Схема обследования психического развития ребенка
Программа обследования психического развития ребёнка
Психологическое обследование предполагает:
– выявление особенностей его психического развития;
– определение личностных нарушений поведения, системы отношений к учебной деятельности и самому себе;
– выявление сохранных, потенциальных и компенсаторных возможностей ребёнка;
– установление отношения к нормам поведения и ценностным ориентациям, различий в отношениях к товарищам;
– определение оптимальных условий обучения, развития, социальной адаптации.
Схема психологического обследования ребёнка
Общие сведения о ребёнке и его семье
Фамилия, имя, отчество ребёнка
Год рождения (возраст)
Образовательное учреждение
Особенности психического развития ребёнка
Особенности внимания ребёнка. Устойчивость, концентрация, распределяемость, переключаемость. Отвлечение и колебания внимания. Рассеянность и её причины. Внимание и работоспособность.
Особенности восприятия, наблюдений, памяти . Запоминание (темп, объём), сохранение (прочность, длительность), узнавание (известного в новом). Воспроизведение: воспроизводящее, опознающее, облегчающее (полнота, точность, последовательность). Забывание (частичное, глубокое, ситуативное).
Вид памяти (зрительная, слуховая, моторная, смешанная).
Уровни памяти (механическая, смысловая, логическая).
Нарушения памяти.
Особенности мышления. Протекание мыслительного процесса. Состояние темпа, активности, последовательности, доказательности и критичности суждения.
Установление причинно-следственных зависимостей и функциональных связей.
Затруднения в протекании мыслительных операций (анализа, синтеза, аналогии, сравнения, абстракции, обобщения, классификации).
Затруднения в построении выводов, обобщений, умозаключений.
Особенности усвоения понятий (дифференцированность, подмена понятий, выделение существенных признаков, формирование определений).
Состояние видов мыслительной деятельности: наглядно-действенное, наглядно-образное, понятийное мышление. Творческое и репродуктивное мышление.
Нарушение мышления.
Обследование личностных особенностей
Особенности чувств, эмоций, воли. Протекание эмоционального процесса. Нарушения эмоций, склонность к аффективным вспышкам, депрессии, эмоциональной неадекватности. Нарушения высших чувств. Протекание волевого процесса. Соотношения эмоций и воли. Нарушения в развитии воли, упрямство, лёгкая внушаемость, податливость, капризы, негативизм, импульсивность, развязность.
Личность и поведение. Интересы, потребности, идеалы, убеждения личности. Позиция личности.
Характер в системе взаимоотношений личности. Характер и темперамент.
Нарушения в поведении и характере личности: замкнутость, аутизм, самолюбие, чрезмерная обидчивость, эгоизм. Завышенный уровень притязаний. Грубые нарушения в общении и поведении.
Деятельность личности. Развитие потенциальных возможностей в деятельности. Сензитивность возрастных периодов и ведущий вид деятельности. Мотивы различных видов деятельности: игровой, учебной, трудовой.
Развитие потенциальных возможностей личности в деятельности
Нарушение работоспособности, отношения к деятельности, утомляемость.
Заключение
Рекомендации
Перечень методик, применяемых в психологическом обследовании развития детей в ОУ
Методики для исследования внимания и сенсомоторных реакций
Корректурная проба.
Счёт по Крепелину.
Отыскивание чисел по таблицам Шульте.
Пробы на переключение внимания с помощью модификации таблиц Шульте («Красно-чёрная таблица»).
Методики для исследования восприятия
Методика «Компасы».
Методика «Часы».
Методика изучения восприятия времени.
Методики для исследования памяти
Тест зрительной и слуховой памяти.
Пробы на запоминание:
– пробы на запоминание искусственных звукосочетаний;
– пробы на запоминание 10 слов;
– пробы на ассоциативную память.
3. Метод пиктограмм (по А.Р. Лурия).
Методики для исследования уровня и течения мыслительных процессов
Понимание рассказов.
Понимание сюжетных картин.
Установление последовательности событий.
Классификация.
Исключение.
Выделение существенных признаков.
Образование аналогий.
Выделение закономерностей.
Определение и сравнение понятий.
Понимание переносного смысла пословиц и метафор.
Пиктограммы.
Подбор слов-антонимов.
Психометрические методы исследования интеллекта
Методика Векслера.
Таблицы Равена.
Методики для исследования личностных особенностей
Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.
Личностные опросники (Айзенк, Кеттел, Шмишек, Кейрси, Личко, Русалов, Басса-Дарки).
Шкалы оценки тревожности Спилбергера, Тейлор.
Опросник САН.
Проективные методики исследования личности
ТАТ.
Тест фрустрации Розенцвейга.
Метод незаконченных предложений.
«Дом, дерево, человек».
«Несуществующее животное».
«Рисунок семьи».
«Автопортрет».
Цветовой тест Люшера.
Методы профдиагностики
Методика «Мотивы выбора профессии».
Тест Голланда по определению типа личности.
ДДО «Я предпочту».
Опросник профессиональных предпочтений.
Карта интересов.
Источник
Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка____________________________________________________
Дата рождения __________________________________________________________
Домашний адрес_________________________________________________________
Из какого д/с поступил____________________________________________________
(№ д/с, район)
Дата поступления в группу ________________________________________________
Решение медико-педагогической комиссии от_________________________________
Протокол № ___________________ принят на срок____________________________
Заключение медико-педагогической комиссии
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Дата заполнения карты___________________________________________________
Дефектолог ____________________________________________________________
Решением РМПК от _____________________________________________________
выпускается с _________________________________________________________
в____________________________________________________________________
(вид школы, д/с)
Члены РМПК___________________________________________________________
(фамилии логопедов, место работы)
Анамнез
Сведения о родителях___________________________________________________
Наследственные заболевания ____________________________________________
От какой по счету беременности ребенок___________________________________
Характер беременности (падения, травмы, психозы, инфекции, хронические заболевания)__________________
Роды (срочные, досрочные, стремительные, обезвоженные, затяжные)______ Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)_______________
Когда закричал ребенок _________________________________________________
Наблюдалась ли асфиксия (синяя, белая)__________________________________
Резус-фактор (отрицат., положит.) _______________________________________
Вес и рост ребенка при рождении_________________________________________
Вскармливание (когда принесли кормить, как взял грудь, как сосал, срыгивал ли, поперхивание)______________
Выписался из роддома на_____день (причины задержки)
Раннее психомоторное развитие
(отметить, не было ли отклонений от нормы)_____________________________________
Перенесенные заболевания
(ушибы, травмы головы, инфекции, судороги при высокой температуре — до года, после года)
________________________________________________________________
Речевой анамнез
Первые слова ____________________________________________________
(с какого возраста)
Первые фразы____________________________________________________
(с какого возраста)
Прерывалось ли речевое развитие___________________________________
Неврологический статус ____________________________________________
Данные психолого-педагогического обследования
I. Общие сведения
1. Легко ли вступает в контакт при обследовании________________________
2. Представление ребенка о себе и ближайшем окружении ___________________
(точность представлений)
II. Характеристика интеллектуальной деятельности
Особенности восприятия:
1. Восприятие предмета, картинки (узнавание предмета в схематическом, пересекающемся изображении) ________________
2. Выделение в предмете существенных деталей, частей__________________
3. Умение дорисовывать предмет______________________________________
4. Восприятие величины______________________________________________
5. Восприятие цвета:
а) соотносит ли цвет_________________________________________________
(используя безречевую инструкцию, проверить)
б) различает ли цвета________________________________________________
в) различает и знает ли названия цветов_________________________________
6. Восприятие формы:
а) знает, дифференцирует основные геометрические фигуры _______________
б) узнает формы в рисунке, в предмете (задание: «Помоги маме и дочке развесить цветные платочки» и т.п.)______
7. Восприятие пространства:
а) различает правую и левую стороны на своем теле, на теле другого человека___
б) может сложить разрезную предметную картинку (по вертикали, горизонтали, диагонали)_________________
в) ориентируется в пространстве________________________________________
г) понимание предлогов (простых, сложных)_______________________________
8. Восприятие времени (части суток, времена года)_________________________
Уровень произвольного внимания, сенсомоторной координации, навыков мелкой историки
1. Срисовать картинку «Домик»:_________________________________________
2. Умение зрительно планировать выполнение задания («Лабиринт», «Проведи зайку к морковке»)______________
Особенности памяти
1. Быстрота запоминания, точность воспроизведения (запомнить и воспроизвести 10 слов в любом порядке 1—5 раз, затем через 50—60 минут; норма — воспроизведение 3—4 слов через час). ____________
2. Заучивание короткого стихотворения___________________________________
Особенности мышления
1. Невербальная классификация геометрических фигур: понимает ли безречевую инструкцию при раскладывании геометрических фигур по определенному признаку (цвет, форма) ______________________(используется 24—26 карточек с изображением геометрических фигур)
2. Способность к обобщению (по картинке) ________________________________
в том числе по назначению (что можно надеть, кушать)______________________
Подбор обобщающего слова ____________________________________________
3. Классификация обобщающих понятий (посуда, одежда) ___________________
4. Исключение лишнего предмета (4-й лишний) ____________________________
5. Понимание серии картинок, связанных единым сюжетом __________________
6. Придумывание начала и конца рассказа по серии картинок________________
7. Может ли объяснить смысл загадки____________________________________
9. Устанавливает ли причинно-следственные связи_________________________
10. Умение абстрагировать_____________________________________________
Особенности речи
1. Понимание словесной инструкции (регулирующая функция речи)_______________
2. Объем пассивного словаря ______________________________________________
(по предметным, сюжетным картинкам)
3. Объем активного словаря_______________________________________________
(по предметным, сюжетным картинкам)
4. Особенности фразовой речи ____________________________________________
(по предметным, сюжетным картинкам)
5. Связная речь:
а) составить рассказ по малосюжетной картинке _____________________________
б) составить рассказ по серии картинок_____________________________________
в) пересказ короткого текста______________________________________________
Развитие элементарных математических представлений
1. Пересчет предметов до 5—10 __________________________________________
2. Соотнесение данного количества предметов с количеством пальцев __________________
3. Выделение предметов из множества (1—5) по слову, образцу, показу_________
4. Сравнение множеств_________________________________________________
(больше, меньше, равно)
5. Счетные операции:
— :на конкретном материале — счет вслух_________________________________
— на конкретном материале — счет «про себя»____________________________
— отвлеченно (без конкретного материала)________________________________
6. Решение простых задач (6 лет)
— на конкретном материале ____________________________________________
— отвлеченно________________________________________________________
7. Придумывание простых задач (6 лет)
— на конкретном материале ____________________________________________
— отвлеченно ________________________________________________________
Конструктивная деятельность
1. Умение строить по образцу___________________________________________
2. Умение строить по графическому рисунку_______________________________
3. Умение строить самостоятельно_______________________________________
4. Умение зарисовать, обыграть постройку_________________________________
Особенности эмоционально-волевой сферы
1. Эмоциональная реакция ребенка на сам акт обследования_________________
2. Характер деятельности:
а) проявление интереса к заданию, стойкость интереса______________________
б) целенаправленность деятельности____________________________________
в) наличие самоконтроля в деятельности__________________________________
(нуждается ли в помощи, в какой мере)
3. Способность переноса показанного способа деятельности на аналогичные задания __________________
4. Критичность в оценке своей деятельности_______________________________
5. Понимание эмоционального смысла картинок, текстов _____________________
6. Эмоциональная устойчивость (неустойчивость) поведения________________
7. Контактность в общении со взрослыми, детьми __________________________
Консультации специалистов___________________________________________
Заключение дефектолога по результатам обследования _________________________________________
Автор:
Г.Н.Чуйкова, Л.Г.Богданова
Источник
Карта первичного психологического обследования.
Блок № 1
Когнитивные процессы
Инструкция
Баллы
Заключение
1.
Память
Первое объяснение. “Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда окончу читать, сразу же повторите столько, сколько запомните. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?”
Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор в своем протоколе ставит крестики под этими словами. Затем он продолжает инструкцию (второй этап).
Продолжение инструкции. “Сейчас я снова прочту вам те же самые слова, и вы опять должны повторить их — и те, которые вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили,— все вместе, в любом порядке”.
Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые повторил исследуемый. Затем опыт снова повторяется, 3,4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: “Еще раз”.
стол | вода | кот | лес | хлеб | брат | гриб | окно | мед | дом | |
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 |
Методика «10 слов»
(приложение №1)
2.
Внимание
По сигналу “Начали” расставьте как можно быстрее и без ошибок следующие знаки в пустые фигуры (ячейки). Время на работу отпущено 60 секунд. По моему сигналу “Стоп!” расставлять знаки прекратите”.
Экспериментатор в ходе исследования контролирует время с помощью секундомера и подает команды “Начали!” и “Стоп!”
Методика Пьерона – Рузера
Приложение № 2 (1-4 класс)
Приложение № 3 (5-9)
3.
Мышление
Методика «Четвертый лишний»
Приложение № 4
Приложение № 5
1-3 кл (приложение №4)
«Посмотри на эти рисунки, здесь нарисовано 4 предмета, три из них между собой сходны, и их можно назвать одним названием, а четвертый предмет к ним не подходит. Скажи, какой из них лишний и как можно назвать остальные три, если их объединить в одну группу».
Исследователь вместе с испытуемым решают и разбирают первое задание. Остальные испытуемый по мере возможности разбирает самостоятельно. Если он испытывает затруднения, исследователь задает ему наводящий вопрос.
В протоколе записывают номер карточки, название
предмета, который испытуемый исключил, слово или выражение, при помощи которого он обозначил остальные три, объяснения, все вопросы, которые ему были заданы, и его ответы.
4-9 кл (приложение № 5)
Испытуемому предъявляют бланк и говорят: «Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)».
№ задания | ответ | комментарии |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
8 | ||
9 | ||
10 |
Блок № 2
Мотивационная
сфера
1.
Тест «Мотивационная готовность» (для 1 классов) Приложение № 6
Инструкция:Послушай меня внимательно. Я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить, какой вариант ответа тебе нравится больше.
2.
Методика исследования мотивации учения. (2-4 классы)
Приложение № 7
Инструкция: Сейчас я прочитаю тебе рассказ. После прочтения каждого рассказа, психолог выкладывает карточку с рисунком. После этого психолог задаёт вопросы и дети последовательно осуществляют три выбора, что отмечается в протокол.
Выборы | Мотивы, № | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
I выбор | ||||||
II выбор | ||||||
III выбор |
3.
Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой. (5-9 классы)
Приложение № 8
Инструкция:Послушай меня внимательно. Я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить, какой вариант ответа тебе нравится больше.
Блок № 3
Эмоционально-личностная сфера
1.
Методика “Незаконченные предложения”
Приложение № 9
Процедура проведения: ребенку предлагается послушать предложения и сразу, не задумываясь продолжить его первой, пришедшей в голову мыслью. Делать это надо быстро.
Инструкция для ребенка: “Мы сейчас с тобой поиграем. Я тебе буду говорить предложения, а ты как можно быстрее закончи их. Говори первое, что придет в голову”.
1 | Отношение к отцу | 13, 21 | ||
2 | Отношение к матери | 8, 24 | ||
3 | Отношение к себе | 3, 4, 7, 10, 12, 18, 27, 29 | ||
4 | Отношение к сверстникам | 2, 22, 26, 30 | ||
5 | Отношение к школе | 1, 16, 19, 23 | ||
6 | Страхи и опасения | 5, 6, 9, 11, 14, 15, 17, 20, 25, 28 |
2.
Методика «Лесенка»
(исследование самооценки)
Приложение № 10
Инструкция. Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше (показывают) ставят хороших Детей, чем выше — тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке — самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже — еще хуже, а на самой нижней ступеньке — самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставят мама? папа? воспитательница?
Способ выполнения задания | Тип самооценки |
1. Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала». | Неадекватно завышенная самооценка |
2. После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный». | Завышенная самооценка |
3. Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже. | Адекватная самооценка |
4. Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала». | Заниженная самооценка |
Заключение ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Источник
составлена доц. , доц. , доц.
Схема психологического обследования ребенка
Сведения о ребенке | Сведения о родителях и других членах семьи | ||
Фамилия | мать | отец | братья, сестры |
Имя | Возраст | ||
Отчество | |||
Пол | Образование | ||
Дата рождения | Личностные особенности, | ||
Успеваемость | наследствен-ная отягощен-ность | ||
Домашний адрес | Взаимоотно-шения в | ||
Другие сведения | семье |
Жалобы | Данные клинического обследования | |
Заболевания, осложнения | Пренатальный период | Постнаталъный период |
Особенности психического развития ребенка | ||
Развитие моторики | ||
Эмоциональное | ||
Речевое развитие | ||
Игра | ||
Интеллектуальное | ||
Особенности поведения | ||
Предвари- | Даты обследования |
Данные экспериментально-психологического исследования.
Исследование работоспособности | ||
Задание | Характер выполнения, ошибки | Факторы, влияющие на |
Методика Когана | ||
– Кодирование (по | ||
Корректурная | ||
Счет по | ||
Таблицы Шульте |
Общая характеристика работоспособности
Исследование памяти | ||
Задание | Характер выполнения, ошибки | Факторы, влияющие |
Непосред- | Заучива- | Кривая запоминания |
ственное | 10 слов | Отсроченное |
запоми- | Воспроиз- или боаз | Непосредственное |
нание | серии слов или фраз | В усложненных условиях |
Опосре- | По | Нахождение образа к |
дованное | серия № | Нахождение образа к |
запоми- | Преобладающий тип | |
нание | % воспроизведения | |
Влияние смыс-ловой | Воспроиз- | Близость изложения к |
организа-ции | ведение | Удержание логических |
материала на | рассказов | Понимание смысла |
запоми-нание | Передача смысла |
Общая характеристика процессов памяти
Исследование речи | ||
Состояние слуха | ||
Тип исследования | Характер выполнения, ошибки | Факторы, влияющие на выполнение задания |
Исследование фонематического слуха | ||
Повторение звуков | ||
Повторение пар звуков с близкими (б-п, д-т) и далекими (м-р, п-с) фонемами | ||
Повторение серии из трех букв (слогов) | ||
Исследование понимания речи | ||
Понимание названий обиходных предметов | ||
Понимание обобщающих слов | ||
Понимание фраз обиходного характера | ||
Понимание словесных приказов | ||
Понимание небольшого рассказанного или прочитанного текста | ||
Исследование экспрессивной речи | ||
Произношение отдельных звуков, слов | ||
Темп речи | ||
Плавность речи (запинки, заикание) | ||
Повторная речь | ||
Повторение слов: простых, сложных, незнакомых | ||
Повторении серии слов | ||
Повторение простых и сложных фраз | ||
Номинативная функция речи | ||
Называние предмета или его изображения | ||
Называние предмета по его описанию | ||
Нахождение обобщающих слов | ||
Рассказ по картинке | ||
Пересказ рассказа | ||
Рассказ знакомого произведения | ||
Неоконченные предложения или предложения с пропусками | ||
Составление фразы из заданных слов |
Общая характеристика особенностей речи
Исследование письма и чтения | |
Характер выполнения | Факторы, влияющие |
Типы ошибок | |
Уровень |
Характеристика регулирующей функции речи
Характер выполнения | Факторы, влияющие | |
Целенаправленность | ||
Программирование | ||
Исследование cенсомоторики сенсомоторики | ||
Тип исследования, | Характер выполнения | Факторы, влияющие |
Исследование | ||
Восприятие и вос- | ||
Другие задания |
Общая характеристика особенностей сенсомоторики:
Исследование пространственных представлений | ||
Тип исследования, | Характер выполнения | Факторы, влияющие |
Сформированность | ||
Методика Кооса | ||
Графическое иссле- | ||
Пробы Хэда: |
Исследование мышления | ||
Задание | Характер выполнения, ошибки | Факторы, влияющие |
Предметная | ||
Словарь (по Векслеру) | ||
Сравнение понятий | ||
Последовательность | ||
Исключение | ||
Существенные | ||
Простые аналогии | ||
Противоположности | ||
Объяснение | ||
Счет | ||
Методика Кооса (по | ||
Воспроизведение | ||
Сюжетные картинки | ||
Другие задания (пословицы) |
Общая характеристика особенностей мышления:
1. Целенаправленность мышления:
2. Операционная сторона мышления:
3.Динамика мышления:
Общая характеристика особенностей пространственных представлений:
Возможность обучения в эксперименте:
Дополнительные данные, полученные в ходе беседы и непосредственного наблюдения за поведением ребенка в ходе эксперимента:
Характеристика эмоционально-волевой сферы и интересов:
1. Эмоциональный фон выполнения заданий,
эмоциональная экспрессия (однообразность,
бедность, или, наоборот, живость)
2. Уровень притязаний, реакция на успех и неудачу
3. Когнитивная дифференцированность эмоций,
адекватность эмоций
4. Наличие аффективных образований (диффузные
страхи, фобии, навязчивые действия и т. п.)
5. Особенности детско-родительских отношений
6. Наличие невротических симптомов (тики,
заикание, энурез)
7. Особенности социального поведения. Другие
реакции (негативизм, реакция эмансипации,
реакция группирования, эгоцентризм)
8. Защитные механизмы личности и регуляция
эмоций
9. Соотношение базальной и смысловой
эмоциональной регуляции
Источник