Схема развития структуры поведения ребенка

Схема развития структуры поведения ребенка thumbnail

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него – значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

Кризис семи дет

Независимо оттого, когда ребенок пошел в школу, в шесть или семь лет, он в какой-то момент своего развития проходит через кризис. Этот перелом может начаться в семь лет, а может сместиться к шести или восьми годам. Как всякий кризис, кризис семи лет не жестко связан с объективным изменением ситуации. Важно, как ребенок переживает ту систему отношений, в которую он включен, – будь то стабильные отношения или резко меняющиеся. Изменилось восприятие своего места в системе отношений – значит, меняется социальная ситуация развития и ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.

Кризис трех лет был связан с осознанием себя как активного субъекта в мире предметов. Произнося “Я сам”, ребенок стремился действовать в этом мире, изменять его. Теперь он приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя значение новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высокоценимой взрослыми учебной работы. И пусть желание занять это новое место в жизни появилось у ребенка не в самом начале обучения, а на год позже, все равно формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет его самосознание. Как считает Л.И. Божович, кризис семи лет – это период рождения социального “Я” ребенка.

Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им проходят новые. Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, – менее важным. Маленький школьник с увлечением играет, и играть еще будет долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни.

Перестройка эмоционально-мотивационной сферы не ограничивается появлением новых мотивов и сдвигами, перестановками в иерархической мотивационной системе ребенка. В кризисный период происходят глубокие изменения в плане переживаний, подготовленные всем ходом личностного развития в дошкольном возрасте. В конце дошкольного детства наметилось осознание ребенком своих переживаний. Сейчас осознанные переживания образуют устойчивые аффективные комплексы.

Отдельные эмоции и чувства, которые испытывал ребенок лет четырех, были мимолетными, ситуативными, не оставляли заметного следа в его памяти. То, что он периодически сталкивался с неудачами в каких-то своих делах или иногда получал нелестные отзывы о своей внешности и испытывал по этому поводу огорчение, обиду или досаду, не влияло на становление его личности. Как известно, лишь немногие дошкольники приобретают высокий уровень тревожности и заниженные представления о себе; чтобы это произошло, в семье должна быть особая атмосфера недовольства и высокой требовательности. И наоборот, в обстановке захваливания и восхищения вырастают дети с непомерно высокой даже для дошкольного возраста самооценкой; их тоже мало. Все эти случаи – результат усвоения постоянно повторяющейся оценки близких взрослых, а не обобщения собственного эмоционального опыта.

В период кризиса семи лет проявляется то, что Л.С. Выготский называет обобщением переживаний. Цепь неудач или успехов (в учебе, в широком общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса – чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Конечно, в дальнейшем эти аффективные образования могут изменяться, даже исчезать по мере накопления опыта другого рода. Но некоторые из них, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками, будут фиксироваться в структуре личности и влиять на развитие самооценки ребенка, его уровня притязаний. Благодаря обобщению переживаний в семь лет появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл для ребенка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.

Такое усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. Это не слепок с внешней его жизни. Хотя внешние события, ситуации, отношения составляют содержание переживаний, они своеобразно преломляются в сознании, и эмоциональные представления о них складываются в зависимости от логики чувств ребенка, его уровня притязаний, ожиданий и т. д. Скажем, одна и та же отметка, полученная на уроке разными детьми, вызовет у них совершенно разный эмоциональный отклик: четверка для одного – источник бурной радости, для другого – разочарования и обиды, одним воспринимается как успех, другим – как неудача. С другой стороны, внутренняя жизнь – жизнь переживаний – влияет на поведение и тем самым на внешнюю канву событий, в которые активно включается ребенок.

Читайте также:  Психическое развитие ребенка в год и девять

Начавшаяся дифференциация внешней и внутренней жизни ребенка связана с изменением структуры его поведения (рис. 5.1). Появляется смысловая ориентировочная основа поступка – звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. Это интеллектуальный момент, позволяющий более или менее адекватно оценить будущий поступок с точки зрения его результатов и более отдаленных последствий. Но одновременно это и момент эмоциональный, поскольку определяется личностный смысл поступка – его место в системе отношений ребенка с окружающими, вероятные переживания по поводу изменения этих

Рис 5.1. Схема развития структуры поведения ребенка

отношений. Смысловая ориентировка в собственных действиях становится важной стороной внутренней жизни. В то же время она исключает импульсивность и непосредственность поведения ребенка. Благодаря этому механизму утрачивается детская непосредственность, ребенок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо. Ребенок внешне уже не такой, как внутренне, хотя на протяжении младшего школьного возраста еще будут в значительной мере сохраняться открытость, стремление выплеснуть все эмоции на детей и близких взрослых, сделать то, что сильно хочется.

Чисто кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни детей обычно становятся кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения. Эти внешние особенности, так же как и склонность к капризам, аффективным реакциям, конфликтам, начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст.

Источник

Каждому ребёнку свойственно время от времени капризничать. Иногда это происходит по вполне понятным причинам: устал, перенервничал, кто-то обидел, столкнулся с несправедливостью. Но бывают целые периоды, когда неуправляемое и невыносимое поведение не ограничивается одной ситуацией, а продолжается несколько месяцев. Непослушание, истерики, протесты, грубая речь, отказ идти на контакт — список проблем может быть бесконечным.

В этот сложный период найти какое-то логическое объяснение происходящему трудно. Те, кто знаком с психологией, знают, что во всём виноваты возрастные кризисы.

Что это такое

Схема развития структуры поведения ребенка

Кризисы детского возраста — это переходные этапы от одного стабильного (литического) жизненного периода к другому, характеризующиеся целостным изменением личности ребёнка, обусловленным возникновением психологических новообразований. Для их обозначения Выготский ввёл термин «нормативные кризисы развития».

Существует множество разных подходов к их определению и классификации (Выготского, Эльконина, Эриксона, Леонтьева, Божович и др.). Несмотря на такое разнообразие, все они максимально похожи и сходятся в большинстве ключевых моментов.

Психология объясняет их достаточно просто. Все дети растут скачками, во время которых, согласно исследованиям, головной мозг начинает активно испускать импульсные волны. Их природу и значение учёным ещё предстоит выяснить, но в эти моменты с психическим и физическим развитием происходят существенные изменения.

Физические изменения

Ещё вчера он ползал, а сегодня уже неумело, но ходит. Ещё вчера не мог обойтись без посторонней помощи, а сегодня сам завязывает шнурки и пытается приготовить себе завтрак. Ещё вчера дочка была угловатым, неуклюжим подростком, а сегодня превратилась в красивую, оформившуюся девушку.

Психические изменения

Каждый возрастной кризисный период сопровождается новообразованиями. В 1 год — это автономная речь, мотивирующие представления, представление о себе. В 3 года — первичная самостоятельность, выстраивание более сложных отношений, новый уровень самосознания, волевая регуляция деятельности. В 7 лет — произвольность и опосредованность поступков, осознание собственных переживаний, новые социальные роли. В 13 — гипертрофированное чувство взрослости. В 17 — профессиональное и личностное самоопределение.

Почему данные скачки называются именно кризисами? Потому что они представляют собой тяжёлое переходное состояние на новый уровень — и физически, и психически. Этот процесс даётся нелегко не только родителям, но прежде всего — самому ребёнку. Он пугается тех кардинальных изменений, которые происходят с его телом и мировоззрением. И в ответ на них начинает протестовать, пытаясь убежать и спрятаться от такого развития событий. Отсюда — неуправляемое поведение.

Периодизация

В психологии обычно выделяется пять детских кризисов по возрастам:

  • 1 года — переход от младенчества к раннему детству;
  • 3 лет — переход к дошкольному возрасту;
  • 7 лет — освоение школы;
  • 13 лет — подростковый период;
  • 17 лет — начало ранней юности.

Однако данная периодизация достаточно условна. В трудах психологов, учебниках, различных источниках можно встретить другие её интерпретации.

Например, есть мнение, что в отдельный кризис новорожденности следует выделять весь первый год жизни малыша, начиная от появления на свет и заканчивая становлением на ножки. По сути, там каждую неделю можно назвать переходным периодом, характеризующимся резкими скачками в физическом состоянии.

Читайте также:  Доклад роль семьи в развитии ребенка

Согласно другой точке зрения, кризисные периоды 13 и 17 лет следует объединить в один — подростковый.

В некоторых источниках кризис ранней юности исключён из данной периодизации, так как семнадцатилетнего человека трудно назвать ребёнком в общем смысле этого слова.

Такие разночтения в периодизации не должны пугать. Их описания максимально похожи.

Взгляды психологов

Схема развития структуры поведения ребенка

Свой вклад в классификацию и описание детских возрастных кризисов сделали многие психологи.

Выготский

Основы понимания возрастных детских кризисов были заложены именно Львом Семёновичем Выготским:

  • выделил литические (стабильные) и критические периоды развития;
  • назвал основным содержанием каждого из них перестройку социальной ситуации;
  • считал, что на выходе из каждого из них родители получают совершенно другого ребёнка.

Впервые выдвинул идею о том, что каждый критический период — движущая сила развития в физическом и личностном плане. В этом его целиком и полностью поддержали остальные психологи.

Леонтьев

Алексей Николаевич Леонтьев ввёл понятие ведущей деятельности (ВД). По его мнению, каждый из возрастных кризисов есть не что иное, как переход к новой ВД:

  • 1 год — предметно-орудийная (была эмоциональная);
  • 3 — сюжетно-ролевая;
  • 7 — учебная;
  • 13 — интимно-личностная;
  • 17 — учебно-профессиональная.

Факт, что каждый возрастной скачок сопровождается переходом от одной ведущей деятельности к другой, стал общепризнанным. Но мнения психологов разделились по поводу того, какая ВД определяет подростковый период:

  • по Фельдштейну — общественно-полезная;
  • по Давыдову — общественно-значимая;
  • по Беличевой — референтно-значимая;
  • по Поливановой — проектная.

По мнению Леонтьева, именно смена ведущей деятельности является основным признаком каждого возрастного кризиса в развитии ребёнка.

Божович

Лидия Ильинична Божович ввела понятие новообразования. Это те психические и социальные изменения, которые происходят с ребёнком во время кризисного периода. Именно они определяют сознание, отношение к среде, межличностные контакты, внутреннюю и внешнюю жизнь. Они являются обобщённым результатом всего психического развития на соответствующем этапе жизни и становятся базой для формирования психических процессов во время следующего кризиса.

Новообразования формируются на стыке двух периодов и означают завершение предыдущего этапа развития и начало следующего.

Эльконин

Данил Борисович Эльконин на основе общепринятой периодизации создал свою, авторскую. Её фундаментом стало выделение им двух систем, в которых, по мнению психолога, развивается каждый ребёнок:

  • «ребёнок — общественный предмет»: развитие умственной сферы;
  • «ребёнок — общественный взрослый»: развитие личностной, мотивационной сферы.

Каждый стабильный период, обозначенный Выготским, Эльконин разбил на два подэтапа. В первом ВД связана с одной системой, во втором — с другой. Переходы между ними и являются кризисными скачками вперёд. Вот как выглядит его периодизация:

Раннее детство:

  • младенчество (до года) — кризис 1 года (малый);
  • ранний возраст (1-3 года) — кризис 3 лет (большой).

Детство:

  • дошкольный возраст (4-7) — 7 лет (малый);
  • младший школьный возраст (8-11) — 12 лет (большой).

Подростничество:

  • младший подростковый возраст (12-15) — 15 лет (малый);
  • старший подростковый возраст (16-17) — 17 лет (большой).

Таким образом, у Эльконина возрастной кризис 13 лет разбит на два более детальных — 12 и 15.

Эриксон

Эрик Эриксон ввёл понятие кризиса идентичности. Он заключается в том, что во время проблемного периода ребёнку приходится выбирать между двумя дилеммами. В зависимости от принятого решения развитие личности протекает в дальнейшем либо в положительном, либо в отрицательном ключе. Его периодизация:

  • 1 год — доверять окружающему миру или нет?
  • 3 — быть самостоятельным или испытывать постоянное чувство стыда за сделанное?
  • 7 — раскрыть свои инициативные и организаторские способности или послушать критику и остаться в тени?
  • 13 — быть самодостаточным или неуверенным в себе?
  • 17 — кто я и чего я хочу?

По Эриксону, если в момент кризисного периода выбран не тот путь, это приводит к нарушениям развития личности.

Общая характеристика

Схема развития структуры поведения ребенка

Все возрастные детские кризисы имеют специфические черты.

1 год:

  • с обучением ходьбе расширяется доступное пространство;
  • появляется автономная речь (выражают эмоции звуками);
  • поведение определяется впечатлениями, а не зависимостью от предметов;
  • происходит первое осознание себя (узнают себя в зеркале).

3 года:

  • изменяются отношения со взрослыми;
  • происходит отделение себя от других;
  • осознаются возможности;
  • зарождается потребность в уважении и признании.

7 лет:

  • приходится осваивать новые правила школьной жизни;
  • ускоренными темпами происходит развитие операционально-технической сферы;
  • усваивается социокультурный опыт;
  • приобретает значимость учебная деятельность;
  • развивается саморегуляция.
Читайте также:  Гипофиз влияние на рост и развитие ребенка

Подростковый период:

  • на первый план выходит общение со сверстниками;
  • развивается самосознание — внутреннее ощущение себя как индивидуальности;
  • составляются жизненные планы, которые в будущем позволят жить самостоятельно;
  • появляется самоопределение — осознание своего места в человеческом обществе;
  • формируются рефлексия, формально-логический интеллект и гипотетико–дедуктивное мышление.

Нужно иметь в виду, что даже у психологов периодизация достаточно условна. Нельзя воспринимать указанный возраст слишком буквально: кризис 3 лет вовсе не означает, что он начнётся в день рождения и будет продолжаться ровно 12 месяцев. Этот критерий достаточно индивидуален. У кого-то скачок происходит раньше, у кого-то — позже. И длиться они могут тоже по-разному: у некоторых всё заканчивается спустя 3 месяца, а другим приходится терпеть по полгода и дольше.

Основные симптомы

Возрастные кризисы развития характеризуются определёнными симптомами.

1 год:

  • громкий плач без слёз;
  • резкие движения: машут руками, топают ногами, мотают головой, замахиваются для удара;
  • чрезмерно живая мимика: хмурят брови, плотно сжимают губы, сужают глаза;
  • требовательные интонации;
  • опасное любопытство, когда тянет ко всему запретному;
  • непоседливость;
  • протесты против действий взрослых (срывают одежду) и привычного режима (отказываются есть);
  • назойливость.

3 года:

  • негативизм;
  • строптивость;
  • упрямство;
  • бунт;
  • деспотизм;
  • обесценивание;
  • своеволие.

Дополнительно к вышеперечисленному «семизвездию»:

  • отдаление от родителей;
  • патологическая, ничем не объяснимая жадность;
  • вредность;
  • ревность;
  • необоснованная агрессия: могут кусаться, царапаться, драться.

7 лет:

  • не слушаются;
  • хотят быть взрослыми: подражают кому-то из старших, отказываются играть с теми, кто младше;
  • не воспринимают критику;
  • осознанно обижают окружающих.

Подростковый кризис:

  • враждебность, конфликтность;
  • грубые нарушения дисциплины, правил, запретов;
  • стремление к одиночеству и изоляции, замена реального общения виртуальным;
  • вспыльчивость, импульсивность;
  • снижение успеваемости в школе;
  • повышенная чувствительность к критике.

Есть и общие моменты для всех возрастных скачков: непослушание, протесты и даже бунты против рамок и ограничений, закрытость, потеря авторитета взрослых и доверия к ним, резкая смена настроения, раздражительность, агрессия.

Преодоление кризисов

Схема развития структуры поведения ребенка

Чтобы облегчить переживания родителей, психологи подробно прописывают особенности взаимодействия с ребенком в период кризисов по годам:

1 год:

  • всесторонне развивать;
  • обеспечить бытовую безопасность;
  • обучать самостоятельности;
  • отрабатывать категоричные запреты с помощью слов «надо» и «нельзя».

Настоятельно не рекомендуется в этом возрасте отучать от груди, выходить маме на работу и отдавать малыша в детский сад, пока кризисный период не закончится.

3 года:

  • уметь переключать внимание ребёнка;
  • ругать только за какое-то конкретное действие, сделанное здесь и сейчас;
  • не оперировать сложными категориями вроде совести, чести, долга;
  • избегать «ярлыков»;
  • не навязывать помощь.

7 лет:

  • заменять игровую деятельность учебной постепенно;
  • предоставлять право выбора;
  • корректно указывать на совершённые ошибки;
  • помогать с домашними заданиями;
  • постоянно быть на связи с учителем;
  • не критиковать взрослых в их присутствии;
  • поощрять общение со сверстниками;
  • не сравнивать с остальными;
  • помогать в решении школьных проблем.

Подростковый период:

  • искать во всех ситуациях компромиссы, «точки соприкосновения»;
  • вовлекать в обсуждение семейных планов, давать им возможность высказаться, учитывать их мнение;
  • поддерживать доброжелательные, доверительные отношения;
  • искренне интересоваться их увлечениями;
  • делегировать ряд обязанностей как выражение доверия;
  • не требовать немедленного выполнения просьбы: давать время на обдумывание;
  • контролировать круг общения.

Несмотря на отдельные особенности воспитания детей в периоды возрастных кризисов, есть и ряд общих моментов:

  1. Уделяйте им больше внимания, проводите с ними много времени.
  2. Чаще меняйте обстановку: ездите в путешествия, ходите в походы, участвуйте в мероприятиях, гуляйте по разным местам.
  3. Не наказывайте физически.
  4. Не повышайте голос, не устраивайте открытых конфликтов, не вступайте в перепалки.
  5. Каждый раз расширяйте круг их прав, давайте больше самостоятельности, но постепенно.
  6. Не идите на поводу.
  7. Обеспечьте чёткий режим дня с обязательными физическими нагрузками.
  8. Обсуждайте проблемные ситуации, делайте выводы.
  9. Объясните всем остальным членам семьи, что система воспитания должна быть единой.
  10. Демонстрируйте собственным примером правильное поведение.

Родители должны обязательно учитывать все эти моменты, чтобы не накалять ситуацию и помочь ребёнку пережить все кризисы взросления с минимальными потерями.

Последствия

Далеко не все понимают, насколько велико значение кризисов в психическом развитии ребёнка. Каждый из них накладывает отпечаток на его жизнь:

Если родители не помогут ребёнку преодолеть очередной возрастной скачок, отрицательных последствий не избежать.

Таблица по возрастам

Для обобщения всего вышесказанного предлагаем вниманию педагогов и родителей календарь кризисов ребёнка, отражающий ключевые моменты каждого периода.

Каждый возрастной кризис имеет огромное значение в жизни ребёнка. Чтобы психическое развитие было гармоничным и шло по правильному пути, родители должны помочь ему в их преодолении.

Читайте также: Непослушный ребёнок

Вам также может быть интересно:

Источник