Сенсорные процессы для психического развития ребенка

Сенсорные процессы для психического развития ребенка thumbnail

           РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

Сенсорное воспитание направлено на формирование и развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений), с помощью которых они приобретают опыт ориентирования во внешних свойствах предметов и явлений. Его задача – научить дошкольников точно полно и расчленено воспринимать предметы, их свойства и отношения (цвет, форма, величина, размещение в пространстве, высота звуков и т.п.) Без и кого обучения восприятия ребенка длительное время будет поверхностным, фрагментарным, не создавать необходимых основ для общего умственного развития, не формировать наблюдательность, мышление, речь, не происходить полноценное усвоение знаний и навыков в начальных классах школы.

Восприятие как целостное отражение предметов, ситуаций, явлений возникает в сознании человека при непосредственном воздействии объектов на анализаторы Процесс перехода от ощущения к восприятию – это переход к сложному отражению мира, которое увеличивает возможности человека относительно приспособления и активного его преобразования.

Развитие восприятия является сложным процессом, который предполагает усвоение ребенком определенных сенсорных эталонов

КОТОРЫЕ является результатом общественного опыта; овладение способами обследования предметов

Сенсорные (лат sensorium-орган чувств) эталоны – выработанные человечеством представления об основных свойствах и отношения предметов и явлений окружающей действительности

Эти эталоны функционируют как общепринятый образец свойств и отношений предметов Например, при восприятии формы сенсорными эталонами являются геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, цилиндрической др т.д.), цвета – семь цветов спектра, а также белый и черный В природе существует многообразие форм и красок, однако человечество упорядочило их в определенную систему Овладение сенсорными эталонами позволяет воспринимать ты окружающий мир сквозь призму общественного опыта. И так, ребенок приучается видеть свойства предметов как разновидности или сочетание известных образцов.

Обеспечить усвоение сенсорных эталонов – значит сформировать представление об основных разновидностях каждого свойства предмета (цвет, величина, форма и т.д.) Однако непосредственно такие представления не смогут управлять восприятием, если ребенок не знает способов обследования предметов – установление, коему образца соответствует свойство определенного предмета, с которым она имеет дело – в игре, на занятии, в процессе ежедневного наблюдения, развлечений. Этим способам ребенка нужно учить специально.

Содержание сенсорного воспитания в дошкольном учреждении заключается в ознакомлении детей с сенсорными эталонами и обучении их способов обследования предметов

В повседневной жизни во время самостоятельных игр, труда, на прогулках малыши имеют дело со многими свойствами предметов, однако замечают, выделяют, осознают лишь некоторые из них. Практика и специально исследования подтверждают, что приобретенный стихийно, без руководства взрослых, сенсорный опыт достаточно бедным, поверхностным. Руководство сенсорным воспитанием ребенка должно учитывать ее возрастные особенности. До трех лет он еще не способен понять значение образцов (эталонов), с которыми необходимо сравнивать свойства предметов Кружочек, шарик, цветная полоска для них такие единичные и конкретные, как мяч, часы, чашка, книга и т.д. На этом этапе важно обеспечить накопление разнообразных представлений, сформировать основу для дальнейшего усвоения и использования сенсорных эталонов, используя в работе с детьми основные виды форм и цветов, которые впоследствии выступают  как эталоны. Воспитатель должен использовать названия цветов и форм, организовывать такие действия малышей с предметами, которые способны стимулировать внимание на их определенные свойства, способствовать образованию соответствующих представлений. При этом не нужно требовать, чтобы ребенок обязательно запомнила их. Полноценное усвоение названий возможно только после усвоения сенсорных эталонов.

В этой работе важно знать и использовать действия, которые обеспечивают выделение свойств и образования элементарных представлений о них. Такими действиями является сопоставление предметов по форме, размеру, цвету м: ребенок подбирает пары из группы предметов или ищет среди них названные  взрослым. Важно, чтобы он научился использовать как образец любой предмет, способствовать усвоению усвоения общепринятым их эталонов легче малыши выбирают предмет по форме, сложнее – по размеру (размеру), и самое  трудное – за цветом.

Осваивая сопоставление предметов по свойствам, подбирая предметы с одинаковыми свойствами, дети сначала накладывают их один на другой, сравнивают по форме, величине или цветом. Это дает им легко, а затем, овладев приемами внешнего сопоставления, они переходят к сопоставлению “на глаз” (зрительное сопоставление) В раннем и младшем дошкольном возрасте в процессе сенсорного воспитания лучше использовать плоские предметы, которые легко и удобно накладывать, прикладывать, сравнивая по определенными свойствами. Со вступлением ребенком определенного опыта можно использовать объемные предметы.

Современная методика сенсорного воспитания направлена прежде всего на формирование познавательной активности ребенка. Для этого она должна обладать процедурой обследования в зависимости от его цели. Перед конструированием, например, главное внимание обращают на строение, основные узлы креплений, рассматривают предмет с разных сторон для определения его формы. Перед рисованием внимание детей сосредотачиваются на контуре предмета. Для этого воспитатель предлагает обвести пальцем или ладонью его внешнюю часть, движением руки в воздухе воспроизвести форму. Характер обследования предметов зависит от следующей продуктивной деятельности детей. При организации деятельности дошкольников выделяют следующие основные моменты:

а) восприятие целостного предмета, создания общего впечатления о нем;

б) выделение основных частей предмета, определение их свойств;

в) определение пространственного размещения одних частей относительно других (выше, ниже, слева, справа);

г) выделение мелких частей предмета и выяснения их пространственного размещения по основным;

г) повторное целостное восприятие предмета, закрепление впечатление

В этой последовательности обследуют самые разнообразные предметы, поэтому такое обследование называют обобщенным

Для обследования во время работы на природе важно, чтобы дети умели отличить сухую землю от влажной, разрыхленную от твердой, культурное растение от дикорастущей. Для этого им нужны представления о характерных свойствах почвы (цвет, консистенция, влажность) и растений (признаки стеблей и листьев).

Различение звуков речи (звуковой анализ слова, формирование фонематического слуха) организуют в форме подчеркнутой, расчлененной произношения

Итак, способы обследования, применяемые в сенсорном воспитании зависят от характерных свойств предметов (цвет, форма, звук, запах и др.) и его цели направлены  на организацию познавательных  действий ребенка, формирования “его умственной активности.

В дошкольном учреждении сенсорное воспитание осуществляется на занятиях и в повседневной жизни, при разнообразной деятельности детей. Все его формы направлены на создание у детей богатого чувственного к своему виду, способности ориентироваться в различных свойствах предметов, на воспитание культуры восприятия, внимания, способности реагировать на непосредственное воздействие явления действительности.

Источник

Ольга Головкина
Консультация для воспитателей «Развитие психических процессов через формирование сенсорных навыков и эталонов» — ранний возраст

Консультация по теме:

«Развитие психических процессов через формирование сенсорных навыков и эталонов».

Подготовила

Воспитатель детского сада №5

Головкина Ольга Павловна.

Психические процессы – динамическое действительности в различных формах психических явлений.

Все психические процессы подразделяются на:

– познавательные (ощущения, восприятие, представление, воображение, мышление, память, внимание);

– эмоциональные (активные, пассивные);

– волевые (решение, исполнение, усилие).

Остановимся на развитии познавательных психических процессов.

Познавательные психические процессы играют большую роль в жизни и деятельности человека. Благодаря им человек отражает окружающий его объективный мир, познает его и на основе этого ориентируется в обстановке и сознательно действует.

Все знания человека об окружающем мире являются результатом интеграции отдельных знаний, получаемых с помощью познавательных психических процессов.

В раннем возрасте (от 1г. до 3лет) происходят важнейшие изменения и становления в развитии психических процессов- формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.

Большое значение для психического развития в этом возрасте имеет формирование сенсорных навыков и эталонов.

Сенсорное развитие во все времена было важным и необходимым для полноценного развития детей. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить, именно этот период является сензитивным, т. е. благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мир. Сенсорное развитие необходимо и для дальнейшего успешного обучения. От того, как ребенок мыслит, видит, как он вообще воспринимает мир, во многом зависит развитие его психических процессов.

Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических процессов, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения.

Восприятие- психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие предполагает осознание субъектом самого факта стимулирования и определенные представления о нем, а чтобы это произошло, сначала необходимо ощутить «ввод» сенсорной информации, т. е. испытать ощущения. Иными словами, восприятие есть процесс осмысления стимуляции сенсорных рецепторов.

Восприятие является ведущей познавательной функцией. Восприятие в раннем возрасте создает фундамент для развития мышлении, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения.

Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, которые может не заметить взрослый. Восприятие в раннем возрасте носит предметный характер, т. е. свойства предмета, например, цвет, форма, вкус и другие, не отделяются у ребенка от предмета. При восприятии он видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие. Например, трава зеленая, лимон желтый и кислый, солнце желтое и круглое. Действуя с предметом, ребенок начинает обнаруживать отдельные качества предмета, постигает разнообразие свойств. Это развивает его способность отделять свойства от предмета, замечать похожие качества в разных предметах и разные в одном. Например, при задании найди такого же цвета, ребенок находит разные предметы одного цвета- это могут быть кубик, шар, карандаш или зеленый мяч большой и маленький.

Мышление – высший этап обработки информации человеком, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира.

Мышление- высшая ступень человеческого познания, которая позволяет получать знания о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания.

Мышление в раннем возрасте принято называть наглядно – действенным, оно основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком. Этот тип мышления предполагает непосредственный контакт ребенка с предметами и поиск правильного решения задачи путем проб и ошибок. Например, сбор матрешек, пирамидки, башенки из стаканчиков, дети путем прикладывания, сравнивая, учатся правильно собирать.

При хорошо развитом наглядно- действенном мышлении, дети в дальнейшем должны уметь решать задачи на основе образного мышления, т. е. они должны уметь ориентироваться практически мгновенно, не прибегая к пробным действиям с предметами.

Игры на развитие мышления:

«Собери картинку» (из 2,3 и т. д. частей);

«Найди такую же»;

«Вставь блоки в отверстия соответствующей формы»;

«Собери пирамидку» и др.

Память – одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию через некоторое время.

В раннем возрасте в процессе активного восприятия включается память. В основном это узнавание, хотя ребенок уже может и воспроизводить увиденное и услышанное ранее. Ребенок запоминает то, на что обратил внимание, что произвело на него впечатление, было ему интересно.

У детей раннего возраста преобладает зрительно- эмоциональная память. Как правило, малыши сравнительно рано запоминают и без особых усилий воспроизводят увиденное и услышанное, если это вызвало интерес. Благодаря такой памяти у детей совершенствуется речь, они хорошо ориентируются в обстановке, пользуются предметами домашнего обихода.

Разнообразие детских игр предоставляет ребенку богатые возможности для развития его памяти. Например, «Что здесь лишнее». «Чего не стало» и др.

Все психические процессы тесно взаимосвязаны, это выражается, например, в том, что восприятие невозможно без памяти, внимание невозможно без мышления. Поэтому в раннем возрасте необходим комплексный подход к развитию психических процессов.

Источник

Одной из задач умственного воспитания ребёнка является формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни.

Познание начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, с ощущений и восприятия. Первый источник знаний о мире — ощущения. С помощью ощущений ребёнок познаёт отдельные признаки, свойства предметов, которые непосредственно воздействуют на его органы чувств. Так малыш узнаёт о том, что предметы имеют свой вкус, цвет, величину, запах, звук, вес, температуру и др. Более сложным познавательным процессом является восприятие, обеспечивающее отражение всех (многих) признаков предмета, с которым ребёнок непосредственно соприкасается.

Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомиться и с произведениями искусства: музыкой, живописью, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками — многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детва. И тут на помощь приходит сенсорное воспитание.

Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Это постепенное усвоение сенсорной культуры, созданной человечеством.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью, а истоки способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3 лет — период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. Сенсорное развитие направлено на то, чтобы научить детей точно полно и расчётливо воспринимать предметы их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, высоту звуков и т. п.). Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создаёт необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием, развитием речи и др.) полноценного усвоения знаний и навыков.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определённое звено сенсорной культуры.

–          На первом году жизни основная задача состоит в представлении ребёнку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развития внимания к свойствам предметов. Сенсорное воспитание в этот период — основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток всё новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребёнка.

–          На втором-третьем году жизни задача сенсорного воспитания существенно усложняется. У ребёнка начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребёнка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств — шестью цветами спектра (синий, фиолетовый, красный, оранжевый, жёлтый, зелёный), такими формами, как круг, овал, квадрат, прямоугольник.

–          Начиная с трёх лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Это цвет, оттенки цветовых тонов, геометрические фигуры, величины.

На первом году жизни ребёнка задачи сенсорного воспитания успешно решаются в манипулятивной и предметной деятельности. В дальнейшем богатейшие возможности сенсорного развития таят в себе такие виды деятельности, как игровая, трудовая, конструктивная, изобразительная. В каждом из этих видов деятельности своя сенсорная основа. В изобразительной деятельности — это восприятие и различение цвета, оттенков, формы, величины, пространственного расположения, пропорций; в трудовой деятельности — восприятие и различение особенностей материалов, их пластичности, фактуры, барических свойств и др.

Совершенствование любой деятельности зависит от уровня сенсорного развития ребёнка. Особенно отчётливо эта зависимость прослеживается в художественных видах деятельности, в которых требуется преимущественное развитие тех или иных анализаторов, обеспечивающих необходимую точность и тонкость дифференцировок.

В развитии чувственного познания велика роль речи. Слово взрослого фиксирует приобретённый ребёнком сенсорный опыт, обобщает его: «Это шарик. Он круглый, он катится». По мере того как ребёнок овладевает речью, его ощущения приобретают новое качество: слово помогает вычленять новый признак, видеть его в других предметах. Введение в словарь ребёнка названий разных признаков (кислый, сладкий, теплый, холодный, прозрачный, красный, блестящий, матовый и др.) помогает развить способность к сравнению — важнейшей мыслительной операции. Словесные обозначения признаков и свойств предметов способствуют осмысленному их восприятию, отчётливому различению.

Значение сенсорного развития состоит в том, что оно упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром, развивает внимание, развивает наблюдательность, является основой для интеллектуального развития, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов.

Сенсорные эталоны — это обобщённые сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития.

Внешние качества и свойства предметов окружающего мира чрезвычайно разнообразны. В ходе исторической практики выделились системы тех сенсорных качеств, которые наиболее значимы для той или иной деятельности: системы мер веса, длины, направлений, геометрических фигур, цвета, величины; нормы звукопроизношения, система звуков по высоте и др.

В первые годы жизни у детей формируются предпосылки сенсорных эталонов. Со второй половины первого года до начала третьего года формируются так называемые сенсомоторные предэталоны. В этот период малыш отображает отдельные свойства предметов, которые имеют существенное значение для его движений (некоторые особенности формы, величины предметов, расстояния и др.).

В дошкольном возрасте ребёнок пользуется так называемыми предметными эталонами: образы свойств предметов соотносит с определёнными предметами (оранжевый цвет называет «как морковка», зелёный — «как травка»; квадрат определяет через форму кармашка, платочка). Обычно этот период длится до границы между пятым и шестым годом жизни, но может задержаться, если взрослые «насаждают» предметные эталоны в деятельность ребёнка.

В старшем дошкольном возрасте дети могут соотносить качества предметов с освоенными общепринятыми эталонами: солнце как шар, лимон и огурец овальной формы. Для ребёнка этого возраста эталоном цвета выступают семь цветов спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, и их оттенки; в качестве эталонов формы — система геометрических фигур, для слухового восприятия — «решётка фонем» родного языка, звуковысотная шкала музыкальных звуков (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) и др.

Содержание сенсорного воспитания включает широкий объём признаков и свойств предметов, которые ребёнок должен постичь на протяжении дошкольного детства. В сенсорном воспитании сложилось традиционное содержание. Это знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве. При этом ставится задача повышения чувствительности соответствующих анализаторов (развитие тактильной, зрительной, обонятельной, слуховой чувствительности и др.), которая проявляется в различении признаков и свойств. Одновременно ребёнок учится правильно называть свойства предметов (мягкий-твёрдый, холодный-тёплый, горячий, горький-сладкий, лёгкий-тжёлый, снизу-сверху, справа-слева, далеко-близко).

В отечественной системе сенсорного воспитания традиционное содержание расширено и дополнено за счёт включения ориентировки во времени, развития речевого и музыкального слуха.

Ориентирование во времени предполагает, что ребёнок усваивает представления о частях суток, днях недели, месяцах, годе, о текучести времени (нельзя остановить, вернуть, ускорить, оно не зависит от человека).

Речевой (фонематический) слух — это способность воспринимать звуки речи, дифференцировать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы. С развитием фонематического слуха связано овладение нормами звукопроизношения.

Музыкальный слух — это умение различать звуки по высоте, тембру, ритмическому рисунку, мелодии.

Методика сенсорного воспитания предусматривает обучение детей обследованию предметов, формирование представлений о сенсорных эталонах.

Обучение обследованию проводится как специально организованное восприятие предмета в целях выявления тех его свойств, о которых важно знать, чтобы успешно справиться с предстоящей деятельностью. Один и тот же предмет обследуется по-разному в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств.

Существуют правила для обследования предметов: восприятие целостного облика предмета; мыслительное деление на основные части и выявление их признаков (форма, величина, цвет, материал и др.); пространственное соотнесение частей друг с другом (слева, справа, над, верху и т. п.); вычленение мелких деталей, установление их пространственного расположения по отношению к основным частям; повторное целостное восприятие предмета.

Обследование по такой схеме поможет детям овладеть обобщёнными способами чувственного познания, которыми они смогут пользоваться в самостоятельной деятельности.

На протяжении дошкольного детства характер сенсорного познания меняется: от манипуляции с предметами ребёнок постепенно переходит к ознакомлению с ними на основе зрения, осязания, а также «зрительного ощупывания». Например, для того чтобы убедиться, что в ведёрке лежит сырой песок, малыш должен его потрогать, а ребёнку 5–6 лет достаточно только посмотреть.

Педагог должен создавать условия, чтобы дошкольники применяли полученные знания и умения для анализа окружающей среды. Например, старших детей вовлекают в ремонт книг, коробок для настольных игр, при этом определяют какую бумагу взять (тонкую, толстую, прозрачную), какой длины и ширины вырезать полоски. Детям раннего и младшего дошкольного возраста предлагаются игрушки, развивающие их ощущения и восприятия. Это сборно-разборные игрушки, вкладыши, а также игрушки, изготовленные из разных материалов, отличающиеся друг от друга размером, звучанием.

Для обогащения сенсорного опыта детей используют дидактические игры. Многие из них связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих признаков («Чудесный мешочек». «Чем похожи и не похожи» и проч.). в некоторых играх ребёнок учится группировать предметы по тому или иному качеству (кладёт в коробку игрушки круглой формы, собирает в красное ведёрко красные грибочки и проч.). дети сравнивают предметы, обладающие сходными и различными признаками, выделяют существенные из них. В результате появляется возможность подвести детей к обобщениям на основе выделения существенных признаков, которые закрепляются в речи. Таким образом, дети подводятся овладению сенсорными эталонами.

Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Познание природного окружения вначале осуществляется чувственным путём, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Например, в лесу, в парке дети учатся различать окраску осенней листвы: у берёзы она лимонного цвета, у дуба — коричневого, у осины — красного или лилового. Картина осеннего леса воспринимается ярче, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорохи опадающих листьев; учит определять запахи грибов, прелой зелени. Чем больше органов чувств «задействовано» в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте, явлении, а следовательно, тем богаче становятся его представления. На основе таких представлений возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Литература:

1.         Жукова О. С. и др. Энциклопедия развития и обучения дошкольника / О. С. Жукова, А. С. Герасимова, В. Г. Кузнецова. — СПб.: Издательский Дом «Нева», 2005. — 352с. — (Серия «Программа развития и обучения дошкольника»).

2.         Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — 6-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 416с.

3.         Якобсон С. Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста: методическое пособие для воспитателя детского сада / С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьева. — М.: Дрофа, 2006. — 176с. — (Дошкольник. Психология).

4.         https://sensoricinru.wordpress.com/2013/02/11/воспитание-сенсорных-навыков-в-ранне/

5.         https://www.moi-detsad.ru/konsultac288.html

Основные термины (генерируются автоматически): сенсорное воспитание, свойство предметов, сенсорное развитие, окружающий мир, предмет, величина, вид деятельности, восприятие, младший дошкольный возраст, признак.

Источник