Сенситивные периоды развития физических качеств ребенка

Сенситивные периоды развития физических качеств ребенка thumbnail

Сенситивные периоды развития (возраст) физических качеств.

Физические качества в разные годы жизни ребёнка развиваются неравномерно. В один период некоторые качества развиваются одинаково быстро-синхронно, в другие периоды жизни физические качества нарастают с разной интенсивностью, т.е. гетерохронно. Периоды, в которые какое-либо качество развивается наиболее интенсивно, называются сенситивными периодами. Однако особенности биологического развития школьников лучше учитывать в физиологической периодизации – 7 лет – конец периода первого детства, 8 – 11 лет (девочки) и 8 – 12 лет (мальчики) период второго детства. Подростковый возраст по этой периодизации наступает с 12 лет у девочек и с 13 лет у мальчиков. С 16 лет у девочек и с 17 лет у мальчиков начинается юношеский возраст. Однако не все их виды развиваются одновременно. Так, быстрота двигательной реакции формируется раньше и к 8 – 10 годам достигает уровня взрослого человека. Несколько позже приближаются к предельным величинам возрастного развития скорость и частота движений. У девочек младшего школьного возраста одновременно со скоростными качествами предельных величин возрастного развития достигает силовая выносливость к работе динамического характера. Измеренная в упражнении сгибание-разгибание рук в упоре – лежа, они увеличивается у них более чем на 60%. У мальчиков первый и очень заметный период ускорения темпов развития силовой выносливости происходит в 7 – 8 лет (около 30% от общего прироста за все школьные годы), второй – в 12-летнем возрасте и продолжается вплоть до 17 лет, то есть до окончания школы. Общая и статическая выносливость достигают предельных величин своего развития к 13 – 15 годам независимо от пола учащихся. Первое возрастное ускорение в развитии собственно-силовых качеств у школьников происходит в младшем школьном возрасте: у девочек – с 7 до 10 лет (40%), у мальчиков – с 9 до 10 (20%). Второе ускорение темпов роста силы начинается в 13 лет, причем у мальчиков оно оказывается значительно продолжительнее (три года) и ощутимее (50%). Статическое равновесие как качество, обусловливающее ловкость, у девочек особенно интенсивно развивается с 8 до 11 лет (около 70%) и в дальнейшем мало изменяется с возрастом. У мальчиков высокие темпы роста статического равновесия наблюдаются периодически от 9 до 15 лет, однако наибольшее ускорение в развитии этого качества происходит в двух периодах: с 9 до 10 и с 12 до 13 лет (более 50%). Особенно бурное развитие скоростно-силовых качеств (70 – 80%) у девочек приходится на средний школьный возраст (9 – 13 лет). Достигнутый уровень скоростно-силовой подготовленности сохраняется у них до конца обучения в школе, существенно не изменяясь с возрастом. Развитие скоростно-силовых качеств у мальчиков происходит более равномерно в течение всего школьного возраста. Вместе с тем наиболее высокие темпы роста скоростно-силовой подготовленности мальчиков в прыжках отмечаются в 12 – 13 лет, а в метаниях – в 13 – 14 и 16 – 17 лет. Специфическими особенностями характеризуется динамика роста гибкости (подвижности позвоночного столба) школьников. В первой половине периода обучения в школе гибкость в целом незначительно увеличивается или понижается. В дальнейшем на протяжении среднего школьного возраста (пяти лет обучения в школе) динамика роста гибкости отличается чрезвычайно высокими темпами возрастного развития (до 70% у мальчиков и 85% у девочек). Начиная с 15 лет у девочек и с 16 лет у мальчиков и вплоть до окончания школы, темпы развития гибкости значительно понижаются. В младшем школьном возрасте особенно интенсивно развиваются скоростные качества, силовая выносливость и статическое равновесие, в среднем школьном возрасте — собственно- и скоростно-силовые качества, гибкость; в старшем школьном возрасте, и только у юношей, происходит второе значительное ускорение темпов развития большинства физических качеств. Для девочек старший школьный возраст является периодом сохранения, поддержания физической подготовленности на достигнутом в предшествующие годы уровне.

Благоприятные периоды развития физических качеств учеников

6 лет

7 лет

8 лет

9 лет

10 лет

11 лет

12 лет

13 лет

14 лет

15 лет

16 лет

17 лет

Способность моторного обучения

Дифференцированость движений

Способность реагировать на зрительные и слуховые раздражители

Ориентация в пространстве

Чувство ритма

Чувство равновесия

Выносливость

Сила

Скорость

Гибкость

Слабый прирост

Средний прирост

Значительный прирост

Рациональное сочетание и последовательность

развития различных физических качеств на уроке

Источник

СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

Основная цель физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ: разработать и максимально реализовать оздоровительное, воспитательное, коррекционно-развивающее, образовательное направления  физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности каждого ребёнка

Развитие движений у ребёнка происходит в определённой последовательности. Для выполнения любого движения, необходимо проявить физические качества, т.е. затратить силу, иметь определённую ловкость, быстроту. Поэтому наряду с формированием основных движений, идёт и развитие физических качеств. Количество и качество движений, которыми владеет ребёнок, имеют прямую зависимость от уровня развития физических качеств.

Физические качества в разные годы жизни ребёнка развиваются неравномерно. В один период некоторые качества развиваются одинаково быстро-синхронно, в другие периоды жизни физические качества нарастают с разной интенсивностью, т.е. гетерохронно. Периоды, в которые какое-либо качество развивается наиболее интенсивно, называются сенситивными периодами.  С нейропсихологической точки зрения сенситивность означает достижение теми или иными мозговыми центрами того уровня зрелости, при котором резко возрастает их чувствительность к соответствующим воздействиям среды. При наличии адекватных раздражений этих центров ускоряются темпы достижения ими функциональной зрелости, что, в свою очередь, приводит к активному формированию тех звеньев психических функций, которые обеспечиваются этими центрами.

 По данным А.И. Кравчука, динамика развития физических качеств у детей 1-4 года жизни выглядит следующим образом:

Физические качества

Годы жизни

Сенситивные периоды

1

2

3

4

Ловкость

1; 4

Выносливость

1; 2; 4

Динамическая сила

1; 2; 4

Статическая сила

2; 4

Быстрота

1; 3

Скоростная сила

2; 3

Гибкость

2; 3

– ускоренное развитие

– умеренное развитие

– замедленное развитие

Таким образом, сенситивный период развития движений и действий длится в среднем от 1 года до 4 лет, и важность его для общего развития ребенка трудно переоценить. Именно благодаря движению и сопровождающей его усиленной вентиляции легких ребенка происходит насыщение крови кислородом, достаточное для снабжения им тех клеток головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций. Протекание этого сенситивного периода также неоднородно, в течение его имеются моменты времени, когда ребенок концентрирует свое внимание на определенных движениях и действиях. И если в начале периода ребенка интересуют именно движения (у него есть потребность ощутить возможности своего тела, для чего пытается, например, открыть дверь толчком или сдвинуть тяжелые вещи, а мытье стола вызывает удовольствие благодаря самому процессу, а не результату), то впоследствии его начинают интересовать все более и более сложные действия, для выполнения которых необходимо обладать определенным уровнем координации, свободы и выразительности движений.

На пятом году жизни умеренно развиваются четыре физических качества: ловкость, статическая и динамическая сила и быстрота, и четыре функционально-двигательные способности: дифференцировка силовых напряжений и пространственных параметров, ориентационные и координационные способности, так же на пятом году жизни ускоренно развиваются два основных движения: равновесие и прыжки.

На шестом году жизни отмечается умеренный рост в развитии трёх качеств: выносливость, скоростная сила и гибкость, и двух способностей: дифференцировка пространственных параметров и ориентационные способности. Ускоренно развиваются четыре основных движения: движения руками и ногами, ходьба и метание.

На седьмом году жизни отмечается умеренный рост двух способностей: дифференцировка силовых напряжений и координационные способности, ускоренно развиваются такие физические качества как гибкость и ловкость. Так же на седьмом году жизни отмечается умеренное развитие семи основных движений (бег, прыжки, ходьба, лазание, метание, движения ногами и руками) за исключением равновесия.

Сенситивным периодом для развития невербальной памяти (в частности, двигательной памяти, играющей огромную роль в управлении движениями) считается ранний и дошкольный возраст

Ранний возраст – это период, в который происходит развитие потребности в активной двигательной деятельности и происходит запуск механизмов развития всех способностей ребёнка, пропустив который, очень трудно или совсем невозможно наверстать в будущем. Поэтому так важна коррекционно – оздоровительная работа по физическому воспитанию. Основу её составляют физкультурные, групповые и индивидуальные занятия.

Двигательная деятельность детей раннего возраста требует многовидовой подготовки. Это, прежде всего обучение движениям частей тела (локальные движения), сочетаниям движений частей тела и целостным движениям, т.е. перемещением тела. Первые две разновидности характерны для общеразвивающих упражнений. Третья разновидность относится к основным движениям: ходьба, бег, лазание, прыжки, метание. В процессе обучения  детей основным движениям необходимо целенаправленно воздействовать на развитие физических качеств: силы, быстроты, ловкости и т.д. От уровня развития физических качеств напрямую зависит успешность в освоении необходимых для жизни умений и навыков.

В процессе воспитания физических качеств формируется психическая, эмоциональная и чувственная сферы. Поэтому физическое воспитание детей можно считать первой ступенью воспитания и обучения вообще.

Существующие программы, широко используемые в практике по физическому воспитанию, не позволяют детям своевременно формировать моторный потенциал.

Организация средовых воздействий в процессе физического воспитания дошкольников должна:

 – осуществляться накануне сенситивных периодов развития двигательных навыков, физических качеств и функционально – двигательных способностей с целью формирования базы для успешного освоения детьми основных движений, своевременного развития физических качеств и функционально-двигательных способностей;

 – представлять собой управляемую педагогическую систему, содержащую структурные элементы, характеризующиеся как статичностью  алгоритм действий), так и вариативностью (на основе учёта закономерностей развития и индивидуальных особенностей детей) для достижения главной цели – развития моторного потенциала ребёнка.

Список литературы

  1. Динамика развития физических качеств у детей раннего и младшего возраста с нарушениями ЦНС и задержкой психо-речевого и моторного развития Морина Е.А., Белоусова Т.А., Викторова Н. А.  (https://festival.1september.ru/articles/411538/)
  2. Сенситивные периоды развития ребенка https://www.s-child.org.ru/index.php?name=Pages&op=page&pid=20
  3. Сальников В.А. Соотношение возрастного и индивидуального в структуре сенситивных и критических периодов развития. Физическая культура №4, 1997
  4. www . rebenok . com

Источник

Двигательное умение – это такая степень владения техникой действия, при которой повышена концентрация внимания на составные операции (части), наблюдается нестабильное решение двигательной задачи.

Двигательный навык – такая степень владения техникой действия, при которой управление движением (движениями) происходит автоматически и действия отличаются надежностью. Двигательным действием является формирование систем двигательных навыков. Связь с развитием комплекса двигательных качеств. С одной стороны следует учесть, что в процессе формирования двигательного навыка развиваются двигательные качества. С другой, специфичные двигательные качества для определённого двигательного навыка развиваются быстрее при одновременном развитии других качеств.

Физические качества в разные годы жизни ребёнка развиваются неравномерно. В один период некоторые качества развиваются одинаково быстро-синхронно, в другие периоды жизни физические качества нарастают с разной интенсивностью, т.е. гетерохронно. Периоды, в которые какое-либо качество развивается наиболее интенсивно, называются сенситивными периодами. Однако особенности биологи­ческого развития школьников лучше учитывать в физиологической периодизации – 7 лет – конец периода первого детства, 8-11 лет (девочки) и 8-12 лет (мальчики) период второго детства. Подростковый возраст по этой периодизации наступает с 12 лет у девочек и с 13 лет у мальчиков. С 16 лет у девочек и с 17 лет у мальчиков начинается юношеский возраст.

Однако не все их виды развиваются одновременно. Так, быстрота двигательной реакции формируется раньше и к 8-10 годам достигает уровня взрослого человека. Несколько позже приближаются к предельным величинам возрастного развития скорость и частота движений. У девочек младшего школьного возраста одновременно со скоростными качествами предельных величин возрастного развития достигает силовая выносливость к работе динамического характера. Измеренная в упражнении сгибание-разгибание рук в упоре – лежа, они увеличивается у них более чем на 60%. У мальчиков первый и очень заметный период ускорения темпов развития силовой выносливости происходит в 7-8 лет (около 30% от общего прироста за все школьные годы), второй – в 12-летнем возрасте и продолжается вплоть до 17 лет, то есть до окончания школы.

Общая и статическая выносливость достигают предельных величин своего развития к 13 – 15 годам независимо от пола учащихся.

Первое возрастное ускорение в развитии собственно-силовых качеств у школьников происходит в младшем школьном возрасте: у девочек – с 7 до 10 лет (40%), у мальчиков – с 9 до 10 (20%). Второе ускорение темпов роста силы начинается в 13 лет, причем у мальчиков оно оказывается значительно продолжительнее (три года) и ощутимее (50%).

Статическое равновесие как качество, обусловливающее ловкость, у девочек особенно интенсивно развивается с 8 до 11 лет (около 70%) и в дальнейшем мало изменяется с возрастом. У мальчиков высокие темпы роста статического равновесия наблюдаются периодически от 9 до 15 лет, однако наибольшее ускорение в развитии этого качества происходит в двух периодах: с 9 до 10 и с 12 до 13 лет (более 50%).

Особенно бурное развитие скоростно-силовых качеств (70-80%) у девочек приходится на средний школьный возраст (9-13 лет). Достигнутый уровень скоростно-силовой подготовленности сохраняется у них до конца обучения в школе, существенно не изменяясь с возрастом. Развитие скоростно-силовых качеств у мальчиков происходит более равномерно в течение всего школьного возраста. Вместе с тем наиболее высокие темпы роста скоростно-силовой подготовленности мальчиков в прыжках отмечаются в 12-13 лет, а в метаниях – в 13-14 и 16-17 лет.

Специфическими особенностями характеризуется динамика роста гибкости (подвижности позвоночного столба) школьников. В первой половине периода обучения в школе гибкость в целом незначительно увеличивается или понижается. В дальнейшем на протяжении среднего школьного возраста (пяти лет обучения в школе) динамика роста гибкости отличается чрезвычайно высокими темпами возрастного развития (до 70% у мальчиков и 85% у девочек). Начиная с 15 лет у девочек и с 16 лет у мальчиков и вплоть до окончания школы, темпы развития гибкости значительно понижаются

В младшем школьном возрасте особенно интенсивно развиваются скоростные качества, силовая выносливость и статическое равновесие, в среднем школьном возрасте — собственно- и скоростно-силовые качества, гибкость; в старшем школьном возрасте, и только у юношей, происходит второе значительное ускорение темпов развития большинства физических качеств. Для девочек старший школьный возраст является периодом сохранения, поддержания физической подготовленности на достигнутом в предшествующие годы уровне.

Например, у некоторыхлиц сила мышц снижается после 20-25 лет, когда поступательное биоло­гическое развитие организма заканчивается; у других — после 40-45 лет. В первую очередь с возрастом ухудшаются быстрота, гибкость и ловкость; лучше сохраняются — сила и выносливость, особенно аэробная. Быстрота с возрастом ухудшается по всем составляющим ее па­раметрам (латентному периоду сенсомоторныхреакций, скорости одиночного движения и темпа движений). От 20 до 60 лет время ла­тентного периода возрастает в 1.5-2 раза. Наибольшее падение ско­рости движения отмечается в возрасте от 50 до 60 лет, а в период 60-70 лет наступает некоторая стабилизация. Выносливость по сравнению с другими физическими качествами с возрастом сохраняется более длительное время. Считается, что ее снижение начинается после 55 лет, а при работе умеренной мощ­ности (с аэробным энергообеспечением) нередко она остается дос­таточно высокой в 70-75 лет.

Гибкость характеризуется способностью выполнять движения с максимальной амплитудой. Без специальной тренировки это качест­во начинает снижаться уже с 15-20 лет, что нарушает подвижность и координацию в различных формах сложных движений. У лиц пожилого возраста, как правило, гибкость тела (особенно позвоноч­ника) существенно снижена. Тренировка позволяет сохранять это качество долгие годы. При попытке восстановить гибкость лучший результат наблюдается у тех, кто имеет хорошую физическую подготовленность. Основным проявлением ловкости является точность двигательной ориентации в пространстве. Это качество также снижается довольно рано (с 18-20 лет);

Источник

СЕНСИТИВНЫЕ (чувствительные)  ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Возраст

Анатомические особенности

Физиологические особенности

Психологические особенности

Сенситивные периоды развития физических качеств

Младший школьный возраст

(от 6-7 до 9-10 лет)

Период является сравнительно спокойным в развитии детей.

  • Ежегодное увеличение массы тела составляет в среднем 3-4 кг, длина тела увеличивается на  4-5 см, а окружность грудной клетки – на 1,5-2 см. Изменяются пропорции тела, происходит как бы вытягивание тела. Четкой разницы между мальчиками и девочками в росте, массе тела и пропорциях частей тела не отмечается.

Постепенно формируются изгибы позвоночника, к 7 годам устанавливается шейная и грудная кривизна, к 12 – поясничная.

У детей мышцы конечностей развиты слабее, чем мышцы туловища.

  • Продолжается развитие головного мозга.
  • Изменения системы кровообращения в этом периоде характеризуются равномерностью и более медленными темпами увеличения объёма сердца по сравнению с суммарным просветом капилляров сети.
  • От рождения к 10 годам объём легких увеличивается в 10 раз и составляет половину объёма легкого взрослого.

   Для детей младшего школьного возраста характерна большая напряженность функций кровообращения и дыхания и менее экономичное расходование энергетического потенциала при мышечных нагрузках

  • Морфологическое развитие нервной системы достигает большой зрелости. Функциональные показатели нервной системы ещё далеки от совершенства
  • Постепенно замедляется частота сердечных сокращений: в 6-8-летнем возрасте она составляет в среднем 80-90- уд./мин, в 9-10-летнем – 75-85 уд./мин. С ростом ребенка усиливается воздействие на сердце блуждающего нерва.
  • При этом увеличение объёма легких происходит за счет увеличения объёма альвеол.

 Возраст характеризуется равновесием, равнозна-чностью внешних влияний на развитие ребёнка и внутренних побудительных стимулов.

   Центральное новообразование – осознание и переживание себя в качестве существа социального.

Сила и уравновешенность нервных процессов относительно невелики, что может приводить к быстрой истощаемости клеток коры головного мозга, быстрому утомлению. Большая возбудимость и реактивность, а также высокая пластичность нервной системы способствуют лучшему и более быстрому освоению двигательных навыков.

  • Координационные способности (9-10 лет).
  • Быстрота (8-9 лет)
  • Скоростно-силовые качества (9-10 лет)
  • Выносливость (аэробные возможности) – 8-9 лет.
  • Гибкость – 7-10 лет.
  • Равновесие – 7-10 лет.

Средний школьный возраст (подростковый)

(V-IX классы, от 10-11 до 15-16 лет)

  • Заметно увеличиваются размеры тела. Быстрыми темпами развивается мышечная система. Значительно увеличиваются темпы роста скелета – от 7до 10 см, массы тела – от 4,5 до 9 кг в год. Еще не закончен процесс окостенения.
  • Усиленно растут половые железы, возрастает активность надпочечников и щитовидной железы.
  • Сердце интенсивно растет. Рост кровеносных сосудов отстает от темпов роста сердца.
  •  Увеличивается жизненная ёмкость легких.

   Период интенсивного физиологического развития.

  • Начинается процесс полового созревания – происходит глубокая перестройка в деятельности желез внутренней секреции (в эндокринной системе).

Особенно большие изменения происходят у девочек – в 11-12 лет и в 12-14 лет у мальчиков.

  • Поэтому повышается кровяное давление, нарушается ритм сердечной деятельности, быстро наступает утомление.
  • Окончательно формируется тип дыхания: у мальчиков – брюшной, у девочек – грудной.

   Возраст  характерен преобладанием влияния внутренних стимулов развития над внешними.

   Центральное новообразование – чувство взрослости, осознанное стремление к самостоятельности и самоутверждению (Д.Б. Элькони).

   Происходит формирование личности, переход от детства к юности.

   Подростки способны к самостоятельному творческому мышлению, рассуждению, сравнению, к выводам и обобщениям. Внимание и память приобретают характер организованных и управляемых процессов.

По В.А. Муравьёву, Н.Н. Назаровой

У мальчиков:

– скоростно-силовые (к 11-12 г.);

– скорость двигательной реакции (к 11-12 годам);

– собственно силовые (к 13-14 г)

– выносливость в динамическом (к 11-13 г.) и статистическом режимах (к 13-15 годам);

– способность выполнять сложно-координационные упражнения (к 14-15 г.), упражнения с большой амплитудой движения (к 13-14г)

– выносливость в зоне максимальной интенсивности к 14-15 годам.

У девочек:

– скоростно-силовые (к 11-12 г.);

-скорость движений (к 11-12 г.);

– выносливость в статистическом режиме (к 12-13 годам), в динамическом режиме (к 12-13 годам), в зонах большой и максимальной интенсивности (к 13-14 годам).

Старший школьный возраст

(Х-Х1 классы, от 15-17 до 17-18 лет)

Продолжается развитие костно-мышечного и связочного аппарата. Полное срастание костных эпифизарных (эпифиз – конец длинной трубчатой кости) дисков с телом позвоночника длится от 15 до 24 лет. Срастание ядер окостенения рук продолжается с 16 до 25 лет, срастание трех тазовых костей происходит с 16 до 20 лет, к 13-17 годам у девушек и к 15-21 годам у юношей завершается окостенение фаланг пальцев ног, годом-двумя позже – фаланг пальцев рук, затем плюсны и предплюсны. Не закончено окостенение позвоночника.

    Продолжается рост сердца, оно становится выносливее к длительным напряжениям.

    Совершенствуется система дыхания: увеличивается периметр грудной клетки, объём легких; сильнее становится дыхательные мышцы; улучшается регуляция дыхания; повышается утилизация кислорода организмом.

  Завершается формирование двигательного анализатора и важнейших двигательных функций. Особенно повышается роль проприоцепции (мышечные чувства) в управлении движениями. Максимального развития достигает также способность произвольно расслаблять мышцы. Достигают  показателей уровня взрослых сохранения равновесия при прямостоянии, различение временных интервалов, дифференцировка темпа движений, способность поддерживать постоянную скорость движений.

   Характеризуется осознанным учетом воспитанником роли внешних условий и его собственных усилий в формировании качеств личности. В этом возрасте формируется определённая жизненная позиция (мировоззрение – система взглядов на мир и свое место в нем).

   Главное – овладеть приёмами учения и самообразования, формами взаимодействия с другим человеком для подготовки к будущей профессии.

  • Силовые способности (собственно силовые способности – максимальная сила).
  • Выносливость к динамической работе (аэробные возможности, анаэробные возможности), скоростная выносливость.
  • Быстрота реакции, частота движений.

        Деление на периоды во всех науках похожее. Особенно так называемый «школьный период»: младший, средний и старший. Это разделение на периоды (как и любое другое) весьма условно. Возраст календарный или школьный, а также определенного вида деятельности и уровня осознания самого себя наступает у разных детей в разное время. Это связано с половой принадлежностью (мальчики, девочки), с условиями культурно-познавательного развития. Наконец, здоровье ребенка тоже оказывает существенное влияние на продолжение от одного периода к другому.

Источник