Сенсорное развитие ребенка младенческого возраста

Сенсорное развитие ребенка младенческого возраста thumbnail
Сенсорное развитие ребенка младенческого возраста

ТОП 10:

Ощущение и восприятие составляют процессы чувственного познания. Восприятие — это отражение предметов, явлений, про­цессов и совокупности их свойств в их целостности при непосред­ственном воздействии этих предметов и явлений на соответству­ющие органы чувств. В отличие от восприятия ощущение отражает лишь отдельные свойства предметов и явлений.

В зависимости от того, какой анализатор является ведущим в акте восприятия, различают зрительное, слуховое, осязательное, вку­совое и обонятельное восприятие. Важнейшими видами восприятия выступают восприятие пространства и времени. Во всех видах вос­приятия важную роль играют двигательные ощущения.

Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность и категориальностъ. Под предметно­стью понимается отнесенность всех сведений о внешнем мире, полученных с помощью органов чувств, к самим предметам, а не к рецепторам или участкам мозга, осуществляющим обработку сенсорной информации. Целостность состоит в том, что всякий объект воспринимается как устойчивое системное целое, катего-риальность, что он относится к определенной категории, группе объектов на основе каких-либо существенных признаков. Констант­ность — это относительное постоянство некоторых воспринимаемых свойств предметов при изменении условий восприятия, например константность цвета, формы, величины. Процессы восприятия опо­средует речь, создавая возможность обобщения и абстрагирования свойств предмета путем их словесного обозначения. Восприятие зависит от прошлого опыта и знаний, от задач, целей, мотивов деятельности, от индивидуальных особенностей личности.

Органы чувств новорожденного начинают функционировать с момента рождения, тем самым обнаруживая определенные спо­собности для восприятия окружающего мира. Новорожденный обладает достаточно развитой обонятельной, тактильной, боле­вой чувствительностью. Он ощущает изменения температуры, чув­ствует прикосновения, вкус, запах. Его активность по отношению к внешнему миру состоит прежде всего в избирательности к тем или иным раздражителям. Он предпочитает сладкое кислому, по­ложительно реагирует на приятные запахи и отрицательно на не-

приятные. Он сам не может поведать о том, что переживает, но выражение лица и движения языка специфичны при попадании в рот кислого, соленого, сладкого или горького. Развитие сенсор­ной и моторной активности младенца происходит не одновре­менно. Важнейшая особенность развития в этом возрасте состоит в том, что высшие анализаторы — зрение, слух — опережают раз­витие руки как органа осязания и органа движения, что обеспе­чивает формирование всех основных форм поведения ребенка, а значит, определяет ведущее значение условий жизни и воспи­тания в этом процессе.

Поскольку особое значение для сенсорного и в целом психи­ческого развития имеет формирование зрительного и слухового анализаторов, рассмотрим этот процесс подробно. Новорожден­ный по-разному реагирует на зрительные раздражители, которые ему неприятны или приятны. Например, при чрезмерно ярком свете он закрывает глаза, проявляя беспокойство.

Более значимым для новорожденного являются движущиеся объекты. В 10 дней малыш удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение). В 2 — 3 недели возникает конвер­генция глаз. Но младенец с трудом останавливает взор на предмете. Очень незначительная задержка взора наблюдается в 3 — 5 недель. В 4 — 5 недель ребенок научается следить за предметом, находя­щимся на расстоянии 2 — 4 м, а в 3 мес. — на расстоянии 4 —7 м. Одновременно с 6— 10 недель развивается умение следить за пред­метом, который движется по кругу.

В первые месяцы жизни возрастает острота зрения, которая составляет примерно половину остроты зрения взрослого челове­ка, улучшается восприятие глубины и формы предметов. Малыш предпочитает сложные и новые конфигурации простым и извест­ным, а среди сложных он прежде всего выделяет структуру чело­веческого лица, охотнее его рассматривая (Р.Л.Фанц).

Новорожденный способен к локализации в пространстве сиг­налов разной модальности как источника запаха, звука. Он не толь­ко проявляет способность слышать звуки, но и различает их по высоте, тембру, громкости, предпочитает звуки человеческой речи. Так, на третий день после рождения младенец, услышав голос матери, начинает более интенсивно сосать, чем при звуке голоса посторонней женщины. Возможно, голос матери младенец запо­минает, находясь во внутриутробном состоянии.

К концу первого месяца малыш во время спокойного бодр­ствования прислушивается к звукам, даже тихим, и по-разному на них реагирует. Так, он радуется, перестает двигаться и кричать при разговоре взрослого или звучании погремушки. Его пугают резкие, громкие звуки, поэтому он вздрагивает или плачет. Стрем­ление увидеть источник звука сначала проявляется в том, что мла­денец в 2 мес. переводит глаза и поворачивает голову из стороны в 182

Читайте также:  Развитие речи ребенка шаг за шагом

сторону. А в возрасте 4 мес. быстро и безошибочно поворачивает голову и находит взглядом лицо говорящего взрослого, звучащую игрушку. Установление связей между слухом и зрением значительно расширяет контакты младенца с окружающим миром. Теперь он не просто воспринимает то, что находится в поле его зрения, но и сам отыскивает взором говорящих людей и издающие звук пред­меты.

К 3 мес. движения рук малыша становятся плавными, свобод­ными. Он часто выпрямляет руки над грудью, случайно захваты­вает и ощупывает одной рукой другую, затем пеленки и одеяло, а потом все предметы, которые попадаются под руку. Малыш слу­чайно натыкается на висящие игрушки и радуется новым ощуще­ниям. Получив удовольствие, он старается повторить движение и тянется к предмету снова. В 3 — 4 мес. ребенок долго и сосредото­ченно занимается игрушками, висящими около него: наталкива­ется на них руками и следит, как они раскачиваются, пытается их захватить и удержать. С 4,5 —5 мес. движения захватывания стано­вятся более точными. Например, ребенок может свободно достать, захватить и удержать висящую игрушку или взять ее из рук взрос­лого, когда тот держит игрушку у малыша над грудью.

Таким образом, с освоением хватания в 4 мес. начинается раз­витие руки младенца как анализатора. Но в этом возрасте рука не всегда движется точно к предмету, она часто отклоняется в сторону. Все предметы младенец схватывает одинаково, прижимая пальцами к ладони. В 4— 5 мес. у малыша возникает новая потребность — достать и взять игрушку, привлекшую его внимание. Он уже про­являет известную настойчивость, использует знакомые движения, а иногда совершает новые. С 4 до 6 мес. малыш учится точно на­правлять руку к игрушке, доставать или брать предметы, лежа на боку или животе. В 5 —6 мес. он демонстрирует недовольство, если не может достать игрушку, и успокаивается, когда ее достает.

Хватание совершенствуется на протяжении первого года жиз­ни. Более точное движение руки к предмету складывается к 8 мес, но точным, без откчонений оно становится лишь к 12 мес. Схва­тывание и удержание предмета пальцами формируются на 7 —8-м месяце жизни младенца и также совершенствуются до конца года. Такое совершенствование связано с противопоставлением боль­шого пальца всем остальным. То есть ребенок начинает распола­гать пальцы на предмете в соответствии с его формой и величи­ной (круглой, квадратной или продолговатой). К 10— 11 мес. ребе­нок, прежде чем взять какой-либо предмет, заранее складывает пальцы в соответствии с его формой и величиной. Значит, зри­тельное восприятие ребенком этих признаков в объектах теперь направляет его практические действия.

Во втором полугодии первого года жизни возникает активное рассматривание, обследование предметов, которое связано с ма-

нипулированием ими (малыш стучит, размахивает, перекладыва­ет, бросает и пр.). В процессе рассматривания и манипулирования с предметами складываются зрительно-двигательные координации. Сначала малыш ориентируется в окружающем мире при помощи внешних ориентировочных действий. Когда он хочет взять какой-либо предмет, его рука движется к этому предмету, оценивая рас­стояние практически и внося коррективы по мере движения. Так, глаз, следя за рукой, «учится» оценивать расстояние. В процессе хватания и манипулирования ребенок узнает разнообразные свой­ства предметов — форму, величину, плотность, вес, упругость, температуру, устойчивость и пр. Малыш ставит предметы в новые и новые положения до тех пор, пока они не исчерпают свою но­визну, в связи с потерей которой угасает ориентировочная реак­ция на предмет. Подобное обследование объектов свидетельствует о зарождении интереса к их свойствам и о том, что теперь пред­меты начинают выступать как нечто постоянно существующее в окружающем мире, имеющее неизменные свойства. Об этом «от­крытии» говорит тот факт, что ребенок в 9— 10 мес. ищет исчез­нувшие предметы, значит, он понимает, что предмет не перестал существовать, а находится в другом месте.

Напомним, что уже к концу первого месяца ребенок прислу­шивается к речи взрослого. В первые 3 мес. у него появляются от­ветные голосовые реакции — гукание и гуление, свидетельствую­щие о начале развития голосового аппарата, звуковой речи, отра­ботке речевых артикуляций. На 4—5-м месяце младенец различает интонации обращенной к нему речи. К 6 мес. узнает (по звуча­нию) свое имя. В период от 6—7 до 9—10 мес. ребенок впервые начинает понимать речь взрослого, чему способствует развитие фонематического слуха. Он помогает отделить высоту звуков от их фонематических особенностей, провести тонкую дифференцировку самих фонематических различий, влияющих на смысл слова.

Читайте также:  Реферат развитие ребенка в школьном возрасте

Понимание речи ребенком возникает на основе зрительного вос­приятия. Взрослый показывает предмет и спрашивает: «Где то-то?» (называет его словом). В результате такого обучения склады­вается связь между предметом, действием с ним и словом взрос­лого, которая проявляется в поиске малышом предмета в ответ на просьбу взрослого: «Покажи, где?» Возникшая в 10 мес. начальная форма понимания речи строится на основе зрительной ориенти­ровки. И в то же время зрительный поиск объектов управляется словом. В конце первого года жизни появляются первые слова ре­бенка, которые относятся к предмету.

Особенности сенсорного развития в младенческом возрасте:

— складывается акт рассматривания предметов;

— формируется хватание, приводя к развитию руки как органа ося­зания и органа движения;

— устанавливаются зрительно-двигательные координации, что спо­собствует переходу к манипулированию, в котором зрение управ­ляет движением руки;

— устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между зрительным восприятием предмета, действием с ним и его назы­ванием взрослым;

— начинают развиваться фонематический слух и отрабатываться речевые артикуляции.



Источник

Предпосылка к успешному обучению

Только что рожденный на свет ребенок уже сразу готов взаимодействовать с окружающим миром: он наблюдает за окружающей действительностью, улавливает звуки, чувствует температурные колебания. В переводе с латыни термин сенсорика «sensus» – это восприятие.

Сенсорное восприятие – это знакомство ребенка с особенностью окружающих предметов с помощью чувственных органов (зрение, слух, осязание, обоняние, вкусовые рецепторы) и дальнейшее формирование индивидуальной картины мира. Ознакомление с действительностью у ребенка происходит с восприятия явлений окружающей среды и свойств предметов, находящихся вокруг нас. На воспринимаемых образах формируется мыслительная деятельность, воображение, запоминание. От целостности восприятия напрямую зависит дальнейшее умственное развитие малыша.

На этапе раннего детства дети особенно восприимчивы к сенсорным воздействиям. Неправильное сенсорное развитие очень трудно, а порой, невозможно, компенсировать.

Сенсорное восприятие – главный источник к познанию и заслуженно считается фундаментом в этой сфере.

В зависимости от воспринимаемых явлений восприятие разделяется на следующие виды:

  • восприятие формы: возможно различение предметов ребенком еще до года;
  • восприятие величины;
  • цветовое восприятие;
  • восприятие пространства: происходит через визуальное наблюдение за предметами и за их перемещением, происходящих с ними изменений, пропорций и их положения при движении;
  • временное восприятие;
  • восприятие телесных манипуляций;
  • восприятие звука: происходит через прослушивание музыкальных произведений, человеческой речи, звуков, издаваемых животными.
  • и т.д.

Все разновидности восприятия дети усваивают в разном возрасте с опорой на ранее приобретенные знания и представления. Для правильного построения восприятия существует целая система обучающих приемов, опирающихся на психологические закономерности.

Роль сенсорного развития для малышей

Сенсорное развитие ребенка – это усвоение понятий о предметных свойствах (форме, цвете, величине) и формирование восприятия. Оно является основой развития умственных способностей и оказывает прямое воздействие на дальнейшее обучение.

В будничной жизни малыш осваивает разновидности форм, красок, материалов и остальных свойств предметов и явлений, слушает музыкальные произведения и разглядывает живопись. При отсутствии руководства взрослых он воспринимает все так, как у него получается. Самостоятельное усвоение нередко бывает неполноценным. Поэтому необходим контроль и помощь со стороны взрослого. Только взрослому под силу показать малышу всю красоту и многообразие нашего мира, а также помочь правильно усвоить и закрепить словесно свойства предметов, явлений. Для сенсорного развития детей раннего возраста нужно организовать соответствующее обучение, сделать его многоступенчатым, постепенно продвигаясь вверх. 

Одной из целей сенсорного развития является формирование у малышей определенных эталонов. Формирование правильных эталонов очень важно для дальнейшего обучения. И этот процесс не закончиться детством, а будет продолжаться на протяжении всей нашей жизни. Ведь малышу необходимо не только правильно определять и называть различные свойства предметов, но и иметь знания об их разнообразии и, самое главное, уметь применять эти знания для анализа различных свойств предметов, объектов, явлений в различных ситуациях. Например, цветовым эталоном будут семь цветов радуги, эталон формы – простейшие фигуры.

Читайте также:  Календарь развития ребенка первый год

Важность сенсорного развития неоценима. При правильном обучении необходимо разрабатывать и использовать способы развития восприятия, основной целью которых будет вооружение ребенка культурой сенсорного воспитания.

Развиваемые посредством сенсорики умения и навыки

Начальные знания и умения малыша в различных сферах складываются в результате наблюдений за характерными признаками предметов и должны использоваться в последующей деятельности.

  1. Для придания изображаемому предмету в рисовании сходства с настоящим необходимо заметить его цветовые особенности и определить форму.
  2. Для сооружения конструкции из кубиков требуется исследование образца постройки.
  3. Умение ориентироваться во внешних свойствах предметов, и характере их изменения дает знания о природных явлениях.
  4. Получение первоначальных знаний о геометрических формах формирует первоначальные математические представления.

Сенсорное развитие детей раннего возраста позволяет познакомить малыша с основными цветовыми признаками предметов, различая их по форме и величине. Их усвоение дает толчок к формированию способностей к определенным видам творчества.

Этапы сенсорного познания

У детей в период раннего детства формируется определенное качество сенсорной культуры. Отталкиваясь от вышесказанного, сенсорное воспитание выдвигает разные цели для их дальнейшей реализации.

В младенческом возрасте до достижения детьми годовалого возраста, сенсорное воспитание занимает первостепенную позицию и практически может считаться единственным видом воспитания. В это время важно дать малышу первоначальные знания о многообразии внешних явлений, учить заострять внимание на свойствах предметов. Когда малыш учится хватать, выполняя определенные движения, приспособить их к форме предметов, их размеру и расположению. Сенсорное воспитание важно как для развития органолептической деятельности, так и для общего психофизического развития. У младенцев, испытывающих «сенсорное голодание», часто наблюдаются недостатки в развитии.

Когда малышу исполняется год, сенсорные задачи значительно усложняются. Накапливается знание о внешних свойствах предметов. В течение года нужно познакомить малыша с 6-ю цветами (из цветовой гаммы исключаем голубой), а также черным и белым. В игровой форме осуществляем знакомство с геометрическими простыми формами. Постарайтесь, чтобы дети усвоили и начали понимать значение терминов «форма», «цвет» и «такой же».

В период 2-3 года малыш пробует произвести некоторые действия, которые преследуют определенную цель: составить простой узор из элементов мозаики, в хаотической последовательности нарисовать рисунок, соорудить элементарные конструкции из кубиков. Это первые попытки ребенка воссоздать какой-то воображаемый предмет, объект. На первых порах обучения важно, чтобы ребенок обращал внимание на свойства предметов при совершении определенной деятельности. К концу 3-го года при положительной динамике развития ребенок способен находить отличия по цвету, величине, форме, положении в пространстве, находить различия в звучании и тембре голоса, узнавать знакомые мелодии.

Игры, используемые для тренировки

В младенческом возрасте создаются условия, позволяющие малышу непроизвольно следить за предметами яркого цвета (лучше, чтобы они находились в движении). Для развития хватательных движений в свободном доступе должны находиться предметы, различные по форме и размеру. Предложите послушать, как стучит барабан и поет дудочка, дайте ему смять бумагу, погладить и потрогать отличающиеся по структуре материалы и вещи. Ребенок должен усвоить, что шарик может катиться, а кубики можно ставить друг на друга. Предложите малышу игрушки со звуком или сами озвучьте их, играть в игры, сопровождаемые словесно, наподобие «Ладушек» и «Пряток».

Возраст 1-2 года должен сопровождаться такими занятиями, как раскладывание предметов по группам одной формы, проталкивание вкладышей в отверстия определенной формы. Чтобы развивать и закреплять знание цвета, группируйте разноцветные предметы.Для развития представлений о величине поиграйте с матрешками, пирамидами.

Для малыша 2-3 лет полезно приобрести парные картинки, набор геометрических фигурок. Существует множество игр, например «Найди такой же», «Подбери фигуру», «Маленький и большой» и т. д. Использование пособия из магазина необязательно, можно изготовить их вместе с малышом и заниматься с ними.

Источник