Сенсорное воспитание направлено на развитие у ребенка

Надежда Борисовна Калитвенцева
Сенсорное воспитание ребенка

Сенсорное развитие ребенка – это формирование определенной системы для развития сенсорики внешних свойств различных предметов – их форме, цвете, размере, местонахождении в пространстве, запахе, вкусе и т. д.

Существует пять сенсорных систем,с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

Сенсорное воспитание,направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. оттого, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольников. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.

Важно не только традиционное ознакомление с цветом, формой и величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и т. д.

Совершенствование сенсорного воспитания должно быть направлено на выяснение смысла свойств предметов и явлений или выяснение их «сигнального значения».

Свойства и качества предметов, явлений настолько разнообразны, что ознакомление ребенка со всеми ними без ограничения, так же как и сообщение ему знаний о каждом из них в отдельности невозможно. Правильная ориентировка детей в окружающем мире может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов.

Очень рано ребенок начинает использовать свои знания как средство восприятия и осознания нового предмета.

Дошкольный возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребенка. Ребенок познает предметный мир, а так же явления природы, события общественной жизни.

Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное воспитание – это одна из основных сторон дошкольного воспитания. Именно сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.

В качестве средств решения познавательных задач в сенсорной культуре выступают сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов. Ребенок в течение длительного времени учится использовать сенсорные эталоны как средства восприятия, и этот процесс имеет свои этапы.

1 этап – предэталонный, происходит на 3-ем году жизни. Малыш начинает называть треугольные формы крышами; про круглые говорит, что они похожи на мячик. То есть при восприятии одного предмета, другой используется как образец.

2 этап – средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а некие образцы их свойств, причем, каждое имеет вполне определенное название. Дети овладевают основными цветами спектра, как в повседневной жизни, так и на материале дидактических игр. Например, в игре «Спрячь мышку» дети знакомятся с эталонами формы и так далее.

Особое место занимают эталоны величины, так как она носит условный характер. Любой объект сам по себе не может быть большим или маленьким, он приобретает это качество при сравнении с другим. Мы говорим, что арбуз большой, а яблоко маленькое, сопоставляя их между собой. Такие отношения могут быть зафиксированы только в словесной форме.

3 этап – на 4-5 году жизни, уже владея сенсорными эталонами, дети начинают их систематизировать. Воспитатель помогает ребенку выстроить последовательность цветов спектра, узнавая их оттенки. На уровне восприятия происходит и знакомство с вариантами геометрических форм, различающимися по соотношению сторон, – «короткими» и «длинными». От глобальной оценки величины предмета (большой – маленький)дети переходят к выделению ее параметров: высоты, ширины, длины. Соответственно усложняются дидактические игры.

Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Неоднозначную оценку получила и другая всемирно известная система дидактических игр, автором которой является Мария Монтесори. По определению места игры в образовательном процессе М. Монтесори была близка к позиции Ф. Фребеля: игра должна быть обучающей, а в противном случае это «пустая игра», не оказывающая влияние на развитие ребенка.

В дошкольной педагогике дидактические игры у упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Однако только в непосредственно образовательной деятельности нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания. Важная роль по-прежнему должна принадлежать дидактическим играм, но проводить их следует не только от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания дошкольника. Специально организованные дидактические игры – хорошее дополнение к ознакомлению с обобщенными представлениями, с общественно-установленными сенсорными эталонами: геометрические фигуры, цвета солнечного спектра.

Существует несколько методов развития детской сенсорики. И самым эффективным из них специалисты называют игровой способ, когда формирование системы представлений о внешнем мире происходит у маленького человека в процессе увлекательных, специально разработанных психологами и педагогами игр. Это могут быть, как индивидуальные, так и коллективные занятия – важно только, чтобы они проходили регулярно и под руководством взрослых.С помощью игр решаются различные задачи:

1 Создание эмоционально положительного настроения;

2 Развитие интереса и побуждения к действиям;

3 Формирование представлений о предметах:

а) формирование способности к общению и различию, ориентируясь на внешние качества;

б) знакомство с качественными признаками предмета (мягкий, твердый, шершавый, колючий)

4 Развитие умения сравнивать по свойствам и признакам (развитие глазомера;

5 Знакомство с сенсорными эталонами:

а)знакомство с разнообразными свойствами предмета: величина (большой, маленький), форма (круг, треугольник, квадрат, цвет;

б) формирование умения чередовать предметы по цвету, размеру, форме

Игровая система сенсорного обучения разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в обучающей системе предлагаются образы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины, которые ребенок может освоить в игровых занятиях. С помощью игры можно научить ребенка восприятию основных свойств явлений и предметов, и сформировать представления об этих свойствах и их разновидностях, разнообразных способах их проявления и обнаружения

Игры на развитие тактильных ощущений:

«Чудесный мешочек»

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др). Ребенку предлагают на ощупь не заглядывая в мешочек найти нужный предмет.

«Узнай фигуру»

На столе раскладывают геометрические фигуры одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

«Догадайся что за предмет»

На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др, которые накрыты сверху тонкой,но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

Игры для закрепления понятия формы

«Найти предмет указанной формы»

Ребенку предлагают назвать модели геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб).

Читайте также:  Периоды развития ребенка в первый год жизни

«Из каких фигур состоит машина?»

Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины. Сколько в ней квадратов, кругов и т. д.

«Найди предмет такой же формы»

Дети выделяют форму в конкретных предметах окружающей обстановке, пользуясь геометрическими образцами. На одном столе геометрические фигуры, а на другом предметы. Например круг и предметы круглой формы (мяч, тарелка, пуговица, овал и предметы овальной формы (яйцо, огурец, желудь).

Игры на закрепление цвета

«Какого цвета не стало?»

Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Нужно определить какого цвета не стало.

«Сложи радугу»

Приготовьте цветные дуги, разрежьте их пополам. Одну половинку радуги соберите сами, а другую дайте собрать ребенку. Предложите назвать цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

«Уточним цвет предмета»

Воспитатель выставляет таблицы с изображениями двух растений,близких по цвету: помидор и морковь, мак и шиповник, незабудка и слива, василек и баклажаны др.Предлагает назвать сходные цвета обоих растений: незабудки голубые а сливы синие; мак красный, а шиповник розовый и т. д.Дети учатся различать близкие цвета: красный – оранжевый, красный – розовый, синий – голубой и др.

Игры на закрепление понятия величины

«Сравни предметы по высоте»

Назвать предметы, определить их количество, выделить высокий, низкий; сравнить что выше, что ниже.

«Пирамидки»

Собрать три пирамидки, кольца которых одновременно рассыпаны и перепутаны на столе.

«Самая длинная, самая короткая»

Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной.Назвать ленты по длине : какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.

Развитие сенсорных навыков у детей дошкольного возраста в игровой деятельности будет идти более эффективно при условии,если :

– Первые игры должны быть легкими для восприятия.

– На каждом этапе обучения детям надо предлагать только один новый цвет, одну форму или признак.

– Не старайтесь показать сразу много игр, предлагайте разные варианты одной игры. Лишь через неделю можно переходить к новым.

– Правильно подобрать методы сенсорного воспитания с учетом имеющегося сенсорного опыта детей.

– Систематически проводить игры, направленные на сенсорное развитие

– Учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей.

Источник

Елена Потапова
Сенсорное воспитание как основа интеллектуального развития

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсорное воспитание, является основой умственного развития. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (М. Монтессори, Ф. Фребель) и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, А. П. Усова и т. д.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, т. к. полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.

Именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строится на основе образов восприятия, является результатом их переработки.

При сенсорном развитии у ребенка формируются представления о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе.

Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств. В этом возрасте происходит постепенное усвоение сенсорной культуры, созданной человеком.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

На первом году жизни основная задача состоит в представлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развития внимания к свойствам предметов. Сенсорное воспитание в этот период – основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормально общего развития ребенка.

На втором-третьем году жизни основная задача сенсорного воспитания существенно усложняется. У ребенка начинаются накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств – шестью цветами спектра (синий, фиолетовый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, такими формами как круг, овал, квадрат, прямоугольник.

Начиная с трех лет основное место в сенсорном развитии детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Это цвет, оттенки цветовых тонов, геометрические фигуры, величины.

Одной из важных задач сенсорного развития является формирование у детей представлений о сенсорных эталонах.

Сенсорные эталоны – это образцы, которые были выбраны в процессе общественно-исторического опыта. Такими эталонами являются основные цвета, геометрические фигуры (шар, куб, квадрат, круг и др., различная высота музыкальных звуков, выраженная в нотах.

Если ребенок знаком с эталонами и их словесными обозначениями и их словесными обозначениями,ему легче ориентироваться в окружающем мире: он соотносит встречающиеся ему предметы с тем или иным эталоном и называет цвет, форму, величину предмета, пространственное расположение его деталей.

Видя объект ребенок обследует его.Обучение обследованию предметов проводится с учетом возраста детей:

Младшим даются предметы более простые по форме, окрашенные в основные цвета, без лишних деталей.

Старшие могут рассматривать и анализировать все окружающие предметы, выделять большее количество качеств (цвет, форму, вес, твердость или мягкость, фактуру материала).

Выделяют 3 периода освоения сенсорных эталонов:

1 период: 0-2 года. Это период сенсорных предэталонов,когда ребенок отображает лишь отдельные особенности предметов: форму, величину, расстояние.

2 период: длится до 5 лет.

Происходит ознакомление с общепринятыми сенсорными эталонами (эталоны цвета, формы, величины, эталоны слухового восприятия, вкуса)

3 период: от 5 лет и старше –ребенок уже соотносит качества предметов с освоенными общепринятыми эталонами предметов: трава зеленая; яблоко как шар и т. д.

Для сенсорного развития важно, чтобы была хорошо организована предметно-развивающая среда. Должны бать представлены различные игры и оборудование для

развития мелкой моторики и речи;

восприятие формы и величины;

– формирование цветового восприятия;

– слухового развития;

– тактильных ощущений и обоняния;

– художественно-твоческого развития;

– элементарного экспериментирования;

развитие интеллектуальных и конструктивных способностей.

Давайте рассмотрим игры, которые можно использовать для сенсорного развития.

Игры для развития осязания (тактильного восприятия)

К осязанию относится тактильная чувствительность, ощущения прикосновения, давления, боли, тепла, холода и т. д.). Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурной поверхностью (пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые).Можно использовать тактильные альбомы из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, бархатную и гофрированную, наждачную бумагу, фольгу и многое другое. Можно играть с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями.Полезно играть с различными крупами: опускать руки в коробку с крупой и искать спрятанную маленькую игрушку.

Зрительное восприятие

Основные параметры зрительного восприятия: цвет, форма, величина.

Читайте также:  Стадии развития ребенка по месяцам

Развитие слухового восприятия развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы. Овладение звуковыми характеристиками способствует целостности восприятия, что имеет важное значение в процессе познавательного развития.

Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные человеком сведения об окружающем мире. Таким образом, сенсорная культура ребенка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности.

Источник

Татьяна Белоус
Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное развитие дошкольников

Сенсорное развитие ребенка-это развитие его восприятияи формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. Тихеева, А. Запорожец, А. Усова) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определённое звено сенсорной культуры.

На первом году жизни основная задача состоит в представлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна- необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение («маленькое»– это то, что можно схватить одной рукой, «большое»– двумя руками, «круглое»_ то, что охватывается всей ладонью, «квадратное»– то, что берется пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон, и т. п.).

Сенсорное воспитание в этот период- основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка.

На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. В этом возрасте у ребенка начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств- Шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего) белым и черным цветом, с такими формами, как круг, овал, квадрат, прямоугольник.

В практике дошкольного воспитания еще встречается устаревшая тенденция знакомить детей раннего возраста с двумя – тремя цветами и формами и требовать запоминания и правильного употребления детьми их названий. Современные исследования говорят о том, что такое обучение мало способствует сенсорному развитию ребенка, резко ограничивая круг получаемых им представлений о свойствах предметов. Более того, заучивание отдельных разновидностей свойств ведет к тому, что дети перестают обращать внимание на другие разновидности. В результате возникают своеобразные ошибки восприятия: если ребенок знает, например, желтый цвет, но не знает оранжевого, то он ошибочно воспринимает оранжевый как желтый.

Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. И не беда, если треугольник он будет называть при этом «угольником» или «крышей». Взрослый, занимаясь с детьми, употребляет названия форм и цветов, но не требует этого от воспитанников. Достаточно,чтобы дети научились правильно понимать слова: «форма», «цвет», «такой же». Исключение здесь составляет ознакомление с величиной предметов. Величина не имеет «абсолютного» значения. Она воспринимается только в сравнении с другой величиной. Предмет оценивается как большой по сравнению с другим предметом, который в этом случае является маленьким. И это отношение может быть зафиксировано только в словесной форме.

Чтобы привлечь внимание ребенка раннего возраста к свойствам предметов, выработать устойчивые представления об их этих свойствах, целесообразно организовать такие действия с предметами, при которых для получения нужного результата требуется сопоставить предметы по форме, величине, установить их совпадение или несовпадение. Такое сопоставление вначале дети не могут выполнить зрительно. Поэтому им предлагают накладывать предметы друг на друга, чтобы сравнить по форме и величине, прикладывать их вплотную друг к другу, сравнивая цвета. От внешних приемов сопоставления дети постепенно переходят к сопоставлению на глаз. Это дает им возможность устанавливать тождество и различие по внешним свойствам и между такими предметами, которые нельзя наложить друг на друга или приложить вплотную.

Чем больше сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребенка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие. Между тем технологизация современной жизни создает дефицит сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами. И вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами- главное назначение сенсомоторного уголка, создаваемого сегодня во многих дошкольных учреждениях.

Сенсомоторный уголок в условиях группового помещения детского сада- это адаптированный вариант сенсорной комнаты без приобритения дорогостоящего оборудования.

Сенсомоторныйуголок предназначен главным образом:

– для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание слух, обоняние и т. д.);

– развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;

– снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;

– создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;

-активации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);

– повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

При организации сенсомоторного уголка в первую очередь необходимо выбрать место его расположения в групповом помещении. Оно должно быть удобным для доступа детей. Особое внимание следует уделить подбору сенсомоторных объектов для уголка. Они должны быть безопасными для жизни и здоровья ребенка. Уголок должен содержать постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности и тем занятия.

Содержание сенсомоторного уголка в группе

Зрение:

– Светящиеся шнуры, любые приспособления с интересными световыми эффектами.

– Картинки-иллюзии (крутящиеся спирали, объёмные изображения и т. д.).

– Цветовые пятна-кляксы различной формы.

– Разноцветные полупрозрачные шарфы.

– Картинки-прятки (на картинке «спрятаны» предметы, ребенок должен их найти).

– разноцветные песочные часы, переливающиеся капельки и т. д.

Слух:

– Кассеты и диски со звуками: крики домашних животных и птиц, звуки транспорта, звуки природы (кваканье лягушек, стрекотания кузнечиков, звуки воды (ручейки, море, дождь, звуки грозы, шелест листьев и т. д.

– приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистушки, необычные музыкальные инструменты и т. д.

Читайте также:  Дневник развития ребенка по дням

Осязание:

– Кусочки меха, шелка, различной по фактуре бумаги и др.

– Разнообразные выпуклые формы.

– Различные крупы в мешочках, баночках.

Обоняние:

– Разнообразные бутылочки, баночки для сохранения запаха.

– Естественные, природные запахи (апельсиновые корки, чеснок и т. п.)

Вкус:

– Стаканчики, формочки, тарелочки для подачи детям различных вкусов.

– Лимоны, бананы, леденцы, чеснок (по необходимости для конкретных занятий).

Одним из показателей полноценного развития ребенка является уровень развития мелкой моторики. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, которые посылают нервные импульсы (сигналы) в центральную нервную систему (головной мозг) и улучшают деятельность важнейших систем организма.

Влияние ручных действий на развитие мозга было известно с давних времен. Упражнения с каменными шарами, грецкими орехами, шестигранными карандашами оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Такие упражнения улучшают память. Умственные способности, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка.

Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.

Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замечательные потешки, прибаутки, сказки, в которых реальный мир представлен ярко, художественно и, что очень важно, понятно даже самым маленьким. Педагоги-исследователи предлагают широко использовать игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. В них движение конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движения. При этом ребенок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне.

Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка и без специальных установок настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение. Происходит постановка правильного дыхания, определенный темп речи, развивается речевой слух. (Это и народные потешки и прибаутки, пальчиковая гимнастика,например: «Этот пальчик хочет спать»

Цель: активизировать движения пальцев рук.

Ход игры.

Воспитатель загибает и разгибает пальчики малыша попеременно на правой и левой руке,сопровождая движения словами:

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора!

Или

«Повар»

Цель: развивать моторику руки.

Ход игры.

Ребенок выполняет круговые движения кистью по часовой стрелке и против нее в сопровождении стихотворного текста, произносимого воспитателем:

Варим, варим, варим щи.

Щи у Вовы хороши!

Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки; застегивание пуговиц, кнопок, закрепление на липучках; наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень; игры с открывающимися игрушками и предметами (матрешки); игры с карандашами и крупой, «пальчиковый бассейн». Хорошим средством для развития движений является игра «Пальчиковый театр».

Многие мамы, бабушки лишают малышей возможности проявлять самостоятельность даже в застегивании пуговиц, кнопок, молний, потому ли что торопятся или считают своих детей слишком маленькими. На первый взгляд, отдельные бытовые умения не имеют никакого отношения к мелкой моторике, но в действительности они являются для нее базовыми, так как формируют ручную умелость. Кроме того, следует отметить, что, приобретая навыки самообслуживания и общаясь со взрослыми, ребенок продвигается в речевом развитии.

Формированием мелкой моторики у детей раннего возраста могут заниматься и родители. Работа эта многообразная и разносторонняя.Она может вестись в трех направлениях:

– массаж, специальные игры-упражнения для развития мелких движений пальцев;

– обучение умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания, посильно помогать членам семьи;

– формирование моторики в специально созданных ситуациях, с использованием настольных и подвижных игр, в изобразительной деятельности (лепке, рисовании).

Задача взрослого – использовать те игры и упражнения, которые позитивно влияют на эмоциональное самочувствие ребенка, способствуют его развитию и саморазвитию. Особая роль отводится играм с песком, или «песочной терапии». Педагоги считают, что песочная терапия снимает детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивают фантазию.

Как проводится «терапия» песком? Детям показывают, как можно, глубоко погрузив руки в чистый речной песок, перетирать его между ладонями, сжимать, просеивать, т. е. делать самомассаж.Проводить упражнения на развитие мелкой моторики рук: пальцы «ходят гулять» по песку, прыгают, играют на пианино. Дети с удовольствием оставляют на влажном песке отпечатки ладоней, отпечатки геометрических форм, при этом дети лучше запоминают их названия и величину. Кроме того, песок можно раскладывать в пакеты, перевозить, лепить из него «угощения» и т. д. Ребенок должен различать строительные материалы на ощупь.Надо играть с ним и тренировать его: поместите в отдельные коробочки или мешочки мелкий речной песок, гальку, глину, ракушки и попросите малыша закрыть глаза, потрогать ладошкой содержимое коробочки и отгадать, что там лежит. Пусть попробует описать свои ощущения, скажет, на что похоже то, что он трогает, но не видит. Таким образом, «песочная терапия»позволяет:

– стабилизировать психоэмоциональное состояние;

– совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;

– стимулировать развитие сенсорно перцептивной сферы, тактильно-кинестической чувствительности;

– развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую, пространственную ориентацию;

– стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор;

– разнообразить способы сотрудничества.

Не менее эффективна «терапия глиной, водой». Зимой под рукой другой материал- снег. Перед ребенком открывается прекрасная возможность для лепки снеговиков, снежков, горок.Нужно учить ребенка работать лопаткой: разгребать снег, сгребать его в кучу, ровнять горку и т. д. К тому же на снегу можно рисовать и оставлять следы.

Очень полезно учить рисовать малышей пальцами, тычками, печатками, ладошками, это очень интересно и полезно.

Родителям необходимо знакомить сына или дочку с различными продуктами. Пусть поможет перебрать гречку, рис, насыпать сахар в сахарницу, отливать, переливать, подливать. Важно, чтобы ребенок научился держать ложку, вилку, самостоятельно размешивать сахар в чашке. Малышу доставит удовольствие раскатывать тесто, раскладывать начинку и лепить пельмени и вареники. Эти занятия тоже полезны для развития мелкой моторики рук.

Совместная работа с родителями по развитию мелкой моторики и координации движений детей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения,- а также на развитие речи и готовит к овладению навыками рисования и письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Сенсомоторный уголок предназначен:

– для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);

– развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;

– снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;

– создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;

активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);

– повышение мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

Содержание сенсомоторного уголка в группе

Зрение:

– светящиеся шнуры, всевозможные, необычные лампы, дающие отсветы, любые приспособления с интересными световыми эффектами;