Сенсорное развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста

Сенсорное развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста thumbnail

Каждый человек, только появившись на свет, уже
готов к восприятию окружающего мира: он способен
видеть, слышать, чувствовать тепло и холод.

Система, направленная на восприятие
окружающего мира, называется сенсорной, а
формированию полноценного восприятия
окружающего мира служит сенсорное воспитание.
Его основная задача – помочь ребенку накопить
представление о цвете, форме величине предметов
и т.д.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах
ее развития, проблема сенсорного воспитания
занимает одно из центральных мест. Ребёнок в
жизни сталкивается с многообразием форм, красок,
величин и других свойств объектов, в частности
игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша
окружает природа со всеми её сенсорными
признаками – многоцветием, запахами, шумами. И,
конечно, каждый ребёнок, даже без
целенаправленного воспитания, так или иначе, всё
это воспринимает. Но если усвоение происходит
стихийно, без грамотного педагогического
руководства со стороны взрослых, оно нередко
оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь
ощущение и восприятие поддаются развитию,
совершенствованию, особенно в период младшего
дошкольного детства. И тут на помощь приходит
сенсорное воспитание.

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его
восприятия формирование представлений о внешних
свойствах предметов: их форме, цвете, величине,
положении в пространстве, а также запахе, вкусе и
т.п. Значение сенсорного развития в младшем
дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно
этот возраст наиболее благоприятен для
совершенствования деятельности органов чувств,
накопления представлений об окружающем мире.

Выдающие зарубежные учёные в области
дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори,
О. Декроли), а также известные представители
отечественной дошкольной психологии и
педагогики (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова,
Н.П. Сакулина и другие) справедливо считали, что
сенсорное воспитание, направленное на
обеспечение полноценного сенсорного развития,
является одной из основных сторон дошкольного
воспитания.

В детском саду ребенок обучается рисованию,
лепке, конструированию, знакомится с явлениями
природы, начинает осваивать основы математики и
грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех
этих областях требует постоянного внимания к
внешним и внутренним свойствам предметов. Так,
для того чтобы получить в рисунке сходство с
изображаемым предметом, ребенок должен
достаточно точно уловить особенности его формы,
величины, цвета, материала. Конструирование
требует тщательного исследования формы предмета
(образца), его структуры и строения. Ребенок
выясняет взаимоотношение частей в пространстве
и соотносит свойства образца со свойствами
имеющегося материала. Без постоянной
ориентировки во внешних свойствах предметов
невозможно получить объективные представления о
явлениях живой и неживой природы, в частности об
их сезонных изменениях. Формирование
элементарных математических представлений
предполагает знакомство с геометрическими
формами и их разновидностями, сравнение объектов
по величине. При усвоении грамоты огромную роль
играет фонематический слух – точное
дифференцирование речевых звуков – и зрительное
восприятие начертания букв.

Готовность ребенка к школьному обучению в
значительной мере зависит от его сенсорного
развития. Исследования, проведенные психологами,
показали, что значительная часть трудностей,
возникающих перед детьми в ходе начального
обучения, связана с недостаточной точностью и
гибкостью восприятия. В результате возникают
искажения в написании букв, в построении рисунка.
Неточности в изготовлении поделок на уроках
ручного труда. Случается, что ребенок не может
воспроизводить образцы движений на уроках
физической культуры.

Но дело не только в том, что низкий уровень
сенсорного развития резко снижает возможность
успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь
в виду значение высокого уровня такого развития
для человеческой деятельности в целом, особенно
для творческой деятельности. Важнейшее место в
ряду способностей, обеспечивающих успехи
музыканта, художника, архитектора, писателя,
конструктора, занимают сенсорные способности,
позволяющие с особой глубиной, ясностью и
точностью улавливать и передавать тончайшие
нюансы формы, цвета, звучания и других внешних
свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных
способностей лежат в общем уровне сенсорного
развития, достигаемом в ранние периоды детства.

Основой умственного воспитания является
сенсорное воспитание, которое обеспечивает
развитие и обогащение чувственного опыта
ребёнка, формирует его представления
о свойствах качествах предметов. 

Сенсорное воспитание – это целенаправленное
развитие ощущений и восприятий. Слово
“сенсорный” происходит от латинского слова
“sensus” – “чувство”, “ощущение”, “восприятие”.
  Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы
научить детей точно, полно и расчленено
воспринимать предметы, их разнообразные
свойства и отношения (цвет, форму, величину,
расположение в пространстве, высоту звуков и
т.п.).

Психологические исследования показывают,
что без такого обучения восприятия детей долго
остается поверхностным, отрывочным и не создает
необходимой основы для общего умственного
развития, овладения разными видами деятельности
(рисованием, конструированием и др.),
полноценного усвоения знаний и навыков в
начальных классах школы.

Значение сенсорного воспитания хорошо
понимали видные представители дошкольной
педагогики: Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли,
Е. И.Тихеева и другие. Для детей создавались
разнообразные игры и упражнения, направленные на
совершенствование зрения, слуха, осязания. Среди
них было немало удачных находок, но их авторы не
знали подлинных закономерностей развития
восприятия у детей и поэтому не смогли
разработать содержание и методы сенсорного
воспитания, соответствующие этим
закономерностям. Были созданы системы, в основу
которых положены современные педагогические и
психологические знания о сенсорном воспитании и
развитие ребенка, о месте дидактических игр и
упражнений в общем процессе сенсорного
воспитания. Применение системы будет успешно
только в том случае, если воспитатель достаточно
глубоко усвоит принципы подбора и усложнения
заданий, поймет особенности их связи друг с
другом. Для этого необходимо познакомиться с
основными положениями теории сенсорного
воспитания дошкольников, разработанной
советскими учеными, и с тем, как эта теория, была
использована при подборе, разработке и
систематизации игр и упражнений.

Далее изучение показало, что развитие
восприятия – сложный процесс, который включает в
качестве основных моментов усвоение детьми
сенсорных эталонов, выработанным обществом, и
овладение способами обследования предметов.
Сенсорное воспитание должно быть направленно на
обеспечение этих моментов.

Читайте также:  Период развития ребенка после рождения характеризующийся

Сенсорное воспитание на занятиях является
основой организации чувственного опыта детей.
Именно на занятиях создаются все условия для
планомерного руководства формированием
ощущений, восприятий и представлений детей.
Обучая детей восприятию различных предметов и
явлений, необходимо четко объяснять детям смысл
их действий. Этот смысл становится особенно
понятен детям, если они затем используют свои
представления в практической деятельности; в
этом случае восприятие детей делается более
осознанным и целенаправленным: ведь если плохо
рассмотришь предмет, то затем трудно изобразить
его или сконструировать.

На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией мы
учим детей различным видам изображения:
предметному, сюжетному, декоративному. Сенсорное
развитие детей обеспечивается на любом из этих
занятий. Занятия предметного содержания чаще
всего проводятся на основе обследования
предметов, их частей, строении предметов, их
положении в пространстве.

Вначале детей знакомят с основным положением
предмета в пространстве в состоянии покоя. И в
первых изображениях дети отражают именно эти
положения. Постепенно надо подводит детей к
пониманию изменчивости пространственного
положения вещей и живых существ, к обогащению их
представлений об окружающем мире.

Успешное выполнение практических действий
зависит от предварительного восприятия и
анализа того, что нужно делать. Поэтому
совершенствование сенсорных процессов на
занятиях должно быть в основном осуществлено до
начало практических действий.

Специально организованное восприятие
предметов с целью использования его результатов
в той или иной содержательной деятельности мы
называем обследованием. Обследование – основной
метод сенсорного воспитания детей. В процессе
его дети овладевают умениями воспринимать такие
свойства предметов и явлений, как величина,
форма, пространственные отношения, цвет,
особенности звуков человеческой речи и
музыкальных звуков. Все эти свойства составляют
содержание сенсорного воспитания. Обследование
предмета начало выступать как необходимое звено,
предшествующее собственно исполнительской
деятельности. У детей формировалось умение
членить конкретную задачу конструирования
какого – либо предмета или его изображение в
рисунке на более частые задачи и устанавливать
их последовательность.

Несмотря на различия в обследовании предметов
в зависимости от последующей продуктивной
деятельности можно выделить общие основные
моменты, которые характерны для многих видов
обследования:

1. Восприятие целостного облика предмета

2. Вычленение основных частей этого предмета,
определение свойств.

3. Вычленение более мелких частей
предмета и установление их пространственного
расположения по отношению к основным частям.

4. Повторное целостное восприятие предмета.

Такой способ обследования может быть применен
для анализа любой формы самых различных
предметов, поэтому он может быть назван
обобщенным.

Иной характер носит обследование в процессе
труда в природе. Одно из основных условий
успешной деятельности детей – Обучению их умению
действовать в зависимости от тех или иных
свойств почвы, растений и т.д. Например, при
посадке семян в почву рыхлую и плотную, влажную и
сухую, при прополке растений – отличать стебли и
листья культурных растений от сорняков. В
соответствии с этим определяется направленность
сенсорного воспитания в процессе труда,
отбираются способы обследования свойств почвы и
растений. Например, при обследовании почвы важно
обратить внимание на ее цвет, консистенцию,
влажность,. При обследовании какого- либо
культурного растения, важно выделить несколько
характерных признаков стебля и листьев и
организовать восприятия детьми этих признаков
стебля и листьев. Таким образом, способы
обследования, применяемые в сенсорном
воспитании, разнообразны и зависят, во – первых,
от обследуемых свойств, во – вторых, от целей
обследования.

Обучение обследованию должно проводиться с
учетом возрастных различий детей. Так, детям
младшего возраста следует предлагать для
обследования предметы простые по форме и
строению, чтобы процесс выделения частей и
установления их взаимоотношений был более
легким.

Дошкольный возраст – период первоначального
ознакомления с окружающей действительностью;
вместе с тем в это время интенсивно развиваются
познавательные силы и способности ребёнка.
Ребёнок познаёт предметный мир, а также явления
природы, события общественной жизни, доступные
наблюдению. Кроме того, он получает от взрослого
сведения словесным путём: ему рассказывают,
объясняют, читают. Оба эти пути познания тесно
связаны между собой. 

Хорошо известно, что знания, получаемые
словесным путём и не подкреплённые чувственным
опытом, неясны и непрочны. 
Сенсорное воспитание – воспитание, направленное
на развитие восприятия детей о внешних свойствах
предметов, – должно строиться с учётом изученных
психологией закономерностей этого развития. 

В своей многовековой практике человечество
создало определённую эталонную систему величин,
форм, цветовых тонов. Овладевая этой системой,
ребёнок как бы получает набор мерок, с которыми
он может сопоставить любое вновь воспринимаемое
свойство предмета и дать ему надлежащее
определение. 

Необходимо обращать внимание на повторяемость
игр-занятий. Период детства характеризуется
необычайно быстрыми темпами развития, и к
каждому возрастному микропериоду необходимо
подходить дифференцированно. 

Необходимо помнить о том, что чем раньше начать
с ребёнком заниматься по воспитанию сенсорной
культуры, тем более быстрыми темпами он будет
развиваться после, тем лучше он будет учиться в
школе. 

В настоящее время к услугам человека множество
средств, которые позволяют ему, знакомится с
явлениями не в их натуральном виде, а через
фотографии, схемы, чертежи, рисунки, модели, с
помощью литературы и кино. При этом
действительность предстаёт перед нами в
препарированном, расчлененном или, наоборот, в
обобщённом виде. 

Значит ли это, что отпадает нужда в развитии
способности восприятия, направленного
непосредственно на явления природы, на предметы
и их комплексы, созданные руками человека?
Конечно, нет: жизнь современного человека, его
деятельность в области науки, искусства, техники,
производства, сельского хозяйства требует
хорошо развитой способности восприятия, во
многих случаях быстрой реакции на впечатления,
ответа действием на полученную информацию. 

Читайте также:  Позднее развитие чтения у ребенка

Хорошо развитая способность восприятия
необходима современному человеку, создавая
условия для формирования сенсорного опыта,
решается важнейшая задача своевременного и
полноценного развития ребенка.

Список литературы

1. Аванесова В.Н. Дидактические игры и занятия в
самостоятельной деятельности детей //Сенсорное
воспитание в детском саду. – М., 1981. -185 с.

2. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от
рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателей дет. cада /
Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Л.А.
Венгера. – М.: Просвещение, 1988.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под
ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика – Пресс, 2009.

4. Ендовицкая Т.В. Некоторые вопросы психологии
сенсорного воспитания. //Дошкольное воспитание. –
2008. – № 10 – с.4-9.

5. Запорожец А.В., Неверович Я.З “ О способах
зрительного восприятия формы предметов в раннем
и дошкольном детстве. В сб. “Развитие
познавательных и волевых процессов у
дошкольников”, под ред. А.В. Запорожца и Я.3.
Неверович, М., “Просвещение”, 1965.

6. Морозова О.Е.И. Тихеева. Дошкольный
возраст: сенсорное развитие и воспитание //
Дошкольное воспитание. -1993. – №5. – С. 54-55

7. Программа воспитания и обучения в детском
саду. / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Тербовой, Т.С.
Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

8. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному
воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие
для воспитателей детского сада. – М., 2009.

9. Плеханов А., Морозова О.М.М. Манасеина:
сенсорное развитие и воспитание детей
дошкольного возраста // Дошкольное воспитание.
-2010. – №7. – С. 31-35

10. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие
для воспитателей. / Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н.
Аванесовой. – М.: Просвещение, 1981.

Источник

Надежда Борисовна Калитвенцева
Сенсорное воспитание ребенка

Сенсорное развитие ребенка – это формирование определенной системы для развития сенсорики внешних свойств различных предметов – их форме, цвете, размере, местонахождении в пространстве, запахе, вкусе и т. д.

Существует пять сенсорных систем,с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

Сенсорное воспитание,направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. оттого, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольников. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.

Важно не только традиционное ознакомление с цветом, формой и величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и т. д.

Совершенствование сенсорного воспитания должно быть направлено на выяснение смысла свойств предметов и явлений или выяснение их «сигнального значения».

Свойства и качества предметов, явлений настолько разнообразны, что ознакомление ребенка со всеми ними без ограничения, так же как и сообщение ему знаний о каждом из них в отдельности невозможно. Правильная ориентировка детей в окружающем мире может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов.

Очень рано ребенок начинает использовать свои знания как средство восприятия и осознания нового предмета.

Дошкольный возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребенка. Ребенок познает предметный мир, а так же явления природы, события общественной жизни.

Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное воспитание – это одна из основных сторон дошкольного воспитания. Именно сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.

В качестве средств решения познавательных задач в сенсорной культуре выступают сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов. Ребенок в течение длительного времени учится использовать сенсорные эталоны как средства восприятия, и этот процесс имеет свои этапы.

1 этап – предэталонный, происходит на 3-ем году жизни. Малыш начинает называть треугольные формы крышами; про круглые говорит, что они похожи на мячик. То есть при восприятии одного предмета, другой используется как образец.

2 этап – средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а некие образцы их свойств, причем, каждое имеет вполне определенное название. Дети овладевают основными цветами спектра, как в повседневной жизни, так и на материале дидактических игр. Например, в игре «Спрячь мышку» дети знакомятся с эталонами формы и так далее.

Особое место занимают эталоны величины, так как она носит условный характер. Любой объект сам по себе не может быть большим или маленьким, он приобретает это качество при сравнении с другим. Мы говорим, что арбуз большой, а яблоко маленькое, сопоставляя их между собой. Такие отношения могут быть зафиксированы только в словесной форме.

3 этап – на 4-5 году жизни, уже владея сенсорными эталонами, дети начинают их систематизировать. Воспитатель помогает ребенку выстроить последовательность цветов спектра, узнавая их оттенки. На уровне восприятия происходит и знакомство с вариантами геометрических форм, различающимися по соотношению сторон, – «короткими» и «длинными». От глобальной оценки величины предмета (большой – маленький)дети переходят к выделению ее параметров: высоты, ширины, длины. Соответственно усложняются дидактические игры.

Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Неоднозначную оценку получила и другая всемирно известная система дидактических игр, автором которой является Мария Монтесори. По определению места игры в образовательном процессе М. Монтесори была близка к позиции Ф. Фребеля: игра должна быть обучающей, а в противном случае это «пустая игра», не оказывающая влияние на развитие ребенка.

Читайте также:  Выписка из истории развития ребенка анамнез

В дошкольной педагогике дидактические игры у упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Однако только в непосредственно образовательной деятельности нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания. Важная роль по-прежнему должна принадлежать дидактическим играм, но проводить их следует не только от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания дошкольника. Специально организованные дидактические игры – хорошее дополнение к ознакомлению с обобщенными представлениями, с общественно-установленными сенсорными эталонами: геометрические фигуры, цвета солнечного спектра.

Существует несколько методов развития детской сенсорики. И самым эффективным из них специалисты называют игровой способ, когда формирование системы представлений о внешнем мире происходит у маленького человека в процессе увлекательных, специально разработанных психологами и педагогами игр. Это могут быть, как индивидуальные, так и коллективные занятия – важно только, чтобы они проходили регулярно и под руководством взрослых.С помощью игр решаются различные задачи:

1 Создание эмоционально положительного настроения;

2 Развитие интереса и побуждения к действиям;

3 Формирование представлений о предметах:

а) формирование способности к общению и различию, ориентируясь на внешние качества;

б) знакомство с качественными признаками предмета (мягкий, твердый, шершавый, колючий)

4 Развитие умения сравнивать по свойствам и признакам (развитие глазомера;

5 Знакомство с сенсорными эталонами:

а)знакомство с разнообразными свойствами предмета: величина (большой, маленький), форма (круг, треугольник, квадрат, цвет;

б) формирование умения чередовать предметы по цвету, размеру, форме

Игровая система сенсорного обучения разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в обучающей системе предлагаются образы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины, которые ребенок может освоить в игровых занятиях. С помощью игры можно научить ребенка восприятию основных свойств явлений и предметов, и сформировать представления об этих свойствах и их разновидностях, разнообразных способах их проявления и обнаружения

Игры на развитие тактильных ощущений:

«Чудесный мешочек»

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др). Ребенку предлагают на ощупь не заглядывая в мешочек найти нужный предмет.

«Узнай фигуру»

На столе раскладывают геометрические фигуры одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

«Догадайся что за предмет»

На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др, которые накрыты сверху тонкой,но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

Игры для закрепления понятия формы

«Найти предмет указанной формы»

Ребенку предлагают назвать модели геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб).

«Из каких фигур состоит машина?»

Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины. Сколько в ней квадратов, кругов и т. д.

«Найди предмет такой же формы»

Дети выделяют форму в конкретных предметах окружающей обстановке, пользуясь геометрическими образцами. На одном столе геометрические фигуры, а на другом предметы. Например круг и предметы круглой формы (мяч, тарелка, пуговица, овал и предметы овальной формы (яйцо, огурец, желудь).

Игры на закрепление цвета

«Какого цвета не стало?»

Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Нужно определить какого цвета не стало.

«Сложи радугу»

Приготовьте цветные дуги, разрежьте их пополам. Одну половинку радуги соберите сами, а другую дайте собрать ребенку. Предложите назвать цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

«Уточним цвет предмета»

Воспитатель выставляет таблицы с изображениями двух растений,близких по цвету: помидор и морковь, мак и шиповник, незабудка и слива, василек и баклажаны др.Предлагает назвать сходные цвета обоих растений: незабудки голубые а сливы синие; мак красный, а шиповник розовый и т. д.Дети учатся различать близкие цвета: красный – оранжевый, красный – розовый, синий – голубой и др.

Игры на закрепление понятия величины

«Сравни предметы по высоте»

Назвать предметы, определить их количество, выделить высокий, низкий; сравнить что выше, что ниже.

«Пирамидки»

Собрать три пирамидки, кольца которых одновременно рассыпаны и перепутаны на столе.

«Самая длинная, самая короткая»

Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной.Назвать ленты по длине : какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.

Развитие сенсорных навыков у детей дошкольного возраста в игровой деятельности будет идти более эффективно при условии,если :

– Первые игры должны быть легкими для восприятия.

– На каждом этапе обучения детям надо предлагать только один новый цвет, одну форму или признак.

– Не старайтесь показать сразу много игр, предлагайте разные варианты одной игры. Лишь через неделю можно переходить к новым.

– Правильно подобрать методы сенсорного воспитания с учетом имеющегося сенсорного опыта детей.

– Систематически проводить игры, направленные на сенсорное развитие

– Учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей.

Источник