Сенсорное развитие дошкольников формирование сенсорной культуры ребенка

Надежда Евко
Формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Cенсорный – чувствующей.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формированиепредставлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Ранний и младший дошкольный возраст считают «золотой порой» сенсорного развития.

Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение,

Именно дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина и др.) .

Сенсорное воспитания детей дошкольного возраста имеет цель научить маленьких деток правильно управлять своими органами чувств, которые крайне необходимы для первоначального познания окружающего мира и дальнейшей полноценной жизни.

Существует пять сенсорных систем,с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, величина.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов.

Занятия рисованием и другими видами творчества также помогают сенсорному развитию, формированию речи ребенка, расширяют его кругозор, учат навыкам игры. Поэтому, чем раньше ребенка познакомить с разными видами творчества, тем интенсивнее будет их влияние на общее развитие малыша.

Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца, его структуры и строения. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине.

Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до 6 лет.

На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей складываются представления о соотношениях по величине между тремя предметами (большой – меньше – самый маленький).

Например, четырехлетний ребенок может расставить “по росту” игрушки от самой большой к самой маленькой. Может утверждать, что “слон большой”, а “муха маленькая”, хотя он их и не видит в данный момент. Слайд № Игра.

В старшем дошкольном возрасте у детейскладываются представления об отдельных измерениях величины: длине, ширине, высоте, а также о пространственных отношениях между предметами. Они начинают обозначать, как предметы располагаются относительно друг друга (за, перед, сверху, снизу, между, слева, справа и т. п.). Важно, чтобы дети овладели так называемыми глазомерными действиями.

После этого они переходят к решению задач “на глаз”. Развитие этих способностей тесно связано с развитием речи, а также с обучением детей рисованию, лепке, конструированию, то есть продуктивным видам деятельности. Продуктивная деятельность предполагает умение ребенка не только воспринимать, но и воспроизводить особенности цвета, формы, величины предметов, их расположение относительно друг друга в рисунках и поделках.

Осязание. Развить тактильные ощущения,помогут следующие игры:

“Поймай киску”

Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска.По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.

“Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет”

Ребенку предлагают на ощупь определить,из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить,какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

“Что внутри?”

Ребенку предлагают воздушные шарики,содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль,различные крупы: манку, рис, гречку и др. Можно использовать воронку для наполнения шариков. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.

“Золушка”

Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.

Слух.

Научите ребенка распознавать звуки. Сделать это можно, например, при помощи такой игры.В одинаковые непрозрачные бутылочки положите самые разные предметы: рис, фасоль, перец, речной песок, камушки, канцелярские кнопки, пуговицы, горох и др.

Вкус.

“Вкусное путешествие”.

Попросите ребенка закрыть глаза, чтобы зрительные образы не мешали работе мышления и воображения. Предложите попробовать какой-нибудь съедобный предмет с необычным вкусом, желательно такой, который он раньше не пробовал.

Обоняние.

Поговорите с ребенком о том, насколько обогащают и оживляют нашу жизнь запахи. Обсудите самые приятные и неприятные запахи. Обращайте внимание на разные запахи, совершая прогулку.

“Что нам подскажет запах?”.В пустые не прозрачные бутылочки поместите вещества с характерными запахами: духи, ванилин, мыло, лепестки розы, лук, чеснок, кофе, апельсиновая корка, мята и т. д.Научите ребенка правильно нюхать вещества: держа емкость с запахом на небольшом расстоянии от носа, втягивая ноздрями воздух, нагоняя запах из пузырька к носу ладонью руки. Ребенок должен понюхать все пузырьки и выбрать запах, который ему больше всего понравился.

Попросите ребенка закрыть глаза и впитывать аромат, общаться с ним.

Совершая путешествие в волшебный мир музыки, звуков, мир вкуса, обоняния и осязания, это будет способствовать гармоничному развитию ребенка.

Сенсорныеощущения могут быть разными:

• зрительные ощущения – ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве

• слуховые ощущения – ребенок слышит разнообразные звуки – музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь, и учится их различать

• осязательные ощущения – ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различные по фактуре материалы, поверхности различных по величине и форме предметов, гладит животных, обнимает близких ему людей

• обонятельные ощущения – ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира

– вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда.

Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Своевременное сенсорное развитие младших дошкольников — главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки ребенка в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости

В качестве дополнительного оборудования в сенсорной комнате используется «сухой бассейн» с разноцветными шарами, «тактильная сенсорная дорожка».

Важное значение дидактической игры в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи у детей, восприятия, формированию представлений, усвоению знаний.

Дидактическая игра, которая, по мнению А. К. Бондаренко, «многоплановое,сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью. И средством всестороннего развития личности».

В дошкольной педагогике все дидактическиеигры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры. Ценность игр с предметами состоит в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками, цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. Настольно-печатные игры — интересное занятие для детей.Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании (подбор картинок по парам, подбор картинок по общему признаку, запоминание состава количества и расположения картинок, составление разрезных картинок и кубиков, описание и рассказ о картинке с показом действий, движений). В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах. С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

В сенсорно-интегрированной деятельности почетное и нужное место занимает совместное экспериментирование детей и педагогов (с клеем, тестом, водой, красками и т. д., которое развивает у детей интерес действовать с различными материалами, доводить начатое дело до конца.

Дидактические игры: а)направленных на развитие тактильных ощущений: «Чудесный мешочек», «Платочек для куклы», «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет», «Найди пару»;

б) на закрепления понятия формы: «Найти предмет указанной формы», «Коврик», «Какая фигура лишняя?», «Составь целое из частей», «Определи правильно»;

в)на закрепление понятия величины: «Сравни предметы по высоте», «Палочки в ряд», «Пирамидки», «Матрешки», «Разноцветные кружки», «Расставь по порядку»;

г)на закрепление цвета: «Какого цвета не стало?», «Какого цвета предмет?», «Собери гирлянду», «Сплети коврик из цветных полосок», «Сложи радугу», «Неразлучные цвета», «Уточним цвет предмета».

Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности ребёнка. Именно от того, насколько хорошо ребёнок слышит, видит, осязает окружающее; насколько качественно он может оперировать этой информацией, настолько точнее ребёнок сможет выразить все эти знания в речи. Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребёнка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного, на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе.

Исследованиям в области сенсорного развития дошкольника большое внимание уделяли многие отечественные и зарубежные ученые. Наиболее важный вклад в развитие исследований в этом направлении внесли такие отечественные авторы как А. П. Усова, А. В. Запорожец, А. Г. Рузская, Н. А. Ветлугина, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко, П. Саккулина, Э. Г. Пилюгина, Е. И. Тихеева и многие другие,

Источник

Формирование сенсорной культуры дошкольников

в дидактических играх

Воспитание будущего деятеля

происходит, прежде всего в игре.

А. С. Макаренко

Крик новорожденного — первая его реакция на земной мир, первое непосредственное чувствование этого мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание.

Актуальность проблемы воспитания сенсорной культуры в современной практикедошкольного образования неоспорима. Она определяется значимостью сенсорногоразвития для интеллектуального, физического, эстетического воспитания ребенка-дошкольника.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, и в школе, и для многих видов трудовой деятельности.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другиеформы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Значение сенсорного воспитания хорошо понимали видные представители дошкольнойпедагогики и психологии, такие как Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева; А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Н. М. Щелованов и другие.

Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства.

Проблема состоит в том, что несмотря на наличие в нашей современной жизни всех условий для усвоения сенсорных эталонов детьми, самостоятельно они не научатся использовать их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ. А если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.

Цель моей работы имеет две составляющие: исследовательскую и практическую:

1) Исследовательская состоит в поиске эффективных условий использования дидактическихигр в процессе воспитания сенсорной культуры дошкольников;

2) Практическая заключается в формировании адекватного и целостного восприятия мира детьми дошкольного возраста на основе использования дидактических игр в процессе воспитания сенсорной культуры дошкольников.

Для достижения исследовательской цели мной были определены три задачи:

1) изучение возрастных особенностей восприятия дошкольников;

2) определение правильной последовательности в планировании работы;

3) изучение динамики уровня сенсорного развития детей.

Чтобы достичь практической цели, я выделила тоже три задачи:

1) создание банка дидактических игр и упражнений, дифференцированных для разных возрастных групп;

2) создание материальных условий для сенсорного развития дошкольников;

3) обучение дошкольников точному и полному восприятию предметов, их свойств, отношений.

В процессе работы мной была сформулирована гипотеза исследования:

Мы предположили, что решению задач по формированию сенсорной культуры ребенка будут способствовать:

• создание в группе расширенного сенсорного центра с различными дидактическими и игровыми пособиями;

• раннее начало обучения дошкольников;

• включение элементов сенсорного развития во все виды деятельности детей.

Сенсорное воспитание взаимосвязано со всеми видами деятельности дошкольников.

Особо важным является вопрос о связи системы игр и упражнений с сенсорным воспитанием, проводимым при обучении продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, аппликация).

Программой предусмотрено знакомство с сенсорными эталонами на занятиях и по математическому развитию.

Частично эти задачи могут быть решены и при познавательно-речевом, музыкальном и физическом воспитании и развитии дошкольников.

В зависимости от уровня сенсорного развития детей и от содержания обучения и воспитания на занятиях определяю, прежде всего, какие конкретные задачи требуется решить вдидактических играх и с помощью каких игр это можно сделать наиболее эффективно. При этом придерживаюсь гармоничного сочетания в игре дидактических и сенсорных задач с игровыми.

Одним из средств развития сенсорного восприятия дошкольников является дидактическая игра.

Дидактические игры и упражнения, которые я предлагаю детям, составляют систему, и мне удалось выдержать один из основных принципов обучения от простого к сложному.

Для знакомства детей с сенсорными эталонами использую два основных метода: обследование и сравнение.

Общая схема обследования предполагает:

восприятие целостного облика предмета, выделение его главных частей и определение их свойств (форма, цвет, величина,

определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева, справа,

выделение мелких деталей и их величины, соотношения, расположения,

повторное, уже целостное восприятие предмета.

Сравнение может идти путем сопоставления предметов или их частей, путем наложения предметов друг на друга или приложения предметов друг к другу, ощупывания, группировки по цвету, форме или другим признакам вокруг образцов-эталонов.

Дидактические игры и упражнения провожу систематично и по принципу возрастающей сложности. Подбирая их, опираюсь на разработки Л. А. Венгера. Эта система имеет определенные этапы.

I этап предэталонный, его реализация проходит на 3-ем году жизни ребенка. Совершая по отношению к своим игрушкам различные действия, дети вынуждены учитывать их внешние свойства. Вначале учу детей воспринимать отдельные предметы разными анализаторами, чтобы они могли посмотреть, потрогать, обследовать рукой, установить простейшие связи между двумя или несколькими предметами. Малыш начинает называть треугольные формы крышами; про круглые формы говорит, что они похожи на мячик, т. е. при восприятии одного предмета другой используется, как образец.

II этап эталонный. По мере накопления сенсорного опыта детей, готовлю их к восприятию предметов прямоугольной, квадратной формы, знакомлю с основными цветами солнечного спектра как в повседневной жизни, так и на материале дидактических игр, таких как«Гаражи», «Спрячь мышку», «Подари петушку перышко» и др. Представление о величинеформирую с помощью игр на соотнесение предметов контрастных по размерам. Например, игры «Матрешки», «Пирамидки» и др. В целях дальнейшей ориентировки детей в окружающих предметах провожу более сложные игры «Чудесный мешочек», «Угадай, что изменилось»,«Домино предметов», «Геометрическое лото», «Рамки и вкладыши Монтессори»,«Дострой радугу». На данном этапе дети учатся проталкивать предметы разной формы в соответствующие отверстия.

III этап. Уже владея сенсорными эталонами, дети начинают их систематизировать. Дети различают и называют цвета спектра и их оттенки. На этом этапе знакомлю детей с вариантами геометрических форм, различающихся по соотношению сторон. В целях сенсорноговоспитания у старших дошкольников широко использую блоки Дьенеша, игры «Чудо-машина»и «Танграм», которые развивают у детей умение обобщать, группировать предметы по общим свойствам, сопоставлять их с соответствующими эталонами.

Формирование и совершенствование чувственных впечатлений у детей о предметах и вещах успешно осуществляю в целом ряде сюжетно-ролевых и дидактических игр, таких как«Магазин игрушек», «Овощной магазин», «Соберем овощи». В этом возрасте детям становятся доступными словесные игры и игры с элементами соревнования: «Чья команда лучше знает цвет», «Наоборот», «Какой предмет загадали», «Кто быстрее», «Кто больше».

Знакомлю детей с оттенками по цветовому тону, учу высветлять цвета и составлять ряд по светлоте («Волшебные краски», «Разноцветная вода», «Пирамидка»).

Во время игры «Волшебные краски» дети опытным путем учатся смешивать краски. Таким образом воспитание сенсорной культуры старших дошкольников приобретает характер экспериментирования.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дидактическая игра является оптимальной формой педагогического воздействия на развитие сенсорных способностей у дошкольников. Она способствует не только развитию умения оперировать полученными знаниями, но и умения использовать их при решении новых для детей проблем, переходу от наглядного к абстрактному мышлению.

Работа, начатая с детьми ясельного возраста и продолжавшаяся поэтапно в течение четырех лет, дала свои результаты. Мои воспитанники не только научились определять все отличительные качества и свойства предметов, но и находить им словесное выражение. Эти дети стали отличаться более высоким уровнем воображения, внимания, музыкального слуха, пластичности и точности движений.

Диагностика развития сенсорных способностей показала, что по разделам цвет, форма, величина качество сенсорных способностей к старшему возрасту значительно выросло.

Из этого следует, что сенсорное воспитание одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в детском саду.

Это еще раз подтверждает актуальность обращения к данной теме. Ведь ни один воспитатель в своей работе не может обойти эту проблему. Поскольку без сенсорного восприятия нет человека и без сенсорного развития нет детства.

Источник