Схема развития ребенка окружающий мир

Схема развития ребенка окружающий мир thumbnail

В дошкольном возрасте малыши активно исследуют окружающий мир. Естественная потребность ребенка узнавать новое чрезвычайно сильна, и очень важно дать крохе возможность реализовать ее в полной мере. В этой статье мы расскажем Вам, какими способами дошкольники познают окружающую действительность, что именно должен знать ребенок и что ему интересно, а также какие игры помогут сформировать знания о мире.

Как дошкольники познают окружающий мир?

Дошкольное детство – это период, во время которого у малыша возникают первые представления об окружающем мире, его закономерностях и взаимосвязях. Полученные знания дети применяют на практике, используя их в своих играх и при выполнении обучающих заданий. Любовь к природе, бережное отношение к результату труда человека, понимание отношений между людьми – фундамент этого закладывается именно в дошкольном возрасте. В целом, методы формирования знаний о мире можно разделить на три большие группы:

  1. Наглядные методы (наблюдение, просмотр мультфильмов, рассматривание картин);
  2. Словесные методы (беседы, чтение книг);
  3. Практические методы (игры, эксперименты, опыты).

Чтобы помочь малышу узнать о мире как можно больше (в рамках интересов и возможностей ребенка), нужно использовать различные методы и сочетать их друг с другом. Многие специалисты считают, что наблюдение за природой – это важнейшее средство воспитания дошкольников. Сталкиваясь с незнакомым предметом или явлением, кроха обязательно задается вопросами: «Как это здесь появилось? Что это? Для чего это нужно?». Активность ребенка наиболее полно проявляется в опытно-экспериментальной деятельности. В этом случае взрослые не сообщают малышу готовую информацию, а формируют проблемную ситуацию, которую нужно решить, используя свой опыт. Дети очень любят экспериментировать и на некоторое время вживаться в роль настоящих ученых.

Познание дошкольниками мира произходит, в основном, эмоционально-практическим путем. Дети обращают внимание на все необычное, яркое, то, с чем они непосредственно сталкиваются.

Как дошкольники познают окружающий мир?

Какие знания о мире нужно получить в дошкольном возрасте?

Окружающий мир можно условно разделить на социальный (человек, эмоции, взаимоотношения), природный (особенности времен года, погодных явлений, животного и растительного мира) и предметный (материалы и их свойства, преобразования предметов). Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года), в основном, интересуются предметами из их ближайшего окружения, которые они могут изучить непосредственно (дома, в детском саду, на прогулке). По мере взросления малыши могут глубже понимать природу и ее закономерности. Также примерно с 4-5 лет у детей возникает интерес к рукотворному миру (различным приспособлениям, техническим приборам, инструментам, сооружениям). К старшему дошкольному возрасту знания о мире значительно расширяются, формируется представление о существенных свойствах предметов и явлений, абстрактных понятиях. Приблизительные темы по изучению окружающего мира по возрастам Вы можете видеть в таблице.

Возраст

Содержание знаний о мире

3-4

  • Части тела;

  • Одежда, обувь, головные уборы;

  • Названия транспортных средств (машина, корабль, поезд, трактор);

  • Названия домашних животных (кошка, собака, лошадь, корова и т.д.);

  • Названия диких животных (волк, заяц, лиса и т.д.);

  • Овощи и фрукты;

  • Некоторые названия растений (деревьев, цветов);

  • Части суток (утро, день, вечер, ночь);

  • Явления природы (дождь, снег, солнце, ветер).

4-5

  • Времена года и их признаки;

  • Эмоции;

  • Животные и их детеныши;

  • Кто, чем питается;

  • Названия некоторых птиц, рыб, насекомых;

  • Овощи, фрукты, ягоды, грибы;

  • Продукты;

  • Посуда;

  • Мебель.

5-7

  • Название (и порядок) дней недели и месяцев;

  • Виды транспорта (наземный, воздушный, водный);

  • Музыкальные инструменты;

  • Строительные инструменты;

  • Электроприборы;

  • Профессии;

  • Живая и неживая природа;

  • Космос;

  • Перелетные и зимующие птицы;

  • Животные разных континентов, особенности их среды обитания;

  • Страны, города.

При выборе темы для изучения, ориентируйтесь на интересы ребенка. Включайте малыша в реальную деятельность по уходу за животными, заботе о растениях, поощряйте его наблюдательность и творческих подход.

Какие знания о мире нужно получить в дошкольном возрасте?

Игры для формирования и закрепления знаний об окружающем мире

  • «Узнай по вкусу». Попросите ребенка закрыть глаза и на вкус определить, что за продукт он пробует. Отсутствие зрительной информации значительно усиливает вкусовые впечатления.
  • «Чем пахнет?». Из подручных средств можно составить целый аромонабор (например, чеснок, кофе, корица, ягоды, огурец, лимон, шоколад и так далее). Попросите кроху закрыть глаза и угадать предмет по запаху. Также можно предложить малышу нарисовать, с чем у него ассоциируется тот или иной аромат.
  • «Чей звук?». Взрослый прячется за ширмой и с помощью предметов издает различные звуки: шуршит пакетом, рвет бумагу, стучит ложками, звенит колокольчиком, переливает воду и так далее. Кроха должен догадаться, какому предмету соответствует каждый звук.
  • «Угадай по описанию». Загадайте животное, а ребенок должен попытаться отгадать, кто это, используя наводящие вопросы («Оно большое или маленькое?», «Где оно живет?», «Чем питается?» и так далее).
  • «Волшебный мешочек». Для этой игры понадобится непрозрачный мешочек и мелкие предметы различной формы и текстуры. Основываясь на своих тактильных ощущениях, малыш должен вытащить ту вещь, которую Вы ему опишите.
  • «Что сначала, что потом?». Упражнение заключается в том, чтобы определить правильный порядок этапов жизни различных существ (например, бабочки, лягушки, птицы, человека).

Игры для формирования и закрепления знаний об окружающем мире

Ребенку дошкольного возраста для того, чтобы понять способы ориентировки в мире, научиться выделять существенные свойства предметов и явлений, выявлять причинно-следственные связи, необходимы многократные повторения пройденного материала.

  • «Когда это бывает?». Подготовьте сюжетные или предметные картинки с признаками времен года (например, падающие листья, зеленая трава, замерзшая река, подснежники и так далее). Малыш должен правильно соотнести признаки с временами года.
  • «От какого дерева лист». Эту игру можно проводить как на улице с настоящими деревьями и листьями, там и дома (использую карточки с картинками). Задача заключается в том, чтобы найти дерево по его листу.
  • «Кто, чей малыш». Предложите крохе помочь мамам найти своих малышей (нужно правильно соединить картинки с взрослыми животными и их детенышами).
  • «Кто, где живет». Подготовьте карточки с изображением животных и их жилищами (например, белка – дупло, муравей – муравейник, птица – гнездо, крот – нора и так далее). Ребенок должен правильно распределить карточки и постараться объяснить свой выбор.
  • «Похож – не похож». Взрослый загадывает двух животных, называя их сходства и различия (к примеру, большие, с копытами, с гривой, одна полосатая, а другая – коричневая – это зебра и лошадь). Отгадывая, малыш научится выделять существенные признаки.
  • «Кому это пригодится?». Эта игра поможет составить представление ребенка о различных профессиях. Задача малыша соотнести инструмент (или просто атрибут) с определенной профессией (повар – кастрюля, водитель – руль, космонавт – скафандр и так далее).
  • «Мой город». Прогуливаясь с малышом, поговорите о достопримечательностях и интересных местах вашего города, сделайте их фото. Затем вместе с ребенком нарисуйте карту города или района и предложите ему угадать, где находится та или иная достопримечательность.

Помимо игр, для изучения окружающего мира можно и нужно проводить с малышом различные эксперименты. Пример простого и познавательного опыта Вы можете увидеть в этом ролике:

Выводы

Дошкольники – прирожденные исследователи. Необходимо всячески поддерживать их познавательный интерес малыша, развивать наблюдательность, мышление и воображение. Чтобы способствовать формированию у крохи целостной картины мира, чаще гуляйте с ребенком, беседуйте и задайте вопросы, читайте книги, играйте, проводите эксперименты. Чем больше усилий для получения нового знания приложит сам ребенок, тем лучше.

Выводы

Заключение

На занятиях в детском Монтессори-клубе «Созвездие» малыш может получить знания из различных областей естественных наук: ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии, что позволяет в полной мере удовлетворить познавательную потребность крохи. У деток, посещающих наш мини детский сад и группы полного дня, есть уникальная возможность «путешествовать» по разным странам, городам и континентам. Курс «Путешествие» расширяет кругозор ребенка, воспитывает уважительное и доброжелательное отношение к людям других культур и национальностей и побуждает дошкольников познавать мир с радостью и удовольствием. Ждем Вас и Вашего ребенка у нас в центре!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Малышева Евгения

Источник

Изучение окружающего мира

Если задуматься над вопросом о том, что должно в себя включать дошкольное образование, то на ум приходят классические навыки обучения: чтение, письмо, воспитание, развитие речи и мелкой моторики. Список может быть очень длинным и содержать большое количество различных навыков и знаний. Но мало кто задумывается, что все эти навыки являются частью одного более широкого навыка – познания окружающего мира.

Каким образом ребенок познает окружающий мир?

Наделенный с рождения возможностью слышать, видеть, чувствовать ребенок жадно глотает информацию и познает скрытые от него секреты мира. Взрослым порою сложно понять и подстроится под то, что ребенку все в новинку. То, что кажется обыденным или даже скучным, может представляться ребенку невероятным приключением. Важно не упустить эту возможность и поддержать интерес к открытиям надолго.

Каждый день глядя на один и тот же предмет ребенок изучает его с разных сторон. Внешний вид, тактильные качества, со временем ребенок начинает искать то, каким образом этот предмет взаимодействует с другими. Пытается узнать, какие звуки получаются при воздействии на разные объекты, какие они на вкус.

Главными в жизни ребенка до 6 лет являются два вида времяпровождения. Игра и деятельность, направленная на извлечение новых знаний.

Эти два типа познания во многом определяют то, насколько в дошкольном периоде ребенок сможет подготовиться к школьной и взрослой жизни. Игра неразрывно связана с деятельностью по познанию мира, а все занятия должны проходить в форме игры. Но такая связь не говорит о том, что каждая игра ребенка должна быть наполнена видимым для взрослого смыслом. Ребенок должен иметь возможность выражать свои внутренние позывы самостоятельным проявлением игровой активности.

Влияние младшего возраста на дальнейшую жизнь и характер ребенка существенно. Очень важно для родителей разобраться в том, что и как нужно делать, что бы помочь малышу чувствовать себя комфортно и постигать мир без страха и неуверенности.

Основой для понимания процессов происходящих с ребенком лежит в понимании:

  • каким образом ребенок воспринимает информацию;
  • и как она становится теми знаниями, которыми мы пользуемся не задумываясь.

Основные инструменты восприятия

Каждый здоровый ребенок с рождения наделен пятью сильными и наиболее полными инструментами для восприятия им окружающего мира.

  1. Слух;
  2. Зрение;
  3. Осязание;
  4. Обоняние;
  5. Вкус.

Именно эти пять инструментов становятся тем мостиком между миром и ребенком. Используя различные механизмы для познания, благодаря этим инструментам, стимулируется полноценное развитие нового человека.

Для того чтобы помочь ребенку овладеть всеми необходимыми навыками родители должны понимать какими механизмами пользуется ребенок.

Механизмы познания окружающего мира

Первичный механизм, которым пользуется ребенок сразу после рождения это – чувственное восприятие. Новорожденный еще не осознает, но слышит, видит и чувствует все то, что происходит вокруг него.

Благодаря этому механизму он составляет первое впечатление об окружающих предметах, запоминает свои ощущения и формирует базовый опыт. Этот опыт приводит в действие механизм наблюдения. Еще не умеющий передвигаться в пространстве ребенок получает новый опыт, сравнивая и отмечая разницу в окружающем его мире.

Стремление к изучению новых сторон жизни побуждает ребенка развиваться физически и стремиться освоить новые навыки, которые позволят ему достигнуть новых горизонтов. Таким образом, ребенок начинает двигаться и изучать предметы, которые ранее ему были недоступны. Мир наполняется огромным количеством разнообразных новых ощущений и опыта.

Накопление большого количества знаний стимулирует логическое мышление для обработки постоянно поступающих знаний. Включение логики побуждает малыша экспериментировать и моделировать, используя то, что было получено ранее для получения новых знаний.

Уже с получением первого опыта от экспериментов в голове ребенка начинает работать механизм постижения мира при помощи дополнительных средств, технических приспособлений и орудий деятельности.

Таким образом, от первых звуков, ощущений и картинок ребенок переходит к полноценному изучению окружающего. Способный пользоваться пятью механизмами ребенок, может понять большое количество информации, а при помощи родителей обработать ее быстрее и качественнее.

Сроки и скорость включения различных механизмов в жизни ребенка зависят от того, какой из инструментов восприятия является основным от природы.

Одни дети больше любят слушать, другие рассматривать, а третьи непоседливы и стремятся что-нибудь разобрать или сломать. Различие детей по темпераменту заложено от природы и вызвано тем, что у разных детей восприятие нового идет по разным каналам. Кто-то лучше понимает услышанное слово или музыку, кто-то жаждет увидеть. В зависимости от того, что лежит в основе и формируется характер исследования мира ребенком.

Правильным способом помощи в изучении окружающего мира ребенком будет определение того, какой канал восприятия мира наиболее развит у ребенка.

Источник

Месяц

Тема

Программные задачи

Материал

Предварительная работа

Литературный материал

Музыкальный материал

Виды дифференцированного

подхода

Сентябрь

(занятие №1)

«Посмотрите  

  на меня-

вот он Я»

1. Развивать представления о своем внешнем облике.

2. Развивать умения выражать свой эмоционально-познавательный опыт в определенных ситуациях: обыгрывание потешек, поговорок, загадок.

Зеркало;

схемати-

ческое изображе-

ние человека, в котором недорисо-

ваны руки, ноги,

пальцы, шея,

детали лица;

простой карандаш

Чтение литературных

произведений

А. Барто «Девочка чумазая»; Н. Саконской «Мой пальчик», К. Чуковский «Мойдодыр», Э.Мошковская «Нос умойся»;  

Подвижные  игры: «Достань до уха», «Подними ногу» и т.д.; Словесные игры: «Шла коза по лесу»; Пальчиковые игры: «Пальчик мальчик, где ты был», «Коза рогатая”

А. Барто

«Девочка чумазая»;

Н.Саковский

«Мой пальчик»;

К.Чуковский

«Мойдодыр»

Быстрая и медленная музыка

На основе содержания работы; на основе

организационной формы обучения

организации малых групп;

по форме оказания педагогической поддержки (вспомогательные вопросы, сопутствующие указания)

Сентябрь

(занятие №2)

«Волшебное

зеркало»

1. Развивать представления

детей о своем внешнем облике

(лице).

2. Знакомить со схематическим

 изображением лица.

Зеркало;

бумага,

карандаши;

схема-

тическое изображение лица, в котором не прописаны глаза

Рассматривание иллюстраций

с изображением человека;

дидактические игры «Разрезная картинка», «Дорисуй лицо»;

мимическая гимнастика; потешки; сюжетно – ролевые игры с куклами

Р.Сев «Я сам.»;

К.Чуковский «Мойдодыр»;

А.Барто «Девочка чумазая

Быстрая и медленная музыка

По форме оказания педагогической поддержки (совместное выполнение задания; вспомогательные

вопросы,

сопутствующие указания);

на основе дифференциации содержания работы

(подбор заданий,

отличающихся разной степени сложности);

на основе   индивидуально- психологических

особенностей

(по половому признаку)

Октябрь

(занятие №3)

«Кукла    Лиза»

1. Развивать умение понимать эмоции других людей, ориентируясь на мимику и пантомимику.

2. Развивать способность к сопереживанию, умение проявлять сочувствие, жалость, другие формы положительного отношения к людям.

Куклы с различным

выражением лица

(грусть, радость, испуг, сердитость);

фотографии или рисунки

Чтение сказки, беседа по содержанию

Русская народная сказка

«Волк и семеро козлят»

«Танец с куклами»,

«Новая кукла», «Болезнь куклы»

П.И.Чайковс -кий

На основе организационной формы обучения

(организации малых групп); по содержанию (подбор разных по мотивировке содержание заданий), по оказанию педагогической поддержки (частичный образец выполнения задания – схематическое изображение лица, сопутствующие указания, вспомогательные вопросы)

Октябрь

(занятие№4)

«Я и мои эмоции»

1. Развивать способность к сопереживанию через проживание ситуации.

2. Развивать способность к пониманию символических обозначений различных эмоциональных состояний.

Маски-картинки, обозначающие состояния:

радость, грусть, злость, страх;

зеркало

Чтение сказки, беседа по содержанию

М.Мурр «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»

«Времена года» П.И. Чайковский

По индивидуально-психологическим особенностям (темперамент, по половому признаку);

по организационной форме обучения (организации малых групп);

по оказанию педагогической поддержки.

1подг. -вспомогательные вопросы, указания,

 2 подг. – частичный образец выполнения задания -символическое обозначение состояния), вспомогательные вопросы)

Октябрь

(занятие

№5)

«Моя группа»

1. Развивать представления детей о принадлежности к группе.

2. Воспитывать дружеские чувства к детям своей группы

Изображение предмета,

выбранного в качестве

символа группы (подсулнух);

вырезанные изображения ладоней детей (по 2 шт. на ребенка), клей, кисточки

Чтение литературных произведений

Р. Сев «Я сам», беседа о группе, экскурсия по группе

Концерт №2 И.С. Бах

На основе организационной формы обучения

(организации малых групп);

по оказанию педагогической поддержки

(совместное выполнение заданий, частичный образец выполнения, вспомогательные вопросы)

Ноябрь

(занятие №6)

«Знакомство с детским садом и

правила поведения в нем »

1. Развивать

представления о группе,

принадлежности к ней.

2. Освоение правил поведения в детском саду, воспитание доброжелательного

отношения к другим детям.

Схематичес-кое  изображение предмета,

выбранного в качестве

символа группы;

цветная бумага, карандаши

Эскурсия по

детскому саду

О детском саде.

Песня о детском саде

На основе организационной формы обучения

(организация малых групп);

по оказанию педагогической поддержки детям

(совместное выполнение задания, приклеивание изображения,

вспомогательные вопросы,

сопутствующие указания)

Ноябрь

(занятие

№7)

«Давайте познако-

мимся»

1. Развивать положительные отношения к себе и своему имени.

2. Закреплять представления детей о своей принадлежности к группе.

Фотографии детей;

клей;

мишка- игрушка;

цветок- подсол-нух;

схемати

ческое изображение

группы в виде подсолнуха.

Чтение литературных произведений

«Кто позвал»

«Угадай, кто я?»

Р. Сев «Я сам»;

С.Я.Маршак

«О девочках и мальчиках»

«Маша плачет» С.Капутикян

«Про имена»

Медленная музыка,

детские песни про имена

«Антошка»

По индивидуально-

психологическим особенностям

(по половому признаку: мальчики клеят фото на синие цветы, а девочки на красные);

на основе организационной формы  обучения

(фронтальная и индивидуальная работа);

по оказанию педагогической поддержки (совместное выполнение заданий, частичный образец выполнения, вспомогательные вопросы, указания)

Ноябрь

(занятие

№8)

«Я – мальчик!

Я девочка!»

1. Развивать представления

детей о принадлежности к женскому и мужскому полу, об особенностях поведения мальчиков и девочек.

2. Формировать у детей действие замещения.

Куклы с выраженными чертами

мужской и женской фигуры

(Барби и Кен), одетые как мужчина и женщина;

Картинки с

изображением мальчиков и девочек в юбках (шотландцы, греки);

бумага, карандаши, условные знаки

Чтения стихотворения, беседа по содержанию,

рассматривание иллюстраций,

дидактическаяигра «Оденем куклу»

С.Я.Маршак

«О девочках и мальчиках»,

Э.Успенский

«Если был бы я девчонкой»

«Полянка»

Л.Окаемовой Сл. Я. Халецкого «Из чего же сделаны наши

девчонки»

По содержанию работы (подбор заданий разных по цели; по использованию наглядно-дидактического материала подбор заданий разной степенью сложности);

по индивидуально-психологическим особенностям

(по половому признаку)

Декабрь

(занятие

№9)

«Мое имя»

1. Закреплять положительные отношения к своему имени и полу.

2. Развивать воображения.

Игрушка-

Мишка или Хрюша;

условные знаки обозначающие пол

Чтение литературных произведений, беседа по содержанию

игра «Узнай по голосу», «Кто позвал?»

Оформление альбома «Мое имя»

С.Я. Маршак

«О девочках и мальчиках»;

Э.Успенский «Если был бы я девчонкой»

П.И.Чайковский «Спящая красавица»

Вариация II

На основе индивидуально-психологических особенностей детей

(по половому признаку);

на основе организационной формы обучения

(организация малых групп);

оказание педагогической поддержки детям

(совместное выполнение задания, вспомогательные вопросы

Декабрь

(занятие №10)

«Домашние животные»

1. Знакомить с домашними животными

(их внешним видом, повадками, значением для человека).

2. Воспитывать бережное отношение к животным.

Игрушки

(собака,

кошка,

корова, курица);

картинки с изображением этих

животных;

корзинка

Чтение произведений о животных,

беседа;

загадки о животных;

Д/и «Где чей дом?»,

«Животные и их детеныши»

Е.Чарушин

«На нашем дворе»,

«Собака»,

К.Ушинский

«Петушок с семьей», «Уточки»;

загадки, потешки о домашних животных

Голоса

домашних

животных

К. Сен-Санс «Куры и петухи»

В.Герчик «Кошка и котята»

На основе организационной формы обучения

(организация малых групп);

на основе содержания работы

Январь

(занятие

№11)

«Дикие животные»

1. Продолжать знакомство с дикими животными, их внешним видом, повадками.

2. Развивать познавательную активность.

3. Воспитывать бережное отношение к животным.

Игрушки

(белка, еж,

лиса, заяц,

медведь,

волк);

картинки или фотогра-фии с изображе-нием животных;

салфетка

Загадки о животных;

Д/и «Кто где живет?»;

чтение литературных

произведений

Е.Чарушин

«Бобровый пруд»,

«Еж»,

«Про зайчат»,

«Что за зверь?»

А.Александров «Кошка», «Медведь танцует под флейту»

М. Красев «Серый зайка умывается»

Т.Попатенко «Бобик»

На основе организационной формы обучения

(организация малых групп);

на основе   содержания работы (использование наглядно-дидактического

материала разного по содержанию задания);

по оказанию педагогической поддержки (вспомогательные задания, вопросы)

Январь

(занятие №12)

«Животные»

1. Обобщать знания детей о диких и домашних животных.

2. Способствовать овладению действием замещения.

Карточки с условным изображением  дома

и леса;

игрушки домашних и диких животных

(корова, собака, кошка, курица, волк, медведь, заяц, лиса)

Рассматривание картинок и фотографий с изображением животных;

беседа о животных;

д/и «Кто где живет?»,

«Животные и их детеныши»,

конструирование животных из плоскостных фигур,

просмотр мультфильма «Кто пасется на лугу?»

Р.Киплинг

«Кошка, которая гуляла сама по себе»

П.И.Чайков-ский

«Вальс цветов»

На основе организационной

формы обучения

(фронтальная и индивидуальная работа); по содержанию работы

(подбор заданий разной степени трудности),

по оказанию педагогической поддержки.

1 подгр. – вспомогательные вопросы, указания,

2 подг. – совместное выполнение заданий, частичный образец выполнения:

вспомогательные вопросы, указания)

Февраль

(занятие №13)

«Комнатные растения»

1. Знакомить детей с комнатными растениями.

2. Закреплять владение действием замещения.

3. Развивать познавательную активность.

Комнатные растения;

карточка с условным изображением воды;

лейка с водой, влажная тряпочка, кисточки, опрыскиватель с водой

Рассматривание растений в группе и на участке детского сада;

д/и «Двойняшки»,

чтение стихотворения

Е.Благинина «Огонек»

Загадки о растениях, воде

Д/игра «Зеленый луг»

«Урожайная»

А.Филиппенко, «В огороде мы сажали…»

По форме оказания педагогической поддержки

(совместное выполнение заданий, частичный образец выполнения);

на основе организационной формы обучения

 (организация малых групп) по области интересов делают аппликации, раскрашивают капельки, по половому признаку: девочки протирают листочки, мальчики поливают растение из леечки

Февраль

(занятие №14)

«Посадка семян»

1. Способствовать получению эмоционально положительного опыта общения с живой природой. 2. Развивать экспериментальную деятельность детей.

3. Развивать познавательную активность.

Лейка с водой;

семена быстро растущих растений

(бобов, кабачков, тыквы);

горшки с землей;

блюдце;

сухая тряпочка;

карточка с условным обозначением  земли

Замачивание семян;

наблюдение за их набуханием и ростом

Р.н. сказки

«Репка»,

«Вершки и корешки», д/игры «Во саду ли в огороде», «Зеленый друг», «Дары природы»

П. И. Чайковский

«Подснежники расцветают»

На основе организационной формы обучения

(три подгруппы, работа в парах: одна группа закапывает семечки, вторая-просто кладет на землю, третья-оставляет на тряпочке);

на основе индивидуально-психологических особенностей детей

(по половому признаку мальчики делают аппликацию, девочки раскрашивают);

по оказанию педагогической поддержки (совместное выполнение заданий, частичный образец выполнения)

Март

(занятие №15)

«Сажаем травку»

1. Закреплять знания детей о растениях.

2. Обеспечивать опыт эмоционально-положительного общения с живой природой.

3. Развивать познавательную активность

Несколько полосок дерна;

клей;   лопатки; карточки с условными обозначениями воды и земли

Проращивание

семян;

наблюдения

Загадки о почве, траве, о воде, п/игра «Солнышко и дождик»

Музыкальные записи дождя, ручья

На основе организационной формы обучения (организация малых групп; индивидуальная работа с ребенком);

на основе разнообразных форм оказания педагогической поддержки детям (частичный образец выполнения задания, вспомогательные вопросы, сопутствующие указания, инструкции)

Март

(занятие №16)

«Мы фокусники»

1. Развивать представления детей о свойствах воды.

2. Формировать экспериментирования.

3. Развивать познавательную активность.

Таз с водой, стаканы с водой;

небольшие деревянные и металлические предметы;

сахар, соль;

ложка;

бумажный кораблик;

речной песок;

карточки с

условными обозначениями воды, спички, картинки ручья, моря, дождя.

Чтение стихов и рассказов о воде;

наблюдения за водой в природе осенью и зимой;

игры с водой

С. Маршак «Загадка о дожде»;

Н. Некрасов

«Перед дождем»;

Э. Шим

«Камень, ручей, сосулька и солнце»;

потешки, прибаутки, загадки о воде и снеге, дожде, д/ игра «Варим суп»

Музыкальные записи дождя, ручья, шум моря

На основе индивидуально-психологических особенностей (по половому признаку);

на основе организационной формы обучения (организация малых групп; объединение детей в пары сменного состава: одна группа проводит опыты с сахаром, другая с солью);

на основе разнообразных форм оказания педагогической поддержки детям (совместное выполнение заданий, вспомогательные вопросы)

Апрель

(занятие

№17)

«Свойства воды»

1. Продолжать развивать представления о свойствах воды.

2. Формировать опыт экспериментирования

3. Развивать познавательную активность.

Резиновый шарик с маленьким, незаметным отверстием;

карточка с условным обозначением воды;

речной песок;

картинки с изображением различных состояний воды в природе (осадков, водоемов)

Чтение стихов и рассказов о воде;

наблюдение

за водой в природе; игры с песком и водой

Потешки, прибаутки, загадки о воде, снеге и дожде; беседа о свойствах воды, чем полезна опасна

«Пойду ль я, выйду ль я», «Во саду ли, в огороде»

На основе организационной формы обучения (организация малых групп – по половому признаку: мальчики строят крепости из песка, девочки пекут куличики песочные);

на основе разнообразных форм оказания педагогической поддержки детям (совместное выполнение задания, вспомогательные вопросы, сопутствующие указания, инструкции

Апрель

(занятие

№ 18)

«Спокойной ночи!»

1. Развивать представления детей о времени и семейных традициях, с ним связанных.

2. Развивать эмоциональную

отзывчивость детей

Игрушка – сова;

произведения детской литературы, описывающие вечер и ночь

Чтение рассказов, стихотворений о времени суток

Потешки, прибаутки, загадки о времени суток;

Э. Мошковская «Нос, умойся! Спокойной ночи»;

С. Капутикян «Все спят. Хлюп-хлюп»;

М.Лермонтов «Колыбельная»;

С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»

«Баю – баю»

Карасева «Колыбельная»

С. Разоренова

На основе индивидуально-психологических особенностей детей (по половому признаку);

на основе организационной формы обучения (организация малых групп);

на основе содержания работы (подбор заданий, отличающихся при общей познавательной цели и общем содержании разной степенью трудности);

на основе разнообразных форм оказания педагогической поддержки детям (вспомогательные вопросы)

Апрель

(занятие №19)

«День и ночь»

1. Развивать представления о времени.

2. Развивать эмоциональную отзывчивость.

3. Закреплять владение действием замещения.

Игрушка – белка;

круг, разделенный на 2 сегмента (голубой и темно-фиолетовый);

рисунки, отображающие поведение детей в разное время года

Чтение стихов,

рассматривание иллюстраций, наблюдение,

мультфильмы, п./и

«День-ночь»,

«Совушка»,

д/игра «Что сначала, что потом»

З.Александ-рова «Утром»;

А.Барто «Солнышко»;

С.Погорель-ский «Если солнышко проснулось»

Спокойная

музыка

На основе  индивидуально-психологических особенностей (по половому признаку);

на основе организационной формы обучения (фронтальная, организация малых подгрупп);

на осно