Сенсорное развитие ребенка по методу монтессори

Сенсорное развитие ребенка по методу монтессори thumbnail

Сенсорное развитие дошкольников по методу М.Монтессори

                                                  «Способность ощущать и воспринимать

                                                      внешний мир, различать предметы                                                                                                                                    

                                              в зависимости от их качеств  является

                                         основой для развития мышления».

                                                                                       М. Монтессори

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их  цвете, форме, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе, целостности.

Сенсорное воспитание создает необходимые условия для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направленно на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

В дошкольном возрасте происходит обогащение чувственного опыта через совершенствование работы разных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, двигательного, кожно-мышечного, обонятельного, вкусового, осязательного).

Познание ребенком окружающего мира и его объектов, их основополагающих геометрических и динамических свойств, законов пространства и времени происходит в процессе практической (познавательно – исследовательской) деятельности. Усвоить сенсорный эталон – значит не просто правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделенных свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям. Чтобы познакомиться с каким – то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т.д.

В образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, по сенсорному развитию, мною ставятся  следующие задачи:

 -Формирование сенсорных способностей у детей посредством образовательной деятельности;

-Формирование у детей систем сенсорных эталонов;

-Формирование у детей умений самостоятельно применять системы эталонов в практической и познавательной деятельности.

 Мария Монтессори считала, что сенсорное развитие тесно связано с эстетическим. Чем более человек способен ощущать тонкие различия цветовых оттенков и музыкальных тонов, изысканных ароматов и вкусов, тем более он склонен воспринимать и наслаждаться красотой окружающего мира и тем более развито его эстетическое чувство. Наоборот, если сенсорный опыт невелик, ощущения не утончены, необходимы грубые и сильные раздражители, которые позволят получать удовлетворение от восприятия – вспомните яркие, вульгарные, кричащие цвета рекламных щитов, зашкаливающие децибелы на концертах или в кино.

Мария Монтессори также отмечала связь сенсорного развития с развитием воображения. Ведь утонченные органы чувств могут выделять малозаметные свойства, детали объектов внешнего мира, которые послужат прекрасной основой для создания необычного образа.

Первые разработки М. Монтессори были направлены на развитие сенсорного восприятия и моторики ребёнка.  Каждому ребенку от природы дано быть умным и успешным человеком. Задача взрослых – просто помочь малышу раскрыть свой потенциал, научить его самостоятельно постигать мир.

Тщательно разработанные ею пособия несут в себе обучающую задачу и помогают  развиваться детям в самых разных направлениях. У каждого из этих материалов огромный потенциал и большие творческие возможности.

Учебные  «Монтессори-материалы» представляют собой нечто среднее между учебными пособиями, развивающими игрушками и бытовыми предметами.  Предметом  игры может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т.д. Но есть и специальные классические Монтессори-материалы – знаменитая Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши т.д.

 Такие игры всегда можно использовать с обучающими целями: это могут быть обычные прищепки для белья, канцелярские цветные скрепки, орешки каштанов в дидактических играх с детьми для развития тактильности, мышления, мелкой моторики рук, цветового восприятия, запоминания геометрических фигур; различные геометрические тела (кубики, цилиндры и т.д.), таблички, дощечки, рамки, имеющие различный цвет и фактуру; предметы с элементами застёжек,  шнуровок  —   для развития мелкой моторики и бытовых навыков.  Для трехлетних детей, которые подчас не могут ни  определить цвет, ни назвать его целесообразнее применять мягкие пособия, с помощью которых можно провести игры «Посади клумбу», «Собери фрукты». Детям предлагается задание: пристегнуть к пуговице желтого цвета желтый цветок, к пуговице голубого цвета голубой цветок и т. д. Таким образом сначала формируется понятие «такой же», затем идет запоминание цветов, их названий. Для более старших детей задание «Посади клумбу» можно усложнить: придумай цветам серединки другого цвета.

     Детям всегда интересны планшеты с закрепленными крышками от пластиковых бутылок. Маленьких детей увлекает откручивание, закручивание крышек, перемещение их по цвету, размеру в пределах планшета. После освоения детьми элементарных действий с крышками, можно усложнить задание, предложив ребенку закрепить крышки согласно схемам.  Задания способствуют развитию моторики пальцев,  ориентированию относительно углов, сторон планшета,  запоминанию  цветов, а также воспитывают усидчивость, сосредоточенность, самостоятельность. Также возможно использование планшета с обычными тонкими резиночками, которые ребенок натягивает по любому замыслу или с конкретным заданием. С помощью этой полезной игрушки малыш может  «нарисовать» резиночками цифры, буквы, геометрические фигуры, узоры и т.д. Ребенок получает уникальную возможность «прочувствовать пальцами» форму геометрических фигур, цифр и других изображаемых силуэтов.  Играя с планшетом, малыш разовьет внимание, логику и абстрактное мышление.

Читайте также:  Развитие впф у ребенка с дцп

Главный принцип системы Монтессори в работе с ребёнком – это научить основным приёмам исследовательско-поисковой деятельности познания окружающего мира.

Программа Монтессори предусматривает освоение детьми формы, цвета, величины предметов, развитие у них слухового, тактильного и других анализаторов, используя разнообразные дидактические игры.

Материалы для развития чувств

Эти материалы развивают различные сферы чувств, такие, как осязание, вкус, обоняние.

На этих материалах ребёнок учится слушать тишину и звуки, различать вес, цвет и форму предметов.

 •Определи предмет по запаху;

•        Вспомни, как они пахнут;

•        Коробочки с запахами;

•        “Тихо и громко”.

•        “Угадай, что звучит”.

•        “Шагаем и танцуем”.

•        Высокий и низкий звук”.

•        “Звоночки”.

•        “Шумящие коробочки”.

•        “Что слышно”.

•        “Чудесный мешочек”.

•        “Определи на ощупь”.

•        “Узнай фигуру”.

•        “Угадай, что внутри”.

Материал для различения размеров.

  • Розовая башня.

Материал:

Розовая башня состоит из 10 кубиков (тяжёлое дерево, розовый цвет) разных размеров. Длина ребра наименьшего кубика 1 см., длина ребра наибольшего кубика 10 см.

Прямая цель:

Формирование понятий «большой» – «маленький».

Косвенная цель:

Развитие моторики, координации движений, умения упорядочивать предметы.

Контроль над ошибками:

Если заданный порядок построения башни не соблюдён, то ошибка определяется зрительно или с помощью рук.

Дальнейшие упражнения:

-Вариации основного упражнения в вертикальном и горизонтальном направлениях;

-Кубики ставятся друг за другом по диагонали;

  • Коричневая лестница

Материал для различения цвета.

  • Цветные таблички.

Материал:

Ящик 1 содержит по 2 таблички жёлтого, красного и голубого цвета. Короткие стороны табличек снабжены планками.

Прямая цель:

Различение основных цветов.

Косвенная цель:

Развитие тонкой моторики.

•        “Найди цветок для бабочки”.

•        “Поставь цветы в вазу”.

•        “Ловись рыбка”.

•        “Собери бусы”.

Материал для различения структуры поверхностей и материалов.

  • Клавишная доска (шероховатый – гладкий)

Материал:

Доска (24 см. Х 12 см.), которая разделена на 2 квадрата. Один квадрат гладко отлакирован, другой обтянут шершавой бумагой. Доска(24см. Х 12 см.), которая разделена на 9 равных полос. Они поперечно отлакированы или обтянуты шершавой бумагой.

Прямая цель:

Развитие осязания. Узнать различные качества поверхностей.

Контроль над ошибками:

Различные качества шершавой и гладкой поверхностей.

Материал для различения вкусовых качеств.

  • Вкусовые банки.

Материал:

8 баночек, 8 пипеток, маленькая ложечка. Готовят 4 раствора: сладкий (раствор сахара), солёный (раствор соли), кислый (раствор уксуса или лимона), горький раствор.

Цель:

Дифференциация восприятия с помощью вкусовых ощущений, различение вкусовых качеств.

Контроль над ошибками происходит посредством повторного сравнения.

Проводятся также игры:

•        “Определи на вкус”.

•        “Вкусовые банки”.

•        “Назови вкус продуктов”.

Материал для восприятия температурных различий.

  • Тёплые кувшины.

Материал:

8 металлических кувшинов.

Цель:

Дифференциация восприятия температурных различий.

Контроль над ошибками:

Происходит через повторное сравнение.

Таким образом,  следует сделать вывод, что сенсорное воспитание является фундаментом гармоничного развития детей.  Монтессори – материалы служат важнейшим средством сенсорного воспитания детей, которое составляет основу обучения ребёнка в дошкольном и младшем школьном возрасте. Эти материалы устроены так, чтобы ребёнок мог с их помощью совершенствовать, прежде всего, свои практические умения и сенсорику.

Список используемой литературы

1.        Т.В.Башаева. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Ярославль,. 1998г.

2.        Л.А.Венгер. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Москва, 1989г.

3.        Горбун Н, Губенко А., Ким А. Упражнения с Монтессори материалами. Рига- Москва, 1998г.

4.        Морозова О.Е.И. Тихеева. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. -1993. – №5. – С. 54-55

5.        Плеханов А. Педагогическая теория и практика Марии Монтессори// Дошкольное воспитание. -1989. – №10. – С. 66-70

Источник

История появления

Мария Монтессори — итальянский педагог и одна из первых женщин-врачей 19 века, которая создала свою педагогическую систему. Монтессори всегда боролась за справедливость — во время работы ассистентом врача психиатрической клиники она много общалась с детьми с особенностями развития и переживала, что ими никто не занимается. А ведь образование нужно всем!  

Поэтому Мария вместе с мужем начала разрабатывать свои методики развития детей. Изначально — только для ребят с задержками развития. Но убедившись в успехе выдвинутой ей образовательно-развивающей системы, Мария адаптировала её для всех детей. Она поняла, что классические методы не всегда эффективны. Так появилась методика развития Монтессори, названная в честь автора. 

Мария Монтессори

В чём суть педагогики Монтессори

Автор называла свою методику «системой, где ребёнок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду». Ключевой принцип методики Монтессори — «Помоги мне сделать это самому». Он подразумевает, что взрослый разбирается, чем интересуется ребёнок, обеспечивает ему соответствующую среду для интересных занятий и учит его пользоваться ей. 

Основные принципы методики

  • Ребёнок волен сам выбирать вид деятельности. Чтобы ребёнок развивался полноценно, необходимо предоставить ему свободу мышления, действий и чувств. Дети учатся всему легко и с удовольствием, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками. Каждый ребёнок занимается тем, что ему нравится, единой программы в системе не предусмотрено.
  • Монтессори — методика раннего развития. Но группы всё равно разновозрастные. Старшие дети учат младших, приобретают лидерские черты и одновременно учатся заботиться друг о друге. Формируется взаимопомощь и сотрудничество.
  • Занятия проводятся в специально подготовленной среде. Основы педагогики Монтессори подразумевают, что игровая комната обычно разделена на несколько зон: естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую.
  • Взрослый в обучении играет второстепенную роль, являясь не наставником, а помощником. Задача взрослого — только заинтересовать ребёнка. Педагог общается с детьми, но не навязывает собственное мнение, не подводит ребёнка к желаемым ответам на вопросы.
  • Недопустима критика и запреты. Ребёнок имеет право на ошибку. Он вполне способен сам до всего дойти.
  • Принципы Монтессори-педагогики направлены на развитие мелкой моторики, чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание). Мария Монтессори считала, что аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание и память. Поэтому в её системе много деятельности, связанной с нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь и по фактуре, с сортировкой.
  • В ребёнке воспитывается самостоятельность. Все пособия располагаются на полках так, чтобы он мог сам их взять и убрать на место. Все книги в одном экземпляре — таким образом дети учатся договариваться между собой.
  • Обязательно присутствуют правила, которые помогают упорядочить жизнь в монтессори-группе. Например, после прочтения книгу необходимо поставить на место или убрать игрушки туда, откуда малыш их взял. Так детей учат поддерживать порядок.
Читайте также:  Карточки для развития ребенка геометрические фигуры

Преимущества системы

Одно из главных преимуществ системы методики Монтессори — то, что дети учатся в своём темпе, без соревнований со сверстниками и обязательной программы. Поэтому на занятиях детям не скучно, они любознательны и инициативны. Также дети могут сами себя занять, уважают потребности других и неплохо справляются с бытовыми обязанностями. 

Минусы системы

  • Идеи Монтессори-педагогики направлены на развитие только интеллекта и практических навыков.
  • Творчеству не уделяется должного внимания — нет зоны, в которой дети могут просто творить. 
  • Отсутствие подвижных и ролевых игр.
  • После методики Монтессори детям бывает трудно привыкнуть к дисциплине обычных детских садов и школ, где все вместе делают одно и то же, и педагог должен восприниматься как авторитет, а не как помощник.
  • Дети не играют в ролевые игры, они только индивидуально занимаются, поэтому договариваться они умеют, но играть вместе и дружить — нет.
  • Пособия довольно дорогостоящие, они должны быть разнообразными, чтобы оставаться интересными детям, и их должно быть достаточное количество.

Кому подойдёт система Монтессори

Родителям, для которых важен индивидуальный подход к их ребёнку, такая система подойдёт. А вот авторитарных родителей, которые внутренне не готовы отпустить ребёнка в свободное плавание, метод, скорее всего, не устроит. 

Если ребёнок любит творчество, то ему может быть скучно в Монтессори-группе, поэтому необходимо будет задуматься о дополнительных творческих занятиях.

В Монтессори-группе может быть трудно подвижным, активным, неусидчивым детям. У стеснительных детей проблемы с общением могут усугубиться, поскольку дети в группе мало общаются между собой.

Резюме

Суть педагогики Монтессори заключается в том, чтобы предоставить ребёнку доступную среду и свободу. Взрослые играют лишь второстепенную роль — они наставляют ребёнка, а не навязывают своё видение. Дети учатся в своём темпе, не соревнуясь с остальными ровесниками.

Но методика имеет и минусы — например, она достаточно изолирована от традиционного образовательного процесса, и после Монтессори-сада или школы ребёнку может быть трудно влиться в обычный коллектив.

Источник

Итальянский педагог Мария Монтессори разработала собственную методику обучения детей в начале XX века. Она полагала, что в любом ребенке от природы заложено стремление к знаниям, и педагогам и родителям остается только создать комфортную для развития малыша среду. Это позволит ему получить нужные навыки и сохранить интерес к обучению. Редакция TAM.BY попросила специалистов детского центра «Крошкин дом» рассказать, в чем специфика системы Монтессори и каким детям она подходит.

Самое ценное в Монтессори-классе — это самостоятельная работа ребенка

Кто такая Мария Монтессори и в чем заключается ее методика?

Мария Монтессори — это первая итальянская женщина-врач и педагог, создавшая свою систему обучения детей. Монтессори верила, что в детях с рождения есть потребность получать новые знания, и задача взрослых заключается в том, чтобы создать подходящую для их развития среду.

Педагог долго работала с детьми с диагнозом «умственная отсталость». Они плохо говорили и понимали речь. Чтобы помочь малышам, Монтессори придумала пособия и игры, благодаря которым они постигали мир с помощью органов чувств и тренировали мелкую моторику рук — там есть нервные окончания, которые связаны с речевой зоной в коре головного мозга.

Монтессори-класс – это место, где главный объект – ребенок. Все материалы доступны для работы и находятся в идеальном порядке

Когда дети, признанные необучаемыми, научились читать и писать лучше и быстрее здоровых сверстников, методику Монтессори решили адаптировать для всех. В 1907 года в итальянском городе Сан-Лоренцо открылся первый «Дом ребенка». Здесь педагог продолжила работать над своей методикой и открыла сенситивные периоды (от лат. sēnsus — чувство, ощущение).

Что значит сенситивные периоды?

Монтессори полагала, что дети от рождения до 6 лет проходят несколько этапов развития, во время которых им наиболее легко освоить те или иные навыки. Если упустить этот период, ребенку будет неинтересно или трудно.

Педагог выделяла несколько сенситивных периодов:

  • Период восприятия порядка длится — от 0 до 4 лет. По мнению Монтессори, от того, настолько упорядоченной будет среда в это время, зависит, сможет ли ребенок построить внутренний порядок в мыслях, поступках. Взрослые должны соблюдать основные закономерности в соотношении между предметами: посуда — на кухне, одежда — в шкафу и так далее. Важен и порядок во времени: малышу необходимо чувствовать ритм своего дня.
  • Развитие движений и действий — от 1 до 4 лет. Дети этого возраста необычайно активны. У них развивается координация и укрепляются мышцы. Мозг ребенка учится контролировать точность и силу движений.
  • Сенсорное развитие — от 0 до 5,5 лет. Это период утончения чувств. Всю информацию из окружающего мира ребенок получает через анализаторы (органы чувств), рассматривая, пробуя, слушая. У него появляются представления о свойствах предметов — их размере, форме, весе, оттенках. Благодаря этому сенситивному периоду ребенок способен научиться видеть тончайшие различия свойств предметов.
  • Период восприятия маленьких предметов — от 1 до 2,5 лет. В это время важно тренировать мелкую моторику рук. Взрослые приходят в ужас, когда видят, как ребенок играет с пуговицами или горошинами. Особенно, если он пытается засунуть их в ухо или нос. Но это естественный интерес, важно только сделать мелкие предметы безопасными для ребенка. Например, нанизать бусины на прочный шнурок — получатся бусы, которые надолго заинтересуют малыша.
  • Развитие речи — от 0 до 6 лет. Ребенок постепенно осваивает устную речь, расширяет словарный запас, начинает проявлять интерес к буквам. Помогают карточки, книги, наглядные предметы. И, безусловно, необходимо участие взрослого.
  • Развитие социальных навыков — от 2,5 до 6 лет. Это время социальной адаптации и усвоения норм поведения в обществе. Ребенку нравится взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, он подражает правилам вежливого поведения. Постепенно вежливость становится свойством его личности. При этом насильно заставлять малыша здороваться или говорить «спасибо» не нужно — нет смысла.
Читайте также:  Раннее развитие ребенка до года новосибирск

Сенситивные периоды универсальны, они есть у всех детей. Но при этом они уникальны — у разных детей периоды возникают и длятся по-разному. Поэтому необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.

Как создать развивающую среду для детей?

Если кратко, то предоставить ему объекты для изучения и не мешать самостоятельно приобретать знания. Взрослые могут помогать ребенку только по необходимости или если он сам просит.

Ребенку важно понять все, что происходит вокруг, будь то явления природы или деятельность человека

В классическом Монтессори-классе есть пять зон: языковая, математическая, сенсорная, зона естествознания, а также зона практической жизни. Ребенок сам выбирает, чем ему заняться. Материалы представлены в единственном экземпляре. Это нужно, чтобы дети, которые хотят получить одну и ту же игрушку, учились договариваться и терпеливо ждать своей очереди. В Монтессори-классах нет парт. Вместо них используют коврики и маленькие столики, которые дети могут переносить в любое место.

Монтессори-материалы помогают ребенку познавать мир с помощью органов чувств, развития мелкой моторики рук. Например, чтобы научить малыша читать и писать, используют металлические рамки-вкладыши, шершавые буквы. А для сенсорного развития необходимы конструкторы-головоломки, шумовые цилиндры, тактильные таблички. В зоне практических навыков могут стоять настоящие предметы — утюг, гладильная доска, кухонные принадлежности, которыми дети пользуются под присмотром педагога.

Навыки практической жизни помогут ребенку чувствовать себя независимым и подготовят ко взрослой жизни

Родители могут предлагать Монтессори-материалы ребенку и дома. Но нужно использовать их не как игрушки, а как рабочий материал, благодаря которому малыш получает нужные навыки.

Какова роль педагога, если дети играют сами?

Основные задачи, которые стоят перед педагогом, — это направлять детей и не мешать им. Наставник необходим, чтобы объяснять малышам, как работать с материалами. От правильной презентации зависит, поймет ли ребенок смысл упражнения и захочет ли его самостоятельно выполнить.

Движение и отдых одинаково важны для детей

Педагог должен внимательно наблюдать за детьми и помогать им осваивать новые навыки. Если он видит, что малыш заинтересовался карточками со слогами, то может предложить ему и другие материалы — например, подвижный алфавит или рамки для обвода и штриховки. То есть он должен создать вокруг ребенка языковую зону.

Правда ли, что одну группу могут посещать дети разного возраста?

Да. В Монтессори-группах, как правило, занимаются дети от 3 до 6,5 лет. Считается, что это полезно для них. Глядя на старших детей, младшие быстрее осваивают материал. А старшие заботятся о младших, например, помогают им одеваться на прогулку.

Так как интересы детей разного возраста отличаются, то в группе не возникает конфликтов из-за материалов. Пока шестилетки читают и пишут, малыши выполняют упражнения на развитие мелкой моторики рук. Когда старшие ребята покидают группу, чтобы пойти в школу, на их место приходят младшие. Но так как состав не меняется полностью, сохраняется преемственность, атмосфера.

Маленьким ручкам нужно много тренироваться, чтобы справиться с самыми простыми вещами в жизни, например, замочками

Кстати, в Монтессори-группах приветствуется большое количество детей — минимум 20. С ними работают два педагога: монтессори-гид и помощник.

Что обучение дает ребенку?

Преимущество системы Монтессори в том, что дети учатся легко, в своем темпе, они не соревнуются со сверстниками. Благодаря этому у них сохраняется любознательность и мотивированность на обучение. Дети умеют найти себе дело, справляются с бытовыми обязанностями.

Помимо этого, дети учатся общаться, договариваться друг с другом, идти на компромисс, уважать личное пространство другого. Умение найти выход из конфликтной ситуации пригодится и в школе.

Доступность для детей всех материалов в среде – это фактор доверия со стороны взрослых, который учит детей бережному отношению к каждой вещи в классе

Кому подходит методика?

Сторонники системы Монтессори говорят, что методика подходит всем детям, но не всем родителям. Чересчур авторитарным мамам и папам может быть непросто отпустить малыша в «свободный полет». Если же родители готовы признать, что ребенок — отдельная личность со своими потребностями, то система Монтессори станет прекрасным инструментом.

Монтессори-группа «Крошкин дом» – это современная альтернатива детскому саду. Мы помогаем ребенку стать самостоятельным, поддерживаем и развиваем в нем желание учиться и познавать мир.

Источник