Сенсорный опыт и познавательное развитие ребенка

Наталья Данькова
Проект «Познавательное развитие через сенсорное воспитание»

Аннотация.

Проект “ Познавательное развитие через сенсорное воспитание ” направлен на развитиепредставлений о образе мира: о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности, о мире предметов.

В рамках проекта разработаны конспекты совместных мероприятий родителей с детьми, конспекты занятий для дошкольников, с учетом их возраста и уровень развития. Занятия предусматривают постепенное усложнение представлений “о мире” через игры и упражнения.

Данный материал поможет педагогам ДОУ, используя окружающую обстановку, последовательно развивает ощущения и восприятия детей

Введение в проект

Актуальность проекта. Тема познавательного развития детей дошкольного возраста актуальна и перспективна, так как в ней решается одна из самых актуальных и значимых задач детского сада – происходит зарождение первичного образа мира у ребенка дошкольника.

Ведущим местом в работе с детьми младшей группы является сенсорное развитие,формирование у детей представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, необходимых для восприятия окружающего мира.

В период дошкольного детства познавательная активность ребенка имеет свою специфику на каждом возрастном этапе. В этот период образ мира формируется и находится на начальной стадии развития и функционирования познавательной сферы человека, которая обеспечивает ему нормальное и полноценное интеллектуальное и эмоциональное существование и развитие личности в нашем мире.

Вид проекта. Познавательно-творческий.

Участники проекта. Дети младшего дошкольного возраста, родители, педагоги.

Цель проекта. Создание условий для развития у детей младшего дошкольного возраста сенсорных эталонов через дидактические игры.

Задачи проекта:

1. Учить детей сенсорным эталонам: выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов и накапливать представления об основных цветах и формах, и об отношении предметов по величине.

2. Познакомить детей с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине.

3.Учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов.

Развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

Гипотеза реализации проекта.

В результате сенсорного воспитания ребенок овладевает способами чувственного познания мира, наглядно-образным мышлением; происходит дальнейшее совершенствование всех видов детской деятельности, формируется относительная самостоятельность в познавательной и практической деятельности.

Накопленный опыт дети переносят на другие предметы и явления, используют его в повседневной жизни.

Этапы реализации проекта

Вводный

1. Сбор информации

-. И ндивидуальные беседы с детьми,

– Индивидуальные беседы с родителями

– Анкета”Выявление интересов и знаний родителей воспитанников первой младшей группы по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников

2. Диагностика с целью изучения освоенных сенсорных эталонов

Диагностические игровые задания

3 Изучение учебно- методической литературы по проблеме

Сбор материала (иллюстрации, открытки, произведения)

4 Создание развивающей среды

Внесение игр по теме:

1сюжетно ролевых,

2 дидактических,

3 настольно- печатных

Основной

1. Осуществить отбор тем расширяющих сенсорные представления дошкольников

1 Д/игра «Разложи фигуры по цвету».

Цель: закреплять представления о шести цветах, закреплять названия цветов спектра.

2

Д/игра «Собери матрешку».

Цель: учить детей устанавливать отношение предметов по величине.

3 Д/игра «У кого такая же?».

Цель: закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии.

4 Д/игра «Собери фрукты по цвету».

Цель: учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, но имеющие одинаковый цвет.

5 Д/игра «Собери пирамидку».

Цель: закреплять представления об отношениях по величине, учить располагать в порядке убывания.

6 Д/игра «Собери бусы».

Цель: учить чередовать предметы по форме.

7 Д/игра «Найди предмет такой же формы».

Цель: учить детей выделять форму конкретных предметов окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами.

8Д/игра «Разложи собачек по росту».

Цель: учить детей располагать предметы по убывающей величине.

9 Д/игра «Чудесный мешочек».

Цель: продолжать развивать тактильные ощущения, умение выбирать предметы одной формы.

10 Д /игра «Большой маленький»

Цель: учить детей раскладывать предметы на две группы и др.

2. Организация и проведение консультаций для родителей и педагогов

1Консультация для родителей «Значение сенсорного воспитания

2 Активная консультация для педагогов ДОУ по теме: «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста».

3 Создание папки передвижки:

а «Сенсорные эталоны»

1Эталоны цвета

2 Эталоны формы

3Эталоны велечины

4 Эталоны вкусового восприятия

б «Сенсорные игры»

Игры своими руками

4. Работа с родителями

1Семинар–практикум с родителями

«Сенсорное воспитание детей раннего возраста

5. Совместная деятельность

1Пальчиковые игры

2Дидактические игры

Читайте также:  Задержка речевого развития у 3 летнего ребенка

3 Настольные игры

4 Индивидуальная работа

6Чтение художественной литературы

1 В Сутеев

«Петух и краски».

«Ципленок и утенок»

«Под грибом»

2В. Степанов

«Разноцветные желания»

3 С. Маршак

«Мяч»

4Р. н. с. Колобок

Итоговый

1. Презентация проекта, подведение итогов.

1Демонстрация сенсорной игры педагогам ДОУ

2 Диагностические задания для детей с целью выявления освоенных сенсорных эталонов

Источник

«Развитие у детей познавательных интересов

через сенсорное развитие»

1Наименование опыта. Его актуальность и перспективность.

Развитие сенсорики является чувственной основой для всех способностей ребёнка (познавательных, эстетических, творческих и пр.), для полноценного, осознанного восприятия окружающей действительности. Поэтому на сенсорном развитии детей сосредоточили своё внимание отечественные и зарубежные учёные. Сенсорное развитие имеет огромное значение у ребёнка на определённом этапе его развития. Потери в развитии ребёнка, допущенные в дошкольном возрасте, невосполнимы в полной мере в последующей жизни.

Свою работу я основала на научных трудах и идеях, таких учёных- педагогов, как А.П.Усова, А.В. Запорожец, Н.Н. Подьякова, Л.А. Венгер, И.М. Сеченова, В.М.Бехтерева, Е.И.Тихеевой, доктора медицины, врача, психолога и педагога М.М.Монасеиной, а также я использовала собственный опыт, наработанный в педагогической практике.

Я считаю,что данная тема актуальна всегда, потому что сенсорному развитию детей отводится ведущая роль в процессе первоначального формирования личности.

Развивая сенсорные восприятия мы развиваем у детей умственные способности, вызываем у них интерес к математике, логике и доказательности рассуждений, желание проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.

Должное внимание  уделяется развитию речи . Педагог не только задаёт заранее подготовленные вопросы, но и непринужденно разговаривает с детьми, использует потешки, загадки, считалки, фрагменты сказок.

Познавая окружающий мир, ребёнок учится мыслить. Таким образом, основное содержание сенсорного воспитания- систематическое упражнение органов ощущения. Ребёнок должен быть физически здоров, аксиома, основное условие столь же объективное, сколько и необходимое для сенсорного развития и воспитания. Ребёнок должен быть здоров- это должно быть известно каждому, но не каждый знает, что только здоровый ребёнок развивается нормально в умственном и нравственном отношении. Формировании личности как сложный и противоречивый процесс усвоения социального опыта , требует от взрослых систематически целенаправленных упражнений с детьми с самого раннего возраста по сенсорному и умственному развитию и воспитанию в органическом единстве.

В связи с этим, я считаю необходимым уделить достойное внимание этой теме, направленной на формирование у детей представлений о внешних свойствах предметов, которое необходимо для полноценного восприятия ими окружающего мира.

2.Условия возникновения становления опыта.

Вопрос сенсорного развития в дошкольной педагогике и психологии раскрыт достаточно хорошо. Однако , на практике многие воспитатели сенсорное развитие используют недостаточно, не находя им места в течении дня.

Цель моей работы заключается в том, чтобы внедрить в педагогическую деятельность знания о сенсорном развитии детей и формировании представлений у них о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира, а так же о тренировках органов чувств.

Задачи исследования:

1.Теоретическое обоснование формирования у детей дошкольного возраста основ сенсорного развития.

2.Изучить проблему применения  сенсорного развития в педагогический процесс детского сада, с целью формирования  у детей представлений о внешних свойствах предметов.

3.Внедрить изучение сенсорного развития в педагогический процесс с целью формирования у детей представлений о внешних свойствах предметов.

4.Подтвердить целесообразность проведения подобных занятий.

5. Разработать практические рекомендации для педагогов ДОУ, родителей.

6.Способствовать накоплению разнообразного сенсорного опыта детьми дошкольного возраста.

7.Организовать обучение детей сенсорным эталонам.

8. Установить с детьми эмоционально положительный контакт и вызвать интерес к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

Методы исследования:

– теоретические(анализ психолого-педагогической литературы, наблюдения)

-эмпирические (диагностика, анализ результатов детской деятельности)

База исследования: ДОУ №62, дети  младшего  дошкольного возраста.

3.Теоретическая база опыта.

Проблема сенсорного развития и воспитания в дошкольной педагогике и психологии разрабатывалась преимущественно такими учёными как  

А.П.Усова, А.В.Запорожец, Н.Н.Подьякова. Заметный вклад в исследование этой проблемы внесли профессор Л.А.Венгер и его ученики и последователи.

Проблема сенсорного развития детей всегда была в центре внимания русских психологов и педагогов , таких как И,М, Сеченов «Рефлекс головного мозга»-1966г., «Физиология органов чувств»-1867г., К.Д,Ушинского

«Человек, как предмет воспитания»., В.М.Бехтерева, И.А.Секорскоко,

Е.И.Техеевой. Особый интерес к этой к этой проблеме проявила М,М,Монасеина- доктор медицины, врач, психолог, педагог. Все эти  учёныу подчёркивали особое значение раннего сенсорного развития , где нервная система и органы чувств называются «посредником» между внешним миром  и сознанием. Подчёркивая такую взаимосвязь сенсорного и умственного развития ребёнка, М.М.Монасеина утверждала: « чем скорее и чем лучше выучится ребёнок управлять своими органами чувств (зрением и особенности), тем быстрее и полнее будет его умственное развитие»

Читайте также:  Академия развития ребенка остеопатический центр профессора

Основное внимание воспитателей и родителей должно быть направлено на развитие умственных способностей детей, главным образом через развитие органов чувств. «Это настолько необходимо,-отмечает М,М,Монасеина,-что дети сами собой только и делают в течении первых лет жизни, что упражняют свои органы чувств, т.е. учатся видеть , слышать, обонять, осязать, учатся различать вкусы и т.д.» Дети инстинктивно совершают изо дня в день гигантскую работу: одну и ту же вещь рассматривают, ощупывают со всех сторон, тащат в рот, прикладывают к уху, бросают- т.е. производят с ней бесчисленные всевозможные опыты.

Сенсорное развитие связано не  только с формированием его речи, умственных способностей ребёнка оно оказывает сильнейшее  влияние на становление эстетических и нравственных чувств.

Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира.

Сенсорное развитие составляет одну из главных задач детей дошкольного возраста, оно очень многогранно. В сенсорном развитии и воспитании ребёнка не надо забывать и о воспитательной функции рисования (лепки), не только развивающее верность глаза, руки, чувство формы, цвета, но и приучающего ребёнка вникать во все подробности, частности, способствующие развитию внимания и наблюдательности.

Формирование у детей представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положение в пространстве, необходимо для полноценного восприятия ими  окружающего мира. С восприятием предметов и явлений окружающего мира начинается его познание.

Профессор Н.М.Щелованов называл дошкольный возраст «золотой порой»

cенсорного воспитания.

Моя задача заключается в том, чтобы найти для каждого ребёнка способы оптимального развития его интересов, способностей личности в  целом, возможностей самовоспитания и самоорганизации.

Исходя из этого, я выработала для себя следующие положения, которые применяю на практике:

1.управлять обучением и всей жизнью детей с позиции их интересов;

2.постоянно проявлять веру в возможности и перспективы каждого дошкольника. Ведь педагог должен верить в возможности каждого ребёнка и любые отклонения в его развитии рассматривать в первую очередь, как результат недифференцированного методического подхода к ребёнку;

3.быть этичным по отношению к дошкольнику, уважать и поддерживать его достоинство;

4.постоянно формировать и воспитывать взаимное уважение в детском коллективе, учить детей этике отношений;

5.проявлять живой интерес к увлечениям, интересам и делам каждого ребёнка.

Таким образом, сенсорное развитие дошкольников занимает одно из центральных мест в работе с ними: этот возраст наиболее благоприятен для развития восприятия, совершенствования органов чувств, накоплению представлений об окружающем мире.

  4.Ведущая педагогическая идея.

Cодержание воспитания и обучения детей сенсорному развитию – это совокупность основных знаний(представлений понятий, терминов и т.д.),

Умений и навыков(способов действия) овладение которыми обеспечивает формирование у детей представлений о внешних свойствах предметов.

Цель стоящая передо мной – повышение уровня знаний основ сенсорного развития , через восприятие детьми окружающего мира.

Работа по сенсорному развитию детей я построила на основе следующих принципов:

-принцип стандартизации базовых знаний, умений и навыков по возрастным группам;                                                                                 –принцип целостности базовых знаний, умений и навыков, обеспечение которых определяется набором типичных и проблемных ситуации   -принцип дифференциации содержания изучаемого материала на основе последовательного ступенчатого развития у детей сенсорных процессов

-принцип связи применять полученные знания на практике.

-принцип преемственности  взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи.           

 Воспитательно –образовательные задачи, которые мною решаются при формировании у дошкольников представлений о внешних свойствах предметов и полноценного восприятия ими окружающего мира:

1.Продолжать работу по сенсорному воспитанию детей в разных видах деятельности.

2Обогащать опыт детей новыми способами обследования предметов. 3.Закреплять полученные ранее навыки и совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние).

4. Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать полученные впечатления в речи.

5.Приветствовать попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы: сравнивать, группировать, классифицировать предметы

6.Учить использовать эталоны как общественно обозначенные свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п.); подбирать предметы по одному, двум качествам (цвет, размер, материал и т. п.).

Читайте также:  Стадия развития ребенка от 12 лет

5.Технология опыта.

Учитывая важность проблемы сенсорного развития ,я решила провести с детьми углублённую работу в этом направлении.

Гипотеза.

Я предполагаю, что систематическое развитие сенсорных процессов окажет положительный результат в речевом развитии ребёнка и повысит работоспособность коры головного мозга.

Работу по развитию у детей познавательных интересов через сенсорное развитие в педагогический процесс с целью формирования у дошкольников сенсорных процессов, я выстроила в 3 этапа.

1 этап. Констатирующий эксперимент.

Задача: Выявить уровень сформированности у детей дошкольного возраста познавательных интересов.

Чтобы  определить уровень сенсорного развития у детей  младшего возраста, я провела в начале учебного года диагностику. И получила такие результаты:17% низкий уровень, 44% средний уровень, 39% высокий уровень.

На основе диагностики я стала включать в занятия обширный материал по сенсорному развитию детей.

2 этап.Формирующий эксперимент.

Задача.Формировать у детей основы познавательных интересов через сенсорное развитие.

Свою работу по сенсорному развитию я начала проводить с младшей группы.

В утренние и вечерние часы пребывания детей в ДОУ, я проводила индивидуальную работу с отстающими детьми, где предлагаю им дидактические игры, «Больше, меньше,ещё меньше», «Поможем кукле, клоуну.» и т д .

Для самостоятельной деятельности детей я предлагаю такие дидактические игры как «Цвета», «Цветные коврики», «Мозаика», сюжетные игры, типа «Одень куклу», спортивные  «Попади в свою мишень», «Добеги до флажка» и т д. Дети охотно играют в эти игры, а в игре , как известно, всё запоминается лучше и быстрее.

Но моя работа была бы не полной и не достигла бы таких успехов без помощи родителей Значительное внимание я уделяла работе с родителями.

Ведь именно они помогают детям закрепить знания , полученные в ДОУ дома , в привычной для них среде . Мною были проведены открытые занятия для родителей, консультации для родителей на тему «Математика для малышей» и т.д. Благодаря планомерной и систематической работе с семьёй, родители стали активно включаться в жизнь группы и детского сада.

3 этап. Контрольный эксперимент.

Задача. Выявить уровень усвоения знаний детьми познавательных  интересов, с целью формирования  сенсорных процессов.

Чтобы узнать была ли эффективна работа по усвоению детьми познавательных интересов, с целью формирования сенсорных процессов , я провела контрольную диагностику:. низкий уровень 15%, средний уровень-39%, высокий  уровень-46%  Такую же диагностику я провела в средней, старшей и подготовительной группах.

Средняя группа начало года: 14% низкий уровень, 37% средний уровень, 49% высокий уровень. Конец года: 12% низкий уровень, 36% средний уровень, 52% высокий уровень.

Старшая группа начало года:10% низкий уровень, 34% средний уровень, 56% высокий уровень. Конец года: 8% низкий уровень,32% средний уровень,60% высокий уровень.

Подготовительная группа начало года: 5% низки1 уровень, 30% средний уровень,65% высокий уровень. Конец года: 0% низкий уровень, 28% средний уровень,72% высокий уровень.

Таким образом , можно сделать вывод, что в результате проведённой работы уровень детей с высоким сенсорным развитием вырос, а низкий снизился.

Кроме того у детей сформировались такие качества личности: общительность, дисциплинированность, организованность, ответственность, самостоятельность, уверенность; развилась способность анализировать свои действия и поступки.

 Следовательно, работа по внедрению в педагогический процесс усвоения детьми знаний познавательных интересов через сенсорное развитие была эффективна и дала положительный  результат.

Среди направлений дальнейшей работы я выделяю следующее:

– совершенствовать воспитательно-образовательный процесс по усвоению детьми познавательных интересов через сенсорное развитие.

-обновлять и обогащать предметно-развивающую среду.

-совершенствовать и повышать качество анализа процессов, диагностики и отслеживания результатов.

-активно привлекать родителей к совместным мероприятиям по усвоению познавательных интересов через сенсорное развитие.

– вовлекать малоактивных родителей в педагогический процесс.

-проводить чаще анкетирование родителей, чтобы получать представление о том, что их интересует, в каких консультациях они нуждаются.

6. Новизна опыта.

Сенсорное развитие положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятие, памяти, мышление, внимание, воображение, а так же развитие речи.

7.Адресная направленность.

Данный опыт работы адресован педагогам дошкольных учреждений, студентам пед.колледжей, проходящим пед.практику в ДОУ. С помощью моей работы можно развить у детей умственные способности, главным образом через развитие органов чувств, развить речь детей, сформировать представление о внешних свойствах предметов, воспитать интерес к математике, логике.

Resource id #92

Источник