Сенсомоторное развитие ребенка на первом году жизни

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

В первом полугодии происходит чрезвычайно интенсивное развитие всех сенсорных систем. Одной из важных специфических особенностей развития младенцев является опережающее развитие сенсорных систем по сравнению с моторикой. Общая закономерность любого двигательного акта — сначала сориентироваться, а потом действовать. Интерес к предметам сначала проявляется лишь в зрительном и слуховом сосредоточении, затем малыши начинают рассматривать и прослеживать движение предметов в пространстве.Особое предпочтение вызывают новые предметы: если рядом со знакомыми предметами поместить новый, младенец будет рассматривать именно его. Зрительные и слуховые впечатления доставляют малышу радость и удовольствие. Познавательная активность младенца в первом полугодии проявляется в интересе к различным сенсорным стимулам, в сосредоточенном рассматривании предметов и в эмоциональной вовлеченности в процесс обследования.

     Однако это всего лишь реакция на сенсорные стимулы, но не восприятие отдельных предметов. В первом полугодии у младенцев еще нет устойчивого образа предмета. Предмет, исчезнувший из поля зрения, как бы перестает для них существовать: они не ищут спрятанную под платком или чашкой игрушку и не узнают знакомых предметов, показанных в другом месте или в другом положении (они для них выступают как новые).

    На 5-м месяце в жизни малыша происходит чрезвычайно важное событие — он начинает целенаправленно тянуться рукой к предмету и схватывать его. В детской психологии это явление называют «актом хватания». Это настоящая революция для ребенка первого года жизни.

     Развитие познавательной активности в младенческом возрасте, которая является важнейшей предпосылкой становления мышления, происходит в манипулятивной деятельности с предметами.

     С разнообразными свойствами предметов — их формой, величиной, весом, плотностью, устойчивостью и пр. — младенец знакомится в процессе манипулирования.

    Изменение положения пальцев в то время, как рука ребенка тянется к предмету, может служить хорошим показателем ориентировки в форме и величине. Предмет как бы «учит» руку подстраиваться под его свойства, а глаз «учится» у руки.

     К 8—9 месяцам малыша начинают привлекать не только действия и их результаты, но и свойства предметов, благодаря которым эти результаты становятся возможными. Появление интереса к свойствам предмета выражается в том, что прежде, чем начать действовать с незнакомым предметом, ребенок ориентируется в его свойствах, как бы исследует
его, ощупывает его. Дети уже понимают, что предметы, исчезнувшие из поля их зрения, не перестали существовать, а просто находятся в другом месте; они уже настойчиво ищут спрятанные предметы, и такая игра становится любимой забавой малышей. Дети начинают узнавать предметы, независимо от их положения в пространстве, и правильно определяют величину предметов, независимо от расстояния до них. Таким образом, складываются представления об устойчивости, инвариантности свойств предметов. Получаемые при манипулировании впечатления складываются в образы восприятия, которые являются основой для элементарных форм мышления.

Следует подчеркнуть, что познавательная активность и исследовательская деятельность ребенка во многом определяются его отношениями с близкими взрослыми.

     К 10—11-му месяцу это «обучение» приводит к тому, что, посмотрев на предмет, ребенок складывает свои пальцы в соответствии с его формой и величиной — таким образом возникает координация руки и глаза.

Складывается зрительное восприятие формы и величины. Переход к манипулированию двумя предметами открывает новые свойства — расчленяемость на части, нахождение одного предмета в, на, над или под другим. Все эти свойства ребенок «знает» лишь в тот момент, когда он действует; как только прекращается действие, исчезает и «знание».

     В первом полугодии жизни познавательная активность младенца проявляется в слуховом и зрительном сосредоточении на воспринимаемых предметах, в эмоциональных реакциях на сенсорные стимулы. В конце первого полугодия благодаря тому, что взрослый привлекает внимание ребенка к окружающим предметам, возникают движения младенца, направленные на схватывание и удержание предмета, — акт хватания.

    Во втором полугодии первого года жизни возникает новая, манипулятивная деятельность младенца, которая выдвигается на положение ведущей, и в ней происходит интенсивное развитие предметных действий и познавательной активности младенца.

     Под влиянием общения со взрослым к концу младенчества у нормально развивающегося ребенка начинают складываться познавательная активность и первоначальные представления об окружающем мире, которые составляют необходимую предпосылку для усвоения разных форм общественного опыта.

Развитие движений

Движения и действия младенца обеспечивают ему полноценное психическое развитие.

1. движение хватания ( 5-6 м-в). Хватание расширяет возможности ребенка, т.е. разные предметы может схватить.

2. манипулирование (7-8 м-в) использует предметы не понимая их назначения.

3. соотносящие действия (8-10 м-в) – это действия 2 и более предметов, которые ребенок друг с другом соотносит (н., по размеру, по форме).

4 .  функциональные действия 910-12 м-в) – действия по их прямому назначению. Как только ребенок начинает перемещаться в пространстве для него расширяется круг предметов и следовательно, интенсивное психическое развитие: ребенок отделяется от матери, следовательно, расширяется ССР «пра-мы» и появляется  «Я» и уже не мама ведет ребенка, а ребенок ведет маму.

Вывод:
особенность физического и психического развития младенца заключается  в том, что физическое развитие (моторика) отстает от развития познавательных процессов (сенсорика). В младшем возрасте существует прямая связь между развитием движений и психическим развитием в целом.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Источник

Сенсомоторное развитие ребенка на первом году жизни

905 524-24-15

495 799-37-10

КОЛЯСКИ ДЦП: ЛЮБЫЕ КОЛЯСКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДЦП И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ РЕБЕНКА ДЦП. МАГАЗИН В МОСКВЕ.

ДОСТАВКА ЗА 1-2 ДНЯ. ДЕТСКИЕ ИНВАЛИДНЫЕ КОЛЯСКИ ДЦП, ВЕРТИКАЛИЗАТОРЫ ДЦП, ХОДУНКИ ДЦП, ВЕЛОСИПЕДЫ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДЦП, КРЕСЛА – КОЛЯСКИ ДЦП ДЛЯ ДОМА ОТ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ИЗ ГЕРМАНИИ, АНГЛИИ, ЕВРОПЫ, США.

97% наших покупателей становятся постоянными клиентами компании, потому что быстро получают профессиональные конкретные ответы и решение любых вопросов, связанных с покупкой коляски дцп для реабилитации ребенка! Доставка заказов за 1-2 дня по РФ, Казахстану и СНГ. Всегда для Вас – вежливое и внимательное отношение менеджеров при размещении и сопровождении заказа! И главное – сертифицированные коляски дцп, вертикализаторы дцп, ходунки дцп, велосипеды для детей дцп и другие средства реабилитации от фабрик-производителей из Германии, Англии, Европы и США со 100% компенсацией средств ФСС! Смотрите Отзывы наших довольных покупателей о покупке колясок дцп и другого оборудования для своих детей! Приятных Вам покупок! Мы работаем для Вас!

Сенсомоторное развитие ребенка на первом году жизни

Сенсомоторное развитие – это адекватное реагирование и действия ребенка на внешние раздражители, поступающие от органов чувств. Эта реакция позволяет маленькому человечку через постоянное взаимодействие с окружающим миром развиваться в здорового полноценного человека, начиная с рождения, учиться ползать, вставать на ноги, ходить, осваивать окружающую среду.

Умения и возможности ребенка при рождении сильно ограничены. именно поэтому первые три года жизни рассматриваются педиатрами и родителями как один из самых важных периодов жизни.

В возрасте до 3 лет у ребенка развиваются способности мыслить, действовать, нервная система, а также органы чувств, мышцы, суставы тела. Этот период формирует основу для дальнейшего нормального комплексного развития ребенка.

Двигательная активность – один из самых важных показателей. Нарушения движения всегда имеют серьезные последствия для ребенка, так как ограничивают не только движение и перемещение, но и социальное взаимодействие ребенка для другими людьми.

Невозможность поддерживать адекватную двигательную активность имеет и психологические последствия, в результате отрицательного влияния на самооценку, уверенность в себе, ухудшается также общее поведение ребенка.

Поэтому  необходимо вовремя распознавать отклонения от нормального двигательного развития и своевременно начинать вмешательство в развитие детского церебрального паралича, основанное на четко спланированной программе реабилитации.

Этапы нормального развития ребенка – это способности и действия, которые ребенок приобретает при нормальном развитии и достижении им определенного возраста. Если у Вас возникли сомнения по поводу развития ребенка, то в первую очередь следует ориентироваться на эти этапы.

Педиатры при каждом осмотре должны задавать соответствующие вопросы в отношении поведения ребенка, а также непосредственно  проверять двигательные способности ребенка.

Даже здоровые дети не всегда проходят этапы развития в правильном порядке. Иногда ребенок может “перескочить” через этап. Дети с двигательными нарушениями часто не могут освоить один или несколько отдельных навыков. Это в зависимости от нарушений движения может привести к тому, что ребенок так и не сможет никогда освоить последующие навыки, которые зависят от этого этапа. Двигательные навыки ребенка с нарушением всегда будут отличаться от тех же навыков у здорового ребенка.

Чтобы правильно определить уровень развития двигательных навыков у ребенка и родители и каждый их врачей – педиатр, невролог, физиотерапевт, психолог, ортопед – должны знать и уметь оценивать эти этапы.                               Этапы двигательного развития ребенка на первом году жизни

                                                          представлены в следующей таблице:

1-й  месяц

Лежит на животе, это первый шаг на пути к вертикальной позе

2-й  месяц

Начинает опираться на предплечья, распределяя вес симметрично, 
свободно лежит на животе, опираясь на согнутые в локтях ручки с поднятой головкой

3-й  месяц

Осваивает захват предметов, крепко их сжимает

4-й месяц

Лежа на животе, удерживается на одной руке, перенося на нее вес, 
другой рукой в это время удерживает предмет

5-й месяц

Лежа на животе, приподнимается, опираясь на кисти,
совершает плавательные движения на животе

6-й месяц

Может сидеть с поддержкой, переворачивается со спины на живот

7-й месяц

Становится на четвереньки, может принимать любую позу на и выполнять
 все движения на полу, переходит в более высокие по вертикальной оси положения,
 пробует вставать на колени, держать руками за опору

8-й месяц

Самостоятельно сидит, играет в положении сидя

9-й  месяц

Координированно ползает на четвереньках, 
может ходить или бегать опираясь на стопы и ладони, 

10-й месяц

Встает с опорой на руки и ноги (поза “медвежонка”),
самостоятельно встает у опоры

11-й месяц

Ходит вдоль опоры

12-15-й месяц

Ходит самостоятельно

Каждый ребенок с нарушениями движений имеет право на раннюю реабилитацию, чтобы получить возможность максимально участвовать в повседневной жизни и позитивно взаимодействовать с окружающими предметами и людьми.

Первые годы имеют огромное значение в жизни каждого ребенка, так как именно этот период характеризуется высокой степенью обучаемостии и готовностью к восприятию и обучению. Прежде, чем ребенок научится стоять и ходить, ему предстоит освоить много навыков движений, которые св последствии создалут основу для нормально развития. Маленький ребенок постоянно находится в процессе познания и развития, ежеминутно осваивая новые навыки и пробуя множество вещей.

Первые произнесенные слова – это результат предшествующих этапов обучения и развития ребенка, которые начинаются задолго до произнесения первых звуков, слогов, слов. Каждый ребенок индивидуален в своем развитии и скорости, с которой он осваивает те или иные навыки, поэтому динамику следует отслеживать по сравнению с предыдущими достижениями самого ребенка и общими этапами развития, определенными в педиатрии.

Если Вы видите, что развитие задерживается, или ребенок испытывает боль и дискомфорт, совершая те или иные движения, что ребенок не может освоить те или иные навыки – ему требуется помощь. Конечно, родителям под час нелегко бывает осознать, что у их ребенка возникли нарушения развития и возможен риск получения инвалидности.

В этом случае от родителей требуется внимательность, аккуратность и своевременная помощь ребенку, во всем, что касается консультаций с врачами и обеспечении режима дня, ухода и занятий с ребенком в соответствии с программой раннее реабилитации, определенной в медицинском учреждении.

Чем раньше выявлены нарушения или отклонения в развитии ребенка, тем больше шансов, что ребенку можно эффективно помочь и нейтрализовать негативные факторы развития. Многие нарушения движения поддаются лечению в ранне возрасте до 12 месяцев. При этом возраст 1 год – это крайний срок, начинаться следует с 2-3 месяцев при малейшем подозрении на возникшие отклонения в развитии. 

Раняя реабилитация может снизить тяжесть этих нарушений или значительно ослабить их последствия в более старшем возрасте. Благодаря гибкости нервной системы до 1 года, ребенок получает большие шансы вести нормальную жизнь и развиваться как личность.

Ранние программы реабилитации может быть направлена на самого ребенка, его семью в целом. Она может проводиться в лечебном учреждении стационарно или в амбулаторном режиме, в домашних условиях, в различных специализированных учреждениях или в комбинации всех этих вариантов.

Целями ранней реабилитации являются:   предупреждение возникновения нарушений развития;
   ликвидация задержки развития у ребенка;
   адаптация к повседневной жизни с имеющимися нарушениями;
   обучение ребенка повседнемным действия, навыкам, необходимым движениям и поведения;
   дальнейшая интеграция ребенка в жизнь семьи и окружающий мир.

Работа по ранней реабилитации начинается с осмотра ребенка несколькими специалистами, общего заключения и постановки диагноза. Далее следует назначение программы ранней реабилитации и помощи ребенку. Важная составляющая – повторные периодические осмотры, определение положительной или отрицательной динамики, которая позволяет корректировать программу, делая ее более эффективной.

Программа ранней реабилитации охватывает первые годы жизни ребенка вплоть до поступления в детский сад или школу, если это позволяет его состояние. Программу ранней реабилитации всегда следует начинать как можно раньше. 

Грамотные врачи и своевременная постоянная реабилитацияонная помощь ребенку обеспечивает улучшение физического, социального, эмоционального, поведенческого и сенсорного развития ребенка. 

В процессе занятий ребенок развивает не только свои двигательные навыки – он развивает свой мозг, заставляя его работать нормально, образовывая новые нейронные связи и закрепляя движения в повседневной практике. 

Родители должны быть крайне внимательны в своему ребенку и не допускать промедления и нанесения вреда ребенку неоказанием необходимой медицинской помощи малышу.

Стул ортопедический для лечения дцп CH-37.01.03, г. Ковров

Коляска для детей с ДЦП RACER (Рейсер) Плюс размер 3, Азербайджан

Прибрели недавно у вас коляску Рейсер 3, для шестнадцатилетнего ребёнка с диагнозом ДЦП

Коляска для детей с ДЦП RACER (Рейсер) Плюс размер 3, г. Тольятти

Здравствуйте! Спасибо Вам за проделанную работу! Коляска замечательная

Сенсомоторное развитие ребенка на первом году жизни

Коляска для детей с ДЦП Cruiser CX14, г. Махачкала

Коляска для детей с ДЦП cruiser CX14

Сенсомоторное развитие ребенка на первом году жизни

Инвалидная коляска для детей с ДЦП RACER (Рейсер) размер 3, г. Йошкар-Ола

Получили коляску рейсер 3 ,очень комфортно и мягко сидеть ребёнку

Инвалидная коляска для детей с дцп Caretta Buggy размер 2, г. Москва

Сенсомоторное развитие ребенка на первом году жизни

Велосипед дцп реабилитационный SPORTY, Казахстан

 г. Нур-Султан

Вертикализатор для детей с ДЦП Coco размер 2, г. Старый оскол, Галина

Сенсомоторное развитие ребенка на первом году жизни
Все отзывы
Все новости

Новые акции и
спец предложения

Новые акции и
спец предложения

8 (905) 524-24-15

8 (495) 799-37-10

Источник

Валентина Мусиенко
Консультация для родителей «Развитие сенсомоторных функций у детей 1-го года жизни». Упражнения и игры

Ранний возраст – это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Как показывают современные исследования, возможности ребенка велики. Двухнедельный ребенок следит за перемещающимися предметами, в три недели он внимательно рассматривает предметы окружающей обстановки,различает даже близкие цветовые тона: красный и оранжевый, оранжевый и желтый и т. д. В первые месяцы жизни особое значение имеет сенсорное воспитание. Сенсорные функции развиваются в тесной взаимосвязи с двигательными навыками, благодаря чему формируется целостная интегративная деятельность – сенсомоторное поведение, которое составляет основу психического развития ребенка. Для нормального созревания мозга необходимо активное функционирование анализаторов (органов чувств). А развивающийся мозг будет способствовать развитию анализаторных систем. Если ребенок не имеет достаточного количества внешних впечатлений, развитие его резко замедляется.

К органам чувств относятся глаза, уши, нос, язык, кожа. При их функционировании возникают зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Глаза младенца после рождения готовы к ощущению. Дети слышат звуки еще до рождения. После рождения это восприятие совершенствуется. Появляется слуховое сосредоточение, т. е. малыш начинает прислушиваться к звукам. Появляется координация между слухом и зрением. Уже в 2 месяца ребенок поворачивает голову в сторону источника звука. На сильные шумы дитя начинает реагировать дрожанием тела, движением головы, при неожиданном шуме ребенок нередко закрывает глаза. Ощущение и восприятие – это процессы отражения предметов и явлений окружающей действительности. Ощущения возникают при воздействии на организм отдельных свойств предметов (запаха, вкуса, звука, двигательных стимулов).

Восприятие – это целостное отражение объектов и явлений окружающего мира. Процесс восприятия тесно связан с речью, мышлением, памятью, представлениями. К моменту рождения дети реагируют на запах. Об этом можно судить по мимике, дыханию, общим движениям. О наличии обонятельных ощущений в первые дни жизни можно судить по тому, что малыш узнает грудь матери, издающую очень тонкий запах. Если поднести к его носу сильно пахнущее вещество ребенок проявляет сильное беспокойство, как бы стараясь отвернуться от неприятных ощущений. Скажем несколько слов о развитии осязания, вначале развивающегося самостоятельно, а затем под контролем зрения. Наиболее развита осязательная чувствительность губ у ребенка.Губы долго являются главным органом осязательного познания: дети очень долго стремятся отправить в рот всякую попавшуюся в руки вещь, точно они только тогда по-настоящему знакомятся с ней. К концу третьего месяца губы служат в качестве органа осязательного восприятия, к этому же времени начинает развиваться хватание рукой.

В возрасте 9 – 18 месяцев развивают возможность узнавать знакомые предметы на расстоянии, захватывать с участием большого пальца и конечных фаланг других. В игре учат исследовать предметы путем повторных проб действий с ними, в том числе и проб с опорожнением и наполнением. В процессе коррекционной работы развивают зрительно-тактильные связи, проводят активные игры с ребенком – складывание кубиков, игры с песком и водой, простейшими сборными игрушками.

Ранняя стимуляция предречевого развития:

Стимулируют и развивают жевание.

Развивают возможность одновременного восприятия ритмичных звуков и зрительного восприятия движений руки взрослого.

Развивают слуховое внимание и элементарную звуковую дифференцировку, а также определение звука в пространстве различными звучащими игрушками.

Закрепляют связь между словом, предметом и простейшим действием. Обучают ребенка давать предмет по просьбе взрослого.

По подражанию развивают интонацию просьбы.

Для развития зрительных функций у детей первого года жизни полезно использовать в играх карточки, помогающие упражнять глаза малыша воспринимать различные линии, формы, цвет. Особенно важны они для детей с ослабленным зрением, рожденных физиологически незрелыми, недоношенных, маловесных, с проблемами в развитии.

Последовательность показа карточек соответствует этапам развития зрительной системы ребенка. У всех малышей первого месяца жизни острота зрения очень низкая, и обнаружить, выделить из фона объект ребенку легче, если этот объект контрастен фону и имеет четкий контур. Следовательно, первые изображения будут черно-белые. Поскольку у грудных детей, как утверждают ученые, существует врожденный механизм опознания человеческого лица и уже в 5 – 7 минут от рождения он видит лицо, то первая карточка, которую можно использовать для развития зрительного восприятия будет черно-белое изображение человеческого лица.

С ростом и развитием ребенка изменяются острота зрения и другие зрительные функции, поэтому изображения на карточках предлагаются цветные, но все еще достаточно контрастные.

После шести месяцев – крупные картинки с четким черным контуром, яркого цвета, с изображением тех предметов,которые ребенок видит часто: яблоко, банан, мячик и т. д. При рассматривании изображения фруктов или овощей, можно предложить ребенку кусочек этого фрукта или овоща. Вкусовые ощущения обогатят впечатления ребенка. Необходимо дать возможность малышу не просто смотреть, а видеть многообразие признаков предметов. Только так, из разнообразия цветов, форм, величин создается зрительный образ конкретного предмета, похожего на другие или совсем не похожего на них.

Таким образом, дети уже в раннем возрасте способны регистрировать большую часть информации, доступную взрослым людям, но могут перерабатывать меньшую ее долю. В результате созревания, по-видимому, развивается способность к переработке большого количества информации. Задача педагога заключается в том, чтобы увеличивать количество информации, предлагаемой детям. И тогда возникнут благоприятные основы для их последующего развития и совершенствования. Все психические процессы у ребенка развиваются через речь. Речь ребенка необходимо развивать своевременно, с самого раннего возраста. Общее психическое развитие ребенка в течение 1 – го года становится основой для последующего развития речи. Хорошо развитая речь – это гарантия общего психического развития ребенка. Многие причины задержки развития речи, ее дефекты у детей в старшем возрасте кроются в условиях ее развития на этом этапе.

Упражнения и игры на развитие сенсомоторных навыков

у ребенка от 1 до 2 лет

К году малыш уже достаточно хорошо координирует свои движения, улучшает крупную и мелкую моторику, различает формы, цвет и вкус различных предметов, но не может их назвать. Основной целью родителей в этот период становится расширение понимания о функциональной принадлежности предметов, увеличение разнообразия действий с предметами, установление различий между игрушками по весу, форме, материалу в словах. Целесообразно ввести в этот период первые учебные игры на развитие логического мышления, обучить созидательному типу игры.

1. Конструирование

Кубики и конструкторы в этот период продолжают играть большую роль, но качество игры возрастает. От простых башенок хорошо переходить к выстраиванию других форм и предметов, знакомых ребенку (дом, гараж, лестница, мост).

2. Лепка, рисование, аппликации

С года хорошо вводить различные варианты прикладного творчества. При помощи пластичных материалов развивать зрительное, тактильное, двигательное восприятие. Рисуя красками, карандашами, мелками, поролоном давать стимул зрительно-двигательному навыку. Простыми методами аппликации (мять, рвать, клеить) развивать звуковые, зрительные, тактильные и двигательные умения.

3. Шнуровки и нанизывание предметов

Простые игры со шнуровкой оказывают благоприятное влияние на координацию, тренируют зрительно-двигательные навыки.

4. Сортеры и сенсорные панели

В зависимости от размещенных предметов происходит координация различных сенсорных навыков. Сортеры используются для дополнительного изучения предметов, предназначенных для игры.

5. Игры с природными материалами (вода, песок, камушки, растения)

Общение ребенка с естественными материалами благоприятно сказывается на его эмоциональном состоянии. Предложите крохе переливать воду из разных сосудов, построить из песка горку или фигурку из формочки, постучать камушки друг о друга, понюхать растения.

6. Танец и пение

Актуальным для возраста от 1 до 2 лет является прослушивание классической музыки. Дополнительный стимул взаимодействия сенсорных ощущений и двигательных навыков придает использование детских музыкальных композиций, разучивание простых танцев. Стремление крохи подпеть любимой песне указывает на общую положительную тенденцию в освоении зрительно-звуковых навыков.

Источник

Читайте также:  Фгос дошкольного образования музыкального развития ребенка