Сенсомоторное развитие ребенка дошкольного возраста

Юлия Федорова
Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте

Статья на тему: «Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте»

Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия

и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,

цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и развитие

моторной сферы.

Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного

развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего

мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание,

мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются

результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие

невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсомоторное развитие

является одной важной частью единого планомерного развития и воспитания дошкольников.

Именно этот возраст наиболее благоприятен для

совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений

об окружающем мире. Сочетание сенсорных и моторных («моторика»

движение) задач, как указывала Е. И. Радина, является одним из главных

условий умственного воспитания. Моторика — основа развития, своего

рода “локомотив”

всех психических процессов (внимание, память,

восприятие, мышление, речь). Роль и участие движения в возникновении

ощущений и восприятий очень важна, так как возникающие ассоциации

формируют зрительный опыт с опытом тактильно-двигательным. И. П.

Павлов выразил это простыми словами: “Глаз “учит” руку, рука – “учит”

глаз”. С помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует

ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук

становятся основным источником познания ребенком окружающей

действительности.

Сенсомоторное воспитание создает необходимые

предпосылки для формирования психических функций, имеющих

первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно

направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического,

кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

Ощущение является самым элементарным психическим процессом, с

которого начинается познание человеком окружающего мира. Будучи

начальным источником всех наших представлений, ощущения дают материал

для других,более сложных психических процессов: восприятия, памяти,

мышления.

Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств и

качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его

органы чувств. Физиологической основой ощущений является деятельность

сложных комплексов анатомических структур – анализаторов, каждый из

которых в свою очередь состоит из трёх частей: периферического отдела,

называемого рецептором; проводящих нервных путей; корковых отделов, в

которых происходит переработка нервных импульсов.

Выделяя наиболее крупные и существенные группы ощущений, Е. И.

Рогов выделяет три основных типа: интероцептивные, проприоцептивные,

экстероцептивные ощущения. Первые объединяют сигналы, которые доходят

до нас из внутренней среды организма. Вторые обеспечивают информацию о

положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного

аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений. Наконец, третьи

обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для

нашего сознательного поведения. Всю группу экстероцептивных ощущений

принято условно разделять на 2 подгруппы: контактные и дистантные

ощущения.

Контактные ощущения вызываются воздействием непосредственно

приложенным к поверхности тела и соответствующего воспринимаемого

органа. Примерами являются вкус и осязание.

Дистантные вызываются раздражителями, действующими на органы

чувств на некотором расстоянии. К таким ощущениям относятся обоняние и

особенно слух и зрение. Отражение в сознании человека предметов и явлений в совокупности

их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств

называется восприятием (перцепцией). В ходе восприятия происходит

упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы

вещей и событий. Восприятие связано с осознанием, пониманием,

осмыслением предметов и явлений, с соотнесением их к определённой

категории по соответствующим признакам.

Восприятие – это сложная познавательная деятельность, включающая

в себя целую систему перцептивных действий, которые позволяют

обнаружить объект восприятия, опознать его, измерить, оценить.

Перцептивные действия делятся на измерительные, соизмерительные,

построительные, контрольные, корригирующие и тонически-регуляторные.

К основным свойствам восприятия, определяющие его сущность

относятся предметность, целостность, структурность, осмысленность,

избирательность, константность, апперцепция. К свойствам восприятия,

определяющие его продуктивность относятся объём, скорость, точность,

надёжность.

По определению Л. Д. Столяренко, восприятие – непосредственное

отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их

опознавательных признаков. Восприятие, как и ощущение, является

рефлекторным процессом.

Павлов показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы,

временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий

головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений

окружающего мира. Последние при этом выступают в качестве комплексных

раздражителей. В результате восприятия складывается образ, включающий

комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых

человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Человек живёт не в

мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или

прикосновений, он живёт в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных

ситуаций, т. е. чтобы человек не воспринимал, он неизменно имеет дело не с

отдельными ощущениями, а с целыми образами. Лишь в результате такого

объединения изолированные ощущения превращаются в целостное

восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению

целых предметов или ситуаций. При восприятии знакомых предметов

(стакан, стол) узнавание их происходит очень быстро – человеку достаточно

объединить 2-3 воспринимаемых признака, чтобы прийти к нужному

решению. Восприятие является очень сложным и активным процессом,

требующим значительной аналитико-синтетической работы. В процесс

восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз, выделяющие наиболее информационные точки;

пропевание или проговаривание соответствующих звуков, играющих

существенную роль в определении наиболее существенных особенностей

звукового потока). Поэтому восприятие правильнее всего обозначить как

воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта. Для того чтобы

некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его

какую-либо встречную активность, направленную на его исследование,

посторенние и уточнение образа.

Итак, восприятие – это наглядно-образное отражение действующих в

данный момент на органы чувств, предметов и явлений действительности в

совокупности их различных свойств и частей.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что, процесс

ощущений – это не отражение того или иного свойства, а сложнейший и

активный процесс в деятельности анализаторов, так же ощущения не только

несут информацию об отдельных свойствах явлений и предметов, но и

выполняют активизирующую функцию мозга. В свою очередь восприятие,

являясь чувственным этапом познания, связано с мышлением и имеет

мотивационную направленность, сопровождается эмоциональным откликом.

Именно на основе восприятия возможна деятельность памяти, мышления,

воображения. Таким образом, ощущение и восприятие человека – это

необходимые предпосылки и условия его жизни и практической

деятельности.

Ребенок растет,начинает двигаться: ползать, ходить, бегать, и

крупная и мелкая моторика помогает ему познавать мир. В дошкольном

возрасте происходят глубокие изменения в моторике ребенка. У детей растёт

двигательная сила, выносливость, ловкость, координированность. Некоторые

новые сложные двигательные умения, приобретаемые ребенком в этом

возрасте, становятся очень важными в его последующей жизни. Более того,

ребенок научается совершать движения сознательно и произвольно.

Крупная моторика – это совокупность действий для выполнения

какой-либо задачи. Бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны и т. д. – все это

относится к крупной моторике. Если, например, перед ребенком стоит

задача – поднять упавшую игрушку. Он сначала подойдет к ней, наклонится,

протянет руку, возьмет игрушку, выпрямится – вот сколько действий

ребенок сделает, что бы игрушка очутилась у него в руках. Все эти действия

относятся к крупной моторике. Крупная моторика это основа, вначале

ребенок осваивает крупную моторику, а потом к ней постепенно

добавляются навыки мелкой моторики.

Мелкая моторика– это способность манипулировать мелкими

предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике

работают мелкие мышцы. Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра

на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая

моторика. Мелкая моторика развивает творческие способности у ребенка.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами

сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие

(координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная

память, речь. Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано

с развитием движений пальцев рук. Давно известна зависимость речи от

степени подвижности пальцев рук (в виду близости расположения речевых и

двигательных зон в коре головного мозга, возбуждение, возникающее в

двигательной области коры больших полушарий, передается на центры

речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию). Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка

потребует использования точных, координированных движений кистей и

пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также

выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев

Ребенка уже с десятимесячного возраста.

Сенсорные функции развиваются в тесной взаимосвязи с двигательными навыками, формируя целостную интегративную деятельность -сенсорно-моторное поведение, лежащее в основе

Развития интеллектуальной деятельности и речи. Сенсомоторика работает на уровне рефлексов.

Показательный пример: мы идем по улице,глаза увидели препятствие:

лужу, камень…. мы или останавливаемся или делаем движение в сторону.

Сработало сенсомоторное восприятие.Еще пример: вы услышали громкий

звук, вы либо остановитесь, либо ускорите движения, либо посмотрите в

сторону, откуда доносился звук.Еще пример: рисуем пейзаж – при помощи

руки на лист переносим то, что видят глаза. (Взаимодействие зрения и

движения руки и пальцев)

Таким образом, сенсорное развитие следует осуществлять в тесном

единстве с психомоторным развитием.

Сенсомоторика – это умение управлять движением и эмоциями, это

согласованность глаз и движения, согласованность слуха и движения. Чтобы

взять предмет одной рукой, ребенок должен быть уже «моторно готовым» к

этому. Если он не может схватить предмет, то не сможет и ощутить его.

Только при бимануальном (двумя руками) ощупывании предмета происходит

его пространственное изучение. Развитие моторики обеспечивает развитие

других систем. Для того чтобы эффективно определять форму, объем

и размер предмета, ребенок должен иметь хорошо развитые скоординированные движения мышц обеих рук, мышц глаз и мышц шеи.

Таким образом, три группы мышц обеспечивают функцию восприятия.

Данные факты позволяют вести речь о единении процессов сенсорного

и психомоторного развития детей.

Итак, мы пришли к выводу, что сенсомоторика (от лат. sensus –

чувство, ощущение и motor – двигатель) — это взаимокоординация

сенсорныхи моторных компонентов деятельности: получение сенсорной

информации приводит к запуску тех или иных движений, а те, в свою

очередь, служат для регуляции, контроля или коррекции сенсорной

информации.

Дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития

способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной

мере в последующей жизни. Недостаточное сенсомоторное развитие детей

раннего и дошкольного возраста приводит к возникновению различных

трудностей в ходе дальнейшего обучения.

Профессор Н. М. Щелованов называл дошкольный возраст “золотой

порой” сенсомоторного воспитания и важно предоставить детям в этот

период все возможности для обогащения их чувственного и двигательного

Вот что писал Ушинский о детской деятельности: “Дитя мыслит

формами, звуками, ощущениями вообще, и тот напрасно и вредно насиловал

бы детскую природу, кто захотел бы заставить мыслить иначе. Дитя требует

деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её

однообразием и односторонностью”.

И. М.Сеченов говорил: «Движения руки человека наследственно не

предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как

результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и

мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с

окружающей средой».

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики

(Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители

отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В.

Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что

сенсомоторное воспитание, направленное на обеспечение полноценного

сенсомоторного развития, является одной из основных сторон дошкольного

воспитания.

Значение сенсомоторного развития ребенка для его будущей жизни

выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу

разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсомоторного воспитания в детском саду. Задача детского сада –

обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных

характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить

их к обучению в школе. Уровень развития сенсомоторики – один из

показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно

ребенок, имеющий высокий уровень развития сенсомоторики, умеет

логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание,

связная речь.

В дошкольном возрасте важно развить механизмы,

необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления

ребенком сенсорного, двигательного и практического опыта, развития

навыков ручной умелости.

Список литературы:

1. Венгер Л. А, Пилюгина Е. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка:

книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1998 .- 144 с.

2. Ильина М. Н. Развитие ребёнка от первого дня жизни до шести лет – М.:

Дельта, 2001 – 159 с.

3. Краснощёкова Н. В. Развитие ощущений и восприятия у детей от

младенчества до младшего школьного возраста. Игры, упражнения, тесты. –

Ростов н/Д: Феникс, 2007

4. Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие

восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста.

-М.: Просвещение, 1996 – 112 с.

5. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. – М. ; Мозаика-

Синтез, 2009 – 72 с.

Источник

Сенсомоторное развитие дошкольника

Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия, предполагающее формирование представлений о внешних свойствах предметов и моторной сферы. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания (запоминание, мышление, воображение) строятся на основе образов восприятия, являясь результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника

Сенсо – чувство, моторика – движение. Именно в дошкольном детстве у детей формируется образ «телесного я», они начинают осознавать свое тело, учатся управлять им. Поэтому важно, чтобы ребенок, знакомясь с окружающим миром, щупал, смотрел, нюхал, кувыркался.

Дошкольный возраст – сенситивный период для развития способностей. Недостаточное сенсомоторное развитие приводит к возникновению различных трудностей в ходе дальнейшего обучения. Уровень развития сенсомоторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Каждый родитель хочет, чтобы собственный ребенок был лучше него – красивее, талантливее, умнее, успешнее. Природа подарила эту возможность, которую только нужно раскрыть. До самореализации – долгий путь, но есть один короткий и очень важный период – детство.

Развиваем слуховое восприятие

Развитие слухового восприятия у ребенка обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы. Овладение звуковыми характеристиками способствует целостности восприятия, что имеет важное значение в процессе познавательного развития ребенка. Какие упражнения можно использовать для развития слуховых ощущений?

1. Создай звук. Объясняя ребенку, что звук извлекается разными способами, можно предложить ему поцокать языком, похлопать руками, потопать ногами. Подобные упражнения позволяют сравнивать звуки, развивать творческие способности.

2. Звукоподражание. Загляни в домик с закрытыми ставнями, в окнах которого нарисованы звери или птицы. Как могут поздороваться эти животные?

К нам залетели две птички. (Педагог стучит молоточком по металлофону.) Угадай, какая птичка поет – большая или маленькая.

3. Угадай звук. Назови звуки, которые ты слышишь в окружающем мире. Кто их издает? Прислушайся, что звучит на улице, в соседней комнате, этажом выше, справа… и т. д.

4. Сравни звуки по длительности и громкости. Детям раздаются дорожки разной длины. Взрослый с помощью дудочки издает звуки разной длины. Задача детей – найти дорожку, соответствующую продолжительности звука.

Детям предлагается прослушать звуки, разные по громкости. Задача –прыгать, бегать, если звук громкий; ходить на носочках – если тихий.

5. «Оркестр». Детям предлагается выбрать музыкальные инструменты: маракасы, колокольчики, бубны, треугольники. Часть детей – оркестр, остальные – слушатели. Задача слушателей – определить по звуку, какие инструменты звучали.

Можно использовать самодельные музыкальные инструменты из подручного материала, например из стаканчиков, металлических крышек, связки пуговиц, ключей и т. п.

6. «Свистульки и колокольчики». Придумать сказку, в которой герои спасаются при помощи звучания инструментов.

Игрушки* шли по лесу и неожиданно упали в глубокую яму, из которой было трудно выбраться. Их спасло то, что у них были с собой свистульки и колокольчики. На звук колокольчиков прибежали пастухи, которые подумали, что это заблудились их овцы, и игрушки были спасены.

Или…

Колдунья заколдовала детей, и они оказались в башне. К счастью, звук свирели, которая оказалась у мальчика, помог им: эта мелодия понравилась принцессе, и она приказала узнать, откуда доносятся эти звуки. Так дети спаслись. 

7. «Создаем шумовую игрушку». Детям предлагается из баночек, бутылок создать игрушки, заполнив их разными наполнителями – фасолью, бобами, косточками, бусинками, камешками, ракушками и проч.

«Уложи игрушку спать» – конкурс колыбельных песен.

Озвучивание сказки. Во время чтения подражать звукам: лаять, кукарекать, изображать стук копыт и рычание дракона.

8. «Определи звуки речи». Детям предлагается послушать аудиозапись с разными звуками. Задача – хлопать в ладоши, когда среди звуков появятся звуки речи.

9. «Пропой свое имя». Задача – одновременно играть колокольчиком и пропевать свое имя.

10. «Угадай, кто позвал». Один из детей встает спиной к остальным участникам. Дети, на которых укажет ведущий, называют водящего по имени. Можно изменять голос.

11. «Послушаем тишину». Инструкция: «Представьте, что вы оказались в осеннем лесу, деревья стоят без листьев, с голыми ветками, тишина. Опишите то, что вы представили…»

12. «Что это такое?». Водящий закрывает глаза. Остальные дети по очереди издают разные звуки (хлопают в ладоши, топают ногами, шуршат бумагой, щелкают пальцами и т. п.). Задача водящего – определить звук.

13. «Загадочные звуки». Детям предлагается придумать и произнесите необычные звуки.

Развиваем моторику

Игры и упражнения для развития моторики способствуют обогащению тактильной чувствительности, готовят руку дошкольника к письму, развивают речь. Кроме того, их использование способствует знакомству ребенка с качествами и свойствами предметов, формированию навыка анализа, умению группировать предметы.

1. Застегивание и расстегивание пуговиц, крючков, кнопок. Шнуровка. Нанизывание бусинок на нитку.

2. Игры с пуговицами. Задания:

  • найди одинаковые пуговицы;
  • найди самую большую и самую маленькую пуговицу;
  • положи отдельно пуговицы с ножками и пуговицы с дырочками (как вариант – отдельно с двумя и четырьмя дырочками);
  • выложи из пуговиц по контуру геометрические фигуры и узоры;
  • разложи пуговицы на группы по цвету и размеру.

3. Игры с крупой. Задания:

  • отыщи мелкие предметы в крупе (например, в пшенной отыскать фасоль или мелкие игрушки);
  • переложи крупу ложкой из одной миски в другую;
  • нарисуй крупой (например, рисование манкой на ярком подносе заданного образа).

4. Игры с пластилином. Виды:

  • катание колбасок и разрезание ножницами;
  • выкладывание рисунков из пластилина (например, железной дороги);
  • создание оттисков разными предметами (ключами, крышками разной формы и проч.);
  • вставка в размазанный пластилин различных предметов (бусинок, палочек, пуговиц), составление картин различной тематики.

Развиваем зрительное восприятие

Зрительное восприятие играет большую роль в психическом развитии ребенка, имеет не только огромное информационное, но и операциональное значение. Оно участвует в обеспечении регуляции позы, удержания равновесия, ориентировки в пространстве, контроля поведения и т. д. Его формирование является основой становления организации образных форм познания в школьном возрасте. Рассмотрим примеры игр, способствующих развитию зрительного восприятия.

1. «Солнечные зайчики». Дети с помощью зеркальца пускают солнечных зайчиков. Можно предложить им пофантазировать, на кого похожи солнечные зайчики, что делают. Игру можно предварить стихотворением-загадкой К.И. Чуковского:

Лежит, лежит копеечка у нашего колодца.
Хорошая копеечка, а в руки не дается.
Пойдите приведите четырнадцать коней,
Пойдите позовите пятнадцать силачей!
Пускай они попробуют копеечку поднять,
Чтоб Машенька копеечкой могла бы поиграть!
И кони прискакали, и силачи пришли,
Но маленькой копеечки не подняли с земли.
Не подняли, не подняли и сдвинуть не смогли.

Процесс игры можно сопроводить чтением потешки:

Солнечные зайчики, солнечные зайчики
Скачут по стене.
Поманю их пальчиком
Пусть бегут ко мне.

2. «Цветной мир», «Волшебные очки». Предложить ребенку рассмотреть окружающий его мир через цветное стекло или очки с разноцветными стеклами. Упражнение направлено на развитие восприятия, знакомит с понятием «спектр», способствует углублению представлений о цвете.

3. «Подаем сигналы фонариком». Детям предлагается придумать собственную «азбуку» для использования ее во время игр. Например, один сигнал фонариком означает «построиться по росту», два – «построиться по цвету волос» и т. п.

4. «Найди предмет». Задача – найти вокруг предметы, одинаковые по форме (величине, цвету и т. д.).

5. «Путь вслепую». Задача – пройти по комнате с закрытыми (или завязанными) глазами. В качестве усложнения можно давать команды, например: пройти столько-то шагов вперед, повернуть направо, влево, назад. Упражнение формирует умение ориентироваться в пространстве. В целях безопасности ребенка необходимо сопровождать в процессе выполнения заданий.

Кроме перечисленных, для развития зрительного восприятия можно использовать игры с теневым театром, жмурки, упражнения с различным оптическим оборудованием (лупой, биноклем, подзорной трубой). Также важно научить ребенка выполнять гимнастику для глаз.

Развиваем обонятельные и вкусовые ощущения

Запахи и вкус несут ребенку дополнительную информацию об окружающем мире. Характеризуя тот или иной аромат или вкус, мы развиваем его речь, обогащаем ее совершенно новыми понятиями и словами: приятный, сладкий, острый, соленый, неприятный и т. д. Все это развивает не только мышление, но и речь. Какие задания можно предложить:
1. Придумать меню для праздника, рецепт необычного блюда.
2. Придумать сказку про нелюбимые продукты.
3. С закрытыми глазами попробовать различные продукты и назвать их (то же самое с запахами).
4. Назвать хорошие и нехорошие запахи.
5. Создать сухие духи: собрать лепестки цветов и поместить в мешочек.
6. Придумать, чем пахнет пекарь, аптекарь (фармацевт)?
7. Создать автопортрет из картинок с изображением различных фруктов и ягод.
8. Заказать пиццу по телефону – подумать, с какими продуктами, какого размера.

Использование стихотворных форм для сенсомоторного развития

Использование стихотворных форм влияет на сенсомоторное развитие детей благодаря ритмичной слоговой структуре, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и успешное формирование навыка чтения. Кроме того, задания, которые сопровождают чтение стихотворения, развивают фантазию, интеллектуальное воображение, развивают моторные навыки, формируют чувство ритма, позволяют стандартные предметы, ситуации сделать веселыми.

1. «Изобрази кошку». Ребенку предлагается послушать стихотворение и, представив себя кошкой, изобразить ее действия, подумать о том, что она может чувствовать.

Несчастная кошка порезала лапу –
Сидит и ни шагу не может ступить.
Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу,
Воздушные шарики надо купить!
И сразу столпился народ на дороге –
Шумит, и кричит, и на кошку глядит.
А кошка отчасти идет по дороге,
Отчасти по воздуху плавно летит. (Д. Хармс)

2. «Новогодняя фантазия». Ребенку предлагается прочесть двустишие:

Носами Дед Мороз жонглирует!
Ногами лошадь аплодирует… (С. Белорусец)

и нарисовать свои варианты на эту тему – придумать Деду Морозу разные носы («картошкой», «пуговкой», «пяточком», «крючком», «морковкой»). Кроме того, можно предложить поаплодировать ногами.

3. «Я в движении». После прочтения двустишия

Я в движение мир этот не привожу.
Я в нем просто лежу, и сижу, и хожу… (Л. Миллер)

ребенку предлагается продолжить список действий, показывая каждое из названных.

4. «Придумай продолжение». Ребенку предлагается придумать продолжение считалки для игры:

Нос один и голова.
Уха два и глаза два…

Источник