Сенсомоторное развитие ребенка 5 лет
Чтобы родители и воспитатели получили информацию о том, чему ребенок учится в определенном возрасте, мы составили Таблицу сенсомоторного развития ребенка в первые 4 года жизни. Ее содержание совпадает с содержанием Заданий (см. с.13). Информация, приведенная в Заданиях, подробнее и содержит более точные указания. Таблица составлена из ключевых слов и дает, прежде всего, общее представление об уровне развития ребенка в конкретном возрасте. Таблица разделена на 5 вертикальных колонок и состоит из 240 пунктов. Таким образом, в каждой колонке последовательно представлены 48 ступеней развития от рождения до 48‑го месяца жизни, т. е. до 4‑х лет. Пять колонок охватывают 5 функциональных сфер сенсомоторного развития:
Колонка
А – Зрительное восприятие Колонка
Б – Мелкая моторика Колонка
В – Крупная моторика Колонка
Г – Речь Колонка
Д – Слуховое восприятие
Таблица сенсомоторного развития
Фамилия, имя ……………………………………………………………………………………
Город ………………………………………………………………………………………………………
Адрес ……………………………………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
Возраст ……………………………… Дата рождения ……………………..
Первое обследование ………………………………………………………………….
Второе обследование …………………………………………………………………..
Третье обследование …………………………………………………………………….
Для заметок лечебного педагога
1. Предыстория (анамнез): …………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
2. Причина представления:………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
3. Наблюдения специалиста,
проводившего обследования
Контакты с другими лицами: ……………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………………………………
Поведение в игре: …………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………………………………
Особые замечания:………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
4. Диагноз: ………………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
5. Предложенная терапия: …………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
Сенсомоторика (от лат. sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель) – координация сенсорных и моторных компонентов деятельности.
Колонки А и Д отражают то, что воспринимает центральная нервная система. Колонки Б‑Г регистрируют то, что исходит из головного мозга. Восприятие информации из внешнего мира происходит главным образом при помощи «каналов чувств» – зрения (А) и слуха (Д). Для передачи информации человек использует «двигательные каналы» (Б, В и Г), дотрагиваясь до предметов, передвигаясь и разговаривая.
В каждой из пяти колонок измеряется одна из вышеуказанных функций. Это значит, что в каждом случае дается определенное задание, с которым детям по достижении определенного возраста уже следует успешно справляться.
Каждому месяцу жизни ребенка соответствует определенная задача.
Пример из колонки А (Зрительное восприятие) для 1‑го месяца жизни: «Следит взглядом за движущимся объектом». Далее в Заданиях эта задача описана подробнее: «Может ли ребенок, лежа на спине, следить глазами за движущейся игрушкой ярко‑красного цвета?»
Для оценки каждой функции, в данном случае функции прослеживания взглядом, дается пример того, как именно следует выполнять задание. Для этого предложены определенные ситуации, на которые ребенок может реагировать тем или иным образом. Во многих случаях родители из опыта уже знают, как их ребенок вел себя в определенных ситуациях, например, трогал ли руками свое отражение в зеркале или следил взглядом за катящимся мячом.
Возможно, родители не смогут сказать сразу, овладел ли их ребенок той или иной функцией. В этом случае им следует как можно более четко следовать предписаниям Заданий, которые помогут родителям и воспитателям понять, в какой ситуации можно наиболее точно определить уровень развития соответствующей функции.
Возьмем в качестве примера задание А.18. «Издалека узнает близкого человека». Задания дают более подробное объяснение оцениваемой функции: «Может ли ребенок на расстоянии 10 метров узнать маму, папу или другого хорошо знакомого ему человека?». Далее следуют инструкции по проведению эксперимента: «Выгляните с ребенком в окно или встаньте с ним перед дверью, в то время как человек, хорошо знакомый ребенку, приближается издалека. Тот, в свою очередь, может привлечь внимание, подмигивая, подпрыгивая или пританцовывая».
Если ребенок справляется с заданием, можно говорить о соответствующем возрасту уровне развития. Или, точнее, можно говорить о развитии, на данный момент соответствующем возрасту, так как в Таблице приводится нижняя граница «нормы», а не средний показатель. Так, даже дети с поздним развитием смогут выполнить минимальные требования. Согласно приведенному выше примеру ребенок в возрасте 1,5 года уже должен узнавать близкого человека на расстоянии 10 метров. В задании А.18. проверяется способность зрительного восприятия в возрасте 18 месяцев. Это, так сказать, последний срок овладения данной функцией в соответствии с возрастом. Если же ребенок в возрасте 1,5 года не справляется с данной задачей, речь идет о задержке развития и стоит задуматься о возможных нарушениях.
Чтобы не возникало различных мнений о том, действительно ли ребенок справляется с соответствующим заданием, устанавливаются определенные реакции детей в соответствии с возрастом. Так, задание А.12. (зрительное восприятие в возрасте 12 месяцев): «Находит накрытый предмет» оценивается следующим образом: «Ребенок справляется с заданием, если снимает платок, чтобы добраться до накрытой им игрушки. Ребенок справляется с заданием лишь наполовину, если протягивает руку в направлении платка. Если же ребенок смотрит в сторону платка, но не пытается схватить его рукой, считается, что ребенок с заданием не справляется.»
Задания в Таблице расположены по степени возрастания сложности снизу вверх. К примеру, в колонке В (Двигательная сфера) описано, что ребенок в возрасте 1,5 года уже сам ползет вверх по лестнице. В 2 года ребенок уже настолько владеет своим телом, что может ударить по футбольному мячу, удержавшись при этом на ногах. В возрасте 2,5 года ребенок прыгает двумя ногами с места, а в возрасте 3 лет спрыгивает со ступеньки.
Таблица дает наглядный обзор этапов развития ребенка в пяти основных сферах сенсомоторного развития, что для родителей и педагогов намного важнее, чем вычисление точной степени развития ребенка. Последнее невозможно, так как Таблицаориентирована на детей с поздним развитием. Так, например, в колонке В перед ребенком 15 месяцев поставлена следующая задача: «Самостоятельно стоит; самостоятельно ходит». Это означает, что 90 % детей в данном возрасте в состоянии самостоятельно стоять и ходить.
Все приведенные в Таблице данные, основанные на показателях статистических и научных исследований, отмечены звездочкой (*).
На практике мы часто сталкиваемся с тем, что «обычный ребенок» имеет более высокие результаты, чем те, что приведены в некоторых колонках Таблицы. У разных детей может наблюдаться более раннее или более позднее развитие той или иной функции и соответственно сильно различаться показатели по колонкам. Возможно, ребенок владеет одной функцией, опережая свой возраст, в то время как другая развита на уровне данных, приведенных в Таблице. Большое значение здесь имеют индивидуальные способности ребенка и то, насколько часто он «упражняется» в развитии тех или иных способностей.
В первую очередь это касается заданий для детей старшего возраста. Часто ребенок не справляется с тем или иным заданием, потому что у него нет достаточного опыта в этой области. В этом случае, разумеется, с ним нужно заниматься, чтобы развить недостающие способности. Если центральная нервная система достаточно развита, при помощи упражнений ребенок сможет в короткие сроки добиться положительных результатов.
Диагностика развития при помощи Таблицы существенно отличается от диагностики развития при помощи тестирования. Задания для теста составляются в соответствии с конкретной программой исследования, и зачастую на их выполнение дается определенное время. Наша Таблица дает ответ на вопрос, овладел ребенок данной функцией или справился с заданием хотя бы один раз. Другими словами, не предусмотрено, что ребенок должен справляться с заданием по первому требованию, как это бывает при тестировании.
Таблица предъявляет минимальные требования к оценке, что на практике очень удобно, так как она может помочь выявить задержку и нарушение развития. Если ребенок не достигает уровня развития определенных функций, указанных в Таблице, это должно послужить для родителей и воспитателей сигналом тревоги.
Если же сравнить показатели развития по разным колонкам для одного и того же ребенка, можно без труда определить, в чем ребенок отстает, по какой из них темп развития явно замедлен и наблюдаются нарушения.
Следует подчеркнуть, что данная Таблица составлена не для специалистов: она является удобным и простым практическим пособием, в первую очередь – для родителей. Это подтверждает цель данной работы – помочь выявить задержки развития, чтобы иметь возможность своевременно оказать ребенку необходимую помощь.
Источник
Александра Анатольевна Белохонова
Сенсомоторное развитие детей 4–5 лет
Сенсорное развитие (от латинского -чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, памяти, мышления, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности, речевой, в частности.
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию сенсомоторной сферы у детей дошкольного возраста способствует коррекции речевой деятельности, развитию интеллектуальных способностей.
Одной из причин нарушения речи является плохое развитие мелкой и общей моторики. Учитывая важность проблемы, я решила проводить более углубленную работу по развитию мелкой и общей моторики, координации движений.
Цель данной публикации -показать работу по реализации дополнительной общеразвивающей программы по сенсомоторному развитию детей от 4 до 5 лет. Мной разработана «Рабочая программа» по теме.
Благодаря упражнениям и играм дети получают самые разнообразные сенсомоторные навыки, развивается внимательность, способность сосредоточиться, улучшается состояние лексики, грамматического строя речи, связной речи. Задания приносят детям радость. Работа должна проводиться регулярно, только тогда будет наибольший эффект от упражнений и заданий. Успех работы во многом зависит от взаимодействия, преемственности, заинтересованности всех педагогов и родителей. На первый план выступают принципы педагогики сотрудничества.
В ходе организации работы поставила перед собой следующие задачи:
* Разработать систему работы по формированию сенсомоторной сферы у детей 4-5 лет. Составила планирование работы по реализации дополнительной общеразвивающей программы.
* Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук
* Развивать точность и координацию движений.
* Совершенствовать все это, развиваяпсихические процессы: произвольно внимание, зрительное и слуховое внимание, восприятие, представления, память, речь детей, логическое мышление
* Создание предметно-пространственной развивающей среды
Если вовремя не обратить внимание на речевые проблемы малышей, то они могут принять необратимый характер и исказить дальнейшее становление речи ребенка. Младший и средний дошкольный возраст-это возраст чувственного (сенсорного) познания окружающего. Устранив пробелы в сенсомоторном уровне, можно активизировать речь детей.
Материал подбирается разнообразный, Необходимо сформировать устойчивый интерес к образовательной деятельности. Произведения устного народного творчества – неотъемлемая часть работы. Язык произведений лаконичный, красочный, Произведения детского фольклора помогают организовывать работу по координации движений, развитию мелкой моторики, здоровьесбережения.
Для решения задач разработала перспективное планирование по сенсомоторному развитию детей 4-5 лет, консультационный материал по взаимодействию с семьями воспитанников. Исходя из «Рабочей программы», организую эти консультации 1 раз в месяц. Систематическая целенаправленная работа приносит конкретные результаты. Весь практический материал собран в папках детей. Родители имеют возможность видеть, чем занимались дети. Считаю, что такая постановка вопроса себя оправдывает. Я всегда могу отчитаться о проделанной работе. В марте было организовано и проведено открытое мероприятие для родителей «Чему мы научились», открытое занятие в «Школе молодого педагога».
Мне нравится работать с детьми по этой теме.Очень радует следующее:
• Устойчивый интерес детей
• Хорошее эмоциональное состояние детей
• Положительные результаты работы
• Заинтересованность родителей
Практика показывает, что необходимо искать пути повышения результативности
познавательной деятельности дошкольников:
1. Изменение форм и содержания образовательного процесса
2. Учет развивающего характера
3. Разнообразие методических приемов
В настоящее время я продолжаю работу над совершенствованием предметно-
пространственной развивающей среды для организации образовательного процесса
по теме «Сенсомоторное развитие детей 4-5 лет»
Источник
Лариса Кулагина
Сенсомоторное развитие детей 5–6 лет в лепке
Современные исследователи все чаще отмечают недостаточный уровень развития сенсомоторики у детей старшего дошкольного возраста. Это связано с несовершенностью механизмов сенсомоторного восприятия и воспроизведения, а также с несформированностью комплекса сенсомоторных координаций. В первую очередь у современного дошкольника наблюдается слабое развитие мелкой моторики руки, что приводит к возникновению трудностей в начальной школе, тормозящих процесс обучения и творчества. Русский физиолог И. П.Павлов писал: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». Известный педагог В. А.Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Иными словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Одним из мощных средств развития сенсомоторики детей является лепка.
Лепка оказывает большое воздействие на развитие мелкой мускулатуры рук, чувствительности кожи ладоней, «мышечных» ощущений кисти, пальцев. Творя тот или иной предмет, ребенок познает форму, осязает ее своими руками, соотносит его пропорциональные составные части. А чем больше органов чувств принимает участие в восприятии, тем ярче впечатление. Кроме того после лепки можно продлить творческий процесс дальше,а именно: раскрасить, составить коллективную композицию, применить в игровой деятельности, придумать новые истории о слепленных героях. В процессе лепки формируется и характер ребенка, развиваются такие качества, как настойчивость, упорство, уверенность в себе, инициативность, творчество, аккуратность, самооценка, индивидуальность, взаимопомощь, умение работать в коллективе сообща. Во время подготовки к лепке ребенок получает много знаний о предмете (название, форма, строение, цвет, назначение). Вместе с тем обогащается и развивается его словарь, связная речь, с помощью которой можно описать образ по памяти. Это оказывает содействие развитию его мышления, внимания, воображения и других процессов. В процессе лепки больше, чем в какой-либо деятельности, можно добиться максимальной активности обеих рук, развивать и укреплять пальцы, особенно большие, указательные, средние. Чтобы усвоить технику лепки, ребенку нужно развить специальные движения относительно их силы, точности, темпа, направленности, плавности, ритмичности. Эти качества необходимы дошкольнику для овладения разными видами учебной, трудовой деятельности.
Вопросами сенсомоторного развитиязанимались многие отечественные ученые: Л. А. Венгер, А. П. Усова, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков и др. Но проблема сенсомоторного развития дошкольников, как и много лет назад остается одной и важнейших проблем дошкольной педагогики. В большинстве способностей человека лежит именно его сенсомоторный опыт. Значение сенсомоторного развития трудно переоценить. Это основа и для познавательно – речевого развития, и для физического, и для художественно – эстетического, и для социально – личностного.
Данная потребность в практике детского сада обусловила выбор темы нашего исследования, и явилась основой для проведения экспериментальной деятельности.
В начале учебного года для изучения уровня развития сенсомоторных навыков и умений детей посредством игровых заданий и упражнений проводилось обследование дошкольников,в процессе которого были выявлены следующие показатели:
– развитие сенсомоторных координаций: низкий уровень-61%, средний-39%, высокий-0%;
– развитие глазомера: низкий уровень-55%, средний-45%, высокий-0%;
– развитиезрительно-пространственной ориентации в микропространстве: низкий уровень-55%, средний уровень-45%, высокий-0%;
– развитие чувства симметрии: низкий уровень-55%, средний-45%, высокий-0%;
– развитиетворческих способностей: низкий уровень-22%, средний-78%, высокий- 0%.
По его результатам был сделан вывод о том, что дети имеют недостаточный уровень развития исследуемых показателей, исходя из требований программы «Двенадцать месяцев» по данному разделу. Результаты обследования обусловили постановку задач развивающейработы с дошкольниками:
• Обогащать сенсорный опыт детей, формировать способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенности их формы, пропорций, цвета, фактуры, пространственной ориентировки, т. е. механизмов восприятия сенсомоторных эталонов.
• Формировать технические приемы, способы лепки, конструктивные навыки.
• Развивать мелкую моторику рук ребёнка и выносливость мышц кисти, синхронизировать работу обеих рук, сенсомоторные координации, произвольность движений, глазомер.
• Развиватьпсихические процессы: воображение, мышление, творческие способности.
• Воспитывать аккуратность, усидчивость, уверенность в себе, взаимопомощь, чувство коллективизма.
Для решения поставленных задач использовались здоровьесберегающие педагогические технологии сенсомоторного развития детей, представленные в программе «Двенадцать месяцев» (авт. коллектив Л. В. Филиппова, Ю. А. Лебедев и др.). В данной программе представлены развернутые конспекты занятий, сопровождающиеся подробными методическими рекомендациями, спланирована как предварительная, так и последующая работа по теме, варианты заданий и игровых упражнений, предложены художественное слово и музыкальное оформление. Достаточно полно отражен прием объяснения и показ приемов лепки, предложены схемы и модели процесса работы. В начале деятельности всегда присутствует игровой мотив или проблемная ситуация. Тематическое планирование работы на неделю, представленное в программе, позволяет получить ребенком наиболее полную картину о предмете, явлении, пропустив информацию через все виды деятельности, используя все анализаторы. Также в этой программе предложено и диагностическое наблюдение за уровнем развития каждого ребенка.
Задачи решались через разные формы работы с детьми – это непосредственно организованная образовательная деятельность, образовательная деятельность в режимных моментах и самостоятельная деятельность детей.
В непосредственно организованной образовательной деятельности (НООД) по лепке происходило формирование технических умений и навыков лепки, знакомство с новыми приемами, способами (пластичный, конструктивный, комбинированный, барельеф) и видами лепки (предметная, сюжетная, декоративная). В структуре каждой НООД соблюдали определенную этапность.
На первом этапе обеспечивали перцептивное восприятие детьми предмета. Для этого обязательно использовали натуру (предмет, скульптуру или человека, например, при лепке фигуры человека в движении). Дети знакомились с натурой, обследовали ее, рассматривали, анализировали, составляли рассказы, экспериментировали (например, если это человек, то придавали ему разные позы, рассматривая, какое положение тело приобретало при ходьбе, беге, посадке, прыжке и т. д.). При восприятии предмета старались задействовать как можно больше анализаторов у детей.Обследование предмета шло по определенной схеме: восприятие в целом, анализ основных частей и определение их свойств (формы, величина, пропорции, цвет, выделение более мелких, второстепенных частей и установление их свойств и пространственного положения по отношению к основным частям и повторное целостное восприятие предмета.
На втором этапе активизировали процесс переноса детьми полученного сенсорного опыта в деятельность лепки. Знакомили или напоминали способ, прием лепки, включали детей в объяснение и совместное проговаривание движения рук, пальцев. Обращали внимание на развитие самостоятельности в создании образа, творческой активности в использовании способов и приемов лепки. В процессе НОД наблюдали, как дети создают форму предмета, передают пропорции, действия, создают композицию. С помощью вопросов и советов направляли детей на интересные решения в создании образов. Так, увидев, что ребенок, решивший лепить летящую птичку, вылепил ее в статичном положении,спрашивали: «Подумай, что нужно сделать с птицей, чтобы она полетела? В каком положении лапы, крылья, когда птица летит?» Подобные вопросы не давали прямых советов, но приучали детей думать над образами во время лепки. В том случае, когда дети затруднялись в правильной передаче формы, пропорций,использовали индивидуальную работу: показывали ребенку картинку, уточняли его представления; в крайнем случае, показывали способ лепки на отдельном куске глины. В НОД включали динамические паузы с использованием музыкального сопровождения, художественного слова. Если лепили животное, то его оживляли и показывали, как оно умывается, лежит, играет, потягивается и т. д. В процесс лепки включали мелкий природный материал (ракушки, камешки, скорлупки от фисташек, шишек, горох, бобы, семена растений). Например, при лепке ежика использовали для глазок горошинки черного перца, сосновые и еловые иголки для колючек. При лепке барельефа «Подсолнухи» использовали семечки арбуза и подсолнуха, засушенные листья березки. Для развития чувствительности кожи ладоней, «мышечных» ощущений кисти и пальцев брали разный материал для лепки – это пластилин, шариковый пластилин, глина, соленое тесто. Положительно действовал на детей момент объединения их работ в сюжетную коллективную композицию. Ребенок получал удовольствие от того, что его старание внесено в общее дело.
На 3 этапе работы большое значение для детей 5-6 лет приобретал анализ работ в конце деятельности, который проходил в виде беседы. Задавали вопросы о форме и пропорциях изображенных предметов, о способах лепки, схожести с натурой. При анализе работ выслушивали мнение автора, что получилось, над чем надо постараться, высказывались другие дети, выделяли аккуратную работу или самую веселую, с необычными деталями выразительности. Старались, чтобы оценка была справедливой, тактичной, не обижала тех, кто выполнил работу.
В течение дня для развития моторики рук проводили пальчиковую гимнастику, самомассаж, имитационные движения, развивающие игры с разными мелкими предметами (мозаика, счетные палочки, пуговицы, бусины, теннисные шарики, канцелярские скрепки, бельевые прищепки). Так например, осенью в рамках темы «Природа родного края осенью»разучивали пальчиковые гимнастики схожей тематики: «Капустка», «Пошли пальчики гулять», «Будем мы варить компот», «Заяц и кочан капусты» и т. д. Из мелких предметов выкладывали «Ежика», «Листья и деревья», «Грибочки на кочке». Упражнение «Покатай клубочек» было эффективно в развитии сенсомоторных навыков, закреплении формообразующих движений, в массаже ладошек и пальчиков. Упражнение «Кто быстрее смотает ниточку» развивало моторику руки, закрепляло сенсорные эталоны (цвет нити, ее качество, длина, какая на ощупь и т. д.).
Режимные моменты также использовали для развития сенсомоторных умений и навыков лепки. На прогулке наблюдали, сравнивали окружающие предметы, например, скатывали снежные комочки разного размера и превращали их в разные предметы, оживляли их с помощью дополнительных деталей (две палочки, три камешка – вот и колобок, палочки, камешки, сухие листочки – головка кошки).Также проводили серию наблюдений о птицах: строение, как передвигаются разные птицы, чем любят лакомиться, чем похожи и чем отличаются. При умывании определяли, какое мыло на ощупь, намыливали ладошки так, как скатываем жгутик. При вытирании рук полотенцем и надевании перчаток на прогулку делали массаж каждому пальчику и т. д.
При планировании работы на тематическую неделю продумывали как предварительную, так и последующую работу по лепке, включая слепленные изделия в игровую, конструктивную, коммуникативную деятельность детей.
Данные итоговых обследований детей в конце учебного года показали позитивную динамику в развитии сенсомоторных умений и навыков:
– развитие сенсомоторных координаций: низкий уровень-11%, средний-62%, высокий-27%;
– развитие глазомера: низкий уровень-11%, средний-67%, высокий-22%;
– развитиезрительно-пространственной ориентации в микропространстве: низкий уровень-11%, средний уровень-83%, высокий-6%;
– развитие чувства симметрии: низкий уровень-11%, средний-83%, высокий-6%;
– развитиетворческих способностей: низкий уровень-11%, средний-67%, высокий- 22%.
Тем самым позволили говорить об эффективности проведенной экспериментальной работы по развитию сенсомоторики детей в таком виде художественной деятельности как лепка с применением здоровьесберегающих педагогической технологии сенсомоторного развития детей.
Литература:
1. Вайнерман С. М., Большев А. С. Вербовская Е. В., Филиппова Л. В., Лебедев Ю. А. «Развитие сенсомоторики и творчества средствами арт-педагогики»: Учебное пособие. – Н.Новгород: Нижегород. Гос. архит. – строит. ун-т, 2001.
2. Филиппова Л. В., Лебедев Ю. А., Силкин Ю. Р., Прима Е. В., Кольцова И. Н., и др. «Педагогические технологии содействия развитию детей дошкольного возраста «Двенадцать месяцев», Учебное пособие –Москва Нижний Новгород, 2003.
3. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений, творческий цент СФЕРА, Москва 2010.
Источник