Сенсорное развитие ребенка с нарушенным слухом

«Сенсорное развитие дошкольников с нарушением слуха»

                                                                                      Воспитатель ГБДОУ №60

                                                                  Невского района Санкт-Петербурга

                                                                  Алексеева Маргарита Владимировна

          В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, вопросы сенсорного воспитания детей занимали одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я.А.Коменский, Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли, Е.И Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. На основе данных разработок А.В.Запорожцем, А.П.Усовой, Н.П.Сакулиной, Л.А.Венгером, Н.Н.Поддъяковым и др. была создана целостная система сенсорного воспитания дошкольников. Особенности сенсорного развития дошкольников с нарушением слуха стали предметом научных исследований  ученых в данной области и позволяют утверждать о том,  что изучение вопросов сенсорного воспитания имеет актуальность и в наши дни. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

          Нарушение слуха в раннем и дошкольном  возрасте оказывает особенно сильное влияние на последующее развитие ребенка. В сложной структуре развития ребенка со сниженным слухом наряду с первичным недостатком слухового анализатора отмечается своеобразие в формировании его речи и других психических процессов, в развитии сенсорно-перцептивной сферы. Как говорил Л.С.Выготский, при выпадении какого-либо органа чувств, другие органы начинают выполнять такие функции, которые не выполняются ими обычно. Зрение у глухого человека, осязание у слепого играют не ту же роль, что у человека с сохранными органами чувств, так как должны воспринять и переработать огромное количество информации, которая у нормальных людей проходит другим путем. 

           У детей с нарушением слуха выявлено снижение скорости приема и переработки информации через различные анализаторы. Так отмечается  в развитии зрительного восприятия: снижение скорости восприятия, его обедненности, неполноте анализа и синтеза воспринимаемого материала, затруднениям в определении пространственно-временных отношениях, трудностям опознаниям предметов, воспринимаемых в необычном ракурсе. У глухих и слабослышащих детей нарушения моторики могут иметь вторичный характер в связи со слабостью кинестетических ощущений, дефектностью вестибулярной функции, определяющей недостаточность равновесия и координации движений.

           Особое значение для неслышащего ребенка приобретают речекинестезические ощущения и восприятия – кинестетический контроль в процессе овладения им устной речью (при овладении произносительной стороной речи и при восприятии речи при чтении с губ).

            Важное место в жизни глухого человека занимают вибрационные ощущения и восприятия, которые компенсируют потерю слуха. С помощью вибрации возможно различие свойств предметов; ориентировка в пространстве; восприятие музыки и т.п.

           У детей с нарушением слуха  обнаруживаются трудности словесных обозначений свойств предметов и самих предметов, предъявляемых для осязания. Способы распознавания часто оказываются несовершенными.

           От того, насколько полно ребенок научится воспринимать объекты, предметы, явления действительности, оперировать этими знаниями,  зависит процесс его «вхождения» в окружающий мир. Поэтому я поставила перед собой цель – посредством игр и игровых упражнений формировать сенсорные способности детей с нарушением слуха, их интерес к окружающему миру.

           Задачи:

–    формировать у детей системы перцептивных действий;

–    формировать у детей системы сенсорных эталонов;

– обогащать чувственный опыт детей посредством интеграции  разнообразных видов деятельности;

–     формировать и расширять представления детей об органе чувств (глаза, уши, нос, язык);

–     расширять словарный запас;

–  воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; бережное отношение к себе.      

           Вся коррекционная работа по сенсорному развитию  у детей  проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением, как самого процесса обследования, так и словесного отчета о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаках.

 В целях проведения игр и игровых упражнений по развитию по обогащению чувственного опыта (обследовательские игровые упражнения по определению вида, запаха, цвета, формы и других качеств предметов) был разработан игровой комплекс “Ромашка”. Для этого подобран наглядный материал и изготовлены дидактические пособия.

В игровой  комплекс входят:

1.    “Вертолина” – круг со стрелкой разделен на 5 секторов. На каждом секторе знаковое изображение и подписи различных действий (ощущений): потрогай, послушай, понюхай, попробуй, посмотри.

2.    Ширма с двумя воротиками для  рук; знаковое изображение “Потрогай”. Материалы для развития тактильных ощущений: п/э парные игрушки “Найди пару”, мелкие объемные и плоскостные игрушки, геометрические формы, образцы предметов из ткани, дерева, меха; “Угадай, что это?”; шершавые буквы и цифры.

     Контейнеры:

3.    два больших контейнера со знаковыми изображениями “Послушай” – с предметами на развитие слухового восприятия (свистки, гармошка, трещотка, погремушки, бубен); шумовые коробочки.

–         “Посмотри” – картинки, калейдоскоп, фонарик, диаскоп.

–        6 небольших контейнеров: (знаковое изображение “Понюхай”, “Попробуй”)  для баночек с отверстиями на крышках для наполнения пахнущими веществами: кофе, чай, корки апельсина, лимона, ватка смоченная духами, кусочки лука,  чеснока, яблока, моркови, капусты и т.д.

4.    Набор “Попробуй” – п/м подносики, тарелочки,  мисочки, ложечки, чашечки для заполнения различными продуктами и определения вкусовых  ощущений. Материал подбирается в процессе  проведения различных игровых упражнений: натуральные овощи, фрукты, продукты.

5.    Д/игры: лото “Подбери предмет” (по аналогии “Вертолина”);
домино “Понюхай, попробуй, послушай, посмотри”.

6.    Набор картинок “Угадай, что это?”. Загадки-описания овощей, фруктов  (по форме, по цвету, по вкусу, где растет).

7.    Пиктограммы для определения эмоциональных состояний при проведении игровых упражнений.

Читайте также:  Развитие игрушки вместе с развитием ребенка

8.    Развивающая игра “Подбери и назови” – конструкция из кубиков для нахождения объекта по заданному алгоритму (по цвету, форме, вкусу; эмоциональные  состояния).

9.    Набор картинок для составления алгоритмов на коврографе (по форме, цвету, вкусу; люблю, не люблю).

            Игровой комплекс «Ромашка» и игровые задания  способствуют более успешному развитию познавательной деятельности дошкольников, чувственного восприятия и личности в целом, а также развивает речевое общение. 

Источник

3 Сенсорное развитие детей с нарушенным слухом

3.1 Особенности сенсорного развития детей с нарушенным слухом

Особенности зрительного восприятия

Большое значение для компенсации нарушений слуха имеет развитие зрительного восприятия. Вопрос о зрительном восприятии следует рассматривать применительно к этапам его развития в детском возрасте. У детей с нарушениями слуха наблюдается замедленное по сравнению со слышащими сверстниками узнавание предметов. В более сложных случаях (например, при узнавании перевернутых изображений) отставание детей с нарушенным слухом еще более заметно. Можно сказать, что у глухих детей аналитический тип восприятия преобладает над синтетическим.

Зрительному восприятию формы предметов способствует практическая предметно – манипулятивная деятельность детей при одновременном овладении соответствующими словесными обозначениями. У глухих детей дошкольного возраста формируется целостный образ предметов, что дает им возможность справляться со складыванием разрезных картинок из 2 —5 частей. Способность складывать разрезную картинку указывает на наличие анализа и синтеза в процессе зрительного восприятия. Половине детей четвертого года жизни, по данным А.А. Венгера, Г.Л. Выгодской и Э.Й. Леонгард, удается сложить картинку из двух-трех частей, из пяти частей — половине детей старше шести лет. Особенности становления осмысленного восприятия отчетливо проявляются при анализе восприятия изображений, картин. Поскольку на картине изображается какая-то часть действительности, то подбирая картинки, показывая их детям разного возраста, мы получаем возможность судить о тех ступенях, через которые ребенок проходит в восприятии действительности.

Специфические особенности восприятия изображений: глухие дети испытывают трудности в восприятии и понимании перспективных изображений, пространственно-временных отношений между предметами; не всегда понимают изображенное движение предметов; у них возникают трудности с восприятием предметов в необычном ракурсе, при восприятии контурных изображений предметов; дети могут не узнать предмет, если он частично закрыт другим.

Зрительное восприятие для ребенка с нарушением слуха — это главный источник представлений об окружающем мире; кроме того, зрительное восприятие имеет большое значение для развития возможностей глухих детей общаться с людьми. Общение предполагает при использовании дактильной речи тонкое и дифференцированное восприятие мимики и жестов, изменения положений пальцев руки; движений губ, лица и головы — при восприятии устной речи. Следовательно, необходимо раннее развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями слуха в единстве с обучением речи.

Особенности кинестетических ощущений и восприятий

Многие дети, имеющие нарушения слуха, отстают от нормально слышащих детей по развитию движений. По данным А.А. Венгера, Г.Л. Выгодской и Э.И. Леонгард, 70% таких детей позже срока начинают держать голову, позднее, чем положено, начинают сидеть, стоять и ходить. Задержка самостоятельной ходьбы отмечается у 50% детей. Некоторая неустойчивость, трудности сохранения равновесия, недостаточная координация движений сохраняются у многих на протяжении всего дошкольного возраста. У большинства детей имеется отставание в развитии мелких движений пальцев рук, артикуляционного аппарата.. Отмечена замедленная, по сравнению со слышащими, скорость выполнения отдельных движений, что влияет на темп деятельности в целом. Это объясняется тем, что потеря слуха делает менее полным процесс отражения выполняемых действий и менее точной и быстрой их корректировку, что влияет на скорость выполнения действий. Для таких детей характерно более медленное овладение двигательными навыками.

Особенности развития моторики проявляются как в передвижении, так и в действиях с предметами. В. Флери писал: «Их поступь вообще неловка и тяжка, они своими ногами не ступают на землю, но как бы только ударяют оную или тащат их небрежно». Потеря слуха создает более сложные условия для развития двигательной чувствительности. Слуховой контроль помогает выработке четких, плавных и размеренных движений, его отсутствие приводит к трудностям их формирования. У детей с нарушениями слуха компенсация отсутствующего слухового контроля может совершаться за счет увеличения роли зрительного, тактильно-вибрационного и двигательного восприятий, для чего нужно заботиться о развитии у таких детей двигательного контроля за качеством своих движений. Особенности развития речи у детей с нарушениями слуха накладывают определенный отпечаток на становление их движений, в частности — на высшие формы регуляции движений. Развитие произвольных движений начинается с того. что ребенок учится подчинять свои движения словесно сформулированным требованиям окружающих. Затем слово становится средством организации движений, упорядочивает их, делает более организованными и дифференцированными. Двигательные навыки, складывающиеся у детей в условиях развернутой речевой деятельности, имеют более обобщенный характер, легче переносятся в новые условия (А.В. Запорожец). У детей с нарушениями слуха вследствие более позднего формирования словесной речи развитие произвольной регуляции движений задерживается.

Особенности кожной чувствительности детей с нарушениями слуха

Кожные ощущения возникают при непосредственном контакте предмета с кожей. Из всех видов кожных ощущений для компенсации нарушений слуха наибольшее значение имеют вибрационные ощущения.

Колебания вибрирующих предметов распространяются в воздушной среде, твердом теле и жидкости. В том случае, когда человек не прикасается непосредственно к источнику вибраций, а воспринимает их через передающую среду, вибрационные ощущения дают возможность судить о явлениях, удаленных от человека. При нарушениях слуха это очень важно, поскольку глухой человек лишен одного из важнейших каналов приема информации на расстоянии — слуха.

Читайте также:  Приведите в соответствие зоны развития ребенка и их характеристики

Вибрационная чувствительность может оказать заметную помощь людям, имеющим остатки слуха: в этом случае достаточны воздействия меньшей интенсивности, чем те, которые необходимы для возникновения слуховых ощущений при пораженном слухе. Для того чтобы глухой человек мог использовать вибрационную чувствительность как средство познания, требуется специальная работа. Маленьким детям трудно выделить ощущения вибрации в общем комплексе ощущений, трудно понять, что является причиной их появления. Эти ощущения приобретают предметно-познавательное значение для ребенка, когда взрослый обращает его внимание на вибрирующие предметы, показывает разницу с невибрирующими. Детей знакомят с различными вибрирующими предметами, учат локализовать источник вибрации в пространстве.

В результате у глухих детей наблюдается заметное повышение вибрационной чувствительности. Например, глухие определяют место источника вибраций в два раза точнее, чем слышащие; у них обнаружено снижение абсолютных порогов вибрационных ощущений по сравнению со слышащими людьми.

Таким образом, при полном выключении слухового анализатора вибрационная чувствительность обостряется, а с улучшением слуха — снижается. Упражнения активизируют вибрационную чувствительность.

Развитие вибрационной чувствительности имеет большое значение для овладения устной речью, ее восприятием и произношением. Некоторые из вибраций, возникающих при произнесении слов, улавливаются глухим ребенком при прикладывании ладони к шее говорящего, при поднесении ладони ко рту, при использовании специальных технических средств, при этом неслышащие дети лучше воспринимают такие компоненты речи, как темп и ритм, ударения. Вибрационные ощущения помогают глухому осуществлять контроль за собственным произношением

Особенности осязания

С помощью осязания осуществляется познавательный процесс, в котором принимают участие кожные и двигательные ощущения.

У детей с нарушениями слуха наблюдаются те же тенденции в развитии осязания, что и у детей с нормальным слухом, но отмечается значительное отставание, особенно в развитии сложных видов осязания. Опознание предмета с помощью осязания при выключенном зрении требует активного привлечения прошлого опыта, сопоставления полученных данных с имеющимися представлениями и знаниями о предметах, правильной организации процесса обследования. Недостаточное развитие мышления и речи у детей с нарушениями слуха сказывается на развитии осязания.

Таким образом, анализ особенностей процессов ощущений и восприятия у детей с нарушенным слухом показывает, что у данной категории детей наблюдается такая закономерность развития этих процессов, которая характерна для дефицитарного дизонтогенеза, — асинхрония, которая проявляется в разной степени недоразвития одних систем восприятия (двигательная чувствительность, осязание) при более высоком уровне развития других (зрительное восприятие, вибрационная чувствительность).(3)

Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 79529
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

… , конечно, к тем изменениям, которые можно обнаружить в мышлении дошкольников и школьников, он включает в себя изучение развития мышления человека на протяжении всего жизненного пути. 1.3  Особенности развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с нарушенным слухом В основе психического развития детей с нарушенным слухом, лежат те же закономерности, что и в норме. Однако …

… уровень развития. Следовательно, результаты констатирующего этапа исследования требуют проведения формирующего этапа эксперимента в соответствии с предложенной гипотезой. 2.2 Реализация педагогических условий развития детей раннего возраста В формирующем эксперименте приняли участие 10 человек экспериментальной группы. На формирующем этапе эксперимента мы попытались реализовать условия, …

… и методики изучения особенностей памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха Цель констатирующего эксперимента: изучение особенностей памяти детей дошкольного возраста с нарушением слуха с их нормально развивающими сверстниками. Для достижения поставленной цели предстояло решить следующие задачи: 1.  Апробировать комплекс психодиагностических методик для выявления особенностей …

… ­пенно и направляться на все стороны нервно – психического развития детей. Только при всестороннем развитии у них будет своевременно формироваться речь. §2. Социально-психологическая депривация как фактор нарушения развития детей раннего возраста Проблематика психических лишений представляет важную проблему в течение целых столетий. Мы узнаем о ней уже от древних летописцев. Так, …

Источник

Марина Ивановская
Опыт работы по сенсорному развитию слабослышащих дошкольников

У ребёнка, имеющего нарушение слуха, процесс развития ощущений и восприятия протекает по тем же общим закономерностям, что и у нормально развивающегося ребёнка. Вместе с тем, у детей с полной или частичной потерей слуха имеются определённые особенности в развитии сенсорно – перцептивной сферы.

Нарушение слухового анализатора отрицательно сказывается на деятельности сохранных анализаторов.

У слабослышащих детей:

• снижена полнота зрительного восприятия;

• затруднено развитие кинестетической чувствительности, так как нет слухового контроля;

• происходит отставание в развитии мелких движений пальцев рук, артикуляционного аппарата;

• более медленный темп деятельности, так как снижена скорость двигательных реакций;

• возникают трудности статического и динамического равновесия;

• позже формируется произвольная регуляция движений;

• замедлены процессы анализирования и синтезирования предметов.

Согласно исследованиям учёных становление сенсорно – перцептивной сферы у детей с пониженным слухом происходит значительно позднее по сравнению со слышащими сверстниками, что может отразиться на успешности их обучения в школе. Поэтому необходима целенаправленная коррекционно-развивающая работа в данном направлении.

В 2012 – 2013 учебном году такая работа была организована в МБДОУ № 46 в группе для детей с нарушением слуха 1 года обучения в рамках кружка «Играем вместе».

Мышление ребенка до трех лет непосредственно связано с восприятием – малыш мыслит, устанавливая связи между предметами и действуя ими. Ведущий вид деятельности дошкольников – игра; сама организация игровой деятельности обеспечивает непроизвольное развитие мыслительных операций. Особенно эффективной для развития мышления является дидактическая игра, она является одновременно и средством, и способом усвоения знаний слабослышащими детьми дошкольного возраста.

Читайте также:  Воспитание индивидуальности ребенка включает в себя развитие эгоцентризма

Программа кружка, организованного педагогом-психологом М. В. Ивановской, представлена играми, способствующими активизации и совершенствованию ориентировочной деятельности, развитию восприятия ознакомлению ребенка с окружающей действительностью.

Цель работы: стимулирование сенсорного развития детей, компенсация сенсорных впечатлений.

Задачи:

1. Развитие мелкой моторики, способности сосредотачиваться. Развитие способности получать разнообразные сенсорные впечатления.

2. Развитие предметных и предметно-игровых действий, формирование способов усвоения общественного опыта.

3. Развитие координации движений, тактильного и зрительного восприятия.

4. Вызвать у ребенка интерес к свойствам предметов и овладению способами выявления этих свойств. Совершенствование умения действовать с предметами, ориентируясь на их свойства.

Ожидаемые результаты: динамика сенсорного развития слабослышащих дошкольников.

Структура занятий:

1. Каждое занятие начинается с приветствия, потирания и поглаживания ладошек.

2. Дидактическая игра.

3. Хождение по сенсорным дорожкам.

Занятия проводились в первой половине дня 1 раз в неделю в кабинете психолога.

В течение учебного года было организовано 24 встречи,каждая из которых начиналась с ритуала приветствия: поглаживания ладошек, сопровождающее проговариванием рифмованных строчек. Это создавало положительный эмоциональный настрой и развивало тактильные ощущения. Яркое оборудование повышало эмоциональный тонус каждого малыша. Заканчивалось каждое занятие хождением по напольным сенсорным дорожкам, которое не только обогащало тактильную чувствительность каждого ребенка, но и оказывало оздоровительный эффект. Важная функция стопы определяется расположением особых, так называемых рефлексогенных зон на подошвенной поверхности, обеспечивающих связь стопы с различными системами организма (сердечно-сосудистой, дыхательной и др.) Таким образом, стопа, благодаря уникальному строению и важным функциям, оказывает влияние на весь организм. Поэтому особое внимание необходимо было уделять профилактике деформаций стопы слабослышащих дошкольников.

Основная часть занятий представлена дидактическими играми, способствующими активизации и совершенствованию практических действий слабослышащих дошкольников.

Дидактические игры, используемые на занятиях кружка,разделены на 4 блока:

• пальчиковые игры для малышей;

• игры, направленные на формирование предметно-игровых действий;

• игры для развития тактильного и зрительного восприятия;

• игры для развития сенсорного восприятия.

Первые шесть занятий посвящены пальчиковым играм. Благодаря таким играм дети получали разнообразные сенсорные впечатления, у них развивалась внимательность и способность сосредотачиваться. Одни пальчиковые игры готовили малышей к счёту, в других каждый ребёнок должен действовать, используя обе руки,что помогало лучше осознать пространственные представления: выше, ниже, сверху, снизу.

Персонажи и образы проведенных пальчиковых игр – паучок и поросята, солнышко и дождик – нравились малышам, дети с удовольствием рассматривали картинки, изображающие этих персонажей, и повторяли за взрослым движения.

Дидактические игры следующих шести занятий были посвящены развитию предметных и предметно-игровых действий. Практические действия малышей во время проведения этих игр осуществлялись по показу и подражанию. Во время занятий наблюдались возрастающие возможности младших дошкольников в мышлении, восприятии мира, координации движения и зрения, а также в накоплении опыта ручных действий. Настойчивое воспроизведение одних и тех же простых действий и получение ожидаемого эффекта давали чрезвычайно важный чувственный опыт, который ложится в основу наглядно-действенного мышления. Действия с предметами способствовали развитию умения вычленять их функциональные признаки.

С 12 по 18 занятия использовались дидактические игры, направленные на развитие тактильного и зрительного восприятия. Обогащение сенсорного опыта на этих занятиях осуществлялось через развитие кинестетического и зрительного анализатора. Эти занятия вели к обогащению тактильных ощущений с помощью предметов разных текстур и свойств. Дети с депривацией слуха совершали различные манипуляции с прищепками, палочками, лентами, зернышками, крупами, что помогало им расширять восприятие, оптимизировать соотношение зрительных и тактильных ощущений. Все это создавало возможность для формирования образов предметов с характерными для них свойствами. Таким образом, игровой материал становился предметом мыслительной деятельности детей.

На последних шести занятиях у дошкольников с нарушением слуха расширялись представления о свойствах вещей, и эти представления закреплялись за конкретными предметами. У детей со слуховой депривацией отмечаются определённые особенности осязательного распознавания предметов: ориентация не на форму предмета, а на его материал, недостаточное внимание к контуру предмета, отнесение предмета к другому кругу объектов. В связи с этим со свойствами предметов ребенка необходимо знакомить в конкретных практических действиях. Дидактические игры с 19 по 24 занятие совершенствовали умения малышей действовать с предметами, ориентируясь на их свойства. После освоения практических действий у детей формировались эталоны — образцы, с которыми они сопоставляли окружающие предметы. Дети знакомились с кругом и квадратом, учились соотносить предметы одного цвета, различать большие и маленькие детали. Предлагаемые дидактические игры, способствовали формированию эталонов и умственных действий по восприятию цвета, формы, величины.

Результатами кружковой работы является положительная динамика в сенсорном развитии слабослышащих детей младшего дошкольного возраста, которая проявляется в возникновении интереса детей к свойствам предметов.

Игровые занятия содействовали обогащению сенсорного опыта слабослышащих малышей в процессе пальчиковых упражнений и различных по сложности действий с предметами. Положительные отзывы родителей и педагогов группы свидетельствуют об эффективности проделанной работы.

Наблюдая за игрой, педагоги отмечают возникновение самостоятельности выбора способа действия и пути решения игровой задачи у малышей. Практические действия детей, как считают воспитатели, становятся целенаправленными, сокращается число практических проб. Каждый ребенок все чаще и чаще может совершать действия в уме, способен без внешних проб подбирать нужные детали для пирамидки или матрешки.

Источник