Сензитивные периоды и их значение в развитии ребенка

Сензитивные периоды и их значение в развитии ребенка thumbnail

Оказывается, ребенок в разные периоды жизни бывает особенно «чувствителен», восприимчив к определенному типу деятельности.

Повлиять на сроки и длительность этих периодов нельзя, но знать о них очень полезно, чтобы не идти против природы. Более того, зная о том, какой сензитивный период предстоит пройти вашему малышу, вы сможете лучше подготовиться к нему и пройти его с максимальной пользой. Воспитание, как известно, на 90% состоит из предусмотрительности.

Сензитивные периоды наиболее полно и подробно описаны у знаменитого педагога Марии Монтессори и ее последователей. В их исследованиях описывается природа развития любого малыша, независимо от места его проживания, национальности, культурных различий.

С одной стороны, сензитивные периоды универсальны, потому что так или иначе через них проходят все. С другой стороны, они индивидуальны, потому что биологический возраст далеко не всегда соответствует психологическому – у одних детей психологическое развитие отстает от физического, у других – опережает. Поэтому ориентируйтесь только на собственного малыша.

Если ребенку приходится делать что-либо по принуждению, вне рамок соответствующего сензитивного периода, то к соответствующему результату они приходят позже или не приходят совсем. Поэтому к разнообразным методикам типа «Читать – раньше, чем ходить», нужно относиться с большой осторожностью. Природа не прощает насилия над собой.

Сензитивный период развития речи: от 0 до 6 лет

От 0 до года

Ребенок подражает звукам, проявляет очень большой интерес к речи и к эмоциональному общению со взрослым. В этом возрасте он очень хочет говорить, но пока не может этого сделать. Если кроха был лишен теплого эмоционального контакта (прежде всего, с мамой) – например, как дети в Домах ребенка, это, увы, невосполнимая потеря, и весь процесс дальнейшего развития малыша будет уже нарушен.

От года до трех лет

В этом возрасте малыш осваивает устную речь (известно, что если по каким-то причинам он был лишен человеческого общества и человеческой речи, он никогда не научится нормально говорить, как, например, дети-Маугли). С огромной скоростью ребенок увеличивает свой словарный запас – это самое интенсивное увеличение словаря в жизни человека.

Это период, когда малыш наиболее чувствителен к языковым нормам. Именно поэтому Монтессори не советует взрослым сюсюкать с крохой, с ним нужно говорить четко и ясно – сейчас это самый яркий образец для подражания.

От трех до шести

После трех лет у ребенка появляется интерес к буквам, к письму. С большим энтузиазмом он пытается написать ту или иную букву. И, кстати, необязательно ручкой на бумаге. Дети с удовольствием выкладывают буквы из палочек и проволоки, лепят их из пластилина или пишут пальцем на песке. В возрасте около пяти лет большинство детей проявляют интерес к чтению, в пять лет научить ребенка читать легче всего, он словно ждет этого.

Как ни странно, учиться читать сложнее, чем писать. Поэтому Монтессори советует подходить к чтению через письмо. Ведь письмо – это выражение своих мыслей и желаний, а чтение – это понимание чужих мыслей, решение некой «чужой» задачки.

Сензитивный период для восприятия порядка: от 0 до 3 лет

Порядок для ребенка – это не совсем то, что порядок для взрослого. В том, что вещи лежат на своих местах, что каждое утро его ждет одежда, аккуратно сложенная на стульчике, что каждый день проходит по определенному распорядку – малыш видит стабильность мира. Внешний порядок таким образом обращается во внутренний.

Порой взрослые считают, что дети в два – два с половиной года бывают несносно капризны (некоторые даже говорят о кризисе двух лет). Но, похоже, что это не столько капризы, сколько требование сохранять порядок вещей. И если этот порядок нарушается, это выбивает маленького человечка из колеи.

Порядок должен быть во всем: в окружающей обстановке, во времени (каждый день проходит в определенном ритме), в поведении взрослых (они действуют по определенным правилам, которые не меняются в зависимости от настроения и погоды).

Сензитивный период для сенсорного развития: от 0 до 5,5 лет

В этом возрасте тренируются умение видеть, слышать, ощущать запах, вкус и т.д. Это, конечно, происходит естественным путем, однако для более интенсивного сенсорного развития М.Монтессори рекомендует специальные упражнения: например, с закрытыми глазами определить вкус, запах, размер.

Сенсорных впечатлений у ребенка должно быть как можно больше. И для этого совсем не обязательно каждый день водить кроху в театр или на концерт симфонической музыки. Можно, например, угадывать, как звучат различные предметы домашнего обихода (прислушаться, например, как звенит стакан, если по нему слегка стукнуть палочкой или ложкой, а как поведет себя в той же ситуации железная кастрюля или деревянный стол).

Детям в этом возрасте (да и взрослым тоже) очень нравится игра «Волшебный мешочек». В мешочек из непрозрачной ткани кладут самые разные небольшие предметы: лоскутки различных тканей (от шифона до брезента), фигурки из дерева, пластмассы, металла, кусочки бумаги (от папиросной до наждачной) и т.д., а потом на ощупь определяем, что удалось найти в мешочке.

Сензитивный период восприятия маленьких предметов: от 1,5 до 5,5 лет

Взрослые приходят в ужас, глядя на то, как маленькие дети манипулируют горошинами или мелкими пуговицами. Особенно, когда они пытаются выяснить, поместятся ли означенные предметы в ухо или в нос. Разумеется, подобные игры должны проходить только под присмотром взрослых.

Но это совершенно естественный интерес, стимулирующий развитие мелкой моторики пальцев, в пользе которого сомневаться не приходится. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы сделать манипуляцию с мелкими предметами безопасной. Например, пуговицы можно нанизать на прочную нитку – получатся оригинальные бусы, которые надолго займут малыша. Вместе с вами он может долго разбирать и снова собирать конструктор с мелкими деталями. Это занятие помогает разрешить для крохи проблему целого и части.

М.Монтессори советовала даже создавать специальные коллекции маленьких предметов.

Сензитивный период движений и действий: от 1 до 4 лет

Чрезвычайно важное занятие для малыша. Благодаря движению кровь насыщается кислородом, а обогащенная кислородом кровь снабжает клетки головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций. И посему любая классно-урочная система, продолжительные занятия за партами для детей в этом возрасте – просто преступление против их природы.

С каждым годом ребенок совершенствует координацию своих движений, осваивает новые действия и учится все точнее ощущать свое тело. Помогите ему в этом! Бегать, прыгать на одной ножке, карабкаться на лестницы и балансировать на бревне – занятия ничуть не менее важные, чем учиться писать и считать.

Сензитивный период развития социальных навыков: от 2,5 до 6 лет

В этом возрасте малыш учится культурным формам общения – тому, что потом будет называться этикетом.

До шести лет закладываются основы социального поведения, ребенок впитывает, как губка, примеры как грубого, так и вежливого образа общения с миром. Здесь главным образом действует подражательная способность. Поэтому постарайтесь сами вести себя так, как, по вашему мнению, должен вести себя ваш ребенок.

Инесса Смык

По материалам книги М.Монтессори «Помоги мне сделать это самому», М., 2000

Источник

ксения мартынова
Консультация для родителей «Сензитивные периоды развития ребенка»

Сензитивные периоды развития ребёнка.

Вы наверняка не раз замечали: ребенку никак не удавалось овладеть каким-то уменьем, но вот, проходит месяц, другой, вы снова возвращаетесь к этой теме и вдруг обнаруживаете, что кроха схватывает все, буквально, на лету.

Оказывается, в разные периоды жизни ребенок бывает особенно восприимчив к определенным влияниям окружающего мира. Такие периоды называются «сензитивными»

Сензитивный период — это период в жизни ребенка, когда он учится чему-либо очень легко, овладевает навыками без особых усилий, делает все с удовольствием и интересом. Сензитивные периоды длятся определенное, довольно короткое, время и проходят безвозвратно

Мария Монтессори отмечала: «Если детям приходится делать что-то вне рамок соответствующего сензитивного периода, то есть под принуждением» (например, учиться читать, писать, «то к результату они приходят позже или не приходят совсем».

Почти все сензитивные периоды протекают до 6 лет. Взрослый извне не может повлиять на время возникновения и длительность сенситивных периодов, но имеет, по крайней мере,следующие возможности:

– знать эти периоды, их особенности наблюдать проявления, характерные для наиболее интенсивных этапов протекания определенного сенситивного периода, что необходимо для точной оценки уровня развития ребенка в настоящий момент;

– предвидеть наступление следующего сенситивного периода и подготовить соответствующую окружающую среду, чтобы у ребенка было то, в чем он особенно нуждается в данный момент

Некоторые сензитивные периоды протекают примерно в одно и тоже время у разных детей, но имеют наивысшую интенсивность в разные моменты.

Ребенок от рождения до трех лет. (Мария Монтессори характеризовала его как «духовный эмбрион») представляет собой, образно говоря, сверхчувствительный резонатор эмоций родителей – в основном матери. Его «впитывающее сознание», как губка, вбирает в себя способы эмоционального реагирования взрослых по отношению к событиям, которые происходят в их мире.

В возрасте от трех до шести лет ребенок, согласно Марии Монтессори, является «строителем самого себя». Именно на это время выпадают периоды максимальной интенсивности сензитивных периодов в его развитии – речевого, сенсорного, социального, двигательного.

Основные сензитивные периоды:

период развития речи (0-6 лет);

период восприятия порядка (0-3);

период сенсорного развития (0-5,5);

период восприятия маленьких предметов (1,5-3,5);

период развития движений и действий (0-4);

период развития социальных навыков (2,5-6).

Сензитивный период развития речи.

Наиболее важные этапы внутри данного периодас указанием приблизительного возраста их наступления:

– В возрасте от 0 до 4.5 месяцев: ребенок уже способен ощущать речь как нечто особенное, поэтому дети способны поворачивать голову к источнику звучания речи;они учатся подражать звукам: ребенок делает первые попытки самостоятельно располагать произносимые звуки друг за другом, выстраивая их разнообразные последовательности, вслушиваясь в мелодию родного языка.

Отсюда вывод: запрет на «сюсюканье», на придумывание родителями упрощенного «детского» языка. Наоборот, в этом возрасте, когда ребенок наиболее чувствителен к нормам языка, речь взрослого должна быть грамотной, ясной и четкой. Он нуждается в том, чтобы ему рассказывали, как можно больше историй, содержащих все богатство и разнообразие слов и грамматических конструкций родного языка, историй – образцов хорошего стиля, разных жанров.

– В возрасте около 1 года: ребенок сознательно выговаривает первое слово; впервые в его жизни происходит словесное выражение мысли, но одновременно ребенокпопадает в ситуацию фрустрации: прекрасно представляя, что речь нечто означает, он не может, однако, воспользоваться этим “знанием” из-за нехватки слов. Он хочет говорить, но пока не может.

– В возрасте около 1.5 лет: ребенок начинает выражать свои чувства, желания, он в состоянии воспринимать грамматические нормы языка и способен грамматически точно сформулировать предложение.

– В возрасте 2.5 – 3 лет ребенок часто разговаривает сам с собой. Его так называемая эгоцентрическая речь – прекрасная и единственная возможность услышать в громкой речи ребенка логику.

– В возрасте 3.5 – 4 лет: ребенок начинает употреблять речь целенаправленно и осознанно, живо интересуется символическим обозначением звуков – буквами, может работать с подвижным алфавитом, выкладывая друг рядом с другом буквы, обозначающие отдельные звуки, их сочетания – вплоть до простых слов.

– В возрасте 4 – 4.5 лет: ребенок начинает спонтанно писать отдельные слова, целые предложения и короткие рассказики.

-В возрасте около 5 лет: ребенокбез принуждения и самостоятельно учится читать: к этому ведет его логика речевого развития.

Сензитивный период восприятия порядка.

Этот сензитивный период подробно не описан нигде, кроме работ Марии Монтессори.

Нужно иметь в виду, что для ребенка порядок означает нечто иное, чем для взрослого. Помочь ребенку разобраться в хаосе мира может, прежде всего, внешний порядок. Он не только обосновывает господство человека над вещами, но и способствует тому, что на его основе ребенок в этом возрасте строит внутренний порядок в себе самом.

Можно сказать, что в дальнейшей жизни человека внутренний порядок – порядок в мыслях, поступках, законопослушность, да и уровень саморегуляции поведения в целом – будет развит настолько, насколько упорядоченной была окружающая его среда в возрасте от 0 до 3 лет.

М. Монтессори подчеркивает, что в возрасте 2 – 2,5 лет ребенок испытывает настоящую страсть к соблюдению привычного для него порядка, громко выражая свое негодование в том случае, если он нарушается взрослыми. А поскольку это происходит почти постоянно, то и сложился у нас образ 2,5-летнего ребенка как капризного, непонятно чего требующего существа. А ему насущно необходим порядок,и особенно в трех сферах: в окружающей его среде (в помещении, во времени и в поведении взрослых по отношению к нему.

Порядок в окружающей среде. Его соблюдение позволяет ребенку разобраться в соотношении между предметами. Речь идет о том, чтобы структурировать окружающую ребенка среду (чаще всего – предметы в квартире) таким образом,чтобы она соответствовала основным закономерностям в соотношении между предметами: посуда – на кухне, обувь – в прихожей, одежда – в шкафу, игрушки – всегда на своем месте в специальном ящике; кроме того, ребенок спит, ест на одном и том же месте, имеет собственный уголок, ест из собственной посуды и т. д.

Ребенок очень радуется, если снова и снова находит знакомые ему вещи на одном и том же месте. И поэтому необходимо, чтобы каждое утро он видел, например, свои игрушки аккуратно уложенными и в одном и том же месте – даже если вечером они были разбросаны. В этом возрасте бессмысленно требовать от ребенка соблюдать порядок самому, ибо он только еще формирует собственный образ порядка. И помочь ему в это могут родители, поддерживая внешний порядок вокруг него.

Порядок в отношении людей к предметам. Желательно,чтобы это отношение было культурно обусловлено: обычно принято на стуле сидеть; за столом – есть, обращаясь со столовыми приборами соответствующим образом; дверь открывать рукой, а не ногой; кофе или чай пить на кухне, а не в постели и т. д. Для соблюдения этого родителям приходится наступить на горло собственной креативности, перестать вольно обращаться с различными вещами, предметами домашнего обихода и освоить общепринятые способы действия с ними, постепенно становясь «профессионалами» в воспитании собственного ребенка.

Порядок во времени. Временные представления у маленьких детей еще не сформированы, поэтому порядок во времени заключается для них в последовательной смене событий. Для ребенка чрезвычайно важно прочувствовать ритм своего дня. У каждого он свой, и устанавливается обычно в течение первого года жизни путем совместной активности и уступок с обеих сторон – со стороны ребенка и со стороны родителей: необходимо, чтобы режим дня устраивал всех.

После этого задача родителей заключается в том, чтобы на протяжении второго и третьего года жизни ребенка поддерживать этот индивидуальный режим. Есть еще один аспект, касающийся соблюдения порядка во времени – точнее, порядка в последовательности событий. Например, последовательности в событиях при чтении уже известных ребенку сказок. Многие из нас замечали, что в этом возрасте часто ребенок выказывает неудовольствие, если рассказчик делает ошибку в последовательности событий, или если что-то придумывается заново. Малыш не против творчества взрослых вообще – ему лишь нужно приобрести устойчивость в мире; и если Красная Шапочка ведет себя, как всегда, – значит, можно быть уверенным в завтрашнем дне!

Порядок в поведении взрослых по отношению к ребенку. Для ребенкатакого возраста наиболее важно прочувствовать порядок в следующих аспектах поведения взрослых по отношению к нему:

• Требования, которые предъявляют взрослые к ребенку, должны быть постоянными (неизменными) и не зависеть от сегодняшнего настроения. Желательно, что они были обоснованными хотя бы здравым смыслом (пониманием, что нельзя от ребенка требовать того, чего он по возрасту еще не в состоянии сделать). Требования к ребенку должны быть конкретными (касаться чего-то одного) и выстраиваться в некую последовательность; в идеале образовывать поведенческий алгоритм. В последнем случае после многократных повторений одной и той же последовательности действий (например,связанных с отходом ко сну: умыться, расстелить постель, раздеться, уложить аккуратно одежду и др.) этот алгоритм становится внутренней собственностью ребенка, и взрослому достаточно лишь дать общее название («Готовимся ко сну?») для того, чтобы ребенок без унизительного подстегивания словами (он сам знает, что делать дальше) мог действовать самостоятельно.

• Требования, которые предъявляются ребенку, должны соблюдаться самими взрослыми. Поскольку все равно ребенок научится тому, что видит, этот тезис можно оставить без каких-либо психологических комментариев.

Сложившийся у ребенка к 3 годам внутренний образ порядка и будет в дальнейшей его жизни образцом. Это же касается уровня «внутреннего порядка» (порядка в мыслях, поступках и т. п.).

Сензитивный период сенсорного развития.

Он длится в среднем от 0 до 5.5 лет. Конечно, здоровый ребенок в принципе может видеть, слышать, ощущать запах, вкус и проч. Но высокий уровень развития органов чувств и определенная степень их дифференцированности возможны лишь при специальной тренировке. Содержание этого длительного сензитивного периода составляет множество относительно коротких периодов, когда актуальным для ребенка становится развитие отдельных сторон или проявлений того или иного органа чувств, и он в разное время становится наиболее восприимчивым к цвету, форме, размерам предметов, хотя все это связано со зрением.

Сензитивный период интереса к мелким предметам.

Этот период трудно не заметить,и часто он доставляет взрослым немало волнений: ребенок манипулирует пуговицами, горошинами и т. п. с угрозой для собственного здоровья. Действительно, обычно взрослые не видят в этом интересе ничего полезного и не предоставляют ребенку возможность овладения адекватными способами реализации этой познавательной потребности.

А на самом деле ребенка интересует проблема целого и части; он получает удовольствие от того, что на его глазах при ударе об пол фарфоровая чашка распадается на несколько частей, которые, в свою очередь, состоят из еще более мелких частей. Таким образом ребенок ощущает, что мир делим и состоит из все более и более мелких частей. В развитии ребенка анализ – разделение целого на части, предшествует синтезу – объединению частей.

Поэтому при игре с конструктором дети с большим удовольствием разрушают построенные родителями конструкции, и лишь спустя некоторое время, начинают строить сами. Второй важный аспект этого периода заключается в том, что этот интерес совпадает с потребностью ребенка совершенствовать свою речь. Сегодня уже практически всем родителям известно о связи речи с развитием мелкой моторики. Упражняясь с мелкими предметами, ребенок тренирует пальчики и, следовательно, речь.

Сензитивный период развития движений и действий.

Длится в среднем от 1 года до 4 лет и важность его для общего развития ребенка трудно переоценить. Именно благодаря движению и сопровождающей его усиленной вентиляции легких ребенка происходит насыщение крови кислородом, достаточное для снабжения им тех клеток головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций. Таким образом, все методы образования, которые ограничивают свободу движения ребенка в этом возрасте, являются препятствующими его естественному развитию. Отсюда и вывод о вреде для него и малоактивного образа жизни.

В течение этого периода имеются моменты, когда ребенок концентрирует свое внимание на определенных движениях и действиях. И если в начале периода ребенка интересуют именно движения, то впоследствии его интересуют все более сложные действия, требующие определенный уровень координации, свободы и выразительности движений.

Сензитивный период развития социальных навыков.

В возрасте 2,5-6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения. Овладение иными способами поведения происходит само собой, поскольку существует двор, надписи на домах и в подъездах и ребята, которые открыто курят на остановках. Ребенок подражает тому, что он видел и пережил дома, на улице и воспроизводит это бессознательно в своем поведении.

Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам обращения, чтобы он чувствовал себя адаптированным и уверенным, находясь в обществе самых разных людей. Ребенок в этом возрасте быстро усваивает формы общения и хочет их применять. Он желает знать, как вежливо попросить другого не мешать, как представиться незнакомому человеку, как поздороваться, попрощаться, попросить о помощи, и т. д.

Источник