Сенсорное развитие ребенка и блоки дьенеша в младшей группе

Методических  разработок  « Роль блоков Дьенеша в развитии сенсорных эталонов у детей  младшей группы».

Цель:  развитие сенсорных эталонов у детей младшей группы.

– Задачи:

Образовательные:

-развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум), объяснять сходства и различия объектов.

-развивать зрительное внимание, память;

-развивать ориентировку в пространстве;

– совершенствовать умение зрительно анализировать размер, цвет, форму предметов..

– Эффективность

     Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»

       И эти слова проверены многолетними исследованиями великих учёных в области дошкольной педагогики.

       В руках педагога игра может стать инструментом воспитания, приобщения ребёнка к жизни природы и общества, развития его физических, интеллектуальных и эмоциональных качеств.

       А чтобы игра приняла развивающий и познавательный характер необходимо разрабатывать игровые технологии и применять их на практике. Игровые технологии могут быть направлены  на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, сенсорных процессов, творческих способностей.  Особое внимание нужно уделять игровым технологиям, направленным на сенсорное развитие, так как оно имеет огромное значение в развитии восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов окружающего мира.    

Я предлагаю методические рекомендации по использованию блоков Дьенеша с целью развития сенсорных эталонов у детей младшей группы.

Методические рекомендации.

    Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Блоки Дьенеша предназначены для детей от трех до восьми лет. Они представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

а) черырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники)

б) трех цветов (красные, синие и желтые);

в) двух размеров (большие и маленькие);

г) двух видов толщины (толстые и тонкие).

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

  Основные задачи в работе с блоками Дьенеша с детьми младшей группы:

– способствовать развитию умений различать и правильно называть     основные геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);  цвет;  толщину;

– определять свойства фигур на ощупь;

– обобщать фигуры по одному, двум свойствам;

    Работа с блоками позволяет развивать у детей мыслительные операции,  познавательные процессы,  воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

.

  Все игры и упражнения с блоками Дьенеша, за некоторым исключением, разделяются в основном на три варианта.

    Игры и упражнения первого варианта развивают у малышей умения оперировать одним свойством, второго варианта- сразу двумя свойствами.

   Игры, которые можно проводить с детьми младшей группы с целью развития сенсорных процессов, используя блоки Дьенеша:

1. Игры и упражнения направленные  на зрительное восприятие формы.

  Дети зрительно выделяют форму, сопоставляют её, проверяют результат с помощью наложения и примеривания.

 Предлагаемые  игры: «Найди домик для фигуры», «Найди такую же фигуру», «Подбери ключик к замку», «Украсим ёлочку», «Льдинки».

    С помощью этих игр  можно добиться, чтобы образ восприятия формы стал образом представления. У  детей нарушениями зренияс  формирование представлений затруднено, поэтому очень важно правильно организовать  этот процесс.

2. Игры  с блоками  Дьенеша для формирования представлений о цвете.

Дети с нарушением зрения учатся  с помощью блоков пользоваться представлениями о цвете  в повседневной жизни, оперировать этими представлениями не только в реальных действиях, но и мысленно.

Для развития цветовосприятия можно использовать такие  игры: «Угостим мишку печеньем», «Покажи такую же фигуру», «Найди для куклы  подарок».

  3.Игры и упражнения, направленные на восприятие величины.

 Величина понятие относительное : один и тот же предмет в сравнении с другим может восприниматься и большим,  и маленьким. В то же время величина имеет разные параметры- высоту, длину, ширину, толщину.  С помощью блоков Дьенеша дети зрительно сравнивают  фигуры. В случае затруднения, можно проверить свой выбор путём наложения и приложения..  На этом этапе   применяются такие игры: «Новогодние подарки», «Дорожки»,  «Раздели фигуры», «Собери бусы»

    Приёмы, которые предлагаются  использовать   в работе с блоками Дьенеша, основываются  на перспективное планирование.

  Работу с блоками нужно начинать со второй младшей группы. В первую очередь предоставить детям возможность самостоятельно с ними познакомиться. В процессе манипуляций с блоками дети установливают, что они имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки и т. д.

 Затем   используются игры  и упражнения , которые развивают  у детей умения оперировать одним свойством.

На этом этапе можно предложить детям  такие  задания:

«Найдите, такую же фигуру, как эта по цвету» (форме или размеру)

Варианты игр:

«Найди свой домик», «Муравьи», «Сделай узор», «Найди и назови».

 На следующем этапе детям предлагаются игры и упражнения, которые развивают  умения оперировать сразу двумя свойствами.

Задания для выделения блоков по двум свойствам:

«Найдите все такие фигуры, как эта по цвету и форме»;                                                                                          

«Найдите такие фигуры, как эта по цвету, но другой формы»;

 При работе с блоками Дьенеша эффективно  использовать обручи.  Есть два набора обручей, двух размеров и имеющие те же цвета, что и блоки Дьенеша. Их можно использовать как для игр за столом, так и для игр на полу.

Для работы с блоками Дьенеша есть уже готовые печатные игры. Но многие игры можно создать своими руками, так как для детей с нарушением зрения не подходят бликующие картинки, карточки  с большим колличеством объектов, с ярким фоном. Для демонстрации на фланелеграфе необходимы увеличенные образцы, карточки с кодами. Предлагаем создать  альбом, с помощью которого можно давать задания на выделения 1, 2 свойств фигур, без отрицания Большой интерес вызывают у детей игры с логокубом. Его можно использовать на разных стадиях работы, постепенно усложняя задания. Игры для логокуба: «Угощения для мишек», «Магазин игрушек», и т.д.

 Перспективное планирование игр с  логическими блоками Дьенеша.

                                             Младшая группа

Месяц

Название игры

Цель игры

Описание игры

Сентябрь

Мониторинг

Выявление уровня развития детей

Октябрь

«Давайте познакомим

ся»

Познакомить с блоками Дьенеша, вызвать интерес к игре с блоками Дьенеша.

Использование блоков Дьенеша по своему усмотрению.

Ноябрь

«Найди такую же фигуру»

Развивать умения находить такие же фигуры по форме, закреплять знание формы.

Дети находят такие же фигуры по форме, как у педагога.

Декабрь

«Пироги для мишки»

Развивать умения находить такие же фигуры по цвету, закреплять знание цветов

Дети находят такие же фигуры по цвету, как у педагога.

Январь

«Подарки от Деда Мороза для зверят»

Развивать умения находить такие же  фигуры по размеру,

Детям предлагается помочь Деду Морозу разобрать подарки для зверят ( такие же фигуры по размеру, как у педагога)

Февраль

«Льдинки»

Развивать умения находить фигуры такие же по толщине.

Детям предлагается найти для пингвинов льдинки, чтобы они смогли построить заборчик вокруг своего домика (  такие же фигуры по толщине, как у педагога.

Март

«Собери бусы для Лисички-Сестрички»

Развивать умения выделять фигуры по одному свойству

Детям предлагается собрать бусы для лисички из красных  бусинок,( из больших, из круглых).

Апрель

«Дорожка для Колобка»

Развивать умения выкладывать фигуры в определённой последовательности (большие и маленькие, красные и синие)

Ситуация: Колобок потерял дорогу домой. Детям предлагается помочь проложить дорожку до дома  Колобка  ( чередуя фигуры по цвету и форме, форме и размеру)

Май

«Сделай узор на коврике»

Развивать умения анализировать расположение фигур в пространстве

Детям предлагается выложить орнамент по образцу педагога путём наложения.

Читайте также:  Онлайн игры для развития логики у ребенка 5 лет

– Cписок использованных источников и литературы:

1. Авторская разработка.

2. Авторские фотографии.

3. Л. И. Плаксина, Л. А. Григорян «Содержание медико-педагогической помощи» в ДОУ для детей с нарушением зрения., Москва,  1998г.

4. Е.А.Стребелева  «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр», Владос, Москва, 2007

5.Ф.Н.Блехер  «Дидактические игры»,  Просвещение, Москва,1964

6. Л.С. Выготский  « Игра и ее роль в психическом развитии ребенка» Вопросы психологии №6, 1966.

7.Н.П.Аникеева . «Воспитание игрой» кн. Для учителя. Просвещение, Москва, 1987

8. Л.А.Венгер,  Э.Г.Пилюгина , Н.Б.Венгер  «Воспитание сенсорной культуры ребёнка», Просвещение, Москва,1988.

9.  Под редакцией JI. А. Венгера. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников», Просвещение,Москва, 1973.

10. Интернет- ресурсы: mdoy29.caduk.ru;  igrovye_tehnologii_v_dou.docx; i.doy-malysh.ru.

Источник

Осипова И.А.

с. Николо-Павловское

Фундамент умственного развития и начало сенсорной культуры закладываются именно в раннем возрасте. Хотя малыши еще не готовы к усвоению сенсорных эталонов, но у них начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными.  Поэтому основная задача – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а так же использовать их в разнообразных ситуациях.

Цель: Развитие сенсорных способностей и ознакомление детей младшего дошкольного  возраста со свойствами предметов посредством логических блоков Дьенеша.

–  Учить характеризовать блоки по 2-3 признаком: форма и цвет, форма и размер.

– Учить соотносить фигуры на картинке с блоками, применять метод наложения.

– Формировать умение работать парами, развивать коммуникативные навыки.

Методический инструментарий: Для достижения поставленной цели составлены  специальные игры по сенсорному развитию детей с использованием универсального дидактического материала – логические блоки Дьенеша, которые состоят из объемных геометрических фигур, отличающихся по форме, цвету, размеру и толщине.

Для детей младшего дошкольного возраста  используются игры, с помощью которых малыши учатся различать предметы по свойствам, а так же осваивают понятия «такой же как», «не такой как» по таким признакам как форма, цвет, размер.

 Таким образом, используя логические блоки Дьенеша в системе сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, не только закрепляются полученные знания, но и развиваются мыслительные умения малышей: сравнение, анализ, классификация, обобщение.

 Планируемые результаты: К концу учебного года дети самостоятельно могут выделять  и называть цвет, форму, размер предметов, группировать и соотносить их по выделенным свойствам, свободно выделять в предмете 2-3 признака.

Тема

Программное содержание

Дидактические игры

Оборудование

1

Знакомство

Познакомить детей с блоками. Дать возможность рассмотреть каждую фигуру. Развивать любознательность, внимание.

«Поиграй»

Блоки

2-3

Большой – маленький

Познакомить с понятием «Величина». Учить различать большие и маленькие фигуры, выбирать их из общих фигур.

Развивать внимание, память, любознательность.

«Принеси большие»

«Разложи большие  и маленькие» «Найди маленькие»

«Разложи»

«Построй башню из маленьких фигур»

Блоки.

Картинки с изображением большой и маленькой кукол Две машины: большая и маленькая

4

Красный цвет

Познакомить детей с красным цветом. Учить выбирать фигуры красного цвета из набора. Показать, какие предметы рядом красного цвета.

«Что бывает красным»

«Выбери все красные»

«Выложи цветочек»

Блоки.

Карты «Цветок»

5

Красный цвет

Формировать навык выделять красный цвет в предметах группы и выбирать фигуры красного цвета из общей коробки с блоками. Закрепление понятий «большой – маленький»

«Принеси красный…»

«Красная конфета»

Блоки.

Предметы в группе.

Карта «Конфеты»

6

Желтый цвет

Познакомить детей с желтым цветом. Учить находить предметы желтого цвета в группе, выбирать из всех фигур только желтые.

«Что бывает желтым?»

«Принеси желтый…»

«Цыпленок»

Блоки.

Предметы в группе.

Карта «Цыпленок»

7

Желтый цвет

Формировать навык выделять желтый цвет в предметах группы и выбирать фигуры желтого цвета из общей коробки с блоками. Закрепление понятий «большой – маленький»

«Принеси желтые…»

«Собери картинку»

Блоки

Карты «Желтая страна»

8

Синий цвет

Познакомить детей с синим  цветом. Учить находить предметы синего цвета в группе, выбирать из всех фигур только синие.

«Что бывает синим?»

«Принеси синие…»

«Василек»

Блоки

Предметы в группе

Карты «Василек»

9

Синий цвет

Формировать навык выделять синий цвет в предметах группы и выбирать фигуры синего цвета из общей коробки с блоками. Закрепление понятий «большой – маленький»

«Кто больше?»

«Собери картинку»

Блоки

Карты «Синяя страна»

10

Круг

Познакомить детей с геометрической фигурой «круг» и что вокруг нас есть круглое.

Учить выбирать круги из общей массы фигур. Формировать навыки накладывать на рисунок подходящие фигуры.

Круг

«Что бывает круглым?»

«Найди круги»

«Собери картинку»

Блоки

Брошюра «Что бывает круглым?»

Карты «Бабочки»

11

Круг

Формировать навык находить круглые предметы в комнате, накладывать круги на рисунок.

«Что бывает круглым?»

«Принеси круглое»

«Гусеница»

Блоки

Брошюра «Что бывает круглым?»

Карты

«Гусеницы»

12

Треугольник

Познакомить детей с геометрической фигурой «треугольник» и что вокруг нас есть треугольное.

Учить выбирать треугольники из общей массы фигур. Формировать навыки накладывать на рисунок подходящие фигуры.

Треугольник

«Что бывает треугольным?»

«Найди фигуры»

«Собери картинку»

Блоки

Брошюра «Что бывает треугольным?»

Читайте также:  Развитие ребенка до года по месяцам неврология

Карты «Елка»

13

Треугольник

Формировать навык находить треугольные предметы в комнате, накладывать треугольники на рисунок.

«Что бывает треугольным?»

«Чего не стало?»

Блоки

Брошюра «Что бывает треугольным?»

Карты

14

Квадрат

Познакомить детей с геометрической фигурой «квадрат» и что вокруг нас есть квадратное.

Учить выбирать квадраты из общей массы фигур. Формировать навыки накладывать на рисунок подходящие фигуры.

Квадрат

«Что бывает квадратным?» «Собери картинку»

Блоки

Брошюра «Что бывает квадратным?»

Карты

15

Квадрат

Формировать навык находить квадратные предметы в комнате, накладывать квадратные фигуры  на рисунок.

«Что бывает квадратным?»

«Чего не стало?»

Блоки

Брошюра «Что бывает квадратным?»

Карты

16

Подарок папе

Продолжать учить детей находить из общей массы фигур нужные для рисунка, называть их, используя в речи два свойства фигуры: форму и размер или форму и цвет.

Беседа о празднике.

Игра «Что подарить папе?»

Игра «Собери картинку»

Фотографии пап

Карты, блоки

17

Дорожка для зверят

Продолжать учить детей находить из общей массы фигур нужные для рисунка, называть их, используя в речи два свойства фигуры: форму и размер или форму и цвет.

Мотивационная беседа

Игра-размышление «Как добраться до зверят?»

Работа с блоками и картами

Блоки, игрушки-звери (киндеры)

Карты

18

Бусы для мамы

Продолжать учить детей находить из общей массы фигур нужные для рисунка, называть их, используя в речи два свойства фигуры: форму и размер или форму и цвет.

Беседа о празднике.

Игра «Что подарить маме?»

Игра «Собери картинку»

Фотографии мам

Карты, блоки

19

Прямоугольник

Познакомить детей с геометрической фигурой «прямоугольник» и что вокруг нас есть прямоугольное.

Учить выбирать прямоугольники  из общей массы фигур. Формировать навыки накладывать на рисунок подходящие фигуры.

Прямоугольник

«Что бывает прямоугольным?»

 «Найди фигуру»

Блоки

Брошюра «Что бывает прямоугольным?»

Карты

20

Прямоугольник

Формировать навык находить прямоугольные  предметы в комнате, накладывать прямоугольные фигуры на рисунок.

«Что бывает прямоугольным?»

Игра «Принеси прямоугольное»

 «Чего не стало?»

Блоки

Брошюра «Что бывает прямоугольным?»

Карты

21

Домики

Продолжать учить детей находить из общей массы фигур нужные для рисунка, называть их, используя в речи два свойства фигуры: форму и размер или форму и цвет.

Беседа о доме

Игра «Собери картинку»

Картинки «Дома бывают разные»

Карты, блоки

22

Угощение для кукол

Продолжать учить детей находить из общей массы фигур нужные для рисунка, называть их, используя в речи два свойства фигуры: форму и размер или форму и цвет.

Игра «Идем в гости»

Упр-е «Угощаем куклу»

Блоки, куклы в одежде  трех цветов, посуда для них соответствующих цветов, игровой материал.

23

Зоопарк

Познакомить детей с жителями зоопарка. Продолжать учить выбирать из общего количества фигур только нужные для работы.  Учить называть фигуры по двум свойствам.

Игра «Зоопарк»

Игра «Кого не стало?»

Упр-е «Слоненок»

Блоки, фигурки животных (киндеры),

Карты.

24

Игра «Зоопарк»

Игра «Какая фигура спряталась»

Упр-е «Жираф»

Блоки, фигурки животных (киндеры),

Карты.

25

Игра «Зоопарк»

Игра «Найди меня»

Упр-е «Верблюд»

Блоки, фигурки животных (киндеры),

Карты.

26

Транспорт

познакомить детей с самолетом, как видом пассажирского транспорта. Продолжать учить выбирать только нужные фигуры.

Беседа о самолете, рассматривание игрушки

ПИ «Самолеты»

Упр-е «Самолет»

Блоки, игрушка «Самолет»,

Карты

27

Правила дорожного движения

Познакомить детей с правилами дорожного движения, формировать навык соблюдать их на дороге.

Отрабатывать навык выбирать и выкладывать только нужные фигуры.

Игра «На дороге»

Игра «Возьми, какой скажу»

Упр-е «Машина»

Блоки, маленькие машины, коврик «Дорога»,

Карты

28

Лягушка

Познакомить детей с обитателями водоемов, учить выкладывать картинку с разными фигурами, выбирать только нужные, характеризовать  и называть по двум свойствам.

Беседа о лягушке, чтение стихотворения, рассматривания картинки.

ПИ «Лягушки»

Упр-е «Лягушки»

Картинка, блоки,

Карты

29

Цветы на поляне

Формировать навык выкладывать нужные фигуры на карту, рассказывать о фигуре.

Беседа о цветах

Игра «Что загадала»

Упр-е «Цветы»

Блоки, карты, картинки весенних цветов.

30

Лето

Познакомить детей с временем года – лето, учить выделять характерные приметы лета.

Формировать навык выкладывать нужные фигуры, характеризуя их по двум свойствам.

Беседа о лете.

Рассматривание картинок

Игра «Что загадала?»

Упр-е «Лето»

Блоки, карты, картинки «Лето»

Источник

Наталья Кузина
Сенсорное развитие детей первой младшей группы с помощью логических блогов Дьенеша

Актуальность темы

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. В данном проекте представлена система работы, помогающая развивать познавательную сферу ребенка раннего возраста, так как в раннем возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Проект актуален, т. к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

Интеллектуальный труд очень не легок и учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мы должны помнить, что основной метод развития- проблемно-поисковый, а главная форма организации это игра. В дошкольной педагогике существует много разнообразных методических материалов. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша.

Такие игры, как предлагает система Дьенеша, более чем способствуют развитию у малышей математических моделей представления и логических структур мышления. Кроме того, кубики не имеют жесткого возрастного ценза. Они будут интересны и двухлетним детям.

С самыми маленькими детками грают в наипростейшие варианты игры. Их основная цель – научить детей таким понятиям как цвет, форма, размер и толщина. Кроме того, они начинают понимать что такое «не такой» или «такой же».

Задачи:

Обеспечить накопление представлений у детей раннего возраста о цвете, форме, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и необходимы для успешного обучения в детском саду, школе и многих видов труда. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

1. Развивать пространственное представление.

2. Воспитывать самостоятельность, настойчивость к достижении цели. преодоление трудностей.

3. Развивать творческие способности, воображение. фантазию, способности к моделированию и конструированию.

4. Развивать психические функции связанные с речевой деятельностью.

Формы организации работы с логическими блоками

Читайте также:  Досуг и развитие ребенка 1 год

1. ООД, обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.

2. Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные).

3. Вне занятий, в развивающей среде группы (ИЗО-деятельность, аппликаии.

Перспективный план ООД с логическими блоками Дьенеша

Месяц ООД Цель ООД СД внезанятия игры для индевидуальной деятельности

Сентябрь Адаптационный период

Октябрь «Треугольник»

Д/И «Найди свой домик» Дать представление о геометрической фигуре –треугольник. Развивать умение анализировать, сравнивать. Развивать логическое мышление. Активизировать активную речь детей. Учить различать цвета. Настольно- печатная игра «Найди место фигуре» Закреплении формы и цветов.

Ноябрь «Круг»

Д/И «Свой домик» Дать представление о геометрической фигуре круг. Развивать умение анализировать сравнивать. Развивать логическое мышление, побуждать детей выполнять задание самостоятельно. Учить различать цвета Д/И «Воздушные шары» Закрепление формы и цветов

Коллективная аппликация «Снеговик»

Декабрь «Где мой домик?»

Д/И «Собери цепочку»

Закреплять умение различать цвет и форму геометрических фигур. ИЗО- деятельность

Аппликация методом выкладывания фигур на заготовку. «Укрась рукавичку»

Моделирование предметов из геометрических фигур «Елочка»

Январь «Квадрат»

Д/И «Свой домик» Дать представление о геометрической фигуре квадрат Развивать умение анализировать сравнивать. Развивать логическое мышление, побуждать детей выполнять задание самостоятельно.

Учить различать цвета Подвижная игра «Охотники зайцы»

Развитие двигательной активности у детей, меткости мышления.

Февраль «Прямоугольник»

Д/И «Чудесный мешочек» Дать представление о геометрической фигуре прямоугольник Развивать умение анализировать сравнивать. Развивать логическое мышление, побуждать детей выполнять задание самостоятельно. Учить различать цвета Сюжетно –ролевая игра «Магазин» Деньги обозначаются блоками.

Март «К нам весна шагает»

Д/и «Когда это бывает». (чтение стихов о зиме и весне.

Формировать представление детей о времени года -весне. Учить детей связно отвечать на вопросы воспитателя. Закреплять умение детей различать геометрические фигуры по форме (прямоугольник треугольник, круг,. Квадрат) и цвету, воспитывать заботливое отношение к животным. «Укрась бабочку»

Цели:

Учить детей группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигуре круг, о понятия много – один, большой – маленький. Развивать мелкую моторику.

Апрель «Мы едем, едем.»

Д/И «Найди и назови» Формировать умение находить в окружающей обстановке один или несколько предметов. Повторить основные цвет. Учить строить поезд из кубиков чередуя их по цвету. Развивать способность к конструированию, логическое мышление, внимание. Игры с бельевыми прищепками.

Цели:

Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками — развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста.

Также эти игры направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета.

Кроме того, игры с прищепками способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу. Они стимулируют речевую активность

Май «Поможем Мальвине»

Д/И «Карусель» Развивать у детей логическое мышление, память сообразительность. Активизировать детское воображение. Развивать умение обобщать объекта по трем свойствам (форма цвет величина)с учетом наличи и отсутствия каждого (блоки Дьенеша) Игра-шнуровка.

Игровое пособие направлено на развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий.

«Треугольник»

Цель: Дать представление о геометрической фигуре –треугольник. Развивать умение анализировать, сравнивать. Развивать логическое мышление. Активизировать активную речь детей. Учить различать цвета.

Материалы: логические блоки Дьенеша. три обруча (красный синий, желтый)

Ход ООД

Воспитатель показывает табличку с треугольниками. Звучит песенка треугольников

Ты на меня, ты на него,

На всех нас посмотри

У нас всего, у нас всего,

У нас всего по три

Три стороны и три угла,

И столько же вершин

И трижды трудные дела

Мы трижды совершим

Мы в нашем городе друзья

Дружнее не сыскать

Мы треугольников семья,

Нас каждый должен знать.

Дети рассматривают картинку. Воспитатель достает из «волшебного мешочка» фигуру треугольник. Объясняет детям.

Дидактическая игра «Найди свой домик»

Дети раскладывают треугольники и набора логических блоков Дьенеша в обручи по цвету (в три обруча) По размеру (в два обруча)

После этого детям даётся возможность играть с треугольниками, со всеми геометрическими фигурами по своему желанию. Можно предложить детям составить из треугольников узор (по образцу или по замыслу)

«Круг»

Цель: Дать представление о геометрической фигуре круг. Развивать умение анализировать сравнивать. Развивать логическое мышление, побуждать детей выполнять задание самостоятельно. Учить различать цвет.

Материалы: логические блоки Дьенеша. три обруча (красный синий, желтый)

Ход ООД

Воспитатель показывает детям обруч который говорит с детьми:

Нет углов у меня

И похож на блюдце я

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой друзья?

Круг предлагает посмотреть картинку, которую он принес. На ней изображён круг –небольшой, с нарисованными лицом, руками,ногами. Вокруг него изображена разные круги- большие и маленькие, разноцветные.

-Это я и мои друзья. Кто мы? (Круги).

-Какие мы? (Разные).

-Сколько у меня друзей? (Много).

Круг просит детей на своих заранее подготовленных листочках закрасить фигуры так, как на картинке. Дети выполняют задание за столом.

Круг со своими друзьями исчезли. Воспитатель просит найти их в «волшебном мешочке». На ощупь дети достают из мешочка круги. Они раскладывают их н столе, затем сравнивают их по цвету, размеру.

Дидактическая игра «Свой домик»

В обручи раскладываются круги.возможны варианты:

1. По цвету-в три обруча

2. По величине-в два обруча

После этого детям дается возможность поиграть с кругами (со всеми геометрическими фигурами)по своему желанию, самостоятельно.

«Где мой домик»

Цель: Закреплять умение различать цвет и форму геометрических фигур.

Материал: геометрические фигуры различного цвета и формы (Круги и квадраты), три обруча, игрушки (например-ёж, заяц, мишка и т. д.)

Ход ООД

На импровизированной полянке лежат два обруча, них лежат по одной геометрической фигуре (круг и квадрат).

Воспитатель предлагает детям рассмотреть обручи с фигурами и объясняет, что в обруче с кругом живут все круги, а в обруче с квадратом живут все квадраты. Для того что бы попасть в домик, нужен ключик. Используется сюрпризный момент, воспитатель предлагает детям «волшебный мешочек», в котором находятся «ключики»(геометрические фигуры). По форме и цвету «ключика» дети могут найти свой домик.

Игра продолжается: дети гуляют по «полянке» обмениваются «ключиками». По сигналу воспитателя все бегут к домикам, занимают их, сравнивая свою геометрическую фигуру с той, что находится в домике. Игра повторяется несколько раз (по желанию детей).

Дидактическая игра «Собери ципочку»

Выкладываем фигуры друг за другом так,чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.

Источник