Сенсорное развитие ребенка третьего года жизни

Сенсорное развитие ребенка третьего года жизни thumbnail

В советской педагогике сенсорное воспитание
рассматривается как основа умственного,
эстетического, физического, трудового
воспитания ребенка.

Дошкольный возраст — это возраст, когда
складываются и развиваются сенсорные процессы.
Поэтому сенсорное воспитание в этот период
занимает важнейшее место.

Выдающиеся зарубежные и отечественные
педагоги Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е.И.
Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и
др. считали, что сенсорное воспитание,
направленное на обеспечение полноценного
сенсорного развития, является одной из основных
сторон дошкольного воспитания. Сенсорное
развитие, с одной стороны, составляет фундамент
когнитивного развития, с другой, имеет
самостоятельное значение, так как полноценное
восприятие необходимо для успешного обучения
ребенка в разных видах деятельности и адаптации
его в социуме.

Отечественные психологи А.Н. Леонтьев, С.Л.
Рубинштейн, Н.Н. Поддъяков и др. утверждали, что
нужно учить видеть, учить воспринимать предметы
и объекты нас окружающие, развивать
целенаправленное восприятие, развивать умение
направлять свое внимание на те, или иные стороны,
выделять в предметах и явлениях самое
существенные, характерные признаки и свойства.

Сенсорное развитие ребенка – буквально с
первых дней его жизни является залогом успешного
осуществления разных видов деятельности,
формирования различных способностей. Именно
поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание
планомерно и систематически включалось во все
моменты жизни малыша, прежде всего в процессы
познания окружающей жизни: предметов, их свойств
и качеств (форма, строение, величина, пропорции
цвет, положение в пространстве и т.п.).

Значение сенсорного развития в раннем и
дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно
этот возраст наиболее благоприятен для
совершенствования деятельности органов чувств,
накоплении представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие ребенка длится не один
год и условно делится на два этапа: сенсорное
развитие детей раннего
возраста и сенсорное развитие детей
дошкольного возраста. Первый этап длится с
рождения до трех лет, второй с трех до шести.

Особенности сенсорного развития детей раннего
возраста заключаются в том, что оно
тесно связано с мозгом, который активно
развивается в этот период. Движущей силой
познавательной деятельности ребенка является
растущий и развивающийся мозг. И наоборот, чем
больше малыш получает впечатлений, чем
разнообразнее ему предлагаются упражнения и
материалы для восприятия, тем быстрее идет
образование связей и развитие мозга. В этот
период особенно активны органы восприятия –
слух, зрение, обоняние, осязание и вкусовые
ощущения.

На третьем году жизни сенсорное воспитание
заключается в совершенствовании восприятия
детей, в формировании у них активного
использования осязания, зрения, слуха. В данный
возрастной период сенсорное воспитание
является, с одной стороны, как и прежде, основной
линией развития, а с другой стороны, все
остальные линии развития базируются на
сенсорной основе.

Ребенок третьего года жизни продолжает
интенсивно накапливать впечатления и
представления о важнейших признаках, свойствах
предметов.

Дети третьего года жизни уже могут выполнять
элементарные продуктивнее действия
(выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен,
складывание простейших предметов из
строительного материала). Но при этом они мало
учитывают свойства отображаемых вещей и
используемого материала, так как не понимают их
значения и не фиксируют внимания на них. Поэтому,
обучая малышей выполнять простейшие
продуктивные задания, необходимо добиваться
того, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма,
величина, цвет – постоянные признаки предметов,
которые нужно учитывать при выполнении самых
различных действий.

На третьем году жизни ребенок начинает
обозначать сенсорные свойства и признаки
краткими пояснениями; белые пятна на голубом
фоне — это «снег идет», «зайчики прыгают»;
оранжевое пятно — это «солнышко светит»,
«колобок». Цветовыми пятнами он обозначает
траву, деревья, листья, крокодила и т.п. С помощью
цвета обобщает характерные признаки достаточно
широкого круга предметов и явлений.

Познавательная потребность, в той или иной мере
сформированная у ребенка третьего года жизни, в
основном направлена на обследование величины,
формы, фактуры предметов, издаваемых ими звуков,
соотнесения частей.

Дальнейшее сенсорное развитие ребенка
происходит, как и ранее, в ходе специальных
игр-занятий, но в значительно большей степени,
чем раньше, в повседневной жизни: в игре, на
прогулке, в быту, в процессе практических
действий с предметами и наблюдений. Действуя с
предметами, он учитывает их свойства, положение в
пространстве, пытаясь изобразить это доступными
ему средствами (элементы строительного набора,
мозаики, краски, фломастеры, карандаши и т.п.).

У ребенка на третьем году жизни появляется
стремление более четко следовать образцу,
который задан взрослым. Теперь малыш при
предъявлении дидактического материала с
удовольствием рассматривает его, слушает
пояснения взрослого, понимает, что от него хотят,
и только потом начинает действовать, следуя
инструкции взрослого.

К трехлетнему возрасту завершается
подготовительный этап сенсорного воспитания
ребенка, и далее начинается организация
систематического усвоения им сенсорной
культуры.

Начиная с 3 лет, основное место в сенсорном
воспитании детей занимает ознакомление их с
общепринятыми сенсорными эталонами и способами
их использования.

Основные задачи сенсорного воспитания

На третьем году жизни задачи сенсорного
развития существенно усложняются, что связано с
общим психофизическим развитием, прежде всего
началом формирования новых видов деятельности
(игровой, элементарной продуктивной и др.). В
связи с этим необходимо создавать условия для
интенсивного накопления разнообразных
представлений о цвете, форме, величине, фактуре,
удаленности предметов и явлений как в процессе
специально организованных игр-занятий, так и в
повседневной жизни. При этом важно, чтобы
представления о сенсорных свойствах и качествах
предметов были не только широкими, но и
систематизированными (ребенка необходимо
знакомить с восемью цветами: шесть цветов
спектра, кроме голубого, черный и белый; с такими
формами, как круг, квадрат, прямоугольник, овал,
треугольник).

В процессе совершенствования восприятия
(сравнения и сопоставления) ребенок начинает
узнавать предметы и явления по наиболее
характерным признакам и свойствам.

Необходимо также совершенствовать действия,
направленные на углубление восприятия: учитывая
различные свойства и качества предметов,
разбирать и собирать кубы-вкладыши, пирамиды,
матрешки; проталкивать предметы в
соответствующие отверстия коробок; подбирать к
коробкам разной величины, формы, цвета
соответствующие крышки; заполнять вкладышами
гнезда соответствующей величины и формы —
первоначально при выборе из двух разновидностей,
затем — из четырех.

2-3 год жизни: дети должны научиться
выделять, цвет, форму и величину как особые
признаки предметов, накапливать представления
об основных разновидностях цвета и формы и об
отношении между двумя предметами по величине.

3-4 год жизни: У детей формируют
сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в
речи представления о цветах, геометрических
фигурах и отношениях по величине между
несколькими предметами. Позднее следует
знакомить их с оттенками цвета, с вариантами
геометрических фигур и с отношениями по
величине, возникающих между элементами ряда,
состоящего из большего количества предметов.
Одновременно с формированием эталонов
необходимо учить детей способам обследования
предметов: их группировке по цвету и форме вокруг
образцов – эталонов, последовательному осмотру
и описанию формы, выполнению все более сложных
глазомерных действий. Наконец, в качестве особой
задачи выступает необходимость развивать у
детей аналитическое восприятие.

Значение сенсорного воспитания
заключается в том, что оно

– является основой для интеллектуального
развития;
– упорядочивает хаотичные представления
ребенка, полученные при взаимодействии с внешним
миром;
– развивает наблюдательность;
– готовит к реальной жизни;
– позитивно влияет на эстетическое чувство;
– является основой для развития воображения;
– развивает внимание;
– дает ребенку возможность овладеть новыми
способами предметно-познавательной
деятельности;
– обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
– обеспечивает освоение навыков учебной
деятельности;
– влияет на расширение словарного запаса
ребенка;
– влияет на развитие зрительной, моторной,
образной и др. видов памяти.

Методика сенсорного воспитания предусматривает
обу­чение детей обследованию предметов,
формирование пред­ставлений о сенсорных
эталонах
. Обучение обследованию проводится
как специально организованное восприятие
предмета в целях выявления тех его свойств, о
которых важно знать, чтобы успешно справиться с
предстоящей деятельностью. Один и тот же предмет
обследуется по-разному в зависимости от целей
обследования и самих обследуемых качеств. Но
существуют правила общие для всех видов
обследования: восприятие целостного облика
предмета; мысленное деление на основные части и
выявление их признаков (форма, величина, цвет и
другие); пространственное соотнесение частей
друг с другом (справа, слева, над, сверху и так
далее); вычленение мелких деталей, установление
их пространственного расположения по отношению
к основным частям; повторное целостное
восприятие предмета. Для обобщения сенсорного
опыта детей используют дидактические игры.
Многие из них связаны с обследованием предмета, с
различением признаков, требуют словесного
обозначения этих признаков («чудесный мешочек»,
«чем похожи и не похожи» и др.).

Особая роль в сенсорном воспитании детей
принадлежит природе. Познание природного
окружения вначале осуществляется чувственным
путём, при помощи зрения, слуха, осязания,
обоняния. Чем больше органов чувств
«задействовано» в познании, тем больше признаков
и свойств выделяет ребенок в исследуемом
объекте, явлении, а, следовательно, тем богаче
становятся его представления. На основе таких
представлений возникают мыслительные про­цессы,
воображение, формируются эстетические чувства.

Богатые возможности для сенсорного развития и
совершенствования ловкости рук таят в себе
народные игрушки: башенки, матрешки,
разнообразные шары, яйца и многие другие. Детей
привлекают красочность этих игрушек, забавность
действий с ними. Играя, ребенок приобретает
умение действовать на основе различения формы,
величины, цвета предметов, овладевает
разнообразными новыми движениями, действиями. И
все это своеобразное обучение элементарным
знаниям и умениям осуществляются в формах
увлекательных доступных ребенку.

В результате сенсорного воспитания ребенок
овладевает способами чувственного познания
мира, наглядно-образным мышлением; происходит
дальнейшее совершенствование всех видов детской
деятельности, формируется относительная
самостоятельность в поз и практической
деятельности. 

Источник

Дидактические игры для сенсорного развития детей третьего года жизни.

Маленький ребенок познает окружающий мир через ощущения, т.е. с помощью глаз, ушей, кожи, рта и носа. Обследуя окружающий мир, кроха постепенно накапливает и расширяет свои представления о различных свойствах предметов: их цвете и форме, величине и строении, об их положении в пространстве и пропорциях, запахе и вкусе, их способности издавать те или иные звуки.

При этом совершенствуются все виды восприятия, улучшается деятельность органов чувств и происходит накопление сенсорного опыта, который в дальнейшем поможет усвоению и использованию сенсорных эталонов. Всё вышеперечисленное способствует умственному развитию ребенка.

Двухлетний малыш уже знает некоторые цвета, различает некоторые формы и величины. Но пока в первую очередь он воспринимает самый главный признак предмета. Так, например, ребенок замечает, что мяч круглый, но не «видит» его цвета. В то же время, кроха не может ещё уяснить, что все мячи – круглые[1].

Проводя занятия по сенсорному развитию малышей советую прибегнуть к ряду советов:

·         Обращайте внимание ребенка на цвет предметов (красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый, оранжевый, фиолетовый, коричневый).

·         Предлагайте задания на различение формы предметов: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. Начинайте знакомить малыша с объемными геометрическими телами и их упрощенными названиями: кубик, шар, кирпичик.

·         Наряду с известными понятиями о величине – «большой», «маленький» – введите новое – «средний».

·         Привлекайте ребенка к формированию и различию групп однородных предметов: один, мало, много.

·         Обогащайте слух ребенка разнообразными звуками: произведениями классической музыки, звучаниями музыкальных инструментов и т.п.

·         В различных бытовых ситуациях побуждайте ребенка воспринимать свойства предметов на вкус, запах и вес.

·         Подбирайте специальные дидактические игры с предметами, в ходе которых ребенок в игровой форме будет знакомиться со свойствами предметов.

·         Не требуйте от ребенка обязательного запоминания и употребления слов, обозначающих свойства предметов. Главное, чтобы он умел различать эти свойства в ходе практической деятельности.

Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления различных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни ребенка.[2]

Предлагаю вашему вниманию несколько дидактических игр которые, на мой взгляд, помогут вашем малышам без особых усилий и в игровой форме освоить «сенсорные эталоны»

Игра «Овощной магазин».

Дидактическая задача. Расширять представления о форме, величине, цвете; развивать навыки сравнения предметов.

Игровая задача. Быть хорошими продавцами, правильно отобрать овощи для покупателей.

Игровое правило. Не ошибаться при сортировке товара, не сердить директора ежика.

Ход игры.

Воспитатель приглашает детей в новый овощной магазин. На прилавке много товара: свекла, картошка, морковь, помидоры. Предлагает детям поработать в магазине продавцами. Директор магазина ежик приглашает продавцов и дает им задание: разложить по корзинам так, чтобы покупатели могли быстро его купить: отобрать в корзины овощи круглой формы. Если дети ошибаются, ежик сердито фыркает.

Вариант игры. Можно предложить детям развозить овощи с овощной базы на машинах по детским садам, магазинам (отбирать овощи только красного цвета; упаковывать овощи большей и меньшей величины).

                                 Рис. 1. Корзина с овощами                  Рис. 2. Директор – ёж.

Игра «Строим дом».

Дидактическая задача. Развивать представления детей о форме, величине, цвете.

Игровая задача. Построить домики для собачки и кошки.

Игровое правило. Выбрать строительный материал, который понравится собачке и кошке.

Ход игры.

Воспитатель приносит в группу собачку и кошку (игрушки), сообщает, что эти животные хотят построить домики, и предлагает помощь в строительстве: «Собачка хочет домик из кирпичиков, кошка – из кубиков. Надо ехать в магазин строительных материалов. В магазине много товара».

Дети выбирают нужный материал среди кирпичиков, кубиков и шаров; нагружают товар в машину и везут, потом строят домики: из кирпичиков – собачке, из кубиков – кошке.

Дети строят домики самостоятельно. Показывают собачке и кошке их домики. Животные радуются и весело пляшут.

Вариант игры. Можно предложить детям строить домики из кубиков разного цвета: собачке – из красных, кошке – из синих.

Игра «Разные кружки для зайца и лисы».

Дидактическая задача. Развивать представления детей о форме, величине, цвете.

Игровая задача. Отобрать коврики для зайца и лисы.

Игровое правило. Правильно отобрать коврики и погрузить на машины соответствующих цветов.

Ход игры.

Воспитатель приносит два домика и говорит детям, что один домик для лисы, другой – для зайца. Звери делают в домиках ремонт, купили мебель, а на пол решили постелить новые коврики. Предлагает детям помочь зверятам выбрать коврики – лиса и заяц любят коврики, похожие на кружки. Воспитатель показывает коврики: зеленые и красные ( пластины из строительного набора или листочки цветной бумаги). Дети должны отобрать коврики и погрузить их на машину, для лисы – красные кружки, для зайца – зеленые.

Вариант игры. Предложить детям отобрать коврики большие и маленькие одного цвета; разных цветов, разных форм одного цвета.

Игра «Большие и маленькие мячики».

Дидактическая задача. Учить различать цвет и величину (большой – маленький);развивать чувство ритма; ритмично проговаривать слова.

Игровая задача. Подобрать мячики для кукол.

Игровое правило. Правильно подобрать мячи по цвету и величине.

Ход игры.

Воспитатель дает рассмотреть мячики разных цветов (синие, зеленые, красные, желтые) и разной величины (большие и маленькие). Показывает, как они ритмично подпрыгивают, и приговаривает:

Прыг да прыг,

Все прыг да прыг,

Спать наш мячик

Не привык.

Воспитатель выносит две куклы – большую и маленькую – и говорит: «Большая кукла Оля ищет для себя мячик. Маленькая кукла Ира тоже хочет поиграть с мячом». Предлагает детям подобрать куклам мячи. Дети отбирают мячи нужной величины (большой кукле – большой мячик, маленькой кукле – маленький мяч). Кукла Оля капризничает: ей нужен мяч желтого цвета, как ее юбочка. Кукла Ира тоже сердится: ей нужен мяч красного цвета, такой, как ее бантик. Воспитатель предлагает ребятам успокоить кукол: подобрать им нужные мячи.

Также можно использовать следующие дидактические игры: «Подбери петушку перышки», «Подбери попугаю колечко», «В гости приехали куклы», «Собери цветок, собери чашку», «Подбери пару» и многие другие игры.

Источник