Сенсорное воспитание как средство умственного развития ребенка

«Сенсорное воспитание – как основа умственного развития детей»

        Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Человек рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

       Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

          Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.

          С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

           В сенсорном воспитании детей раннего и дошкольного возраста дидактические игры и игрушки являются ведущими средствами обучения.  Дидактическая игра характеризуется определенной структурой: наличием дидактических задач, без чего она теряет свой обучающий характер и целенаправленность, наличием игрового действия, которое и ведет ребенка, заинтересовывает, дает возможность обучаться, играя, и, конечно, правилами игры, которые направляют игру ребенка по  заданному пути. На дидактическую игру  возлагается задача формировать сенсорику ребенка, ей первой предоставлено право, познакомить его с формой, величиной, цветом, звуком,  пространственными признаками.  Ребенка знакомят с фиксированными сенсорными эталонами, затем, сопоставляя с ними  предметы, он получает первичные обобщенные знания об общих признаках формы, цвета и т.д. Поэтому важно определить, с какими сенсорными эталонами и как знакомить ребенка.

     Кроме дидактических игр с геометрическими фигурами (круг, квадрат, прямоугольник и т.д.) и телами (шар, куб, цилиндр и т.д.) рекомендуется вводить игры с естественным дидактическим материалом – листьями, цветами, камнями, шишками и т.д.; по признакам  формы, величины, цвета.

   На основе накопленного сенсорного опыта многие дети начинают понимать, что геометрические фигуры  что-то отличное от обычных предметов и вещей, видят сходство и различие между реальными предметами и геометрическими фигурами.   Большинство дидактических игр для маленьких детей является именно игровыми упражнениями с различными геометрическими телами (шар, куб и т.д.) и геометрическими фигурами (круг, квадрат и т.д.). Практически действуя с ними, дети сенсорно познают их, учатся различать, узнавать и.т.д. Вполне понятно, сколько пользы могут принести хорошо подобранные и правильно организованные игры на называние цветов, геометрических фигур, пространственных признаков.  

          Под влиянием практики дидактических игр, направленных на формирование общих представлений об эталонах происходит значительное совершенствование сенсорных ориентировок детей. Возрастает не только точность различения, называния форм, цвета и т.д., но и увеличивается объем сенсорной памяти. Это выражается, например, в способности  воспринимать большее количество объектов и запоминать их сенсорно воспринимаемые качества (форму, величину, цвет). Заметно увеличивается быстрота детских реакций. Одной из причин этого является совершенствование способов определения формы, которые заметно становятся иными. 

            Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно, называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это адекватное использование их в качестве “единиц измерения” при оценке свойств веществ.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до 6 лет.

• На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

• На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

• Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

• Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

• Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

Источник

Ирина Скиба
Консультация для педагогов «Сенсорное воспитание как средство умственного развития ребенка»

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенокрождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы, и т. п. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию.

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка. От его уровня зависит успешность усвоенного,

познавательного, физического и эстетического воспитания детей в дальнейшем. Поэтому задача детского сада – обеспечить полное развитие

воспитанников с учётом возрастных характеристик.

Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов.

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные человеком сведения об окружающем мире. Таким образом, сенсорная культура ребёнка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности.

Сенсорная культура имеет большое значение и для эстетического воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов, высоту и тембр звуков даёт возможность лучше понимать произведения изобразительного и музыкального искусства, получать удовольствие от слушания музыки, рассматривания картин, скульптуры и т. д.

Педагогика считает, что сенсорное воспитание надо осуществлять в процессе разных видов деятельности – изобразительной, конструктивной, музыкально-двигательной, при ознакомлении детей с окружающим миром, в играх.

Ребёнка дошкольного возраста учат различать и называть цвета, формируют представления об их оттенках, о том, что при смешивании красок получаются новые цвета или оттенки, а также учат сравнивать предметы по цвету, развивают способность при рассматривании картины видеть, как с помощью цвета создаётся художественная выразительность изображения.

В дошкольном возрасте дети усваивают пространственные ориентировки: вперёд – назад, вверху – внизу, далеко – близко, слева – справа и др., которыми руководствуются в жизненных ситуациях. Они различают форму предметов, их величину, сравнивают предметы между собой.

Постепенно дети учатся ориентироваться во времени и овладевают временными понятиями, осознают последовательность и продолжительность времени. Вначале ребёнку трудно осмыслить относительность понятий «вчера», «сегодня», «завтра» (как «завтра» вдруг становится «сегодня», а «сегодня» превращается во «вчера», продолжительность времени (минута, 5 минут, час). Это достигается в результате накопленного опыта и целенаправленного обучения.

В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, умения вслушиваться и различать звуки, развитие речевого слуха (восприятие звуковой стороны речи) и музыкального (умение различать звуки по высоте, воспринимать ритмический рисунок и др.).

Сенсорное воспитание включает в себя также развитие тактильной чувствительности – умения различать свойства предметов (гладкий, пушистый, шершавый, мягкий, твёрдый, тяжёлый, лёгкий, холодный, тёплый и др.) и правильно называть их. Одной из сторон сенсорного воспитания является развитие обонятельных и вкусовых ощущений.

В процессе повседневной жизни, в играх и на занятиях под руководством воспитателя осуществляется разностороннее сенсорное воспитание дошкольников.

Основным методом сенсорного воспитания является обследование детьми предметов с целью определения их свойств. В процессе обследования дети учатся выделять и различать величину, форму, пространственные отношения, цвет.

Одной из важных задач сенсорного воспитания является формирование у детей представлений о сенсорных эталонах.

Сенсорные эталоны – это образцы, которые были выработаны в процессе общественно-исторического опыта. Такими эталонами являются основные цвета, геометрические фигуры (шар, куб, круг, квадрат и др., различная высота музыкальных звуков, выраженная в нотах. Если ребёнок знаком с эталонами и их словесными обозначениями,ему легче ориентироваться в окружающем мире: он относит встречающиеся ему предметы с тем или иным эталоном и называет цвет, форму, величину предмета, пространственное расположение его деталей.

Большие возможности для сенсорного воспитания предоставляются в работе по ознакомлению детей с окружающим, особенно с природой. Действуя с различными предметами, ребёнок получает множество ощущений: его окружают цвета, запахи, звуки.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца, его структуры и строения). Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух — точное дифференцирование речевых звуков — и зрительное восприятие начертания букв. Эти примеры легко можно было бы возвести в n-ную степень.

Накопленный опыт дети переносят на другие предметы и явления, используют его в повседневной жизни. В результате сенсорного воспитания ребенок овладевает способами чувственного познания мира, наглядно-образным мышлением; происходит дальнейшее совершенствование всех видов детской деятельности, формируется относительная самостоятельность в познавательной и практической деятельности.

Источник

Татьяна Должанская
Сенсорное воспитание как средство умственного развития ребенка

Сенсорное воспитание, как средство умственного развития ребенка.

Ежегодно к нам в группу приходят малыши. Начиная работу с нового учебного года, по окончании адаптационного периода, мы проводим диагностику, используя несложные соответствующие возрасту задания, предусмотренные образовательной программой. Проанализировав результаты совместных действий с дидактическими игрушками каждого ребёнка, и в процессе наблюдения за детьми в игровой деятельности, я каждый раз прихожу к выводу, что сенсорный опыт у малышей очень мал, нужно обогащать и развивать его.

Что же такое сенсорное развитие ребенка?

Это развитие его восприятияи формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д.

Известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др. справедливо считали, что сенсорное воспитание имеет огромное значение для умственного развития ребенка дошкольного возраста.

Ребенок, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы, но это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира.

Ребенка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире необходимо обучать ребенка основным умственным действиям и правилам восприятия.

Вы можете возразить, что каждый ребенок даже без целенаправленного обучения, так или иначе, воспринимает новые объекты. Это так, но если усвоение происходит стихийно, без разумного руководства, оно нередко бывает поверхностным и неполноценным. Что бы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. По мнению доктора психологических наук Л. Венгера «руководить умственным развитием ребенка – это значит учить его чему-то, ставить перед ним определенные задачи и показывать способы их решения».

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию, т. е. – обследованию, которое является основным методом сенсорного воспитания.

(Звучит таинственная музыка, перед коллегами появляется «Чудесный мешочек»)

Перед нами проблемная ситуация – определить на ощупь, что находится в мешочке.

Воспитатели ощупывают предмет, выслушиваются предположения.

Сейчас вы попали в затруднительную ситуацию. Такое бывает, когда человек встречается с неизвестным объектом.

Я предлагаю пройти путь, который проходит ребенок при столкновении с неизвестным, вспомнить задачи и приемы, способствующие сенсорному развитию детей дошкольного возраста, и в итоге узнаем, что же находится в «Чудесном мешочке».

Давайте назовем задачи сенсорного воспитаниядетей дошкольного возраста:

1) формирование у детей системы перцептивных (обследовательских) действий;

2) формирование у детей системы сенсорных эталонов;

3) формирование у детей умения самостоятельно применять систему перцептивных действий и систему сенсорных эталонов в практической познавательной деятельности.

4) повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.

Для того чтобы сенсорное воспитание заняло достойное место в системе работы с детьми,я поставила перед собой задачи:

– Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта малышей;

– Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов

(в цвете, форме, величине);

– Постепенное усложнение развивающей задачи и условий игры.

– Повышение умственной активности в решении предлагаемых задач.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра.И мы играем: собираем-разбираем пирамидки, матрешки, разборные стаканчики, размещаем вкладыши разных форм, группируем по цвету крышечки, прищепки, нанизываем геометрические фигуры на стержни, прокатываем с лотка шарики, вставляем втулочки, грибочки в отверстия. Учимся собирать предметы по убывающей величине, возрастающей, понимать слова «меньше», «больше» А сколько радости нам доставляют игры с крупной мозаикой и конструктором!

Задания стараюсь давать в игровой форме: «Мишка – шалунишка разбирает пирамидку и просит детей помочь ему собрать правильно колечки» или «Зайчик хотел собрать наши формочки, но все перепутал и теперь горько плачет, давайте ему поможем».

В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, умения вслушиваться и различать звуки. Для этого я подбираю игры, цель которых – открыть для детей особый мир звуков, сделать их привлекательными, где дети учатся различать «звучания» знакомых предметов, голоса животных и птиц. Например, игра «Что звучит?». Ставлю перед детьми ширму и звоню в колокольчик, стучю в барабан, бубен, играю на дудочке. Задача детей – отгадать, каким предметом был произведен звук. Или с помощью интерактивного плаката «У бабушки в деревне» дети определяют голоса животных.

Сенсорное воспитание включает в себя также развитие тактильной чувствительности –умения на ощупь различать свойства предметов: (гладкий, пушистый, шершавый, мягкий, твёрдый, и др.) и правильно называть их. Для решения этих задач мы используем «коробочку ощущений», где лежат образцы различных материалов, играем в игру «На что похоже?», «Найди пару».

Для развития обонятельных и вкусовых ощущений мы применяем игровые упражнения «Фрукт или овощ?», «Поможем обезьянке», «Коробочки с запахами», «Угадай на вкус».

Детям интересно провести исследовательскую работу, узнать, где и какого цвета домик собачки или найти где спряталась кошечка. Если ребенок ошибается, я ставлю так вопрос, чтобы он мог сам догадаться и сразу же все исправить. Такие игры всегда проходят с хорошей активностью и эмоциональным подъемом.

Привлекают детей интересные задания с геометрическими фигурами на магнитной доске, например, «выложи дорожку из квадратиков зеленого цвета. Возьми зайку, и покажи, как он пойдет по дорожке зеленого цвета. Цель этой игры – закреплять знания о цвете.

Работа с детьми по сенсорному воспитанию требует индивидуального подхода. Ребёнку предлагаю разные игровые задания с предметами: например, среди шариков 2 цветов (жёлтых и синих) прошу найти шарики жёлтого цвета, или отделить шарики от кубиков одного цвета, или достать из коробки большие шарики, где есть и маленькие.

Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практически путем проб и ошибок.В процессе знакомства детей с цветом можно выделить следующие этапы:

• Различение цвета по принципу «такой – не такой». На этом этапе дети сравнивают предметы по цвету, прикладывая, их друг к другу. Например, предлагаю найти ребенку пары предметов одинакового цвета. Когда малыш сравнит цвета, называю их, не требуя от него повторения;

• Зрительное соотнесение цветов – восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу. Например, показываю ребенку карточку определенного цвета и предлагаю найти в комнате (или на картинке) такой же цвет. После выполнения ребенком задания называю цвет.

• Закрепление представлений о цвете в слове. На этом этапе дети различают цвета по названию, но, не прикладывая, предметы друг к другу и не сравнивая их с образцом цвета.

Детям необходимы повторения. Однако если практикуются одни и те же бесконечные повторения, то интерес детей снижается. Стараюсь, чтобы программный материал содержал варианты заданий, близких по задачам, но предполагающих действия с разными предметами.

Знакомлю малышей с формой предметов.Сначала с простыми фигурами: кругом и квадратом. Когда дети усвоят эти формы, знакомлю их с треугольником, прямоугольником, овалом. Учу детей узнавать соответствующую форму, называть ее и действовать с ней.

Для ознакомления детей с величиной использую кубики, пирамидки;природный материал: (шишки, камушки, ракушки, желуди);бросовый материал: (пробки, баночки, коробки). Величина предмета обычно устанавливается в зависимости от места, занимаемого им в ряду однородных предметов. Усложнения по величине между предметами заключается в постепенном переходе от сравнения 2-3 предметов к сравнению многих предметов, образующих ряд убывающих или возрастающих величин. Сенсорное воспитание переплетается здесь с развитием мышления ребенка.

Обучение умению различать количество предметов может входить в задачи сенсорного воспитания лишь в раннем возрасте. В дальнейшем количество подробным образом изучается на занятиях по формированию элементарных математических представлений.Знакомство с количеством на базовом уровне включает в себя изучение следующих понятий: один, мало, много. Умение различать количество предметов сначала происходит с использованием реальных предметов и игрушек и лишь постепенно вводятся картинки с их изображением. Знакомлю малышей с количеством различных материалов и жидкостей, которые определяются на глаз приблизительно. Например, в красном ведерке много песка, а в желтом мало, в одной банке много воды, она полная, а в другой нет воды, она пустая.

Немаловажное значение для развития сенсорных способностей ребенка оказывает пальчиковая гимнастика. Тренировка движений пальцев и всей кисти рук способствует развитию мелкой моторики рук, координации движений, повышает работоспособность коры головного мозга.

Знание сенсорных эталонов формирую не только в ходе специально организованных занятий, но и закрепляю в повседневной жизни, в процессе режимных моментов. Так, во время обеда сравниваем количество каши в кастрюле и тарелке (много и мало, количество компота в чашках. Работа по закреплению сенсорных знаний продолжается и на прогулке, как известно мир природы богат разнообразием форм, красок, звуков, запахов и т. д. И очень важно эффективно использовать это разнообразие в целях сенсорного и интеллектуального развития детей.Мы наблюдаем за небом: много, мало или нет облаков;за листопадом: сначала на деревьях много листьев, потом становится меньше, потом ни одного.Рассматриваем с детьми опавшие листочки: окраску листьев, форму, величину. Дети отбирают из ведерка не только камешки или только шишки, но должны еще учитывать их величину. Зимой определяем свойства снега и льда, сравниваем по форме и величине комочки из снега, следы на снегу. Весной и летом определяем цвет, форму, величину растений, насекомых, одежды, сравниваем звуки. Дидактические задания выполняются в разных формах детской активности с использованием продуктивных вопросов, поисково-исследовательской деятельности. Таким образом, режимные моменты и особенно прогулки пополняют и закрепляют сенсорные знания малышей: происходит активное накопление чувственного опыта,познавательной активности: развивается наблюдательность, совершенствуются пространственные ориентировки.

И, конечно же, в настоящее время уже невозможно себе представить дошкольное образование без информационно-коммуникационных технологий. Что позволяет предъявлять информацию на экране монитора в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, ярко, образно в доступной форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно – образному мышлению детей дошкольного возраста, способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активации умственной деятельности.

Но мы как педагоги – практики должны помнить о санитарных правилах и нормах использования ИКТ.

Существенное значение при организации образовательного процесса имеет построение развивающей предметно – пространственной среды. Чем разнообразнее окружающее пространство и взаимодействие с ним, тем выше уровень развития познавательных (в данном случае сенсорных) способностей детей. Для гармоничного развития детей в группе организован сенсорный уголок, который постоянно пополняется и обновляется.

Взаимодействие с родителями стало частью образовательной работы по сенсорному развитию малышей. Родители узнали, что такое сенсорное воспитание, какое оно имеет значение в развитии ребенка. Проявляют интерес к дальнейшему развитию своих детей, принимают участие в изготовлении дидактических игр. Изготовлены такие дидактические игры, как «Подбери по цвету», «Найди пару», «Веселые картинки»; «На что похоже». Для закрепления цвета, формы, величины приобретены пирамидки, вкладыши разных форм.

Теперь давайте вернемся к нашему таинственному, неопознанному объекту. Чтобы узнать, что лежит в мешочке нам нужно задействовать соответствующие органы чувств.

Если не помогли нам тактильные ощущения, то давайте задействуем органы зрения.

Это фрукт яйцевидной формы, зелено – красного цвета. Плод покрыт блестящей гладкой кожурой. Сейчас я его разрежу, чтобы увидеть что внутри. Мякоть желто – оранжевого цвета. Внутри располагается большая и достаточно твердая косточка продолговато сплюснутой формы. Имеем ли мы достаточное представление об этом фрукте? Конечно, нет. Нам хочется его понюхать, попробовать на вкус, что мы сейчас и сделаем.

И даже после того как мы рассмотрели этот фрукт, почувствовали его запах, попробовали на вкус, наши представления о нем не совсем полные. Но если мы к обследованию предмета подключим еще и орган слуха, то узнаем о нем еще больше.

Манго – растение семейства Сумаховые. Родиной экзотических плодов считаются влажные тропики Мьянмы и индийского штата Ассам. Индийцы и пакистанцы называют их «азиатскими яблоками». Плоды достаточно крупные. В среднем вес фрукта достигает 400г, хотя встречаются и рекордсмены, которые достигают в весе примерно 1,5 кг. Манго – король фруктов и священный символ любви у индийцев. Жители Востока осыпают невесту и жениха листьями этого дерева, желая им счастья и плодовитого брака.

Богатый минеральный состав позволяет использовать данный фрукт для лечения множества заболеваний. Употребление манго способствует снятию нервного напряжения, депрессии, стресса. В жарких странах фрукт считается самым эффективным способом лечения сердечно – сосудистых заболеваний. Листья тоже нашли применение, из них готовят целебный отвар для нормализации уровня сахара в крови и деятельности поджелудочной железы. Травяной настой восстанавливает зрение, состояние кровеносных сосудов при варикозе и множественных кожных кровоизлияниях. Отдельно стоит отметить про пользу манго для желающих похудеть. Низкая калорийность фруктов позволила диетологам разработать метод похудения на этих фруктах и молоке.В косметологии сочная мякоть служит для изготовления домашних масок: она увлажняет, питает кожу лица, разглаживает морщины. Рассказывать о манго можно много и долго.

Сегодня мы с вами подтвердили тот факт,что у взрослых и детей познание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное воспитание является средством умственного развития ребенка.

Источник