Сенсорное развитие ребенка в проектной деятельности

Сенсорное развитие ребенка в проектной деятельности thumbnail

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «БУРАТИНО»

Краткосрочный проект: «Сенсорное развитие».

Автор проекта:

Воспитатель второй младшей группы

Нуриева Юлия Илдусовна

п. Светлый, 2017 г.

Пояснительная записка

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Вид проекта: познавательно-игровой

Сроки реализации: краткосрочный

Возрастная группа: дети 3-4 лет

Проблема: Недостаточно развиты сенсорные способности детей

Актуальность проекта:

Сенсорное развитие ребенка-это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве а также запахе и вкусе. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.

Значение сенсорного воспитание состоит в том, что оно является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру.

Цель проекта:

Развитие сенсорных способностей детей через дидактические игры и упражнения.

Задачи проекта:

Образовательные:

Учить различать и правильно называть основные цвета;

Формировать у детей зрительные способы обследования предметов;

Развивающие:

Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их цвет;

Развивать творческие способности и умения;

Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память);

Развивать мелкую моторику;

Развитие связной речи у детей.

Воспитательные:

Воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;

Воспитывать способность слушать и слышать воспитателя.

Ресурсное обеспечение: научно–методическое: книги, методические пособия.

дидактическое обеспечение:

предметно–развивающая среда: центр (уголок) сенсорных игр, дидактических игр в группе.

Участники проекта: воспитатель,дети второй младшей группы МДОБУ «Буратино».

Содержание деятельности по реализации проекта:

Апробация передового опыта среди общественности

https://svburatino.ucoz.ru/

Февраль 2017 год.

Содержание основного этапа проекта: «Сенсорное развитие».

Беседы с детьми: «Какие бывают профессии» «Кем работают родители» «Кем вы хотите стать, когда вырастите» «Какие профессии есть в детском саду»

Составление рассказа «Кем хочу стать»,

Рассматривание иллюстрации по теме.

Речевое развитие

Развивать интерес к художественной литературе.

Е. Пермяк «Пропавшие нитки», В. Маяковский «Кем быть?»

Художественно-эстетическое развитие

Формировать умение изображать.

Разукрашивание картинок по теме. Рисование «Фартук для помощника воспитателя».Аппликация «Тележка-подарок для дворника».Лепка «Фрукты, овощи для поваров».

Социально-коммуникативное развитие

Создать благоприятную атмосферу для общения. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Дидактическая игра: «Подскажи словечко» «Угадай кто это» «Кто больше профессии назовет», «Что лишнее?», Настольная игра: лото «Профессии».

Сюжетно-ролевая игра «Магазин», «Больница», «Салон красоты».

Физическое развитие

Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье воспитанников.

Подвижные игры: «Мы пожарные», «Доктор Айболит», «Пекарь», «Строитель».

Формы подведения итогов реализации проекта:

Аппликация: «Снеговика» (из круп) – нетрадиционная форма.

Ожидаемые результаты проекта:

– Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.

Реализация проекта:

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

«Чудесный мешочек», «Определи на ощупь».

hello_html_m7f1f9b7f.jpghello_html_m55da8b72.jpg

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета:

«Какого цвета не стало?», «Какого цвета предмет?».

hello_html_6449cd68.jpg

Игры с «Веселые прищепки».

Цель: развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности у детей младшего возраста; закреплять представления о форме и размере.

hello_html_21644b10.jpg

Рисуем пальчиком по манке.

hello_html_7eedb573.png

Дидактическая игра: «Геометрическое лото».

Цель: Познакомить со способом соотнесения формы изображенного предмета с геометрической фигурой.

hello_html_383721e8.jpghello_html_m451807ec.jpg

Игры – головоломки.

hello_html_45ef7900.jpghello_html_340365c5.jpg

Д/и «Разложи фигурки по домикам».

Цель: Учить сортировать предметы в соответствие с их формой, методом зрительного соотнесения.

hello_html_m2ae40022.jpghello_html_m5c12af65.jpg

Игры – шнуровки.

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

hello_html_m56f377ab.jpg

Д/и «Собери пирамидку по цвету».

Цель: Учить собирать пирамидку, выбирая кольца по величине и цвету.

hello_html_259c943a.jpghello_html_m2a9c17e2.jpg

Дидактическая игра: «Собери мозайку».

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

hello_html_23880859.jpg

Итог проекта: Аппликация «Снеговика» из круп:

hello_html_2ee8e30f.jpg

Эти игры выполняют следующие функции:

– развивают мелкую моторику рук;

– развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий: вверху, внизу, слева, справа;

– формируют навыки шнуровки;

– способствуют развитию речи;

– развивают творческие способности.

Консультация для родителей: «Сенсорное развитие детей».

Сенсорное развитие ребёнка- это развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсорное воспитание в процессе предметной деятельности направлено на то, чтобы научить детей воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения: цвет, форма.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка сначала в детском саду, затем в школе, и для многих видов труда.

Сенсорный чувствительный опыт служит источником познания мира.

В раннем детстве малыш особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сфере малыша на ранних этапах его развития компенсируется с трудом, а порой невосполнимы.

Наиболее ярким для чувственного опыта ребёнка являются такие признаки предметов окружающего мира, как цвет, форма, величина. Ребёнок третьего года жизни будет прекрасно различать цветовые оттенки формы, величины, находящиеся на различном состоянии друг друга в пространстве. В противном случае, если ребёнок находиться в однообразной обстановке, сенсорной системы, направленные на восприятие окружающего не только не развиваются, но могут постепенно атрофироваться за ненадобностью.

Особую ценность для сенсорного развития ребёнка представляют как игрушки, так и дидактические, обучающие пособия.

Богатый сенсорный опыт ребёнок получает и действуя с различными кубиками, брусками, кирпичиками из строительных наборов, строя простые домики, крыши домиков.

Важно, чтобы ребёнок научился учитывать признаки предметов в практической деятельности, сортировал предметы по цвету или форме, сравнивал их, сопоставлял, накладывая и прикладывая их в играх- занятиях.

В период раннего детства ребёнок наиболее чувствителен к сенсорным воздействиям. Именно в это время формируется чувство цвета, формы и т. п., что так необходимо в различных видах деятельности взрослых людей. Сенсорный чувствительный опыт, накопленный ребёнком, третьего года жизни, является базой для дальнейшего развития его умственных, физических, эстетических способностей.

Одним из занимательных и любимых игр для детей является дидактические игры. Сенсорное развитие ребёнка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую задачу, ребёнку необходимо устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом игра способствует развитию способности детей к суждениям, умозаключениям. Способность применять свои знания в разных условиях.

Увлекательные дидактические игры создают у детей интерес к решению умственных задач. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, запоминанию. Дидактические игры развивают познавательные интересы детей, способствуют накоплению чувственного опыта.

Итак, дидактические игры являются наиболее подходящей формой обучения детей.

Именно форма, величины, цвета, качества и свойства имеют определяющее значение для формирования зрительных, тактильных представлений о предметах и явлениях действительности. Правильное восприятие формы, величины, цвета, качеств и свойств необходимо для успешного усвоения многих учебных предметов и в школе, от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности.

Таким образом, дети должны выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов. Накапливать представления об разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине

Список литература:

1. Л. А. Венгер, Н. Б. Венгер, Э. Г. Пилюгина «Воспитание сенсорной культуры ребёнка»., М: «Просвешение». 1988г

2. Л. А. Венгер. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников»., М: «Просвишение», 1978г

3. «Педагогика раннего возраста» (по программе «Кроха») под редакцией Г. 4. Г. Григорьевой, Н. П. Котовой, Д. В. Сергеевой Москва 1998г.

5. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» Москва 1988г.

6. Н. П. Сакулина, Н. П. Поддьякова «Сенсорное воспитание в д/саду»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «БУРАТИНО»

Источник

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №25 «Колосок»

Проектная деятельность с детьми раннего возраста

Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».

Воспитатель: Варакина О.В.

2016-2017 учебный год

Актуальность

Приоритетным направлением работы нашего детского сада в 2016-2017 учебном году является развитие познавательных интересов и способностей в разных видах деятельности. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее. В результате педагогической диагностики детей первой младшей группы «Одуванчик» был выявлен низкий уровень сенсорного развития у большей части детей, поэтому проект по сенсорному воспитанию является наиболее актуальным в этом учебном году.

Известные отечественные психологи Л. С. Выготский, А. Н. Леоньтев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и другие утверждают, что развитие ребёнка происходит только в том случае, если он сам активно включается в разные виды деятельности (предметную, игровую, учебную, трудовую). В качестве одного из методов сенсорного воспитания применяются дидактические игры и упражнения. В раннем возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходит не в процессе учебной деятельности, а в ходе интересных игровых действий (прятанья и поиска, отгадывания и загадывания, изображения различных жизненных ситуаций, соревнования в достижении результата). Но проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей раннего возраста. По мнению В.Н. Аванесовой, в образовательной деятельности, важная роль должна принадлежать дидактическим играм, так как она выступает своеобразной игровой формой занятия и проводится со всеми детьми организованно в часы непосредственно-образовательной деятельности; и в повседневной жизни, в часы самостоятельной игровой деятельности. В данном проекте «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры «Познаём, играя», подобрана система дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина), разработаны игры и пособия для обогащения предметно-развивающей среды и запланирована работа с родителями по теме сенсорного развития детей раннего возраста.

За содержащую основу проекта выбрана программа «Детство», а так же использовали технологии авторов Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста», Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е, Б. Волосова «Раннее детство: познавательное развитие», Л. А. Венгера «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников».

Цель проекта:  формирование и развитие сенсорных способностей у детей третьего года жизни средствами дидактических игр.

Задачи:           

  1. Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей раннего возраста средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
  2. Формировать сенсорные представления детей раннего возраста о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине.
  3. Обогащать знания детей способам обследования предметов.
  4. Обогатить предметно-развивающую среду дидактическими играми и игрушками, пособиями для развития сенсорных способностей и мелкой моторики пальцев рук.
  5. Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей.

Участники проекта:  дети первой младшей группы,  родители первой младшей группы, воспитатели.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап: сентябрь — октябрь 2016г.

Основной этап: ноябрь-апрель 2016-2017г.

Заключительный этап: май 2017г.

Содержание практической деятельности:

Подготовительный этап:

Сентябрь

  1. Сбор и анализ литературы по данной проблеме.
  2. Анкетирование родителей.

Октябрь

  1. Разработка содержания проекта «Познаём, играя»
  2. Разработка консультаций для родителей о сенсорном воспитании.
  3. Диагностика детей по выявлению различных умений и навыков.
  4. Подбор материала для изготовления дидактических игр и пособий для развития сенсорных способностей и мелкой моторики пальцев рук.

Основной этап:

Ноябрь

  1. Разработка конспектов занятий с использованием дидактических игр.
  2. Подбор дидактических игр, игр с элементами экспериментирования, практических заданий, стихов, загадок.
  3. Изготовление дидактических игр.
  4. Дидактическая игра «Что катится?» Цель: знакомить детей с формой предметов, учить обследовать предметы одновременно рукой и глазом – зрительным и осязательным способом.
  5. Дидактическая игра «Строители» Цель: формировать умение распознавать и раскладывать предметы двух разных цветов.
  6. Дидактическая игра «Спрячь мышку» Цель: учить различать цвета путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу.
  7. Дидактическая игра «Разноцветные поляны» Цель: формировать умение группировать разнородные предметы по цвету.
  8. Дидактическая игра «Оденем кукол» Цель: формировать умение понимать и использовать в речи названия цвета, подбирать предметы по словесному указанию.
  9. Дидактическая игра с элементами экспериментирования «Разноцветная вода»

Цель: Закреплять представления о цвете, развивать мышление.

  1. Родительское собрание «Познаём, играя». Цель: Вызвать интерес к проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет, желание участвовать в проекте.

Декабрь

  1. Развивающая ситуация «В гостях у зайчихи» Цель: создать условия для совершенствования восприятия формы и цвета предметов, упражнять в умении узнавать предмет в контурном изображении.
  2. Дидактическая игра «Разноцветные колечки» Цель: формировать умение понимать и использовать в речи названия цвета, знакомить с устройством пирамидки.
  3. Дидактическая игра с элементами экспериментирования «Какой цвет у снега?»

Цель: Закреплять представления о цвете, развивать мышление.

  1. Дидактическая игра «Пирамидка» Цель: формировать устойчивый образ величины предметов независимо от их положения в пространстве.
  2. Дидактическая игра «Разноцветные поляны» Цель: формировать умение группировать разнородные предметы по цвету.
  3. Дидактическая игра «Накрой на стол» Цель: закреплять умение соотносить предметы по цвету, формировать представление о том, что цвет не зависит от формы, материала, размера.
  4. Дидактическая игра «Угощенье» Цель: закреплять умение группировать предметы по цвету
  5. Выставка художественной и методической литературы.
  6. Выставка дидактических игр и игрушек

Январь

  1. Развивающая ситуация «Дома для медведей» Цель: формировать умение различать и сравнивать предметы по размеру.
  2. Дидактическая игра «Матрешка» Цель: формировать умение сравнивать предметы по размеру, знакомить с расположением в пространстве.
  3. Дидактическая игра «Почтовый ящик» Цель: привлечь внимание к форме предмета, учить примеривать вкладыши к отверстиям.
  4. Дидактическая игра с элементами экспериментирования: «Разноцветные льдинки» Цель: Закреплять представления о цвете, развивать мышление.
  5. Дидактическая игра «Подарки для кукол» Цель: способствовать умению обследовать форму предметов, узнавать предмет на ощупь.
  6. Дидактическая игра «Подбери пару» Цель: формировать умение различать и группировать геометрические фигуры.
  7. Дидактическая игра «Разложи по местам» Цель: формировать умение выделять и выбирать предметы с заданными свойствами (цвет, размер).
  8. Консультация: «Значение дидактических игр и занятий в воспитании детей 2 – 3 лет»

Февраль

  1. Развивающая ситуация «Высокий-низкий» Цель: формировать умение различать предметы по высоте, выбор «такого же» предмета.
  2. Дидактическая игра «Что изменилось?» Цель: закреплять умение сравнивать свойства предметов, развивать внимание.
  3. Дидактическая игра «Сложи картинку» Цель: формировать умение составлять картинку из частей.
  4. Дидактическая игра «Раскрась-ка» Цель: закреплять умение различать и называть цвета.
  5. Дидактическая игра «Большой – маленький » Цель: формировать умение различать и соотносить предметы по размеру.
  6. Дидактическая игра «Собери квадрат» Цель: формировать зрительное восприятие формы плоскостных фигур, учить составлять фигуру из частей.
  7. Дидактическая игра с элементами экспериментирования: «Твердый-мягкий» Цель: формировать умение различать и называть качества, знакомить с приемами обследования предметов.
  8. Консультация: « Формирование представлений о форме, цвете, величине».

Март

  1. Развивающая ситуация «Сказка про матрёшек» Цель: развивать умение сравнивать и соотносить предметы по величине.
  2. Дидактическая игра «Почтовый ящик» Цель: Развивать умение различать форму предмета, развивать мелкую моторику пальцев рук.
  3. Дидактическая игра «Длинные и короткие ленточки» Цель: формировать умение сравнивать предметы по размеру.
  4. Дидактическая игра «Найди свой домик» Цель: закреплять умение различать и сравнивать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
  5. Дидактическая игра «Найди пару» Цель: закреплять умение дифференцировать цвет и размер, развивать коммуникативные способности.
  6. Дидактическая игра «Собери цветок» Цель: закреплять умение находить предметы определенного цвета и формы.
  7. Дидактическая игра «Магазин» Цель: формировать умение различать и называть качества предметов, действовать по словесному указанию.
  8. Дидактическая игра с элементами экспериментирования: «Подбери крышечку»

Цель: закреплять умение выявлять признаки сходства и различия, развивать мелкую моторику.

  1. Консультация «Игры с использованием бросового материала»

Апрель

  1. Развивающая ситуация «Игрушки приходят в гости» Цель: формировать умение различать и называть предмет по его качествам, обобщать предметы по свойствам.
  2. Дидактическая игра «Геометрическое лото» Цель: формировать умение различать и называть геометрические фигуры, развивать пространственное воображение.
  3. Дидактическая игра «Цветочные полянки» Цель: развивать умение обобщать предметы по свойствам и отношениям.
  4. Дидактическая игра «Найди лишнее» Цель: закреплять умение выявлять признаки сходства и различия, выражать их в речи.
  5. Дидактическая игра «Сделай узор» Цель: развивать восприятие формы, учить располагать предметы в пространстве.
  6. Дидактическая игра «Веселый Петрушка» Цель: способствовать формированию умения зрительного обследования формы, развивать воображение.
  7. Дидактическая игра «Сложи картинку» Цель: развивать умение составлять картинку из четырех кубиков.
  8. Дидактическая игра с элементами экспериментирования: «Тонет-не тонет» Цель: формировать умение различать и называть качества предметов.
  9. Родительская гостиная: «Учимся мастерить и играть»
  10. Конкурс поделок на лучшую дидактическую игру

Заключительный этап:

Май

  1. Развлечение «Поможем колобку» Цель: закреплять представления о свойствах, качествах и отношениях окружающих предметов.
  2. Сбор фотографий и оформление фото – коллажа «Мы играем».
  3. Подведение итогов реализации проекта

Предполагаемый результат:

Решение поставленных задач обеспечат достижение цели:

  1. Систематизацию материала по развитию сенсорных способностей у детей раннего возраста средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
  2. Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.
  3. Совершенствование умений обследовать предметы, учитывать их свойства при действиях с ними.
  4. Предметно-развивающая среда обогащенная дидактическими играми и игрушками, пособиями для развития сенсорных способностей и мелкой моторики пальцев рук.
  5. Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.

Литература:

  1. Аскарина, Н. М Воспитание детей раннего возраста; учебное пособие/ Н. М. Аскарина – М: Просвещение, 1998. – 264с.
  2. Башаева, Т. В. Развитие восприятия детей. Форма, цвет, звук.: популярное пособие для родителей и педагогов /Т. В. Башаева. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 237с. С. 4 – 14.

3.Богусловская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1991. – 207с.: ил.

  1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Кн. Для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1991. – 160с.: ил.
  2. Важова, С. А. Сенсорное развитие в младшей группе. С. А. Важова // практический журнал Воспитатель дошкольного Образовательного Учреждения. — 2008.- №11.- стр51.
  3. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей дет. садов. Под ред. С.Л. Новоселовой. Изд. 3-е, испр. — М.: Просвещение, 1977. – 176с.
  4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: Издат. Центр «Академия», 2000. – 416с.

8.Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / Т.И.Бабаева и др. Сост.и ред. Т.И.Бабаева, М.В.Крулехт, З.А.Михайлова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,  2008. – 288 с.

9.Петерсон  Л.Г.,Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М.: Издательство «Ювента»,2006(3-е изд.) – 224с.

  1. Пилюгина Э. Г. Игры – занятия с малышом от рождения до трёх лет. «Библиотека воспитателя» /Э. Г. Пилюгина. — М: Мозаика- синтез. -2007.-116с.
  2. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша: Игры на восприятие цвета, формы и величины у детей раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей. – М.: Просвещение, 1996. – 112с.
  3. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1983. – 96с., ил.
  4. Развивающие игры с малышом до трех лет: Пособие для родителей и педагогов. Составитель Т.В. Галанова. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 240с., ил.
  5. Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей от 3до6 лет: Кн. Для воспитателей дет.сада и родителей/Е.Л.Агаева, В.В.Брофман, А.И.Булычева и др.; Под ред.О.М.Дьяченко, Е.Л.Агаевой.-М.: Просвещение, 1991. – 64с.

Источник