Щитовидная железа и развитие речи ребенка

Щитовидная железа и развитие речи ребенка thumbnail

Ефремова Э.И. (Москва)

Среди эндокринных заболеваний детского возраста патология щитовидной железы занимает одно из первых мест, и эта проблема имеет социальное значение. За последние 5 лет число детей с заболеваниями щитовидной железы возросло более, чем в 4 раза, многие области России входят в состав йододефицитных территорий: в центре России – легкая и средняя степень йодной недостаточности, на востоке России – средняя и тяжелая степень йодной недостаточности.

Врожденный гипотиреоз – клинический синдром, обусловленный понижением или полным отсутствием функции щитовидной железы. Распространенность врожденного гипотиреоза, по результатам скрининга, в разных странах варьирует: в Японии 1:7000, в США 1:3600-5000, в Европе 1:4000, в России 1:3000-4000.

Известно, что из-за сниженной функции щитовидной железы дети растут слабыми, часто болеют, отстают в умственном развитии, имеют ряд сопутствующих заболеваний. Это дети не только из неблагополучных и социально неадаптированных семей, но и из семей благополучных.

Целью нашего исследования было выявление частоты нарушений речи и интеллекта у детей с врожденным гипотиреозом.

Нами было обследовано 65 пациентов с вышеуказанной патологией в возрасте от 3 до 18 лет, из них 37 девочек, 28 мальчиков. Больные получали адекватную заместительную терапию тироксином и находились в состоянии клинико-гормональной компенсации.

Исследования проводились в НКЦ оториноларингологии Минздрава РФ и Московском эндокринологическом диспансере. Для оценки речи и интеллекта применялись следующие методы: анализ анамнестических данных, изучение медицинской документации, наблюдение, констатирующий психолого-педагогический эксперимент, традиционное логопедическое обследование.

После проведенного исследования были получены следующие результаты: фонетико –фонематическое недоразвитие выявлено у 30,8% детей; общее недоразвитие речи (ОНР)- у 70,7%, в том числе: ОНР I уровня страдали 1,5% пациентов, ОНР II уровня -13,8%, у 3% детей речевое нарушение было осложнено дизартрией, ОНР III уровня – 26,2%, у 6,2% детей речевое нарушение было осложнено дизартрией, у 3,1% – заиканием; ОНР IV уровня – 29,2%, у 3,1% детей речевое нарушение было осложнено заиканием. Из общего числа пациентов в анамнезе имели задержку речевого развития –54,5%больных врожденным гипотиреозом. Кроме того, 49,2% детей на момент обследования были без речевой патологии, но ранее посещали логопеда. 18,5% обследованных занимаются с логопедом в настоящее время.

Наиболее манифестирующими при гипотиреозе являются симптомы, связанные с изменением функционального состояния центральной нервной системы. К этим симптомам относится замедление психической деятельности, заторможенность, задержка развития головного мозга, в некоторых случаях стойкие поражения с дегенеративными изменениями нервных клеток. В анамнезе задержку психического развития имели 48,5 % пациентов. Олигофрения была диагностирована у 9,75% больных врожденным гипотиреозом, из них у 9,1% детей отмечалась олигофрения в степени дебильности, у 0,65%- олигофрения в степени имбицильности. Пограничная интеллектуальная недостаточность на момент исследования отмечалась у 10,4% детей с врожденным гипотиреозом. Из общего числа обследованных пациентов, 1,3% детей ранее состояли на учете у невропатолога.

У детей выявлены характерные особенности в эмоционально-волевой сфере. Они пассивны, молчаливы, замкнуты, как бы погружены в свой мир. Интересы детей не по возрасту инфантильны. Астенический синдром выявлен у 3,9% пациентов, эмоциональная лабильность – у 9,2%, микроцефалия – у 0,65%, гидроцефалия – у 2,6%, и пирамидная недостаточность – у 3,9%.

Дети с врожденным гипотиреозом не всегда могут посещать массовые школы. Выполненная нами работа показала, что общеобразовательную школу посещают 43,1% обследованных, школу для детей с тяжелыми нарушениями речи 1,5%, школу для умственно отсталых детей 18,5%. 36,9% пациентов на момент исследования находились в дошкольном возрасте.

Подводя итог вышесказанному, можно говорить о том, что проблема интеллектуального развития детей с врожденным гипотиреозом имеет большую медицинскую, педагогическую и социальную значимость. Очень перспективным направлением является разработка ранней диагностики отклонений интеллектуального и речевого развития, а также поиск путей реабилитации и профилактики. Нельзя забывать о создании условий для улучшения психического, речевого развития ребенка – специальном педагогическом воздействии.

Данные исследования указывают на необходимость учета интеллектуальных возможностей детей с врожденным гипотиреозом при разработке коррекционных логопедических программ.

Источник

Нарушение речи при гипофункции щитовидной железы и болезни Дауна

При гипофункции щитовидной железы у взрослых возникают трудности во время процесса речеобразования и голосовые расстройства вследствие отёка слизистой оболочки ротовой полости, языка и гортани. В некоторых случаях к описанным симптомам присоединяются и нарушения слуха.

Гипофункция щитовидной железы в детском возрасте может быть врожденной или приобретенной характерные признаки этого заболевания заключаются в задержке роста (карликовость), умственного развития и развития речи. Лечение производится препаратами щитовидной железы.

Специфической формой гипофункции щитовидной железы является эндемический кретинизм (cretinismus endemicus), который характеризуется нарушениями умственного и физического развития, а также нарушением развития речи. Причиной нарушений речи и задержки умственного развития является поражение определенных нервньгх путей в центральной нервной системе. Такого рода изменения в центральной нервной системе являются необратимыми, и поэтому лечение препаратами щитовидной железы в таких случаях бывает неэффективным. Способность понимать речь выражена очень слабо. Часто отмечается эхолалия, дизлалия, а в некоторых случаях речь бывает настолько изменена (hottentottismus), что слова, которые произносит больной, становятся совершенно непонятными для окружающих.

Согласно Luchsinger нарушения речи у кретинов возникают вследствие патологических изменений в центральном отделе слухового аппарата, а также умственной отсталости (умственное развитие взрослых кретинов соответствует умственному развитию 4-лстнего ребенка). Упомянутый автор на основании собранного им материала схарактеризовал нарушения речи, как результат пороков в развитии двигательных путей в головном мозгу и поражения слухового аппарата центрального происхождения. При этом наблюдается неправильная расстановка мелодических (монотонная речь), динамических (отсутствие различия в произношении отдельных фонем) и ритмических ударений, растягивания гласных (bradylalia) или же ускорение темпа речи (tachylalia).

При поражении полосатого тела появляется органическое заикание. Объём употребляемых слов бывает небольшим, построение предложений — неправильным, что проявляется в неправильной грамматической и синтаксической их форме.

Лечение заключается в применении в раннем детстве препаратов щитовидной железы, восстановлении же речи производится под руководством логопедов.

Однако, лечение в большинстве случаев приводит лишь к незначительному улучшению состояния больного.

нарушение речи при болезни дауна

Нарушение речи при болезни Дауна

При этом заболевании, которое является врожденным, имеют место весьма характерные физические изменения, умственное недоразвитие, а также нарушения речи.

Физические изменения при болезни Дауна настолько хорошо известны в медицине, что их диагностика не представляет никакого труда. Однако, иногда встречаются стертые формы заболевания, которые могут буть причиной диагностических ошибок.

Умственное недоразвитие при данном заболевании не бывает таким глубоким, как при гипофункции щитовидной железы. Уровень умственного развития у монголоидов, лечение которых было начато довольно-таки рано, бывает ниже, чем у нормально развитых детей, однако, является достаточным для того, чтобы учиться в специальных школах. В начальном периоде возникают трудности при установлении контакта с таким ребенком, позднее благодаря определенному лечению состояние ребенка заметно улучшается. Дети с болезнью Дауна бывают обычно очень сердечными по отношению к окружающим их людям, речь у них, как правило, характеризуется односложностью: Аня — а, кукла — ку или кук, лежит — ле и т.д.

Построение слов, состоящих из двух, трёх и более слогов, представляет для них очень большую трудность. Составление длинных фраз является невозможным. В то же время у них может быть достигнуто развитие словесного мышления и помощью графических символов. Некоторых из этих детей легче бывает научить писать, чем читать, Дети с болезнью Дауна относительно быстро могут научиться выполнять жестовые приказания.

При исследовании слуха кривая пороговой слышимости является нормальной. Исследование не является легким делом, т.к. выработка рефлекса на тоны аудиометра методом игры или посредством предварительной реакции на световой раздражитель (peepshow) происходит чрезвычайно медленно. Реакция появляется с некоторым опозданием, рефлексы бывают непрочные, а генерализация рефлексов отмечается, как исключение; реакцию на каждый тон приходится вырабатывать с самого начала. Однако, несмотря на всё сказанное выше, можно произвести аудиометрическое исследование. Во время исследования слуховой чувствительности по отношению к интенсивности, тембру и ритму акустических раздражителей с помощью ударных инструментов, а также но отношению к высоте — с помощью губной гармошки, ксилофона и т.п. обнаруживается, что реакция монголоидов является несколько иной, чем у других умственно недоразвитых больных.

Чем раньше будет начато лечение, тем лучше будут его результаты. Несмотря, однако, на заметное физическое и умственное развитие, этого типа больные умирают сравнительно рано; смерть наступает обычно между 10—20 годами жизни, причина смерти до настоящего времени остается невыясненной.

Лечение. Долголетние наблюдения свидетельствуют о том, что лечение вытяжкой из щитовидной железы в данном случае является мало эффективным, состояние больных почти не улучшается и после лечения полигормональными препаратами. Хорошие результаты были нами получены благодаря облучению рентгеновскими лучами черепа и трансцеребральной ионизации по Bourguignon склеролитическими ионами и способствующими регенерации нервной ткани ионами Са, J, К, Na.

– Также рекомендуем “Нарушение речи при болезни Tay-Sachs, синдромах Hornig, Little, фенилкетонурии и токсоплазмозе”

Оглавление темы “Нарушения речи у детей и взрослых”:

  1. Немота и запоздалое развитие речи у ребенка
  2. Слухонемота. Ребенок не может говорить при совершенно нормальном слухе
  3. Функциональная дизлалия. Причины нарушения произношения артикуляционных звуков и пропуска букв
  4. Носовая шепелявость – причины и методы коррекции
  5. Синтактические нарушения речи. Проблемы речи при заболеваниях ЦНС
  6. Врожденная словесная глухота. Выработка словесно-слуховых рефлексов
  7. Нарушение речи при умственном недоразвитии и гормональных нарушениях
  8. Нарушение речи при гипофункции щитовидной железы и болезни Дауна
  9. Нарушение речи при болезни Tay-Sachs, синдромах Hornig, Little, фенилкетонурии и токсоплазмозе
  10. Нарушение речи при мозговых дисплазиях и после прививок

Источник

Нарушение речи при умственном недоразвитии и гормональных нарушениях

Почти у 90% умственно недоразвитых детей имеют место нарушения речи. В зависимости от этиологических факторов, симптомов и локализации патологических изменений в речевом аппарате принято различать следующие клинические формы нарушений речи при умственном недоразвитии:

1) немота при идиотизме,

2) задержка развития речи,

3) дизлалия,

4) нарушения в расстановке ударений, а также неправильное грамматическое и синтаксическое оформление речи,

5) заикание.

Тяжелые случаи умственного недоразвития сопровождаются немотой (alalia idiotica). Речь ограничивается несколькими нечётко произносимыми словами. У такого рода больных часто слух бывает почти нормальным. Они могут правильно воспроизводить услышанную мелодию. К совершенно особой группе заболеваний относится немота, возникшая вследствие юношеского слабоумия (dementia praecox). Это заболевание начинается обычно в 3-лстнем возрасте и, постепенно прогрессируя, приводит к идиотизму. Первыми симптомами речевых расстройств являются заикание и дизлалия, а в конечном итоге развивается немота.

нарушения речи при умственном недоразвитии

Задержка в развитии речи в одних случаях представляет собой одно из проявлений общего недоразвития, в других периоды задержки в развитии речи чередуются с периодами быстрого её развития.

Нарушения артикуляции иногда бывают настолько значительными, что звуки, а следовательно и речь, становятся совершенно, непонятными.

Умственное недоразвитие является причиной неправильного грамматического и синтаксического оформления речи, а также неумения правильно ставить ударения.

Органическое заикание очень часто встречается в случаях умственного недоразвития и обуславливается поражением экстрапирамидной системы и в особенности полосатого тела и бледного шара.

Среди желез внутренней секреции, играющих роль в развитии речи у детей и некоторых нарушений речи у взрослых, в первую очередь следует отметить гипофиз и щитовидную железу. Половые железы и надпочечники влияют больше на развитие и функцию голосового аппарата, на чём мы останавливались в первой части настоящего руководства. Функциональные расстройства коры надпочечников и недостаточное выделение гликокортикоидов являются причиной ослабления мышечного тонуса, вследствие чего возникает неполноценность замыкающего глоточного кольца, а как результат — небные дисглоссии. Поражение центрального отдела речевого аппарата вследствие нарушения функции надпочечников до настоящего времени не было описано.

Гипофиз оказывает влияние на развитие речи, т.к. он связан с гипоталямическим отделом мозга. Гииофизарно-гипоталямическая система контролирует функцию остальных желез внутренней секреции. При ослаблении функции передней доли гипофиза речь замедляется и появляются расстройства речи, характеризующиеся неправильными динамическими и мелодическими ударениями. Речь становится монотонной и часто нечёткой. Задержка в развитии речи, инфантилизм, а также недоразвитие периферического отдела речевого аппарата тесно связаны с состоянием гипофизарно-гипоталямической системы.

– Также рекомендуем “Нарушение речи при гипофункции щитовидной железы и болезни Дауна”

Оглавление темы “Нарушения речи у детей и взрослых”:

  1. Немота и запоздалое развитие речи у ребенка
  2. Слухонемота. Ребенок не может говорить при совершенно нормальном слухе
  3. Функциональная дизлалия. Причины нарушения произношения артикуляционных звуков и пропуска букв
  4. Носовая шепелявость – причины и методы коррекции
  5. Синтактические нарушения речи. Проблемы речи при заболеваниях ЦНС
  6. Врожденная словесная глухота. Выработка словесно-слуховых рефлексов
  7. Нарушение речи при умственном недоразвитии и гормональных нарушениях
  8. Нарушение речи при гипофункции щитовидной железы и болезни Дауна
  9. Нарушение речи при болезни Tay-Sachs, синдромах Hornig, Little, фенилкетонурии и токсоплазмозе
  10. Нарушение речи при мозговых дисплазиях и после прививок

Источник

Щитовидная железа и развитие речи ребенка

Почему надо обязательно прийти, если вам поступило такое приглашение, рассказывает доцент кафедры эндокринологии детского и подросткового возраста Российской медицинской академии последипломного образования МЗ РФ, кандидат медицинских наук Любовь Самсонова.

Один из четырех тысяч

В одном случае из четырех тысяч на свет появляется малыш с врожденным гипотиреозом. У 90% таких новорожденных не будет никаких видимых симптомов болезни. У оставшихся 10% больных детей будут наблюдаться некоторые особенности, которые и симптомами-то не назовешь. Это может быть рождение позже положенного срока, слишком большой вес в момент родов – больше 3,5 кг, отеки, низкий тембр голоса, длительная желтуха, позднее отхождение мекония – первородного кала, или позднее отпадение пупочного канатика и плохая заживляемость пупочной ранки… В общем, малыш с врожденным гипотиреозом в первые дни жизни внешне ничем не отличается от здоровых детей, и в то же время у него снижена работа щитовидной железы и в кровь выделяется мало тиреоидных гормонов, как мало их выделялось и во время внутриутробного развития.

А без этих гормонов невозможна нормальная работа всех органов и систем – и сердечно-сосудистой, и мочевыделительной, и опорно-двигательной, и желудочно-кишечного тракта. От тиреоидных гормонов зависит и рост ребенка, и правильные пропорции тела, а если смотреть дальше – то и возможность самому иметь детей, когда он вырастет. И самое главное – именно тиреоидные гормоны отвечают за созревание мозга и уровень интеллекта.

Обязательный анализ

Весь цивилизованный мир решает проблему диагноза этого заболевания так: всем-всем новорожденным на 4-й или 5-й день жизни, если ребенок родился доношенным, или между 7-м и 14-м днем, если малыш недоношенный, еще в роддоме делают анализ на уровень тиреотропного гормона. Эта процедура называется скрининг-диагностикой врожденного гипотериоза. С 90-го года такой анализ делают всем новорожденным в Москве. С 1994-го – новорожденным по всей России. Берут из пяточки кровь на фильтровальную бумажку и отправляют ее в медико-генетическую лабораторию. Если уровень тиреотропного гормона нормальный, ни родителей, ни поликлинику, к которой приписан младенец, не беспокоят. Если же уровень повышен – родителей вместе с малышом приглашают в поликлинику для повторного анализа. А ежели и повторный тест показывает неблагополучие, ребенка срочно направляют на консультацию к эндокринологу. Эндокринолог делает уточняющие анализы и назначает лечение.

Пугаться, получив приглашение на повторный тест, не надо. Абсолютное большинство детей, у которых уровень гормонов не был нормальным на первом, на втором и даже на третьем этапе обследования, – это дети с транзиторной формой гипотиреоза, у них возможно самостоятельное восстановление функции щитовидной железы, и если даже лечение потребуется, оно не будет продолжительным. Как правило, оно необходимо только в первый год жизни, когда потребность в этих гормонах очень высока. Ребенок будет получать заместительную гормональную терапию, которую, возможно, отменят в год, чтобы посмотреть, как щитовидная железа работает самостоятельно. Но если новое исследование покажет, что у вашего малыша стойкая форма гипотиреоза, придется принимать гормональные препараты всю жизнь.

К чему такая спешка?

Казалось бы, раз обследования поставлены на поток и каждому новорожденному и без ведома мамы анализ возьмут в роддоме, что тогда всех тревожить и рассказывать о грозной болезни? Но в том-то и дело, что не все до единого малыши проходят это исследование. И пусть охват скринингом очень высокий – в Москве он составляет 99%, все-таки кое-кто из новорожденных усколь-зает из-под бдительного ока генетиков.

Это малыши, которых рисковые мамы рожают дома. Это малыши, чьи нетерпеливые мамы, родив их в частных клиниках, спешат раньше срока вернуться домой, и врачи не могут в положенный день взять у младенца кровь. Это дети, которым случилось родиться при непредвиденных обстоятельствах вне родильного дома. Их мамы должны знать, что СРОЧНО, в первую же неделю, малышу надо пройти анализ на врожденный гипотиреоз (ВГ). Сделать это можно в своей поликлинике.

Срочно – потому что лечение этой болезни надо начать не позднее 14-го дня жизни! Именно в это время у малыша при активном участии тиреоидных гормонов формируется способность к абстрактному мышлению. А если с лечением затянуть, например, до трех месяцев, только у одного больного малыша из трех прогноз будет благоприятным, остальные два никогда уже не будут отличаться высоким интеллектуальным развитием. Им уготован диагноз «пограничная интеллектуальная недостаточность», им придется занять места в классах коррекции.

По той же причине нельзя медлить с повторным анализом, если по возвращении из роддома вас вызывают к эндокринологу.

А если лечение начать в первые же дни жизни, задержку умственного развития можно предотвратить.

Выбираем молоко и кашу

Исследования последних лет показали, что в воде почти всех регионов России мало йода. В том числе и в московской воде. А йод – это микроэлемент, который не накапливается в организме, мы ежедневно должны получать его вместе с пищей. Йод также – один из компонентов тиреоидных гормонов. Недостаточное поступление йода может привести к дефициту этих гормонов, а значит, и к ряду заболеваний. У детей недостаток йода вызывает зоб, задержку физического развития, снижает интеллектуальную и физическую работоспособность… Но всех этих бед можно избежать, если принимать йод профилактически.

По расчетам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), физиологическая потребность в йоде у младенца составляет 90 микрограмм в сутки. Взрослый может получить необходимую ему дозу с йодированной солью или с биологическими добавками с препаратами йода, а младенец не в состоянии съесть столько соли, чтобы извлечь из нее свою норму. Йод он получает с маминым молоком. Поэтому мама, если она кормит грудью, обязательно должна принимать фармакологические препараты йода. Этого микроэлемента кормящей маме нужно не менее 200 микрограмм в сутки. Тогда и малыш через молоко получит столько, сколько ему нужно.

Но с 6 месяцев ему будет мало той дозы, которую он может получить из маминого молока, даже если мама продолжает принимать препараты, содержащие йод. Поэтому йод обязательно должен входить в состав каш.

Если женщина не кормит малыша грудью, он с первых же дней должен получать молочную смесь с йодом. А с 6 месяцев младенцам-искусственникам помимо заменителей грудного молока, содержащих йод, и каш с йодом необходимо давать еще 50 микрограмм йода в сутки в виде фармакологических препаратов.

Мамы, выбирая заменитель грудного молока, каши для своего малыша, обратите внимание на состав питания! На российском рынке сейчас представлена продукция десятка фирм, которые выпускают около 60 наименований заменителей грудного молока и каш, содержащих йод. Выбрать есть из чего!

Чтобы младенец набрал свою суточную дозу, в 100 микрограммах готовой смеси должно быть не менее 9–10 микрограмм йода, а в 100 г сухой смеси – не менее 70 микрограмм.

Расчеты вам кажутся сложными? Тогда обратитесь за советом к вашему педиатру, он поможет выбрать смесь, а потом и каши для прикорма.

Кстати

Хотя ВОЗ определила норму для младенцев – 90 микрограмм йода в сутки, Американская тиреодологическая ассоциация рекомендует давать младенцам 100–130 микрограмм. Американцы считают, что в первый, самый важный год, когда у ребенка созревает центральная нервная система, йода он должен получать больше, умнее будет.

Смотрите также:

  • Рахит не забыт. 5 заблуждений об этой болезни →
  • Раньше срока. Если кроха родился недоношенным →
  • Поздние роды. Плюсы и минусы →

Источник