Схема психическое развитие ребенка в раннем возрасте

Схема психическое развитие ребенка в раннем возрасте thumbnail

Ранний возраст — это дети в диапазоне, начиная от одного года и заканчивая возрастом трех лет.

В этот период закладывается большое количество навыков, стимулируемых становлением психической активности. Основными желаниями в детстве являются: передвижение, ходьба, совместная игра со взрослым, изучение мира, деятельность в это время предметно-направленная.

Психологическая сторона опережает физическое становление. Ребенок старается как можно больше почерпнуть, опробовать и проверить все вокруг. Его занимает все, что приятно пахнет, звенит, гремит, шуршит. А если, на это еще наложен родительский запрет, то тут цель еще больше притягательна, и он обязательно до нее доберется. Движение еще плохо скоординировано, внутреннее желание и проекция зрения возникают намного раньше, чем нога успевает сделать шаг, отсюда и образуются первые падения, ушибы и шишки.

К концу периода у малыша обостряется чувство собственной личности, он уже проявляет самостоятельность и независимость, достигая успехов настырными пробами и досадными, болезненными ошибками. Сторонняя помощь воспринимается с раздражением, а иногда даже с истерикой и криками. Именно здесь проявляются первые зачатки характера. Родители сталкиваются с проблемой кризиса трехлетнего возраста «Я сам!». Ребенок может по полчаса завязывать шнурки, надевать куртку, но главное, не препятствовать его проявлению инициативы, набраться терпения. Он сделает это самостоятельно, создавая почву для совершенствования психологических функций.

Формирование психических процессов

1. Восприятие

К полутора годам происходит обострение цветоощущений. Ребенок загорается при виде интересной, красочной игрушки, являющейся движущей силой для развития остальных составляющих психики. Осмысление окружающей действительности проходит в предметно-игровой манере. Малыш ощупывает, осматривает с помощью сенсорных чувств. Поэтому очень важно проводить занятия, задействующие мелкую моторику рук, благотворно сказывающуюся на умственных способностях.

Характеристика:

  • основным проводником с реальностью является предмет;
  • при осмотре ориентируется на выделяемые качества, далее оценка определяется при помощи особенностей;
  • действие эмоционально и подвластно настроению;

Эффективно применение методик: выстраивание пирамидки (подбор колечек по диаметру от большего к меньшему), собирание пазлов, логический подбор подходящих фигурок под расположенное отверстие.

2. Внимание

Малыш интересуется практически всем, особенно цветным и издающем звуки.

Специфика:

  • форма непроизвольная;
  • слабо сконцентрировано;
  • не длительное и не стойкое;
  • еще сложно его переключать и распределять;
  • объем удерживающих предметов небольшой;
  • действия еще не контролируются сознанием, они больше формируются внутренними стимулами;
  • речевые навыки положительно сказываются на произвольном внимании;
  • чем шире будет обозначение предметов, знание их характеристик, тем лучше будет внимательность.

3. Воображение

  • фантазия происходит в смысловой игре, манипулируя сюжетами;
  • ребенок опирается только на собственные знания в представлении о том, что когда-то видел или слышал.

4. Память

  • запускает воспоминание того, что ранее было усвоено и записано в сознании;
  • неразрывно связано с восприятием:
  • преобладает случайное запоминание, основанное на узнавании;
  • теперь материал может дольше и больше хранится;
  • зарождаются задатки воспроизведения информации;
  • ребенок помнит движения, эмоции, связанные с конкретным человеком или ситуацией.

Например, что утюг горячий, а кот, если его потащить за хвост, может и царапнуть.

5. Мышление

  • мыслительные функции работают совместно с речевыми. Так как все формирование мировоззрения происходит в процессе объяснения взрослыми людьми;
  • образуется знаково-символическое мышление. Малыш начинает понимать, что предмет в использовании можно заменить на иной, похожий по функциям;
  • учится сравнивать и обобщать;
  • преобладает наглядно-действенная форма. В этот период важно научить построению логической связи между предметами. Дать объемную характеристику наблюдаемого объекта.

6. Речь

  • малыш чувствует потребность в диалоге, к заявлению о желаниях, внутренних состояниях при помощи доступных для всех инструментов. Жестикуляции и мимики уже становится недостаточно для диалога.
  • до 2 лет возникает самостоятельная активная речь;
  • к 3 годам словарный запас составляет более 1500 слов;
  • ребенок узнает, что у любой вещи есть название, а предложение из нескольких слов носит свое обозначение;
  • старается повторить за взрослым услышанное слово.

Большую роль в гармоничном становлении здоровой психики ребенка раннего возраста являются взаимоотношения внутри семьи, поддержание благоприятной атмосферы и поощрение успехов.

Источник

Татьяна Дорохова
Психическое развитие ребенка раннего возраста

К периоду раннего возраста относятся дети от года до трех лет. Ребенок растет, развивается. Психическое развитие ребенка раннего возраста имеет свои особенности. Малыш просто не умеет скрывать свои чувства, открыто выражает свое положительное или отрицательное отношение к чему-либо или к кому-либо. Настроение меняется быстро и часто, чувства, переживаемые ребенком противоречивы, непоследовательны и неустойчивы. В раннем возрасте у ребенка возникает наглядно-действенное мышление и речь. Эти функции считаются важнейшими новообразованиями раннего возраста. У ребенка формируется активная речь, помогает этому процессу совместная деятельность с окружающими взрослыми. Родителям или другим взрослым, окружающим ребенка в этот период, необходимо поощрять и стимулировать высказывания малыша. При этом ничего насильно происходить не должно. Речь на данном этапе становится средством знакомства малыша с внешним миром, и как возможность для взрослого регулировать поведение малыша, направлять его деятельность.

Предметы для ребенка это уже не просто объекты, которыми можно манипулировать, но и вещи, которые имеют различные назначения, а также определенный способ употребления. И малышу становится интересно овладевать навыками действий с предметами, где взрослому человеку отводится роль помощника и наставника. Взрослые помогают малышу разобраться и усвоить назначение каждого предмета. Для того, что бы деятельность с предметами развивала ребенка, нельзя перегружать окружающее пространство большим количеством игрушек.

Психическое развитие ребенка раннего возрастав этот период различает 2 вида действий: соотносящиеся действия и орудийные действия.

Соотносящихся действий – состоит в установлении пространственных взаимоотношений между предметами: сборка матрешек или складывание пирамидки из колец.

Орудийные действия – которые малыш постигает под руководством взрослого человека, помогаю малышу понять принцип воздействия одного предмета на другой. Взрослый показывает малышу как лопаткой можно копать песок, как пить из чашки, как пользоваться карандашом и так далее. За второй год жизни малыши постигают большинство предметных действий. При этом с развитием деятельности малыши развиваются и интеллектуально. Ближе к трем годам у малыша зарождаются другие виды деятельности. Малыш учится играть, постигает продуктивные виды деятельности, то есть, учится рисовать, лепить и конструировать. Психическое развитие ребенка раннего возраста предполагает усвоение предметной игры, когда малыш умело использует в игре разные предметы, и постепенный его переход к сюжетно-отобразительной игре. Все этапы развития дают предпосылки сюжетно-ролевых игр ребенка, когда он переименовывает предметы, отождествляет себя со взрослыми в игре, и может называть себя другим именем.

Особенности психического развития ребенка раннего возраста таковы, что, он уже к 2-3 годам способен различать до восьми цветов — красный, желтый, зеленый, фиолетовый, черный, белый, оранжевый. Также ребенок способен отличать несколько геометрических фигур — прямоугольник, квадрат, круг, овал, треугольник.

К концу периода раннего возраста начинается постепенная сепарация ребенка от матери. Родителям важно осознавать, что их дитя это самостоятельная личность, уважать и считаться с собственным ребенком. Необходимо давать определенную самостоятельность малышу и право выбора, заботясь при этом о безопасности малыша. При мудром поведении родителей кризис трех лет пройдет довольно мягко.

В этом возрастном периоде малыш познает мир при помощи метода проб и ошибок, отсюда такая любовь к разбиранию игрушек, ругать ребенка за это не следует.

Для психического развитие ребенка раннего возраста характерна непроизвольность восприятия, внимания и памяти. Поэтому родителям надо учитывать, что сразу, моментально ребенок не может перестать что-то делать, или произвести сразу несколько действий. Для сохранения спокойствия, ощущения безопасности и уверенности малыша, одним из условий является соблюдение режима дня, то есть четкая ритмичность, повторяемость и систематичность жизни ребенка.

Источник

Контроль за развитием детей — составляющая
часть системы оздоровительно — воспитательной
работы с детьми в дошкольном учреждении. Цель его
прежде всего в том, чтобы определить уровень
развития каждого ребенка и возрастной группы в
целом, правильно организовать
медико-воспитательную работу, а также создать
условия для эмоционального комфорта и развития
детей.

В результате отслеживания нервно-психического
развития можно определить первоначальные
отклонения в его развитии и своевременно
скорректировать воспитательную работу,
определив для него индивидуальные
психолого-педагогические воздействия.

“Схема экспертной оценки нервно-психического
развития детей раннего возраста” основывается
на системе контроля за развитием ребенка,
разработанной Н.М. Аксариной, К.Л.Печорой,
Г.В.Пантюхиной, имеет методологическую основу и
опирается на изучение объективных
закономерностей хода развития ребенка в
определенных условиях воспитания.

Оценка нервно-психического развития детей
раннего возраста исходит из основных линий его
развития, которые представлены определенными
показателями в 1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 2
года, 2 года 6 месяцев и 3 года (эпикризисные сроки).

На 2-м году жизни проводится оценка развития
понимания и активной речи, сенсорного развития,
моторных навыков, игры и действий с предметами,
навыков самообслуживания.

На 3-м году отслеживаются еще конструктивные и
изобразительные умения.

Основным методом оценки развития детей
является наблюдение.

При определении уровня развития используется
балловая система (от 1 до 3-х), при суммировании
баллов получается количественная оценка,
которая соответствует той или иной зоне
развития.

Подобная оценка дает возможность осуществлять
дифференцированный подход в воспитании детей и
вносить своевременную коррекцию в их развитие.

“Схема экспертной оценки нервно-психического
развития” прошла успешную апробацию в
дошкольных учреждениях города Владимира,
работающих по программе “Сообщество”.

Схема экспертной оценки нервно-психического
развития детей раннего возраста (1 год 3 месяца)

I. Речь

1. Восприятие речи

Запас понимаемых слов довольно, широкий — 3
балла.

Запас понимаемых слов достаточный, выполняет
простые словесные поручения — 2 балла.

Небольшой запас понимаемых слов — 1 балл.

2. Активная речь

Произносит 10-20 слов — 3 балла.

Произносит 5-10 слов — 2 балл.

Пользуется отдельными облегченными словами 1

II. Сенсорное развитие

Хорошо ориентируется в 2-х контрастных
величинах предметов (типа кубиков) с разницей 3 см
— 3 балла.

Ориентируется в 2-х контрастных величинах
предметов ( типа кубиков) — 2 балла.

Плохо ориентируется в 2-х контрастных величинах
предметов — 1 балл.

III. Моторные навыки

Хорошо ходит длительно, не присаживаясь до 12 м,
меняет положения (приседает, наклоняется,
поворачивается, пятится — 3 балла.

Ходит с частыми присаживаниями, меняет
положение тела — 2 балла.

Плохо ходит, часто падает ( неуверенность в
ходьбе), меняет положение тела — 1 балл.

IV. Игра и действия с предметами

Хорошо воспроизводит в игре действия с
предметами (кормит куклу, собирает пирамидки из
3–5 колец) — 3 балла.

Воспроизводит в игре действия с предметами — 2
балла.

Не воспроизводит в игре действия с предметами.
Манипулирует ими — 1 балл.

V. Навыки самообслуживания

Самостоятельно ест густую пищу, делает попытки
одеваться — 3 балла.

Ест густую пищу ложкой с небольшой помощью
взрослых — 2 балла.

Не умеет есть самостоятельно — 1 балл.

Примечание: Схема экспертной оценки
производится на момент исполнения ребенку
указанного возраста:

10–15 баллов — Зона адаптации;

6–9 баллов — Зона неполной адаптации;

1–5 баллов — Зона дезадаптации.

Схема экспертной оценки нервно-психического
развития детей раннего возраста (1 год 6 месяцев)

I. Речь

1. Восприятие речи

Обобщает предметы по существенным признакам
понимаемой речи — 3 балла.

Частично обобщает предметы по существенным
признакам понимаемой речи — 2 балла.

Не умеет обобщать предметы по существенным
признакам понимаемой речи — 1 балл.

2. Активная речь

Запас слов 30 – 40, некоторые слова начинают
принимать обобщенный характер — 3 балла.

Запас слов 20 – 30. Много облегченных слов — 2
балла.

Произносит 10 – 15 слов; много облегченных слов —
1 балл.

II. Сенсорное развитие

Хорошо ориентируется в 4-5 контрастных формах
предметов ( шар, куб, кирпичик, призма) — 3 балла.

Ориентируется в любых 2-3 контрастных формах
предметов — 2 балла.

Плохо ориентируется в контрастных формах
предметов — 1 балл.

III. Моторные навыки

Без труда входит на лестницу высотой ступеньки
10 см, влезает на стремянку высотой 1 м;
перешагивает через предметы; бросает мяч одной
рукой — 3 балла.

Входит на лестницу высотой ступеньки 10 см,
влезает на стремянку высотой 1 м; перешагивает
через предметы; бросает мяч одной рукой — 2 балла.

С трудом входит на лестницу высотой ступеньки 10
см, влезает на стремянку высотой 1 м; перешагивает
через предметы; бросает мяч одной рукой — 1 балл.

IV. Игра и действия с предметами

Действия с предметами носят целенаправленный
характер, переносит знакомые действия на новые
игрушки — 3 балл.

Отображает в игре отдельные наблюдаемые
действия — 2 балла.

Манипулирует предметами — 1 балл.

V. Навыки самообслуживания

Самостоятельно ест любую пищу, обращает
внимание на грязные лицо, руки, нос, частично
снимает одежду — 3 балла.

Самостоятельно ест любую пищу с небольшой
помощью взрослых, пытается снимать одежду — 2
балла.

Не умеет есть жидкую пищу ложкой — 1 балла.

Примечание: Схема экспертной оценки
производится на момент исполнения ребенку
указанного возраста:

10 – 15 баллов — Зона адаптации;

6- 9 баллов — Зона неполной адаптации;

1 – 5 баллов — Зона недоразвития.

Схема экспертной оценки нервно-психического
развития детей раннего возраста (2 года)

I. Речь

1. Восприятие речи

Легко понимает слова, обозначающие предметы и
действия с ними; легко понимает несложный
рассказ взрослого по сюжетной картинке — 3 балла.

Частично понимает слова, обозначающие предметы
и действия с ними; частично понимает несложный
рассказ взрослого по сюжетной картинке — 2 балла.

Не понимает слова, обозначающие предметы и
действия с ними; не понимает несложный рассказ
взрослого по сюжетной картинке — 1 балл.

2. Активная речь

Начинает употреблять простые 3-4 словесные
предложения — 3 балла.

Начинает употреблять простые 2-3 словесные
предложения — 2 балла.

Употребляет в основном облегченные слова — 1
балл.

II. Сенсорное развитие

Самостоятельно умеет различать предметы по
величине с разницей в 3 см ( 4- 5 предметов),
постепенно уменьшающихся; самостоятельно умеет
подбирать предметы по форме (круглые, квадратные,
прямоугольные); по цвету подбирает предметы по
образцу и слову взрослого (использует 4 основных
цвета) — 3 балла.

Умеет различать предметы по величине (2-3
предмета), постепенно уменьшающихся; умет
подбирать предметы по форме (круглые, квадратные,
прямоугольные); по цвету подбирает предметы по
образцу и слову взрослого — 2 балла.

Только с помощью взрослого умеет различать
предметы по величине с разницей в 3 см, постепенно
уменьшающихся; только с помощью взрослого умеет
подбирать предметы по форме ( круглые,
квадратные, прямоугольные) и по цвету — 1 балл.

III. Моторные навыки

Хорошо выполняет действия:
а) ходит по приподнятой лестнице (на 20-25 см от
пола), наклонной доске и сходит с неё;
перешагивает через веревку, приподнятую на 12-18 см
— 3 балла.

Выполняет действия при поддержке взрослого:
проходит по приподнятой (на 20-25 см от пола)
наклонной доске и сходит с неё; перешагивает
через веревку, приподнятую на 12-18 см — 2 балла.

С трудом выполняет вышеуказанные действия — 1
балл.

IV. Игра и действия с предметами

Самостоятельно воспроизводит в игре ряд
последовательных действий (начало сюжетной игры)
— 3 балла.

Самостоятельно воспроизводит в игре отдельные
действия, не связанные сюжетом — 2 балла.

Воспроизводит отдельные игровые действия по
образцу взрослого — 1 балл.

V. Навыки самообслуживания

Самостоятельно частично раздевается и
одевается — 3 балла.

С помощью взрослого частично раздевается и
одевается — 2 балла.

Пассивно ждет помощи взрослого при одевании и
раздевании — 1 балла.

Примечание: Схема экспертной оценки
производится на момент исполнения ребенку
указанного возраста:

10-15 баллов — Зона полного развития;

6-9 баллов — Зона неполного (недостаточного )
развития;

1-5 баллов — Зона недоразвития.

Схема экспертной оценки нервно-психического
развития детей раннего возраста (2 года 6 месяцев)

I. Речь

Говорит сложные предложения, хотя и не всегда
правильно грамматически. Появляются вопросы:
Где? Куда? Почему? — 3 балла.

Говорит односложные предложения — 2 балла.

Говорит отдельными словами — 1 балл.

II. Сенсорное развитие

По образцу подбирает геометрические формы на
разнообразном материале и разные предметы 4-х
основных цветов — 3 балла.

С помощью взрослого по образцу подбирает
геометрические формы на разнообразном материале
и разные предметы 4-х основных цветов — 2 балла.

Не умеет подбирать предметы — 1 балла.

III. Моторные навыки

Самостоятельно влезает и слезает приставным
шагом по гимнастической стенке высотой 1,5 метра;
самостоятельно бросает малые мячи в
горизонтально распо ложенную цель ( диаметр 40 см),
с расстояния 80 – 100 см на уровне груди — 3 балла.

Влезает и слезает с помощью взрослых
приставным шагом по гимнастической стенке
высотой 1,5 м; бросает малые мячи в горизонтально
расположенную цель (диаметр 40 см), с расстояния
80-100см на уровне груди, не точно выполняя
инструкцию взрослых — 2 балла.

Не влезает и не слезает приставным шагом по
гимнастической стенке высотой 1,5 м; не бросает
малые мячи в горизонтально расположенную цель
(диаметр 40 см), с расстояния 80-100 см на уровне груди
— 1 балл.

IV. Игра и действия с предметами

Самостоятельно в игре сюжетного характера
отражает взаимосвязь и последовательность
действий — 3 балла.

С участием взрослого в игре сюжетного
характера отражает взаимосвязь и
последовательность 2-3-х действий — 2 балла.

Не наблюдает сюжета в игре; выполняет отдельные
действия — 1 балл.

V. Конструктивные умения

Самостоятельно делает простые сюжетные
постройки и называет их — 3 балла.

С участием взрослого делает простые сюжетные
постройки и называет их — 2 балла.

Делает отдельные постройки, не называя их
(манипулирует строительным материалом) — 1 балла.

VI. Изобразительные умения

Самостоятельно правильно держит карандаш,
кисть и пользуется ими; самостоятельно скатывает
комок глины прямыми, круговыми движениями — 3
балла.

С помощью взрослого правильно держит карандаш,
кисть и пользуется ими; с помощью взрослого
скатывает комок глины прямыми, круговыми
движениями — 2 балла.

Не умеет правильно держать карандаш, кисть и
пользоваться ими; не умеет скатывать комок глины
прямыми, круговыми движениями — 1 балла.

VII. Навыки самообслуживания

Самостоятельно полностью одевается, но не
застегивается; моет руки; ест самостоятельно и
аккуратно, держит ложку в правой руке — 3 балла.

С небольшой помощью взрослого одевается; моет
руки; ест самостоятельно, но не аккуратно— 2
балла.

Одевается со значительной помощью взрослого;
не сформирован навык умывания, ест с помощью
взрослого — 1 балл.

Примечание: схема экспертной оценки
производится на момент исполнения ребенку
указанного возраста:

15-21 баллов — Зона полного развития;

8-14 баллов — Зона неполного (недостаточного)
развития;

1-7 баллов — Зона недоразвития.

Схема экспертной оценки нервно-психического
развития детей раннего возраста (3 года)

I. Речь

Легко воспроизводит ранее слышанные стихи,
песенки; самостоятельно рассказывает о виденном
2-4 предложениями, употребляя сложные придаточные
предложения; большой словарный запас, в словарь
входят все части речи, кроме причастия и
деепричастия — 3 балла.

Воспроизводит раннее слышанные стихи, песенки;
рассказывает о виденном 1-2 предложениями с
наводящими вопросами взрослого; небольшой
словарный запас — 2 балла.

Не воспроизводит ране слышанные стихи, песенки;
не рассказывает о виденном; скудный словарный
запас — 1 балл.

II. Сенсорное развитие

Самостоятельно правильно использует
геометрические формы по назначению;
самостоятельно называет 4 основных цвета; знает
черный и белый цвет; умеет самостоятельно
различать местоположение предметов в
пространстве — 3 балла.

С помощью взрослого правильно использует
геометрические формы по назначению; с помощью
взрослого называет 4 основных цвета; по
словесному указанию умеет различать
местоположение предметов в пространстве — 2
балла.

Не умеет использовать геометрические формы по
назначению, даже с помощью взрослого; знает;
основных цвета, но не называет их; не умеет
различать местоположение предметов в
пространстве — 1 балл.

III. Моторные навыки

Самостоятельно бросает малые мячи в
вертикально расположенную цель, находящуюся на
расстоянии 100-125 см; большой мяч на расстоянии 70-100
см и ловит его — 3 балла.

Бросает малые мячи, не попадая в цель; большой
мяч бросает на расстоянии 70-100 см, но не ловит его
— 2 балла.

Хаотичное бросание малых и больших мячей — 1
балл.

IV. Игра и действия с предметами

Умеет играть вместе с 2-3 детьми, совместно
пользуется игрушками; используются элементы
ролевой игры — 3 балла.

Играет рядом с детьми, не умеет совместно
пользоваться игрушками — 2 балла.

Играет один, выполняет 2-3 последовательных
эпизода — 1 балл.

V. Конструктивные умения

Самостоятельно выполняет сложные сюжетные
постройки, называет их — 3 балла.

С помощью взрослого выполняет сложные сюжетные
постройки, называет их — 2 балла.

Делает простые сюжетные постройки, называет их
— 1 балла.

VI. Изобразительные умения

Самостоятельно делает мазки, проводит
вертикальные, горизонтальные, округлые линии;
выполняет рисунок по заранее задуманному плану;
соединяет в процессе лепки 2-3 знакомые формы
(пирамидки, грибы, погремушку); называет их — 3
балла.

С помощью взрослого делает мазки, проводит
вертикальные, горизонтальные, округлые линии;
выполняет рисунок по заранее задуманному плану;
соединяет в процессе лепки 2-3 знакомые формы
(пирамидки, грибы, погремушку); называет их — 2
балла.

Не умеет выполнять рисунок по заранее
задуманному плану, рисует каракули; не умеет
соединить в процессе лепки 2-3 знакомые формы
(пирамидки, грибы, погремушки); называет их — 1
балл.

VII. Навыки самообслуживания

Самостоятельно раздевается и одевается; всегда
просится на горшок; аккуратно кушает, держа
правильно ложку; самостоятельно моет руки и лицо,
пользуется носовым платком — 3 балла.

С небольшой помощью взрослого раздевается и
одевается; пользуется горшком при напоминании
взрослого; ест самостоятельно, но не аккуратно;
моет руки и лицо, пользуется носовым платком по
указанию — 2 балла.

С помощью взрослого выполняет следующие
действия: раздевается и одевается; пользуется
горшком; аккуратно ест; моет руки и лицо;
пользуется носовым платком — 1 балл.

Примечание: Схема экспертной оценки
производится на момент исполнения ребенку
указанного возраста:

10-15 баллов — Зона полного развития;

6-9 баллов — Зона неполного (недостаточного)
развития;

1-5 баллов — Зона недоразвития.

Источник