Шереметьева диагностика психоречевого развития ребенка раннего возраста

Шереметьева диагностика психоречевого развития ребенка раннего возраста thumbnail
Главная // Материалы для диагностики // Материалы для логопедического обследования // Шереметьева Е.В. Диагностика психоречевого развития детей раннего возраста. Книга + DVD

Шереметьева Е.В. Диагностика психоречевого развития детей раннего возраста. Книга + DVD

Издательство: 

Национальный книжный центр

Год издания: 2013 год

Комплект: Книга с методическими рекомендациями (112 страниц) + Компьютерная программа + Инструкция пользователя компьютерной программы

ISBN: 978-5-4441-0058-5

Тираж: 1000 экземпляров

Вес: 450 грамм

1 240
руб

Еще фото (чтобы увеличить – кликните по картинке):

Oписание товара

Комплект содержит методику диагностики процесса речестановления в раннем возрасте, позволяющую выявить задержку речевого развития, дифференцировать темповые варианты нормального речевого развития и типы нарушений в овладении речью.

Методика предполагает тщательное изучение четырех взаимосвязанных блоков: естественной речевой среды и некоторых аспектов микросоциальных условий; психофизиологических компонентов овладения речью в раннем возрасте; когнитивных компонентов; собственной языковой продукции ребенка в процессе коммуникации.

В комплект входит книга с методическими рекомендациями и компьютерная программа, помогающая обрабатывать и анализировать результаты диагностики. Программа состоит из последовательно заполняемых модулей, содержащих формы, справочные видеоматериалы, ссылки на книгу, подсказки, словарь терминов. Она позволяет построить индивидуальный коммуникативный профиль ребенка, сформировать примерные рекомендации специалистам и родителям, отследить динамику развития речи ребенка на протяжении года, сравнить результаты.

Комплект предназначен для логопедов, психологов, воспитателей групп раннего возраста, групп кратковременного пребывания, родителей, студентов дефектологических и психолого-педагогических факультетов.

← Вернуться
назад

С этим товаром часто покупают:

Наверх

Ваша корзина

НОВОСТИ

Как работает доставка заказов с 12 по 31 мая 2020

08.05.2020

C 12 по 31 мая 2020 года курьерская доставка по Москве, Санкт-Петербургу и Нижнему Новгороду работает в обычном режиме. Также в обычном режиме работают почти все ПВЗ Боксберри – перед отправкой заказа мы проверяем работает ли конкретный ПВЗ Боксберри. Доставка Почтой РФ осуществляется в стандартном режиме – мы отправляем заказы ежедневно в дни работы почтового отделения 129366 города Москвы.

подробнее
Лидер продаж 2019 года

06.01.2020

Определился абсолютный лидер продаж 2019 года – пособие, которое чаще всего заказывали наши покупатели в прошлом году.

подробнее
ОСТОРОЖНО: КОНТРАФАКТ!

06.09.2019

В интернете можно легко найти трейнеры и миобрейсы по удивительно низким ценам. Будьте осторожны – это китайские подделки и их использование не только не эффективно, но и опасно для здоровья!

подробнее
Новинка в издательстве “Русская Речь”

19.06.2016

В издательстве “Русская Речь” вышла компьютерная программа «Найди лишнюю картинку», авторы – О.А. Безрукова и Е.В. Нурминский. Это прикладная обучающая программа, направленная на развитие мыслительных операций и систематизацию лексического запаса ребенка

подробнее

Источник

Методики по изучению уровня развития речи детей с задержкой психического развития

Во второй половине ХХ в. исследования детской речи получили интенсивное развитие, и здесь особое место заняли темы врожденности, приобретаемости речеязыковых навыков и умений, зависимости речевого развития от интеллектуальных способностей, периодизации усвоения родного языка и мн. др. Возникли новые методические подходы и технические возможности исследований речи.Вопросами развития и коррекции речи детей дошкольного возраста занимаются следующие ученые: Борякова Н.Ю., Волковская Т.Н., Голубеева Г.Г., Коненкова И.Д., Стребелева Е.А и другие.

Под влиянием психолингвистических идей к оценке речи детей дошкольного возраста и в частности с задержкой психического развития стали подходить уже на основе оценки не только звуковой стороны высказывания, а всего комплекса используемых ребенком языковых средств: лексических, морфологических, синтаксических, фонетических и др. Структурно эти методы исследования нашли отражение в виде уровневого деления речевого развития ребенка. Наиболее известной, является классификация уровней речевого развития, созданная Левиной Р. Е.

Низкая познавательная активность детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, замедленный темп формирования высших психических функций и слабая регуляция произвольной деятельности неминуемо приводят к нарушениям различных сторон речи:

  1. ограниченность словарного запаса;

  2. недостатки грамматического строя речи;

  3. нарушения звукопроизношения, трудности фонематического восприятия и звукобуквенного анализа;

  4. неосознанность и непроизвольность построения фразы;

  5. незрелость внутреннего программирования и грамматического оформления высказывания.

Материал для изучения уровня развития речи дошкольников с ЗПР необходимо подбирать, соблюдая основные диагностические принципы:

  1. системное изучение;

  2. комплексный подход;

  3. изучение в динамике;

  4. количественный и качественный анализ результатов.

Диагностический материал по изучению уровня развития речи группируется по направлениям:

  1. коммуникативно-речевые навыки;

  2. лексическое развитие;

  3. обследование артикуляционной моторики;

  4. звукопроизношение;

  5. фонематический слух;

  6. слоговая структура и звуконаполняемость слов;

  7. фонематический анализ;

  8. грамматический строй речи;

  9. связная речь.

Речевой материал подбирается с учетом возрастных показателей развития речи дошкольников. Использование предлагаемых материалов позволяет решить следующие вопросы:

  1. учесть особенности детей с задержкой психического развития;

  2. сделать вывод о степени сформированности всех сторон речи в количественном и качественном отношении (учет допущенных ошибок, сам процесс выполнения заданий и другие характеристики);

  3. выявить потенциальные возможности ребенка;

  4. спланировать коррекционно развивающую работу в соответствии с реальными потребностями ребенка;

  5. осуществить индивидуальный подход;

  6. при составлении результатов, полученных в разные периоды, выявить динамику и определить дальнейшие направления в работе.

Изучение состояния речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития имеет огромное значение в системе всей коррекционно-развивающей работы, от его результатов зависят направления педагогического, психологического и организация логопедического воздействия. При этом важную роль в результативности (качестве) обследования играет правильный выбор методик: соответствие возрасту ребенка, его психофизическому развитию и др. (Г. А. Волкова, Л. М. Ефименкова, В. В. Коноваленко, Р. И. Лалаева, Н. В. Нищева, Г. В. Чиркина и др.).

Обследование речевой деятельности детей проводится с соблюдением определенной последовательности этапов и включает анализ основных составляющих речевой системы компонентов. К каждому заданию дается инструкция, в которой детям с ЗПР показывают примерный результат предстоящей им речевой деятельности и способ достижения этого результата, то есть дается образец. Это обеспечивает расширение ориентировочной части, что важно для детей с задержкой психического развития. При затруднении ребенку оказывается помощь в виде побуждающих или уточняющих вопросов, контекстной подсказки, повторения инструкции, разбора образца.

Анализ психолого-педагогической литературы и диссертационных исследований свидетельствует о многообразии организационных и содержательных аспектов диагностики уровня речевого развития детей дошкольного возраста.

Волковой Г.А. (1993) предложены схемы обследования детей с дислалией, дизартрией, алалией, с заиканием, дидактический материал по 20 параметрам исследования психомоторного состояния детей с нарушениями речи.

Репина З. А. (1995) раскрывает методологические основы диагностики отклонений в развитии речи детей, описывает исследование психологической базы речи, праксических функций и психолингвистическое изучение нарушений речи.

Об эффективности применения экспресс-диагностики при обследовании детей пишет Денисова Н. Е. (1998); экспресс-обследование звукопроизношения, фонематического слуха, звукослоговой структуры слова предлагает Коноваленко В. В. (1999).

Семаго М. М., Ахутина Т. В., Семаго Н. Я., Светлова Н. А., Береславская М. И. (1999) в методическом пособии определяют общую схему логопедического обследования дошкольников в рамках ПМПК, включающую обследование звуковой стороны речи, словарного запаса, грамматического строя речи, письма и чтения.

Кирьянова Р. А. (2004) рассматривает комплексную психолого-педагогическую диагностику детей 5-6 лет, имеющих тяжелые нарушения речи, этапы проведения и методики.

Визель Т. Г. (2005) представляет методику нейропсихологической и нейролингвистической диагностики языковой функции.

Учебное пособие Гейци Э. Д. «Диагностика детей среднего и старшего дошкольного возраста» (2006) содержит краткое описание диагностики психического развития детей дошкольного возраста, в том числе и речевого.

Предлагаемая Микляевой Н. В. (2007) методика диагностики языковой способности детей дошкольного возраста экспериментально определяет компоненты языковой компетенции.

Косинова Е. М. (2007) для выявления соответствия речевого развития ребенка его возрасту разработала логопедические тесты.

Кабановой Т. В., Домниной О. В. (2008) разработана тестовая диагностика, включающей в себя несколько направлений: обследование речи, состояние общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями.

Грибова О. Е. (2008) представляет технологию организации логопедического обследования и рассматривает методики обследования речи детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Акименко В. М. (2011) представляет в пособии уровневый подход к диагностике речевого недоразвития, для надежности фиксации результатов обследования предлагаются таблицы, что существенно упрощает отчетность учителя-логопеда, а также позволяет проследить динамику коррекционной работы.

Комплект Шереметьевой Е. В. «Диагностика психоречевого развития детей раннего возраста» (книга с методическими рекомендациями и компьютерная программа, помогающая обрабатывать и анализировать результаты диагностики) (2013) содержит методику диагностики процесса речестановления в раннем возрасте, позволяющую выявить задержку речевого развития, дифференцировать темповые варианты нормального речевого развития и типы нарушений в овладении речью. Методика предполагает:

  1. тщательное изучение четырех взаимосвязанных блоков: естественной речевой среды и некоторых аспектов микросоциальных условий;

  2. психофизиологических компонентов овладения речью в раннем возрасте;

  3. когнитивных компонентов;

  4. собственной языковой продукции ребенка в процессе коммуникации.

Компьютерная программа «Диагностика речевого развития ребенка дошкольного возраста» (DiagLite) Мельниковой О. А. (2014), предназначенная для диагностики речевого развития детей старшего дошкольного возраста, включает в себя три основных блока:

  1. база данных, в которой хранятся общие сведения о детях и их родителях, анамнестические данные;

  2. электронные речевые карты с последующим автоматическим формированием индивидуального коррекционного образовательного маршрута;

  3. отчетная документация.

Романович О. А. (2014) разработала электронное пособие «Общее речевое развитие», представляющую собой систему работы по предупреждению и коррекции речевых нарушений у дошкольников, которая включает в себя:

  1. диагностику дефекта;

  2. модели занятий по коррекции и наглядно-дидактический материал для обследования психофизического и речевого развития детей с ОНР и ЗПР.

В диск включены материалы, структурированные по следующим разделам:

• «Психоречевая диагностика детей 3-7 лет» (карта психоречевого развития ребенка 3-7 лет и диагностические таблицы);

• «Наглядно-дидактический материал для обследования»;

• «Модели занятий для детей с ЗПР и ОНР»;

• «Система работы с родителями»;

• «Презентации».

Программно-индикаторный комплекс БОС «КомфортЛОГО» (Ледина В. Ю., Вовк О. Н.) позволяет проводить поэтапную многофакторную диагностику речевого развития, как детей, так и взрослых, с автоматической фиксацией, сохранением и анализом полученных данных, с формированием речевых карт. Применение экспресс-диагностики не исключает полного индивидуального и комплексного обследования речи, оно проводится в сложных случаях, когда затруднена постановка диагноза.

Безрукова О. А., Нурминский Е. В., Каленкова О. Н. разработали программу для ЭВМ «Экспресс-диагностика речи ребенка дошкольного возраста», которая предназначена для проведения диагностики речи детей 4-6 лет.

Вербицкая Т. Л. предлагает авторскую технологию для экспресс-диагностики речевого развития детей старшего дошкольного возраста с использованием программных средств пакета офисных документов Microsoft для автоматизации самого процесса диагностики, обработки и учета полученных результатов.

Из выше изложенного можно сделать вывод о том, что методики по изучению уровня развития речи детей дошкольного возраста с ЗПР разнообразны в применении и дают возможность определить степень сформированности всех сторон речи, спланировать коррекционно-развивающую работу в соответствии с реальными потребностями ребенка и с учетом его особенностей.

Источник

Статья:

Актуальность исследований, посвященных проблеме развития речи, определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития – мышление, воображение, память, эмоции.

Раннее детство охватывает возраст от одного до 3 лет. По мнению Д.Б. Эльконина, ведущей деятельностью становится предметно-манипулятивная, ускоряется процесс психологического развития. Этому способствует то, что ребенок начинает самостоятельно передвигаться, появляется деятельность с предметами, активно развивается речевое общение (как импрессивная, так и экспрессивная речь), зарождается самооценка. Уже в кризисе первого года жизни складываются основные противоречия, приводящие ребенка на новые этапы развития:

1) автономная речь как средство общения обращена к другому, но лишена постоянных значений, что требует ее преобразования; она понятна другим и используется как средство общения с другими и управления собой;

2) манипуляции с предметами должны смениться деятельностью с предметами;

3) становление ходьбы не как самостоятельного движения, а как средства достижения других целей.

По мнению Г.М. Ляминой, в раннем детстве существуют такие новообразования, как речь, предметная деятельность, а также создаются предпосылки для развития личности. Ребенок начинает отделять себя от других предметов, выделяться из окружающих его людей, что приводит к начальных форм самосознания. В раннем детстве быстро развиваются разнообразные познавательные функции в их первоначальных формах (сенсорное развитие, память, мышление, внимание). В это же время у ребенка начинают проявляться коммуникативные свойства, интерес к людям, общительность, подражание, формируются первичные формы самосознания (18).

М.И. Лисина отмечает, что психическое развитие в раннем детстве и многообразие его форм и проявлений зависят от того, насколько ребенок включен в общение со взрослыми и насколько активно он себя проявляет в предметной познавательной деятельности. В период раннего детства развиваются две стороны общения: общение со взрослым и общение со сверстниками. Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с взрослым. Проблеме общения ребенка со взрослыми посвящены исследования многих ученых-психологов: Л.А. Божович, Л.С. Выготского, Я.Л. Коломенского, М.И. Лисиной, Т.А. Марковой, Л.А. Пеньевской, Р.И. Жуковской и др.

Ранний возраст является наиболее важным в развитии речи. Проблемой развития речи занимались Н.И. Жинкин, М.И. Лисина, А.В. Запорожец и другие. В отечественной педагогике и возрастной психологии процесс развития ребенка от рождения до 3 лет разделяют на два основных периода: младенчество (от рождения до 12 месяцев) и ранний возраст (от 12 до 36 месяцев).

Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Д.Б. Эльконин показали важность раннего возраста в развитии речи, считая его сензитивным периодом для формирования звукопроизношения, словаря, грамматической стороны речи. Л.С. Выготский отмечал, что в раннем возрасте овладение речью представляет собой центральную линию развития ребенка, поскольку меняет его отношение к окружающей среде, выводя из ситуационной зависимости. Речевая система формируется и функционирует в неразрывной связи с развитием сенсорной, сенсомоторной, интеллектуальной, аффективно-волевой сфер ребенка.

По мнению Д.Б. Эльконина, в раннем детстве отмечается бурное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной (восприятия, мышления), двигательной и эмоционально-волевой сферы. К трем годам ребенок начинает говорить о себе в третьем лице, формируется чувство «Я», отмечается выраженное стремление к самостоятельности. Особенности поведения ребенка в этот период зависят от отношения к нему взрослых. Этот этап развития называют кризисом 3 лет (первый возрастной кризис). Психологическим новообразованием является обособление себя от окружающих, что имеет большое значение для личностного развития ребенка. Развитие ребенка раннего возраста происходит только в условиях взаимодействия со взрослыми [5].

Ранний возраст является наиболее важным в развитии речи. Отклонения в овладении речью затрудняют общение с близкими взрослыми, препятствуют развитию познавательных процессов, отрицательно влияют на формирование самосознания. В связи с этим проблема предупреждения отклонений в развитии речи, выявление детей с нарушениями речи является актуальной проблемой современной науки (О.Е. Громова, К.Л. Печора, Г.В. Чиркина, Е.В. Шереметьева и др.).

Поскольку отклонения в развитии речи детей раннего возраста в дальнейшем могут повлиять на становление словарного запаса и грамматического строя, необходимо коррекционное воздействие для предупреждения вторичных нарушений. Для этого необходимо комплексное логопедическое обследование. Методики изучения речи в раннем возрасте рассматриваются в работах О.Е. Громовой, К.Л. Печоры, Г.В. Чиркиной, Е.В. Шереметьевой.

О.Е. Громова для диагностики речи детей раннего возраста разработала опросник для родителей. Адресуя этот опросник родителям ребенка раннего возраста, специалисту (логопеду или воспитателю) следует помнить, что наиболее значимыми показателями являются: количественный и качественный состав пассивного словарного запаса ребенка; процентное соотношение между первыми словами и объемом пассивного словаря по каждой из основных словарных групп; наличие в окружающей ребенка обстановке ситуации, однозначно требующей номинации явления или предмета в соответствии с коммуникативными потребностями (прагматический фактор); частотность ситуации, в которой это слово следует употреблять [1].

Г.В. Чиркина отмечает, что логопедическое заключение о речевом развитии ребенка раннего возраста коренным образом отличается от общепринятой в детской логопедии терминологии для детей старше 3 лет, т.к. мы имеем дело с формирующейся функцией в ее сензитивном периоде становления. В зависимости от того, какие факторы являются ведущими в механизме возникновения отклонений в речевом развитии, формулируется и логопедическое заключение [3].

К.Л. Печора предлагает свою методику диагностики нервно-психического развития ребенка 2-3 лет. Автор выделяет нормальное развитие ребенка и развитие с опережением на один-два эпикризных срока (один-два квартала, полугодия), что является физиологической нормой, развитие с опережением на три и более эпикризных срока (три квартала и более) и задержанное развитие, которое включает в себя задержку темпов развития и собственно задержку развития [2].

Е.В. Шереметьева разработала модель психоречевого развития ребенка раннего возраста, которая охватывает пять стадий психоречевого развития ребенка. Каждая стадия включает в себя: психофизиологическую готовность ребенка к овладению речью; когнитивный компонент, который опосредованно показывает специалистам качество внешнесредового воздействия семьи; предъязыковые и языковые средства общения ребенка с близкими взрослыми [4].

Сводная характеристика всех выше рассмотренных методик представлена в таблице.

Методики изучения предпосылок нарушения речи у детей раннего дошкольного возраста

Автор методики

Цель методики

Параметры методики

Критерии методики

Г.В. Чиркина

Определить уровень речевого развития детей раннего возраста

Строение и функционирование органов артикуляции, артикуляционный праксис (после 1 г. 6 мес), слуховое внимание к неречевым и речевым сигналам, понимание речи, объем пассивного и активного словаря

Неосложненная задержка; задержка речевого развития; грубая задержка речевого развития

О.Е. Громова

Определить уровень сформированности устной речи: звукопроизношения, лексико-грамматического строя, определить уровень начального детского лексикона: норма, задержка речевого развития, дети группы риска

Звуковой строй и слоговая структура;

лексико-грамматический строй речи

Соотнесение результатов с возрастными нормативами

К.Л. Печора

Определить уровень речевого развития ребенка: нормальное, развитие с опережением, задержанное развитие (задержка темпов развития и собственно задержка развития)

Понимание речи

Активная речь

Соотнесение результатов с возрастными нормативами

Е.В. Шереметьева

Определить уровень психоречевого развития ребенка раннего возраста

Двигательные предпосылки артикуляции, фонематическое восприятие, интонацион-но-ритмическое развитие

Оценка в баллах, определение типа отклонения

Таким образом, методики изучения речи в раннем возрасте рассматриваются в работах О.Е. Громовой, К.Л. Печоры, Г.В. Чиркиной, Е.В. Шереметьевой. При проведении обследования ребенка основной целью логопеда является выявление индивидуальных проблем в развитии детской речи. Для этого проводится диагностика речевых и неречевых процессов. Обязательным условием диагностики речевого развития ребенка является его параллельное обследование у детского психолога. Только на основе всестороннего анализа основных показателей развития ребенка раннего возраста логопед сможет адекватно оценить индивидуальные речевые проблемы в развитии детской речи.

В настоящее время для формирования речи детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью недостаточно разработано методик, в основном в логопедии представлены методики коррекции речи у детей дошкольного возраста. В работе с детьми раннего возраста можно использовать: модифицированные приемы преодоления общего недоразвития речи (ОНР, I уровень) Р.Е. Левиной, Н.С. Жуковой, С.А. Мироновой, Т.Б. Филичевой, специальные упражнения, направленные на развитие предпосылок фонематического восприятия и устранения выраженных нарушений звуко-слоговой структуры Г.В. Чиркиной и А.К. Марковой; методические рекомендации по воспитанию фразовой речи у детей-алаликов, разработанные В.К. Орфинской, Б.М. Гриншпуном, В.К. Воробьевой, Е.Ф. Соботович; методические разработки по проведению занятий с детьми раннего возраста по развитию речи и ознакомлению с окружающей действительностью В.В. Гербовой, С.Н. Теплюк, В.А. Петровой; авторские методике по работе с детьми раннего возраста с отклонениями в речевом развитии (О.Е. Громова, Е.В. Шереметьева).

В настоящее для формирования речи детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью недостаточно разработано методик, в основном в логопедии представлены методики коррекции речи у детей дошкольного возраста.

В работе с детьми раннего возраста можно использовать:

– модифицированные приемы преодоления общего недоразвития речи (ОНР, I уровень) Р.Е. Левиной, Н.С. Жуковой, С.А. Мироновой, Т.Б. Филичевой,

– специальные упражнения, направленные на развитие предпосылок фонематического восприятия и устранения выраженных нарушений звуко-слоговой структуры Г.В. Чиркиной и А.К. Марковой;

– методические рекомендации по воспитанию фразовой речи у детей-алаликов, разработанные В.К. Орфинской, Б.М. Гриншпуном, В.К. Воробьевой, Е.Ф. Соботович;

– методические разработки по проведению занятий с детьми раннего возраста по развитию речи и ознакомлению с окружающей действительностью В.В. Гербовой, С.Н. Теплюк, В.А. Петровой;

– авторские методике по работе с детьми раннего возраста с отклонениями в речевом развитии (О.Е. Громова, Е.В. Шереметьева);

– методики Н.А. Зайцева, М. Монтессори.

Таким образом, в работе с детьми раннего возраста необходимо использование специальных диагностических и коррекционных методик по выявлению и преодолению нарушений речевого развития.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник

Читайте также:  Уровень развития ребенка в 3 недели