Сферы социального развития ребенка инвалид
Со стороны государства, а также частных благотворительных организаций детям с инвалидностью и их семьям оказывается всесторонняя помощь. Социальная работа – неотъемлемая составляющая подобной поддержки.
Социальная работа с детьми-инвалидами
Согласно определению законодательства РФ, «ребенок-инвалид» – несовершеннолетнее (т.е. не достигшее 18 лет) лицо, имеющее стойкое (врожденное, либо приобретенное) нарушение здоровья.
Подобные расстройства приводят к ограничению жизнедеятельности, что выражается в полной или частичной утрате возможности (в зависимости от конкретной патологии):
- Самообслуживания;
- Социального взаимодействия с окружением;
- Контроля собственного поведения;
- Самостоятельного:
- Передвижения;
- Пространственного ориентирования;
- Осуществления трудовой или иной деятельности.
Несовершеннолетние граждане, страдающие от подобных патологий, подпадают под действие многочисленных государственных программ материальной и социальной поддержки. Нормы же социальной защиты в рассматриваемом случае определены Федеральными законами № 181-ФЗ («О социальной защите инвалидов в РФ») и № 124-ФЗ («Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»).
Согласно положениям данных законов, социальная работа с детьми инвалидами включает:
- Содействие физическому, психическому, интеллектуальному, духовно-нравственному развитию;
- Оказание всесторонней поддержки в целях реабилитации, а также интеграции в общество в качестве его полноценного члена.
Т.о., объект работы – непосредственно несовершеннолетний инвалид. Субъект – работник сферы социального обслуживания.
Работа с отдельными группами
Степени инвалидности несовершеннолетних:
- Критическое нарушение жизненно важных функций организма, требующее постоянной помощи со стороны (например, патологии центральной нервной системы, полная или частичная утрата зрения, отсутствие обеих ног);
- Значительное нарушение функций организма, допускающее минимальное самообслуживание (например, паралич обеих ног, значительное нарушение зрения, легочная недостаточность II степени);
- Умеренное нарушение функций организма, возникновение которого обусловлено перенесением болезней или получением травм (например, нарушение слуха, зрения или работы опорно-двигательного аппарата).
Программа работ с каждым ребенком разрабатывается индивидуально – в зависимости от присвоенной группы, равно как и тяжести патологии.
Например (характер отклонения и мера реабилитации соответственно):
- Нарушения сенсорного восприятия – развитие сохранных органов чувств, а также способности ориентироваться в пространстве;
- Нервно-психические заболевания – нивелирование влияния патологии при помощи специализированных психологических, медикаментозных, физиотерапевтических или иных методик;
- Анатомические дефекты – минимизация влияния патологии на повседневную жизнедеятельность, оказание психологической помощи ребенку и его семье.
Основные направления
Основные направления рассматриваемой деятельности включают:
- Коррекционно-развивающие занятия;
- Консультативную помощь родителям;
- Меры социальной адаптации ребенка.
Коррекционные занятия
Основная цель занятий – коррекция влияния патологии на жизнедеятельность ребенка. В зависимости же от характера расстройства его негативное воздействие может быть преодолено полностью или частично, либо компенсировано иным образом.
Подобные занятия могут включать соответствующие упражнения по:
Развитию:
- Навыков моторики (общей, мелкой, артикуляционной);
- Зрительного и слухового восприятия;
- Речи, памяти, внимания;
- Наглядно-образного, а также словесно-логического мышления;
Формированию:
- Общих представлений об окружающем мире и навыков ориентирования в нем;
- Навыков анализа (визуального, звукового, относительного);
- Умения воспринимать информацию на вербальном уровне;
- Навыков базовых мыслительных операций (в частности, планирования и комбинирования).
Консультативная помощь
Основное направление консультационной помощи родителям (опекунам, попечителям) детей-инвалидов – информационно-разъяснительная работа.
Возможные варианты:
- Соответствующие лекции, тематические собрания;
- Личные или групповые беседы с педагогами;
- Доведение информации до заинтересованных лиц путем распространения соответствующих материалов (например, рассылка печатной продукции, оформление информационных стендов).
Цели оказания подобной помощи:
- Разъяснение возникающих у родителей вопросов, связанных с проблематикой образовательного процесса;
- Выбор оптимальной (для конкретного ребенка) стратегии реабилитации;
- Обучение родителей (и/или других членов семьи):
- Основам социально-медицинских и педагогических знаний для осуществления реабилитационных процедур на дому;
- Прикладным навыкам ухода за тяжелобольными лицами на дому.
Обучение социальным навыкам
Комплексный подход к организации социальной работы требует проведения занятий, направленных на развитие у детей прикладных навыков взаимодействия с социумом.
В частности, к подобным занятиям относятся:
Обучение использованию:
- Средств ухода (в т.ч. средств личной гигиены);
- Технических реабилитационных средств (например, кресла-каталки или протеза отсутствующей конечности);
Выработка навыков:
- Самообслуживания (например, самостоятельного ориентирования и передвижения без посторонней помощи);
- Общественно-приемлемого поведения;
- Трудовой или творческой деятельности.
Работа в комплексных центрах
Основные вопросы работы в комплексных центрах социального обслуживания включают:
- Выявление характерных проблем, препятствующих нормальному развитию или социальной адаптации ребенка;
- Разработка и внедрение технологий педагогического воздействия, способствующих:
- Преодолению или компенсации выявленных недостатков;
- Всестороннему развитию сохранных функций организма;
- Проведение мероприятий по вышеозначенным направлениям:
- Повышение уровня общего развития (психоэмоционального, физиологического);
- Коррекция отдельных отклонений;
- Формирование (либо развитие уже сформированных) механизмов волевой регуляции;
- Развитие социально-коммуникативных и иных навыков, необходимых в повседневности.
Принципы деятельности:
- Соблюдение интересов ребенка;
- Планомерность (проведение занятий строго на основании предварительно составленного плана);
- Комплексный подход к формированию программы (единство диагностических, коррекционных и развивающих процедур);
- Систематичность и непрерывность занятий;
- Вариативность содержания коррекционных и обучающих программ (индивидуализация подхода).
Специфика работы в учреждениях здравоохранения
Главные направления рассматриваемой деятельности в здравоохранительных учреждениях (например, в муниципальных или региональных больницах) – социальная профилактика и реабилитация.
Цели профилактики:
- Выявление детей-инвалидов, живущих на подведомственных территориях;
- Последующее курирование, в т.ч.:
- Координация взаимодействия семей с организациями социальной направленности;
- Оказание консультативной помощи.
Цели реабилитации:
- Предупреждение развития имеющихся патологий;
- Минимизация влияния патологий на жизнь ребенка.
Средства реабилитации – специализированные терапевтические методики, применяемые в условиях полного или частичного стационара (медикаментозное лечение, различные физиотерапевтические процедуры и т.д.).
Ситуационная помощь
Базовый алгоритм включает (для каждого уполномоченного сотрудника соответственно):
Охранник:
- Сопровождение пациента (до стойки администратора, до выхода с территории);
- Оказание помощи при передвижении (для инвалидов-колясочников – ведение коляски, для незрячих – поддержка под локоть и т.д.);
- Открытие дверей по пути;
- Уведомление персонала о прибытии посетителя;
Администратор (либо работник с аналогичными полномочиями):
- Ознакомление с целью визита;
- Сопровождение до регистратуры и кабинета специалиста;
- Оказание иной требующейся помощи (по ситуации);
Медсестра (либо иной уполномоченный работник):
- Оказание помощи непосредственно на приеме;
- Сопровождение между кабинетами (при необходимости).
Означенный порядок действий подразумевает самостоятельную явку пациента. Если его сопровождают взрослые, то ситуационное содействие оказывается лишь по просьбе сопровождающего лица.
Т.о., чаще всего помощь сопровождающим оказывается при:
- Ориентировании на территории учреждения (поиске нужного корпуса, кабинета и т.д.);
- Получении доступа к информации о работе учреждения (либо отдельных специалистов);
- Заполнении сопутствующих документов.
Требования к соцработнику
Ключевые качества, которыми должен обладать соцработник:
1. Профессиональная компетентность, обусловленная наличием:
- Профильного образования (приоритетные направления – педиатрия, психиатрия, психология, педагогика);
- Соответствующих знаний и навыков, необходимых при индивидуальной и групповой работе с детьми (независимо от их состояния здоровья);
- Практического опыта реабилитационной работы;
2. Высокая психологическая устойчивость и тактичность;
3. Способности к:
- Наблюдению;
- Ситуационному анализу;
- Усвоению новых профессиональных знаний и умений;
- Внедрению приобретенных знаний на практике;
- Нахождению индивидуального похода к каждому подопечному.
Также важно осознание собственной ответственности, позитивное отношение и мотивация. Независимо от тяжести патологий, либо иных особенностей подопечных.
Основные направления рассмотренной категории социальных работ – совершенствование показателей развития ребенка и формирование им универсальных моделей получения и усвоения знаний. Последующая же выработка познавательных, коммуникативных и регулятивных навыков способствует «безболезненной» интеграции в социум.
Источник
Реабилитация детей с инвалидностью – единственный способ адаптировать их к реалиям общества. Выполнение программы, разработанной по результатам медико-социальной экспертизы, ведет к частичному или полному преодолению ограничений физического характера. Иногда удается достичь такого состояния здоровья ребенка, при котором он смог бы безболезненно пройти социализацию.
Реабилитация детей-инвалидов – что это?
Реабилитация – это система мер, принятие которых помогает людям с ограниченными возможностями здоровья начать вести нормальный образ жизни. Получить образование, работать и быть полноправным членом социума – вот цели, которых можно достигнуть.
Цель реабилитационных мероприятий в отношении ребенка состоит в восстановлении его социального положения. Не менее важно достигнуть такого уровня материальной независимости, когда с адаптацией в обществе уже не будет возникать проблем.
Одно из главных препятствий на пути реабилитации детей-инвалидов заключается в сниженной (или полностью отсутствующей) мобильности, в замкнутости (отсутствии сильного желания контактировать с внешним миром). Поэтому на решение задачи раскрытия их потенциала должны направляться все усилия участников восстановительного процесса. Ребенку-инвалиду нужно создать наиболее комфортные условия существования.
Обеспечение адекватных условий для медицинской и психологической поддержки ребенка с инвалидностью, а также для оказания адекватной социальной помощи – одна из приоритетных задач государственной политики. В качестве нормативной базы здесь выступают, прежде всего, Декларация о правах ребенка и Декларация о правах инвалидов. Вопрос о социальной защите раскрывается и в ряде Федеральных законов нашей страны (среди них ФЗ № 181, ФЗ № 419 и ФЗ № 166).
Виды реабилитации детей-инвалидов
Существует несколько видов реабилитации для тех лиц, которые по состоянию здоровья ограничены в своих возможностях. А именно:
- медицинская;
- социальная;
- психологическая;
- профессиональная;
- физическая.
Имеет смысл говорить и о комплексной реабилитации, которая включает в себя все основные направления восстановительной работы с ребенком.
Медицинская
Весь комплекс мероприятий, реализуемый с целью уменьшения воздействия на организм той патологии, которая и вызвала ограничения, называется медицинской реабилитацией детей инвалидов. Поскольку медицинская помощь представляет собой один из пунктов адаптационной политики государства, она оказывается бесплатно и в полном соответствии с законодательством. Главное, что дает медицинская реабилитация – это улучшение физического состояния ребенка. Впоследствии на этой основе становится легче проводить развивающие мероприятия, к примеру, обучение.
Социальная
Социальная реабилитация детей инвалидов предполагает длительную работу в направлении как можно более полной адаптации ребенка в обществе. Предполагаются следующие шаги:
- подготовка к получению образования и зачислению в учебное заведение особого типа;
- развитие физических и духовных задатков;
- создание условий, позволяющих наиболее полно принимать участие в жизни социума;
- улучшение условий проживания;
- формирование оптимального и комфортного контакта с окружающим миром;
- организация досуга;
- проведение мероприятий развлекательного характера;
- полноценное подключение к процессу реабилитации родных и близких.
Проблема адаптационной политики в нашей стране заключается в том, что она выстраивает себя на модели инвалидности, которую можно назвать медицинской. Это ослабляет социальный статус ребенка, формирует барьер между здоровыми и больными детьми, в той или иной степени ведет к изоляции.
Социальные службы призваны работать в направлении выравнивания возможностей детей-инвалидов. Подключая к процессу родителей и ближайшее окружение, можно ожидать более объективной оценки способностей инвалида с их стороны и, как следствие, большей социальной активности. Именно благодаря социальной реабилитации удается планомерно и безболезненно включать детей инвалидов в деятельность общества.
Психологическая
Поскольку психологическая составляющая мироощущения ребенка определяется родительским отношением, работу психологов необходимо ориентировать и на взрослых. Первая задача, которую приходится решать в рамках психологической реабилитации, заключается в определении того, как именно родители видят сложившуюся в семье ситуацию. Вполне вероятно, что позиция матерей и отцов по этому вопросу потребует корректировки.
Доверительные отношения, адекватная родительская точка зрения на происходящее послужат адекватному становлению ребенка. Психология взаимоотношений в семье с инвалидом – сложная тема, исследования которой ведутся до сих пор. Имеющиеся наработки позволяют правильно организовать реабилитационные мероприятия, которые могут проводиться в различной форме:
- точечная психологическая помощь;
- консультации;
- беседы;
- психологические тренинги;
- ролевые игры.
Осведомленность родителей увеличивает шансы на успешную адаптацию и социализацию ребенка-инвалида.
Комплексная
Сочетание всех вариантов реабилитации воплощается благодаря комплексному подходу. Он относится к числу наиболее адекватных подходов, когда речь заходит о ребенке и его социализации. Последовательность мероприятий и тесный контакт родителей, врачей, педагогов, логопедов и иных специалистов позволяют добиться весомых результатов.
Составляемая по результатам медико-социальной экспертизы (МСЭ) индивидуальная программа реабилитации должна быть комплексной. Только благодаря сочетанию психологических, медикаментозных и физических методов удается добиться многофакторного восстановления несовершеннолетнего инвалида.
Если речь идет о семейной реабилитации (проводится в домашних условиях), то в рамках комплексного подхода в нашей стране реализуется практика домашнего визитирования. Родители постоянно получают поддержку врачей, психологов и соцработников, которые при посещении каждой семьи наблюдают и при необходимости корректируют работу по восстановлению ребенка. Такая программа позволяет преодолеть социальный вакуум, который часто становится неизбежным следствием инвалидности человека.
Адаптационное обучение инвалида и его семьи
Социально-бытовая адаптация включает в себя и процесс обучения. В нем помимо родителей и самого ребенка участвуют:
- социальный работник;
- психолог;
- врач по реабилитации.
Регулярные занятия, продолжительность которых составляет от одной до двух недель, направлены на то, чтобы обучить ребенка вместе с его семьей. Сроки обучения определяются разработанной индивидуальной программой реабилитации, поэтому они меняются в зависимости от конкретного случая. Разбираемые на лекциях вопросы затрагивают разные темы: от особенностей течения основного заболевания до методов ухода за ним и видов технических средств реабилитации.
Итогом обучения становятся знания, навыки и умения, которые необходимы как самому ребенку с инвалидностью, так и его родителям. Формирование групп производится с прицелом на конкретное заболевание (нозологический принцип).
Сколько нужно детей-инвалидов для реабилитационного центра
Свод правил, посвященный реабилитационным центрам, определяет их величину из расчета 100 мест на тысячу детей-инвалидов, проживающих в городе или районе. Ответ на вопрос о том, сколько же должно быть койко-мест в заведении, находится в том же своде правил. Центр будет отвечать своему названию, когда минимальная планка установлена на отметке в 50 мест, максимальная составляет 300 мест. Только при соблюдении таких условий заведение, главная задача которого состоит в реабилитации детей с установленной инвалидностью, получает право претендовать на статус центра. Показатель вместимости центра определяется с учетом количества мест в стационарах (дневном и круглосуточном).
Заключение
Реабилитационные мероприятия дадут результат только при подходе, включающем в себя медицинские, социальные, психологические и иные аспекты. Участие врачей, психологов и родителей в процессе восстановления ребенка – это то, без чего не обойтись. Без тщательно разработанной программы добиться социальной адаптации будет гораздо сложнее.
Источник
Актуальность проблемы
Современное общество характеризуется разворачивающимися инновационными преобразованиями различных сфер жизнедеятельности человека, в том числе и в социальной. Главным ориентиром в новой социально-экономической ситуации стали интересы ребёнка, создание наиболее адекватных педагогических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Ребёнку с особенностями в развитии необходима целенаправленная помощь в построении эффективных поведенческих стратегий. Правильно организованная среда в дошкольном учреждении способствует накоплению у ребёнка конструктивного опыта коммуникативного взаимодействия, учит его отстаивать свои интересы, не нарушая при этом интересов и потребностей окружающих, учит социально-приемлемыми способами выражать своё несогласие, свои возражения, своё негодование по поводу ущемлений его желаний.
Перед педагогами нашего образовательного учреждения встала задача помочь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья освоить социальный опыт, включить его в существующую систему межличностных отношений. Неправильно выстроенные отношения в группе между детьми и ребёнком-инвалидом, ослабляет его социальную значимость, обособляет его от нормального здорового детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекая на признания своего неравенства, неконкурентноспособности по сравнению с другими детьми. Главная проблема ребенка с ОВЗ состоит в том, что нарушена его связь с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и со взрослыми, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.
Свою задачу мы видим в том, чтобы создать благоприятную социально-педагогическую развивающую среду, включающую организованное предметно-игровое пространство, обеспечение условий для эмоционального, познавательного коммуникативного развития, для развития всех видов деятельности.
Цель проекта: создать условия для социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья через построение социально-педагогической развивающей среды.
Задачи проекта:
- Вовлечение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в образовательный и воспитательный процесс.
- Выявление особенностей межличностных отношений ребёнка с особенностями в развитии с детьми группы
- Повышение уровня социальной активности, активной жизненной позиции ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
- Внедрение современных образовательных технологий
Ожидаемые результаты
№ | Участники проекта | Ожидаемый результат |
1. | Ребёнок с ОВЗ | Расширение круга познавательных интересов ребёнка с ОВЗ. Повышение качества обучения ребёнка с ОВЗ Снижение коммуникативных барьеров и как следствие повышение социальной активности ребёнка с ОВЗ |
2. | Родители | Уменьшение факторов социально-психологической напряженности в семье, имеющей ребенка с особенностями развития |
3. | Ребёнок, педагоги | Формирование навыков общения с ребёнком с ОВЗ. Развитие толерантного отношения к ребёнку с особенностями развития. |
4. | Педагоги | Адаптация образовательной программы, методических рекомендаций, разработка сценариев мероприятий. |
Показатели результативности и эффективности проекта
- Создание социально-педагогической развивающей среды, включающей организованное предметно-игровое пространство
- Активность участников взаимодействия – родителей, педагогов и ребёнка, предполагающая интерес, желание участвовать в совместной деятельности, способность ее инициировать, поддерживать и развивать.
- Участие ребенка с ОВЗ в различных мероприятиях, конкурсах.
- Повышение показателей качества обученности ребёнка.
- Познавательная активность ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
- Привитие толерантного отношения детей группы к ребёнку с ограниченными возможностями здоровья.
Описание основных мероприятий проекта
- Подготовительный этап.
- Формирование группы участников проекта, направленного на социализацию ребёнка с ОВЗ.
- Сбор информации (рекомендации ЦМППК, опрос родителей).
- Логопедическое обследование ребенка с нарушением слуха.
- Консультация психолога по адаптационному периоду ребёнка с нарушением слуха.
- Изучение методической литературы по работе с детьми, имеющими нарушение слуха.
- Работа с родителями ребёнка по выявлению запроса в образовательном процессе и социализации ребёнка в среде слышащих сверстников.
- Диагностика возможной коммуникативной деятельности.
- Прогнозирование результатов.
Разработка методов реализации проекта
- Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с нарушением слуха учителем-логопедом, воспитателем, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем.
- Составление плана мероприятий по социализации ребёнка с ОВЗ.
- Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов в вопросе знаний об особенностях образовательного процесса с детьми с нарушением слуха.
- Изменение неверного представления у детей группы по отношению к ребёнку с ОВЗ.
- Разработка игровых тренингов, сценариев, мероприятий, ролевых игр, направленных на интеграцию ребёнка с ОВЗ в коллектив слышащих сверстников.
Календарный план по реализации проекта
№ | Направления работы | Пути реализации | Сроки |
1. | Сбор информации | Учёт рекомендаций ЦМППК, опрос родителей | Сентябрь |
2. | Логопедическое обследование ребёнка с ОВЗ | Диагностика состояния речи ребёнка | Сентябрь |
3. | Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с нарушением слуха | Составление плана работы с учётом возможностей ребенка | Сентябрь |
4. | Организация адаптационного периода Сбор информации Логопедическое обследование ребёнка с ОВЗ | Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребёнка. Учёт рекомендаций ЦМППК, опрос родителей Диагностика состояния речи ребёнка | Сентябрь |
5. | Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с нарушением слуха | Составление плана работы с учётом возможностей ребенка | |
Организация адаптационного периода | Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребёнка. | ||
Развитие коммуникативных навыков | Организация ежедневного «Утра радостных встреч». Цикл бесед «Добро живёт рядом» Индивидуальные фотовыставки «Я – маленький». «Моя семья» Поощрение общения детей с Максимом. Конструктивная помощь в решении возникающих конфликтов, предложение друг другу альтернативы, обучение договариваться, извиняться и прощать друг друга. Поощрение вежливого обращения ребёнка к детям и взрослым, пресечение деструктивного поведения по отношению к детям. | В течение года | |
6. | Формирование игровой деятельности | Обучение обращаться с просьбой, просить о помощи, принимать ее и предлагать другим свою помощь, | |
«Уроки по безопасности жизнедеятельности» | Краткосрочный проект (декабрь-январь) | ||
Участие в праздновании «Дня именинника» (своего и других детей) | ежемесячно | ||
7. | Участие в театрализации, утренниках, экскурсиях, детско-родительских гостиных. | Обучение различным формам социально-приемлемого поведения в разных ситуациях: в гостях, при вручении подарков, в магазине и т.п. (театрализация или ролевые игры на различных мероприятиях), Учить в приемлемых формах выражать свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, сочувствовать и поддерживать других в их переживаниях Формирование правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний. | октябрь – экскурсия в пожарную часть Ноябрь – гостиная «День матери» Декабрь, февраль, март, апрель – тематические утренники |
8. | Привитие культурно-гигиенических навыков и трудового воспитания | Обучение взаимодействию со сверстниками и взрослыми; Участие в акции «Покорми птиц» | В течение года Январь. Февраль |
9. | Работа с родителями | Обучение оказанию помощи при осознании необходимости в ней других людей, животных, птиц. Методы организации работы с родителями по социальному воспитанию ребёнка: Консультации: | В течение года |
Литература.
- Сборник научно-методических материалов под ред. А.Ю.Белогурова, О.Е.Булановой, Н.В.Поликашевой «социализация детей с ОВЗ на современном этапе» М.: Издательство «Спутник», 2014.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребёнком. – СПб, 2002.
- Ковалёва Е.М. Дети-инвалиды в современном обществе. – М.: Лист-Нью. -2005.
- Солодянкина О.В. Воспитание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ. 2007.
Источник