Сенсорное развитие ребенка по месяцам таблица

Сенсорное развитие ребенка по месяцам таблица thumbnail

Таблица сенсомоторного развития до 0,5 года (6 месяцев)

А. Зрительное восприятие

А.6

Оба глаза смотрят на предмет прямо

А.5

Видит изюминку на столе

А.4

Рассматривает предмет в руке

А.3

Следит взглядом за удаляющимся предметом

А.2

Смотрит в лицо

А.1

Следит взглядом за движущимся предметом

Б. Мелкая моторика

Б.6

Тянет предметы в рот

Б.5

Тянется в направлении объекта

Б.4

Играет со своими руками

Б.3

Тянет к себе предметы

Б.2

Сгибает и разгибает руки

Б.1

Сжимает предмет в руке

В. Крупная моторика    

В.6

Лежа на спине, приподнимает головку и пытается сесть

В.5

Лежа на животе, приподнимается и переворачивается на спину

В.4

В положении сидя держит спину прямо; плавает лежа на животе

В.3

Опирается на локти, лежа на животе; проявляет активность во время купания

В.2

Контролирует положение головы, толкается ножками

В.1

Поднимает голову лежа на животе; отталкивается ножками от опоры

Г. Речь

Г.6

Издает звуки в ответ на реплику взрослого

Г.5

Держит рот закрытым, сглатывает слюну

Г.4

Хихикает, смеется, визжит

Г.3

Звуки и сочетания звуков: «ха», «грр», «ооо», «агу», «ррр», «ух», «гага»

Г.2

Другие звуки (кроме плача)

Г.1

Сосет; глотает; плачет

Д. Слуховое восприятие

Д.6

Вертит головой в поисках источника звука

Д.5

Прислушивается к пению, музыке

Д.4

Смотрит на говорящего

Д.3

Замирает, услышав тихий звук

Д.2

Реагирует на звуки во сне

Д.1

Пугается громких звуков

Таблица сенсомоторного развития до 1 года (12 месяцев)

А. Зрительное восприятие

А.12

Находит накрытый предмет

А.11

Узнает свою бутылочку

А.10

Рассматривает свои руки

А.9

Трогает руками собственное отражение в зеркале

А.8

Следит взглядом за упавшим предметом

А.7

Наблюдает за движущимся человеком

Б. Мелкая моторика            

Б.12

Хватает предмет большим и указательным пальцами

Б.11

Трясет предмет

Б.10

Исследует предметы

Б.9

Перекладывает предмет из одной руки в другую

Б.8

Берет 2 предмета со стола

Б.7

Хватает предмет и отпускает его

В. Крупная моторика    

В.12

Стоит на коленях, самостоятельно ползет

В.11

Твердо сидит на стуле, может самостоятельно сесть

В.10

Поднимается и стоит, удерживаясь за предмет

В.9

Может сидеть без посторонней помощи

В.8

Опирается на 4 точки и переворачивается на живот

В.7

Удерживает на ногах чес тела и пританцовывает, отталкиваясь от пола

Г. Речь

Г.12

Произносит 4 различных слога

Г.11

Подражает звукам

Г.10

Выражает эмоции звуками

Г.9

Выплевывает еду кончиком языка

Г.8

Пьет из чашки

Г.7

Тщательно облизывает ложку

Д. Слуховое восприятие

Д.12

Понимает смысл сказанного

Д.11

Поворачивает головку, откуда доноситься звук

Д.10

Реагирует на строгий тон

Д.9

Поворачивает голову, услышав шепот

Д.8

Прислушивается к шагам

Д.7

Перестает плакать, когда взрослый говорит успокаивающим тоном

  Таблица сенсомоторного развития до 1,5 года (18 месяцев)

А. Зрительное восприятие

А.18

Издалека узнает близкого человека

А.17

Охотно рассматривает яркие картинки

А.16

Наблюдает за своим отражением в зеркале

А.15

Следит взглядом за катящимся мячиком

А.14

Узнает родителей, братьев и сестер

А.13

Предпочитает определенную игрушку

Б. Мелкая моторика            

Б.18

Распаковывает предметы

Б.17

Самостоятельно пьет из чашки

Б.16

Бросает предметы

Б.15

Указывает при помощи указательного пальца

Б.14

Вынимает предметы из ящика и кладет их обратно

Б.13

Стучит двумя предметами друг о друга

В. Крупная моторика    

В.18

Ползет по лестнице, лежа на животе

В.17

Встает без помощи взрослого

В.16

Наклонившись, поднимает предмет с пола

В.15

Самостоятельно стоит, самостоятельно ходит

В.14

Толкает коляску

В.13

Ходит, придерживаясь за предметы мебели

Г. Речь

В.18

Ползет по лестнице, лежа на животе

В.17

Встает без помощи взрослого

В.16

Наклонившись, поднимает предмет с пола

В.15

Самостоятельно стоит, самостоятельно ходит

В.14

Толкает коляску

В.13

Ходит, придерживаясь за предметы мебели

Д. Слуховое восприятие

Д.18

Реагирует на произнесение своего имени

Д.17

Понимает смысл просьбы: «открой рот!»

Д.16

Выражает положительные эмоции

Д.15

Реагирует на просьбу: «иди ко мне!»

Д.14

Движение губами при словах «ам-ам»

Д.13

Смотрит в сторону называемого человека

Таблица сенсомоторного развития до 2 года (24 месяцев)

А. Зрительное восприятие

А.24

Кладет 2 предмета в соответствии с их изображением

А.23

Показывает части тела на кухне

А.22

Находит переставленный на новое место предмет

А.21

Наблюдает за строительством башенки

А.20

Мотает головой в знак не согласия

А.19

Распределяет правильно предметы

Б. Мелкая моторика            

Б.24

Снимает одежду

Б.23

Чертит на бумаге

Б.22

Бросает изюминку в бутылку

Б.21

Расстегивает замок-молнию

Б.20

Строит башню из двух кубиков

Б.19

Надевает колечки на палочку

В. Крупная моторика    

В.24

Бьет по мячу ногой, не попадая при этом

В.23

Влезает на стул, держится за спинку

В.22

Поднимается по лестнице, держась за перила

В.21

Идет спиной вперед

В.20

Пробегает 5 метров, не упав

В.19

Поднимает предмет, присев на корточки

Г. Речь

Г.24

Называет два вида деятельности

Г.23

Называет 4 предмета

Г.22

Называет трех людей по имени

Г.21

Использует 5 слов

Г.20

Звуки: н,л,д,т,в,ф

Г.19

Выражает желание словом

Д. Слуховое восприятие

Д.24

Понимает призыв «гулять»

Д.23

Понимает ласковые слова и «баю-бай»

Д.22

Понимает вопрос: «Хочешь..?»

Д.21

Указывает на названную часть тела

Д.20

Указывает на четыре названных предмета

Д.19

Указывает на двух названных людей

Таблица сенсомоторного развития до 2,5 года (30 месяцев)

А. Зрительное восприятие

А.30

Раскладывает две пары картинок в отдельные стопки

А.29

Сортирует ложки и вилки

А.28

Узнает соседей и гостей

А.27

Различает две разные геометрические формы

А.26

Различает 2 цвета

А.25

Различает 2 предмета разного размера

Б. Мелкая моторика            

Б.30

Строит башенки из 4х кубиков

Б.29

Самостоятельно ест ложкой

Б.28

Бросает теннисный мячик, подняв руку над головой

Б.27

Достает бусинку из бутылочки.

Б.26

Вставляет палочку в трубочку

Б.25

Переворачивает страницы

В. Крупная моторика    

В.30

Прыгает по полу обоими ногами

В.29

Идет, держа равновесие

В.28

Поднимается на три перекладины лесенки

В.27

Спускается по лестнице, держась за перила

В.26

Поднимается по лестнице, не держась  за перила

В.25

Играет, сидя на корточках

Г. Речь

Г.30

Употребляет слова: «он», «она», «оно»

Г.29

Произносит фразу из трех слов

Г.28

Называет два свойства предметов

Г.27

Говорит: «там», «уйди», «пожалуйста», «спасибо»

Г.26

Называет себя по имени

Г.25

Использует 10 слов

Д. Слуховое восприятие

Д.30

Выполняет просьбу: «Уложи куклу баиньки»

Д.29

Выполняет просьбу: «Дай мне еще один»

Д.28

Понимает «До свидания», «пока»

Д.27

Показывает 4х названных людей

Д.26

Показывает 8 названных предметов

Д.25

Понимает смысл 20 слов

Таблица сенсомоторного развития 3 года (36 месяца)

А. Зрительное восприятие

А.36

Знает разницу между понятием «один» и «много»

А.35

Узнает род деятельности на картинке

А.34

Узнает знакомые места

А.33

Находит 2 спрятанных предмета

А.32

Сортирует чайные и столовые ложки

А.31

Знает свою одежду

Б. Мелкая моторика            

Б.36

Рисует круги

Б.35

Переливает воду из сосуда в сосуд

Б.34

Складывает лист бумаги, сгибая его посередине

Б.33

Достает предмет грабельками

Б.32

Надевает бусинки на проволоку

Б.31

Опускает цепочку в трубку

В. Крупная моторика    

В.36

Спрыгивает с лестницы обеими ногами

В.35

Перепрыгивает с разбега через черту

В.34

Пробегает 15 метров, не упав

В.33

Стоит на обеих носках с закрытыми глазами

В.32

Спускается по лестнице, держась за перила

В.31

Проходит 3 метра на носках

Г. Речь

Г.36

Звуки : р, с, ш, ч, ц, щ

Г.35

Разговаривает с куклой, с мишкой

Г.34

Произносит фразу из 3 слов

Г.33

Спрашивает: «что это?»

Г.32

Повторяет слова из 4х слов

Г.31

Употребляет слова «еще», «опять», «много»

Д. Слуховое восприятие

Д.36

Выполняет просьбу: «Дай мне  один/много»

Д.35

Различает на слух два удара

Д.34

Показывает действие на картинке

Д.33

Показывает 6 названных частей тела

Д.32

Выполняет двойную просьбу

Д.31

Понимает двойное обозначение места

Таблица сенсомоторного развития 3,5 года (42 месяца)

А. Зрительное восприятие

А.42

Ориентируется на улице

А.41

Различает пять геометрических форм

А.40

Вкладывает пять полых кубиков один в другой

А.39

Различает 5 картинок

А.38

Различает три длины

А.37

Различает основные цвета

Б. Мелкая моторика             

Б.42

Держит карандаш пальцами

Б.41

Рисует круги

Б.40

Строит башню из 8 кубиков

Б.39

Разворачивает конфету

Б.38

Открывает спичечных коробок

Б.37

Одевается сам

В. Крупная моторика    

В.42

Поднимается по лестнице, не держась за перила

В.41

Прыгает на 20 см в длину, на 5 см в высоту

В.40

Идет по полосе три метра

В.39

Проносит три метра стакан с водой

В.38

Ударяет два раза по воздушному шарику

В.37

Ездит на трехколесном велосипеде

Г. Речь

Г.42

Использует прошедшее время

Г.41

Рассказывает спонтанно о событии

Г.40

Называет 5 видов животных

Г.39

Называет вид деятельности, изображенный на картинке

Г.38

Использует множественное число

Г.37

Говорит: «я», «ты», «твое», «мое»

Д. Слуховое восприятие

Д.42

Различает на слух гласный «а»

Д.41

Внимательно слушает рассказ

Д.40

Показывает предметы круглые и с углами

Д.39

Указывает на предмет красного цвета

Д.38

Показывает «право/лево» (пусть и неправильно)

Д.37

Показывает «больше» и «меньше»

Таблица сенсомоторного развития 4 года (48 месяцев)

А. Зрительное восприятие

А.48

Составляет разрезную картинку из двух элементов

А.47

Узнает часть целого

А.46

Различает «мальчик» и «девочка»

А.45

Находит три спрятанных предмета

А.44

Распознает количество «два»

А.43

Различает понятие «машины» и «животные»

Б. Мелкая моторика            

Б.48

Режет ножницами

Б.47

Застегивает и расстегивает пуговицы

Б.46

Проводит линию, соединяющую две точки

Б.45

Лепит шар и змейку

Б.44

Откручивает болт, поворачивает ключ в замке

Б.43

Моет и вытирает руки

В. Крупная моторика    

В.48

Свободно спускается по лестнице с переменной ног

В.47

Спрыгивает двумя ногами с дивана

В.46

Делает пять прыжков подряд на двух ногах

В.45

Подпрыгивает на одной ноге

В.44

Удерживает равновесие на каждой ноге по 2 секунды

В.43

Шагает, размахивая в такт руками

Г. Речь

Г.48

Называет два противоположных значения

Г.47

Спрашивает: «кто?», «где?», «куда?», «куда?», «почему?»

Г.46

Употребляет придаточные предложения.

Г.45

Повторяет короткий рассказ

Г.44

Объясняет смысл игры

Г.43

Звуки и комбинации звуков: х, нг, нт, шп, фр

Д. Слуховое восприятие

Д.48

Показывает все что летает

Д.47

Понимает «усталый», «голодный»

Д.46

Кладет предмет на что-либо, под что-либо

Д.45

Понимает «утром/вечером»

Д.44

Исполняет просьбу: «дай мне два..»

Д.43

Знает большой и указательный палец

Приложение №1

Как пользоваться Таблицей сенсомоторного развития

Выберите Задания с соответствием возраста ребенка. К примеру, для ребенка 2,5 лет воспользуйтесь Заданиями для третьего года жизни.

Если ребенок находится на границе двух возрастных  групп и достаточно развит, можно выбрать задания, соответствующие более старшей возрастной группе.

Проверку степени развития всех пяти функциональных сфер следует проводить до тех пор, пока ребенок справляется хотя бы с одним заданием следующего полугодового цикла. Тоже самое касается  контроля «сверху вниз»- ребенок должен справляться с каждым заданием предшествующего полугодового цикла.

Так при контроле функций  первого года жизни достаточно знать , что выросший из данной возрастной группы ребенок когда-либо справлялся с соответствующими заданиями. Например, если шестимесячный младенец тащит предметы в рот (колонка Б) или отвечает звуками (колонка Г), это не означает, что достигнув возраста 3 лет, ребенок по-прежнему должен тащить все в рот и отвечать звуками вместо слов. Реакция ребенка должна соответствовать возрасту.

Полученные результаты заносятся в Таблицу:

Х-если ребенок справляется с соответственным заданием, и

/- если ребенок справляется с заданием на половину -лишь после тщательного  контроля функций с помощью рекомендаций к Заданиям. Если ребенок не справляется с тем или иным заданием , данное окошко пока остается пустым , но при этом мы имеем ввиду, что при повторных  выполнениях тех же самых заданий пустые или полупустые задания будут заполнены окончательно.

В отдельных случаях интересно  сосчитать сумму полученных результатов и внести результат в нижнюю часть Таблицы. Два выполненных наполовину задания // соответствует одному выполненному полностью Х

Сумма результатов выполненных заданий определяет приблизительную возрастную границу уровня развития ребенка.

Повторное исследование имеет смысл провести через полгода после первого. Данный интервал времени оправдал себя на практике для детей с поздним развитием и детей с нарушением развития. Через пол года четко видно, наметились ли улучшения в той или иной сфере после целенаправленных занятий с ребенком.

При замедленном темпе развития отставания тем больше, чем старше становится ребенок. В таком случае все усилия все усилия будут приложены к тому, чтобы максимально наверстать упущенное и повысить темп развития.

Коэффициент развития (КР) поможет специалисту правильно определить темп развития ребенка. Чтобы подсчитать КР, следует реальный возраст ребенка, определенный с помощью Таблицы, разделить на его физический возраст и результат умножить на 100. Все показатели выше 100 соответствуют нормальному уровню развития или превосходят его.

КР ниже 100 сигнализирует о сниженном темпе развития.

Источник

Светлана Чекмарева
Сенсорное воспитание детей раннего возраста «Примерное планирование занятий по сенсорному восприятию от 1 года до 2-х лет»

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Период сенсорной активности начинается у ребенка с 3 – х месяцев.

От 3 – х месяцев до 4,5 месяцев у ребёнка возникает этап,который можно назвать подготовительным в освоении движений: появляются простые движения руки, направленные на непосредственный контакт с объектом (притягивание к себе случайно задетого предмета, ощупывание его). Однако, действия всё ещё носят рефлекторный, то есть случайный, характер и выполняются без целенаправленного волевого усилия. Ребёнок удерживает игрушку в руке, если взрослый вкладывает её в ладонь.В этот период малыш впервые познает объективные свойства предметов: тяжесть, протяженность, их положение в пространстве, звуковые свойства.

С 4,5 месяцев до 7 месяцев для ребёнка характерно активное обнаружение скрытых свойств объекта, умение привести предмет в движение с целью их обнаружения. Малыш повторно притягивает случайно схваченный предмет, а затем ощупывает, рассматривает, обследует его губами и языком. Он отбрасывает один предмет и берет другой. Может отбросить вещь в определенное место, например на пол, чтобы вызвать звучание.

С 7 до 10 месяцев у младенца появляется способность соотносить предмет с определённым местом в пространстве.Он выполняет двухактные действия: снимает со стержня крупные предметы, имеющие сквозное отверстие, а затем пытается нанизить их и т. п. ; перемещает предметы толчками в определенном направлении; захлопывает крышку коробочки и т. п. малыш берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие всей ладонью. Появляется привалирование функции одной руки, как правило, правой. Новым для этого периода является манипулирование двумя предметами, подражание предметным действиям взрослого.

С 10 месяцев до 1 года 3 месяцев у детей наблюдается появление так называемых функциональных действий, которые отличаются от манипулятивных тем, что выявляют целевое назначение предмета. Дети начинают употреблять предметы целенаправленно (из чашки пьют, машинку катают, куклу укачивают, из кубиков строят и т. п.). У них наблюдается совершенствование действий, выработанных ранее, а также отмечается обобщение и перенос действия на новые объекты.На протяжении этого периода совершенствуются действия руки малыша: кулачок «разжался», пальцы действуют более самостоятельно и автономно.

Основная задача сенсорного воспитания ребёнка первого года жизни состоит в предоставлении ему достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развития внимания к свойствам предметов. С момента формирования хватательных движений к этой задаче присоединяется ещё одна – развитие умения приспосабливать хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно это приведёт к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определённое значение.

На втором – третьем году жизни происходит усложнение задач сенсорного воспитания. Начинается постепенное накопление ребёнком представлений о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Окружающее должно обеспечивать разнообразие впечатлений. А это значит, что следует знакомить его со всеми основными разновидностями свойств – шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, т. к. дети плохо отличают его от синего, белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник. Доминирующим в сенсорном развитии становится восприятие предметов, а переход к предметному восприятию является следствием овладения простейшими действиями – хватанием и удерживанием предметов, манипулированием ими, передвижением в пространстве.

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПРИЯТИЮ

(от 1 года до 2 – х лет)

Ориентировка в величине

Занятия с матрешками

Первый этап (для детей от 1 года 1 месяца до 1 года 3 месяцев).

Занятие с двумя матрешками (одна матрешка раскрывается, другая – нет)

Цель занятия:

• развивать умение ориентироваться в 2 контрастных величинах;

• формировать целенаправленные действия детей (открывать, закрывать, вынимать, вкладывать) с матрешкой.

Материал: матрешка с одним нераскрывающимся вкладышем (контрастной величины, с разницей примерно 3 см).

Методические приемы:

Воспитатель вначале показывает, как открывается, вынимается, вкладывается, закрывается матрешка, сопровождая действия словом. Обращает внимание на величину матрешек, по-разному эмоционально окрашивая голос на словах «большая», «маленькая». При обучении использует кинестетический метод, т. е. действует рукой ребенка.

Второй этап (для детей от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев).

Занятие с двумя матрешками (обе раскрываются)

Цель занятия:

• развивать умение ориентироваться в 2 контрастных величинах;

• формировать целенаправленные действия детей (открывать, закрывать, вынимать, вкладывать) с матрешкой;

• учить детей правильно ставить головку матрешки около основания или сзади него;

• учить последовательно закрывать сначала матрешку маленькую, потом большую.

Материал: матрешка с одним нераскрывающимся вкладышем (контрастной величины, с разницей примерно 3 см).

Методические приемы:

Воспитатель учит детей правильно ставить головку матрешки около основания или сзади него, последовательно закрывать сначала матрешку маленькую, потом большую. Торопиться сделать это за ребенка не следует, надо дать ему возможность самому справиться с заданием.

Третий этап (от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев)

Занятие с тремя матрешками (две матрешки раскрываются, третья – нет)

Цель занятия:

• развивать умение ориентироваться в 3 контрастных величинах предметов (разница примерно 3 см);

• формировать целенаправленные действия с матрешкой.

Материал: три матрешки – две раскрываются, третья – нет.

Методические приемы:

Воспитатель пользуется в основном методом показа, сопровождая его словом. Если дети легко справляются с заданием, его можно усложнить головки матрешек ставить не у их оснований, а около меньшего основания большую, а возле большого основания – маленькую. В этой ситуации ребенок должен правильно сориентироваться.

Четвертый этап (от 1 года 9 месяцев до 2 лет).

Занятие с тремя матрешками (все матрешки раскрываются)

Цель:

• Ориентировка в трех контрастных величинах предметов (разница примерно 3 см);

• Целенаправленные действия с матрешками;

• Учить выполнять словесные инструкции;

• Учить последовательно закрывать матрешки, учитывая величину.

Материал: три матрешки – все раскрываются.

Методические приемы:

Воспитатель пользуется в основном методом показа, сопровождая его словом.Затем задание усложняется: дается словесная инструкция, которую ребенок выполняет самостоятельно.

Занятия с пирамидкой

Первый этап: (от 1 года 1 месяца до 1 года 3 месяцев).

Занятия с пирамидкой (4 – 5 колец, у которой кольца одинаковые.

Цель:

• развивать координацию рук;

• совершенствовать целенаправленные действия с пирамидкой.

Материал: пирамидка из 4–5 колец одинаковой величины.

Методические приемы:

Показ, сопровождаемый словом, использование кинестетического метода (воспитатель рукой ребенка проводит по поверхности пирамидки, показывая, какая она ровная, гладкая).

Второй этап: (от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев)

Занятие с пирамидкой (4 кольца, кольца 2 контрастных величин.

Материал: пирамидка из 4 колец 2 контрастных величин (2 кольца больших и 2 поменьше).

Методические приемы:

Воспитательинтонацией подчеркивает разницу в величине колец: «маленькое кольцо», «большое кольцо». Надев сначала большие кольца, затем маленькие, проводит рукой ребенка по поверхности пирамидки, показывая, какая теперь она неровная.

Третий этап (для детей от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев).

Занятие с пирамидкой (6 колец, кольца 3 контрастных величин

Цель занятия:

• развивать у ребенка ориентировку в предметах 3 контрастных величин;

• ввести понятие «поменьше».

Материал: пирамидка из 6 колец, из них 2 кольца большие, 2 средние и 2 маленькие.

Методические приемы:

Воспитатель вводит новое понятие – «поменьше», называя так среднее кольцо (большое, поменьше, маленькое). Надев сначала большие кольца, затем поменьше и, наконец, маленькие кольца, проводит рукой ребенка по поверхности пирамидки, показывая, какая она теперь неровная.

Четвертый этап (от 1 года 9 месяцев до 2 лет).

Занятие с пирамидкой, состоящей из 4–5 колец.

Цель:

• развивать ориентировку ребенка в контрастных величинах предметов.

Материал: пирамидка из 4–5 колец.

Методические приемы:

Пирамидку собирают из большой пирамидки, состоящей из 8 — 10 колец. Для детей этого возраста такую пирамидку собирают через одно кольцо, т. е. разница в величине колец здесь более контрастная.

На занятиях, которые организуют с целью обучения детей ориентировке в форме предметов, предусматривается постепенное усложнение заданий. Рассмотрим это также поэтапно.

Ориентировка в форме

Первый этап (от 1 года 1 месяца до 1 года 3 месяцев).

Занятие на развитие ориентировки детей в двух контрастных формах предметов (шар – куб)

Цель занятия:

• учить детей ориентировке в форме предметов по образцу.

Материал: три шарика, три кубика одного цвета и одинаковой величины.

Методические приемы:

Воспитатель предлагает детям, играя, найти предметы такой же формы, отличив их от других предметов, контрастной формы; показывает, как прокатить шарик по доске, желобку. Затем просит детей сделать это с другими шариками. Далее демонстрирует, как из кубиков сделать башню. Оставляя один кубик как образец, предлагает одному из детей найти в материале такие же и самому построить башню.

Второй этап (от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев).

Занятие по упражнению детей в соотнесении формы предмета с формой отверстия

Цель:

• упражнять в соотнесении формы предмета с формой отверстия.

Материал: «почтовый ящик»,на крышке которого вырезаны две знакомые формы предметов: круг – квадрат (треугольник – прямоугольник);предметы: шар, куб, кирпичик, призма.

Методические приемы:

Игра «Почтовый ящик».На крышке ящика вырезаны две знакомые формы предметов: круг – квадрат (треугольник – прямоугольник, которые точно соответствуют размерам шара, куба, кирпичика, призмы. Шар не должен входить в квадрат, а куб – в круг, только при этом условии ребенок сможет проверить правильность выполнения своих действий.

Третий этап (от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев)

Занятие – игра «Найди коробке крышку»

Цель:

• учить ориентироваться в 4 – х формах предметов.

Материал: коробки разных форм (четырехугольная, круглая, прямоугольная, треугольная) и соответствующие им крышки.

Методические приемы:

Организуется игра. Воспитатель, держа руку ребенка, его пальчиком обводит форму отверстия коробки. Затем показывает предмет, сопровождая действие словом. На глазах у детей опускает предмет в соответствующее отверстие. Далее предлагает детям самим выполнить это задание (повторяется 2–3 раза).

В играх с коробками разной формы детям предлагают выбрать крышку из имеющихся у них в наборе к коробке. Действуя с крышками, малыши подбирают к коробке подходящую.

Четвертый этап (от 1 года 9 месяцев до 2 лет)

Занятие на развитие у ребенка ориентировки в предметах, близких по форме

Цель занятия:

• учить подбирать предметы, близких по форме.

Материал: шар, яичко, матрешки, грибочки, флажки разной формы и др.

Методические приемы:

Подобрать предметы по образцу, отличая от других, близких по форме.

Ориентировка в цвете

Первый этап (от 1 года 9 месяцев до 2 лет)

Дидактическая игра «Оденем кукол»

Цель:

• подбор к образцу парных предметов одного цвета.

Материал: кукла, варежки красного и синего цветов.

Методические приемы:

Воспитатель предлагает ребенку одеть кукле варежки. Кладет перед ребенком 4 варежки (две красного и две синего цвета). Надевает на одну руку варежку красного цвета, а на другую предлагает одеть ребенку. Если ребенок справился с заданием, игру повторяют, используя варежки синего цвета. Также можно подобрать и другие парные предметы двух контрастных цветов (желтый – зеленый).

Источник