Сенсорной депривации для развития ребенка
Сенсо́рная депривáция (от лат. sensus — чувство и лат. deprivatio — потеря, лишение[1]) — частичное или полное прекращение внешнего воздействия на один или более орган чувств, которое приводит к снижению потока нервных импульсов в центральную нервную систему[1]. Сенсорная депривация может возникнуть при изоляции персонала в замкнутом пространстве (на подводной лодке, космическом корабле и т.п.); причём в космическом полёте развитию сенсорной депривации способствует состояние невесомости[1].
Самые простые устройства для депривации, такие, как повязка на глаза или затычки для ушей, уменьшают или убирают воздействие на зрение и слух, в то время как более сложные устройства могут «отключать» обоняние, осязание, вкус, температурные рецепторы и вестибулярный аппарат. Сенсорная депривация используется в нетрадиционной медицине, йоге, медитации, психологических экспериментах (например, с камерой сенсорной депривации), а также БДСМ-играх и для пыток и наказаний.
Короткие периоды сенсорной депривации имеют расслабляющее воздействие на человека, запускают процессы внутреннего подсознательного анализа, структурирования и сортировки информации, процессы самонастройки и стабилизации психики, в то время как длительное лишение внешних раздражителей может привести к чрезвычайному беспокойству, утере связи с реальностью, галлюцинациям, депрессии, неспособности концентрироваться и асоциальному поведению[2][3][4], которые впоследствии могут привести к посттравматическому стрессу. Эта особенность воздействия сенсорной депривации на личность человека через его органы чувств нашла широкое применение при ведении процедур форсированного дознания[5] (см. например, «пять методов» или «расширенные методы допроса»).
Камера сенсорной депривации[править | править код]
Камера сенсорной депривации — звуко- и светонепроницаемый бак, где человек плавает в солёной воде, плотность которой равна плотности тела и температура которой очень близка к температуре тела. Такая камера была впервые использована Джоном Лилли в 1954 году для изучения эффектов сенсорной депривации. Такие камеры также используются для медитации, расслабления и в нетрадиционной медицине. Также используется термин «флоатинг» капсула (англ. float [flout] — свободно плавать, держаться на поверхности).
Питер Сьюдфелд и Родерик Борри из Университета Британской Колумбии изучали терапевтические применения камеры сенсорной депривации в конце 1970-х. Их техника была названа «Терапия ограниченной средовой стимуляции» (Restricted Environmental Stimulation Therapy, REST).
Преимущества сенсорной депривации[править | править код]
Многие упражнения разнообразных школ используют депривации с целью коррекции личности. Закрытые глаза, тихое, уединенное место, неподвижная поза, отшельничество — все это разновидности сенсорной депривации, используемые для различных практик саморазвития[6].
Негативные последствия[править | править код]
По мере увеличения времени пребывания в условиях сенсорной депривации на этапе неустойчивой психической деятельности появляется эмоциональная лабильность со сдвигом к пониженному настроению — заторможенность, депрессия, апатия, которые на короткое время меняются эйфорией, раздражительностью.
Чем более жесткие условия сенсорной депривации, тем быстрее нарушаются процессы мышления, что проявляется в невозможности на чем-либо сосредоточиться, последовательно обдумать проблемы. Фиксируют снижение функции экстраполяции и производительности при выполнении несложных умственных действий[7].
В случае увеличения времени воздействия сенсорной депривации эйдетические представления могут выйти из-под контроля актуального «Я» и проявляться в форме галлюцинаций. В генезисе этого процесса четко прослеживаются астенизация нервной системы и развитие гипнотических фаз в коре полушарий головного мозга.[7]
Факторы риска у детей[править | править код]
Говоря о депривации у детей, подразумевается нарушение чувствительности от поступающих из внешнего мира сигналов. У детей это нарушение подразделяется на тотальное или частичное и может привести к отставанию в умственном и психическом развитии. Чаще встречается зрительная и слуховая депривация. Опасность представляет лишение тактильного, зрительного, голосового контакта с матерью в первые месяцы жизни.
Дети, воспитываемые в интернатах, не имеющие семьи, склонны испытывать недостаток в новых впечатлениях, поскольку постоянно находятся в одних и тех же условиях. Переживающие сенсорную депривацию дети имеют недоразвитость двигательных навыков, отставание речевого развития и умственное отставание[8].
Примечания[править | править код]
Источник
Сенсорная депривация сегодня считается одной из причин развития психических заболеваний. Она возникает из-за дефицита любви в детско-родительской семье. Это означает, что сенсорная депривация может наблюдаться у людей любого возраста. Данный термин используют не только психологи, но и психиатры.
Что такое сенсорная депривация
Что это такое – сенсорная депривация? Сенсорная депривация – это состояние, при котором человеку не хватает информации об окружающем мире, так как у него перекрыты каналы получения ощущений от анализаторных систем. В таком состоянии мозг начинает искать сенсорные образы для переработки не во внешней среде, а во внутреннем мире личности, в результате чего у индивида нарастает тревога, появляются галлюцинации.
В психологии сенсорная депривация – это начало распада личностных структур и регресса мыслительной деятельности. Это мнение объясняется тем, что сенсорная депривация приравнивается к эмоциональному голоду, нарушая работу мозга.
Клиническая картина данного состояния еще полностью не изучена. В психологии признаками сенсорной депривации считаются такие проявления со стороны нервной системы, как:
- приступы мигрени;
- сухость во рту, ощущение зуда в ротовой полости;
- ухудшение памяти, рассеянность, слабое развитие произвольного внимания;
- сложности в установлении причинно-следственных связей;
- нарушения речи;
- проблемы со сном;
- галлюцинации, генерирование человеком фантастических идей;
- слабая ориентировка человека во времени и пространстве;
- расстройства психики.
Виды
Понятие сенсорной депривации позволило ученым классифицировать данное явление на несколько разновидностей:
- Когнитивный дискомфорт. Наверно, это состояние доводилось испытать каждому. В повседневной жизни часто нам приходится принимать решения в условиях дефицита информации, под воздействием внешних раздражителей. Или другой пример: человек не может выбрать между двумя новыми должностями (допустим, его образование требует переподготовки для обеих этих профессий), в итоге он остается на прежней работе, а потребность в изучении и освоении нового вида деятельности остается нереализованной.
- Тактильная депривация. Данный вид сенсорной депривации возникает в домашних условиях в результате эмоциональной холодности матери по отношению к ребенку. Дефицит объятий, поглаживаний, поцелуев искажает нормальное интеллектуальное и эмоциональное развитие детей.
- Двигательное ограничение. Ученые установили, что запрет на свободу движений приводит к тому, что через несколько недель человек становится апатичным, депрессивным. В условиях двигательной сенсорной депривации притупляются интеллектуальные способности человека.
- Эмоциональный голод. Это состояние возникает в результате нехватки общения в условиях социальной изоляции индивида.
- Экзистенциальный дискомфорт. Данный вид депривации возникает в результате искаженного формирования сенсорного образа жизненных целей и ориентиров у людей в кризисные периоды жизни.
- Образовательно-культурная депривация. Это расстройство обусловлено снижением учебной мотивации и познавательного интереса личности. Оно проявляется в отказе индивида от изучения нового материала, неумении применить имеющиеся знания на практике, игнорировании культурно-просветительских мероприятий.
Причины развития
Причинами формирования данного расстройства считают:
- воспитание ребенка в неполной или многодетной семье;
- неблагоприятная психологическая обстановка в семье;
- ошибки семейного воспитания;
- игнорирование родителями потребностей ребенка;
- неуважение к личности ребенка со стороны сверстников или родителей;
- воспитание ребенка в условиях детского дома-интерната;
- дефицит ярких положительных эмоций в жизни ребенка в период дошкольного возраста;
- заниженная самооценка индивида;
- слабый тип нервной системы у ребенка;
- органическая патология одной или нескольких анализаторных систем;
- отсутствие у человека возможности защищать свои права и интересы;
- стресс у ребенка в результате смерти родителей;
- длительное пребывание человека в медицинском изоляторе в период лечения инфекционного заболевания;
- прохождение курсантом обучения в кадетском закрытом корпусе;
- пребывание взрослого человека в местах лишения свободы;
- чрезвычайные происшествия, не позволяющие человеку поддерживать общение с близкими и выходить из квартиры;
Способы лечения
Терапия начинается с комплексной диагностики. Диагностика сенсорной депривации обозначает диагностику депрессии. Если отклонения от нормы минимальны, справиться с таким состоянием можно самостоятельно с помощью аутотренинга и выполнения упражнений на релаксацию. При выраженной негативной симптоматике способы лечения должен выбирать психотерапевт, клинический психолог или психиатр.
Медикаментозная терапия
Медикаментозное лечение назначает врач с учетом индивидуальных особенностей каждого клинического случая. Как правило, терапия строится на курсовом приеме антидепрессантов, седативных препаратов с дополнительным применением снотворного.
Психическая коррекция
Для достижения стойкого положительного эффекта от лечения, медикаментозную терапию нужно сочетать с психокоррекционными занятиями, которые проводят психологи и психотерапевты.
Психокоррекция направлена на изменение негативных стереотипов поведения личности.
Осложнения
Эффект длительного переживания сенсорного дефицита негативно отражается на работе нервной системы и мозга. Самыми простыми последствиями данного феномена являются: бессонница, рассеянность, перепады настроения. В тяжелых случаях расстройство сопряжено с такими осложнениями, как:
- искаженное восприятие;
- ухудшение памяти;
- нарушение биологических ритмов в организме;
- повышенная личностная и ситуативная тревожность;
- утрата способности различать галлюцинации и реальность.
Самостоятельно справиться с тяжелыми последствиями сенсорной депривации невозможно. В этих случаях требуется консультация психиатра или клинического психолога.
У детей
У детей на фоне сенсорной депривации часто возникают:
- истощение нервной системы, снижение стрессоустойчивости;
- психические расстройства, неврозы;
- депрессия и стресс;
- психосоматические заболевания;
- отставание в темпах двигательного, речевого и интеллектуального развития;
- эмоциональная холодность, отсутствие эмпатии;
- девиантное поведение, агрессивность;
- формирование позиции жертвы, отсутствие лидерских качеств в структуре характера;
- трудности социальной адаптации.
У взрослых
В современном мире существуют такие виды профессионального труда, где рабочие вынуждены находиться в условиях дефицита сенсорных ощущений, выполняя свои должностные обязанности. Пример сенсорной депривации – особенности работы спелеологов, астронавтов, моряков-подводников: отсутствие естественного освещения приводит к потере у них чувства времени, сбоям в биологических ритмах организма. Такие условия труда изменяют сознание людей.
Мои рекомендации
Сенсорная депривация – это распространенная причина возникновения у детей различных фобий и снижения самооценки. Практикующим психологам приходится не только формировать позитивный образ «Я» у ребенка, но и корректировать негативные поведенческие отклонения.
На мой взгляд, эффективными методиками работы с клиентами, пережившими сенсорную голодовку, являются гипноз и все направления арт-терапии.
Однажды ко мне обратился молодой человек с жалобами на панические атаки. Я предположила, что такой эффект в эмоционально-волевой сфере может быть вызван сенсорной депривацией: занятия йогой молодой человек практиковал в одиночестве, часами медитировал, сидя без движения. Их причиной стала увлеченность парня медитативными техниками и йогой. Работать с ним было сложно: достижению взаимопонимания между мной и клиентом мешала его убежденность в том, что самостоятельные занятия йогой дома не могут принести вреда организму.
На мой взгляд, лучшей профилактикой сенсорной депривации является полноценное живое общение, насыщенность жизни яркими впечатлениями, рациональное питание и систематические занятия спортом.
Заключение
В статье я попыталась простыми словами рассказать о том, что такое сенсорная депривация. Сенсорная депривация способна привести человека к депрессии и «букету» психосоматических заболеваний. Квалифицированные специалисты помогут избежать негативных последствий этого временного расстройства. Не нужно стесняться обращаться к психологу или психиатру, ведь здоровье – это самое дорогое, что у нас есть!
Психолог репетиторского центра “ВМЕСТЕ”
Источник
Редактор
Маша Харькова
Сенсорная депривация – что это такое? Это лишение одного или нескольких чувств, например, завязанные глаза, закрытые уши, насморк.
А теперь задумайся, как чувствует себя городской ребенок, как он развивается.
У каждого малыша в городе есть сенсорная депривация!
Ведь мало того, что у него нет возможности потрогать руками сырую землю, посадить цветы, выкопать корешки и вбить своими руками колышки в землю для ограды. Мы, как родители, еще и сознательно лишаем его многих сенсорных впечатлений: «Не трогай!», «Не бери, испачкаешься!», «Не лезь в грязь, одежду потом стирать».
Что же делать современным городским родителям и их детям? Ведь, как известно, мелкая моторика и чувственные (или сенсорные) впечатления лучше всего стимулируют развитие ребенка. Они не сравнятся ни с какими развивающими центрами и мультиками.
Конечно, стоит играть с малышом в сенсорные игры! Предлагаем тебе несколько игр на развитие сенсорных ощущений крохи.
1. Помогать маме с тестом – печь печеньки или паски научит малыша, что тесто ведет себя как живое. Рядом с ним нельзя громко разговаривать или ссориться. А еще оно мягкое и эластичное на ощупь.
2. Перебирать сухие крупы, макароны, фасоль – отличная сенсорная игра для малышей от 1 года.
3. Гладить домашних животных – если у вас нет кошечки или собачки, отправляйтесь к друзьям, у которых живет питомец. После разрешения хозяев и самого питомца можно погладить его мягкую шерстку.
Читай также: 5 простых сенсорных игр для малыша от года и старше
4. Набирать ванну с пеной – мять пенку, делать из нее башенки или корону на голове, пропускать между руками и есть сенсорное развитие ребенка.
5. Сажать цветы – необязательно для этого выходить на улицу Если хочешь, можешь посадить мяту и укроп в горшочках на окне. Главное, дать малышу попробовать землю на ощупь и не волноваться, что он испачкается. Эта сенсорная игра подойдет для деток от 3х лет.
6. Кухонные игры – давай звенеть крышками, пробовать на вкус и звук дерево, металл и пластик, показывай, как шуршат пакеты.
7. Меняться одеждой – показывай наглядно, как ты пытаешься и не можешь надеть кофточку крохи. А потом накидывай на малыша папину сорочку. Вот тебе и разница между большим и маленьким!
8. Нестрашная щекотка – Легко щекочи детку перышком или кусочком ткани. Чем щекотнее получается?
9. Играть в исследователей – на прогулку в ближайший парк отправляйтесь с пакетом для сокровищ. Палки, шишки, листья, камни – все это подолгу можно изучать дома! А еще раскрашивать и делать поделки.
10. Искать на прогулке с крохой предметы одного цвета – хорошая сенсорная игра и для дома.
11. Включать музыку и танцевать – в обнимку с малышом! Мои дети обожают танцы: с младшим надо танцевать, держа его на руках, а старший восьмилетка уже пытается вставлять элементы брейка даже под классическую музыку!
Читай также: Музыкальные игры для детей от 2 до 7 лет
12. Нюхать – подсказывай крохе принюхиваться к любым запахам. Как пахнет свежеиспеченный хлеб, лук и клубника, металл и дерево.
13. Рвать бумагу – как ни странно, эта простая сенсорная игра лидирует у деток по симпатиям. Так что выдавай порционно, а то маленький шреддер измельчит все бумажные изделия в доме.
14. Лопать пузырьки на полиэтиленовой пленке – занятие-антистресс от 1 года до 99 лет. А еще сенсорная игра для городских детей!
15. Угадать наощупь – подкладывай в непрозрачный пакет разные предметы (яблоко, игрушки, куски ткани, бабушкин клубок шерсти) и проси малыша засунуть туда руку и угадать, что спрятано. Хорошая сенсорная игра для ребенка от 3х лет. А потом меняйся с деткой местами и угадывай его сюрпризы.
Читай также: Весенние игры и забавы для детей на улице
Фото: depositphotos
Источник
источник фото: unsplash.com
Всем привет!
Как известно у каждого человека есть оптимальный уровень активации нервной системы, который во многом определяется генетически. Кому-то необходимо постоянно находиться в процессе “движухи” и даже заниматься экстремальными видами спорта, чтобы чувствовать себя комфортно, а для кого-то самое милое дело – кресло, книжка, кот и плед, а вылазки “в люди”, в места, где много шума и событий, будут скорее восприниматься как обязанность, но не удовольствие.
Литература: Limonero Garcia, J., Álvarez, M., Rovira, T., Sanz, A., Casacuberta, D. (2014). Motivación. Barcelona: Universitat Oberta de Catalunya.
Однако, как для первых, так и для вторых, экстремально высокое или низкое количество стимулов, поступающих из внешнего мира будут иметь негативные последствия. В этой статье я хотела бы остановиться на втором случае.
Сенсорная депривация
Можете ли вы представить хоть на минутку, что весь мир вокруг вас исчез? Вы ничего не видите, ничего не слышите, ничего не ощущаете… Остался только ваш разум и больше ничего… Примерно так выглядят условия идеальной сенсорной депривации, и лишив органы чувств возможности получать информацию о внешнем мире, мы можем полностью изолировать себя от него. Как вы думаете, что начнёт происходить с нами в такой ситуации? Несмотря на то, что создать идеальные условия депривации довольно сложно, учёные всё же изучили некоторые эффекты, которые оказывает сенсорная изоляция на психику человека:
https://jamanetwork.com/journals/jamainternalmedicine/article-abstract/561999
Привожу вам ссылку на научный обзор 1958 года по этой теме, так как в то время подобные эксперименты ещё не были под запретом из-за этических соображений. Пионерами в этой области была группа психологов под руководством W. Heron, исследования которых изначально начинались как исследования вокруг проблемы “провалов внимания” иногда случавшейся с людьми, в течение длительного времени вынужденных совершать монотонную работу с повторяющимися действиями.
В своём исследовании учёные задействовали 22 студента.
источник фото: Heron, W. (1957). “The pathology of boredom”. Scientific American (núm. 196, págs. 53).
Подопытные помещались в маленькую звуконепроницаемую комнату, на них одевали специальные очки, не позволяющие различать объекты, а также некое подобие больших перчаток для уменьшения тактильных ощущений. Субъектам разрешалось двигаться лишь, для того чтобы поесть или сходить в туалет.
В результате эксперимента выяснилось, что повысилась раздражительность участников, а также появилось неумолимое желание испытать хоть какие-то внешние стимулы. Во многих случаях подопытные начали испытывать слуховые и визуальные галлюцинации, варьирующиеся от неразборчивых цветов и простых линий до сложных сцен с выстроенным сюжетом! Более того, некоторые участники эксперимента заявили и о фантомных кинестетических ощущениях, которые иногда сохранялись в течение нескольких часов после того, как человек был удалён из экспериментальной ситуации.
Опыт ВВС
Как я уже упомянула, сейчас в научных целях такие эксперименты над людьми не проводятся, но, по всей видимости это не распространяется на цели развлекательные ???? . Компания BBC 2008 году призвала добровольцев поучаствовать в повторении описанного эксперимента, и на 48 часов изолировать себя от внешнего мира.
источник фото: elmundo.es/elmundosalud/2008/01/22/neurociencia/1201018780.html
Что ж, результаты оказались довольно схожими: галлюцинации, фантомные ощущения, периодически накатывающий страх или раздражительность и другие малоприятные эффекты. Так например, одна участница была убеждена, что ей подсунули мокрые простыни, хотя впоследствии она убедилась, что они были абсолютно сухие, трое других участников испытывали сильные галлюцинации: кто-то видел змей, кто-то зебр, а один участник был вынужден созерцать горы из устриц.
https://www.elmundo.es/elmundosalud/2008/01/22/neurociencia/1201018780.html
По окончании эксперимента было отмечено, что все участники продемонстрировали ухудшение памяти, включая один необычный факт – все они испытывали сложности, когда их попросили вспомнить какое-нибудь слово, начинающееся на букву F.
Представитель Испанского Сообщества Неврологов (la Sociedad Española de Neurología) Jesús Porta так объясняет этот эффект:
Этот опыт показывает, что когда для мозга отключают возможность поступления стимулов из внешнего мира через органы чувств, он начинает создавать свою собственную реальность (изображения, данные), при этом ответвления нервных клеток, ответственные за передачу стимулов (дендриты) постепенно теряют свою способность “контактировать” друг с другом, если не происходит их постоянная стимуляция. Отсюда временные проблемы с памятью и некоторые другие неприятные последствия.
Остаётся только сделать вывод, что адекватный уровень сенсорной стимуляции, а говоря проще, ощущений просто необходим для нормального функционирования нашей психики. Ну а если вдруг вы захотите “необычных путешествий” без помощи особенных грибочков, то всегда знаете, что пара дней отшельничества в тёмной комнате с повязкой на глазах, не вставая с постельки, вполне вам могут в этом помочь ???????? .
Спасибо за внимание, дорогие читатели!
????Послушать меня в формате подкаста можно тут.
“Перестать чувствовать, чтобы почувствовать больше”: о некоторых эффектах сенсорной депривации
Источник