Сенсомоторное развитие ребенка с нарушением зрения
Елена Напалкова
Проект «Развитие сенсомоторики у детей с нарушением зрения»
Проект
Тема: Развитие сенсомоторики у детей с нарушением зрения
Участники проекта: Учитель-дефектолог, воспитатели, воспитанники группы, родители.
Тип проекта: Практико – ориентированный.
Срок реализации: Долгосрочный (сентябрь – май)
Актуальность проекта:
Готовность ребенка к обучению в школе в значительной мере зависит от уровня его сенсомоторного развития.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете, положении в пространстве и т. д.
Нарушение зрения, возникающее в раннем возрасте, отрицательно влияет на процесс формирования восприятия у детей.
Целостное восприятие – важное условие правильной ориентировки в окружающем предметном мире. При амблиопии и косоглазии за счет снижения остроты видения, нарушения бинокулярного зрения, поля взора глазодвигательных и других функций анализирующее восприятие приобретает черты замедленности, фрагментарности, многоэтапности. Монокулярный характер зрения осложняет формирование представлений об объеме, величине предметов, о расстоянии. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти, характерные для детей с нарушениями зрения, затрудняют знакомство с окружающим миром. Трудности восприятия пространства и времени замедляют процесс ориентировки в окружающем мире. Нарушение функции поиска и замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации ведут к неполному, нестойкому и не всегда правильному узнаванию предъявляемого материала. Такого ребенка следует научить наблюдать за объектом, рассматривать его, ощупывать и обследовать; определять отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов (т. е. дети должны овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, – сенсорными эталонами). Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия.
Совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности дошкольников с нарушениями зрения.
Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторики. Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Мелкая моторика помогает развивать память, внимание, логику. Развивая мелкую моторику мы развиваем речь детей и подготавливаем их к школьному обучению.
Наиболее успешно развитие сенсомоторной сферы осуществляется в играх и упражнениях. Игра может повсеместно применяться в разных видах деятельности воспитателем и родителями дома и при систематической организации с детьми данных игр значительно повышается уровень развития сенсомоторики у детей.
Проблема: Недостаточно эффективно используются игры и упражнения для развития сенсомоторной сферы у детей с нарушением зрения
Причины:
1. Педагоги ДОУ не используют в полной мере в деятельности игры и упражнения для развития сенсомоторных процессов у детей с нарушением зрения
2. Недостаточно создано условий по использованию игр и упражнений для развития сенсомоторных процессов; обогащения сенсорного опыта детей с нарушениями зрения с учётом их индивидуальных психофизических особенностей.
3. Недостаточное понимание родителями значения развития сенсомоторики у детей с нарушением зрения
Цель: Эффективное использование игр и упражнений для развития сенсомоторной сферы у детей с нарушением зрения
Задачи:
1. Мотивировать педагогов к использованию в разных видах деятельности игр и упражнений для развития сенсомоторных процессов у детей с нарушением зрения
2. Создание оптимальных условий по использованию игр и упражнений для развития сенсомоторных процессов; обогащения сенсорного опыта детей с нарушениями зрения с учётом их индивидуальных психофизических особенностей.
3. Развивать компетентность родителей в вопросах значения развития сенсомоторики у детей с нарушением зрения
Мероприятия:
I.
Подобрать и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования
Консультировать педагогов «Игры и упражнения по развитию сенсомоторной сферы детей с нарушениями зрения»
Дать рекомендации для воспитателей «Как и зачем развивать мелкую моторику и зрительно-моторную координацию у дошкольника»
Планировать совместную коррекционную работу с педагогами по использованию игр и упражнений по развитию сенсомоторной сферы в процессе индивидуальной работы с детьми и режимных моментах
В результате проведения педагогической диагностики определить уровень развития сенсомоторных процессов у детей.
II
Изучить коррекционно-развивающю среду в группе, влияющую на развитие сенсомоторной сферы у детей с нарушением зрения
Разработать рекомендации «Методы и приемы проведения коррекционной работы по сенсомоторному развитию»
Создать картотеку игр и упражнений по сенсомоторному развитию
III
Консультировать родителей по теме: «Сенсомоторное развитие детей с нарушением зрения»
Разработать практические рекомендации для родителей по использованию игр по развитию сенсомоторики в домашних условиях:
«Развитие зрительно-моторной координации у дошкольников с нарушением зрения»
«Развитие тактильной чувствительности пальцев рук у детей с нарушением зрения» (игры и упражнения)
Организовать выставки игр и упражнений
Привлечь родителей к изготовлению атрибутов для игр и упражнений
Продукт:
комплект методических рекомендаций для педагогов
картотека игр и упражнений по развитию сенсомоторной сферы у дошкольников с нарушениями зрения
копилка дидактических игр
комплект методических рекомендаций для родителей
Ожидаемый результат. Формирование многогранного полифункционального представления об окружающей действительности у детей с нарушением зрения на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности его сенсорных свойств, качеств
Критерии эффективности:
повышение уровня развития зрительного восприятия;
овладение ориентировкой в окружающем пространстве;
повышение уровня развития слухового восприятия;
повышение уровня развития осязания и мелкой моторики;
повышение уровня развития зрительно-моторной координации.
Обследование уровня сформированности сенсомоторных процессов проводится в рамках Педагогической диагностики (мониторинга) по «Схеме обследования дошкольника с нарушенным зрением», предложенной дефектологами Международного университета семьи и ребенка им. Рауля Валленберга г. Санкт-Петербурга (опубликована в методическом пособии «Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением», под ред. Л. М. Шипицыной, науч. рук. В. А. Феоктистова).
Условия сенсомоторного развития дошкольников с нарушениями зрения:
специально организованная предметно-пространственная развивающая среда: сенсомоторные центры с различным дидактическими и игровыми пособиями; двигательно-игровое пространство
подбор пособий для организации поисково-практической, познавательной и коррекционной деятельности детей; пособий по развитию сенсорных навыков
использование наглядности, оборудования для занятий музыкой, и другими видами деятельности (продуктивной, познавательной)
создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.
Направления работы по сенсомоторному развитию:
Моторика и графомоторные навыки
Тактильно-двигательное восприятие»
Кинестетическое и кинетическое развитие
Восприятие формы, величины, цвета
Зрительное восприятие
Слуховое восприятие
Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств
Восприятие пространственных отношений
Восприятие временных отношений
В соответствии с направлениями работы подобрана картотека игр и упражнений по разделам.
Система работы
Игры, направленные на развитие сенсомоторной сферы у детей организуются:
В совместной деятельности с воспитателем
В самостоятельных играх со сверстниками
В коррекционной деятельности с тифлопедагогом
На занятиях с музыкальным руководителем
На занятиях по физическому развитию
В совместной деятельности с родителями
Вывод: Целенаправленная работа и создание оптимальных условий по использованию игр и упражнений для развития сенсомоторной сферы детей с нарушением зрения позволит сформировать у детей знания о сенсорных эталонах — определенных системах, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др., и научит использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета. В играх по формированию сенсомоторных процессов создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая свой собственный действенный и чувственный опыт. Обучение происходит в процессе игр и упражнений легко и непринужденно.
Список литературы
1. Агаева Е. Л., Брофман В. В., Булычёва А. И. и др. Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. – М. Просвещение, 1991.
2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения. – М, – 2008
3. Григорьева Л. П., Бернадская М. Э., Блинникова И. В., Солнцева О. Г. Развитие восприятия у ребенка. Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. – 2-е изд., дораб. – М. : Школьная Пресса, 2007
4. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Beнгеpa.- М. : Просвещение, 1978.
5. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. – М. : Просвещение, 2009
6. Мясникова Л. В. Развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения. – Саратов: Центр реабилитации и помощи детям с нарушением зрения, 2006.
7. Плаксина Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. Калуга: издательство «Адель», 1998;
8. Плаксина Л. И., Сековец Л. С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида: Учебно-методическое пособие. – М. : ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2006.
9. Плаксина Л. И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. – М. : РАОИКП, 1999
10. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. /Под ред. Л. И. Плаксиной. – М. : Просвещение, 1997. – С. 3-158.
11. Рудакова Л. А. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением. – М., 1995.
12. Ремезова Л. А. Формирование представлений о цвете у дошкольников с нарушением зрения: Методическое пособие. – Тольятти. 2002.
13. Сиротюк А. Л. Коррекция и развитие интеллекта у дошкольников. М., 2005.
14. Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения. / Под науч. ред. Л. М. Шипициной. – СПб. : Образование, 1995
Источник
СЕНСОМОТОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
(из опыта работы)
Детский сад № 45 единственный детский сад в Химкинском округе для детей с нарушением зрения. В нашем дошкольном учреждении обеспечивается стандарт общеобразовательной подготовки в условиях непрерывности обучения и лечения детей с нарушением зрения. В детском саду решаются проблемы профилактики и улучшения зрения путем создания щадящих условий, комплекса общеукрепляющих и специальных коррекционных мероприятий.
Лечение глазных заболеваний в детском саду проходит наиболее эффективнее, чем в поликлинике: в саду есть необходимое офтальмологическое оборудование для лечения зрения, процедуры проводят квалифицированные медсестра-ортоптистка и врач-офтальмолог.
В детском саду ребенок окружен опытными воспитателями, знающими особенности детей с нарушением зрения. Одновременно с лечением с детьми проводят коррекционные занятия следующие специалисты: учитель-дефектолог (тифлопедагог), учитель- логопед, психолог, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель .
В группах и кабинетах созданы офтальмологические условия, поддерживается специальный распорядок жизни, лечения, воспитания и обучения с учетом интересов и возможностей детей.
Наиболее характерными нарушениями зрения в детском возрасте являются амблиопия, косоглазие, астигматизм, близорукость (миопия) и дальнозоркость (гиперметропия).
При нарушениях зрения у детей наблюдаются отклонения в физическом развитии, снижается двигательная активность, дети испытывают трудности в координации рук и глаз, мелких координированных движений кисти и пальцев. Наблюдается задержка развития тактильной чувствительности и моторики рук.
Нарушения зрения и развития влияют на деятельность ребенка. Дети испытывают затруднения, связанные с темпом и качеством выполнения задания. У детей может быть низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащей в овладении практическими навыками и навыками письма и чтения.
Поэтому дети с нарушением зрения нуждаются в развитии мелкой моторики, так как хорошо развитые движения и тактильная чувствительность пальцев в значительной степени компенсирует недостаточность зрения.
В связи с этим в дошкольном учреждении компенсирующего вида для детей с нарушением зрения уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. На специальных коррекционных занятиях мной, тифлопедагогом, проводятся упражнения по развитию зрительного восприятия, формированию сенсорных эталонов, ориентировки, осязания и мелкой моторики и т.д.
Чаще я провожу комбинированные занятия, так как на них можно решать комплекс тифлопедагогических задач, всегда включаю в занятия с детьми различные двигательные действия с оригинальным содержанием. Ребенок в процессе выполнения заданий, игры, физических упражнений вынужден одновременно активизировать зрение, развивать мелкую моторику.
В литературе по воспитанию дошкольников с нарушением зрения приводится много упражнений, нацеленных на развитие мелкой моторики и пальчиковой гимнастики, а также упражнений для глаз. Я предлагаю упражнения, которые удобно проводить в кабинете, группе детского сада.
Эти упражнения одновременно влияют на развитие зрения и развивают мелкую мускулатуру рук:
– упражнения с мячом;
– метания в цель (горизонтальную и вертикальную);
– упражнения в шариковом бассейне;
– упражнения в пальчиковом бассейне;
– упражнения с прищепками на сетке;
– игры на осязание.
Использование комплексов упражнений повышает двигательную активность детей, снимает напряжение, активно упражняет зрение, тем самым развивает зрительно-двигательные возможности детей с нарушением зрения.
Разноцветные прищепки
Цель. Развитие ловкости пальцев, силы, точности, глазомера. Развитие пространственных ориентировок. Многократное повторение движений, сжимание и разжимание с усилием бельевой прищепки, дает отличную тренировку кончикам пальцев правой и левой руки.
Материалы: сетка, расположенная вертикально, разноцветные прищепки.
Описание работы
Ребенок подходит к своему рабочему месту – сетке (прищепки в корзине). Педагог предлагает ему вынимать прищепки одну за другой и, взяв тремя пальцами, прицеплять на сетку со следующими заданиями:
Прикрепление прищепок на различных предметах, в том числе на одежду своего товарища.
Прикрепление предмета (салфетка, тряпочки, карточки с различными тематическими рисунками, буквы, цифры).
Задание необходимо связывать с различными пространственными установками. Например: «Расположи карточки в левой (правой) части, выше-ниже…)
В разных исходных положениях: на коленях, на четвереньках.
Пальчиковый бассейн
Цель. Развитие мелкой моторики, активизация двигательных кинестезий, ощущений.
Материалы: в большой миске рассыпаны горох и фасоль.
Описание работы
Задания. Пальчиковая гимнастика.
Коза (вытянуть указательный и мизинец правой руки, затем левой, одновременно)
Очки (вытянуть 2 кружка из большого и указательного пальцев обоих рук, соединив их)
Зайцы ( вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить)
Пауки (пальцы согнуты, медленно передвигаются)
Потешка «Этот пальчик» – Дети сгибают пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку по очереди разгибают их, начиная с большого пальца.
Поиск и определение мелких игрушек вслепую.
Диагностические пробы
Поиск предметов различной фактуры, величины, формы.
Загадки.
Занятия в «Настольном сухом бассейне»
Коррекционная направленность упражнений реализуется в специальных заданиях:
– сосредоточение на отдельных шариках (выделение только красных, синих, желтых, зеленых);
– рассматривание шариков одним глазом (правым, левым), уточнение цвета;
– подбрасывание шариков вверх и сопровождение их взором;
– подбрасывание шариков в бассейне правой, левой рукой;
– катание шариков в ладонях;
– перебрасывание шариков из одной руки в другую;
– собирание шариков ногами в положении сидя;
– катание шариков вправо-влево из положения сидя;
– катание шариков ногами в положении стоя;
– поиск игрушек и муляжей вслепую.
Такие упражнения включают психоэмоциональное расслабление мышц и используются в конце занятия. Индивидуальные и подгрупповые занятия непродолжительны( 5-7 минут). Они могут быть использованы и как часть физкультурного занятия.
Источник
Андрианова Валерия
Развитие сенсомоторики у детей дошкольного возраста с нарушением зрения
Аннотация: в данной статье представлена информация о процессе развития сенсомоторики у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Проблемой статьи является процесс развития сенсомоторики у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Данная статья полезна студентам и начинающим педагогам.
Ключевые слова: Сенсорное развитие, сенсомоторика, медсестра-ортоптистка, офтальмология, тифлопедагог, окклюзионного лечения.
Сенсорное развитие ребенка – это развитиеего восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете, положении в пространстве и т. п. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте – это особая познавательная деятельность, имеющая свои цели, задачи, средства и способы осуществления.
Сенсомоторика- это: сенсо-чувство, моторика-движение. Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз. С помощью руки мы ощущаем его твердость. Таким образом – ощущения и восприятие-непосредственное, чувственное познание действительности. Игровое манипулирование сменяется обследовательскими действиями с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом. К старшему дошкольному возрасту обследование приобретает характер экспериментирования, последовательность которых определяется поставленной перед детьми задачей. От внешних практических манипуляций с предметом дети переходят к ознакомлению с предметом на основе зрения и осязания. Зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим.
В дошкольном возрасте дети начинают овладевать некоторыми видами продуктивной деятельности (простейшие виды ручного труда, конструирование, лепка и так далее, под влиянием которых складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза. Ученые считают, что наиболее значимым в предметно-практической деятельности детей 3- 4 лет является сенсомоторное развитие на уровне сенсорной и моторной стимуляции. У детей 4-5 лет наиболее значима координация движений под контролем системы восприятия. В 5-6 лет ведущим считается психосенсомоторное развитие, обогащение функционального восприятия социальным опытом и эмоциями.
С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
На основании ФГОС ДО коррекционная работа должна быть направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
В дошкольном учреждении обеспечивается решение задач общеобразовательной подготовки в условиях непрерывности обучения и лечения детей с нарушением зрения, решение проблемы профилактики и улучшения зрения путем создания щадящих условий, комплекса общеукрепляющих и специальных коррекционных мероприятий. С целью осуществления коррекции зрения детям необходимо специальное медицинское офтальмологическое оборудование. Процедуры проводит квалифицированная медсестра-ортоптистка по назначению и под контролем врача-офтальмолога. Ребенок окружен опытными педагогами, знающими особенности детей с нарушением зрения.
Одновременно с лечением с детьми проводят коррекционные занятия учитель-дефектолог (тифлопедагог, учитель – логопед, педагог-психолог. Важно постоянное взаимодействие всех специалистов друг с другом по реализации программы индивидуального развития ребенка с учетом его особенностей. Вся работа тесно связана с офтальмологической работой, с учетом этапов лечения. Планируя работу, мы опираемся на основной метод, который рекомендован Л. И. Плаксиной – практическое действие с ребенком, так как он наиболее эффективен для коррекции недостаточности зрительного восприятия и моторных качеств.
В группах и кабинетах созданы офтальмологические условия (настольные лампы, подсветки, подставки для детей со сходящимся косоглазием и по показаниям врача-офтальмолога, в зависимости от диагноза ребенка, достаточная освещенность помещения, удобное размещение мебели, комфортное для каждого ребенка расположение за столом, демонстрация наглядного материала на уровне глаз и на доступном расстоянии, правильная зрительная нагрузка, организация во время занятий физкультминуток и глазных гимнастик, разнообразные тренировочные упражнения, требования, предъявляемые к учебным пособиям и оборудованию, поддерживается специальный распорядок дня, лечения, воспитания и обучения с учетом интересов и возможностей детей.
Очень важно правильно посадить детей за столы во время занятий в период окклюзионного лечения. При светобоязни нужно посадить ребенка так, чтобы не было прямого раздражающего попадания света в глаза. Дети с низкой остротой зрения должны сидеть впереди. При сходящемся косоглазии – в центре. При разной остроте зрения обоих глаз ребенка сажают лучше видящим глазом к центру или к педагогу, который находится справа у доски лицом к детям. Демонстрация пособий и изображений проводится на расстоянии не более одного метра. Посадку необходимо производить с учетом попеременной окклюзии (если у ребенка окклюзия справа, то его необходимо посадить на противоположную сторону). Праворуким детям свет на рабочее место должен падать слева, а леворуким- справа. Для детей с низкой остротой зрения необходима дополнительная освещенность рабочего места, но располагать лампы нужно так, чтобы не было слепящего эффекта для глаз. При расходящемся косоглазии, гиперметропии ребенка необходимо сажать на дальний план, при миопии- на передний.
Наиболее характерными нарушениями зрения в детском возрасте являются: амблиопия, косоглазие, астигматизм, близорукость (миопия, дальнозоркость (гиперметропия) и другие. При нарушениях зрения у детей наблюдаются отклонения в физическом развитии, снижается двигательная активность. Дети испытывают трудности в координации рук и глаз, мелких координированных движений кисти и пальцев, наблюдается задержка развития тактильной чувствительности и моторики рук.
Нарушения зрения и развития влияют на деятельность ребенка. Дети испытывают затруднения, связанные с темпом и качеством выполнения задания. У детей может быть низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащей в овладении практическими навыками. Поэтому дети с нарушением зрения нуждаются в развитии мелкой моторики, так как хорошо развитые движения и тактильная чувствительность пальцев в значительной степени компенсирует недостаточность зрения.
На специальных коррекционных занятиях тифлопедагогом проводятся упражнения по развитию зрительно восприятия, формированию сенсорных эталонов, ориентировки в пространстве, осязания, мелкой моторики и т. д. Организация образовательной деятельности должна быть такова, чтобы можно было решать комплекс тифлопедагогических задач. В занятия с детьми всегда включаю различные двигательные действия с интересным содержанием («Помести игрушку в левом (правом, посередине) углу в комнате», «Где стоит тот предмет, который нужно угадать?», «Сосчитай, сколько круглых предметов в комнате?», «Найди самые высокие и самые низкие предметы (самые толстые, тонкие)», «Чего в комнате по четыре штуки и так далее?», «Каких предметов в комнате больше: квадратной или прямоугольной формы? Найди и покажи». «Сколько раз ударю в бубен, столько раз мы дров нарубим», «Сколько елочек зеленых, столько сделаем наклонов», игра «На водопой»).
Ребенок в процессе выполнения заданий, игры, физических упражнений одновременно активизирует зрение, учится ориентироваться в помещении, развивает мелкую и общую моторику.
С детьми с нарушением зрения рекомендовано проводить много упражнений, нацеленных на развитиеглазодвигательных функций: пражнения с мячом, метание в цель (горизонтальную и вертикальную, упражнения «Волшебные прищепочки» -(предложить ребенку нарядить елку, надеть иголки на ежика, сделать солнцу лучики); «Пуговицы на крючке» (одной рукой с помощью крючка собрать предметы в другую емкость); «Загадочная фасоль» (предложить ребенку отыскать спрятанные в фасоли предметы из разных материалов); «Морские камушки» (предложить выложить контур предмета); «Доска приключений» (необходимо открыть или нажать предметы, расположенные на доске); «Делаем из манной кашки симпатичные «мультяшки»» (предложить нарисовать разные узоры и предметы, героев из любимых мультиков); «Бегают резиночки по кнопочной тропиночке» (на деревянной доске с набитыми кнопками предложить ребенку натянуть резинки на кнопки, сделать различные узоры и дорожки)»; «В гости к воде» (предложить ребенку собрать воду пипеткой и перелить из одной емкости в другую); «Чудесный мешочек» (двумя руками опознать геометрические фигуры и мелкие знакомые предметы).; «Танграм»(Выложить предмет из нескольких частей).
Эти игры и упражнения одновременно влияют на развитие зрения, развивают мелкую мускулатуру рук, ловкость пальцев, силу, точность, глазомер, пространственную ориентировку, координацию движений, активизируют ощущения.
Очень важно уделять внимание развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста в первую очередь потому, что совершенствование движений пальцев рук способствует развитию речи детей. Кроме того, в процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность. Нарушение мелкой моторики может стать причиной школьных проблем на уроках письма, рисования и труда.
Для тренировки движений пальцев рук можно предложить детям такие задания: застегивание и расстегивание пуговиц; шнурование, нанизывание колец на тесьму, игры с мозаикой, конструктором, перебирание круп, зерен, штриховку в разных направлениях, обводку контуров, раскрашивание, прописи. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое.
Большое значение в сенсорном развитии имеет формирование представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов. Усвоение сенсорных эталонов – сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон,это не просто умение правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых разных предметов в разных ситуациях.
Поэтому большое значение имеет обучение детейспособам обследования предметов: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов, а также последовательному осмотру и описанию формы, выполнению планомерных действий. Должны решаться задачи развития восприятия формы, величины, цвета, пространства, движений, целостного образа предметов.
Игры, задания, используемые для развития каждого вида восприятия, даются с постепенным усложнением. Сначала даются игры с постепенным усложнением с реальными предметами, потом – с моделями предметов, и в завершение – игры и задания на зрительное различение или узнавание свойства предметов. Выбор заданий определяется уровнем сенсорного развития детей.
Источник