Сенсорная информация как фактор развития ребенка

Сенсорная информация как фактор развития ребенка thumbnail

Через органы чувств в соответствующие
зоны коры больших полушарий непрерывно
поступает информация из окружающей
среды. Для нормальной деятельности
организма необходимо, чтобы многочисленные
раздражения, действующие на него, точно
и тонко различались, анализировались.

Анализ раздражений начинается еще в
рецепторах, каждая группа которых
чувствительна к раздражениям определенного
рода. Например, рецепторы органа зрения
раздражаются светом, органа слуха –
звуком и т.д.

Возникшие в рецепторах импульсы
проводятся по афферентным нейронам в
ЦНС и по её проводящим путям достигают
соответствующей зоны коры. При этом
осуществляется анализ раздражителей,
который достигает исключительной
тонкости в корковых зонах. Павлов назвал
системы, обеспечивающие анализ
раздражителей, анализаторами.

Анализатор включает в себя:

  • периферический отдел (рецепторный);

  • проводниковый (нервы и проводящие пути
    в ЦНС); – корковый (участок коры больших
    полушарий).

Ощущения лежат в основе чувствительности,
которая определяет состояние живого
организма, его способность реагировать
на раздражения, исходящие из внешней и
внутренней среды. В результате воздействия
окружающей среды и её восприятия
происходит познание мира.

Развитие и созревание различных
анализаторов у плода начинаются рано
и происходят в разные сроки. Раньше всех
созревают структуры вестибулярного
анализатора, позже – вкусового,
обонятельного и кожного. Слуховой и
зрительный анализаторы созревают позже
других. К моменту рождения ребенка
функционируют все анализаторы, но их
совершенствование происходит до 17 –
20 лет. Развитию и функциональному
совершенствованию анализаторов
способствуют их рациональная тренировка
и отдых в процессе обучения и воспитания
ребенка.

В процессе обучения и воспитания детей
с дефектами сенсорной чувствительности
большое значение имеет высокая
пластичность нервной системы, позволяющая
компенсировать выпавшие функции за
счет оставшихся органов чувств. Так, у
слепых детей повышается чувствительность
вкусового и обонятельного анализаторов,
а также осязание, что позволяет им читать
при помощи пальцев рук.

Сенсорная информация является важным
фактором развития ребенка. В условиях
сенсорного голода не развиваются нервные
клетки и мозговые структуры, задерживается
общее развитие организма.

11 Тема. Зрительная
сенсорная система, её организация.
Особенности зрения детей различного
возраста.

Причины и профилактика нарушений зрения

85% информации человек получает через
органы зрения.

Орган зрения представлен глазным яблоком
и вспомогательным аппаратом. Глазное
яблоко находится в глазнице черепа и
удерживается в ней с помощью трех пар
мышц.

Глазное яблоко покрыто тремя оболочками.
Наружная – белочная или склера. На
передней поверхности она переходит в
прозрачную роговицу. За белочной
оболочкой следует сосудистая, питающая
глаз. На передней поверхности она
переходит в радужную, содержащую
пигменты, от которых зависит цвет глаз.
Посередине радужки находится отверстие
– зрачок, через который лучи света
проникают внутрь глаза. Внутренняя
оболочка глаза называется сетчаткой.
Она имеет сложное строение. Состоит из
10 слоев. В ней находятся колбочки и
палочки. Это видоизмененные
светочувствительные зрительные клетки.
С помощью колбочек осуществляется
восприятие цвета. С помощью палочек –
свет. От нервных клеток сетчатки отходит
зрительный нерв, который подает информацию
в затылочную долю коры больших полушарий.

Между роговицей, радужкой и хрусталиком
находится пространство, заполненное
водянистой жидкостью. За зрачком
расположено тельце – хрусталик,
заключенный в прозрачную сумку. С помощью
двух ресничных мышц он удерживается в
глазу. Все внутреннее пространство
глаза, находящееся за хрусталиком и
радужкой, заполнено стекловидным телом.
Таким образом, зрительный анализатор
состоит из рецепторного отдела (сетчатки),
проводникового (зрительного нерва),
коркового (затылочная область коры
больших полушарий).

Периферический отдел выполняет защитную
функцию. К нему относятся: брови, ресницы,
веки, слезная железа.

Острота зрения у новорожденных очень
низка и только к 5 годам приближается к
норме. Затем, в большинстве случаев (80
– 90%), у детей и подростков остается
несколько выше, чем у взрослых. В возрасте
18 – 60 лет острота зрения остается
неизменной.

Поле зрения у детей значительно уже,
чем у взрослых, но с возрастом быстро
увеличивается (особенно в 6 – 8 лет) и
продолжает расширяться до 20 – 25 лет.
Восприятие пространства начинает
формироваться с трехмесячного возраста
в связи с созреванием сетчатки и коркового
отдела зрительного анализатора.

Объемное зрение, т. е. восприятие формы
предмета, начинает формироваться с 5
месяцев. Этому способствует совершенствование
координации движений глаз, фиксации
взора на предмете, улучшение остроты
зрения, взаимодействие зрительного
анализатора с другими.

В интервале между 6-м и 9-м месяцем у
ребенка возникает представление о
глубине и отдаленности расположения
предметов.

Специфическая реакция зрительного
анализатора на различные цвета у детей
наблюдается сразу после рождения.
Порядок восприятия различных цветов
предположительно таков: желтый, белый,
розовый, красный, коричневый, черный,
голубой, зеленый, фиолетовый. В 6 месяцев
дети различают все цвета, начинают
выбирать игрушки по цвету, но правильно
называют все цвета лишь с 3-х лет.

Глаза у большинства новорожденных (90%)
характеризуются небольшой дальнозоркостью.
К 8 – 12 годам она постепенно исчезает.
Однако у 30 – 40% детей в результате
увеличения размеров глазного яблока
развивается близорукость (миопия). Это
следствие увеличения внутриглазного
давления при длительном чтении в
положении сидя с большим наклоном
головы, при напряжении аккомодации,
происходящем при недостаточном освещении
и продолжительном рассматривании мелких
предметов (дошкольный и младший школьный
возраст), а также при врожденном удлинении
глазного яблока.

Предрасположенность к близорукости
может передаваться по наследству.

Длительное чтение, письмо, работа с
компьютером, просмотр телепередач
сопровождаются сильным напряжением
глаз и поэтому требуют ограничения во
времени.

В целях профилактики развития близорукости
необходимо приучать детей рассматривать
предметы (особенно книгу при чтении) на
расстоянии 35 – 40 см от глаз. Непрерывная
продолжительность чтения в младших
классах не должна превышать 15 – 20 мин,
для среднего возраста – 25 – 30 мин, для
старшеклассников – до 45 мин.

Существуют и ограничения при работе на
компьютере. Для учащихся 1-х классов –
10 мин, 2 – 5-х – 15 мин, 6 – 7-х – 20 мин, 8 –
9-х – до 25 мин. для школьников 10 – 11 кл.,
имеющих сдвоенные уроки, на первом часу
– 30 мин, а на втором – 20 мин.

Профилактикой близорукости является
обеспечение рационального освещения
рабочих мест. Свет должен падать с левой
стороны. Для защиты глаз от прямого
солнечного света рекомендуется применять
светозащитные козырьки у окон.

Для освещения классной доски необходима
установка специальных светильников.
Окраска стен – теплые тона, светлые,
матовые. Доска – коричневая, зеленая
матовая. Классная доска размещается на
расстоянии не меньше двух метров от
первых парт.

Сохранение зрения во многом зависит от
посадки детей во время занятий. Рассаживать
детей за столы в соответствии с их ростом
и состоянием зрения. Педагог должен
следить, чтобы дети, которым назначены
очки, пользовались ими. Детей с нарушением
зрения нельзя направлять на работы,
связанные с подъемом тяжестей. Просмотр
телепередач на расстоянии 2 – 3 м.

Большую роль в сохранении зрения имеет
правильный режим дня. Беспорядочный
образ жизни, систематическое недосыпание,
злоупотребление просмотром телепередач
вредно сказываются не только на зрении,
но и на здоровье в целом. Восстановить
работоспособность зрительного анализатора
позволяет отдых продолжительностью 6
– 10 минут, особенно в сочетании с
движениями.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Русакова Дарья
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста.

Сенсорное развитие ребенка – это развитиеего восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Существует пять сенсорных систем,с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца, его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух — точное дифференцирование речевых звуков — и зрительное восприятие начертания букв. Эти примеры легко можно было бы возвести в n-ную степень.

Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это адекватное использование их в качестве “единиц измерения” при оценке свойств веществ.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до 6 лет.

На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детейспособам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детейаналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей складываются представления о соотношениях по величине между тремя предметами (большой – меньше – самый маленький). Ребенок начинает определять знакомые ему предметы как большие или как маленькие независимо от того, сравниваются ли они с другими. Например, четырехлетний ребенок может расставить “по росту” игрушки от самой большой к самой маленькой. Может утверждать, что “слон большой”, а “муха маленькая”, хотя он их и не видит в данный момент.

В старшем дошкольном возрасте у детейскладываются представления об отдельных измерениях величины: длине, ширине, высоте, а также о пространственных отношениях между предметами. Они начинают обозначать, как предметы располагаются относительно друг друга (за, перед, сверху, снизу, между, слева, справа и т. п.). Важно, чтобы дети овладели так называемыми глазомерными действиями. Это происходит, когда дошкольники овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту, форму, объем предметов. После этого они переходят к решению задач “на глаз”. Развитие этих способностей тесно связано с развитием речи, а также с обучением детей рисованию, лепке, конструированию, то есть продуктивным видам деятельности. Продуктивная деятельность предполагает умение ребенка не только воспринимать, но и воспроизводить особенности цвета, формы, величины предметов, их расположение относительно друг друга в рисунках и поделках. Для этого важно не только усвоение сенсорных эталонов, но и развитие уникальных в своем роде действий восприятия.

Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения, которые помогут раскрыть творческий потенциал ребенка, обогатят его эмоциональный мир.

Осязание. Развить тактильные ощущения,помогут следующие игры:

“Поймай киску”

Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска.По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.

“Чудесный мешочек”

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

“Платочек для куклы” (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

“Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет”

Ребенку предлагают на ощупь определить,из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить,какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

“Узнай фигуру”

На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

“Узнай предмет по контуру”

Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.

“Догадайся, что за предмет”

На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др., которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

“Найди пару”

Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.

Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

“Что внутри?”

Ребенку предлагают воздушные шарики,содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль,различные крупы: манку, рис, гречку и др. Можно использовать воронку для наполнения шариков. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.

Дополнительно можно небольшое количество каждого наполнителя поместить в тарелочках. В этом случае надо будет еще соотнести каждую пару с соответствующим наполнителем, т. е. определить, что находится внутри шариков.

“Отгадай цифру” (букву)

На спине ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву). Ребенок должен определить, что это за символ.

“Что это?”

Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).

“Собери матрешку”

Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку – кто быстрее.

“Золушка”

Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.

“Угадай, что внутри”

Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек,наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?

Зрение.

Дети очень наблюдательны. Учите детейпо-разному смотреть на один и тот же объект: через стекло, воду, целлофан, цветное стекло, лупу;с различного расстояния и под разным углом зрения: издалека, вблизи, в перевернутом виде, снизу вверх и сверху вниз. Например, возьмите любой комнатный цветок в горшке. Сначала предложите ребенку нарисовать его, бросив лишь беглый взгляд. Второй рисунок сделаем после пристального изучения этого растения. Третий – нарисуем свои ощущения после ощупывания цветка с закрытыми глазами. Четвертый получается после рассматривания объекта через увеличительное стекло, пятый – через банку с цветной водой, и т. д. Разложите на столе или на полу серию этих рисунков, и пусть малыш расскажет вам о своих ощущениях. Так он учится запоминать эти ощущения и уметь пользоваться ими в жизни.

Слух.

Научите ребенка распознавать звуки. Сделать это можно, например, при помощи такой игры.В одинаковые непрозрачные бутылочки положите самые разные предметы: рис, фасоль, перец, речной песок, камушки, канцелярские кнопки, пуговицы, горох и др. Предложите малышу потрясти каждый пузырек и нарисовать то, что он услышал.

А можно организовать занятие совсем по-иному. Включите зажигающую своим ритмом и темпераментом музыку, например этническую.Предложите ребенку взять импровизированные музыкальные инструменты: банки с водой; бутылки с горохом; металлическую бумагу, наждачную бумагу, деревянные ложки, металлические ложки, бубны, колокольчики, расчески, резиновые шары, пластмассовые бусы. Пусть он дополнит новыми звуками мелодию, уловив ее настроение.

Вкус.

“Вкусное путешествие”.

Попросите ребенка закрыть глаза, чтобы зрительные образы не мешали работе мышления и воображения. Предложите попробовать какой-нибудь съедобный предмет с необычным вкусом, желательно такой, который он раньше не пробовал. Пусть теперь ребенок нарисует свое ощущение и возникший внутренний образ. Другими словами, ощущения от вкуса могут преломляться в изобразительный мотив.Дети любят дополнять полученное изображение интересной историей: в данной истории главным героем будет вкусовой образ.

Обоняние.

Поговорите с ребенком о том, насколько обогащают и оживляют нашу жизнь запахи. Обсудите самые приятные и неприятные запахи. Обращайте внимание на разные запахи, совершая прогулку.

“Что нам подскажет запах?”.В пустые не прозрачные бутылочки поместите вещества с характерными запахами: духи, ванилин, мыло, лепестки розы, лук, чеснок, кофе, апельсиновая корка, мята и т. д.Научите ребенка правильно нюхать вещества: держа емкость с запахом на небольшом расстоянии от носа, втягивая ноздрями воздух, нагоняя запах из пузырька к носу ладонью руки. Ребенок должен понюхать все пузырьки и выбрать запах, который ему больше всего понравился. Приятный запах притягивает ребенка и ненавязчиво провоцирует на раскрытие и обретение новых чувственных ощущений.

Попросите ребенка закрыть глаза и впитывать аромат, общаться с ним.После чего можно начать работу над созданием чувственного образа: нарисовать рисунки с помощью кистей и красок, а возможно, и пальцев рук. Это могут быть сказочные картины природы, фантастические существа, инопланетные жители, цветы, пейзажи, люди. Если ребенок сочинит историю к рисунку, это усилит и конкретизирует выраженный на бумаге чувственный образ.

Совершая путешествие в волшебный мир музыки, звуков, мир вкуса, обоняния и осязания, вы не только будете способствовать гармоничному развитию ребенка, но и откроете для себя все многообразие окружающего и внутреннего мира.

Источник