Сенсорное развитие умственно отсталого ребенка
Ирина Фартушина
Сенсорное развитие детей с нарушением интеллекта
ГБОУ «Новооскольская специальная
общеобразовательная школа- интернат»
«Сенсорное развитие детей с нарушением интеллекта»
Тьютор 1-го класса
Фартушина Ирина Валентиновна
Сенсорное развитие ребенка- это развитие процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию, сформировать у него перцептивные действия (действия рассматривания, ощупывания, выслушивания (перцепция- восприятие).
Развитие восприятия идет путем совершенствования перцептивных действий и усвоения систем сенсорных эталонов (геометрических форм, цвета, величин, времени, мер веса и т. д.). Восприятие всегда является ориентировочной основой практической деятельности и поэтому развивается в тесной связи с ней.
Для детей с нарушением интеллекта оказывается лишь началом развития перцептивного действия. У ребенка появляется интерес к предметам, игрушкам, на основе этого начинается ознакомление со свойствами и отношениями.
Сенсорное развитие умственно отсталого ребенка значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Ребенок с нормой интеллекта овладевает поисковыми способами в процессе действий с предметами, а умственно отсталых детей этому надо учить, они не умеют пользоваться поисковыми способами ориентировки- пробами и примерением. Этому их надо специально учить. У умственно отсталых детей слабо развиты познавательные интересы, они малоинициативны, восприятие – поверхностное, память- краткосрочная, внимание не устойчивое. Сенсорное развитие у этой категории детей в целом значительно отстает по срокам формирования и происходит чрезвычайно неравномерно.
Дети с нарушением интеллекта недостаточно владеют способами обследования предметов, они действуют либо хаотично, не учитывая свойства предметов, либо действуют ранее усвоенным способом, не адекватным новой ситуации. Сенсорное развитие без специального коррекционного воздействия развивается медленно.
Задачи сенсорного воспитания:
1. Развитие поисково- ориентировочных действий (метод проб, примерение, зрительная ориентировка).
2. Обеспечение усвоения детьми сенсорных эталонов.
3. Включение в деятельность уже сформированных образов восприятия.
Сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения – необходимое условие успешного обучения детей с нарушением интеллекта.
Методы обучения:
1. Действия по образцу.
2. Выбор по образцу.
3. Действия по подражанию.
4. «Жестовая» инструкция.
5. Совместные действия взрослого и ребенка.
Формы работы:
Коррекционно- развивающие занятия могут проводиться в виде игры с дидактическими игрушками, дидактической игры, подвижной игры, игры с правилами. Занятие может проводиться в форме конструирования, лепки, рисования, требующих восприятие и воспроизведение свойств изображаемых предметов. Наряду с этим могут проводиться занятия с раздаточным материалом типа настольных игр (лото). При этом предметы должны быть крупными и красочными.
Этапы сенсорного развития:
На первом этапе обучения необходимо создать условия для развития у детей зрительного внимания, подражания и запоминания. Привлечение внимания к сенсорному признаку, который должен быть усвоен.
а) учить воспринимать свойства и качества предметов (игрушек): игры «Запомни, куда положили мяч», «Куда спрятался мишка», «Найди колокольчик», «Где твой домик».
б)научить пользоваться методом проб: «Прокати шарик», «Спрячь игрушку».
в)узнавание предметов на ощупь: «Найди свою игрушку в мешочке», «Достань такую же игрушку», «Что в мешочке».
г)сличение одинаковых предметов по цветовому признаку: «Найди цветок для бабочки», «Спрячь мышку в домике», «Привяжи ленточку к шарику».
Второй этап обучения – обучение детей перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках. В процессе обучения показать ребенку и назвать перцептивное действие. Затем предложить детям все это повторить. Самое главное – организовать многократные упражнения в выделении разных качеств.
Третий этап обучения – формирование представлений об эталонах. Формировать зрительную установку на цвет, форму, величину. Детейучат применять освоенные эталоны качеств для анализа предметов: трава зеленая, яблоко как шар, крыша у дома треугольная и т. д.).
Четвертый этап – создание условий для самостоятельного применения детьми освоенных знаний и навыков (группировка предметов по признаку, выделение признака самостоятельно).
Работа по сенсорному воспитанию планируется согласно программы обучения детей с интеллектуальной недостаточностью I этап обучения. Работа ведется в тесном контакте с учителем- дефектологом. По рекомендации планируем дидактические игры и упражнения для индивидуальной работы, для закрепления новых знаний, полученных на занятиях. В группе имеются дидактические игрушки (пирамидки, вкладыши, лото, мозаика, дидактические игры («Цветные дорожки», «Спрячемся от лисички», «Найди пару», «Собери фигуру», «Собери матрешку»).
Работа ведется в системе, как на занятиях, так и в повседневной жизни, в игре. Игровой метод самый эффективный. Дети, играя, лучше запоминают.
Больше всего дети любят игры с предметами. Но игровой опыт беден, и без руководства и участия в игре воспитателя игра не имеет продолжения. Часто играем с детьми в конструктивные игры. Дети в процессе игрового взаимодействия приобретают умение сравнивать окружающие предметы и игрушки,усваивают технические приемы работы со строительным материалом: накладывают кирпичик или кубик друг на друга, укладывают в ряд, делают простейшую кукольную мебель, строим разные башни, домики. Всегда обыгрываем постройки. Это поддерживает интерес к строительным играм, желание играть формирует стойкий сенсорный опыт.
Сенсорное воспитание планируется в тесной связи со всеми разделами программы. Большое место отводим развитию мелкой моторики. Сочетание сенсорных и моторных задач является одной из главных задач умственного развития.
Источник
Сенсорное развитие – основа познавательной деятельности умственно-отсталого ребёнка.
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в младшем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся педагоги Ф.Фребель, М.Мантессори, Л.А.Венгер, А.В.Запорожез справедливо считали, что сенсорное развитие является одной из основных сторон дошкольного воспитания – это фундамент общего умственного развития ребёнка. С другой стороны – имеет самостоятельное значение – помогает умственно-отсталому ребёнку полноценно воспринимать окружающий мир.
Первая ступень сенсорного развития – восприятие предметов и явлений окружающего мира. С этого начинается познание. Все другие формы познания: запоминание, мышление, воображение, внимание – это результат его переработки. Внимание, память, мышление умственно-отсталого ребёнка формируются и функционируют главным образом в процессе предметных действий и имеют преимущественно наглядно-игровой характер. Уровень при этом очень низкий. Коррекционное обучение ставит перед педагогами и специалистами в этой области следующие задачи по воспитанию «сенсорной культуры»:
–
Понятие «сенсорная культура» вошло в педагогику благодаря работам М.Мантессори. Она считала, что для приобретения такой культуры нужно систематически упражнять органы чувств ребёнка в различении формы, цвета, величины и других свойств предметов на биологическом уровне (то, что в нём заложено природой) и развивать новые, приобретённые общественным опытом (сенсорные эталоны). Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно называть тот или иной объект или его свойства, необходимо научить ребёнка пользоваться представлениями в самых различных ситуациях. Следует отметить, что совершенствование и развитие сенсорных процессов в ходе деятельности очень затруднено. Умственно-отсталым детям трудно одновременно решать несколько задач восприятия: и зрительного, и слухового, и обонятельного, поэтому задания даются поэтапно в процессе различных действий с предметами и игрушками. Умение воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируются сами собой , а требуют специального обучения по определённой системе.
На первом этапе у умственно-отсталого ребёнка должно развиваться внимание к окружающим его предметам – идёт обогащение ребёнка впечатлениями. Это необходимо и для развития деятельности органов чувств и для общего психического и физического развития. Свойства начнут приобретать для малыша определённое значение (маленькое-это то, что можно схватить одной рукой, большое-двумя руками, круглое-то, что охватывается всей ладошкой и т.д.).
На втором этапе: идёт накопление представлений о цвете, форме, величине, свойствах предметов. Требуются сопоставления, сравнения: на глаз, при наложении. Это даёт возможность устанавливать различия и сходства по внешним свойствам предметов.
На третьем этапе дети уже могут выполнять элементарные продуктивные действия – выкладывать мозаики, работать со строительным материалом, разбирать природный материал, раскладывать предметы по цвету, форме т.е. формируются устойчивые сенсорные эталоны.
Для младших детей усвоение сенсорных знаний строится на обучении их продуктивным видам деятельности:
– активизации двигательной активности,
– штриховке, рисованию,
– лепке, аппликации,
– конструированию,
– работе с природным материалом.
В последнее время включаются инновационные методы: песочная терапия,
Для этого собран и систематизирован обучающий материал:
– комплексы дидактических игр на закрепление цвета, формы, величины, развитии мелкой моторики.
– упражнения по конструированию (наглядный и раздаточный материалы).
Серии кубиков, пирамидок, цветных столбиков…
– Дидактические пособия, направленные на развитие перцептивного восприятия.
– Оборудование сенсорной комнаты, физкультурного зала различными развивающими материалами.
Для проведения коррекционной работы необходимо создать соответствующую коррекционно-развивающую среду. В дефектологическом кабинете созданы комфортные, обеспечивающие безопасность детей, условия для занятий. Создавая это пространство, в первую очередь, учитывался такой фактор как эмоциональное благополучие ребёнка. Кабинет разбит на зоны по различным направлениям:
1- центр сенсорного развития, включающий в себя игры, игрушки, пособия, предназначенные для слухового, зрительного восприятия, представлений о цвете, форме предметов.
2- центр моторного и конструктивного развития предназначен для развития мелкой и крупной моторики.
3- центр речевого развития: в данной зоне подобран материал по формированию и активизации словаря детей, по развитию коммуникативных навыков. Здесь собран методический, дидактический, сюжетный материалы.
4- игровой центр, где дети отдыхают и играют в сюжетно-ролевые игры (доктор, повар, парикмахер…)
Важнейшими условиями развития умственно-отсталых детей является благополучие ребёнка, педагогическая грамотность и тесная связь всех специалистов: психолога, логопеда, воспитателей, врачей. Именно таким образом реализуются комплексный и индивидуальный подходы в работе с больными детьми.
Источник
Содержимое публикации
Развитие сенсорных навыков через дидактические игры
у детей с умственной отсталостью
Воспитатель Савинич Л.А.
МБДОУ № 10 г. Апатиты
Сенсорное развитие ребенка – это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе [1, с. 6].
В работе с умственно отсталыми детьми сильно проявляются особенности сенсорного развития, прежде всего, замедленность зрительного восприятия объектов. Умственно отсталым детям нужно гораздо более длительное время, чем нормально развивающимся сверстникам, для того чтобы узнать знакомый объект. Это связано с характерной для олигофренов замедленностью процессов анализа и синтеза, обусловленной с недостатками умственного развития. Также им свойственна узость зрительного восприятия. Старшие дошкольники с умственной отатслостью могут отчетливо воспринимать одновременно 4-6 предметов или изображений, в то время как сверстники различают 8-12 объектов. Узость зрительного восприятия уменьшает возможности умственно отсталых детей обозревать окружающее их пространство [2].
В своей работе с умственно отсталыми детьми, мы отметили, что движения таких детей неловки, плохо координированны, чрезмерно замедленны или, напротив, импульсивны.
Для решения данных проблем нами были изготовлены дидактические игры для сенсорного развития умственно отсталых детей. Часть игр представляют собой серию заламинированных листов формата А4 с яркими изображениями; на гладкую ламинированную поверхность приклеены липучки и маленькие цветные заламинированные изображения с липучками. Игры разделены по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Дикие животные», «Домашние животные», «Насекомые», «Морские обитатели и рыбы», «Транспорт», «Продукты питания», а также серии игр по цветоразличению, которые также можно использовать по лексическим темам. Вторая часть игр, направленна на развитие тактильных ощущений (игры «Киндеры», «Перчатки»)
Серия игр на липучках:
Игра «Листочки».
Цель – развитие умения группировать по цвету и форме.
Задачи – учить собирать целое из частей; развивать зрительное восприятие, мышление, внимание, логику, мелкую моторику рук, речь (стимулировать ребенка на проговаривание цвета листьев).
Инструкция – найди недостающую половинку каждому листочку.
Игры «Осенние листочки», «Морковка»,«Веселые пчелки».
Цель – закрепление умения находить геометрическую форму.
Задачи – развивать зрительное восприятие, мышление (процессы анализа и синтеза); внимание, цветовосприятие, формовосприятие, речь (прилепи и скажи «…».
Инструкция – 1. Закрой дырочки в листочках; 2. Подбери зайке морковку нужной формы; 3. Подбери каждой пчелке цветок.
Игры «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицеферма», «Лесная полянка».
Цель – закрепление умения находить заданные силуэты путем наложения. Группировка по форме.
Задачи – закреплять знания о животных; развивать зрительное восприятие и внимание, логическое мышление; развивать прием зрительного наложения; развивать мелкую моторику и речь (вызывание звукоподражаний; проговаривание названий животных).
Инструкция – 1. Найди голову каждого животного; 2. Чья тень? 3. Найди животное.
Игра «Магазин морковки»
Цель – закрепление пересчета предметов в пределах …; закрепление понятия слева/справа; стимуляция звукоподражания за педагогом.
Задачи –формировать пересчет предметов до…; развивать умение различать количество предметов: один-много; развивать зрительное внимание, мелкую моторику, мышление, ориентировку на микропростанстве, речь.
Инструкция – 1. Посчитай морковки; 2. Сколько морковок слева/справа? 3. Прилепи морковку и скажи «…».
Игры «Огород», «Консервируем овощи»
Цель – закрепление представлений об овощах.
Задачи – продолжать формировать умение выделять цвет изображений, развивать умение сравнивать, соотносить изображения п одному признаку (цвет); упражнять в назывании овощей; развивать мелкую моторику, мышление, зрительное восприятие, ориентировку на микропространстве.
Инструкция – 1. Сделай также (работа по образцу); 2. Что растет на грядке? 3. Посади на грядке овощи только красного/желтого/зеленого цвета; 4. Повтори; 5. Посчитай перец/огурцы/морковь и т.д.; 4. Что лишнее?
Игры «Морские животные», «Аквариум».
Цель – закрепление представлений рыбах и морских обитателях.
Задачи – развивать ориентировку на микропростанстве, речь (вызывание звукоподражаний за педагогом, проговаривание названий животных, их цвет и величину); закреплять пересчет предметов в пределах …; развивать умение различать количество предметов: один-много; развивать зрительное внимание, мелкую моторику, мышление,
Инструкция – 1. Прилепи на место; 2. Выпусти рыбок в аквариум – прилепи и скажи «…»; 3. Посчитай рыбок; 4. Сколько рыбок смотрят налево/направо?
Игры «Фрукты», «Половинки», «Вкусный пирог»
Цель – закрепление представлений о фруктах и ягодах.
Задачи – упражнять в назывании фруктов; закреплять пересчет предметов в пределах …; развивать мелкую моторику, мышление, зрительное восприятие, ориентировку на микропространстве, речь.
Инструкция – 1. Что растет на дереве? 2. Посчитай фрукты; 3. Посчитай ягоды; 4. Прилепи фрукт и скажи «…»; 5. Найди фрукт; 6. Укрась пирог; 7. Укрась пирог только яблоками/черникой/клубникой/вишней; 8. Укрась пирог сначала зеленым яблоком, потом красным, потом зеленым (чередование); 9. Повтори (сначала выполняет педагог, потом ребенок).
Игра «Человек. Части тела»
Цель – закрепление названия частей тела человека.
Задачи – совершенствовать представления детей о частях тела человека развивать речь, зрительное внимание и восприятие, мелкую моторику, мышление.
Инструкция – Это…, найди … и прилепи.
Игры на цветоразличение:
Игры «Цветные квадраты», «Гаражи-1» и «Гаражи-2» (усложненная версия – оттенки).
Цель – сравнение, зрительное соотнесение и группировка объектов по цвету.
Задачи – вычленять определенный цвет на основе непосредственного сопоставления объектов по цвету; продолжать знакомить с приемом прикладывания; продолжать учить соединять слова-названия с конкретным цветом; развивать зрительное внимание и восприятие, мелкую моторику, речь.
Инструкция – 1. Найди «домик»; 2. Где такого же цвета?
Игры на развитие тактильных ощущений:
Игра «Киндеры»
Цель – закрепление умения находить на ощупь предметы по словесному указанию.
Задачи – развивать тактильные ощущения, мелкую моторику рук, внимание, выдержку, речь; обогащать сенсорный опыт детей.
Инструкция – Найди мягкий/жесткий/колючий/шершавый/тяжелый/легкий.
Игра «Перчатки»
Цель – закрепление умения находить на ощупь.
Задачи – развивать тактильные ощущения, мелкую моторику рук, внимание, выдержку, речь; обогащать сенсорный опыт детей.
Инструкция – Найди одинаковые рукавички.
Литература:
Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. Из опыта работы / Сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «ИДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 128 с. + илл.;
Учебно-методический комплекс дисциплины «Психология детей с нарушением интеллекта (детская олигофренопсихология)», [электронный ресурс] / ФГБОУ ВПО «МГГУ», Мурманск 2013, URL https://psihdocs.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-sd-1-sd-f-1psihologi.html?page=6
Источник