Сензитивные периоды психическом развитии ребенка
СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА.
Психическое развитие в онтогенезе представляет собой последовательный ряд переходов от одной ступени развития к качественно другой. Первостепенное значение при этом имеет возрастная чувствительность к окружающему. Неодинаковость возрастной чувствительности в разные периоды детства, временное повышение ее уровня и изменение направленности приводят к тому, что в годы созревания закономерно наступают сензитивные периоды когда обнаруживаются благоприятные условия для развития психики в тех или иных направлениях, а затем эти возможности постепенно или резко ослабевают. При этом на одних возрастных этапах имеются предпосылки развития чувствительности к одним сторонам действительности, на других – к другим.
Основные закономерности развития:
1. Неравномерность и гетерохронность:
o Неравномерность — различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно.
o Гетерохронность — асинхронность фаз развития отдельных органов и функций.
2. Неустойчивость развития: Развитие всегда проходит через неустойчивые периоды (выражается в кризисах развития)
3. Сензитивность развития: Сензитивный период развития — период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям
4. Кумулятивность: Результат развития предшествующей стадии включается в последующую. Эффект накоплений изменений с возрастом. Кумулятивность отражает постепенные количественные изменения развивающихся свойств ребенка, придавая ребенку индивидуальные черты, со временем накапливаясь, они трансформируются в качественные изменения.
5. Дивергентность-конвергентность
o Дивергенция — повышение разнообразия в процессе психического развития
o Конвергенция — его свёртывание, усиление избирательности.
Сензитивный период – (от лат. sensus – чувство, ощущение) период особой чувствительности субъекта к определенным влияниям окружающей действительности.
Сензитивный период [лат. sēnsus — чувство, ощущение] — период онтогенетического развития, в течение которого организм обладает повышенной чувствительностью к определенного рода воздействиям внешней среды и оказывается, как физиологически, так и психологически, готов к усвоению новых форм поведения и знаний.
Отечественные психологи не раз подчёркивали значение сензитивных периодов в развитии детей.
Так, Л.С. Выготский писал: «В этот период определенные влияния оказывают чувствительное воздействие на весь ход развития, вызывая в нем те или другие глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными или даже оказать обратное влияние на ход развития. Сензитивные периоды совпадают вполне с тем, что мы называли… оптимальными сроками обучения». Поддерживая идеи Л.С.Выготского, Б.Г.Ананьев отмечает: «Сензитивные периоды, о которых говорил Л. С. Выготский, несомненно, существуют, причем, прежде всего – в аналитической деятельности мозга. Их существование предполагал K. Д. Ушинский, который считал своевременность обучения (в соответствии с назревающей возможностью детского развития) одним из главнейших принципов дидактики». Б.Г. Ананьев очень точно замечает: «Подобные оптимумы развития ребенка нельзя непосредственно вывести из процесса созревания (натуральный ряд) и нельзя объяснить лишь мастерством педагогического воздействия и культурными накоплениями ребенка (социальный ряд). Они относятся именно к тем сплетениям органического и социального рядов в целостном психическом развитии, о которых писал Выготский».
Сензитивные периоды наиболее полно и подробно описаны у знаменитого итальянского педагога Марии Монтессори и ее последователей.
Мария Монтессори утверждала, что никогда более ребенку не удаётся так быстро, полноценно и радостно научиться чему-либо, кроме как в соответствующий сензитивный период.
Общая характеристика сензитивных периодов:
– Они универсальны, т.е. возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т.д.
– Они индивидуальны, если речь заходит о времени их возникновения и длительности у конкретного ребёнка. Отсюда следует необходимость диагностики развития детей, т.е. определения индивидуальных особенностей развития ребёнка.
Каждый сензитивный период это:
– период особой чувствительности и психических отношений;
– сверхмощная сила, интерес, стимул, направляющий ребёнка к особым качествам и элементам окружающей среды;
– период, в течение которого ребёнок концентрирует внимание на отдельных аспектах окружающей среды, игнорируя остальные;
– страсть и приверженность;
– проистекающее из бессознательного и ведущее ребёнка к сознательной и творческой деятельности;
– интенсивная и длительная работа, которая вызывает не усталость или скуку, но постоянную энергию и интерес;
– временное состояние: однажды реализованный, сензитивный период исчезает навсегда.
Протекание каждого сензитивного периода характеризуется:
– более или медленным началом, которое заметить довольно трудно, если не предполагать возможность его наступления и не работать с ребёнком в «зоне его ближайшего развития»;
– этапом наибольшей интенсивности, который наблюдать наиболее просто;
– более или менее медленным спадом интенсивности.
Некоторые сензитивные периоды протекают примерно в одно и то же время у разных детей, но имеют наивысшую интенсивность в разные моменты.
Перейдем к характеристике основных сензитивных периодов в развитии детей от 0 до 6 лет.
СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Длится в среднем от 0 до 6 лет, причем начинается еще до появления ребенка на свет (вспомним естественную потребность матерей разговаривать со своим еще не родившимся ребенком, петь ему песни). Наиболее важные этапы внутри данного периода с указанием приблизительного возраста их наступления:
– В возрасте от 0 до 4.5 месяцев: ребенок уже способен ощущать речь как нечто особенное, поэтому дети способны поворачивать голову к источнику звучания речи; они учатся подражать звукам: ребенок делает первые попытки самостоятельно располагать произносимые звуки друг за другом, выстраивая их разнообразные последовательности, вслушиваясь в мелодию родного языка.
– В возрасте около 1 года: ребенок сознательно выговаривает первое слово; впервые в его жизни происходит словесное выражение мысли,но одновременно ребенок попадает в ситуацию фрустрации: прекрасно представляя, что речь нечто означает, он не может, однако, воспользоваться этим “знанием” из-за нехватки слов. Он хочет говорить, но пока не может.
– В возрасте около 1.5 лет: ребенок начинает выражать свои чувства, желания, он в состоянии воспринимать грамматические нормы языка и способен грамматически точно сформулировать предложение.
– В возрасте 2.5 – 3 лет ребенок часто разговаривает сам с собой. Его так называемая эгоцентрическая речь – прекрасная и единственная возможность услышать в громкой речи ребенка логику.
– В возрасте 3.5 – 4 лет: ребенок начинает употреблять речь целенаправленно и осознанно, живо интересуется символическим обозначением звуков – буквами, может работать с подвижным алфавитом, выкладывая друг рядом с другом буквы, обозначающие отдельные звуки, их сочетания – вплоть до простых слов.
– в возрасте 4 – 4.5 лет: ребенок начинает спонтанно писать отдельные слова, целые предложения и короткие рассказики.
-в возрасте около 5 лет: ребенок без принуждения и самостоятельно учится читать: к этому ведет его логика речевого развития.
СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ ПОРЯДКА
Длится этот период от 0 до 3 лет, причем этап наивысшей интенсивности его протекания наступает в среднем около 2 – 2.5 лет. Для ребенка порядок означает нечто иное, чем для взрослого. Мы можем лишь приблизительно представить, что творится с ребенком при отсутствии порядка, ведь у него изначально нет ничего стабильного. Помочь ребенку разобраться в хаосе мира может, прежде всего, внешний порядок. Он не только обосновывает господство человека над вещами, но и способствует тому, что на его основе ребенок в этом возрасте строит внутренний порядок в себе самом. Ему насущно необходим порядок, и особенно в трех сферах: в окружающей его среде (в помещении), во времени и в поведении взрослых по отношению к нему. Соблюдение первого позволяет ребенку разобраться в соотношении между предметами и в отношении людей к предметам. Соблюдение порядка во времени дает возможность осознать собственный ритм дня, т.е. запустить ход “внутренних часов”; прочувствовать, что существует великий закон времени, который важнее субъективных желаний и капризов. Соблюдение порядка в поведении взрослых по отношению к ребенку заключается в наличии следующих аспектов: требования, которые предъявляют взрослые к ребенку, должны быть постоянными (неизменными) и не зависеть от сегодняшнего настроения, соблюдаться самими взрослыми, а также быть конкретными (касаться чего-то одного) и выстраиваться в некую последовательность; в идеале – образовывать поведенческий алгоритм. Сложившийся у ребенка к 3 годам внутренний образ порядка и будет в дальнейшей его жизни образцом.
СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ
Он длится в среднем от 0 до 5.5 лет. Конечно, здоровый ребенок в принципе может видеть, слышать, ощущать запах, вкус и проч. Но высокий уровень развития органов чувств и определенная степень их дифференцированности возможны лишь при специальной тренировке. Содержание этого длительного сензитивного периода составляет множество относительно коротких периодов, когда актуальным для ребенка становится развитие отдельных сторон или проявлений того или иного органа чувств, и он в разное время становится наиболее восприимчивым к цвету, форме, размерам предметов, хотя все это связано со зрением.
СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ МАЛЕНЬКИХ ПРЕДМЕТОВ
Длится в среднем от 1.5 до 2.5 лет. Этот период трудно не заметить, и часто он доставляет взрослым немало волнений: ребенок манипулирует пуговицами, горошинами и т.п. с угрозой для собственного здоровья. А на самом деле ребенка интересует проблема целого и части; он получает удовольствие от того, что на его глазах при ударе об пол фарфоровая чашка распадается на несколько частей, которые, в свою очередь, состоят из еще более мелких частей. Таким образом ребенок ощущает, что мир делим и состоит из все более и более мелких частей.
СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ
Длится в среднем от 1 года до 4 лет, и важность его для общего развития ребенка трудно переоценить. Именно благодаря движению и сопровождающей его усиленной вентиляции легких ребенка происходит насыщение крови кислородом, достаточное для снабжения им тех клеток головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций. Таким образом, все воспитательные приемы и методы (включая классно-урочную систему), ограничивающие свободу движений ребенка в указанном возрасте, без преувеличения являются преступлением против его естественного развития. Отсюда же следует вывод о вреде для развития ребенка малоактивного образа жизни, который присущ многим современным семьям (увлечение просмотром телевизионных передач и проч.)
СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ
В возрасте 2.5 – 6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения. Овладение иными (невежливыми) способами поведения происходит само собой, поскольку существует двор, надписи на заборах и “ребята, которые в открытую курят на остановках”. Всем нам приходилось встречаться с этим: ребенок подражает тому, что он видел и пережил дома, на улице, и воспроизводит это бессознательно в своем поведении. Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам общения, чтобы он чувствовал себя адаптированным и уверенным, находясь в обществе самых разных людей. Ребенок в этом возрасте быстро усваивает формы общения и хочет их применять.ф
Источник
Для формирования специфических качеств и черт у ребенка необходимо учитывать, в какой возрастной группе он находится, потому что каждый сензитивный этап развития человека «заточен» под совершенствование определенных способностей и навыков.
Как происходит развитие
Сензитивный период в психологии
Сензитивный (сенситивный) период развития – это такой этап восприимчивости ребенка к определенным действиям, который способствует максимально быстрому обучению и усвоению им каких-либо знаний и навыков.
Характеристика и особенности
Знания о чувствительности ребенка в сензитивном периоде позволяют родителям создавать благоприятную среду для психического развития чада.
Важно! Именно в сензитивный этап необходимо обучать малыша тем или иным навыкам. Если пропустить благоприятный период, восполнить потери будет практически невозможно.
Ребенок играет
Каждый сензитивный период характеризуется рядом особенностей:
- начинается этап медленно, обнаружить его проблематично, поэтому важно учитывать возрастные интервалы;
- каждый период имеет «точку максимального проявления»;
- сензитивный период – недолгий, дойдя до наивысшей точки, идет на спад.
Сензитивные периоды развития личности
В сензитивный период человек наиболее предрасположен к воздействию педагогической среды. Любое обучение играет важную роль в формировании личности ребенка.
Справка! Для развития определенных черт характера малышу требуются наличие благоприятных условий в социальной среде и качество предоставляемых знаний и умений.
Среди основных сенситивных периодов развития личности можно выделить следующие этапы:
- С рождения до 1,5 лет. Активное формирование двигательных способностей.
- От 1 года до 4-х лет. Появляется интерес к небольшим деталям.
- От 1,5 до 4-х лет. Координационный период.
- От 2-х до 4-х лет. Формируется понимание порядка.
- От 2-х до 6 лет. Развивается восприятие музыкальных композиций и звуков.
- От 2-х до 6 лет. Ребенок хорошо обучается этикету и вежливому общению с окружающими.
- От 2-х до 6 лет. К этому возрасту относится благоприятный период для развития дифференциального восприятия.
- От 3-х до 5-6 лет. Хороший возраст для освоения чтения.
- От 3,5 до 4,5 лет. Благоприятный период для освоения письма.
- От 3,5 до 4,5 лет. Психологи советуют развивать пространственное восприятие.
- От 4-х до 6 лет. Возраст подходит для освоения элементарной математики.
Физические способности ребенка необходимо развивать в любой период, вне зависимости от того, сколько ему лет.
На картинке можно ознакомиться с основными этапами формирования выносливости, силы, быстроты, ловкости и гибкости.
Этапы сензитивного развития
Сензитивные периоды психического развития
Психическое развитие индивида представляет собой последовательный переход от одной фазы к другой. При этом на каждом этапе формируются разные направления психики.
Справка! Мария Монтессори – знаменитый итальянский педагог, считала, что быстрое, радостное и полноценное обучение у ребенка может протекать только в том случае, если учитывать соответствующий сензитивный этап.
Среди основных сензитивных периодов развития можно выделить:
- Этап развития речи, на котором ребенок учится понимать, осознавать и воспроизводить слова. Длится с рождения до 6 лет.
- Этап восприятия порядка. Длится с рождения до 3-х лет. В этот период у ребенка формируется внутренний порядок во времени, окружающей среде и обществе взрослых.
- Этап сенсорного развития. Длится с рождения до 5-6 лет. Для этого этапа характерно улучшение развития органов чувств.
- Период восприятия небольших предметов. Длится от 1,5 лет до 2,5. На этом этапе малыша интересует формирование целого и его частей. Именно поэтому дети в этом возрасте любят разглядывать маленькие предметы, бить и ломать вещи. Благодаря этому, они начинают понимать, что мир состоит из небольших частей.
- Этап развития действий и движений. Длится с 1 года до 4-х лет. При малоактивном образе жизни последующее учебное развитие малыша замедляется.
- Этап формирования социальных навыков. Длится с 2-х до 6 лет. В этот период малыш начинает понимать важность вежливого поведения.
Сензитивный период развития речи
Длится сензитивный период развития речи от 0 до 6 лет. Начало он берет еще в фазу пребывания малыша в утробе матери.
Дополнительная информация. Именно поэтому полезно разговаривать с еще не родившимся ребенком.
Развитие речи
В данном периоде можно выделить 5 этапов развития речи:
- От рождения до 4,5 месяцев. Ребенок воспринимает речь как что-то особенное, пытается подражать звукам. Пытаясь надуть пузыри или выплюнуть что-то, малыш тренирует мышцы речевого аппарата.
- От полугода до 1,5 лет. В этот период ребенок старается сознательно выражать мысли при помощи речи. На этом этапе малыш выговаривает первое слово. К полутора годам ребенок пытается выразить свои желания и чувства на своем «детском» языке. Для эффективного развития речи важно много общаться с малышом, рассказывать и читать сказки.
- От 2-х до 3-х лет. Словарный запас ребенка растет лавинообразными темпами. В этом возрасте малыши могут говорить сами с собой. Наблюдая за этим процессом, можно узнать мысли ребенка, а также оценить построение логических цепочек.
- От 3-х до 4-х лет. В этот период малыш при помощи речи начинает решать свои проблемы. Например, просит открыть окно, дать игрушку или карандаши. Малыш говорит осознанно и целенаправленно, понимая силу собственных мыслей, которые грамотно выражаются при помощи речи.
- От 4-х до 6 лет. Дошкольный возраст малыша сензитивен для развития чтения и письма. Речь ребенка становится понятна всем окружающим. У малыша не возникает проблем с выражением своих мыслей в словесной форме.
При развитии детей важно учитывать сензитивный период развития речи. Ведь если ребенок будет что-то делать под принуждением (писать, читать), то положительных результатов придется ждать долго. В особых случаях их вовсе не будет.
Критические фазы развития личности
Л.С. Выготский ввел в психологию такое понятие, как «критический период». Этому термину советский психолог дал следующее краткое определение: «Кризисный этап – это целый спектр глобальных перестроек, которые происходят с психикой человека в определенное время».
Подросток
На протяжении жизни у индивида отмечаются 5 критических периодов развития личности:
- Фаза новорожденности. Считается промежуточной между внутриутробной и внеутробной жизнью. В этот период малыш наиболее беспомощен. У него отсутствуют какие-либо сложившиеся поведенческие навыки. Большинство психоаналитиков сходится во мнении, что рождение – первая сильная травма, которую получает ребенок после появления на свет.
- Кризис 1 года. Возникает в фазу перехода индивида из младенчества в раннее детство. Для этого периода характерны проявление аффективных реакций и всплеск самостоятельности. Взрывные реакции могут возникнуть у ребенка из-за непонимания взрослыми его жестов, мимики, желаний и слов.
- Период 3-х лет. Эта кризисная фаза находится на границе между ранним детством и дошкольным периодом. Считается одной из самых сложных. Ребенок пересматривает старую систему отношений с окружающими, старается выстроить более глубокие связи, стремится выделить собственное «Я». В 3-летнем возрасте у малыша часто проявляются упрямство, негативизм, своеволие, деспотизм, строптивость. Подобные проявления помогают зародиться потребностям в признании и уважении. Из-за этого кризисную фазу психологи нередко называют периодом «Я сам».
- Фаза 6-7 лет. Кризис в этом возрасте неразрывно связан с личностным развитием ребенка и появлением самосознания. Для этого периода характерны потеря детской непосредственности, желание скрыть обиду или грусть, появление манерных действий. Из-за этого у ребенка возникают трудности при общении с взрослыми людьми, он становится замкнутым и неуправляемым. Указать на ошибки такому чаду будет все труднее, так как малыш отказывается признавать свое неправильное поведение.
- Подростковый кризис 12-14 лет. Выпадает на период полового созревания. Длится эта критическая фаза дольше остальных. В этот период у подростка меняются взаимоотношения с людьми. С его стороны наблюдается появление повышенных требований к себе и окружающим, нередко возникают протесты против непризнания его взрослости. Ему хочется доказать, что он – уже не ребенок. В 12-14 лет поведение кардинально меняется: подростки могут игнорировать замечания взрослых, все делать наперекор, грубо общаться. Некоторые дети замыкаются в себе.
Критические фазы – относительно недолгие возрастные кризисы, для которых характерны резкие психические изменения.
Важно! Кризисы нужны ребенку для постепенного личностного развития.
Длятся критические периоды около нескольких месяцев. В неблагоприятных условиях могут растянуться на 1-2 года.
Как развить сензитивные навыки
Наличие сензитивных навыков способствует не только развитию личности человека, но и благотворно влияет на взаимодействие с социумом.
Важно! Улучшение сенситивных способностей во взрослом возрасте возможно при помощи различных тренингов и семинаров по личностному росту. Подобные групповые встречи способствуют усовершенствованию наблюдательных навыков, развитию эмпатии и понимаю причинно-следственных связей поведения людей.
Тренинг
Среди наиболее эффективных психологических упражнений можно выделить следующие варианты:
- Для улучшения наблюдательной сензитивности членам группы необходимо взять друг друга за руки, создав круг. Каждый участник должен попытаться почувствовать настроение и мысли человека, чью ладонь он держит в левой руке. Свое предположение все члены группы обязаны проговорить вслух. Человек, чьи эмоции угадываются, должен либо подтвердить их, либо опровергнуть. Подобные тренировки помогают выявить стереотипы, которые использует человек во время анализа поведения окружающих.
- Чтобы развить эмоциональное восприятие, участникам тренинга необходимо усесться полукругом таким образом, чтобы они могли наблюдать друг за другом. Каждый человек получает по 1 специальной карточке, на которой записаны названия определенных эмоций. Задача участников заключается в том, чтобы выйти в центр полукруга, повернуться спиной ко всем членам тренинга и при помощи телодвижений и жестов продемонстрировать заданную эмоцию. Задача всех остальных – распознать чувства, которые показывает человек.
- Для улучшения наблюдательных способностей одному участнику тренинга необходимо покинуть комнату. Задача всех остальных членов группы – разместиться в разных позах. После этого человек, который покинул помещение, должен вернуться и попытаться запомнить, как расположились все участники. Когда этот член группы снова выйдет из комнаты, некоторые люди должны поменять положение тела. После возвращения вышедший участник должен рассадить членов группы так, как они сидели изначально.
Несмотря на то, что психологи выделяют универсальные этапы сензитивного развития, всегда нужно помнить, что каждый малыш является индивидуальностью. Поэтому родителям требуется ориентироваться на своего ребенка и его возможности.
Видео
Источник