Сенсорное развитие ребенка это познание
Сенсорное развитие ребёнка – способ познания мира.
Из опыта работы воспитателя 1 категории
Волковой Светланы Борисовны.
МОУ Новоталицкая СОШ, Ивановская обл.
Введение
Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е., от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.
Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских психологов и педагогов.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другоё стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду, школе, и для многих видов труда.
Считаю, что выбранная мной тема, очень важна, т.к. сенсорное развитие ребёнка – это основа формирования полноценного восприятия окружающей действительности и познания мира. Если ребёнка не обучать специально, восприятие может остаться поверхностным и не создать необходимой основы для умственного развития, овладения разными видами деятельности.
В своей работе я использую различные методы и приёмы на занятиях по познавательной деятельности, по развитию речи, по математике, по ИЗО. В свободное от занятий время, в утренние и вечерние часы предлагаю детям различные дидактические игры (закрепление цвета, формы, величины, ориентировка в пространстве); настольно-печатные игры, конструкторы, мозаику, пазлы (развитие мелкой моторики мышц пальцев рук, развитие конструктивных способностей, ориентировка в пространстве и воображение). Во время наблюдений на прогулке, опираясь на опыт детей, даю им представления о внешнем виде животных, птиц, насекомых, растений. В процессе обследовательских действий помогаю развивать обаняние, слух, осязание (опираясь на тактильные ощущения).
Важную роль в освоении сенсорных эталонов играет развитие мелкой моторики пальцев рук. Движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребёнка. Сенсорное развитие тесно связано с развитием речи. С целью развития мелкой моторики проводятся: пальчиковая гимнастика, работа с пластилином, игры с мелкой мозаикой.
Все приведённые выше приёмы способствуют накоплению сенсорного опыта, усвоению сенсорных эталонов, что является базой для дальнейшего развития умственных, физических, эстетических способностей.
Значение сенсорной культуры для развития ребёнка
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребёнка сенсорной культурой.
Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает всё это. Но, если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию. Особенно в период дошкольного детства. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребёнка с сенсорной культурой человечества.
Сенсорное воспитание – целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия.
Задачи сенсорного воспитания детей от рождения до 6 лет.
На первом году жизни это обогащение ребёнка впечатлениями. Следует создать для ребёнка условия, чтобы он смог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.
На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
Начиная с четвёртого года жизни, у детей формируются сенсорные эталоны: устойчивые, закреплённые в речи представления о цвете, геометрические фигуры и отношения по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большого количества предметов.
Понятие « сенсорный эталон».
Сенсорные эталоны – это образцы, которые были выработаны в процессе общественно-исторического опыта. такими эталонами являются основные цвета, геометрические фигуры, различная высота музыкальных звуков, выраженная в нотах. Если ребёнок знаком с эталонами и их словесными обозначениями, ему легче ориентироваться в окружающем мире.
Эталоны цвета. Сенсорными эталонами восприятия цвета служат хроматические (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета (белый, серый, чёрный).
Эталонами формы служат геометрические фигуры. Усвоение эталонов формы предполагает знакомство с квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником. Здесь имеется ввиду умение узнавать фигуру, называть её и действовать с нею.
Особый характер носят эталоны величины. Величина – свойство относительное, её точное определение производится с помощью условных мер. Обычно, величина устанавливается в зависимости от места, занимаемого предметом в ряду однородных предметов, и обозначается словами «большой», «маленький», «самый большой» и т.д.
Знакомство с каждым видом эталона имеет свои особенности.
Дети лучше запоминают цвета спектра и особенно их оттенки, если получали их самостоятельно – при смешивании разных цветов.
Знакомя детей с геометрическими формами, педагог обучает детей приёму обведения контура с одновременным зрительным контролем за движением руки.
Формированию представлений о величине способствует выстраивание предметов в ряду убывающей или нарастающей величины.
Представления об основных разновидностях цвета, формы, о соотношении величин, которые дети усваивают, становятся сенсорными эталонами и применяются в качестве образцов при обследовании разнообразных предметов.
Более сложным является обучение детей обследованию формы предметов. Прежде всего, возникает необходимость отделить геометрические фигуры от других предметов, придать им значение образцов. При обследовании предмета детей приучают к соблюдению строгой последовательности осмотра по определённой схеме. При сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера.
Обучение обследованию проводится с учетом возраста детей: младшим дают предметы более простые по форме(мячик, кубик, башенка), окрашенные в основные цвета, без лишних деталей; старшие могут рассматривать и анализировать все окружающие их предметы, выделять большие количества качеств (цвет, форму, вес, твердость или мягкость, фактуру материала и др.). Дети, с которыми последовательно проводится работа по обследованию, выделяют и называют большое количество признаков каждого предмета. Это и есть аналитическая мыслительная деятельность ребенка, которая позволит ему в будущем вглядываться в предметы и явления, замечать в них существенные и второстепенные стороны, видоизменять их в нужном направлении. В результате систематического ознакомления детей с предметами или их изображениями у них развивается наблюдательность.
Большие возможности для сенсорного воспитания предоставляются в работе по ознакомлению детей с окружающим, особенно с природой. Действуя с различными предметами, ребенок получает множество ощущений: его окружают цвета, запахи, звуки.
Использование дидактической игры в сенсорном развитии детей четвертого года жизни в изодеятельности и конструировании
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенком и формирование представлений о внешних свойствах и качествах предметов. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание ребенка. Поэтому нормальное эстетическое развитие не возможно без опоры на полноценное восприятие. Развитие восприятия и ощущения происходит успешнее в условиях целенаправленной, содержательной деятельности: -рисование –лепка –аппликация –конструирование. Эти виды деятельности вызывают и потребность в овладении формой, цветом, пространственными ориентировками на листе бумаги. В период первых трех лет-период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте развиваются речь, совершенствование движений; формируются нравственные качества, складываются черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения. Ребенка обучают различать величину, форму и цвет предмета через дидактические игры. Рассматривая объект, ребенок, как правило, выделяет в это возрасте один наиболее яркий признак и, ориентируясь на него, передает изображение предмета в изобразительной деятельности через цветовую гамму, в конструировании лепки- через форму и цвет. Это основа важнейших способностей, обеспечивающих успехи музыкантов, художников, архитекторов, конструкторов. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. В системе дидактических игр дети младшей группы овладевают основными умениями и навыками различных видов продуктивной деятельности в игре и учении. Дидактические игры, проводимые вне занятия, обучают и закрепляют знания в игровой форме.
Дидактические игры позволяют развивать восприятие, чувственность и тактильные ощущения ребенка. Игра – это особый вид деятельности дошкольника, она всегда носит творческий характер. Ребенка привлекает в игре не обучающий характер, а возможность проявлять активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Дидактические игры, проводимые вне занятия и являющиеся составной частью занятия, обучают и закрепляют знания в игровой форме.
Практическая часть
На базе дошкольного учреждения в младшей группе мной была проведена экспериментальная работа. В нее вошли дидактические игры – занятия по изодеятельности: на закрепление у детей представлений о форме, цвете, величине окружающих предметов. Первоначально было проведено обследование 18 детей и выявлены их знания в области цвета, формы, величины. Далее с девятью из 18 детей были проведены специальные игры-занятия:
Цвет: 1. «Спрячь мышку»
Цель: закреплять у детей представления о шести цветах (красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый)
2. «Подбери по цвету»
Цель: закреплять представления о шести цветах (красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый)
3. «У кого какое платье»
Цель: учить детей выбирать предметы по слову, обозначающему цвет. Группировать оттенки одного цветового тона.
Форма: 1. «Подбери фигуру»
Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах, упражнять в их назывании. Учить подбирать фигуры по образцу. Закреплять навык обследования фигур приемом обведения и накладывания
2. «Кому какая форма»
Цель: учить детей группировать геометрические фигуры( овалы и круги) по форме, отвлекаясь от цвета и величины
3. «Геометрическое лото»
Цель: учить детей сравнивать форму изображаемого предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу.
Величина: 1. «Башня»
Цель: Закрепить представление об относительности величины предметов, об отношениях по величине между плоскими предметами объёмными
Конструирование: 1. «Узкая и широкая дорожка»
Цель: закреплять умение прикладывать кирпичики длинной стороной друг к другу, распределяя постройку по поверхности.
Вывод:
Данные, полученные в ходе долголетней работы и в результате проведенной работы, подтверждают факт, что дидактические игры о изодеятельности повышают уровень сенсорного развития детей во второй младшей группе. На основании этого можно сделать вывод, что эффективность дидактических игр в развитии восприятия формы, цвета, величины, а так же конструирования – очень велика. Результаты работы дают возможность говорить о необходимости целенаправленного систематического проведения дидактических игр. Обращает на себя внимание факт зависимости знаний детей от постоянства проведения на занятиях и вне дидактических игр. По данным, полученной в ходе проведенной работы, можно утверждать, что девять их 18 детей участвовавших в эксперименте, при повторном обследовании показали лучший результат по сравнению с детьми, с которыми занятия не проводились. Дидактические игры по изодеятельности и конструированию повышают сенсорную культуру детей и развивают сенсорные восприятия основных эталонов.
Источник
Русакова Дарья
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста.
Сенсорное развитие ребенка – это развитиеего восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
Существует пять сенсорных систем,с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.
В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца, его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух — точное дифференцирование речевых звуков — и зрительное восприятие начертания букв. Эти примеры легко можно было бы возвести в n-ную степень.
Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это адекватное использование их в качестве “единиц измерения” при оценке свойств веществ.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до 6 лет.
На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.
На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.
Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детейспособам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.
Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детейаналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей складываются представления о соотношениях по величине между тремя предметами (большой – меньше – самый маленький). Ребенок начинает определять знакомые ему предметы как большие или как маленькие независимо от того, сравниваются ли они с другими. Например, четырехлетний ребенок может расставить “по росту” игрушки от самой большой к самой маленькой. Может утверждать, что “слон большой”, а “муха маленькая”, хотя он их и не видит в данный момент.
В старшем дошкольном возрасте у детейскладываются представления об отдельных измерениях величины: длине, ширине, высоте, а также о пространственных отношениях между предметами. Они начинают обозначать, как предметы располагаются относительно друг друга (за, перед, сверху, снизу, между, слева, справа и т. п.). Важно, чтобы дети овладели так называемыми глазомерными действиями. Это происходит, когда дошкольники овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту, форму, объем предметов. После этого они переходят к решению задач “на глаз”. Развитие этих способностей тесно связано с развитием речи, а также с обучением детей рисованию, лепке, конструированию, то есть продуктивным видам деятельности. Продуктивная деятельность предполагает умение ребенка не только воспринимать, но и воспроизводить особенности цвета, формы, величины предметов, их расположение относительно друг друга в рисунках и поделках. Для этого важно не только усвоение сенсорных эталонов, но и развитие уникальных в своем роде действий восприятия.
Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения, которые помогут раскрыть творческий потенциал ребенка, обогатят его эмоциональный мир.
Осязание. Развить тактильные ощущения,помогут следующие игры:
“Поймай киску”
Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска.По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.
“Чудесный мешочек”
В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
“Платочек для куклы” (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.
“Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет”
Ребенку предлагают на ощупь определить,из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.
По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить,какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.
“Узнай фигуру”
На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.
“Узнай предмет по контуру”
Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.
“Догадайся, что за предмет”
На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др., которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.
“Найди пару”
Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.
Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.
“Что внутри?”
Ребенку предлагают воздушные шарики,содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль,различные крупы: манку, рис, гречку и др. Можно использовать воронку для наполнения шариков. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.
Дополнительно можно небольшое количество каждого наполнителя поместить в тарелочках. В этом случае надо будет еще соотнести каждую пару с соответствующим наполнителем, т. е. определить, что находится внутри шариков.
“Отгадай цифру” (букву)
На спине ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву). Ребенок должен определить, что это за символ.
“Что это?”
Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).
“Собери матрешку”
Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку – кто быстрее.
“Золушка”
Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.
“Угадай, что внутри”
Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек,наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?
Зрение.
Дети очень наблюдательны. Учите детейпо-разному смотреть на один и тот же объект: через стекло, воду, целлофан, цветное стекло, лупу;с различного расстояния и под разным углом зрения: издалека, вблизи, в перевернутом виде, снизу вверх и сверху вниз. Например, возьмите любой комнатный цветок в горшке. Сначала предложите ребенку нарисовать его, бросив лишь беглый взгляд. Второй рисунок сделаем после пристального изучения этого растения. Третий – нарисуем свои ощущения после ощупывания цветка с закрытыми глазами. Четвертый получается после рассматривания объекта через увеличительное стекло, пятый – через банку с цветной водой, и т. д. Разложите на столе или на полу серию этих рисунков, и пусть малыш расскажет вам о своих ощущениях. Так он учится запоминать эти ощущения и уметь пользоваться ими в жизни.
Слух.
Научите ребенка распознавать звуки. Сделать это можно, например, при помощи такой игры.В одинаковые непрозрачные бутылочки положите самые разные предметы: рис, фасоль, перец, речной песок, камушки, канцелярские кнопки, пуговицы, горох и др. Предложите малышу потрясти каждый пузырек и нарисовать то, что он услышал.
А можно организовать занятие совсем по-иному. Включите зажигающую своим ритмом и темпераментом музыку, например этническую.Предложите ребенку взять импровизированные музыкальные инструменты: банки с водой; бутылки с горохом; металлическую бумагу, наждачную бумагу, деревянные ложки, металлические ложки, бубны, колокольчики, расчески, резиновые шары, пластмассовые бусы. Пусть он дополнит новыми звуками мелодию, уловив ее настроение.
Вкус.
“Вкусное путешествие”.
Попросите ребенка закрыть глаза, чтобы зрительные образы не мешали работе мышления и воображения. Предложите попробовать какой-нибудь съедобный предмет с необычным вкусом, желательно такой, который он раньше не пробовал. Пусть теперь ребенок нарисует свое ощущение и возникший внутренний образ. Другими словами, ощущения от вкуса могут преломляться в изобразительный мотив.Дети любят дополнять полученное изображение интересной историей: в данной истории главным героем будет вкусовой образ.
Обоняние.
Поговорите с ребенком о том, насколько обогащают и оживляют нашу жизнь запахи. Обсудите самые приятные и неприятные запахи. Обращайте внимание на разные запахи, совершая прогулку.
“Что нам подскажет запах?”.В пустые не прозрачные бутылочки поместите вещества с характерными запахами: духи, ванилин, мыло, лепестки розы, лук, чеснок, кофе, апельсиновая корка, мята и т. д.Научите ребенка правильно нюхать вещества: держа емкость с запахом на небольшом расстоянии от носа, втягивая ноздрями воздух, нагоняя запах из пузырька к носу ладонью руки. Ребенок должен понюхать все пузырьки и выбрать запах, который ему больше всего понравился. Приятный запах притягивает ребенка и ненавязчиво провоцирует на раскрытие и обретение новых чувственных ощущений.
Попросите ребенка закрыть глаза и впитывать аромат, общаться с ним.После чего можно начать работу над созданием чувственного образа: нарисовать рисунки с помощью кистей и красок, а возможно, и пальцев рук. Это могут быть сказочные картины природы, фантастические существа, инопланетные жители, цветы, пейзажи, люди. Если ребенок сочинит историю к рисунку, это усилит и конкретизирует выраженный на бумаге чувственный образ.
Совершая путешествие в волшебный мир музыки, звуков, мир вкуса, обоняния и осязания, вы не только будете способствовать гармоничному развитию ребенка, но и откроете для себя все многообразие окружающего и внутреннего мира.
Источник