Сенсорное воспитание и развитии ребенка средствами природы
В статье исследуется значение природы в сенсорном воспитании детей дошкольного возраста и развитии их. С помощью природных материалов дети прекрасно развивают свое зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также имеют прекрасную возможность потренироваться в различении температуры, ощутить разницу в весе и форме предметов.
Ключевые слова: сенсорное воспитание, природа, дошкольный возраст, восприятие, ощущения, природные материалы, чувственное познание
The article studies the importance of nature in sensory education of children of preschool age and their development. With the help of natural materials, children perfectly develop their eyesight, touch, taste, smell, hearing, and also have an excellent opportunity to practice in distinguishing temperature, to feel the difference in weight and form of objects.
Keywords: sensory education, nature, preschool age, perception, sensations, natural materials, sensory cognition
Постановка проблемы: Актуальность этой проблемы, приводит к мысли, что педагогам, надо проводить колоссальную работу в данной направленности: от непосредственного знакомства с объектами природы на улице, для достижения сенсорных эталонов, до создания развивающей среды.
Ребенок напрямую воспринимает обилие качеств и свойств природных объектов: форму, значение, звучание, цвет, положение в пространстве и т. д. У него формируются начальные определенные и эффектные представления о природе, которые в будущем ориентируют его увидеть и осознать связи и взаимоотношения природных явлений, а также овладевать новейшими представлениями.
Многообразие предметов природы дает возможность сформировать увлекательную и полезную деятельность малышей. В ходе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся с особенностями и свойствами предметов и явлений природы, учатся видеть их видоизменение и становление. У них формируется любознательность.
Приобретенные знания и умения воспитатель способен рекомендовать дошкольникам применять в практике: дети увлажняют песок, поливают водой снег, с целью формирования крепких сооружений, обмазывают глиной основание ручейков и каналов, для того чтобы удержать воду. В течении данной работы происходит последующее усовершенствование знаний и развитие способностей.
Природа всегда притягивает внимание ребенка, ставит перед необходимостью включать в познавательный процесс всевозможные органы чувств: зрение, осязание, обоняние и слух. От степени сенсорного развития детей зависит его будущий успех: в какой степени дошкольник абсолютно слышит, видит, осязает находящееся вокруг, до такой степени лучше он способен оперировать данной информацией настолько ведь конкретно данные навыки способен выразить в речи. Сенсорное развитие — это источник познания среды, начальная стадия накапливания чувственного опыта.
Своевременное сенсорное развитие — обуславливающее фактор адекватной и быстрой ориентировки в безгранично меняющемся окружении, возможности эмоционально понимать красоту и гармонию мира.
Знакомство дошкольников с природой — это способ образования в их сознании реалистических познаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании верного отношения к ней.
Для того чтобы малыши должным образом восприняли явления природы, очень важно обращать процесс восприятия ими природы.
Отсюда вытекает то, что в основаниях ознакомления дошкольника с природой обязаны быть наглядность, непосредственное влияние объектов природы на их органы чувств. Они должны иметь возможность ознакомиться с предметами, прикоснуться к ним, послушать, попробовать на вкус, почувствовать их тяжесть.
Анализ литературы по теме исследования. В научных исследованиях теоретические основы природы как средства сенсорного воспитания детей дошкольного возраста: Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, А. П. Усова, А. Г. Рузская, В. П. Зинченко; в теории дошкольного воспитания вопросы восприятия аспектах рассматривались практиками и исследователями: Венгер Л. А., Печора К. Л., Пилюгина Э. Г. Ф. Фребеля, Г. Домана.
Цель статьи: раскрыть влияние природы в сенсорном воспитании детей дошкольного возраста.
Изложение основного материала. Природа — важный инструмент обучения и становления ребенка дошкольного возраста. Дошкольник выполняет множество открытий, общаясь с ней. Неповторимо любой живой субъект, замеченный малышом. Различны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми ребята таким образом предпочитают играть. Они общаются с природой в любую пору года — и когда кругом лежит легкий белоснежный снег, и когда цветут сады. Отличительную ценность для малыша при знакомстве с природой исполняет лицо взрослого, совместно с которым и совершается изучение ребятами окружающего вокруг мира.
Ни один использованный дидактический материал не поспорит с природой, согласно многообразию и мощи развивающего действия для малыша. Объекты и явления природы ясно представляются пред ребенком. С содействия ощущений ребята познают единичные свойства, характеристики объектов, которые конкретно влияют на его органы чувств. Таким образом ребенок познает о том, что объекты обладают собственным вкусом, цветом, величиной, запахом, звуком, весом, температурой и иное [2, c. 15].
Подобным способом, ребенок конкретно, через органы чувств, воспримет обилие качеств природных объектов: форму, величину, звуки, цвета, положение в пространстве, движение и др. У него сформировываются начальные точные и эффектные представления о природе, какие в будущем могут помочь ему обнаружить и осознать взаимосвязи и взаимоотношения природных явлений, овладеть новейшими определениями.
Многочисленные взаимосвязи и взаимоотношения среди природных явлений ребята постигают в ходе исследований. В ходе наблюдений, игр и работы в природе ребята знакомятся с особенностями и свойствами предметов, явлений природы, постигают видеть их видоизменение и прогресс. Приобретенные навыки и умения педагог в силах рекомендовать дошкольникам применять в практике: ребята увлажняют песок, поливают водой снег в целях формирования крепких сооружений, обмазывают глиной основание ручейков и каналов, для того чтобы сдержать воду. В ходе данной работы происходит последующее усовершенствование знании и становление интеллектуальных возможностей [3, c. 27–28].
В дошкольном образовательном учреждении ребенка знакомят с природой и её предметами, что же оказывает огромное воздействие равно как сенсорное воспитание в частности, столь и на становление дошкольников в целом. При этом чрезвычайно значимо место воспитателя — его способность образовать условия, обеспечивающие динамичность и независимость любого воспитанника при знакомстве с природой. По этой причине, в случае если рассуждать о задачах, стоящих пред педагогом, знакомящий ребенка с природой, в таком случае одним из их числа станет развитие у ребенка элементарной системы знаний. Система знаний о природе содержит сведения о её предметах и явлениях (их признаках, свойствах), а кроме того взаимосвязях и взаимоотношениях среди них. Сведения о природе у ребенка-дошкольника образовываются на уровне суждений, в каких отображены значительные, однако по внешнему виду выраженные особенности, связи и взаимоотношения [1, c. 9].
Освоение ребятами окружающего мироздания наступает с ощущений и восприятий, какие возникают в ходе влияния объектов и явлений природы в его органы чувств. И. П. Павлов продемонстрировал, что физиологической базой чувственного познания служит общая работа визуального, слухового, дерматологического, обонятельного и прочих анализаторов. Нежели более анализаторов примет участие в восприятии, этим вернее, обильнее, красочнее и содержательнее понимание. Из этого места вытекает, что в основах ознакомления ребенка с природой обязаны находиться наглядность, конкретное влияние объектов и явлений природы в их органы чувств. Ребята обязаны владеть право взглянуть предметы, прикоснуться, послушать, попробовать, почувствовать их вес и т. д. Основной ресурс познаний об обществе — ощущения. С содействием чувств ребята познают единичные свойства, качества объектов, какие напрямую влияют на аппараты его чувств. Таким образом, ребенок познает то, что объекты обладают неповторимым вкусом, цветом, запахом, массой, температурой и др. Наиболее трудоемким познавательным процессом представляет собой восприятие, обеспечивающее отображение абсолютно всех свойств объекта, с каким ребята напрямую соприкасаются [4, c. 11–13].
Выдающие зарубежные научные работники в сфере дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декорли), а кроме того знаменитые представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (Е. И. Тихеева, А. В. Казак, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и прочие) объективно полагали, что сенсорное развитие, нацеленное на обеспечение полного сенсорного становления, представляет собой одной с ключевых сторон дошкольного воспитания.
Важную роль Тихеева придавала исследованию ребенком дошкольного года явлений природы. «Детей следует воспитывать, учить, растить среди природы и при посредстве природы, — писала она. — Каждый детский сад должен иметь садик или хотя б двор» [6, c. 41].
В каждое время года ребята получают удовольствие от большинства чувств, какие предоставляет природа. Свободно и с удовольствием дети усваивают наименования цветов, трав, животных, внешний вид, строение. Подобный конкретный контакт может помочь им точно обнаружить их, разбираясь согласно форме, строению, запаху, по влажности, гладкости, пушистости.
Для наиболее эффективного решения данных задач возможно сформировать развивающую сферу в группе. В области сенсорного воспитания ребенок-дошкольник способен приобрести все без исключения эти чувства, какие ещё согласно этим либо другим обстоятельствам недостаточно в реальном мире. С помощью природных материалов ребята превосходно развивают собственное зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также обладают отличной возможностью потренироваться в различении температуры, почувствовать разницу в весе и форме объектов. Сенсорные упражнения дают ребятам право распознавать и систематизировать объекты согласно объему, фигуре, окраске, степени шероховатости либо гладкости, по весу, температуре, вкусу, шуму, звучанию [2. c. 116].
Знакомя ребенка с разными особенностями объектов допускается применять естественный и бросовый материал. С целью формирования осязания применяем: кусочки меха, шишки, желуди, емкости с крупой (горох, фасоль, пшено, гречка). С целью обоняния: природные запахи (укроп сухой, кофе, мята, апельсиновые корки). Становление вкусовых качеств: лимоны, бананы, чеснок, овощи. С целью формирования слуха: применяем музыкальные инструменты, изготовленные собственными руками (маракасы, банки), диски с звуками природы. Те ребята, которые обладают сенсорным развитием, готовы отличать огромное количество звуков, широкую палитру красок, вкусовые ощущения [8, c. 25].
Выводы. Таким образом, можно сделать выводы, о том что влияние природы в процессе сенсорного воспитания неоспоримо. Следовательно, к концу дошкольного возраста дети усваивают элементарную систему знаний о природе, что способствует становлению грамотной личности и формированию стойкого положительного отношения к природе.
Литература:
- Аванесова В. Н. Дидактические игры и занятия в самостоятельной деятельности детей //Сенсорное воспитание в детском саду. — М., 1981. -185 с.
- Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук. — Ярославль, 1997.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика — Пресс, 2009.Каменева Л. А. Как знакомить дошкольников с природой. — М., 1983.
- Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. — М., 1989.
- Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М. А. Васильевой — М., 2005.
- Методика ознакомления детей с природой в детском саду»./ Под ред. П. Г. Саморуковой — М., 1991.
- Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада. — М., 2009.
- Плеханов А., Морозова О. М. М. Манасеина: сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. -2010. — № 7. — С. 31–35
Основные термины (генерируются автоматически): природа, явление природы, дошкольный возраст, орган чувств, ребенок, ребята, сенсорное воспитание, сенсорное воспитание детей, сенсорное развитие, внешний вид.
Источник
Наталья Петровна Танина
Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством экологического воспитания
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятияи формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. [4, с. 21]. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитании.
В младшем дошкольном возрасте начинается формирование сенсорных эталонов – вначале как предметных, которые затем, постепенно обобщаясь, переходят на уровень сенсорных. Сначала представления о форме или цвете связаны у ребенка с конкретным предметом (например, круглый мяч, зеленая трава и т. д.). Постепенно это качество обобщается и, отрываясь от предмета, становится обобщенным эталоном – цвета, формы, размера. Именно эти три основных эталона формируются у детей к концу раннего возраста.
На третьем году жизни задачи сенсорного развития существенно усложняются, что связанно с общим психофизическим развитием, прежде всего началом формирования новых видов деятельности (игровой, элементарной продуктивной и др.). После 3-х лет идет ознакомление детей с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их потребления. В активный словарь ребенка входят слова-названия, связанные с формой, цветом, величиной. Необходимо помнить, что в условиях ограниченности притока впечатлений дети испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительным задержкам общего развития.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка как в детском саду, так и в школе. То, что они усваивают без усилий в 2, 3, 4 года в дальнейшем дается им с трудом. Исследования детских психологов и физиологов показали, что ключ к развитию умственных способностей ребенка – это его личный опыт познания впервые годы жизни, т. е. в период развития мозговых клеток. Поэтому именно в младшем дошкольном возрасте дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов [2, с. 8].
Общение ребенка с объектами природы придает яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни, обогащает его опыт познания и самопознания, формирует сострадание к живому существу, желание заботиться о нем, радость и восхищение от взаимодействия с природой, т. е. положительную мотивацию на отношение к природе. Познание природного окружения вначале осуществляется чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Чем больше органов чувств «задействовано» в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, тем богаче становятся его представления.
Поэтому я провожу работу с детьми первой младшей группы по развитию сенсорных способностей посредством экологического воспитания.
Мною были изучены и использованы «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» Л. А. Венгер, «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста» и «Сенсорные способности малыша» [1,3,4].
Работа по развитию сенсорной культуры у младших дошкольниковв процессе ознакомления с природой проходила в следующей форме:
– комплексные занятия по сенсорному воспитанию по ознакомлению с природой.
– создание и постоянное обновление уголка природы
– дидактические игры
– наблюдения
– проведение совместных праздников детей и родителей на экологическую тему
– чтение художественной литературы
– прогулки и экскурсии
–приобщение родителей к педагогическому процессу посредством родительских собраний и консультаций
– информационно-педагогические материалы в родительских уголках, папках – передвижках.
Основная цель моей работы – формировать сенсорные умения и навыки посредством ознакомления с природой через занятия, наблюдения, прогулки.
Из этого вытекают следующие задачи:
– обогащать представления детей о растениях, животных, человеке, а также об объектах неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении. Осуществление этой задачи тесно связано с развитием сенсорных способностей, а также с освоением простейших форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
–включать малышей в посильную деятельность по уходу за живыми существами (это способствует установлению первых естественных взаимоотношений детей с миром природы);
–воспитывать добрые чувства, любопытство, любознательность, эстетическое восприятие, переживание, связанное с красотой природы.
Для младшего дошкольника характерен ярко выраженный интерес ко всему, что происходит вокруг. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию. Формирование экологических представлений у младших дошкольников способствовало сенсорному развитию, полноценному восприятию окружающего мира.Маленький ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Поэтому на занятиях широко использовала наглядные пособия, предметы которые ребенок может взять в руки. Так, при ознакомлении с овощами и фруктами, дети обследовали их тактильно, при помощи запаха, пробовали на вкус, рассматривали их, отмечали цвет, форму, вкусовые качества. Так на занятии «Знакомимся с репой и морковью» персонаж дедушка знакомил детей с этими овощами,их характерными особенностями: репа круглая, желтая, сладкая на вкус. Морковь длинная, красная и тоже сладкая. Все это дети определяли путем обследования, пробуя овощи на вкус. Все это развивало сенсорные способности детей.
Занятия с детьми строятся в форме игры. Главное звено игры – занятия – воображаемая ситуация, которая поддерживалась в течение всего занятия. Ребята с удовольствием путешествовали по воображаемому лесу (групповой комнате, время от времени выходили то на полянку (ковер) для выполнения какого-либо задания, поручения, то садились на пенек (стульчик) для прослушивания художественного произведения, то осторожно проходили вокруг какого-то водоема так, чтобы никто не намочил ноги. Важным моментом воображаемой ситуации является установка воспитателя на правильное поведение в лесу. Так, при проведении занятия «Лесные чудеса» путешествуя по лесу,встречали диких животных: зайца, белку и мишку, определяли, кто, чем питается и в то же время, повторяли правила поведения в лесу.
Первые домашние животные, с которыми знакомим детей – это кошка и собака. Дети хорошо знают этих животных, знают их повадки, какую пользу они приносят человеку.При знакомстве с собакой использовался сюрпризный момент: игрушка собаки лежала в закрытой корзине. Дети отгадывали сначала загадку про собаку, а потом доставали игрушку из корзины. Занятия строились на тактильном обследовании животных. Дети их гладили, осматривали и описывали внешний вид животных.
Наблюдения – это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы и обобщения. Самые первые наблюдения мы проводим с детьми в 2 –3 года: изменения температуры – на улице тепло, холодно, жарко; осадки – идет снег, дождь и т. д. При наблюдении за дождем дети узнали, что дождик летом теплый, а осенью холодный, потому что летом теплее. Послушали, как капли дождя стучат по окнам. С детьми мы наблюдали за действием ветра. Выносили на улицу игрушечные вертушки и следили, как они крутятся то быстро, то медленно. Объясняли почему. Дети заметили, что зимой ветер холодный, а летом теплый. Зимой наблюдали за свойствами льда Особенно удобны для обследования и наблюдения комнатные растения – их форма во все сезоны не меняется. Детям предлагалось не только рассмотреть растение,но и обследовать его: потрогать, ощутить гладкость листьев фикуса и бархатистость герани. Очень детям нравились наблюдения за живыми объектами на улице.Мы сравнивали размер птиц: воробей маленький, голубь большой, воробей прыгает, голубь ходит и т. д. Мы наблюдали за живой и неживой природой. Так при наблюдении за солнцем осенью дети заметили, что оно светит, но не такое жаркое, как летом.
Особое место в работе уделялось играм с природным материалом, т. к. в таких играх создаются благоприятные условия для развития органов чувств, пробуждая мысль, совершенствуя речь. Многочисленны игры с песком, в этих играх дети узнали о таких свойствах песка, как цвет, сыпучесть,форма: влажный – лепится, сухой – рассыпается. Мы лепили с песка пирожные, пирожки, торты. Рисовали на песке различные фигуры, просеивали песок через ситечко. Со свойствами снега дети познакомились во время игр в снежки, при лепке снежной бабы. Они узнали, что он бывает влажным, сыпучим в зависимости от погоды.
Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями старалась использовать больше игр-экспериментирований. Детям нравятся опыты со снегом и льдом. Зимой мы заносили с улицы снег и лед, клали его в тарелку и наблюдали, как он превращается в воду. Затем выносили тарелку с водой на улицу, и вода превращалась снова в лед. Дети были в восторге.
В работе с детьми раннего возраста на первый план ставились познавательные и нравственные цели, а затем обучающие. Для того чтобы к малышу пришло понимание природы, мало дать конкретные знания о ней. Необходимо научить слушать ее, сопереживать и радоваться ей. Помимо дидактических и экологических игр проводились игры-сюрпризы «Ты кто?», «Кто в домике живет?», игры-забавы «Солнечный зайчик», «Мыльные пузыри».
Наблюдения, прогулки давали обогащенную почву для размышлений, пробуждали в детях пытливость и любознательность.У них возникали бесчисленные вопросы: «Почему?» и «Зачем?».
Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому не только учитывала это сама, но и значительное внимание уделяла работе с родителями. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использовались, как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (экологические игры, посещение открытых мероприятий, дни открытых дверей).
Однако работа еще не завершена. Она продолжится в следующих группах. Надеюсь, что мои воспитанники на всю жизнь сохранят любовь ко всему, что их окружает.
Ну, а самое главное в экологическом воспитании это личная убежденность педагога, его умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания у коллег, родителей и дошкольников.
Список использованных источников
1. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет : Кн. Для воспитателей дет. cада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988. – С. 12–20.
2. Ендовицкая, Т. В. Некоторые вопросы психологии сенсорного воспитания / Т. В. Ендовицкая // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 10. – С. 4–9.
3. Пилюгина, Э. Г. Занятия по сенсорному воспитаниюс детьми раннего возраста : пособие для воспитателей детского сада / Э. Г. Пилюгина. – М.: Просвещение, 2009. – С. 8–13.
4. Сенсорное воспитание в детском саду : пособие для воспитателей / Под ред. Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесовой. – М.: Просвещение, 1981. – С. 20–25.
Источник