Шкала оценки раннего развития ребенка
Уважаемые родители! Если специалист Центра рекомендовал Вам для проведения оценки развития ребенка заполнить тест, анкету или вопросник, Вы можете здесь его скачать и заполнить.
В соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ “О персональных данных” перед скачиванием и заполнением бланка любой из оценок Вам необходимо заполнить и предоставить в Центре Согласие на обработку персональных данных.
Скачать Согласие на обработку персональных данных
Для скачивания текста Вам нужна программа Adobe Reader. Если она отсутствует у Вас на компьютере, ее легко можно установить по ссылке.
- Шкала KID-R – для оценки развития ребенка в возрасте до 16 месяцев.
- Шкала RCDI-2000 – для оценки развития ребенка в возрасте от 14 месяцев до 3,5 лет.
Шкала KID-R – для оценки развития ребенка в возрасте до 16 месяцев
Существует два способа заполнения шкалы:
- В первом случае Вы скачиваете шкалу, распечатываете ее, заполняете все поля ручкой и приносите, когда идете на прием к специалисту.
- Во втором случае Вы скачиваете шкалу на свой компьютер, открываете ее с помощью программы Adobe Reader, заполняете все поля и результат посылаете по электронному адресу: ZSRP-sunnyhands@yandex.ru. В сопроводительном письме пожалуйста напишите:
– в теме письма: «шкала KID-R»,
– в тексте письма укажите: фамилию и имя ребенка, дату и время приема, к какому специалисту Вы записаны.
Скачать Инструкцию для родителей по заполнению бланков и вопросник
Скачать Анкету KID и ответный лист
Шкала RCDI-2000 – для оценки развития ребенка в возрасте от 14 месяцев до 3,5 лет
Существует два способа заполнения шкалы:
- В первом случае Вы скачиваете шкалу, распечатываете ее, заполняете все поля ручкой и приносите, когда идете на прием к специалисту.
- Во втором случае Вы скачиваете шкалу на свой компьютер, открываете ее с помощью программы Adobe Reader, заполняете все поля и результат посылаете по электронному адресу ZSRP-sunnyhands@yandex.ru. В сопроводительном письме пожалуйста напишите:
– в теме письма: «шкала RCDI-2000»,
– в тексте письма укажите: фамилию и имя ребенка, дату и время приема, к какому специалисту Вы записаны.
Скачать Инструкцию для родителей по заполнению бланков и вопросник
Скачать Анкету RSCDI и ответный лист
Диагностическая методика «Комплексная оценка развития детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет 6 месяцев»
Основная информация
- Категория методики: оценка уровня развития детей раннего возраста.
- Возрастной диапазон: 2 месяца – 3 года 6 месяцев.
- Форма проведения: индивидуальная, заполнение родителями ребенка вопросника на основе наблюдения за поведением ребенка в естественной жизненной ситуации.
- Форма обработки: компьютерная.
- Время введения информации и обработки данных: 10-12 минут.
История создания.
Диагностическая методика «Развитие детей в возрасте младше 3,5 лет» является адаптированным вариантом двух диагностических шкал:
- Шкала KID – Кентская шкала оценки развития младенцев (Kent Infant Development Scale; KID Scale), разработанная группой сотрудников Кентского университета (США) под руководством профессора Жанет Рейтер.
- Шкала RCDI – шкала оценки развития ребенка (Child Development Inventory; CDI), разработанной доктором Гарольдом Айртоном (Миннеаполис, США).
Обе шкалы обладают достаточной надежностью и валидностью, информация об этом представлена в научных статьях. Авторы обеих шкал передали директору Института раннего вмешательства права на перевод, адаптацию, стандартизацию и распространение шкал. Сотрудники Института раннего вмешательства в течение 6 лет (1994-2000) осуществляли работу по адаптации шкал для русскоязычных специалистов и созданию на их основе компьютерной диагностической методики «Развитие детей в возрасте младше 3,5 лет».
В настоящий момент АНО ДПО «Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства» обладает исключительными правами на данную методику (ст. 1259 ГК РФ).
Цели использования:
- Скрининговая оценка развития ребенка в возрасте от 2 месяцев до 3 лет 6 месяцев для определения нуждаемости ребенка в услугах ранней помощи.
- Углубленная оценка уровня развития детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет 6 месяцев по основным сферам: познание, общение и речь, крупная и мелкая моторика, самообслуживание, социальное взаимодействие.
- Построение профиля развития ребенка.
- Оценка функционирования ребенка в ежедневных жизненных ситуациях.
- Определение зоны ближайшего развития ребенка для построения Индивидуальной программы ранней помощи.
- Отслеживание динамики развития ребенка и эффективности Индивидуальной программы ранней помощи.
Описание методики:
Диагностическая методика «Комплексная оценка развития детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет 6 месяцев» содержит два вопросника:
- для детей в возрасте от 2 до 16 месяцев
- для детей в возрасте от 16 месяцев до 3 лет 6 месяцев.
Выбор вопросника для первичной оценки развития ребенка обуславливается его возрастом. Информацию, необходимую для определения уровня развития ребенка, предоставляют родители, наблюдая за поведением ребенка в естественной жизненной ситуации, отвечая на утверждения вопросника, и занося ответы в ответный лист.
Для отслеживания динамики развития детей, которые длительно получают услуги в рамках Индивидуальной программы ранней помощи (ИПРП), применяются оба вопросника последовательно. Родители заполняют вопросник каждые три месяца, и программа выстраивает сравнительные диаграммы, которые помогают специалистам корректировать цели ИПРП.
Для обработки полученной информации используется компьютерная программа, которая содержит стандартизированные нормативы развития детей. Программа автоматически, после введения информации, позволяет получить данные о развитии ребенка.
Компьютерная программа автоматически формирует базу данных детей, прошедших оценку развития.
Использование Диагностической методики специалистами Подразделения ранней помощи соответствует принципам семейноцентрированности, междисциплинарности, функциональности, обучению ребенка в естественной среде.
Источник
Главная Обследование по шкалам KID / RCDI
Характеристика шкал
Шкалы KID и RCDI представляют собой вопросники, составленные по результатам анализа разнообразных типичных форм поведения детей первых лет жизни.
Вопросники заполняют родители ребенка или любой человек, который постоянно с ним общается. Никаких специальных знаний для заполнения бланков анкеты не требуется – достаточно внимательно прочесть и правильно понять инструкцию и вопросы шкалы.
Способ оценки
Развитие ребенка оценивается следующим образом: число набранных ребенком баллов (число пунктов в вопроснике, которые он выполняет) сопоставляется со статистически обработанными и стандартизованными оценками большой выборки типично развивающихся детей.
Цели применения:
- Проведение простого общедоступного обследования больших групп детей и выявление детей, отстающих в развитии.
- Разработка программ раннего вмешательства с учетом выявленного возраста развития ребенка по (“профиля развития”).
- Прослеживание динамики развития детей, отстающих в какой-либо области, за которыми велось регулярное наблюдение.
Основные принципы, на которых построены обе шкалы, аналогичны. Единственное различие между ними – это возрастной диапазон применения.
Рекомендуется применять шкалы KID и RCDI-2000 в паре: последовательно – для того чтобы проследить развитие ребенка, и одновременно – для оценки уровня развития детей в возрасте от 1 года до 1,5 лет либо для тех детей, развитие которых в отдельных областях соответствует этому диапазону.
Шкала KID предназначена для оценки уровня развития детей в возрасте от 2 до 16 месяцев, а также тех детей, чей биологический возраст больше указанного, но возраст развития не превышает 16 месяцев.
Описание
Шкала KID – это русская версия Кентской шкалы оценки развития младенцев (Kent Infant Development Scale; KID Scale). KID Scale разработана группой сотрудников Кентского университета (США) под руководством профессора Ж. Рейтер. К настоящему времени KID Scale является распространенной методикой оценки развития детей в ряде стран Западной и Восточной Европы (Испания, Нидерланды, Венгрия, Чехия и др.)
Шкала представляет собой вопросник, состоящий из 252 пунктов.
Каждый пункт шкалы отнесен к одной из 5 областей:
когнитивная – 52 пункта,
движения – 78 пунктов,
язык – 38 пунктов,
самообслуживание – 39 пунктов,
социальная – 51 пункт.
Все 252 пункта в совокупности называются полной шкалой.
Результат применения
Результатом применения шкалы KID является оценка возраста развития младенца в каждой из областей (“профиль развития”) и степени его отставания от типично развивающихся сверстников (определяется по полной шкале).
ШКАЛА RCDI
Назначение
Шкала предназначена для оценки уровня развития детей в возрасте от 1 года 2 месяцев до 3 лет 6 месяцев.
Описание
Шкала RCDI – это адаптированный к условиям России (Санкт-Петербурга) вариант Шкалы оценки развития ребенка (Child Development Inventory; CDI), разработанной доктором Г. Айртоном (Миннеаполис, США).
Шкала представляет собой вопросник, состоящий из 216 пунктов.
Каждый пункт шкалы отнесен к одной из 6 областей (5 пунктов отнесены одновременно к 2 областям):
социальная – 40 пунктов,
самообслуживание – 40 пунктов,
крупные движения – 30 пунктов,
тонкие движения – 30 пунктов,
развитие речи – 41 пункт,
понимание языка – 40 пунктов.
Результат применения
Результатом применения шкалы RCDI является оценка возраста развития ребенка и степени его отставания от типично развивающихся сверстников в каждой из областей.
Скачать анкету KID/RCDI
Перед первичным приемом в КЦЛП родителям необходимо заполнить анкету KID или RCDI.
Для детей в возрасте от 2 до 16 используется шкала KID, для детей от 1 года 2 мес. до 3 лет 6 мес. – шкала RCDI.
Прежде чем заполнить анкету, следует скачать вопросник. Чтобы открыть файл с вопросником, необходима программа Adobe Reader.
Существует два способа заполнения анкеты.
В первом случае, вы скачиваете анкету, распечатываете ее, заполняете ее ручкой и приносите заполненную анкету на первичный прием.
Внимание! Кроме Adobe Reader существуют другие программы, работающие с файлами формата .pdf, но при заполнении с их помощью анкеты могут возникнуть проблемы.
Пожалуйста, используйте для заполнения анкеты именно программу Adobe Reader! Если она отсутствует у вас на компьютере, ее легко можно установить по ссылке.
16 Сентября – 2020
14 Сентября – 2020
Источник
Шкалы развития младенца Bayley
Тест Бэйли является результатом более чем 45-летних исследований развития детей, является высоковалидным и может считаться одним из лучших для раннего детского возраста. Тестирование проводится в возрасте от 1 до 42 мес.
Тест состоит из 3 шкал:
- шкала психического развития (ментальная шкала): оценивает ощущение, восприятие, память, доречевые и речевые способности, предпосылки абстрактного мышления;
- шкала моторного развития: оценивает простые и сложные движения, грубую и тонкую моторику;
- шкала («протокол») поведения: объективирует социальные взаимодействия, интересы, эмоции, темперамент.
Каждый пункт теста оценивается как «выполненный» или «невыполненный». Время тестирования детей младше 15 мес – 25-35 мин, старше 15 мес – до 60 мин.
Результатом тестирования является вычисление индекса ментального развития (MDI) и индекса психомоторного развития (PDI). Шкалы психического и моторного развития содержат 274 пункта, протокол поведения ребенка – 30. Тест признан высоковалидным и стандартизированным. Первоначально стандартизация шкал проводилась на 1262 детях, а поведенческого протокола – на 791 ребенке. В 90-е годы была проведена повторная стандартизация теста.
Денверский скрининг-тест развития (DDST)
Тест разработан Frankenburg W.К., J.В. Dodds для выявления детей, страдающих задержкой психического развития в возрасте от рождения до 6 лет. Он содержит 4 шкалы: 1) грубая моторика; 2) тонкая моторика; 3) речь; 4) социальная адаптация.
Из 105 пунктов 75 предназначены для детей до 3 лет. Обычно ребенок тестируется по 20 пунктам. Каждый пункт оцениваются как «выполненный», «невыполненный», «отказ от выполнения», «не было возможностей для выполнения».
Тестирование проводится как в условиях прямого наблюдения, так и на основании сведений, полученных от родителей. Дети, выполнившие все пункты, считаются развивающимися нормально. Если имеется один невыполненный пункт в какой-либо шкале, результат считается сомнительным, два невыполненных пункта – задержка развития.
Тестирование занимает около 30 мин и требует минимальной подготовки исследователя (несколько часов). В этом преимущество данного теста по сравнению с тестом Бэйли, который требует высшей психологической квалификации.
Денверская оценочная методика была стандартизирована на 1036 нормальных детях в возрасте от 2 нед до 6 лет, 816 из которых были младше 3 лет. Тест высоко достоверен и стандартизирован.
Порядковые (числовые) шкалы психологического развития
Тест представляет собой психометрическую оценку развития ребенка, разработанную I. Uzgiris, J. McHunt на основании концепции психического развития Ж. Пиаже. Он предназначен для детей от рождения до 2 лет и содержит 6 шкал:
- развитие зрительного слежения и сосредоточения на объекте;
- умение ребенка использовать разные средства для получения желаемого предмета;
- вокальная и жестовая имитация (2 субшкалы);
- причинные действия;
- построение объектных связей в пространстве;
- развитие отношений к объектам (при смене игрушки или роли в игре).
Тест состоит из 64 пунктов. Экспериментальные ситуации располагаются по мере усложнения. Психическое развитие изучается в следующих возрастных промежутках: 0-3 мес., 4-7 мес., 8-11 мес., 12-17 мес. и 18-24 мес..
Профиль психического развития G. D. Alpern-Boll
Методика предназначена для детей от рождения до 9 лет, содержит 186 пунктов и 5 шкал:
- физическое развитие;
- «социальная» шкала;
- шкала коммуникации;
- способность к обучению;
- шкала «самопомощи».
В результате тестирования определяют, какому возрасту соответствует психическое развитие ребенка.
Шкала ментального развития R. Griffiths
Тест рассчитан на младенцев от 0 до 24 мес, содержит 260 пунктов, объединенных в 5 субшкал:
- локомоторная активность (глаза-руки, слух-рука);
- развитие речи;
- тонкая моторика;
- «персональная» шкала;
- «социальная» шкала.
После выполнения заданий рассчитывается интеллектуальный коэффициент ребенка и определяется, какому возрасту соответствует психическое развитие ребенка.
KID-шкала
Разработана J. Reuter. Представляет собой субъективную оценку взрослыми психического развития ребенка (мать в домашних условиях заполняет регистрационный лист теста). Исследуются дети в возрасте 0-15 мес. Тест содержит 252 пункта и 5 шкал:
- познание;
- движения;
- самообслуживание;
- общение;
- языковая шкала.
По каждой из шкал определяется условный возраст ребенка, который сравнивается с паспортным.
Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни
Один из первых отечественных тестов психического развития разработали Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт. Методика представляет собой качественную оценку развития ребенка без использования баллов. Состоит из 3 возрастных шкал для 1-го, 2-го и 3-го года жизни. На 1-м году исследуют:
- 10 дней – 2,5-3 мес. – развитие зрительных и слуховых ориентировочных и эмоционально положительных реакций;
- 1,5-3 – 5-6 мес. – развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций, движений руки, гуления;
- 5-6 – 9-10 мес. – развитие общих движений, действий с предметами, подготовительных этапов пассивной и активной речи;
- 9-10 – 12 мес. – развитие общих движений, действий с предметами, понимания и активной речи.
На 2-м году: развитие понимания речи, развитие активной речи, сенсорное развитие, развитие игры и действий с предметами, развитие движений, формирование навыков.
На 3-м году в первом полугодии: активная речь, игра, конструктивная деятельность, сенсорное развитие, развитие движений, развитие навыков. Во втором полугодии: активная речь, игра, изобразительная деятельность, конструктивная деятельность, сенсорное развитие, навыки, движения.
Нормой считается выполнение навыков в пределах ±15 дней от проверяемого возраста. Тест стандартизирован на 630 детях 1-го года жизни, 730 – 2-го года и 360 детях 3-го года жизни.
Тест развития детей первого года жизни О. В. Баженовой
Разработан О.В. Баженовой. Тест включает 98 диагностических проб, разделенных на 6 шкал: двигательное, эмоциональное, сенсорное развития, действия с предметами, взаимодействия со взрослыми, голосовая активность. Каждая из проб позволяет оценить уровень развития той или иной поведенческой реакции. Согласно методике теста, определяют 4 степени выраженности поведенческой реакции: 0 баллов – отсутствие, 1 балл – намеченность, 2 балла – несовершенная форма проявления, 3 балла – совершенная форма проявления. Пробы, выполнение которых требует достаточно высокого уровня психической активности ребенка, имеют значительно больший удельный вес при их оценке. Количество баллов, набранное за их выполнение, умножают на 5 (качественно-количественная оценка). Количество баллов, набранное за выполнение всех проб данной шкалы, суммируют. Набранная сумма баллов представляет собой актуальную оценку (АО), которая сравнивается с контрольной оценкой (КО), являющейся нормативным показателем для данного возраста. Итоговый результат – индекс развития (ИР) – представляет собой отношение АО к КО. На основании данных ИР по 6 шкалам строится диаграмма (профиль психического развития). Развитие оценивается в возрасте 2, 3, 4, 5, 6, 8, 10 и 12 мес.
Оценка уровня психомоторного развития ребенка
Разработана Л.Т. Журбой, Е.М. Мастюковой. Развитие оценивается по 7 нервно-психическим показателям (динамическим функциям): коммуникабельность, голосовые реакции, безусловные рефлексы, мышечный тонус, асимметричный шейный тонический рефлекс, цепной симметричный рефлекс, сенсорные реакции. Оцениваются также уровень стигматизации, черепно-мозговая иннервация и патологические движения, которые помогают выявить группу детей с повышенным риском задержки развития. Помесячная количественная оценка у ребенка до 1 года проводится на основе показателей, оцениваемых по 4-балльной системе с учетом динамики нормального возрастного развития. Оптимальная оценка по шкале возрастного развития соответствует 30 баллам. 27-29 баллов в большинстве случаев можно расценивать как вариант возрастной нормы. При оценке 23-26 баллов детей относят к безусловной группе риска. 13-22 балла свидетельствуют о задержке развития. Ниже 13 баллов – больные с тяжелой задержкой развития вследствие органического поражения мозга.
Тест «ГНОМ» (график нервно-психического обследования младенцев)
Разработан Г. В. Козловской и соавт. Тест состоит из 12 возрастных субтестов. Психическое развитие исследуется на 1-м году жизни каждый месяц, после года — каждые три месяца, от 2 до 3 лет – 1 раз в полгода. Субтесты состоят из 20 вопросов (заданий), позволяющих тестировать развитие сенсорных, моторных, эмоционально-волевых, познавательных и поведенческих функций. Для исследования уровня развития каждой функции предлагают 4 задания. Для исследования сенсорной функции тестируется зрительная, слуховая и тактильная чувствительности. Для определения состояния моторики – статика, кинетика, тонкая моторика и мимика. В эмоционально-волевой сфере исследуются: формирование и дифференцировка эмоциональных реакций, появление и характер эмоционального резонанса (способности воспринимать эмоциональное состояние других людей и адекватно на него реагировать). Для оценки волевых функций исследуются активная и пассивная произвольная деятельность. Познавательные функции тестируют по четырем показателям: речь, мышление, игра и внимание. Поведенческие функции состоят из двух разделов: биологического (пищевого поведения, формирования навыков опрятности) и социального поведения, для изучения каждого из которых предлагают по два задания. Тест позволяет распределить обследуемых детей по трем группам:
- здоровые дети – показатель коэффициента психического развития (КПР) от 110 до 90 баллов;
- группа риска – КПР 80-89 или выше 111 баллов;
- группа нарушения развития – КПР ниже 80.
Шкала поведения новорожденных (NBAS)
Разработана Т. Brazelton. Предназначена для новорожденных и детей первых месяцев жизни. Оценивается поведение и неврологический статус детей от 2 дней до 6 недель жизни. Методика состоит из 20 вызываемых рефлексов и движений, оцениваемых по 4-балльной шкале. Имеется также 27 заданий для квалификации движений, взаимодействия со взрослыми, статического контроля, реагирования на стресс. Оценка проводится по 9-балльной шкале, указывающей на 5 возможных типов поведения. Дополнительно отмечается, требовалась ли стимуляция для того или иного типа поведения. Результатом исследования является отнесение детей либо к группе риска, либо к норме.
Также используют поведенческий тест новорожденных Graham для новорожденных и детей первых месяцев жизни. Тест оценивает детей 1-14 дней жизни по 6 субшкалам: двигательная с оценкой моторики, мышечный тонус, тактильная, слуховая сенсорная, зрительная сенсорная шкалы, шкала реактивности.
Тестовая методика Prechtl, Beintema
Оцениваются дети от 1 до 9 дней жизни по шкалам внешнего вида, позы, движений, дыхания и неврологического статуса.
Опросник младенческого темперамента используется для оценки темперамента детей.
Разработан W. Carey, S. McDevit. Методика выявляет индивидуальные различия между младенцами вне зависимости от темпа их психомоторного развития. Тест предназначен для скрининговых исследований младенцев от 4 до 8 мес. Он состоит из 95 пунктов, оценивающих поведение по 6-балльной шкале, содержит 9 категорий: активность, синхронность, доступность, приспособляемость, сенситивность, настроение, постоянство, отвлекаемость, агрессия. При анализе результатов младенцы могут быть расценены как «довольно трудные» (асинхронные, игнорирующие общение), низкоадаптивные (сенситивные), «легкие» (синхронные, доступные, адаптивные), «медленно реагирующие» (неактивные, тихие) и дети, относящиеся к промежуточному типу.
Результаты выполнения тестовых заданий у детей зависят от многих факторов: физиологического состояния (голод, усталость, сонливость), соматического здоровья, психологического комфорта, личности исследователя. Для диагностики развития младенцев и детей раннего возраста большое значение может иметь также неврологическое обследование. Оно уточняет клиническую картину и предотвращает ошибочную трактовку состояния ребенка. Если обследуется ребенок с выраженным резидуально-органическим поражением мозга, то неврологический осмотр должен предшествовать экспериментально-психологической и психиатрической оценкам.
Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. – СПб: Питер, 2001. 256 с. — («Краткое руководство»).
Похожие материалы в разделе Психология ребенка:
- Детское словотворчество
- Найди 10 отличий «Щенок»
- Режим дня первоклассника
- Развитие навыков счета
- Почему дети дразнятся
- Коррекция страхов
- Положительное окончание сказки
- Если у ребенка развивается мания сравнения
- Комплекс неполноценности
- Как выявить психологические особенности,отличающие агрессивных детей
Источник