Сенсорное развитие ребенка в семье
Алла Борисенко
Сенсорное воспитание ребенка в семье
«Сенсорное воспитание ребенка в семье».
Подготовила Борисенко А. В. воспитатель второй группы раннего возраста МБДОУ ДСКВ №29 г. Ейска
Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве)
Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Умственное воспитание детей раннего возраста включает задачи сенсорного развития. Интеллектуальное развитие осуществляется в процессе игр их самостоятельной деятельности. Сенсорный чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущение в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируется с трудом, а порой невосполнимы.
Для того чтобы планомерно и систематически осуществлять сенсорное воспитание ребенка в семье, необходимо знать основные принципы построения общения с детьми.
1. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всем знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребенком.
2. Говорите с ребенком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия, признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формируйте закономерности, рассуждайте вслух, обосновывайте свои суждения.
3. Задавайте ребенку как можно больше вопросов.
4. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребенка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.
5. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребенком.Пусть он не все и не сразу поймет: развивающее общение – это всегда немного общение «на вырост».
6. По возможности, много путешествуйте с ребенком.
7. Приглашайте в дом интересных людей, приобщение с ними не отправляйте ребенка «поиграть в соседней комнате».
8. Проводите совместные наблюдения и опыты.
9. Ходите с ребенком в музей.
10. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его замыслов.
11. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.
Методические рекомендации для родителей по созданию предметно-развивающей среды в семье для детей от 1,5 – 3 лет.
В этот период для познавательного развития ребенкарешающее значение имеет богатство окружающей его среды:
•Желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов – дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и тому подобное, причем предпочтение желательно отдавать природным материалам;
•Большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать из одной емкости в другую;
•Различные движущиеся игрушки;
•Игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т. д. ;
•Игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука;
•Самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы.
Это могут быть:
– Банки из под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, фантиками, песком, скрепками, пуговицами и т. д.
– Шуршащие метелки из обрезков магнитофонной ленты, бумаги, полиэтилена и т. д.
– Погремушки, из нанизанных на проволоку пуговиц, косточек, орехов, желудей, каштанов и т. д.
– Шуршащие при трении друг о друга еловые шишки, оберточная бумага, шумящие морские раковины, палочки разной толщины из дерева разных пород.
– Перевернутые детские формочки, ведра,
– Свистки и дудочки из глины и дерева.
– Конструкторы и мозаика;
– Разнообразные изобразительные материалы: бумага разной фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и т. д.
– Игрушки контрастных размеров, мягкие модули.
– Игрушки различной формы (круглые, кубические,
– Емкости,с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить-достать, насыпать-высыпать и т. д.
Источник
Познание детей берет свое начало с восприятия различных предметов, а также явлений, которые их окружают. Это и есть сенсорное развитие, но чтобы оно проходило правильно и полноценно следует тренировать органы чувств. Лишь в данном случае происходит развитие реагирование на всевозможные раздражители.
Особенное внимание следует уделить сенсорным ощущениям, которые могут быть самыми разными.
- Это, в первую очередь, зрительное восприятие, которое подразумевает то, что ребенок может различать светлое и темное, видеть этот контраст, а также различать размеры, формы и количество тех или иных предметов, попавшихся ему на глаза.
- Что касается слуховых ощущений, то это способность ребенка слышать всевозможные звуки, то есть чье-то пение, музыку или же звуки самой природы и другие.
- Ощущения, которые ребенок познает во время прикосновения, называются осязательными. При касании к различным предметам он может ощутить фактуру материала, понять ее величину и форму и т.д.
- При вдыхании воздуха малыш учится обонятельным ощущениям, то есть он начинает различать запахи.
- А вот во время принятия пищи у ребенка разрабатываются
вкусовые ощущения.
Конечно же, главными среди ощущений являются слуховое и зрительное восприятие.
По этой причине необходимо проводить соответственные занятия для сенсорного развития:
1. Познакомьте своего ребенка с разнообразием цветов. Расскажите ему о том, насколько отличимыми друг от друга могут быть оттенки. Покажите ему красный, желтый, оранжевый, синий, зеленый на его игрушках.
2. Поведайте ему о форме, которая может быть круглой, квадратной, овальной, треугольной и прямоугольной во время игры. Например, нарисуйте домик с окнами самой разной формы, вырежьте из цветной бумаги «окна» подходящие к домику и попросите малыша расположить эти «окна» в правильном порядке на ваш домик, чтобы он заиграл всеми цветами радуги.
3. Помогите вашему ребенку разобраться с величиной.
Во время игры говорите ему, что предметы могут быть большими и маленькими (мама большая, а Саша маленький), или одинаковыми по размеру (а если Саша встанет на кровать, то он станет большим, как мама). Какая-то игрушка больше, какая-то меньше, а какая-то совсем крохотная (большая, средняя, маленькая).
4. Особенно приятно малышам изучать звуки. Поэтому ему можно приобрести разные детские музыкальные инструменты или музыкальные книги. Но самым лучшим для малыша будет Ваше пение. Пойте малышу чаще, даже если Вы не умеете петь. Для Вашего ребенка Ваше пение самое красивое в мире!
5. Кроме того, ребёнок должен понимать и об элементарном количестве. Для начала, пусть уяснит понятия «один» и «много» (машинок у Саши много, а конфетка, которой угостила мама, одна). Потом переходите к понятиям «много» и «мало», а после уже к цифрам.
Некоторые родители расстраиваются, когда видят, что ребенок пока не может запомнить все, что вы ему говорите. Но не следует паниковать, ведь главное, чтобы малыш понимал свойства тех или иных предметов при игре с ними.
Зачастую, родители заняты домашними хлопотами и ссылаются на то, что совершенно нет времени на занятия с ребёнком. Предлагаю вашему вниманию игры, не отвлекающие от домашних дел:
1.«Фруктовый салат».
Предложите ребёнку сделать салат из фруктов, уточните, что салат из фруктов называют фруктовый салат.
Положите фрукты в мешочек, который не просвечивается и попросите ребёнка угадать на ощупь, какие фрукты там лежат.
Вынимая из мешочка по одному фрукту, уточняйте цвет, форму, величину.
Предложите ребёнку очистить фрукты от кожуры (это послужит развитию мелкой моторики ребёнка).
Разрезая фрукты на кусочки, обратите внимание детей на запах того или иного фрукта.
После того, как салат готов можно поиграть в игру «Угадай на вкус».
Сделав всего лишь один фруктовый салат совместно с ребёнком вы закрепите цвет, форму, величину, разовьёте обоняние, тактильные ощущения, вкусовые ощущения.
2. Собирая ребёнка в детский сад, предложите подобрать к платью (рубашке) носки подходящего цвета.
Тем самым вы не только разовьёте восприятие цвета, но и привьёте эстетический вкус. У детей с ограниченными возможностями здоровья опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен. Таким детям для усвоения способов ориентировки в окружающем, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется больше повторений, чем нормально развивающемуся ребенку. А игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.
Чтобы достичь высокого сенсорного развития дошкольника, следует целенаправленно и систематично его обучать. Помните, что все спектры жизни ребенка нуждаются в активном и полном развитии (сюда же входит и сенсорное развитие), поэтому как можно тщательней воспитывайте своего малыша, обучайте и развивайте его.
Источник
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью, которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
Уважаемые родители, вы сталкиваетесь с сенсорными эталонами везде и можете знакомить с ними детей без специально подготовленной среды.
Одеваясь и раздеваясь, обращайте внимание на цвет вашей одежды и одежды ребенка. Рассматривая одежду, называйте ее цвет, и учите находить такой же в других вариантах одежды и в других предметах. Одновременно вы будете расширять словарный запас ребенка. Например: у меня красное платье, что еще красное есть у нас дома, найди такой же цвет? Что красное ты видишь на улице?
Знакомя детей с размером предметов, обращайте внимание на размер посуды в доме. У меня большая тарелка, а у тебя? А у кого больше? Какая у меня ладошка, а у тебя? А у папы? Одновременно вы учите ребенка согласовывать прилагательные с существительными: покажи, где у тебя большие машины? А где маленькие? Какие колеса у больших машин? А у маленьких. Добивайтесь от ребенка полных ответов. Этим вы не только развиваете у него сенсорное восприятие, но и развиваете его речь. Развиваете наблюдательность, внимание и память.
Выйдя на улицу, вы можете обратить внимание на большие и маленькие предметы, которые вы встречаете. На большие и маленькие камни, лужи, шаги. Навстречу вам идет собака. Какая она? Большая или маленькая? Кошка? Червячок? Бабочка?
Растения, которые вы видите на улице. Посмотри, какой большой куст и маленькие листики на нем. Какого цвета листики? Они зеленые, потому что лето, а осенью какие листья? Желтые, оранжевые, красные.
Вы сами не можете не заметить, что вас окружают предметы разной формы. Обращайте внимание ребенка на окружающие его предметы, называйте их форму и учите ребенка правильно определять ее. Тарелка и блюдце имеют форму круга. Что еще круглое есть? Колеса у машины, пуговицы на платье, солнце в небе, воздушный шар, который вы купили ребенку. Рассматривая с ребенком предмет, учите определять его форму, цвет и размер. Эти машины у тебя большие, а эти маленькие, эти красные, а эти желтые. А какой формы книги? Коробка, в которой лежит новая игрушка? А какой формы дорожный знак? Одни знаки треугольные, а другие – квадратные. Кроме знакомства с формой предмета вы можете познакомить ребенка с дорожными знаками. Форма окон в доме? Прямоугольная.
Таким образом, постоянно общаясь с ребенком, вы способствуете накоплению его сенсорного опыта, словарного запаса и развитию всех психических процессов. А самое главное – вы общаетесь со своим ребенком, интересуетесь его проблемами и способствуете установлению доверительных отношений со своим любимым человечком.
Источник
Ольга Малых
Методические рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию ребенка раннего возраста в семье
Методические рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию ребенка раннего возраста в семье.
Уважаемые родители!
Значение сенсорного воспитания состоит в том,что оно:
– Является основой для интеллектуального развития;
-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
-готовит к реальной жизни;
-развивает эстетические чувства;
-развивает воображение и внимание;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
-обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
-обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
-влияет на расширение словарного запаса ребенка;
-влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Для полноценного сенсорного воспитания ребенка в семье, необходимо знать основные принципы построения общения с детьми.
1. Старайтесь развивать у ваших детей чувство любознательности и открывать мир вместе с вашим ребенком.
2. Необходимо говорить с ребенком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия, признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух, обосновывайте свои суждения.
3. Старайтесь задавать ребенку как можно больше вопросов.
4. Необходимо внимательно выслушивать рассуждения ребенка и никогда не высмеивайте их. Уважайте его мнение.
5. Отыскав интересные вещи, книги, истории, делитесь этим с ребенком.Пусть он не все и не сразу поймет: развивающее общение ему необходимо.
6. По возможности, много путешествуйте с ребенком.
7. Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребенка «поиграть в соседней комнате».
8. Проводите совместные наблюдения и опыты.
9. Поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его замыслов.
10. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.
Методические рекомендации для родителей по созданию предметно-пространственной среды в семье.
Для детей 1.5 – 3 лет.
1. Ребенка должны окружать игрушки из различных материалов – дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т. п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалам и объектам;
2. В этом возрасте большое значение имеют игры с песком и водой, ребенок имеет возможность пересыпать и переливать из одной емкости в другую;
3. Различные движущиеся игрушки;
4. Игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т. д. ;
5. Игрушки с различными способами извлечения звука;
6. Самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие,шуршащие предметы:
– банки из-под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, фантиками, песком, скрепками, пуговицами и т. д.
– шуршащие метелки из обрезков магнитофонной ленты, бумаги, полиэтилена и т. п.
– погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц, пластмассовых и металлических бусин, колокольчиков и т. п.
– ожерелья из ягод рябины, скатанных фантиков, пуговиц, косточек, орехов, желудей, каштанов и т. д.
– шуршащие при трении друг о друга еловые шишки, оберточная бумага, шумящие морские раковины, палочки разной толщины из дерева разных пород.
– перевернутые детские формочки, ведра,
– свистки и дудочки из глины и дерева.
7. Конструкторы и мозаика;
8.Разнообразные изобразительные материалы: бумага разной фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки;
9. Игрушки контрастных размеров. Игрушки различной формы (круглые, кубические).
10. Емкости,с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить-достать, насыпать-высыпать.
11. Книги с большими предметными картинками.
12. Дидактические игры, сделанные своими руками;
13. Качели, прыгунки, мягкие модули.
Для детей 2,5 – 4 года предметно –пространственная среда должна включать следующие предметы:
– Разрезные картинки, кубики с картинками;
– Парные картинки;
-Трехместные матрешки, пирамидки, формы-вкладыши;
-Несколько видов мозаики;
-Разнообразные некомплектные конструкторы;
– Игрушки с разным принципом звукоизвлечения (пианино, бубен, маракасы, гитара, трещотка и др.);
– Банки разного размера;
– Шнуровки, застегивающиеся коврики.
– Машинки крупные и средние, куклы разной величины, мебель;
-Игрушечные животные;
-Тканевые мячики;
– Книги с реальными изображениями животных, окружающих предметов.
Источник
Методические рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию ребенка раннего возраста в семье
Методические рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию ребенка раннего возраста в семье.
Уважаемые родители!
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
– Является основой для интеллектуального развития;
-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
-готовит к реальной жизни;
-развивает эстетические чувства;
-развивает воображение и внимание;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
-обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
-обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
-влияет на расширение словарного запаса ребенка;
-влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Для полноценного сенсорного воспитания ребенка в семье, необходимо знать основные принципы построения общения с детьми.
1. Старайтесь развивать у ваших детей чувство любознательности и открывать мир вместе с вашим ребенком.
2. Необходимо говорить с ребенком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия, признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух, обосновывайте свои суждения.
3. Старайтесь задавать ребенку как можно больше вопросов.
4. Необходимо внимательно выслушивать рассуждения ребенка и никогда не высмеивайте их. Уважайте его мнение.
5. Отыскав интересные вещи, книги, истории, делитесь этим с ребенком. Пусть он не все и не сразу поймет: развивающее общение ему необходимо.
6. По возможности, много путешествуйте с ребенком.
7. Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребенка «поиграть в соседней комнате».
8. Проводите совместные наблюдения и опыты.
9. Поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его замыслов.
10. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.
Методические рекомендации для родителей по созданию предметно-пространственной среды в семье.
Для детей 1.5 – 3 лет.
1. Ребенка должны окружать игрушки из различных материалов – дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т. п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалам и объектам;
2. В этом возрасте большое значение имеют игры с песком и водой, ребенок имеет возможность пересыпать и переливать из одной емкости в другую;
3. Различные движущиеся игрушки;
4. Игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т. д. ;
5. Игрушки с различными способами извлечения звука;
6. Самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы:
– банки из-под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, фантиками, песком, скрепками, пуговицами и т. д.
– шуршащие метелки из обрезков магнитофонной ленты, бумаги, полиэтилена и т. п.
– погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц, пластмассовых и металлических бусин, колокольчиков и т. п.
– ожерелья из ягод рябины, скатанных фантиков, пуговиц, косточек, орехов, желудей, каштанов и т. д.
– шуршащие при трении друг о друга еловые шишки, оберточная бумага, шумящие морские раковины, палочки разной толщины из дерева разных пород.
– перевернутые детские формочки, ведра,
– свистки и дудочки из глины и дерева.
7. Конструкторы и мозаика;
8. Разнообразные изобразительные материалы: бумага разной фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки;
9. Игрушки контрастных размеров. Игрушки различной формы (круглые, кубические).
10. Емкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить-достать, насыпать-высыпать.
11. Книги с большими предметными картинками.
12. Дидактические игры, сделанные своими руками;
13. Качели, прыгунки, мягкие модули.
Для детей 2,5 – 4 года предметно – пространственная среда должна включать следующие предметы:
– Разрезные картинки, кубики с картинками;
– Парные картинки;
-Трехместные матрешки, пирамидки, формы-вкладыши;
-Несколько видов мозаики;
-Разнообразные некомплектные конструкторы;
– Игрушки с разным принципом звукоизвлечения (пианино, бубен, маракасы, гитара, трещотка и др.);
– Банки разного размера;
– Шнуровки, застегивающиеся коврики.
– Машинки крупные и средние, куклы разной величины, мебель;
-Игрушечные животные;
-Тканевые мячики;
– Книги с реальными изображениями животных, окружающих предметов.
Источник