Схема логопедического обследования речевого развития ребенка

Схема логопедического обследования речевого развития ребенка thumbnail

СХЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

Логопедическое обследование ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития.

В последнее время отмечается рост числа детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые приводят к нарушению развития высших психических функций, в том числе и речи. Диагностическое исследование таких детей представляет определённые трудности, т.к. у данного контингента детей имеются не только речевые, но коммуникативные и эмоционально-волевые расстройства различной степени выраженности.

Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет определить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе и речи, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребёнком, а с другой стороны – комплексная диагностика способствует определению специальных коррекционных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей.

Особое значение приобретают комплексные методы диагностики в исследовании нарушений и отклонений в развитии высших психических функций у детей.
1. Устной и письменной речи.
2. Особенностей процессов восприятия.
3. Внимания.
4. Памяти.
5. Мышления.
6. Пространственного воображения.

Логопедическое обследование включает 2 самостоятельных раздела:
1. “Общая диагностика” (память, внимание, счёт, мышление, эмоции).
2. “Речевая диагностика” (устная речь, чтение, письмо, слухоречевая память).

Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребёнка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленности коррекции.

ЧТО ВХОДИТ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ?
1. Диагностика (около 1 часа).
2. Консультация родителей.
3. Оформление логопедического заключения.
4. Обсуждение с родителями индивидуальной программы сопровождения ребенка.
5. Логопедическая диагностика.

Проводится обследование состояния речи ребенка по следующим направлениям:
1. произносительная сторона;
2. фонематические процессы (слух и восприятие, звуковой анализ и синтез);
3. словарь;
4. грамматический строй речи;
5. связная речь;
6. артикуляционная моторика (подвижность органов речи);
7. мелкая моторика рук.

Перед проведением диагностики предлагается заполнить анамнез – анкету, в которой родители описывают основные моменты развития ребенка, начиная от рождения, условия его жизни. Все полученные данные помогают понять причину нарушения и спланировать свою работу так, чтобы максимально помочь ребенку.

После проведения диагностики, ребёнку рекомендуется необходимая программа развития. Которая учитывает его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности.

******************
Повышайте профессиональный уровень вместе с участниками ЛОГОМАРАФОНА! Узнайте больше о 12-ти ступенчатой системе профессионального развития!

Получите доступ ко всей базе знаний проекта “Лого-Эксперт”: https://logopedprofiportal.ru/logomarafon
По окончании обучения вам будут доступны запись вебинара и сертификат!

*************
Примите участие в бесплатном вебинаре (педагога, психолога, тренера Журавлевой Елены Анатольевны) “Первые две стадии синдрома эмоционального выгорания”!

Вебинар состоится 5 декабря в 20.00!

На вебинаре рассмотрим первые две стадии синдрома эмоционального выгорания (стадии и их признаки).
Зарегистрируйтесь по ссылке: https://pedexpert.com/reg-5dec2019

По желанию получите сертификат о прохождении обучения на 2 ак.часа!

#Педэксперт #логопедическаядиагностика #логопедическоеобследование

Источник

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА 6-7ЛЕТ

   1. Исследование неречевых психических функций

       а/ восприятие и воспроизведение ритма из 5 элементов        

       Цель. Выявить состояние слухового восприятия.

        Оборудование: дудочка.

         Логопед предлагает послушать и повторить самостоятельно:

           – – . . -, – . .  – -, – –  . . ., . . . – – / – длительный звук, . -короткий звук/

       б/восприятие и называние основных цветов:

         Цель. Выявить состояние зрительного восприятия, уровень развития активной речи.

         Оборудование. Предметная картинка с изображением геометрических фигур разных

цветов и оттенков.

         белый, черный, зеленый, красный, желтый, синий;

         оттенков: коричневый, оранжевый, розовый, фиолетовый, голубой.

         Логопед предлагает назвать: Какого это цвета?

       в/зрительно-пространственный гнозис и праксис:

          Цель. Выявить состояние зрительно- пространственного гнозиса и праксиса.

          Оборудование: разрезные картинки  /из 5 – 8частей/

           Логопед предлагает показать:

       — правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.

       — показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, спереди, сзади.

        — складывание разрезных картинок из 5-8 частей.  

         Логопед просит ребенка собрать рассыпавшуюся картинку.

       г/ состояние ручной моторики:

           Цель. Выявить состояние мелкой моторики.

           Логопед предлагает: Давай поиграем, Делай, как я.

          – «пальчики правой и левой руки здороваются»,

          – «здороваются пальчики только правой, только левой руки»,

          – «игра на рояле»/пальцы 1-5,2-4,5-1,4-2,1-2-3-4-5, 5-4-3-2-1/,

          – «кулак-ребро-ладонь /каждой рукой по очереди/»,

           – «чередование правая рука – ладонь, левая – кулак, потом наоборот».

           Отмечается точность, сила, темп, координация движений, синхронность движений

правой и левой руки, переключаемость от одного движения к другому.  

    2. Состояние звукопроизношения

        Цель. Выявить состояние звукопроизношения во фразе.

          Логопед предлагает повторить фразы. Отмечается характер нарушения звуков:

Отсутствие, замена на другие звуки, искажения, смешения звуков.

         С-Ш: Саша спешит в школу. По шоссе шла шустрая старушка.

         Шесть   сушек у шести старушек.

         СЬ-Ц: Синица заметила гусеницу.

         З-Ж: У тети Зои желтый зонт и зеленая зажигалка.

         К-Х: Хомяк ходит по кухне.

         Ч-Щ: Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

         Ч-ТЬ: Ручей течет, течет, никак не вытечет.

         ЛЬ-Й: Юля и Илья гуляют по аллее. Юля поливает лилию   из лейки.

         Л-Р, ЛЬ-РЬ: Балерина уронила лекарство около зеркала.

          Лара играла на рояле. Валерий прополоскал горло.

    3. Анатомическое строение артикуляционного аппарата

          Цель. Изучить строение артикуляционного аппарата.

          Оборудование: зеркало.

        — губы /толстые, тонкие, расщелина, шрамы/

        —  зубы /редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд

зубов/,

         —  челюсти,

         — прикус /прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний прикус,

перекрестный прикус/,

         — твердое небо /высокое узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина,

субмукозная щель/,

         — мягкое небо /укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка/,

        — язык /массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой/

    4. Речевая моторика

          Цель. Выявить состояние мимической мускулатуры и артикуляторной моторики.

          Оборудование: зеркало.

         а/ состояние мимической мускулатуры

        — поднять брови вверх / «удивиться»/;

        — нахмурить брови / «рассердиться»/;

        — прищурить глаза;

        — надуть щеки / «толстячок»/;

        — стянуть щеки / «худышка»/.

        б/ состояние артикуляторной моторики

        — «Улыбка» – «Трубочка» под счет до 5;

        — «Часики»;

        — «Качели»;

        — «Цоканье».

        Отмечается:  наличие или отсутствие движения; объем движений (полный,

неполный); точность выполнения (точно, неточно); активность (нормальная,

заторможенность, расторможенность); мышечный тонус (нормальный, повышенный,

пониженный); темп выполнения (нормальный, быстрый, медленный); замена одного

движения другими; наличие синкинезий, двигательность удержания органов в заданном

положении; способность к переключению одного движения на другое; тремор кончика языка при повторных движениях и удержании позы; увеличение гиперкинезов или замедление темпа движений при повторных движениях, отклонение кончика языка при высовывании; слюнотечение; отклонение маленького язычка в сторону; тип смыкания мягкого нёба с

задней стенкой глотки (активный, рефлекторный, пассивный, функциональный); сглаженность носогубных складок; замедленность движений глазных яблок, односторонний птоз.

Читайте также:  Роль компьютера в развитии ребенка зависимость

     5. Состояние дыхательной и голосовой функций

        Цель. Выявить состояние дыхательной и голосовой функций.

       а/ тип, объем, плавность неречевого и речевого дыхания, продолжительность речевого

выдоха;

       б/ характеристика голоса: громкость, наличие или отсутствие носового оттенка,

модуляции голоса.

          При исследовании дыхательной и голосовой функции отмечается тип

физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное),

дается характеристика речевого дыхания (по результатам произнесения фразы, состоящей из 4—6 слов (для детей 6—7 лет) и голоса (нормальный, чрезмерно громкий, чрезмерно тихий, с носовым оттенком — гнусавый, — глухой, монотонный).

     6. Особенности динамической стороны речи

          Цель. Выявить состояние динамической стороны речи.

        –темп, ритм, употребление основных видов интонации.

        При исследовании состояния просодических компонентов речи отмечаются

характеристики темпа речи (нормальный, ускоренный, замедленный); ритма (нормальный, дисритмия); паузации (правильность расстановки пауз в речевом потоке); интонирования (способность употребления основных видов интонации).

     7. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слов во фразе.

          Цель. Выявить состояние звуко-слоговой стороны речи.

            Логопед предлагает повторить  фразы:

  — Мальчики слепили снеговика.

  — Водопроводчик чинит водопровод.

  — Волосы подстригают в парикмахерской.

  — Милиционер ездит на мотоцикле.

  — Регулировщик стоит на перекрестке.

  — Фотограф фотографирует детей.

  — На стройку приехал самосвал.

     8. Состояние фонематического восприятия

      Цель. Выявить состояние фонематического восприятия.

      Оборудование: Предметные картинки со словами, содержащими оппозиционные фонемы.

     а/  Повтори: ба-ба-па                       са-ша-са

                         та-да-та                        жа-за-жа

                         га-ка-га                        ча-ща-ча

                         ба-бя-ба                       за-са-за.

    б/  Покажи, где и назови:

    — зуб – суп

    — крыса – крыша

    — мел – мель

    — бочки – почки

    — миска – мишка

    — круг – крюк

      9. Состояние фонематического анализа и синтеза  

      Цель. Выявить уровень  сформированности  фонематического анализа и синтеза.

      а/ Определение первого согласного звука в словах

     /Скажи какой 1-й звук в слове?/

         Мак, дым, трава, кошка, воробей, булка, чашка, щука.

     б/ Определение последнего звука в словах

     /Назови последний звук в слове/

         Дом, мак, камыш, ключ, танк, муха, барабан, труба.

     в/ Определение последовательности звуков в слове

      /Какие звуки в словах?/

       Мак, суп, лук, каша, рама.

     г/ Определение количества звуков в словах:

        Дом, рак, луна, совы, банан, лампа.

      10. Исследование лексики   

           Цель: Выявить состояние активного словаря  

       а/ Назвать одним словом группу предметов /вербально/

        Цель. Выявить умение  ребенка пользоваться в речи обобщающими понятиями.

        «Назови одним словом, что это?»

        Предлагаемые темы: «одежда», «обувь», «посуда», «мебель», «транспорт», «птицы»,

«дикие и домашние животные», «овощи», «фрукты», «ягоды».

     б/ Исследование глагольного словаря

         Цель. Выявить состояние глагольного словаря.

         Оборудование: предметные и сюжетные картинки.

         –Кто, какие звуки издает?

         — Кто, что делает с использованием названий профессий: певец, художник, продавец,

врач, повар, строитель.

      в/ Номинативный словарь:  называние частей тела, частей предметов

          Цель. Выявить состояние словаря существительных.

          Оборудование: предметные картинки

           Логопед предлагает назвать, что нарисовано на картинках

          — части тела: локоть, колено, пальцы, ноготь;

         — части предметов одежды: воротник, манжета, петля;

         — части автомобиля: кузов, кабина, фары, мотор;

         — части окна: рама подоконник, стекло.

       г/ Подбор антонимов:

            Цель. Выявить  умение пользоваться в речи словами – наоборот.

            Логопед предлагает   ребенку подобрать слово- наоборот                              

                                             добро—зло                    высокий – низкий

                                             горе — …                        легкий — ….

                                             друг — …                       поднимать — …

                                             хороший — …               давать — …

                                             большой — …                покупать —…

                                             широкий — …

      11. Состояние словообразования и словоизменения.

          Цель: Выявить состояние грамматического строя речи

         а/ Образование детенышей животных

          Цель. Выявить  умение образовывать детенышей животных.

          Оборудование: предметные картинки.

    Логопед предлагает назвать, что нарисовано на картинках.

    у лошади – жеребенок

    у коровы – теленок

    у свиньи – поросенок

    у собаки – щенок

        б/ Употребление формы родительного падежа множественного числа

существительных:

           Цель. Выявить умение образовывать родительный падеж существительных во

множественном числе.

           Оборудование: предметные картинки.

          Логопед: Назови чего здесь много?

           — Много чего? – Деревьев, листьев, стульев, мячей, ключей, карандашей.

         в/ Употребление предложно-падежных конструкций / с предлогами в, на, под, над,

за, перед, около, из-за, из-под/.

        Цель. Выявить умение правильно пользоваться в активной речи предложно-падежными

 конструкциями.

          Оборудование: сюжетные картинки.

          Ребенок вместе с логопедом рассматривают картинки. Ребенок рассказывает, что он на

 них видит. Логопед отмечает правильность употребления  в речи предложно-падежных

конструкций.

     г/ Согласование существительных и числительных:

        Цель. Выявить умение правильно согласовывать существительные и числительные.

        Оборудование: предметные картинки.

       Логопед предлагает ребенку сосчитать предметы на картинках

Читайте также:  Развитие ребенка один год восемь месяцев

          одна ложка – две ложки

           один  гриб – три гриба

           три кошки – пять кошек.

       д/ Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

         Цель. Выявить умение  образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным

 значением.

         Оборудование: предметные картинки.

         Логопед предлагает ребенку называть ласково:

  — лиса – лисичка

  — лист – листочек

  — одеяло – одеяльце

  — одеяло – одеяльце

      е/ Образование относительных прилагательных:

         Цель. Выявить умение образовывать относительных прилагательных.

         Оборудование: предметные или сюжетные картинки.

         Логопед предлагает ребенку назвать по другому:

   — сок из апельсинов – апельсиновый сок

   — варенье из клубники – клубничное варенье

   — кораблик из бумаги – бумажный кораблик

   — человечек из пластилина – пластилиновый человечек

   — человечек из дерева – деревянный человечек

   — стакан из стекла – стеклянный стакан.

       ж/ Образование притяжательных прилагательных:

        Цель. Выявить умение образовывать притяжательные прилагательные.

        Оборудование: сюжетные картинки.  

        Логопед предлагает ребенку назвать по другому:      

    —  книга бабушки – бабушкина  книга

    —  сумка мамы – мамина  сумка

    —  хвост  вороны – вороний  хвост

    —  уши медведя – медвежьи  уши.

       з/ Образование приставочных глаголов:

        Цель. Выявить умение  использовать в активной речи приставочные глаголы.

        Оборудование: сюжетные картинки.

        Логопед  вместе с ребенком рассматривают  сюжетные картинки. Логопед предлагает

рассказать, что на них изображено.

        Отмечается правильность использования приставочных глаголов.

    — Что делает мальчик?  /ходит, заходит, выходит, переходит, подходит/      

      12. Состояние связной речи.

         Цель. Выяснить состояние связной речи.

         Оборудование: серия сюжетных картинок.

      Предлагается составить рассказ по серии сюжетных картинок «Зайка и снеговик».

Логопед просит ребенка составить рассказ по серии сюжетных картинок.

В логопедическом заключении  рекомендуется указать: речь норма или характер  

нарушений речи: «дислалия», стертая форма дизартрии», «общее недоразвитие речи»,

«ринолалия» и др.        

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Волковская Т.Н. Иллюстрированная методика логопедического обследования. М.:

Коррекционная педагогика, 2004. –104 с.

  1. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в

условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций,СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. – 240  с.

  1. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию

«Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей». – М.,2003.

  1. Забрамная С.Д.  Отбор  умственно отсталых детей в специальные учреждения». –

М.: просвещение, 1988.

  1. Забрамная С. Д, Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого-

педагогического обследования детей, М.: Коррекционная педагогика.: Владос. 2008

  1. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в

развитии. М.: Коррекционная педагогика, 2005.

  1. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей.

М.: Педагогика, 1989.

      8. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. М.: Педагогика, 1989.      

  1. Психолого-педагогическоя диагностика развития детей раннего и дошкольного

возраста: методическое пособие, под ред. Е.А. Стребелевой. –2-е изд., — М .: Просвещение,

2004. –164 с.

      10.  Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих

материалов. /Под. Ред. Семаго М.М. М.: АРКТИ, 1999.      

11.  Ткаченко Т.А. Комплексное обследование дошкольника 3-6лет. Рабочая тетрадь.: М. –

 ЮВЕНТА, 2007. – 48 с.

  1. Стадненко Н.М. Значение психологического обследования в работе отборочных

медико-педагогических комиссий. // Дефектология, 1999. № 2.

  1. Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М., 1990.

Источник

В данном разделе представлена подборка методической литературы и наглядного материала для обследования речи детей разного возраста.
Вся информация представлена для ознакомления, авторские права принадлежат авторам.
Перечень материалов:
1. Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями.
2. Азова О.И. Логопедическое обследование младших школьников. Часть 1.
3. Белавина Н. Н. Логопедические карточки для обследования речи.
4. Бессонова Т.П, Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей
5. Быховская А.М. Казова Н.А. Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР. (Методический комплект программы Н.В. Нищевой)
6. Наглядно-дидактические материалы Нищевой Н.В.
7. Волкова Г.А. “Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи”
8. Волкова Г.А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольников.
9. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. .Логопедическое обследование детей 2—4 лет.
10. О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет
11. Дмитрова Е.Д. Логопедические карты для диагностики речевых нарушений.
12. Кабанова Т.В., Домнина О.В. Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями.
13. Кирьянова Р.А. КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи
14. Кирьянова Р.А. Диагностический материал для психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи 5-6 и 6-7 лет.
15. Коненкова И. Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР
16. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР.
17. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
18. Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста.
19. Крупенчук О.И. Речевая карта для обследования ребёнка дошкольного возраста.
20. Мазанова Е. В. Обследование речи детей: методические указания и картинный материал
21. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения
22. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической стороны речи
23. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи.
24. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями
25. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования способности к чтению и письму.
26. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.
27. Ткаченко Т.А. – Альбом индивидуального обследования дошкольника.
28. Филичева Т.Б. Туманова Т.В. Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста.
29. Зайцева Е. С. Шептунова В. К. Тестовая методика обследования речи детей 4-7 лет.

1. Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями.

В данном пособии представлена система обследования детей с речевыми нарушениями. В основу логопедического обследования положены общие принципы и методы педагогического обследования: оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем должно иметь свое специфическое содержание, на¬правленное на анализ речевого нарушения.
Для каждой методики обследования разработана таб¬лица, в которую можно занести результаты, а также уровни развития данной функции у детей. Фиксация результатов обследования в таблицах может существенно упростить отчетность логопеда, а также прослеживать динамику коррекционной работы. А представленный уровневый подход к диагностике речевого недоразвития может значительно облегчить сам механизм обследования-дования детей и постановку логопедического заключения. Педагог, используя балльную систему оценки ре¬зультатов обследования, может обоснованно написать заключение, а также в дальнейшем проследить результаты коррекционной работы.

2. Азова О.И. Логопедическое обследование младших школьников. Часть 1.Диагностический комплект
Диагностический комплект предлагает материал для логопедического обследования младших школьников с нарушениями письменной речи. Материалы могут быть использованы для коррекции нарушений устной и письменной речи. Рекомендуется при отборе детей с общим недоразвитием речи в группу по коррекции нарушений письменной речи, при коррекции общего недоразвития речи.
Методика исследования предполагает:
ЧАСТЬ 1. СЛОВАРЬ
ЧАСТЬ 2. ГРАММАТИКА
ЧАСТЬ 3. ЧТЕНИЕ, ПИСЬМО
В комплект входят методические рекомендации к иллюстрациям.

3. Белавина Н. Н. Логопедические карточки для обследования речи.
Логопедические карточки-1
для обследования звукопроизношения и слогового состава слов.
При помощи данного пособия можно проверить и обнаружить нарушения в звукопроизношении ребенка.
Комплект содержит 120 карточек-рисунков (на каждом листе по 4 карточки- рисунка) по группам звуков [с], [с’]; [з], [з*]; [ц], [ж], [ч], [ш], [щ]; [л], [л’], [р], [р’], [й] с разным слоговым составом (один, два, три, четыре слога). Это дает возможность проводить работу с детьми разного возраста и уровня развития речи, постепенно усложняя задания. С помощью карточек-рисунков вы смо¬жете обогатить пассивный и активный словарь детей, развить их внимание, зрительную и речевую память.
Для того чтобы заинтересовать детей, предлагаются различные языковые игры. Кроме того, в пособии представлены народные загадки, в словах-ответах которых есть необходимый звук.
Логопедические карточки-2
для обследования и развития лексико-грамматического строя и связной речи детей. Наглядный материал пособия «Логопедические карточки-2» предназначен для обследования и развития лексико-грамматического строя и связной речи детей. Комплект содержит 60 карточек-рисунков и методические рекомендации.

Читайте также:  Игровая деятельность как фактор развития ребенка

4. Бессонова Т.П, Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей

«Дидактический материала по обследованию речи детей», посвящен изучению лексического запаса, грамматического строя связной речи, а так¬же навыков письма и чтения. Пособие базируется на реко¬мендациях, опубликованных в книге «Методы обследования речи детей» под общей редакцией И.Т. Власенко и Г.В. Чиркиной (М., 1992 г.).
Весь языковой материал, в зависимости от уровня его
лингвистической сложности и сроков появления в речи де¬тей, распределен по трем группам: А, Б, В.

5. Быховская А.М. Казова Н.А. Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР. (Методический комплект программы Н.В. Нищевой)
В пособии представлены мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР и дидактические карты для количественного анализа оцениваемых показателей раз¬вития, что соответствует Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Мин¬обрнауки РФ № 655 от 23,11.2009 г., вступил в действие 16.03.2010 г.). Методика мониторинга позволит учителю-логопеду выявить индивидуально для каждого ре¬бенка, стороны речи, требующие дополнительного коррекционного воздействия.
Представленный мониторинг позволяет провести исследование состоя¬ния общего и речевого развития дошкольников 4—7 лет с ОНР и составить диагностику.
Мониторинг состоит из 4-х блоков: «Раннее психомоторное и рече¬вое развитие, поведение и психическая сфера», «Неречевые психические функции», «Моторная сфера» и «Произносительная сторона речи и рече¬вые психические функции». Учитель-логопед коррекционной группы ДОУ, используя данную методику, имеет возможность сравнить количественные и качественные показатели развития всех языковых компонентов детей в начале и в конце учебного года и получить объективные данные о динамике развития каждого ребенка и группы в целом.
Результаты мониторинга учитель-логопед сможет использовать при:
• планировании коррекционно-образовательной деятельности (подгрупповой и индивидуальной);
• комплектовании подгрупп для организованной деятельности.

Данное пособие является дополнением к наглядно-дидактическим материалам Н.В. Нищевой:
а) Речевая карта ребенка с ОНР от 4 до 7 лет. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬ¬СТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
б) Картинный материал к речевой карте ребенка 4—7 лет. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.

6. Наглядно-дидактические материалы Нищевой Н.В.

1. Речевая карта ребенка с ОНР от 4 до 7 лет (Н.В. Нищева)
2. Картинный материал к речевой карте ребёнка с ОНР от 4 до 7 лет.
Картинный материал позволяет провести исследование состояния общего и речевого развития дошкольника от 4 до 7 лет с общим недоразвитием речи. В пособии представлены методика проведения обследования и необходимые для этого предметные и сюжетные картинки.

7. Волкова Г.А. “Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи”
В пособии представлены схемы обследования детей с такими нарушениями речи, как дислалия, дизартрия, алалия и заикание. Приведены примеры логопедических заключений (диагнозов) и схемы анализа логопедических занятий.

8. Волкова Г.А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольников.
В логопедическом пособии Профессора Г.А. Волковой представлен дидактический и речевой материал, подобранный с учётом онтогенетического принципа формирования звуков. Этот принцип реализован не только на материале слогов и слов, но также фраз и стихотворного текста. Наглядный материал соответствует восприятию детей среднего, старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

9. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. .Логопедическое обследование детей 2—4 лет.
Настоящее пособие предназначено для проведения обследования звуковой стороны речи детей начиная с раннего возраста и содержит задания по обследованию произношения звуков раннего и позднего онтогенеза.
Впервые представлено подробное описание нормированного и дефектного произношения гласных и согласных звуков русского языка с использованием символов Международного фонетического алфавита.
Разработаны методические рекомендации для логопедического обследования произносительной стороны речи, включая диагностику звукового строя и слоговой структуры слова.
Совместно с данным пособием рекомендуется использовать «О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет»

10. О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет
Яркие, наполненные интересным и запоминающимся сюжетным материалом картинки подготовлены с учетом специфики формирования начального детского лексикона и физиологических особенностей становления звуковой стороны речи у маленького ребенка, который начинает овладевать родным (русским) языком. Содержание иллюстративного материала ориентировано на основные программные требования к воспитанию и развитию речи детей в дошкольных образовательных учреждениях. Настоящее пособие содержит разнообразные картинные задания, необходимые для обследования произношения звуков раннего и позднего онтогенеза. Это поможет специалистам квалифицированно оценить состояние звуковой стороны речи детей, начиная с раннего возраста. Однако методические возможности данного иллюстративного материала значительно шире: с помощью картинок можно работать над формированием слоговой структуры, развитием словаря и правильным грамматическим оформлением детских высказываний.
Рекомендуется использовать стимульный материал совместно с методическим пособием О.Е.Громовой и Г.Н.Соломатиной “Логопедическое обследование детей 2-4 лет”, в котором впервые представлена целостная система обследования и описания звуковой стороны речи ребенка с использованием международного фонетического алфавита (МФА).

11. Дмитрова Е.Д. Логопедические карты для диагностики речевых нарушений.
Пособие включает в себя план проведения обследования при разных речевых расстройствах — дизартрии, алалии, заикании, ринолалии, нарушения голоса, при системном недоразвитии речи — как в сокращенном, так и в развернутом вариантах.

12. Кабанова Т.В., Домнина О.В. Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями.
Представленная в пособии методика тестовой диагностики речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с тяжелыми нарушениями речи поможет выделить как наиболее несформированный, так и благополучный компонент речевой системы ребёнка и, основываясь на этом, разработать коррекционную программу.

13. Кирьянова Р.А. КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи
В книге даны методические рекомендации по организации, содержанию и проведению комплексной диагностики детей шестого года жизни с тяжелыми нарушениями речи.
Предложены схемы логопедического, психолого-педагогического, социального и медицинского обследования детей.
Представлен календарный план подгрупповой и индивидуальной работы учителя-логопеда с детьми разного уровня интеллектуального и речевого развития: низкого, среднего и высокого.
Автор предлагает использовать результаты обследования детей не только в планировании, но и в комплектовании подгрупп, определении временной нагрузки, создании условий для успешной реализации общеобразовательной и коррекционной программ, создании предметно-развивающей среды, в работе с родителями.

14. Кирьянова Р.А. Диагностический материал для психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи 5-6 и 6-7 лет.
В книге представлены схемы обследования детей с тяжелыми нарушениями речи, раскрывается методика исследования речевых и неречевых функций. В качестве дополнительного диагностического материала для получения информации о развитии мелкой моторики, психических функций, фонематических представлений, об умении ориентироваться на листе бумаги предлагается использовать продукты детского творчества. Игры, задания, упражнения, иллюстрации подобраны в книге с учётом возраста и структуры речевого дефекта ребёнка, а также с учётом постепенного усложнения материала. Даны примерные формулировки логопедического заключения.

15. Коненкова И. Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР
В пособии представлена методика обследования речи дошкольников с задержкой психического развития, учитывающая специфику познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы этих детей. Разработана балльная система оценки результатов выполнения заданий, даны развернутые заключения по результатам логопедического обследования.

16. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР.
В книге представлен картинный материал для обследования речи детей с ЗПР. Дан картинный материал на обследование произношения слов, предложений, грамматических конструкций. Является дополнением к пособию «Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития (Коненкова И. Д.)».

17. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Пособие предназначено для оперативного массового обследования звукопроизношения у детей дошкольного и мл