Сенсорное развитие ребенка с нарушениями слуха в раннем возрасте

Сенсорное развитие ребенка с нарушениями слуха в раннем возрасте thumbnail

«Сенсорное развитие дошкольников с нарушением слуха»

                                                                                      Воспитатель ГБДОУ №60

                                                                  Невского района Санкт-Петербурга

                                                                  Алексеева Маргарита Владимировна

          В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, вопросы сенсорного воспитания детей занимали одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я.А.Коменский, Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли, Е.И Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. На основе данных разработок А.В.Запорожцем, А.П.Усовой, Н.П.Сакулиной, Л.А.Венгером, Н.Н.Поддъяковым и др. была создана целостная система сенсорного воспитания дошкольников. Особенности сенсорного развития дошкольников с нарушением слуха стали предметом научных исследований  ученых в данной области и позволяют утверждать о том,  что изучение вопросов сенсорного воспитания имеет актуальность и в наши дни. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

          Нарушение слуха в раннем и дошкольном  возрасте оказывает особенно сильное влияние на последующее развитие ребенка. В сложной структуре развития ребенка со сниженным слухом наряду с первичным недостатком слухового анализатора отмечается своеобразие в формировании его речи и других психических процессов, в развитии сенсорно-перцептивной сферы. Как говорил Л.С.Выготский, при выпадении какого-либо органа чувств, другие органы начинают выполнять такие функции, которые не выполняются ими обычно. Зрение у глухого человека, осязание у слепого играют не ту же роль, что у человека с сохранными органами чувств, так как должны воспринять и переработать огромное количество информации, которая у нормальных людей проходит другим путем. 

           У детей с нарушением слуха выявлено снижение скорости приема и переработки информации через различные анализаторы. Так отмечается  в развитии зрительного восприятия: снижение скорости восприятия, его обедненности, неполноте анализа и синтеза воспринимаемого материала, затруднениям в определении пространственно-временных отношениях, трудностям опознаниям предметов, воспринимаемых в необычном ракурсе. У глухих и слабослышащих детей нарушения моторики могут иметь вторичный характер в связи со слабостью кинестетических ощущений, дефектностью вестибулярной функции, определяющей недостаточность равновесия и координации движений.

           Особое значение для неслышащего ребенка приобретают речекинестезические ощущения и восприятия – кинестетический контроль в процессе овладения им устной речью (при овладении произносительной стороной речи и при восприятии речи при чтении с губ).

            Важное место в жизни глухого человека занимают вибрационные ощущения и восприятия, которые компенсируют потерю слуха. С помощью вибрации возможно различие свойств предметов; ориентировка в пространстве; восприятие музыки и т.п.

           У детей с нарушением слуха  обнаруживаются трудности словесных обозначений свойств предметов и самих предметов, предъявляемых для осязания. Способы распознавания часто оказываются несовершенными.

           От того, насколько полно ребенок научится воспринимать объекты, предметы, явления действительности, оперировать этими знаниями,  зависит процесс его «вхождения» в окружающий мир. Поэтому я поставила перед собой цель – посредством игр и игровых упражнений формировать сенсорные способности детей с нарушением слуха, их интерес к окружающему миру.

           Задачи:

–    формировать у детей системы перцептивных действий;

–    формировать у детей системы сенсорных эталонов;

– обогащать чувственный опыт детей посредством интеграции  разнообразных видов деятельности;

–     формировать и расширять представления детей об органе чувств (глаза, уши, нос, язык);

–     расширять словарный запас;

–  воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; бережное отношение к себе.      

           Вся коррекционная работа по сенсорному развитию  у детей  проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением, как самого процесса обследования, так и словесного отчета о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаках.

 В целях проведения игр и игровых упражнений по развитию по обогащению чувственного опыта (обследовательские игровые упражнения по определению вида, запаха, цвета, формы и других качеств предметов) был разработан игровой комплекс “Ромашка”. Для этого подобран наглядный материал и изготовлены дидактические пособия.

В игровой  комплекс входят:

1.    “Вертолина” – круг со стрелкой разделен на 5 секторов. На каждом секторе знаковое изображение и подписи различных действий (ощущений): потрогай, послушай, понюхай, попробуй, посмотри.

2.    Ширма с двумя воротиками для  рук; знаковое изображение “Потрогай”. Материалы для развития тактильных ощущений: п/э парные игрушки “Найди пару”, мелкие объемные и плоскостные игрушки, геометрические формы, образцы предметов из ткани, дерева, меха; “Угадай, что это?”; шершавые буквы и цифры.

     Контейнеры:

3.    два больших контейнера со знаковыми изображениями “Послушай” – с предметами на развитие слухового восприятия (свистки, гармошка, трещотка, погремушки, бубен); шумовые коробочки.

–         “Посмотри” – картинки, калейдоскоп, фонарик, диаскоп.

–        6 небольших контейнеров: (знаковое изображение “Понюхай”, “Попробуй”)  для баночек с отверстиями на крышках для наполнения пахнущими веществами: кофе, чай, корки апельсина, лимона, ватка смоченная духами, кусочки лука,  чеснока, яблока, моркови, капусты и т.д.

4.    Набор “Попробуй” – п/м подносики, тарелочки,  мисочки, ложечки, чашечки для заполнения различными продуктами и определения вкусовых  ощущений. Материал подбирается в процессе  проведения различных игровых упражнений: натуральные овощи, фрукты, продукты.

5.    Д/игры: лото “Подбери предмет” (по аналогии “Вертолина”);
домино “Понюхай, попробуй, послушай, посмотри”.

6.    Набор картинок “Угадай, что это?”. Загадки-описания овощей, фруктов  (по форме, по цвету, по вкусу, где растет).

7.    Пиктограммы для определения эмоциональных состояний при проведении игровых упражнений.

8.    Развивающая игра “Подбери и назови” – конструкция из кубиков для нахождения объекта по заданному алгоритму (по цвету, форме, вкусу; эмоциональные  состояния).

9.    Набор картинок для составления алгоритмов на коврографе (по форме, цвету, вкусу; люблю, не люблю).

            Игровой комплекс «Ромашка» и игровые задания  способствуют более успешному развитию познавательной деятельности дошкольников, чувственного восприятия и личности в целом, а также развивает речевое общение. 

Источник

Глухие дети

Глухой ребёнок с первых дней жизни (если поражение является внутриутробным) или с первых месяцев жизни(если поражение является постнатальным) попадает в неблагоприятные условия развития.

Задерживается, по сравнению с нормально слышащим ребёнком, развитие локомоторных и статических функций, что, в свою очередь оказывает влияние на формирование межанализаторных связей, сужает «ближнее» пространство, доступное органам чувств младенца.

Задерживается развитие предметного действия и, как следствие этого, развитие предметного восприятия(обязательного условия формирования способов восприятия)

Страдает развитие восприятия пространства и пространственных свойств видимых объектов.

Не идентично с нормально слышащими детьми происходит и развитие акта хватания. Анализ хватательных движений указывает на отсутствие четкой дифференциации форм и величин в зрительном плане и недостаточное участие осязательной чувствительности в восприятии этих чувств.

Развитие зрительного поиска, связанное с невидимым объектом, формирование зрительно-слуховой ориентации в пространстве, локализация звука в пространстве при помощи бинаурального слуха становится совсем не возможным.

На протяжении преддошкольного детства в сенсорном развитии глухих и слабослышащих детей, имеющих внутриутробное или чрезвычайно рано возникшее поражение слуха, происходят значительные изменения.

К концу первого полугодия второго года жизни большинство детей овладевает ходьбой и начинает свободно передвигаться, что кардинально меняет их взаимоотношения с предметным миром. Активизируется ориентировка в окружающем, что находит своё выражение в понимании детьми функционального назначения предметов.

Общее направление развития совпадает с направлением развития нормально слышащих детей: развивается специфическое манипулирование с предметами; появляется возможность функционального использования некоторых предметов, связанное с развитием подражания. В основе подражание лежит развитие восприятия: дети начинают вычленять свойства и качества объектов, воспринимать пространственные отношения между объектами и учитывать свойства объектов в процессе практической деятельности с ними.

Происходит развитие «соотносящихся» предметных действий. Сюда относятся действия типа накладывания предметов друг на друга, закрывания и открывания коробочек, нанизывания колец на стержень, заполнения вырезов вкладками и т.п. Однако развитие такого рода действий происходит, как правило, в процессе организованной взрослыми деятельности.

Все эти изменения происходят в том же направлении, в каком идёт развитие и нормально слышащего ребёнка. Следовательно, даже без специального обучения, в условиях, домашнего воспитания происходит формирование восприятия глухого ребёнка.

Это развитие идёт чрезвычайно медленно и неравномерно. Все эти компоненты развития появляются, как правило, после 2 лет, у многих после 2лет 6 мес., т.е. к концу преддошкольного возраста. У нормально развивающихся детей все эти процессы формируются значительно раньше. У значительного количества глухих детей старше 2 лет наблюдается очень низкий уровень развития восприятия.

Некоторые дети не могут действовать по подражанию даже после 2 лет.

Характер подражания у глухих детей так же отличается от того, который мы наблюдаем у слышащих детей этого возраста. Дети подражают только некоторым действиям, чаще всего с хорошо знакомыми предметами. Уровень развития подражания к концу преддошкольного возраста оказывается не достаточным.

Только часть детей в возрасте 2-3 лет обнаружила способность производить выборе по образцу; у слышащих детей этого возраста оказывается сформированным подражание и выбор по образцу.

Дети с нарушением слуха отстают в области зрительного восприятия свойств и качеств объектов.

Всё это находит яркое выражение в области действий с предметами. У детей с нарушениями слуха задерживается переход к предметным действиям. Фактически формирования предметных действий, развитие подражания, развитие необходимых для восприятия свойств объектов,способов восприятия происходит не в преддошкольном,а в дошкольном возрасте.

По видимому, в плане компенсации у детей с нарушениями слуха приобретают большой вес некоторые особенности поведения при выполнении заданий.

Так, например, дети во многих случаях пытаются опереться на побочные ориентиры (порядок предъявления раздражителей, сторону, на которой расположен объект)

Особенно большая роль принадлежит ориентировке на реакцию взрослого. У многих детей она носит гипертрофированный характер и препятствует ориентировке на свойства предметов. Указанная тенденция на определённом этапе является существенным тормозом в развитии восприятия и интеллекта. У слышащего ребёнка в это период речь взрослого является одним из ведущих факторов развития. Всё большее значение приобретает собственная речь ребёнка.

У глухих не только отсутствует речевое общение. У них чрезвычайно обеднено доречевое общение. В арсенале общения родителей с детьми часто отсутствуют необходимые способы общения.

Слабослышащие дети

Разные слабослышащие дети имеют различные степени снижения слуха. За период дошкольного детства слуховое восприятие слабослышащих детей развивается. В раннем же возрасте дают реакцию на голос у ушной раковины только 6,6% детей. В возрасте 1-2 лет реагируют на шепот только 2% случаев.

Важным является тот факт, что многое слабослышащие дети, имея существенные остатки слуха, долгое время не умеют ими пользоваться. Они не реагируют на обращенную речь, не понимают ее. В то же время другие слабослышащие дети с такой же потерей слуха могут хорошо пользоваться сохранным слухом и с его помощью накапливают большой словарь. Такая разница в уровне слухового восприятия у слабослышащих детей обусловлена многими причинами, в число которых входят условия жизни ребенка, особенности его психофизического развития и многое другое.

В связи с тем что реакции на звуковые раздражители развиваются у слабослышащих детей сравнительно поздно, в младенчестве и преддошкольном возрасте слабослышащие не отличаются от глухих. Так же как у глухих у многих слабослышащих детей, получивших поражение слуха в очень раннем возрасте, имеется задержка прямостояния. Так же как и глухие они позднее слышащих оказываются в состоянии воспринимать дальнее пространство, имеют задержку в развитии хватания и предметных действий.

Слуховое восприятие младенца, даже при нормальном слухе характеризуется довольно высокими порогами. Поэтому даже не очень значительная потеря слуха приводит к тому, что у ребёнка не формируется зрительно-слуховой поиск не видимого предмета, локализация звука в пространстве.

Развитие предметных действий, подражания, функциональное использование предметов, овладение соотносящими действиями и т.п. не отличаются от того, что имеет место у глухих детей.(2)

Источник

.

Проект «Сенсомоторное развитие детей с нарушением слуха».

Трушкина Т.Н.,  воспитатель

МДОУ «Детский сад комбинированного

 вида №158» г. Саратова

 Актуальность проекта:  Готовность ребенка к обучению в школе в значительной мере зависит от уровня его сенсомоторного развития.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете, положении в пространстве и т.д.

        Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования

деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие не возможно без опоры на полноценное восприятие.

           Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умст-

венного развития ребенка и в то же время имеет  самостоятельное значение,  так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения  многими видами деятельности. К концу дошкольного возраста у нормально  развивающихся детей должна сформироваться система  сенсорных эталонов  (общепринятые образцы внешних свойств предметов). Усвоение этих сенсорных  эталонов – сложный и длительный процесс. Усвоить  сенсорный эталон означает  не просто умение правильно называть то  или иное свойство  предмета:  необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения  свойств самых разных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому очень важно уделять большое внимание обучению детей  способам  обследования предметов:  наложению,  прикладыванию, ощупыванию, группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, а также последовательному осмотру и описанию формы, выполнению планомерных действий. Игры и задания должны быть с постепенным усложнением.           

   Мелкая моторика тоже играет важную роль в готовности ребенка к обучению в школе.  Ученые доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением малыша. Мелкая моторика помогает развивать память, внимание, логику.

           По мнению В.А. Сухомлинского: «Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев».  Развивая мелкую моторику мы развиваем речь детей и подготавливаем их к школьному обучению.

Цель проекта.

  • Обогащение сенсомоторного опыта ребенка.
  • Стимуляция познавательной активности.
  • Развитие мышления, памяти, внимания, сообразительности, наблюдательности.
  • Подготовка ребенка к обучению в школе:

      – подготовка руки к письму;

      – выработка определенных умений и навыков.

  • Развитие тактильно-вибрационных ощущений.
  • Развитие различных видов восприятия:

        – восприятие формы;

        – восприятие цвета;

        – восприятие пространства;

        – восприятие движений;

        – восприятие целостного образа предметов.

Участники проекта:

 Учитель-дефектолог, воспитатели, воспитанники группы, родители.

Тип проекта.

Практико – ориентированный.

Срок реализации.

Долгосрочный (сентябрь  – май )

Ожидаемый результат.

В ходе работы над проектом :

  • дети научатся различать цвета, формы, величины;
  • дети научатся ориентироваться в пространстве;
  • будут развиваться мышление, память детей;
  • будет развиваться мелкая моторика рук;
  • будет проходить подготовка ребенка к обучению в школе и

   подготовка руки ребенка к письму.        

Мероприятия реализации проекта «Сенсомоторное развитие

детей с нарушением слуха».

  1. Первичное обследование сенсорного развития детей. (см. приложение№1)

Цели:

  • установить доброжелательные, доверительные отношения  взрослого с

        ребенком;

  • выявить степень сенсорного развития ребенка;
  • выявить проблемы и потенциальные возможности ребенка;
  • выявить имеющиеся у ребенка навыки и умения;
  • совместно с другими специалистами планировать коррекционно-

        педагогическую деятельность;

  • обследовать детей и заполнить карты «Диагностическое обследование

        сенсорного развития ребенка»    (см. приложение№1)

  1. Работа над развитием мелкой моторики рук детей.

Цели:

  • формировать новые навыки и умения;
  • развивать мелкую моторику рук.
  • подготавливать руку ребенка к обучению письму.

В течении года детям предлагаются различные упражнения, игры, задания по развитию мелкой моторики рук. Перечень заданий: «Сводная таблица заданий с нарастанием трудности на развитие мелкой моторики».  (см. приложение№2)

  1. Сообщение на родительском собрании

        «Развитие у ребенка мелкой  моторики рук».

Цели:

  • познакомить родителей с понятием «мелкая моторика».
  • объяснить родителям:

       – значимость развития мелкой моторики рук у детей;

       – важность подготовки руки ребенка к обучению письму.

  • обучить родителей практическим приемам развития мелкой моторики рук.
  1. Консультации для родителей.
  1. Консультация

     «Пальчиковая гимнастика для детей  дошкольного возраста».

     Цели:

  • объяснить родителям важность развития мелкой моторики рук

          для подготовки ребенка к школе и для развития его речи;

  • познакомить родителей с пальчиковой гимнастикой;
  • обучить родителей самомассажу кистей и пальцев рук.
  1. Консультация

      «Практические рекомендации по развитию мелкой моторики рук детей».

      Цели:

  • познакомить родителей с различными играми и упражнениями по развитию  

         мелкой моторики рук.

  • обучить родителей практическим приемам развития мелкой моторики рук.
  • объяснить родителям значимость развития мелкой моторики рук для  

         подготовки ребенка к школе и для развития его речи.

  1. Дидактические игры, творческие задания.

Цели:

  • обогащение сенсомоторного опыта детей;
  • стимуляция познавательной активности;
  • развитие внимания, памяти, мышления, наблюдательности,

воображения;

  • развитие различных видов ощущений и восприятий;
  • развитие мелкой моторики рук детей;
  • развитие речи детей;
  • подготовка детей к обучению в школе.
  1. Дидактическая игра «Вставь фигуры» («Почтовый ящик»)

                                            (восприятие формы)

      Педагог предлагает ребенку протолкнуть геометрические формы

         в прорези коробки.

  1. Дидактическая игра «Собери матрешку».   (восприятие величины)

Педагог предлагает раскрыть матрешку (трехсоставную) и собрать ее. («открой – закрой», «вложи – достань»).

  1. Дидактическая игра «Расставь матрешек по величине».

                                               (восприятие величины)

Педагог выставляет в ряд матрешек, выравнивая их по низу (размер определяют,

ориентируясь на высоту матрешек). Затем педагог убирает одну из матрешек (из ряда) и предлагает ребенку найти ее место в ряду.

  1. Дидактическая игра «Сделай целую».

              (восприятие целостного образа предметов).

Педагог предлагает ребенку сложить целую картинку из частей  (количество частей – в  зависимости от возраста ребенка).

  1. Дидактическая игра «Цветные коврики».    (восприятие цвета)

Педагог предлагает детям рассмотреть цветные «коврики». Затем предъявляются

 изображения игрушек и дифференциация их по цвету. Первые две-три картинки педагог может разложить сам, при этом необходимо указать на сходство по цвету игрушки и «коврика» (такой, не такой).

  1. Дидактическая игра «Разноцветные цепочки».   (восприятие цвета)

Все дети делятся на две команды. Каждому ребенку дается флажок определенного цвета (синий, красный, желтый и т.д.). У каждой команды одинаковый набор флажков. Педагог показывает карточку с цветными кружками, расположенными в определенном порядке. По команде педагога детям каждой команды надо построиться в соответствии цвету своего флажка и кружочка на карточке. Карточки меняются 3-4 раза.

  1. Дидактическая игра «Посади огород».

                                (восприятие цвета)

Педагог раздает каждому ребенку карты, разделенные на 4 части (это «огород»)

и набор нарисованных овощей. Затем показывает карточку-образец (с цветными кружками) и предлагает соотнести цветные кружки и овощи, а потом разложить овощи в соответствии с образцом на своей карте.

  1. Дидактическая игра «Найди предмет такого цвета»

                                 (восприятие цвета)

Педагог показывает ребенку карточку определенного цвета и предлагает найти

предмет (игрушку) в групповой комнате такого цвета. Назвать цвет и подобрать табличку с названием цвета.

  1. Дидактическая игра «Узнай фигуру на ощупь».

                               (восприятие формы)

Педагог накрывает фигуру салфеткой и предлагает ребенку под салфеткой (на ощупь) определить фигуру и назвать ее (выбрать из нескольких и показать).

  1. Дидактическая игра «Найди предмет такой формы».

                                             (восприятие формы)

Педагог использует карточки с изображением различных геометрических форм, детям раздает картинки , на которых изображены различные предметы. Педагог показывает карточку с геометрической  формой и предлагает  показать предмет такой формы («У кого предмет такой формы?»).

  1. Дидактическая игра «Три медведя».

                                  (восприятие величины)

Перед детьми три медведя: большой, поменьше, маленький. Педагог предлагает

детям рассадить медведей на стулья, обращая их внимание на соотношение величин:  «Мишка, сядь! Мишка большой. Стул маленький.  Мишка упал. Не верно. Вот большой стул. Мишка маленький – стул маленький».  Затем дети самостоятельно расставляют  тарелки,  раскладывают ложки  («Кому большую тарелку, большую ложку?»), укладывают медведей спать.

  1. Дидактическая игра «Спрячь зайку».

                              (восприятие величины)

Педагог раздает детям домики, в дверном проеме которых изображены зайчики.

«Спрячьте зайчиков». Дети должны подобрать «двери» для каждого домика, ориентируясь только на величину (домик и дверь могут быть разного цвета).

  1. Дидактическая игра «Капельки и тучки».

                                  (восприятие величины)

У каждого ребенка на столе тучки и капельки разного размера. Педагог предлагает разложить капельки под тучками по размеру.

  1. Дидактическая игра «Веселые человечки» («Зарядка»).

                           (восприятие пространственных отношений)        

Педагог предлагает детям поиграть и предъявляет карточку с человечком-схемой, дети находят в своем наборе парную («покажите такую картинку»). Затем педагог

просит детей воспроизвести позу: «Делай так».

  1. Дидактическая игра «Шарик и кубик».

                      (восприятие пространственных отношений)        

Педагог раздает детям кубики и шарики, предлагает назвать их: «Что это? Кубик. Шарик», затем дети соотносят объемные фигуры с их изображениями на плоскости. Педагог предъявляет одну из карточек с различными изображениями квадрата и круга относительно друг друга и предлагает расположить кубик и шарик самостоятельно (как на карточке): «Делай так».

  1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

                          (тактильно-двигательное восприятие)

Дети сидят полукругом возле стола педагога. На столе под салфеткой или за ширмой несколько (два-три) предметов. У педагога «чудесный мешочек». Он просит одного из детей определить на ощупь, что лежит в мешочке. Потом снимает салфетку с предметов (или убирает ширму), лежащих на столе, и ребенок находит такой же предмет, какой он ощупывал в мешочке. Педагог предлагает проверить выбор, достает из мешочка предмет и показывает.»Верно? Угадал?».

  1. Дидактическая игра «Ощупай и слепи».

                  (тактильно-двигательное восприятие)

Педагог объясняет ребенку, что он должен ощупать в мешочке предмет и его вылепить(«Ощупай, что там. Слепи такой же»). Когда лепка закончена, педагог достает и показывает предмет, чтобы убедиться в правильности.

  1. Дидактическая игра «Посчитай сколько раз стукну».

                        (вибрационная чувствительность)

Ребенок сидит на стуле (спиной к педагогу). Педагог несколько раз ударяет по спинке стула палочкой (или рукой), ребенок должен посчитать удары и сказать (показать на пальцах) сколько раз ударили.

  1. Дидактическая игра «Шумящие коробочки».

                         (вибрационная чувствительность)

Ребенку предлагается 2 ящичка (по несколько коробочек в каждом). Каждая коробочка в наборе заполнена различным материалом и поэтому издает различные шумы и вибрации – от тихого до громкого. Наборы в обоих ящиках одинаковые. Ребенок берет из одного ящичка коробочку и из другого одну, трясет их, сравнивая между собой. Если шумы и вибрация совпадают, коробочки в паре откладываются в сторону. Вначале педагог показывает, что надо делать, как сравнивать.

  1. Композиция (выставка) «Зимушка – зима».

Цели:

  • привлечь родителей воспитанников к участию в образовательном процессе;
  • развивать творческое самовыражение родителей и детей через создание                            совместной поделки на тему «Зимушка – зима»;
  • развивать фантазию, творческое воображение, мелкую моторику рук;
  • развивать умение работать совместно родителей, ребенка, педагогов группы.
  1. Домашние задания.

Цели:

  • развивать умение работать совместно родителей, ребенка, педагогов группы;
  • закреплять пройденный материал;
  • привлечь родителей к участию в развитии сенсорного и моторного    восприятий детей;
  • привлечь родителей к подготовке ребенка к обучению в школе.
  1. Диагностическое обследование сенсорного развития детей в конце

          учебного года. (на завершающем этапе проектной деятельности).

Цели:

  • Выявить степень развития сенсорного восприятия;
  • Выявить степень развития мелкой моторики рук;
  • выявить у ребенка полученные навыки и умения;
  • обследовать детей и заполнить карты «Диагностическое обследование

сенсорного развития ребенка»   (см. приложение№3)

Приложение №2

Сводная таблица заданий с нарастанием трудности

на развитие мелкой моторики рук.

       Нанизывание

– колец с большим диаметром отверстия на стержень;

– колец с диаметром отверстия почти равным диаметру

  сечения стержня;

– колец на веревку или шнурок;

– бусин с небольшим отверстием на тонкую нить.

Проталкивание мелких предметов в отверстия

– проталкивание предметов разной текстуры и формы в  

   емкость с отверстием, диаметр которого равен 2-3 см.

– проталкивание предметов в емкость с отверстием, диаметр

  которого равен 1-1,5 см.

– проталкивание предметов в емкость с отверстием, диаметр которого около 0,5 см.

Закрывание отверстий

– круглых;                                                  – треугольных;

– овальных;                                                – четырехугольных;

– квадратных;                                             – сложной формы.

Занятия

с кубиками.

– выстраивание кубиков в горизонтальной плоскости;

– постройка башен из кубиков, размер ребра которых 3-5см.;

– постройка башен из кубиков, размер ребра которых 1,5-3см.

Раскручивание/ закручивание

– крышек;

– винтов сначала рукой,

  затем отверткой и другими  приспособлениями.

Игры с

мозаикой

– вытаскивание больших фишек из отверстий поля;

– вкладывание больших фишек в крупные отверстия;

– вкладывание больших фишек в мелкие отверстия;

– вкладывание маленьких фишек с длинной ножкой в отверстия;

– вкладывание маленьких фишек с короткой ножкой в отверстия.

Шнуровка

– различного рода шнуровки (готовые или выполненные

                                                                   воспитателем)

Выкладывание рисунка палочками

– выкладывание узора по показу;

– выкладывание узора по образцу;

– выкладывание самостоятельно («Сложи что хочешь»)

Рисование и другие

виды изодеятельности

– рисование пальцами;

– рисование карандашами;

– рисование кистью;

– игры с пластилином;

– аппликация.

Приложение №1

Диагностическое обследование сенсорного развития ребенка.

Ребенок:  (имя, фамилия, возраст)                                           Дата проведения: ____________

Диагностические

     игры.

Желание

сотрудничать

со взрослым.

Сконцентриро-

ванность на

выполнении

задания.

Общий

фон

настроения.

Способ выполне-

ния задания.

(самостоятельн,,

после показа,

совместно,

не выполнил).

Способ ориентировки

ребенка в задании.

(хаотич. действия,

пробующ. действия,

примеривание, зритель

ная ориентировка)

 Вставь

         фигуры.

 Собери

      матрешку.

Расставь мат-

решек по вели-

чине.

   Сделай

           целую.

   Цветные

         коврики.

 Приложение № 3

Диагностическое обследование сенсорного развития детей в конце учебного года

(на завершающем этапе проектной деятельности).

Ф.И. ребенка

Сенсорное развитие

Восприятие

цвета

Восприятие

формы

Восприятие

величины

Восприятие

пространств.

отношений

Тактильно-

двигательное

восприятие

Вибрационая

чувствительность

Разноцветные

цепочки.

Посади

Огород.

Найди предмет

такого цвета.

Почтовый

 ящик

Узнай фигуру

     на ощупь.

Найди предмет

такой формы.

Три

медведя.

Спрячь

зайку.

Капельки

и тучки

Веселые человечки.

Шарик

и

кубик.

Чудесный

мешочек.

Ощупай

и

слепи.

Отсчитай количествово

ударов по

спинке стула

Шумящие коробочки.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Способ выполнения задания:  самостоятельно (сам); после показа (п/п); совместно (сов); не выполнил (н/в).

Список использованных источников:

  1. «Развитие сенсомоторики  детей дошкольного возраста» А.Н. Лебедева

Москва,  «Школьная Пресса»  2004г.

  1. «Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста»  под редакцией Н.В. Серебряковой – Санкт-Петербург, «КАРО»  2008г.
  2. «Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха»

           Л.А. Головчиц  –   Москва,  «Граф Пресс»  2003г.

  1. «Дидактические игры и упражнения»   А.А. Катаева, Е.А. Стребелева

Москва, «БУК-МАСТЕР»  1993г.

  1. «Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду»  С.Ю. Прохорова, Н.В. Нигматулина, В.И. Евстигнеева.              Москва, «Скрипторий 2003»  2012г.
  2. «Пальчиковые игры для детей 4-7 лет»   Е.А. Ульева

Москва, «Мозаика- Синтез»  2012г.

Источник