Сенсорное и перцептивное развитие ребенка
Сенсорное развитие — это развитие восприятия признаков предметов окружающего мира при помощи разных органов чувств (см. табл. 13.9).
Перцепция — прием сенсорных (чувственных) раздражителей и их переработка в высших отделах головного мозга.
Развитие сенсорного восприятия напрямую зависит от перцептивных способностей ребенка. Необходимыми условиями для их развития служат оптимальная деятельность мозга, анализаторных каналов, осуществляющих перцептивные процессы и достаточная сенсорная стимуляция, начиная с ранних этапов жизни ребенка. Отставания в развитии перцептивных способностей объясняются поражением и незрелостью мозга в раннем возрасте, сенсорными нарушениями (нарушения зрения и слуха), нарушением когнитивных процессов, эпилепсией, нарушениями церебральной функции.
Для формирования полисенсорного восприятия большое значение имеет развитие ощупывающих движений рук, одновременно со зрительной фиксацией предмета. Неумение ребенка хватать и удерживать предмет в руке или, наоборот, выпускать предмет из рук свидетельствует об отставании в сенсомоторном и перцептивном развитии. С целью стимуляции развития этих умений ребенку вкладывают в руку различные по форме, величине, тяжести и фактуре предметы, и привлекают внимание к исследуемому объекту, формируя возможность ориентироваться в предметном мире путем разнообразных манипуляций с объектами. Предметы, игрушки подбирают соответственно психомоторным возможностям ребенка.
Работа по стимуляции зрительно-моторной координации и формированию дифференцированных движений рук проводится в соответствии с закономерностями функционального развития (по Е. М. Мастюковой)[1].
От 1—3 месяцев — активизация зрительного и слухового внимания. Развитие тактильных ощущений при дополнительной зрительной стимуляции посредством манипулирования звучащими игрушками (погремушками) ярких оттенков. Ребенка побуждают к захвату предметов, вкладывая в руку ребенка.
От 4—8 месяцев — развитие функции активного, произвольного захвата игрушек, варьируя их величину, фактуру и вес.
От 9—18 месяцев — развитие возможности узнавать знакомые предметы на расстоянии, захватывать с участием большого пальца и конечных фаланг других. В игре ребенка учат исследовать предметы путем повторных проб действий с ними, в том числе проб с опорожнением и наполнением. Проводят игры-упражнения с наливанием и выливанием воды. Малыша обучают использовать предметы по назначению. Учат пить из чашки, пользоваться ложкой. Усложняют варианты заданий по захвату и манипуляции игрушками разнообразных размеров и форм. Ребенку предлагают игрушки, в захватывании которых необходимо участие большого пальца и конечных фаланг остальных («игрушки на ниточках»).
От 9—19 месяцев — развивают зрительное восприятие глубины пространства в вертикальной и горизонтальной плоскости. Формируют манипулятивную деятельность на основе развития зрительного и тактильно-осязательного восприятия: складывание кубиков, игры с песком и водой, использование простейших сборных игрушек. Привлекают внимание ребенка к различению предметов по форме, цвету, величине (вкладыши, пазлы, «чудесный мешочек»). Ребенок продолжает играть двумя руками, но уже выделяется преобладающая рука, хотя четкого доминирования нет.
В процессе развивающей работы с ребенком в форме игр и сеансов предметного взаимодействия зрительно-тактильные связи совершенствуются.
К трем годам у ребенка развиваются зрительно-моторные навыки, зрительное восприятие частей и целого, умение распознавать цвета, форму и величину предметов. В процессе манипулятивной деятельности ребенок обращает внимание на движения рук. На этом возрастном этапе для стимуляции развития используют пластилин, краски, цветные мелки и карандаши. Обучают ребенка графическим навыкам: провести линию, нарисовать круг и т.п. Формируют навыки простейшего конструирования с использованием кубиков и строительного материала. Целенаправленно развивают мелкую моторику рук в играх и манипуляциях с различными предметами, в том числе с предметами одежды, обуви (шнуровка, расстегивание пуговиц).
К четырем годам навыки предметной деятельности в процессе сенсорного воспитания совершенствуются и усложняются. Ребенок учится пользоваться цветными карандашами, красками, мелками и фломастерами. Малыша обучают вырезанию и склеиванию, определению на ощупь различных материалов (песок, бумага, мех), а также геометрических форм. Детей учат использовать навыки предметной деятельности в повседневной жизни.
Источник
Светлана Першан
Консультация для педагогов «Формирование сенсорно-перцептивных действий и эталонов у детей раннего возраста»
Формирование сенсорно-перцептивных действий и эталонов у детей раннего возраста.
Здравствуйте! Формирование сенсорных процессов у детей имеет большое значение для психического развития. Исследования многих ученых (К. Бюлера, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера) показали, что в первые годы жизни уровень развития восприятия существенно влияет на мышление. Это связано с тем, что действия восприятия связаны с такими операциями мышления, как обобщение, классификация, подведение под понятие и другими. Становление восприятия заключается в выделении наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств (информативных точек, составлении на их основе устойчивых образов (сенсорных эталонов) и соотнесении этих образов-эталонов с предметами окружающего мира.
Усвоение детьми сенсорных эталонов – многофункциональный процесс. Он расширяет сферу познаваемых ребёнком свойств, и позволяет отражать взаимосвязь между ними. Сенсорные эталоны – это представления о чувственно воспринимаемых свойствах объектов. Эти представления характеризуются обобщённостью, так как в них закреплены наиболее существенные главные качества. Осмысленность эталонов выражается в соответствующем названии – слове. Эталоны не существуют отдельно друг от друга, а образуют определённые системы. Например, спектр цветов, шкала музыкальных звуков, система геометрических форм и пр., что составляет их системность.
Психолог Л. А. Венгер вычленил и исследовал два пути усвоения систем сенсорных эталонов – перцептивный и интеллектуальный. Выделение перцептивного пути имеет важное значение для разработки способов сенсорного воспитания детей раннего возраста, которым еще не доступен интеллектуальный путь овладения.
Будучи усвоены системы сенсорных эталонов ребенком, они выступают в качестве основных средств осуществления перцептивных действий. Сопоставляя вновь воспринимаемые качества предметов с соответствующими элементами этих систем, ребенок точнее и глубже познает различные свойства конкретных примеров, его восприятие приобретает целенаправленность и организованность. Усвоение детьми систем сенсорных эталонов перестраивает их восприятие, поднимая его на более высокий уровень.
Какие главные свойства восприятия? –это предметность и константность – и развиваются они, как показал Л. А. Венгер (1969, во второй половине первого года жизни в процессе действий ребенка с предметами, благодаря формированию так называемых сенсомоторных предэталонов, которые рассматриваются как необходимые предшественники сенсорных эталонов.
Параметры развития восприятия определяется: перцептивными действиями, сенсорными эталонами и действиями соотнесения. Таким образом, становление восприятия заключается в выделении наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств (информативных точек, составлении на их основе устойчивых образов (сенсорных эталонов) и соотнесении этих образов-эталонов с предметами окружающего мира.
Перцептивные действия помогают изучить основные свойства и качества воспринимаемого предмета, выделив из них главные и второстепенные. На основе такого выделения ребенок воспринимает информативные точки в каждом из предметов окружающего мира, что помогает при повторном восприятии быстро узнать этот предмет, отнеся его к определенному классу — кукла, машинка. Действия восприятия, которые вначале являются внешними и развернутыми (ребенок должен не только посмотреть на предмет, но и потрогать его руками, действовать с ним, затем переходят во внутренний план и автоматизируются. Для формирования обобщения, так же как и других мыслительных операций развитие перцептивных действий – наиболее значимое качество и дает возможность в дальнейшем объединить каждый предмет в классы и понятия.
В раннем возрасте дети еще не умеют и не могут разделить сложный предмет на ряд эталонов, из которых он состоит. Поэтому, действия соотнесения предмета с эталоном помогают систематизировать те знания, которые есть у детей при восприятии новых предметов. А именно эти знания делают образ мира целостным и постоянным.
На втором году жизни детей ведущая роль в сенсорном развитии принадлежит предметной деятельности. В процессе действий с игрушками, особенно дидактическими, строительным материалом, а также с бытовыми предметами дети получают представления об их величине, форме, окраске, звучании и др.
Ребенок овладевает действиями, которые определяются не только внешними свойствами предмета, но и их функциональным назначением (ложкой можно кормить куклу, гребенкой причесывать и т. п.).
Для выполнения подобных действий ребенок должен учесть особенности формы, пространственного расположения предметов и др.
Задания на выбор по образцу предметов соответствующей формы, величины, цвета, выполняемые первоначально в плане практической ориентировки,интериоризируются: задачи, решавшиеся путем прикладывания предметов, ребенок начинает решать в уме. В качестве средства для перевода детей к этому типу ориентировки Л. А. Венгер рекомендует заменять действия с предметами действиями с их изображениями, а также вводить отсроченный выбор. Материалом для обучения детей соотносящим действияммогут служить различные разборные игрушки: пирамидки, матрешки, яички, грибки, разрезные картинки и т. п. для выбора по образцу можно использовать плоскостные и объемные предметы.
При специальном обучении предметным действиям соотнесения геометрических фигур (объемных и плоскостных) и отверстий по форме можно развить к 1 году 7 месяцам – 1 году 9месяцам (т. е. в более ранние сроки) сопоставление предметов по форме на основе зрительной ориентировки. Это ведет к совершенствованию восприятия предметов, их величины и цвета, а также самой предметной деятельности.
Дети второго-третьего года жизни в процессе дидактических занятий (по данным Л. А. Венгера, 1969) могут научиться различать все основные геометрические формы и их варианты, а также все цвета спектра и их оттенки, что превышает требования ныне действующей «Программы воспитания в детском саду».
Обучение детей действиям с предметами осуществляется главным образом на занятиях. Лишь после того как они научатся действовать с игрушкой в соответствии с ее назначением, игрушку передают в самостоятельное пользование. Без предварительного обучения действия детей носят манипулятивный характер и не достигают развивающего эффекта.
Большое значение имеет умение взрослого заинтересовать ребенка, организовывать его деятельность таким образом, чтобы поддержать интерес к действию. Наибольшая активность ребенка при действии с предметом достигается в том случае, когда он самостоятельно открывает новое свойство.
Основным методом обучения действиям с предметами служит показ, сопровождаемый объяснениями взрослого, а в случаях затруднений – совместное с ребенком выполнение. При построении занятий учитывается выдвинутый Е. И. Тихеевой (1967) принцип сочетания сенсорного и речевого развития: ребенку предлагают подобрать «такой же» кирпичик, мяч и т. п. Введение этих выражений, а также обозначения размера (маленький, большой, поменьше и др.) не только обогащает речь, но и способствует правильному выполнению действия, а следовательно, сенсорному развитию.
Заключение.
В раннем возрасте кроме наглядно-действенного мышления начинает формироваться и наглядно-образное. Исходя из того, что мышление предполагает ориентировку в связях и соотношениях между предметами, в исследованиях Запорожца и Венгера были разработаны методы изучения и диагностики мышления, исходя из способов ориентировки ребенка в ситуации. Эта ориентировка может быть связана с непосредственными действиями с предметами, их зрительным изучением или словесным описанием, определяя тем самым и вид мышления — наглядно-действенное, образное, схематическое, словесно-логическое. При этом наглядно-действенное мышление возникает к концу первого года жизни и является ведущим видом мышления до 3,5—4 лет. Наглядно-образное мышление возникает в 2,5—3 года и является ведущим до 6—6,5 лет.
Источник
Роль разнообразных ощущений первый год жизни необычайно велика. Благодаря взаимодействию с окружающими предметами и людьми, развитию мозга и совершенствованию зрительной системы увеличивается объем информации, которую органы чувств могут воспринимать. От рождения до года в той или иной мере развиваются все способности восприятия младенца, но наиболее заметные изменения претерпевает зрение. Зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденности постепенно совершенствуется. Уже у двухмесячного ребенка отмечается стремление рассматривать лица и глаза других людей. В четыре месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, двигается и издает радостные звуки. Многие малыши начинают различать своих и чужих, предпочитать одних людей другим. Новые, значительно отличающиеся от ранее увиденных, предметы могут вызвать тревогу, испуг или плач.
В это время дети положительно реагируют на мягкие оранжевые тона, могут даже прекратить плач при появлении в поле их зрения предметов оранжевого цвета, что говорит о первом цветоразличении. Исследователи называют этот возраст «оранжевым периодом». К трем месяцам у ребенка формируется бинокулярное зрение.
Способность удерживать в памяти представление о постоянстве размера какого-либо объекта наблюдается у детей уже в полгода. А вот восприятие постоянства формы предметов возникает достаточно поздно – между восемью и десятью месяцами.
Способность малышей различать звуки начинает быстро развиваться после первого месяца жизни. К примеру, в четыре месяца дети могут отличить материнский голос от отцовского, а их голоса – от голоса незнакомого человека.
Восприятие прикосновений, или осязание (тактильные ощущения), развивается у детей лучше других способностей. К концу первого года малыши могут опознавать объекты, опираясь только на свое осязание, и отличать знакомый объект от незнакомого даже в темноте. Благодаря развитию способности восприятия различных видов пищи – сладкой, горячей, соленой, у детей уже на первом году жизни начинает вырабатываться предпочтение определенных вкусовых ощущений.
Динамика развития восприятия у младенцев | |
Действия восприятия | Возраст |
Ребенок обнаруживает звуко-зрительно-двигательные связи (поворот головы и глаз на звуки), следит за движениями предметов и людей | 0-1 месяц |
Распознает многие звуки речи | Один месяц |
Обладает двухцветным зрением. Начинает реагировать не только на отдельные его фрагменты, но и на объект в целом | Два месяца |
Обладает бинокулярным и периферическим зрением; отличает живое лицо матери от фотографии. Слышит и имитирует высокие и низкие звуки | Три месяца |
Связывает голос матери с ее лицом и другие звуки с их источниками. Отличает голоса матери и отца от голосов незнакомых людей. Различает плоскостные и объемные изображения | Четыре месяца |
Различает вертикальное и другие положения предметов (отличает предметы, поставленные вверх ногами, от наклонных) | Пять-шесть месяцев |
Отличает лицо матери от лиц незнакомых людей. Способен воспринимать постоянство размера объектов | Шесть месяцев |
Активизируются зрительная и двигательная системы ребенка, облегчая начинающему ползать малышу восприятие глубины | Семь месяцев |
Способен воспринимать постоянство формы объектов | Восемь месяцев |
Опознает предметы, прикасаясь к ним, но не рассматривая. Умеет различать на ощупь знакомые и незнакомые предметы | Десять- двенадцать месяцев |
Источник
. ПЛАН
1. Начальный этап в сенсорно-перцептивного развития ребенка
2. Особенности сенсорно-перцептивного развития ребенка раннего возраста
3 сенсорные-пецептивний развитие ребенка от 3 до 7 г
31. Формирование сенсорных эталонов в процессе ориентирующих действий
32. Развитие наблюдения – целенаправленного восприятия
4. Развитие различных видов восприятия ребенка от рождения до 7 лет
. Литература
1. Альтхауз. Д,. Дум. Э.. Цвет – форма – количество:. Опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста /. Пер с нем под ред. В. В. Юртайкина -. М:. Просвещение, 1984 –
64 с
2. Ананьев. Б. Г,. Рыбалко. Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей -. М:. Просвещение, 1964 – 304 с
3. Артемова. Л. В. Учись играя. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников -. М.:. Томирис – 112 с
4. Бауэр. Т. Психическое развитие младенца -. М:. Прогресс, 1979
– 320 с
5. Венгер. Л,. Пилюгина. Э.. Г,. Венгер. Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка /. Под ред. Л. Венгера -. М:. Просвещение, 1988 – 144 с
6. ВетлугинаН. Музыкальное развитие ребенка -. К, 1978 – 252 с
7. Запорожец. А. В,. Венгер. Л,. Зинченко. В. П,. Рузская. А. Г. Восприятие и действие /. Под ред. А. В. Запорожца -. М:. Просвещение, 1967 – 324 с
8. Запорожец. А. В. Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном детстве / /. Избр психолог труды:. В 2 т -. М, 1986-Т 1 -. С 91-99
9. Ендовицкая. Т. В,. Зинченко. В. П,. Рузская. А. Г. Развитие ощущений и восприятий / /. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов /. Под ред. А. В. Запорожца,. Д. Б. Эльконина -. М, 1964 -. С 13-71
10. Люблинская. Г. О. Детская психология -. М.:. Высшая школа, 1974
-. С 114-153
11. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста /. Под ред. М. В. Антроповой,. М. М. Кольцовой -. М:. Педагогика, 1983 – 160 с
12. Мусейибова. Т. Генезис отражения пространства и пространственной ориентации у детей дошкольного возраста / /. Дошкольное воспитание – 1970 – № 3 -. С 36-41
13. Мусейибова. Т. Развитие ориентировки во времени у детей дошкольного возраста / /. Дошкольное воспитание – 1972 – № 2 –
С 48-55
14. Проскура. Е. В,. Шибицкая. Л. Как учит самых маленьких
-. М.:. Сов школа, 1987 – 112 с
15. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания /. Под ред. Л. Венгера -. М:. Педагогика, 1986 – 223 с
16. Репина. Т. А. Восприятие дошкольниками выразительной стороны рисунка и ее влияние на отношение к герою книги / /. Вопросы психологии – 1960 – № 5 -. С 115-124
17. Рихтерман. Т. Д. Формирование представлен в времени у детей дошкольного возраста -. М:. Просвещение, 1991 – 47 с
18. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду /. Под ред. А. П. Усовой,. Н. П. Сакулиной -. М, 1965
19. Урунтаева. Г. А. Дошкольная психология -. М:. Изд центр”Академия”, 1997 -. С 141-157
1 Начальный этап в сенсорно-перцептивного развития ребенка
Ощущение и восприятие – начальный момент познания, его называют также сенсорно-перцептивной сферы личности. С помощью органов чувств человек получает информацию об окружающем
. Ощущение – это элементарный психический процесс, заключающийся в отражении отдельных свойств предметов и явлений окружающего, а также состояний внутренних органов при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств те.
Наиболее распространенная классификация ощущений за органами чувств предложена. Аристотелем: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. В настоящее время осязательные разделяют на тактильные (давления) и температурные. Выделяют промежуточные м между тактильными и слуховыми – вибрационные, что имеют место, когда мы распознаем музыку, держа руку на громкоговорители. Общие для всех анализаторов – болевые, которые не имеют специфического рецептортора.
Восприятие – это отражение предметов, явлений, процессов и совокупности их свойств в их целостности при непосредственном воздействии этих предметов и явлений на соответствующие органы чувств. В отличие от восприятия, в ощущение позволяет отображать лишь отдельные свойства предметов и объявлениящ.
Как и ощущение, восприятие возникает лишь при непосредственном воздействии на анализаторы. Переход от ощущения к восприятию означает более полное и сложное отражение предметов
Образ восприятия выстраивается благодаря активности человека. Неточности и ошибки в функционировании отдельного анализатора исправляются и уточняются с помощью слаженной работы др.. В результате человек на получает образ, адекватный действительноститі.
Виды восприятия различаются по: 1) конкретным содержанием объекта (восприятие текста, искусства, природы, учебного материала) 2) формами существования материи (времени, пространства, движения), 3) ведущим анализато тором (зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое, осязательное, кинестетических или двигательное.
Ощущение и восприятие составляют процессы чувственного познания
протяжении дошкольного детства сенсорно-перцептивный развитие ребенка проходит важные этапы, во многом определяют познавательную деятельность человека вообще. Ряд психологических и психофизиологических их исследований (Денисова. Н. М,. Фигурин. Н. Л,. Еще-лованов. Н. М,. Аксарина. Н. М,. Голубева. Л. Г,. Кистяковский. М. Ю и др.) раскрывают, как происходит сенсорно-перцептивный развитие в немовлячому вицмовлячому віці.
Для понимания закономерностей развития сенсорно-перцептивной сферы младенца важно принять во внимание, что его моторное развитие отстает от развития анализаторов. Ограниченность двигательных возможностей младенца пяти сдерживает и развитие чувства и восприятия, ибо, как отмечалось выше, эти процессы носят активный характер и на основе движений анализаторов формируется адекватный перцептивный образ. Сразу после рождений ния ребенок совершает хаотичные, неуправляемые движения ручками, ножками, не может держать головку, останавливать взгляд тощщо.
Первые ощущения тесно связаны с эмоциональной сферой ребенка. По реакциями новорожденного на различные зрительные раздражители заметно, что он различает среди них неприятные и приятные. Приятные раздражители вызывают хотя и непродолжительное сосредоточения, ребенок как бы”замирает”Неприятные – порождают беспокойство, попытки блокировать поступление сигналов из окружения: закрывает глаза при очень ярком свете, отдергивает ручку хо лее холодных, горячего, начинает плакать тощ плакати тощо.
Движения глаз развиваются постепенно, остановить взгляд новорожденный не может, только к концу первого месяца он может сосредоточить его на несколько секунд. Лучше ребенку дается отображения движущихся предметов. Уже е в конце первой декады жизни малыш прослеживает глазами движущийся предмет. Появление в 2-3 недели конвергенции глаз позволяет ребенку лучше различать предметы на разном расстоянии от анализатора. Расстояние эта постепе во растет: в 4-5 недель составляет 2-4 м, в 3 мес – 4-7 м. С 6-10 недель возникают круговые движения глаза, позволяющее отслеживать предмет, движущийся по коло колу.
Слуховой анализатор малыша также от рождения полностью готов к функционированию. На первом месяце жизни малыш сосредотачивается на голосе взрослого, приятных, тихих мелодичных звуках. Новорожденный не е любит громких, резких звуков: вздрагивает, беспокоится, плачет. От шума ребенок легко просыпается. Первые игрушки ребенка – звуковые, они привлекают малыша своей способностью издавать звук вследствие определенных х действий с ними: потрясти погремушку. Между зрительным и слуховым анализаторами постепенно устанавливаются связи: в 2-4 месяца ребенок начинает возвращать лица к источнику звука (голос взрослого, игрушкаашка).
Развитие сенсорно-перцептивной сферы не только опирается на развитие моторики ребенка, но и способствует последнем. Стремление ребенка рассмотреть, прислушиваться развивает как анализаторни мышцы, так и движения всь ього тела, до 3-х месяцев они становятся лучше управляемыми, плавными, свободными. Интенсивно развивается осязательный анализатор, способствуя появлению действия хватания. Сначала рука ребенка случайно наталкивается на пред цели, расположенные рядом (кубик, погремушка, платок), захватывает их, вызывая радость малыша. С 5 месяцев хватание становится более точным, направленным на определенный предмет. Ребенок может свободно достать, схватить и утр имати подвешенную игрушку, или взять ее из рук взрослого. Довольно часто наблюдаются ложные движения, в 8 месяцев их становится меньше, в 12 месяцев ребенок сразу захватывает нужный предмет, находящийся на п евний расстоянии от неід неї.
дальнейшем хватания значительно совершенствуется. До 8 месяцев ребенок удерживает предмет, прижимая его пальцами ладони. Пальцы еще не получили достаточной гибкости, в движениях ребенка выступают как единое целое до конца эта 1-го года возникает и совершенствуется способность захватывать и удерживать предметы пальцами. Роль пальцев при этом дифференцируется. Особенно важно противопоставление большого пальца остальным. До 10-11 м ис ребенок заранее складывает пальцы по форме и величины предмета, который хочет взять: для мячика растопыривает и округляет пальцы, для карандаша – составляет их пальцем. Чтобы приспособить свою руку к пре дуете, ребенок должен учитывать его форму, принимает на зрение. Зрение при этом направляет движения ребенка, возникают зрительно-двигательные координации. Развития последних способствуют манипуляции ребенка с предметампредметами.
Совершенствование хватание предметов с 6-ти месяцев приводит к манипуляций ребенка с ними. Удерживая предмет, ребенок поворачивает его различными сторонами, бьет об пол, сжимает, бросает, трясет, перекладывает. Ее зрительные анализаторы направлены на разглядывание, прислушивание, вкушение на вкус. При этом ребенок ориентируется в пространстве: например катит мячик в ту сторону, где нет препятствий. В процессе манипуляций ребенок узнает о различных свойствах предметов – форму, величину, гущу, вес, упругость, температуру, устойчивость и др.. Обследование объектов свидетельствует о зарождении интереса к й х свойств и о том, что теперь предметы начинают выступать как нечто постоянно существующее в окружающем мире, с неизменными свойствами. В 9-10 месяцев ребенок ищет пропавшие из поля восприятия предметы следовательно, понимает, что предмет находится в другом месте місці.
Развитие зрительного восприятия ускоряет понимания речи ребенком. Взрослый показывает предмет и спрашивает:”где?”. АЛЮКОМ предмета в ответ на просьбу взрослого”покажи, где? “покажи, де?”.
Заключение об особенностях сенсорно-перцептивного развития в немовлячому возрасте:
– ведущую роль в развитии сенсорно-перцептивной сферы играют зрение и слух;
– развитие сенсорно-перцептивной сферы зависит от уровня развития моторики ребенка и способствует последнему;
– развитие моторики, в частности действия хватания, приводит к интенсивному манипулирования предметами, становится условием их восприятия;
– адаптация руки к захвата предмета в соответствии с его формы свидетельствует о выделении ребенком формы и размера предметов;
– развиваются мижанализаторни связи – зрительно-слуховые и зрительно-двигательные координации;
– начинает формироваться первые познавательное действие – обследование предметов
Источник