Сенсорные основы познавательного развития ребенка

Сенсорные основы познавательного развития ребенка thumbnail

«Сенсорные основы познавательного развития ребенка»

Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами – одно из главных основ сенсорного познавательного развития детей,создаваемое сегодня во многих дошкольных учреждениях.

Известно, познавательное сенсорное развитие ребенка задействовано в процессе воспитания и обучения ребенка, тем успешнее и эффективнее происходит его восприятие окружающей действительности..

Работу начала со сбора и анализа информации по данной теме, подбора педагогической литературы по сенсорному воспитанию дошкольников.

Познавательное сенсорное воспитание, понимается как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений)

В педагогической литературе ученые сенсорное воспитание определяют по-разному.

С. А. Козлова, Т. А. Куликова дают такое определение: «… сенсорное воспитание- целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия… »

По Поддъякову Н. Н. сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений).

Запорожец А. В. определяет сенсорное воспитание следующим образом, оно направлено на формирование у ребенка процессов ощущения, восприятия, наглядного представления.

Выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги, считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Отечественные психологи А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн и другие утверждали, что нужно учить видеть, учить воспринимать предметы и объекты нас окружающие, развивать целенаправленное восприятие, развивать умение направлять свое внимание на те или иные стороны, выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерные признаки и свойства.

Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека.

Определение Венгер Л. А. отличается от предыдущих понятий. Он указывает, что процесс сенсорного воспитания осуществляется последовательно и планомерно, т. е. ознакомление с сенсорной культурой человека реализуется в определенной системе.

Под сенсорной культурой подразумеваются общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей. Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.

Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что сенсорные основы познавательного развития ребенка – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека. Проблема сенсорного развития признается приоритетной и имеет первостепенное значение в развитии ребенка.

Актуальность сенсорики

Организация системы работы по сенсорному познавательному развитию ребенка позволяет воспитателю :

  • создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности
  • разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства
  • методы сенсорного воспитания, внедрять инновации
  • расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения
  • успешное освоение сенсорных эталонов и сенсомоторное развитие дошкольников.

Основа сенсорного познавательного развития ребенка – игра.

Игра в организации жизни детей, самая любимая и естественная деятельность дошкольников .

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны ;учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.

Предлагаю детям цветные палочки, веселые шнурки для ловких рук, забавные прищепки; игры с цветными пробками и закручивающими предметами, липучками, щетками : «Составь узор», «Сделай елочку из разных видов строительного материала», «Покорми птиц», «Мой цветок», «Вот какие разноцветные палочки», «Придумай что- то …и расскажи» и т. д.

Знания, полученные во время игры помогают детям и в жизни.

Из опыта работы:

В каждом возрасте надо обращать внимание на те стороны развития ребенка, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. 
С раннего возраста ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Значит, надо помнить, что главное в этом возрасте – обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – это обогащение представлений о внешних свойствах предметов. 
Развивая представления о цвете, форме, величине окружающих предметов, необходимо познакомить детей с общепринятыми образцами внешних свойств предметов, так называемыми сенсорными эталонами (семью цветами спектра, пятью геометрическими формами, тремя градациями величины). 
Вначале дети только знакомятся с сенсорными эталонами (сравнивают, подбирают одинаковые, запоминают названия). Затем, когда появляются более четкие представления о разновидностях каждого свойства, происходит более тонкая дифференциация эталонов; наконец, дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов в самых различных ситуациях. 
Итак, сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой – составляет фундамент общего умственного познавательного развития, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Сенсорное познавательное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.

Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания .
      В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Анализ дидактических систем перечисленных авторов с позиций принципов советской теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших психолого-педагогических исследований. Предлагаемые в данной книге занятия являются частью общей системы сенсорного воспитания, разработанной советскими учеными, педагогами и психологами (А. В. Запорожцем, А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной, Л. А. Венгером, Н. Н. Поддъяковым и др.) на основе современных дидактических принципов. На каждом занятии решение задач преемственно ориентировано на фактический уровень сенсорного развития детей и перспективно направлено на освоение комплексной программы сенсорного воспитания в дошкольном детстве.
       В основу первого принципа положено обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания, предполагающего формирование у детей начиная с раннего возраста широкой ориентировки в предметном окружении, т. е. не только традиционное ознакомление с цветом, формой и величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и т. д., с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций и т. д.
       Второй принцип предполагает сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей, что обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, позволяет избежать формальных дидактических упражнений. В процессе этих видов деятельности ребенок ориентируется на свойства и качества предметов, учитывая их значение в решении важных жизненных задач. В большинстве случаев они выступают не сами по себе, а как признаки более важных качеств, которые невозможно наблюдать (величина и цвет плодов являются сигналами их зрелости). Поэтому совершенствование сенсорного воспитания и должно быть направлено на выяснение смысла свойств предметов и явлений или выяснение их «сигнального значения».
       Третьим принципом  теории сенсорного воспитания предопределяется сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности. Свойства и качества предметов, явлений настолько разнообразны, что ознакомление ребенка со всеми ними без ограничения, так же как и сообщение ему знаний о каждом из них в отдельности, невозможно. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов. Особую ценность представляют обобщенные способы обследования определенного рода качеств, служащие решению ряда сходных задач.
       Четвертый принцип предполагает формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой — эталонами обследования любого предмета, т. е. ребенок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом. Очень рано ребенок начинает использовать свои знания как средство восприятия и осознания нового предмета.
        В своей многовековой практике человечество выделило определенную эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Бесконечное их разнообразие было сведено к немногим основным разновидностям. Овладевая такого рода системой, ребенок получает как бы набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение. Усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребенку оптимально воспринимать окружающую действительность.      

Читайте также:  Влияние слов на развитие ребенка

Реализация изложенных выше принципов возможна уже на этапе раннего и дошкольного детства.
 Результативность опыта

В результате проделанной работы по сенсорному познавательному развитию детей прослеживается положительная динамика.

Дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам.

С удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность.

Способны целенаправленно наблюдать за объектами организованного восприятия.

Умеют выполнять простейший сенсорный анализ .

Стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности.

Они любопытны, активны, эмоциональны, общительны .

Для успешной организации сенсорного развития  создана предметно – развивающая среда.

Оформлен сенсорный уголок развивающих игр и пособий.

Для развития сенсорной культуры дошкольников применяются дидактические игры, развивающие игры с логическими пособиями, практическую предметную деятельность обследования и сравнения, а также разные виды детской деятельности, особенно рисование красками, карандашами, мелками, лепка, музыкальные и конструктивные игры, двигательную деятельность.

Цель:

*создание условий для обогащения чувственного опыта детей, их представление о многообразии свойств предметов окружающего мира; стимулирование развития разных видов детского восприятия : зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного.

*развитие интереса детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.

*знакомство детей с разными видами сенсорных эталонов, формирование умения сравнивать предметы по основным свойствам- цвету, форме, размеру.

Цели решаются в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности в рамках непосредственной образовательной деятельности и при проведении режимных моментов.

Сенсорное воспитание осуществляю через разные формы работы:

  • Игры –экспериментирования
  • Проектную деятельность
  • Художественное творчество
  • Наблюдение
  • Дидактические игры

 «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму»

Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и маленьких задач.

Восприятие мира ребенка дошкольного возраста идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую, исследовательскую деятельность, с удовольствием манипулируют разными предметами.

Поэтому. в работе я использую детское экспериментирование.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: сон, игру, прогулку, занятие, прием пищи. Ребенок сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности- экспериментированию.

Я провожу с детьми игры экспериментированию – поливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, пересыпая песок из ладошки в ладошку, из совочка в формочку и т. д., дети получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами различных предметов и материалов, развивая мелкую моторику. Использую простейшие способы обследования: рассматривают, дотрагиваются до предметов, гладят его, проводят ладонью, пальцами, трясут, прокатывают, нюхают, слушают звук …

Перечень программ и методических пособий и литература

Программы, технологии, методические пособия

Физическое развитие

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа

дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.:

МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

Пензулаева Л.И. Подвижные игровые упражнения для детей 3-5 лет. М., 2012 г

Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду.— М.: Мозаика-Синтез, 2014 г.

Голубева Л. Г. Гимнастика и массаж для самых маленьких.

Теплюк, С. К Занятия на прогулке с малышами : пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет / С. Н. Теплюк. – М. : Мозаика-Синтез, 2008

 Утренняя гимнастика в детском саду от 2-3 лет Харченко Т. Е. М: «Мозаика-Синтез»

Плакат большого формата «Утренняя гимнастика»

Социально-коммуникативное развитие

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа

дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.:

МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р. Б.. Безопасность. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.

Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. — М.; Мозаика-Синтез, 2011-2012.

«Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: Практическое пособие». – М. : Айрис-пресс, 2009.

Плакаты большого формата:

«Транспорт», «Профессии», «Овощи-Фрукты, Ягоды». «Природные явления» «Домашние животные и птиц» «Культурно–гигиенические навыки» «Будь вежлив» «Времена года» «Основные цвета»

« Берегись пожара»

« Правила поведения дома и на улице»

« Правила поведения на природе»

«Правила дорожного движения для малышей» — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.

Комарова Т. С, Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду. — М.; Мозаика-Синтез, 2014 г.

Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2014 г.

Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в младшей

группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2014г.

Познавательное развитие

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа

дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.:

МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014

Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.-М.: Мозаика- Синтез, 2014.

Помораева И. А., Позина В. А. “Формирование элементарного математических представлений (1-я младшая группа детского сада. 2-3 года)—М.: Мозаика- Синтез, 2013г

Соломенникова, О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада : конспекты занятий / О. А. Соломенникова. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Серия «Мир в картинках» (предметный мир)

Серия «Мир в картинках» (мир природы)

Речевое развитие

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа

дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.:

МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

Серия «Рассказы по картинкам»

Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. -М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.

Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 2–3 лет: Наглядно-дидактическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Читайте также:  Что такое история развития ребенка в психологии

Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. — М.: Мозаика-Синтез, 2014.

Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 2-4 года / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук и др. -М., 2014.

Елисеева, Л. Н. Хрестоматия для маленьких / Л. Н. Елисеева. – 4-е изд., перераб. и доп. -М. : Просвещение, 1982.

Художественно-эстетическое развитие

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа

дошкольного образования/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.:

МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

Серия «Мир в картинках» ( Хохлома, Гжель, Каргополь, Городец, Дымка и пр).- М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Зацепина М. Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2014.

Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Для работы с детьми 2-7 лет. — М.: Мозаика- Синтез, 2006.

Зацепина М. Б., Антонова ТВ. Праздники и развлечения в детском саду. -М.: Мозаика- Синтез, 2014г.

Куцакова Л. В., Конструирование и художественный труд в детском саду. – ООО «ТЦ Сфера», 2012.

Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду : программа и методические рекомендации / Т. С. Комарова. – М. : Мозаика-Синтез, 2005.

Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Для работы с детьми 2-7 лет.

Источник

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 7»

Статья на тему:

«Сенсорные основы познавательного развития ребенка»

Подготовила воспитатель:

Наумова Елена Николаевна

Кашира 2020

Сведения об авторе: Наумова Елена Николаевна

место работы: МБДОУ «Детский сад №7»город Кашира

Образование: воспитатель детей дошкольного возраста

Мой педагогический стаж 19лет, специальность- дошкольное образование,

из опыта работы: «Сенсорные основы познавательного развития ребенка»

Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами – одно из главных основ сенсорного познавательного развития детей ,создаваемое сегодня во многих дошкольных учреждениях.

Известно, познавательное сенсорное развитие ребенка задействовано в процессе воспитания и обучения ребенка, тем успешнее и эффективнее происходит его восприятие окружающей действительности..

Работу начала со сбора и анализа информации по данной теме, подбора педагогической литературы по сенсорному воспитанию дошкольников.

Познавательное сенсорное воспитание, понимается как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений)

В педагогической литературе ученые сенсорное воспитание определяют по-разному.

С. А. Козлова, Т. А. Куликова дают такое определение: «… сенсорное воспитание- целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия… »

По Поддъякову Н. Н. сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений) .

Запорожец А. В. определяет сенсорное воспитание следующим образом, оно направлено на формирование у ребенка процессов ощущения, восприятия, наглядного представления.

Выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги, считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Отечественные психологи А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн и другие утверждали, что нужно учить видеть, учить воспринимать предметы и объекты нас окружающие, развивать целенаправленное восприятие, развивать умение направлять свое внимание на те или иные стороны, выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерные признаки и свойства.

Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека.

Определение Венгер Л. А. отличается от предыдущих понятий. Он указывает, что процесс сенсорного воспитания осуществляется последовательно и планомерно, т. е. ознакомление с сенсорной культурой человека реализуется в определенной системе.

Под сенсорной культурой подразумеваются общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей. Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.

Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что сенсорные основы познавательного развития ребенка – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека. Проблема сенсорного развития признается приоритетной и имеет первостепенное значение в развитии ребенка.

Актуальность сенсорики

Организация системы работы по сенсорному познавательному развитию ребенка позволяет воспитателю :

  • создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности

  • разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства

  • методы сенсорного воспитания, внедрять инновации

  • расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения

  • успешное освоение сенсорных эталонов и сенсомоторное развитие дошкольников.

Основа сенсорного познавательного развития ребенка – игра.

Игра в организации жизни детей, самая любимая и естественная деятельность дошкольников .

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны ;учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.

Предлагаю детям цветные палочки, веселые шнурки для ловких рук, забавные прищепки; игры с цветными пробками и закручивающими предметами, липучками, щетками : «Составь узор», «Сделай елочку из разных видов строительного материала», «Покорми птиц», «Мой цветок», «Вот какие разноцветные палочки», «Придумай что- то …и расскажи» и т. д.

Знания, полученные во время игры помогают детям и в жизни.

Из опыта работы:

В каждом возрасте надо обращать внимание на те стороны развития ребенка, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. 
С раннего ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Значит, надо помнить, что главное в этом возрасте – обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – это обогащение представлений о внешних свойствах предметов. 
Развивая представления о цвете, форме, величине окружающих предметов, необходимо познакомить детей с общепринятыми образцами внешних свойств предметов, так называемыми сенсорными эталонами (семью цветами спектра, пятью геометрическими формами, тремя градациями величины). 
Вначале дети только знакомятся с сенсорными эталонами (сравнивают, подбирают одинаковые, запоминают названия). Затем, когда появляются более четкие представления о разновидностях каждого свойства, происходит более тонкая дифференциация эталонов; наконец, дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов в самых различных ситуациях. 
Итак, сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой – составляет фундамент общего умственного познавательного развития, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Сенсорное познавательное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.

Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания .
      В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Анализ дидактических систем перечисленных авторов с позиций принципов советской теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших психолого-педагогических исследований. Предлагаемые в данной книге занятия являются частью общей системы сенсорного воспитания, разработанной советскими учеными, педагогами и психологами (А. В. Запорожцем, А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной, Л. А. Венгером, Н. Н. Поддъяковым и др.) на основе современных дидактических принципов. На каждом занятии решение задач преемственно ориентировано на фактический уровень сенсорного развития детей и перспективно направлено на освоение комплексной программы сенсорного воспитания в дошкольном детстве.
       В основу первого принципа положено обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания, предполагающего формирование у детей начиная с раннего возраста широкой ориентировки в предметном окружении, т. е. не только традиционное ознакомление с цветом, формой и величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и т. д., с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций и т. д.
       Второй принцип предполагает сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей, что обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, позволяет избежать формальных дидактических упражнений. В процессе этих видов деятельности ребенок ориентируется на свойства и качества предметов, учитывая их значение в решении важных жизненных задач. В большинстве случаев они выступают не сами по себе, а как признаки более важных качеств, которые невозможно наблюдать (величина и цвет плодов являются сигналами их зрелости). Поэтому совершенствование сенсорного воспитания и должно быть направлено на выяснение смысла свойств предметов и явлений или выяснение их «сигнального значения».
       Третьим принципом  теории сенсорного воспитания предопределяется сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности. Свойства и качества предметов, явлений настолько разнообразны, что ознакомление ребенка со всеми ними без ограничения, так же как и сообщение ему знаний о каждом из них в отдельности, невозможно. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов. Особую ценность представляют обобщенные способы обследования определенного рода качеств, служащие решению ряда сходных задач.
       Четвертый принцип предполагает формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой — эталонами обследования любого предмета, т. е. ребенок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом. Очень рано ребенок начинает использовать свои знания как средство восприятия и осознания нового предмета.
        В своей многовековой практике человечество выделило определенную эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Бесконечное их разнообразие было сведено к немногим основным разновидностям. Овладевая такого рода системой, ребенок получает как бы набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение. Усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребенку оптимально воспринимать окружающую действительность.      

Читайте также:  Уровень развития восприятия ребенка с зпр

Реализация изложенных выше принципов возможна уже на этапе раннего и дошкольного детства.
 Результативность опыта

В результате проделанной работы по сенсорному познавательному развитию детей прослеживается положительная динамика.

Дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам.

С удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность.

Способны целенаправленно наблюдать за объектами организованного восприятия.

Умеют выполнять простейший сенсорный анализ .

Стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности.

Они любопытны, активны, эмоциональны, общительны .

Для успешной организации сенсорного развития в группе создана предметно – развивающая среда.

Оформлен сенсорный уголок нетрадиционных игр и пособий.

Для развития сенсорной культуры дошкольников использую дидактические игры, развивающие игры с логическими пособиями, практическую предметную деятельность обследования и сравнения, а также разные виды детской деятельности, особенно рисование красками, карандашами, мелками, лепка, музыкальные и конструктивные игры, двигательную деятельность.

Цель:

*создание условий для обогащения чувственного опыта детей, их представление о многообразии свойств предметов окружающего мира; стимулирование развития разных видов детского восприятия : зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного.

*развитие интереса детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.

*знакомство детей с разными видами сенсорных эталонов, формирование умения сравнивать предметы по основным свойствам- цвету, форме, размеру.

Цели решаются в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности в рамках непосредственной образовательной деятельности и при проведении режимных моментов.

Сенсорное воспитание осуществляю через разные формы работы:

  • Игры –экспериментирования

  • Проектную деятельность

  • Художественное творчество

  • Наблюдение

  • Дидактические игры

Задачи исследования:

1.Изучить состояние работы по сенсорному развитию детей дошкольного возраста.

2.Изучить литературу по данной теме.

3. Провести диагностику детей по разделу «сенсорное познавательное развитие» в начале года и в конце года.

4.Разработать перспективный план работы с детьми

Новизна опыта

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму»

Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и маленьких задач.

Восприятие мира ребенка дошкольного возраста идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую, исследовательскую деятельность, с удовольствием манипулируют разными предметами.

Поэтому. в работе я использую детское экспериментирование.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: сон, игру, прогулку, занятие, прием пищи. Ребенок сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности- экспериментированию.

Я провожу с детьми игры экспериментированию – поливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, пересыпая песок из ладошки в ладошку, из совочка в формочку и т. д., дети получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами различных предметов и материалов, развивая мелкую моторику. Использую простейшие способы обследования: рассматривают, дотрагиваются до предметов, гладят его, проводят ладонью, пальцами, трясут, прокатывают, нюхают, слушают звук …

Перечень программ и методических пособий и литература

Программы

Технологии, методические пособия

Физическое развитие

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа

дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.:

МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

Пензулаева Л.И. Подвижные игровые упражнения для детей 3-5 лет. М., 2012 г

Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду.— М.: Мозаика-Синтез, 2014 г.

Голубева Л. Г. Гимнастика и массаж для самых маленьких.

Теплюк, С. К Занятия на прогулке с малышами : пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет / С. Н. Теплюк. – М. : Мозаика-Синтез, 2008

 Утренняя гимнастика в детском саду от 2-3 лет Харченко Т. Е. М: «Мозаика-Синтез»

Плакат большого формата «Утренняя гимнастика»

Социально-коммуникативное развитие

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа