Сенсорная депривация двигательное развитие ребенка

Сенсорная депривация двигательное развитие ребенка thumbnail

От автора: Программа нашей жизни закладывается в детстве. Очень важно помнить о ранимости детской психики и о доле своей безграничной и всевластной ответственности за будущее не только вашего ребенка, но и других детей.

Дети с сенсорной депривацией

Камера сенсорной депривации

Слово «депривация» (от англ. deprivation) означает лишение, потерю. В основе его лежит латинский корень privare, что значит «отделять».

Стимульная (сенсорная) депривация: пониженное количество сенсорных стимулов или их ограниченная изменчивость и модальность.

Сенсорная депривация иногда описывается понятием «обедненная среда», то есть среда, в которой человек не получает достаточное количество зрительных, слуховых, осязательных и прочих стимулов. Такая среда может сопровождать развитие ребенка, а также включаться в жизненные ситуации взрослого человека.

“Любое ограничение пространства, в т.ч. притока к органам чувств всего богатства естественных сенсорных стимулов, – это всегда угнетение активности не только самих чувств, но и их конечного звена – анализаторов мозга. Систематическое ограничение притока к органам чувств внешних сенсорных стимулов – это всегда депривация (депрессия) нейроэпителиальных структур мозга.”

В.Ф.Базарный “Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса”

Канадский физиолог и нейропсихолог Д.Хебб выдвинул и эмпирически доказал гипотезу о том, что если сильно ограниченная среда приводит к нарушениям развития и нормального функционирования организма, то среда, богатая сенсорными стимулами, напротив, стимулирует развитие. Следовательно, сложное сенсорное окружение – важное условие благоприятного развития маленького ребенка.

Случаи сенсорной депривации по отношению к животным известны еще с древности.

Законодатель Древней Спарты Ликург провел следующий эксперимент. Поместил двух щенков одного помета в яму, а двух других вырастил на воле в общении с другими собаками. Когда собаки подросли, он в присутствии большого количества народа выпустил нескольких зайцев. Щенок, воспитанный на воле, бросился за зайцем, поймал и задушил его. Щенок, воспитанный в полной изоляции, трусливо бросился бежать от зайцев.

Позднее проведенные учеными опыты с животными подтвердили влияние дефицита сенсорных стимулов на развитие.

Недостаточный сенсорный опыт в депривированной среде ограничивает количество нервных связей или вообще откладывает их формирование. Поэтому животные, выросшие в малостимулирующей среде, хуже справляются с решением поставленных перед ними задач.

Результаты подобных исследований позволяют сделать аналогичный вывод о человеке: богатый сенсорный опыт ребенка на ранних этапах развития повышает уровень организации нейронных связей и создает условия для эффективного взаимодействия с окружающей средой.

Необходимым условием для нормального созревания мозга в младенческом и раннем возрасте является достаточное количество внешних впечатлений, так как именно в процессе поступления в мозг и переработки разнообразной информации из внешнего мира происходит упражнение органов чувств и соответствующих структур мозга.

Те участки мозга ребенка, которые не упражняются, перестают нормально развиваться и начинают атрофироваться. Мозг постоянно нуждается в раздражителях, стимулирующих его деятельность и обеспечивающих развитие.

Если ребенок находится в условиях сенсорной изоляции, наблюдаемой в яслях и домах ребенка (госпитазизм), то происходят резкое отставание и замедление всех сторон развития, своевременно не развиваются движения, не возникает речь, отмечается торможение умственного развития.

Скорее всего, именно потребность во впечатлениях играет ведущую роль в психическом развитии ребенка, возникая примерно на третьей-пятой неделе его жизни и являясь базой для формирования других социальных потребностей, в том числе и в общении ребенка с матерью. Это представление противостоит представлениям большинства психологов о том, что исходными выступают либо органические потребности (в пище, тепле и т. п.) либо потребность в общении. Еще В.М. Бехтерев отмечал, что к концу второго месяца ребенок ищет новые впечатления.

В обедненную среду часто попадает ребенок, оказавшись в детском доме, больнице, интернате или другом учреждении закрытого типа, как уже говорилось ранее. Такая среда, вызывая сенсорный голод, вредна для человека в любом возрасте. Однако для ребенка она особенно губительна.

Большой вклад в разработку этой проблемы внесли отечественные ученые. Было установлено, что те участки мозга ребенка, которые не упражняются, перестают нормально развиваться и начинают атрофироваться.

Отечественный ученый М.Ю.Кистяковская, анализируя стимулы, вызывающие положительные эмоции у ребенка первых месяцев жизни, обнаружила, что они возникают и развиваются лишь под влиянием внешних воздействий на его органы чувств, в особенности на глаза и уши.

Опираясь на эти факты, а также на собственные наблюдения и эксперименты, известный детский психолог Л.И.Божович выдвинула гипотезу о том, что ведущей в психическом развитии младенца является потребность в новых впечатлениях.

Косвенно это положение подтверждается и опытом организации и функционирования детских больниц, детских домов и интернатов. Было показано, что в подобных учреждениях ребенок страдает не только и не столько от плохого питания или плохого медицинского обслуживания, сколько от специфических условий, один из существенных моментов которых — бедная стимульная среда.

Описывая условия содержания детей в одном из приютов, исследователи, занимающиеся этой проблемой, отмечают, что дети постоянно лежали в стеклянных боксах до тех пор, пока им не исполнялось 15—18 месяцев, они не видели ничего, кроме потолка, так как боксы были задрапированы занавесками. Движения детей были ограничены. Игрушек было крайне мало.

Последствия такого сенсорного голода, если их оценивать по уровню и характеру психического развития ребенка, сравнимы с последствиями глубоких сенсорных дефектов. Например, Б.Логенфельд установил, что по результатам развития дети с врожденной или рано приобретенной слепотой сходны с депривированными зрячими детьми (детьми из закрытых учреждений). Это проявляется в виде общего или частичного запаздывания развития, возникновения некоторых двигательных особенностей и особенностей личности и поведения.

Другая исследовательница, Т.Левин, изучавшая личность глухих детей с применением теста Роршаха, обнаружила, что характеристики эмоциональных реакций, фантазии, контроля у таких детей также сходны с аналогичными особенностями детей-сирот из учреждений.

Таким образом, обедненная среда отрицательно влияет на развитие не только сенсорных способностей ребенка, но и всей его личности, всех сторон психики. Конечно, развитие ребенка в условиях детского учреждения — явление очень сложное; сенсорный голод здесь выступает лишь одним из моментов, который в реальной практике невозможно даже вычленить и проследить его влияние. Однако депривирующее воздействие сенсорного голода сегодня можно считать общепризнанным. Вместе с тем, современные исследования показывают, что полноценная забота о ребенке может в значительной степени компенсировать последствия проживания в обедненной информационной среде.

В исследовании английских психологов, проведенном в 1992 г. сравнивались две группы детей. В обеих группах дети росли в примерно одинаково бедной сенсорной и информационной среде. Но в одной из групп о младенцах полноценно заботились окружающие взрослые, а в другой нет. Исследователи показали, что по прошествии нескольких лет дети первой группы имели существенно более высокие показатели интеллектуального развития, чем дети второй группы (по Д.Майерс).

Так в каком же возрасте влияние сенсорной депривации на психическое развитие ребенка максимально?

Некоторые авторы считают, что критическими являются самые первые месяцы жизни. Они отмечают, что младенцы, воспитывающиеся без матери, начинают страдать от отсутствия материнской заботы, эмоционального контакта с матерью лишь с седьмого месяца жизни, а до этого времени наиболее патогенным фактором является именно обедненная внешняя среда.

По мнению известного итальянского психолога и педагога М.Монтессори, наиболее сензитивным, критическим для сенсорного развития ребенка является период от двух с половиной до шести лет.

Существуют и другие точки зрения, и, по-видимому, окончательное научное решение вопроса требует дополнительных исследований. Однако для практики следует признать справедливым, что сенсорная депривация может иметь отрицательное воздействие на психическое развитие ребенка в любом возрасте, в каждом возрасте по-своему. Поэтому для каждого возраста следует специально ставить и особым образом решать вопрос о создании разнообразной, насыщенной и развивающей среды.

Необходимость создавать в детских учреждениях сенсорно насыщенную внешнюю среду, признаваемая в настоящее время всеми, на деле нередко реализуется прямолинейно, примитивно, однобоко и неполно. Иногда из самых лучших побуждений, борясь с унылостью и однообразием обстановки в детских домах и школах-интернатах, стараются максимально насытить интерьер разными красочными панно, картинками, выкрасить стены в яркие цвета, создать звуковой фон, когда на всех переменах, в свободное время звучит громкая, бодрая музыка. Но это способно устранить сенсорный голод лишь на самое короткое время. Оставаясь неизменной, подобная обстановка в дальнейшем все равно к нему приведет. Только в данном случае это произойдет на фоне значительной сенсорной перегрузки, когда соответствующая зрительная стимуляция буквально будет «бить по голове». Созревающий мозг ребенка особенно чувствителен к перегрузкам, создающимся при длительном, однообразном влиянии интенсивных стимулов.

Таким образом, как видим, даже окраска стен и оформление интерьера оказываются чрезвычайно сложным и тонким делом, если рассматривать их в контексте проблемы сенсорной депривации. Хорошо, если этот момент осознается работниками соответствующих детских учреждений.

Депривация тем более патогенна, чем младше ребенок и чем больше потребностей она охватывает.

О механизмах сенсорной депривации

Единого объяснения механизмов сенсорной депривации в психологии нет. При их изучении обычно рассматриваются разные аспекты данного явления.

Хебб пишет о том, что, если события в жизни человека были зафиксированы на нейрофизиологическом уровне, они и в дальнейшем должны сопровождать жизнь человека. Если же обычные ранее сенсорные события больше не происходят, у человека возникает сильное и неприятное возбуждение, которое воспринимается как стресс, страх или дезориентация.

В контексте когнитивной теории предполагается, что ограниченное поступление стимулов затрудняет построение когнитивных моделей, посредством которых человек контактирует со средой. Если депривация возникает в детстве, то создание подобных моделей становится невозможным. В том случае, когда депривация происходит позднее, под угрозой находится их сохранение, регулирование, корректировка, что препятствует созданию адекватного образа среды.

В психоаналитически ориентированных исследованиях больше внимания уделяется эмоциональному аспекту сенсорной депривации. Ситуация изоляции обычно подразумевает темное помещение, закрытые глаза, забинтованные руки, удовлетворение потребностей только с помощью другого. Таким образом, человек как бы возвращается в ситуацию младенчества; подкрепляется его потребность в зависимости, провоцируется регрессивное поведение, в том числе регрессивные фантазии.

Общие последствия сенсорной депривации

В ряде исследований описаны особенности поведения и психических состояний людей, оказавшихся в ситуации сенсорной депривации. При этом последствия можно разделить на общие и специфические, связанные с индивидуальными особенностями субъекта.

Феноменология описываемых явлений достаточно обширна и не сводится к единой системе. При изучении эффектов сенсорной депривации можно обратиться к классификации М. Цукермана, которая включает:

1) нарушения направленности мышления и способности сосредоточения;

2) «захват» мышления фантазиями и мечтаниями;

3) расстройство ориентации во времени;

4) иллюзии и обманы восприятия;

5) беспокойство и потребность в активности;

6) неприятные соматические ощущения, головные боли, боли в спине, в затылке, в глазах;

7) бредовые идеи, подобные параноидным;

8) галлюцинации;

9) тревогу и страх;

10) целый ряд других реакций, включающих жалобы на клаустрофобию, скуку, особые физические потребности.

Расстройства произвольного внимания и целенаправленного мышления.

В условиях сенсорной депривации нередко нарушается организация познавательной деятельности. При этом страдают прежде всего высшие психические функции: словесно-логическое мышление, опосредованное запоминание, произвольное внимание, речь.

Основная причина данного нарушения – отсутствие организованной и целенаправленной познавательной деятельности.

В таких ситуациях начинают доминировать архаические модусы мышления, связанные с ослаблением так называемой проверки реальности, нечеткостью различий между причиной и следствием, амбивалентностью мышления, снижением чувствительности к логическим противоречиям.

По словам Л. С. Выготского, генетически более ранние типы сознания сохраняются у человека в качестве подстройки и могут при определенных обстоятельствах выходить на первый план. Вероятно, данный феномен и наблюдается в условиях сенсорной депривации.

Изменения в перцептивных процессах.

В ряде экспериментов, а также по выходе из них были обнаружены явления искажения воспринимаемых объектов: нарушения константности формы, размера, цвета, появление спонтанного движения в видимом поле, отсутствие трехмерного восприятия. Испытуемым могло казаться, что стены комнаты расширяются или сдвигаются, волнообразно колеблются, искривляются.

Искажение восприятия является типичным для ситуаций депривации. Оно может привести к возникновению необычных образов и ощущений.

Активизация воображения в ситуации сенсорной депривации может иметь и «позитивные» последствия – в виде повышения креативности (компенсация).

В условиях ограничения сенсорных стимулов встречаются иногда и совсем необычные, «глобальные» нарушения – деперсонализационные расстройства.

Дефицит внешних стимулов нарушает самосознание, вызывает изменения «схемы тела». Человек может ощущать свое тело или его отдельные части как нарушенные, уменьшенные или увеличенные, странные и т. п.

Итак, можно с уверенностью утверждать, что сенсорная депривация оказывает серьезное влияние на функционирование психики человека, вызывая ряд ярко выраженных расстройств.

Достаточное общение со взрослыми, богатая стимулами среда, возможность осуществления двигательной активности, эмоциональное благополучие – вот главные факторы полноценного и здорового формирования личности ребёнка. Неудовлетворение потребностей, соответствующих этим факторам, ведёт к возникновению депривации, которая, в зависимости от своей интенсивности и продолжительности, оказывает зачастую необратимое негативное влияние на психическое развитие ребёнка, ведёт к задержке его умственного и психического развития, способствует усложнению установления контактов с социальным окружением в будущем.

Источник

Сенсорная депривация сегодня считается одной из причин развития психических заболеваний. Она возникает из-за дефицита любви в детско-родительской семье. Это означает, что сенсорная депривация может наблюдаться у людей любого возраста. Данный термин используют не только психологи, но и психиатры.

Что такое сенсорная депривация

Что такое сенсорная депривация

Что это такое – сенсорная депривация? Сенсорная депривация – это состояние, при котором человеку не хватает информации об окружающем мире, так как у него перекрыты каналы получения ощущений от анализаторных систем. В таком состоянии мозг начинает искать сенсорные образы для переработки не во внешней среде, а во внутреннем мире личности, в результате чего у индивида нарастает тревога, появляются галлюцинации.

В психологии сенсорная депривация – это начало распада личностных структур и регресса мыслительной деятельности. Это мнение объясняется тем, что сенсорная депривация приравнивается к эмоциональному голоду, нарушая работу мозга.

Клиническая картина данного состояния еще полностью не изучена. В психологии признаками сенсорной депривации считаются такие проявления со стороны нервной системы, как:

  • приступы мигрени;
  • сухость во рту, ощущение зуда в ротовой полости;
  • ухудшение памяти, рассеянность, слабое развитие произвольного внимания;
  • сложности в установлении причинно-следственных связей;
  • нарушения речи;
  • проблемы со сном;
  • галлюцинации, генерирование человеком фантастических идей;
  • слабая ориентировка человека во времени и пространстве;
  • расстройства психики.

Виды

эмоциональная холодность матери по отношению к ребенку

Понятие сенсорной депривации позволило ученым классифицировать данное явление на несколько разновидностей:

  1. Когнитивный дискомфорт. Наверно, это состояние доводилось испытать каждому. В повседневной жизни часто нам приходится принимать решения в условиях дефицита информации, под воздействием внешних раздражителей. Или другой пример: человек не может выбрать между двумя новыми должностями (допустим, его образование требует переподготовки для обеих этих профессий), в итоге он остается на прежней работе, а потребность в изучении и освоении нового вида деятельности остается нереализованной.
  2. Тактильная депривация. Данный вид сенсорной депривации возникает в домашних условиях в результате эмоциональной холодности матери по отношению к ребенку. Дефицит объятий, поглаживаний, поцелуев искажает нормальное интеллектуальное и эмоциональное развитие детей.
  3. Двигательное ограничение. Ученые установили, что запрет на свободу движений приводит к тому, что через несколько недель человек становится апатичным, депрессивным. В условиях двигательной сенсорной депривации притупляются интеллектуальные способности человека.
  4. Эмоциональный голод. Это состояние возникает в результате нехватки общения в условиях социальной изоляции индивида.
  5. Экзистенциальный дискомфорт. Данный вид депривации возникает в результате искаженного формирования сенсорного образа жизненных целей и ориентиров у людей в кризисные периоды жизни.
  6. Образовательно-культурная депривация. Это расстройство обусловлено снижением учебной мотивации и познавательного интереса личности. Оно проявляется в отказе индивида от изучения нового материала, неумении применить имеющиеся знания на практике, игнорировании культурно-просветительских мероприятий.

Причины развития

стресс у ребенка

Причинами формирования данного расстройства считают:

  • воспитание ребенка в неполной или многодетной семье;
  • неблагоприятная психологическая обстановка в семье;
  • ошибки семейного воспитания;
  • игнорирование родителями потребностей ребенка;
  • неуважение к личности ребенка со стороны сверстников или родителей;
  • воспитание ребенка в условиях детского дома-интерната;
  • дефицит ярких положительных эмоций в жизни ребенка в период дошкольного возраста;
  • заниженная самооценка индивида;
  • слабый тип нервной системы у ребенка;
  • органическая патология одной или нескольких анализаторных систем;
  • отсутствие у человека возможности защищать свои права и интересы;
  • стресс у ребенка в результате смерти родителей;
  • длительное пребывание человека в медицинском изоляторе в период лечения инфекционного заболевания;
  • прохождение курсантом обучения в кадетском закрытом корпусе;
  • пребывание взрослого человека в местах лишения свободы;
  • чрезвычайные происшествия, не позволяющие человеку поддерживать общение с близкими и выходить из квартиры;

Способы лечения

Терапия начинается с комплексной диагностики. Диагностика сенсорной депривации обозначает диагностику депрессии. Если отклонения от нормы минимальны, справиться с таким состоянием можно самостоятельно с помощью аутотренинга и выполнения упражнений на релаксацию. При выраженной негативной симптоматике способы лечения должен выбирать психотерапевт, клинический психолог или психиатр.

Медикаментозная терапия

прием антидепрессантов

Медикаментозное лечение назначает врач с учетом индивидуальных особенностей каждого клинического случая. Как правило, терапия строится на курсовом приеме антидепрессантов, седативных препаратов с дополнительным применением снотворного.

Психическая коррекция

Для достижения стойкого положительного эффекта от лечения, медикаментозную терапию нужно сочетать с психокоррекционными занятиями, которые проводят психологи и психотерапевты.

Психокоррекция направлена на изменение негативных стереотипов поведения личности.

Осложнения

бессонница

Эффект длительного переживания сенсорного дефицита негативно отражается на работе нервной системы и мозга. Самыми простыми последствиями данного феномена являются: бессонница, рассеянность, перепады настроения. В тяжелых случаях расстройство сопряжено с такими осложнениями, как:

  • искаженное восприятие;
  • ухудшение памяти;
  • нарушение биологических ритмов в организме;
  • повышенная личностная и ситуативная тревожность;
  • утрата способности различать галлюцинации и реальность.

Самостоятельно справиться с тяжелыми последствиями сенсорной депривации невозможно. В этих случаях требуется консультация психиатра или клинического психолога.

У детей

У детей на фоне сенсорной депривации часто возникают:

  • истощение нервной системы, снижение стрессоустойчивости;
  • психические расстройства, неврозы;
  • депрессия и стресс;
  • психосоматические заболевания;
  • отставание в темпах двигательного, речевого и интеллектуального развития;
  • эмоциональная холодность, отсутствие эмпатии;
  • девиантное поведение, агрессивность;
  • формирование позиции жертвы, отсутствие лидерских качеств в структуре характера;
  • трудности социальной адаптации.

У взрослых

В современном мире существуют такие виды профессионального труда, где рабочие вынуждены находиться в условиях дефицита сенсорных ощущений, выполняя свои должностные обязанности. Пример сенсорной депривации – особенности работы спелеологов, астронавтов, моряков-подводников: отсутствие естественного освещения приводит к потере у них чувства времени, сбоям в биологических ритмах организма. Такие условия труда изменяют сознание людей.

Мои рекомендации

Сенсорная депривация – это распространенная причина возникновения у детей различных фобий и снижения самооценки. Практикующим психологам приходится не только формировать позитивный образ «Я» у ребенка, но и корректировать негативные поведенческие отклонения.

арт-терапия

На мой взгляд, эффективными методиками работы с клиентами, пережившими сенсорную голодовку, являются гипноз и все направления арт-терапии.

Однажды ко мне обратился молодой человек с жалобами на панические атаки. Я предположила, что такой эффект в эмоционально-волевой сфере может быть вызван сенсорной депривацией: занятия йогой молодой человек практиковал в одиночестве, часами медитировал, сидя без движения. Их причиной стала увлеченность парня медитативными техниками и йогой. Работать с ним было сложно: достижению взаимопонимания между мной и клиентом мешала его убежденность в том, что самостоятельные занятия йогой дома не могут принести вреда организму.

На мой взгляд, лучшей профилактикой сенсорной депривации является полноценное живое общение, насыщенность жизни яркими впечатлениями, рациональное питание и систематические занятия спортом.

Заключение

В статье я попыталась простыми словами рассказать о том, что такое сенсорная депривация. Сенсорная депривация способна привести человека к депрессии и «букету» психосоматических заболеваний. Квалифицированные специалисты помогут избежать негативных последствий этого временного расстройства. Не нужно стесняться обращаться к психологу или психиатру, ведь здоровье – это самое дорогое, что у нас есть!

Источник