Сенсорно моторное развитие ребенка 1 5 лет
«Сенсорно-моторное развитие дошкольников»
С момента рождения каждый ребёнок начинает своё развитее. Первые полгода родители заботятся о физическом развитии своего ребёнка, не подозревая о том, что уже с первых дней его жизни происходит развитие его мыслительной деятельности. Он учится понимать эмоции родителей, интонацию их голоса, соотносить слова с их действиями. Но после того как ребёнку исполнится 3 года, очень часто развитие ребёнка пускается на самотёк. Многие родители считают, что их малыш сам всему научится. Он уже умеет говорить, ходить, наблюдать. И часто это приводит к плачевному результату. Обделённые родительским внимание дети становятся жертвами «попустительского» метода воспитания, они учатся на своих ошибках. Равнодушие родителей к будущему своего ребёнка порой ужасает. Разве возможно, чтобы ребёнок узнал, что такое горячо, ожоги или пожар через свой короткий жизненный опыт. Это одна сторона в воспитании детей. А кто же научит его анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы? Эту роль в полном объёме отвели образовательному учреждению. Хочется спросить: «Почему?». Да потому – что только педагоги понимают, что для успешного развития личности ребёнка и дальнейшего обучения его в школе, является умножение его интеллектуального потенциала, а особую роль необходимо отводить речевому развитию и развитию мыслительной деятельности.
Мыслительная и речевая деятельность, как часть психического развития и становления личности детей, очень тесно связана друг с другом. Все что ребёнок видит вокруг себя, сначала анализирует, мысленно проговаривает, потом только воспроизводит на практике.
Для любого возраста «мышление» человека рассматривается как умение найти ответ на поставленную перед ним задачу или способ решения жизненных трудностей. Чтобы в дальнейшем наши дети могли преодолевать возникшие трудности, делать открытия, нужно научить их нестандартно мыслить.
Очень часто в своей практике я слышу от родителей, что их дети достаточно хорошо подготовлены к следующему этапу обучения в школе. От части я могла бы с эти согласится. На первый взгляд, на выходе из детского сада ребёнок умеет выполнять простейшие арифметические действия, читает простые предложения, хорошо запоминает стихи и т.д. Но это все относится к заучиванию или овладению готовой и неизменной информации. Первые трудности ребёнок начинает испытывать в решении и объяснении математических задач, осмысленном формулировании и применении определённых правил и понятий на практике, установлении и объяснении причинно-следственных связей между объектами и явлениями окружающего мира. А самое сложное – чтение графиков, чертежей, карт-схем и географических карт.
Это можно объяснить тем, что у ребёнка изначально недостаточно были развиты умения к отвлечению (переключения с одного вида деятельности на другой), анализу, синтезу, обобщению, умению сравнивать, обобщать, классифицировать, дифференцировать. Сформированность интеллектуальных способностей и возможностей имеет особое значение для подготовки ребёнка не только к дальнейшему обучению в школе, но и социальной адаптации в социуме.
Я не согласна с таким массовым утверждением, что мышление, логика нужны детям с математическим складом ума и для успешного овладения математическими знаниями. Жизни столько примеров, когда успешные в школе люди не могут себя реализовать в самостоятельной жизни. На первоначальном этапе обучения мышление и другие психические процессы понадобятся ребёнку в продуктивно-творческой деятельности (ИЗО, конструирование, спорт и т.д.).
Проанализировав от части свою работу и работу своих коллег, я заметила, что мыслительные операции у детей развивали используя словесные и настольно-дидактические игры (логические задачки, шарады, лабиринты, ребусы).
Изучив содержание и требование ФГОС к обучению детей дошкольного возраста, результаты своих диагностических обследований; учитывая возрастные, психологические, физиологические особенности детей, я решила уделить особое внимание развитию познавательных процессов детей через сенсорно дидактические игры. Очень важно научить детей основным действиям и правилам восприятия сенсорных эталонов, сформировать умения различать отдельные свойства, качества предметов, их особенности и назначения, группировать, дифференцировать, многофункционально применять на практике отдельные объекты. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
– является фундаментом интеллектуального развития ребенка;
– систематизирует полученные представления ребенка при взаимодействии с внешним миром;
– развивает наблюдательность;
– готовит к дальнейшей социализации и адаптации в социуме;
– положительно влияет на развитие эстетическое вкуса и чувства;
– способствует развития воображения;
– развивает внимание;
– предоставляет возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
– способствует усвоению сенсорных эталонов;
– помогает формированию навыков учебной деятельности;
– обогащает словарный запас ребенка;
– формирует элементы зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.
Поэтому я ставлю следующие задачи в своей работы:
– учить детей видеть и объединять свойства, качества предметов в целостный образ;
– учить находить сходства и различия одного или нескольких предметов окружающего и рукотворно мира;
– знакомить детей с новыми ещё незнакомыми предметами и явлениями, применяя на практике перцептивные (обследовательские) действия;
– развивать способность восприятия формы, цвета, величины, чувства пространства;
– развивать логическое мышление, внимание, память и воображение;
– расширять кругозор детей;
– обучать детей практическим действиям с предметами, помогать обнаруживать основные свойства предметов, особенности и применение его в жизни;
– формировать познавательную, творческую активность и любознательность.
Я бы хотела поделиться опытом работы по использованию сенсомоторных дидактических игр для обучения и развития ребёнка.
Предложенные игры направлены на развитие мыслительных операций через словесное описание предмета, выделение главного объекта в тексте, умение зрительно анализировать и воспроизводить объект на плоскости, используя бросовый материал (нитки, крышки, пуговицы, бусы).
«Волшебные ниточки»
Цели:
- развивать мелкую моторику рук, элементарную ловкость в обращении с мелкими предметами, способность координировать свои движения, ориентировать на плоскости;
- воспитывать внимание, усидчивость.
- развитие связной речи ребёнка
Руководство: предложить ребёнку приготовить цветные ниточки, рассмотреть, определить их цвет. Прослушать стихотворение, выделить главный объект, нарисовать его нитками на фланелеграфе. Если ребёнок боится не справиться с заданием, можно показать образец предмета на карточке. Затем попробовать выполнить работу самостоятельно без зрительной опоры.
Например: возьмите синюю нить и нарисуйте волны, красной нитью нарисуйте корпус корабля, желтой нитью флаг на палубе. Какие геометрические фигуры вы видите? Сколько их? Используя мнемокарту можно предложить описать ребёнку получившийся предмет или сочинить сказку.
Я кораблик смастерил,
По воде его пустил.
Ты плыви, кораблик мой,
А потом вернись домой!
«Необычные крышечки»
Цель: развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук.
Руководство: в данную игру играют 3 -4 игрока; выбирается ведущий, который достаёт из мешочка крышечку и показывает игрокам её содержание, кладя её в центр стола; ходит тот, у кого есть часть совпадения с основной крышкой. Ход может быть пропущен игроком, если у него нет совпадений.
«Интересные картинки»
Цель: учить анализироваь объект, выделять галвные и второстепенные детали, ориентироваться на плоскости, закреплять цвета, намечать план своей работы по воспроизведению образца предмета; развивать воображение.
Руководство: ребенку предлагают рассматреть карточку с схематическим изображением предмета (в виде геометрических фигур), потом самостоя-ельно его повторить на плоскости, используя крышечки. Если ребёнок затрудняется, то педагог может направлять его действия, подсказывая следующий ход. В конце можно обыграть данный объект. Например, составить рассказ, рассказать о применении в жизни и т.д.
Чудо сказки»
Цель: развитие сенсорного восприятия, слухового внимания, связную речь, вообращение.
Руководство: в игре участвуют от 2- до 5 детей; детям предлагают выбрать шаблоны с открытым горлышком от бутылки; поочередно педагог загадывает детям загадки, отгадку ребёнок ищет среди крышечек и закручивает на свой шаблон; потом педагог предлагает объединить все предметы детей в единый рассказ; для развития сюжета педагог может ввести дополнительных героев из настольного театра.
Таким образом, сенсорно дидактические игры:
– является фундаментом интеллектуального развития ребенка;
– систематизирует полученные представления ребенка при взаимодействии с внешним миром;
– развивает наблюдательность;
– готовит к дальнейшей социализации и адаптации в социуме;
– положительно влияет на развитие эстетическое вкуса и чувства;
– способствует развития воображения;
– развивает внимание;
– предоставляет возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
– способствует усвоению сенсорных эталонов;
– помогает формированию навыков учебной деятельности;
– обогащает словарный запас ребенка;
– формирует элементы зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.
Источник
«Детский сад № 76 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
Составитель:
Педагог-психолог
МБДОУ «Детский сад № 76 общеразвивающего вида»
г. Сыктывкара
Заговорич Ирина Михайловна
г. Сыктывкар
Развитие органов чувств у детей 0-3 лет идет очень интенсивно. Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.
Занятия по сенсорному развитию, направленные на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
– упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
– дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
– влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющее, с другой – принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.
В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок – это и любимые игрушки и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства- картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание -последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств – всеми цветами спектра, с геометрическими формами- круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич. Развивать познавательные умения и речевые- определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова- названия величин и форм.
В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследование предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие – умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.
В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух – точнее различение речевых звуков- различение восприятия начертания букв. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе.
Цель сенсорной работы в 1,5-2 года: развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста.
Сформировать у детей младшего дошкольного возраста умение воспринимать и представлять предметы и явления, способствующие совершенствованию процессов рисования, лепки и развития речи, и, выделять в них самое существенное, характерное (признаки, качества).
Учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.
Развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение).
Игровой метод (дидактические игры).
Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
индивидуальная.
1. Венгер Л.А.Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателей детского сада. М.:1988, с.3-14, 34-80.
2. Под ред. Салахетдинова В. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Киев: «Полиграфкнига», 1973, с. 16-27
3. Лямина Г.М.Гербова В.В. Романовская Э.М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:1976, с.81-82,162-163.
№
Тема занятия
Цель и содержание
Дидактический материал
сентябрь
1
Подготовительная работа
2
Подготовительная работа
3
Диагностика
Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года на основе программных задач через игровую форму и конкретные задания
Игрушки и игры из уголка сенсорного развития
4
Диагностика
Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года на основе программных задач через игровую форму и конкретные задания
Игрушки и игры из уголка сенсорного развития
5
«большой»,
«маленький»
Познакомить детей с понятиями «большой» и «маленький» и учить детей обращать внимание на величину предметов, формировать у них умение пользоваться простейшими приемами установления тождества и различия объектов по величине, учить понимать слова «такой», «не такой», «большой», «маленький».
Фигурки квадратов (кругов) двух размеров по 5 больших и маленьких каждому ребенку (цвет и фактура одинаковые)
октябрь
1
«такие же» (одинаковые, похожие)
Учить детей фиксировать внимание на форме предметов, использовать простейшие приемы установления тождества и различения объектов по форме, ориентируясь на слова «форма», «такая», «не такая», «разные», «одинаковые» (наложение, приложение, совмещение).
Круги и квадраты, треугольники разной величины, но одинакового цвета (все круги одного цвета, квадраты – другого, треугольники – третьего)
2
«большой»,
«маленький»
Продолжать учить детей обращать внимание на величину предметов, формировать у них умение пользоваться простейшими приемами установления тождества и различия объектов по величине, учить понимать слова «такой», «не такой», «большой», «маленький» и оперировать ими.
Фигурки квадратов (кругов) трех размеров по 5 больших и маленьких каждому ребенку (цвет и фактура одинаковые). Лучше использовать те же самые фигуры, чтобы закрепить даваемый материал. Если дети быстро усваивают информацию, можно заменить материал на сходный, но отличающийся по цвету, величине от предыдущего
3
«частички»
Формировать представление о том, что все окружающие предметы состоят из частей: домик – это крыша и стены, окна, крыльцо; дерево – это ствол, ветви и листья и т.д. Учить использовать знакомые геометрические фигуры для создания простых объектов (квадрат, треугольник, круг – дом, солнышко и т.п.)
Геометрические фигуры разного цвета и величины по 5 штук каждого вида на каждого ребенка
4
«такие же» (одинаковые)
Продолжать учить детей фиксировать внимание на форме предметов, использовать простейшие приемы установления тождества и различения объектов по форме, ориентируясь на слова «форма», «такая», «не такая», «разные», «одинаковые».
Круги и квадраты, треугольники разной величины, но одинакового цвета (все круги одного цвета, квадраты – другого, треугольники – третьего). Лучше использовать те же самые фигуры, чтобы закрепить даваемый материал. Если дети быстро усваивают информацию, можно заменить материал на сходный, но отличающийся по цвету, величине от предыдущего
5
«разные»
Продолжать фиксировать внимание на форме предметов, учить их простейшим приемам установления тождества и различия однородных предметов, сопоставления формы объекта с образцом, ориентируясь на слова: «форма», «такая», «не такая», «разные», «одинаковые».
Круги и овалы одинаковые по цвету, величине, фактуре
ноябрь
1
«вкладыши»
Закреплять умение детей сопоставлять предметы по форме, осуществляя выбор из 3 заданных форм
Грани геометрического куба (геометрические фигурки к ним) каждому ребенку
2
«разные»
Продолжать фиксировать внимание на форме предметов, учить их простейшим приемам установления тождества и различия однородных предметов, сопоставления формы объекта с образцом, ориентируясь на слова: «форма», «такая», «не такая», «разные», «одинаковые».
Квадраты и прямоугольники одинаковые по цвету, величине, фактуре
3
«геометрическое лото»
Учить детей узнавать контуры знакомых геометрических фигур, изображенные на карточках
Карточки для геометрического лото с двумя видами геометрических фигур: круг и квадрат (различия в цвете)
4
«цветные палочки»
Учить детей обращать на цвет предмета, устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов, учить понимать слова «цвет», «такой», « не такой», «разные».
Палочки 8 цветов красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, оранжевый, черный, белый.
5
«фигурки»
Учить детей сравнивать объекты с учетом 2 свойств величины и формы.
Геометрический куб с фигурками
декабрь
1
«цветные палочки»
Учить детей выбирать предметы двух заданных цветов из 4 возможных, закреплять умение группировать по цвету, знакомить с последовательностью размещения цветовых тонов спектре.
Палочки 8 цветов красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, оранжевый, черный, белый.
2
«бусинки»
Закреплять у детей умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку.
Веревки по количеству детей, бусинки
3
«частички»
Продолжать формировать представление о том, что все окружающие предметы состоят из частей: домик – это крыша и стены, окна, крыльцо; дерево – это ствол, ветви и листья и т.д. Учить использовать знакомые плоские геометрические фигуры для создания простых объектов (квадрат, треугольник, круг – дом, солнышко и т.п.), пользуясь терминами «похож», «такое же как», «напоминает»
Геометрические фигуры разного цвета и величины по 5 штук каждого вида на каждого ребенка. Для продуктивности данного вида деятельности можно использовать не только круги, квадраты и треугольники, но и ввести другие многоугольники (5,6,8 угольники) без указания точного названия через использование понятия «многоугольник – потому что много углов»
4
Каникулы
5
Каникулы
январь
1
Каникулы
2
Каникулы
3
«бусинки»
Повторять и закреплять у детей умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку.
Веревки по количеству детей, бусинки нетрадиционной формы: макароны, геометрические бусины, стержни от фломастеров и т.д.
4
«курочка и цыплята»
Фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.
Мозаика или элементы конструктора «лего» (белого, желтого цвета)
5
«уголки»
Продолжать целенаправленную работу по ознакомлению с многоугольниками через использование многоугольников в создании разнообразных картин
Разнообразные многоугольники (по цвету, величине и количеству уголков)
февраль
1
«домики и флажки»
Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.
Мозаика или элементы конструктора «лего» (белого, красного цвета)
2
«огоньки ночью»
Способствовать дальнейшему формированию у детей отношения к цвету как к важному свойству предметов, подводить их к самостоятельному выбору заданного цвета. Обучать технике нанесения мазка способом примакивания.
Гуашь красная, зеленая, желтая, синяя, кисть №4, черная бумага с альбомный лист
3
«снежинки»
Продолжить подводить детей к самостоятельному выбору заданного цвета (из 4-х предложенных). Закрепить технике нанесения мазка способом примакивания. Акцентируя момент прикладывания и отрыва кисти.
Гуашь красная, зеленая, белая, синяя, кисть №4, черная или синяя бумага с альбомный лист
4
«апельсин»
Проводить детей к самостоятельному выбору цвета для изображения знакомого предмета. Учить выбирать краску из 3 возможных цвета, рисовать одним быстрым круговым движением, закрашивать внутри круговым движением.
Гуашь красная, оранжевая, желтая, кисть №4, синяя бумага 1/2
5
«частички»
Продолжать формировать представление о том, что все окружающие предметы состоят из самых разных частей, при объединении которых можно получить что-то целое.
Пазлы с крупными и легко узнаваемыми картинками для детей (от 2 деталей и более)
март
1
«елочки и грибочки»
Фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разных предметов, учить чередовать объекты по цвету
Мозаика или элементы конструктора «лего» (зеленого, красного цвета)
2
«гуси с гусятами»
Фиксировать внимание детей на характерных цветовых свойствах предметов. Учить чередовать объекты по цвету, осуществляя выбор элементов3 заданных цветов из пяти предложенных.
Мозаика или элементы конструктора «лего» (белого, желтого цвета)
3
«помоги куклам найти свои игрушки»
Закреплять у детей умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету.
Куклы однотонных платьях (или с разноцветными бантиками) 8 цветов, грибочки и палочки
4
«бусинки большие и маленькие»
Продолжать учить детей чередовать предметы по величине.
Шнурки, бусинки разной величины и фактуры
5
«частички»
Закреплять представление о том, что все окружающие предметы состоят из самых разных частей, при объединении которых можно получить что-то целое.
Пазлы с крупными и легко узнаваемыми картинками для детей (от 4 деталей и более)
апрель
1
«бусинки»
Учить детей чередовать предметы по форме.
Шнурки, бусинки
2
«двухцветная игра»
Учить детей чередовать предметы по величине и по форме, накапливать цветовые впечатления, закреплять элементарные действия с предметами, формировать эмоциональное отношение к занятию, воспитывать добрые чувства
Два ведёрка (большое-красное, маленькое-желтое), игрушки желтого и красного цвета, чудесный мешочек, игрушки Кошка и Собачка.
3
«бусинки»
Учить детей чередовать предметы по цвету.
Шнурки, бусинки
4
«шарики»
Учить детей подбирать предметы одинаковой окраски; называть цвета.
Шарики разного цвета
5
«большой», «маленький»
Закрепить умение детей подбирать предметы по величине, используя в обиходе слова «такой», «не такой», «большой», «маленький»; формировать у них умение пользоваться простейшими приемами установления тождества и различия объектов по величине.
Игрушки разной величины
май
1
«форма»
Учить детей различать и называть знакомые геометрические объемные формы: шарик, кубик, кирпичик, пирамида.
Шарики, кирпичики и кубики и т.д. по количеству детей
2
«подбери по цвету»
Закреплять у детей умение группировать однородные объекты по цвету.
Палочки 8 цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного, белого.
3
«умелые ручки»
Формировать навык соотношения качеств предметов с их образом. Учить детей делать умозаключения, сравнивать предметы, классифицировать. Развивать тактильные ощущения, умение действовать согласно речевой инструкции воспитателя.
книга, кусочки ваты, камушки, перья, колючие резиновые шарики по количеству детей.
4
«форма»
Продолжать учить детей различать и называть знакомые геометрические объемные формы: шарик, кубик, кирпичик, пирамида, конус и шар.
Шарики, кирпичики и кубики и т.д. по количеству детей
5
Диагностика
Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года на основе программных задач через игровую форму и конкретные задания
Игрушки и игры из уголка сенсорного развития
Источник