Схема нормального развития речи ребенка а гвоздев
Схема нормального развития детской речи (по А. Н. Гвоздеву)
Из книги: Поваляева М.А. Справочник логопеда
Период
Подпериод, возраст
Развитие предложения (фразы)
Усвоение речи
Слоговая структура слов
Усвоение звуковой стороны речи
Объем и типы предложений
Грамматический строй
Существительные
Глаголы
Прилагательные
Местоимения, наречия
Служебные части речи
Звуки
Стечения согласных
Предложения из аморфных слов-корней
Однословные, 1 год 8 мес.
Отдельные слова (около 27 слов)
Нет
Несколько названий лиц, предметов (около 22 слов)
Позже появляются названия действий: «ди», «бух» (около 5 слов)
Нет
Нет
Нет
В слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: «га-га», «ту-ту»)
А, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь
Нет
Из двух корней, 1 год 8 мес
Объединяет в одном предложении два аморфных слова (около 87 слов)
Нет
Несклоняемые
Неспрягаемые формы во 2-м лице ед.ч. повелит, наклонения: «писи», «ниси». «ди», «дай»
Нет
Нет
Нет
Воспроизводятся двусложные слова, в трехсложных один слог опускается
Хь, ць, й, часто опускается начальный звук в слове или конечный согласный
Появляются в середине некоторых слов: льк, ськ, пк, цьк
Усвоение грамматической структуры предложения
Первые формы слов, 1 год 10 мес. – 2 года
Рост предложения до 3-4 слов
Согласование И.п. с глаголом, развивается прилагательное подчинение. Предложения преимущественно аграмматичны.
Начинают употреблять падежи: В.п. с окончанием -у, И.п. мн.ч. с окончанием -ы, -и (фонетически всегда -и), иногда П.п. с окончанием -е; уменьшительно-ласкательные суффиксы
Первые грамм, формы у 18 глаголов: повелит. Наклонение 2-го лица ед.ч., инфинитив, наст, вр. 3-го лица ед.ч. Часто опускаются приставки.
Появляются прилагательные без согласования с существительным, в И.п. ед.ч. муж. и ж.р.
Вот, там, где (де), еще хорошо (лассо), не надо, надо и др. смешиваются личные местоимения (о себя говорит в 3-м лице)
Нет предлогов и союзов. Появляются частицы ка, да, то, не
В трехсложные словах опускается преударный слог, «кусу» (укушу), может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах
Твердые согласные н, т, д
Большинство стечений согласных замещаются одним звуком
Усвоение флексной системы языка, 2 года – 2 года 6 мес.
Появляются бессоюзные сложные предложения, затем с союзами
Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного значения: «лоскам», «вилкам». Замена окончаний. Появляются суффиксы
Усваиваются дательный и творит, падежи, «главенствующие» падежные окончания в ед. ч.: -у, -е, -а, -ом, реже -ой. Во мн.ч. -ы (фонетически -и)
Усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам (кроме 2-го лица мн.ч.), настоящее и прошедшее время. В прошедшем времени смешивается род
23 прилагательных, иногда нарушается согласование и употребляются после существительных, мн.ч. только в им. п.
Личные местоимения усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее и др.
Появляются предлоги: в, на, у, с. Союзы: и, то, а, потому что, тогда, когда
В многосложных словах чаще опускаются преударные слоги, иногда приставки
Твердые с, л, затем: ы, в, р. а. Смешение артикуляционно близких звуков
Стечение согласных не усвоено,но некоторые группы согласных произносятся правильно
Усвоение служебных частей речи,2 года в мес. — 3 года
Развитие сложного предложения
Появляются сложноподчиненные предложения, усваиваются служебные части речи. Остается неусвоенной категория рода
Усвоены «главенствующие» падежные окончания мн.ч.: -ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончания -о в на другие склонения: «стулов». Начинают усваиваться другие окончания: -а (рога, стулья); суффиксы увеличительности, принадлежности
Усваиваются все формы возвратных глаголов, приставок. Наблюдается смешение
Согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах. Появляются краткие причастия
Отмечается смешение рода у притяжательных местоимений
Правильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др.
Слоговая структура слов нарушается редко, главным образом в малознакомых словах
Усваиваются следующие звуки: ч, ш, ж, щ, твердый ц
Заканчивается усвоение стечения согласных
3—4 года
Дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений
Различаются по типам склонения и спряжения, например: -ов, -ей, -ев — нулевая флексия. Появляются собственные словоформы
>Продолжается влияние окончания -ов на другие склонения. Иногда сохранятся неподвижное ударение при словоизменении «на коне»
Часто нарушается чередование в основах. Частицы «не» опускаются, неологизмы с использованием приставок
Нарушается согласование прилагательных в среднем роде. Овладевают сравнительной степенью прилагательных
Усваиваются сравнительные степени наречий
Предлоги по, до, вместо, после; Союзы что, куда, сколько. При условном наклонении частица бы
Звуковая сторона речи усвоена полностью
4 года – 6 лет
Дети испытывают затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом который
Практически усваиваются все частные грамматические формы
Окончательно овладевают всеми типами склонения. Возможны нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах
Нарушается чередование в глагольных основах при создании новых форм
Овладевают согласованием прилагательных с др. частями речи во всех косвенных падежах
Употребляется одно деепричастие сидя
Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях
Звуковая сторона речи усвоена полностью, дифференцируют на слух и в произношении
Источник
Из книги: Поваляева М.А. Справочник логопеда
Источник
Схема нормального развития детской речи (по А. Н. Гвоздеву)
Из книги: Поваляева М.А. Справочник логопеда
Период
Подпериод, возраст
Развитие предложения (фразы)
Усвоение речи
Слоговая структура слов
Усвоение звуковой стороны речи
Объем и типы предложений
Грамматический строй
Существительные
Глаголы
Прилагательные
Местоимения, наречия
Служебные части речи
Звуки
Стечения согласных
Предложения из аморфных слов-корней
Однословные, 1 год 8 мес.
Отдельные слова (около 27 слов)
Нет
Несколько названий лиц, предметов (около 22 слов)
Позже появляются названия действий: «ди», «бух» (около 5 слов)
Нет
Нет
Нет
В слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: «га-га», «ту-ту»)
А, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь
Нет
Из двух корней, 1 год 8 мес
Объединяет в одном предложении два аморфных слова (около 87 слов)
Нет
Несклоняемые
Неспрягаемые формы во 2-м лице ед.ч. повелит, наклонения: «писи», «ниси». «ди», «дай»
Нет
Нет
Нет
Воспроизводятся двусложные слова, в трехсложных один слог опускается
Хь, ць, й, часто опускается начальный звук в слове или конечный согласный
Появляются в середине некоторых слов: льк, ськ, пк, цьк
Усвоение грамматической структуры предложения
Первые формы слов, 1 год 10 мес. – 2 года
Рост предложения до 3-4 слов
Согласование И.п. с глаголом, развивается прилагательное подчинение. Предложения преимущественно аграмматичны.
Начинают употреблять падежи: В.п. с окончанием -у, И.п. мн.ч. с окончанием -ы, -и (фонетически всегда -и), иногда П.п. с окончанием -е; уменьшительно-ласкательные суффиксы
Первые грамм, формы у 18 глаголов: повелит. Наклонение 2-го лица ед.ч., инфинитив, наст, вр. 3-го лица ед.ч. Часто опускаются приставки.
Появляются прилагательные без согласования с существительным, в И.п. ед.ч. муж. и ж.р.
Вот, там, где (де), еще хорошо (лассо), не надо, надо и др. смешиваются личные местоимения (о себя говорит в 3-м лице)
Нет предлогов и союзов. Появляются частицы ка, да, то, не
В трехсложные словах опускается преударный слог, «кусу» (укушу), может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах
Твердые согласные н, т, д
Большинство стечений согласных замещаются одним звуком
Усвоение флексной системы языка, 2 года – 2 года 6 мес.
Появляются бессоюзные сложные предложения, затем с союзами
Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного значения: «лоскам», «вилкам». Замена окончаний. Появляются суффиксы
Усваиваются дательный и творит, падежи, «главенствующие» падежные окончания в ед. ч.: -у, -е, -а, -ом, реже -ой. Во мн.ч. -ы (фонетически -и)
Усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам (кроме 2-го лица мн.ч.), настоящее и прошедшее время. В прошедшем времени смешивается род
23 прилагательных, иногда нарушается согласование и употребляются после существительных, мн.ч. только в им. п.
Личные местоимения усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее и др.
Появляются предлоги: в, на, у, с. Союзы: и, то, а, потому что, тогда, когда
В многосложных словах чаще опускаются преударные слоги, иногда приставки
Твердые с, л, затем: ы, в, р. а. Смешение артикуляционно близких звуков
Стечение согласных не усвоено,но некоторые группы согласных произносятся правильно
Усвоение служебных частей речи,2 года в мес. — 3 года
Развитие сложного предложения
Появляются сложноподчиненные предложения, усваиваются служебные части речи. Остается неусвоенной категория рода
Усвоены «главенствующие» падежные окончания мн.ч.: -ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончания -о в на другие склонения: «стулов». Начинают усваиваться другие окончания: -а (рога, стулья); суффиксы увеличительности, принадлежности
Усваиваются все формы возвратных глаголов, приставок. Наблюдается смешение
Согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах. Появляются краткие причастия
Отмечается смешение рода у притяжательных местоимений
Правильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др.
Слоговая структура слов нарушается редко, главным образом в малознакомых словах
Усваиваются следующие звуки: ч, ш, ж, щ, твердый ц
Заканчивается усвоение стечения согласных
3—4 года
Дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений
Различаются по типам склонения и спряжения, например: -ов, -ей, -ев — нулевая флексия. Появляются собственные словоформы
>Продолжается влияние окончания -ов на другие склонения. Иногда сохранятся неподвижное ударение при словоизменении «на коне»
Часто нарушается чередование в основах. Частицы «не» опускаются, неологизмы с использованием приставок
Нарушается согласование прилагательных в среднем роде. Овладевают сравнительной степенью прилагательных
Усваиваются сравнительные степени наречий
Предлоги по, до, вместо, после; Союзы что, куда, сколько. При условном наклонении частица бы
Звуковая сторона речи усвоена полностью
4 года – 6 лет
Дети испытывают затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом который
Практически усваиваются все частные грамматические формы
Окончательно овладевают всеми типами склонения. Возможны нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах
Нарушается чередование в глагольных основах при создании новых форм
Овладевают согласованием прилагательных с др. частями речи во всех косвенных падежах
Употребляется одно деепричастие сидя
Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях
Звуковая сторона речи усвоена полностью, дифференцируют на слух и в произношении
Источник
Период
Подпе-
риод, возраст
Развитие предложения (фразы)
Усвоение речи
Слоговая структура слов
Усвоение звуковой стороны речи
Объем и типы предложений
Грамма-тический строй
Существи-тельные
Глаголы
Прилага-тельные
Местоиме-ния, наречия
Служеб-ные части речи
Звуки
Стечения соглас-ных
Предложения из аморфных слов-корней
Одно-словные,
1 год
8 мес.
Отдельные слова
(около 27 слов)
Нет
Несколько названий лиц, предметов
(около 22 слов)
Позже появляются названия действий: «ди», «бух» (около 5 слов)
Нет
Нет
Нет
В слове воспроиз-водится один слог (ударный или два одинаковых: «га-га», «ту-ту»)
А, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь
Нет
Из двух корней,
1 год 8 мес.
Объединяет в одном предложении два аморфных слова
(около 87 слов)
Нет
Нескло-няемые
Неспряга-емые формы во 2-м лице ед.ч. повелит, наклоне-ния: «писи», «ниси». «ди», «дай»
Нет
Нет
Нет
Воспроиз-водятся двуслож-ные слова, в трех-сложных один слог опуска-ется
Хь, ць, й, часто опуска-ется началь-ный звук в слове или конечный соглас-ный
Появ-
ляются в середине некото-рых слов: льк, ськ, пк, цьк
Усвоение грамматической структуры предложения
Первые формы слов,
1 год
10 мес. – 2 года
Рост предложе-ния до 3-4 слов
Согласование И.п. с глаголом, развивается прилага-тельное подчинение. Предложения преимущест-венно аграмма-тичны.
Начинают употреб-лять падежи: В.п. с окончанием -у, И.п. мн.ч. с окончанием -ы, -и (фонетически всегда -и), иногда П.п. с окончанием -е; уменьши-тельно-ласкатель-ные суффиксы
Первые грамм., формы
у 18 глаголов: повелит. наклоне-ние 2-го лица ед.ч., инфини-тив, наст, вр. 3-го лица ед.ч. часто опускаются прис-тавки.
Появля-ются прилага-тельные без согласо-вания с существи-тельным, в И.п. ед.ч. муж. и ж.р.
Вот, там, где (де), еще хорошо (лассо),
не надо, надо и др. смеши-ваются личные место-имения
(о себе говорит в 3-м лице)
Нет предло-гов и союзов. Появ-ляются частицы ка, да, то, не
В трехслож-ных словах опуска-ется преудар-ный слог, «кусу» (укушу), может сохра-няться количест-во слогов в четырех-сложных словах
Твердые согласные н, т, д
Боль-шинство стечений соглас-ных заме-щаются одним звуком
Усвое-ние флекс-ной системы языка,
2 года – 2 года 6 мес.
Появляются бессоюзные сложные предложе-ния, затем с союзами
Употребле-ние одних окончаний на месте других в пределах одного значения: «лоскам», «вилкам». Замена окончаний. Появляются суффиксы
Усваи-
ваются дательный и творит., падежи, «главенствующие» падежные окончания в ед. ч.: -у, -е, -а, -ом, реже -ой. Во мн.ч. -ы (фонети-чески -и)
Усваи-
вается число в изъяви-тельном наклоне-нии, измене-ние по лицам (кроме
2-го лица мн.ч.), настоя-щее и прошед-шее время. В прошед-шем времени смешива-ется род
23 прилага-тельных, иногда нарушается согласова-ние и употребляются после существи-тельных, мн.ч. только в им. п.
Личные местои-мения усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее и др.
Появля-ются предло-ги: в, на, у, с. Союзы: и, то, а, потому что, тогда, когда
В много-сложных словах чаще опуска-ются преудар-ные слоги, иногда приставки
Твердые с, л, затем: ы, в, р. а. Смеше-ние артикуля-ционно близких звуков
Стече-ние соглас-ных не усвоено,но некото-рые группы соглас-ных произ-носятся пра-вильно
Усвое-ние служеб-ных частей речи,
2 года
6 мес. –
3 года
Развитие сложного предло-жения
Появляются сложно-подчиненные предложения, усваиваются служебные части речи. Остается неусвоенной категория рода
Усвоены «главенст-вующие» падежные окончания мн.ч.: -ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончания
-ов на другие склонения: «стулов». Начинают усваиваться другие окончания: -а (рога, стулья); суффиксы увеличи-тельности, принадлежности
Усваива-ются все формы возврат-ных глаголов, приста-вок. Наблю-дается смешение
Согласо-вание прилага-тельных и существи-тельных в косвенных падежах. Появляют-ся краткие причастия
Отмеча-ется смешение рода у притяжа-тельных место-имений
Пра-вильное употреб-ление простых предло-гов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др.
Слоговая структура слов наруша-ется редко, главным образом в мало-знакомых словах
Усваива-ются следую-щие звуки: ч, ш, ж, щ, твердый ц
Заканчивается усвоение стечения соглас-ных
3—4 года
Дальнейшее развитие сложно-
сочиненного и сложно-подчинен-ного предложе-ний
Различаются по типам склонения и спряжения, например: -ов, -ей, -ев — нулевая флексия. Появляются собственные словоформы
Продолжа-ется влияние окончания -ов на другие склонения. Иногда сохраняется неподвижное ударение при словоизме-нении «на коне»
Часто наруша-ется чередо-вание в основах. Частицы «не» опуска-ются, неоло-гизмы с использо-ванием приставок
Наруша-ется согласова
ние прилага-тельных в среднем роде. Овладе-вают сравни-тельной степенью прилага-тельных
Усваива-ются сравни-тельные степени наречий
Предлоги по, до, вместо, после; Союзы что, куда, сколько. При условном наклоне-нии частица бы
Звуковая сторона речи усвоена полностью
4 года – 6 лет
Дети испытывают затруднения в построении прида-
точных предложе-ний с союзным словом который
Практически усваиваются все частные грамматичес-кие формы
Оконча-тельно овладевают всеми типами склонения. Возможны нарушения согласова-ния числитель-ного с существи-тельным в косвенных падежах
Наруша-ется чередо-вание в глаголь-ных основах при создании новых форм
Овладе-вают согласо-ванием прилага-тельных с др. частями речи во всех косвенных падежах
Употреб-ляется одно деепри-частие сидя
Предло-ги употреб-ляются в самых разнооб-разных значе-ниях
Звуковая сторона речи усвоена полностью, дифференцируют на слух и в произношении
Из книги: Поваляева М.А. Справочник логопеда
Источник