров измеряются средними баллами или одни из них имеют высокие баллы, а другие — более низкие. Психолог должен проанализировать, по каким параметрам и показателям выявилось отставание, соотнести их с возрастом ребенка и сопоставить данные диагностики познавательной активности с данными диагностики развития общения.
Отсутствие и низкий уровень развития познавательной активности констатируются, если все или большинство ее параметров получили нулевую оценку, что свидетельствует о серьезной задержке в психическом развитии ребенка.
После анализа результатов диагностики психолог составляет заключение.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость
Источник
Стр. 35
Проба 3 . В течение 1 минуты повторяется первая экспозиция, но взрослый время от времени (примерно 3 раза) встряхивает (или сжимает) игрушку, заставляя ее издавать звуки.
Проба 4. Игрушку приближают к ребенку так, чтобы он мог до нее дотронуться, взять в руки, поднести ко рту. Если ребенок не тянется к игрушке, взрослый вкладывает предмет в его руку и придерживает,пока ребенок активно не захватит его. Проба длится 1—2 минуты. Если младенец роняет игрушку и беспокоится, стараясь ее достать, взрослый снова вкладывает ее в ручку ребенка. Если же, выпустив игрушку, младенец не делает попыток ее достать, проба прекращается.
Проба 5. Игрушку прикладывают к губам ребенка в течение 1 минуты.
Поведение ребенка в каждой пробе регистрируется в протоколе. (Форма протокола приводится в прил. 1.)
Отмечаются компоненты комплекса оживления, наличие или отсутствие движений глаз, рта, руки. Проявление комплекса оживления регистрируется только в тех случаях, когда ребенок смотрит на предмет или переводит взгляд со взрослого на предмет. Если младенец адресуется только ко взрослому, комплекс оживления в протоколе не регистрируется, в примечании делается соответствующая пометка («адресуется ко взрослому»). В протоколе проставляется максимальное значение выраженности каждого параметра в конкретной пробе. После окончания диагностической процедуры определяется максимальный балл из зафиксированных во всех пробах.
Шкалы оценки параметров познавательной активности в первом полугодии жизни
Параметры познавательной активности | Критерии оценки параметров | Баллы |
Интерес ребенка к предметам | Отсутствует: ребенок не ищет внешних впечатлений, не смотрит на игрушку или скользит по игрушке безразличным взглядом. | 0 |
Слабый: ребенок время от времени посматривает на игрушку и снова отвлекается. | 1 | |
Средний: ребенок фиксирует взглядом или рассматривает игрушку без выражения сосредоточенности и интереса. | 2 | |
Сильный: смотрит сосредоточенно, пристально всматривается, замирает, выражает интерес или удивление, не отвлекается | 3 | |
Положительные эмоциональные проявления | Улыбка: Отсутствует. | 0 |
Слабая: кратковременная улыбка без размыкания губ, со спокойнй мимикой. | 1 | |
Средняя: улыбка с размыканием губ, довольным выражением лица, но без оживленной мимики. | 2 | |
Яркая: длительная улыбка с размыканием губ, оживленной мимикой, радостным взглядом, смех. | 3 | |
Двигательное оживление: Отсутствует. | 0 | |
Слабое: поворот головы, слабые эпизодические движения ручками илиножками. | 1 | |
Среднее: вскидывание ручек, сгибание ножек, повороты на бок. | 2 | |
Сильное: энергичные многократные шагающие движения ногами, вскидывание ручек, вовлечение в движение корпуса. | 3 | |
Вокализации: Отсутствуют. | 0 | |
Тихий однократный голосовой звук. | 1 | |
Эпизодические голосовые звуки. | 2 | |
Многократные разнообразные голосовые звуки, радостные вскрики. | 3 | |
Познавательные действия | Зрительные действия: Отсутствуют (ребенок не фиксирует взгляд на предмете). | 0 |
Ребенок фиксирует взгляд на предмете. | 1 | |
Ребенок прослеживает взглядом движение предмета. | 2 | |
Ребенок рассматривает предмет с видимым передвижением взора по объекту, наблюдает за его перемещением. | 3 | |
Оральные действия: Отсутствуют. | 0 | |
Ребенок ощупывает предмет губами и языком, кусает, захватывает деснами, лижет языком. | 1 | |
Мануальные действия: Отсутствие мануальных действий. | 0 | |
Ребенок прикасается к приложенному к руке предмету ладонью, пальцами, рефлекторно схватывает. | 1 | |
Ребенок ощупывает, похлопывает, охватывает, царапает предмет, приложенный к руке. | 2 | |
Ребенок протягивает руку к предмету, схватывает предмет, манипулирует игрушкой. | 3 |
Анализ результатов и составление заключения
Источник
Вторая проба длится также 10 минут. Данные наблюдения вносятся в протокол. (Форма протокола приведена в прил. 1.)
ребенок начинает играть по собственной инициативе,
но по ходу игры часто ждет инициативы взрослого.
ребенок сам разворачивает игру, выбирает сюжет,
подбирает игровые атрибуты.
Источник
Стр. 91
Процедура проведения диагностики.
Проба 1. «Грузовичок» («Пирамидка»). Взрослый обращается к ребенку: «Посмотри, какой у меня грузовичок. Его можно собирать и разбирать». Взрослый разбирает игрушку и говорит ребенку: «Чтобы он смог снова ездить, его нужно правильно собрать. Попробуй сам его собрать».
Проба 2. «Конструктор». Взрослый выкладывает на стол набор кубиков из конструктора «Лего» и обращается к ребенку: «Это особые кубики, их можно соединить, и они будут крепко держаться».
Взрослый показывает ребенку, как соединяются детали. «Из этих кубиков можно построить все, что захочется. Построй мне, пожалуйста, домик». Образец в этой пробе не предусмотрен. Если ребенок хочет построить что-то другое, взрослый соглашается с ним. Главное, чтобы взрослый мог проследить, насколько ребенок стремится воплотить замысел.
Поведение ребенка в каждой пробе регистрируется в протоколе в графе «Действия по образцу».
Шкалы оценки параметров предметной деятельности на третьем году жизни ребенка
Параметры | Показатели параметров | Критерии оценки показателей | Баллы |
Виды действий с предметами | Ориентировочно-исследовательские и манипулятивные действия | Отсутствуют: ребенок игнорирует предметы. | 0 |
Использует редко: ребенок некоторое время смотрит на предмет, трогает, затем оставляет, переводит взгляд, не пытается выяснить назначение предмета или совершить с ним какое-либо действие. | 1 | ||
Использует часто: ребенок активно обследует предмет, совершает разнообразные манипуляции с ним. | 2 | ||
Культурно-фиксированные действия | Отсутствуют: ребенок не действует с предметами в соответствии с их назначением. | 0 | |
Использует редко: ребенок совершает одно-два действия данного вида, предпочитает манипулятивные действия. | 1 | ||
Используются часто: ребенок совершает много различных культурно-фиксированных действий. | 2 | ||
Познавательная активность | Эмоциональная вовлеченность в деятельность | Отсутствует: ребенок не обращает внимания на предметы или безразлично смотрит на них, не предпринимает никаких действий с ними; выражает недовольство, отталкивает, разбрасывает предметы. | 0 |
Слабая: ребенок эпизодически проявляет интерес к предметам, часто отвлекается; проявляет интерес или положительные эмоции, но действует с опаской или робко. | 1 | ||
Высокая: ребенок проявляет выраженный интерес к предметам, полностью поглощен деятельностью, действует сосредоточенно, длительно сохраняет интерес; выражает яркие положительные эмоции. | 2 | ||
Настойчивость в деятельности | Отсутствует: ребенок не проявляет настойчивости, после первой же неудачи прекращает деятельность. | 0 | |
Слабовыраженная: ребенок совершает 2—3 попытки решить задачу и теряет интерес к ней. | 1 | ||
Ярко выраженная: ребенок совершает многократные попытки решения задачи. | 2 | ||
Стремление к самостоятельности | Отсутствует: ребенок не стремится действовать самостоятельно, сразу же обращается за помощью ко взрослому или пассивно ожидает помощи. | 0 | |
Слабое: ребенок пытается действовать самостоятельно, но после первой же неудачи обращается ко взрослому. | 1 | ||
Среднее: ребенок не обращается за помощью, а предложенную помощь принимает неохотно либо обращается за помощью, но тут же отказывается от нее, пытаясь действовать самостоятельно. | 2 | ||
Выраженное: ребенок не обращается за помощью и отказывается от помощи, предложенной взрослым, предпочитает действовать самостоятельно. | 3 | ||
Включенность ПД в общение со взрослым | Стремление воспроизводить образец действия | Отсутствует: ребенок игнорирует образец правильного действия, предпочитает действовать по-своему. | 0 |
Слабое: ребенок делает попытку воспроизвести образец, но в целом действует по-своему. | 1 | ||
Среднее: ребенок делает несколько попыток воспроизвести образец, но не доводит правильное действие до конца. | 2 | ||
Сильное: ребенок не прекращает попыток, пока не воспроизведет образец. | 3 | ||
Ориентация на оценку взрослого | Отсутствует: ребенок не ориентируется на оценку взрослого. | 0 | |
Слабая выраженность: ребенок радуется поощрениям и огорчается в ответ на порицание взрослого, но не корректирует действий под влиянием оценки. | 1 | ||
Средняя выраженность: ребенок ищет оценку взрослого, но не всегда учитывает ее в своих действиях. | 2 | ||
Высокая выраженность: ребенок настойчиво добивается оценки взрослого и учитывает ее в своих действиях. | 3 | ||
Речевое сопровождение деятельности | Отсутствует: ребенок не сопровождает действия речью. | 0 | |
Слабое: ребенок редко пользуется речью. | 1 | ||
Выраженное: ребенок активно пользуется речью. | 2 | ||
Целенаправленность | Отсутствует: ребенок не стремится достигнуть правильного результата. | 0 | |
Слабовыраженная: ребенок предпринимает попытки достичь правильного результата, но быстро теряет цель. | 1 | ||
Ярко выраженная: ребенок упорно пытается добиться правильного результата, варьируя способы действия. | 2 |
Анализ результатов и составление заключения
Источник