Семья воспитывающая ребенка с проблемами в развитии
  Проблемы, возникающие в семьях,
 воспитывающих  детей с отклонениями в развитии.
Уровни    деформации   внутрисемейных  взаимоотношений
            Трудности, которые постоянно испытывает  семья с проблемным ребенком, значительно отличаются от повседневных  забот, которыми живет семья, воспитывающая нормально развивающегося ребенка. Анализ литературы по вопросам семьи позволяет  вьщелить основные функции, наиболее часто приписываемые обычной семье. Среди  них:
 рождение и воспитание детей;
 
            осуществление связи между поколениями,  сохранение и  передача детям ценностей и традиций семьи;
 
            удовлетворение потребности в  психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, тепле и любви;
 
            создание условий для развития личности  всех членов семьи;
 
            удовлетворение сексуально-эротических потребностей;
 
            удовлетворение потребности в общении с  близкими людьми;
 
            удовлетворение индивидуальной  потребности в отцовстве или материнстве, в контактах с  детьми, их воспитании, самореализации в детях;
 
            охрана здоровья членов семьи, организация отдыха, снятие стрессовых ситуаций.
    Анализ наблюдений  за развитием межличностных отношений в  семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, свидетельствует о том, что такое положение, видимо, объясняется  следующими причинами.
      В результате рождения ребенка с  отклонениями в развитии отношения внутри семьи, а также контакты с  окружающим социумом искажаются. Причины нарушений связаны с психологическими особенностями больного ребенка, а  также с колоссальной эмоциональной нагрузкой, которую несут члены его семьи в связи с длительно действующим стрессом. Многие родители в сложившейся ситуации  оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать как внутренний  (психологический) и внешний (социальный) тупик.
Качественные изменения в таких семьях  проявляются на следующих уровнях: 
          психологическом, 
          социальном 
          соматическом.
Психологический уровень
Рождение ребенка с отклонениями в развитии воспринимается его родителями как величайшая трагедия. Факт появления на свет ребенка «не такого, как у всех», является причиной сильного стресса, испытываемого родителями, в первую очередь матерью. Стресс, имеющий пролонгированный характер, оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей и становится исходным условием резкого т равмирующего изменения сформировавшегося в семье жизненного уклада.
Деформируются:
           сложившийся стиль внутрисемейных взаимоотношений;
           система  отношений членов семьи с окружающим социумом;
           особенности  миропонимания и ценностных ориентации  каждого из родителей больного ребенка.
        Все надежды и ожидания членов семьи в  связи с будущим ребенка оказываются тщетными и рушатся в один миг, а  осмысление происшедшего и обретение новых жизненных ценностей растягивается порой на длительный период. На наш взгляд, это  может быть обусловлено многими причинами, среди которых:
 психологические особенности личностей самих родителей, их способность принять или не принять больного  ребенка; 
 наличие комплекса расстройств,  характеризующих ту или иную аномалию  развития, степень их выраженности; 
 отсутствие положительно поддерживающего воздействия социума в контактах с семьей, воспитывающей аномального  ребенка.
Распределение обязанностей между мужем и женой, отцом и матерью в большинстве российских семей носит традиционный характер. Проблемы, связанные с внутренним состоянием и обеспечением жизнедеятельности семьи (хозяйственные, бытовые), а также с воспитанием и обучением детей, в том числе и с отклонениями в развитии, в основном ложатся на женщину.
          Мужчина — отец больного ребенка — обеспечивает в первую очередь экономическую базу семьи. Он  не оставляет и не изменяет профиль своей работы из-за рождения больного ребенка и, таким образом, не исключается,  как мать ребенка, из привычных  социальных отношений. Его жизненный  стереотип не столь сильно подвергается  изменениям, так как большую часть времени он проводит в той же социальной среде  (на работе, с друзьями и т. д.). Отец  больного ребенка меньше, чем мать, проводит с ним времени в силу занятости на работе и в соответствии с традиционным пониманием этой семейной  обязанности. Поэтому его психика не  подвергается патогенному воздействию столь же интенсивно, как психика  матери больного ребенка. Приведенные  характеристики, как правило, являются наиболее распространенными. Но, безусловно, есть и исключения из правил. Эмоциональное воздействие стресса на женщину, родившую больного ребенка, неизмеримо значительнее. Сам факт того, что именно  она произвела на свет  вместо «чуда» больное существо, заставляет ее невыносимо страдать. У  матерей часто наблюдаются истерики, депрессивные состояния. Страхи, одолевающие женщин по поводу будущего ребенка, |юждают  чувство одиночества, потерянности и ощущение «конца  жизни». Матери находятся с детьми-инвалидами постоянно. Они жалуются на обилие повседневных забот,  связанных с ребенком, что ведет к повышенной физической и моральной нагрузке, подтачивает силы, вызывает утомление.  Часто для таких матерей свойственно  снижение психического тонуса, заниженная  самооценка, что проявляется в потере вкуса к жизни, перспектив профессиональной карьеры,  невозможности реализации собственных творческих планов, потере интереса к себе как  к женщине и личности.
           Выраженные  психофизические нарушения ребенка, а также личностные особенности  матери могут служить источником материнской депривации. Любовь к  ребенку как специфическое чувство возникает у женщины  еще в период беременности. Но именно это светлое чувство укрепляется и  расцветает в ответ на эмоциональную взаимность ребенка: его улыбку, комплекс оживления при появлении матери и др.  Депривация материнских чувств может инициироваться недостаточностью этих  социально-психологических проявлений у ребенка.
           Вследствие того что рождение больного ребенка, а затем его  воспитание, обучение и, в целом, общение с ним являются длительным патогенно  действующим психологическим фактором,  личность матери может претерпевать значительные изменения (В. А.  Вишневский, 1987). Депрессивные переживания  могут трансформироваться в невротическое развитие личности и  существенно нарушить ее социальную плантацию.
Социальный уровень
После рождения ребенка с проблемами в развитии его се’мья, в силу возникающих многочисленных трудностей, становится малообщительной и избирательной в контактах. Она сужает круг знакомых и даже родственников по причине характерных особенностей состояния и развития больного ребенка, и также из-за личностных установок самих родителей (страха, стыда)
          Это испытание оказывает также  деформирующее воздействие на взаимоотношения между  родителями больного ребенка. Одним из самых печальных проявлений, характеризующих состояние семьи после рождения ребенка с отклонениями в развитии, является развод. Не всегда внешней причиной развода называется больной ребенок. Чаще всего родители детей, объясняя  причину разрыва семейных отношений, ссылаются на  испортившийся характер супруги (или супруга), отсутствие взаимопонимания в семье, частые ссоры и, как  следствие, охлаждение чувств.
           Тем не менее объективным стрессором,  фрустрирующим психику членов семьи, является сам факт рождения больного  ребенка и состояние его здоровья в последующий период. Сложившаяся новая  ситуация становится испытанием для проверки  подлинности чувств как между супругами, так и между каждым из родителей и больным ребенком. Известны случаи, когда подобные трудности сплачивали семью. Однако часть семей не выдерживает такого испытания и распадается, что оказывает  отрицательное воздействие на процесс формирования личности  ребенка с отклонениями в развитии. Неполные семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, по  нашим данным, составляют от 30 до 40%.
           В силу этой причины (одиночества матерей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии), а также и других, среди которых могут быть и генетические (правомерный страх родителей перед рождением еще одного аномального ребенка), некоторые  семьи отказываются от рождения других детей. В таких семьях ребенок-инвалид является единственным.
           Есть семьи, в которых воспитывается еще один или два здоровых ребенка. В большинстве из них  ребенок с нарушениями развития является последним из родившихся. Тем не менее в таких семьях имеется больше благоприятных  возможностей для нормализации  психологического состояния родителей  по сравнению с объективными возможностями родителей, воспитывающих единственного ребенка-инвалида.  Родители, у которых здоровые дети  родились после больных или являются одним  ребенком из двойни, составляют немногочисленную группу.
           Отношения в семье могут ухудшаться не только между супругами. Они могут изменяться между матерью ребенка с отклнениями  в развитии и ее родителями или родителями ее мужа.  Особенности ребенка трудно принять неподготовленному человеку. Жалость к своему внуку и его матери  могут дли-к-льное время пронизывать  взаимоотношения близких людей. Однако с возрастом силы слабеют: бабушки и  дедушки постепенно отстраняются от  такой семьи. Иногда со стороны бабушек  и дедушек звучат горькие упреки в сторону ребенка с отклонениями в  развитии и его матери («Ты виноват в том, что бабушка болеет» или «Ты  виновата в том, что у меня нет здоровых внуков» и др.).
            Различен образовательный уровень родителей. Неверным  оказывается бытующее до сих пор в обществе мнение о том, что «больные» дети рождаются лишь в семьях с низким социальным и культурным уровнем. Согласно  данным, свыше 40% родителей воспитанников специальных коррекционных учреждений имеют высшее образование  (половину из них составляют матери).  Многие родители имеют высокий и очень высокий социальный статус (директора  фирм, образовательных учреждений,  служащие банков, преподаватели и т. п.). Однако часть матерей в силу сложившихся обстоятельств после рождения больного ребенка вынуждены  изменять профиль своей работы или же  вообще оставить ее. Уход женщины с  любимой работы не только лишает ее заработка, но и изменяет ее социальный  статус, ставит в зависимое положение от мужа, от семьи. Таким образом, в лице  матери больного ребенка общество  теряет квалифицированного специалиста в связи с невозможностью для нее продолжать работу по избранной до  рождения ребенка специальности.
           Заслуживает внимания также тенденция,  проявившаяся у отдельных матерей, воспитывающих детей с множественными и выраженными дефектами развития. В связи с тем, что проблема  воспитания и обучения такого ребенка лишь частично  обеспечивается системой государственного образования, отдельные матери находят в себе силы и возможности для получения  специального образования и использования новых шаний для развития и обучения как своего ребенка, так и других  детей.
 Длительное изучение проблем, возникающих в семьях  воспитанников специальных учреждений, и наблюдение за их  разрешением позволяют выделить еще одну особенность, характеризующую  социальную позицию значительной части родителей в  отношении воспитания, развития и преодоления проблем  больного ребенка. Эту позицию можно назвать иждивенческой или безынициативной. Родители считают, что преодолением  проблем их ребенка должны заниматься специалисты и сотрудники учреждений, в которых их дети воспи тываются, обучаются или продолжительно лечатся и  живут.
Соматический уровень
          Стресс, возникший в результате  комплекса необрати мых психических  расстройств у ребенка, может вызывать различные заболевания у его  матери, являясь как бы пусковым механизмом  этого процесса. Возникает патологическая цепочка: недуг ребенка  вызывает психогенный стресс у его матери, который  в той или иной степени провоцирует возникновение у нее соматических или  психических заболеваний. Таким обра зом, заболевание ребенка, его психическое  состояние может являться психогенным и для родителей, в первую очередь ми терей.
           Согласно  литературным данным (В. А. Вишневский, 1985,  1987;   М.М.Кабанов,   1978;  В.В.Ковалев,    1979,   1982; Р. Ф. Майрамян,  1974, 1976; В. Н. Мясищев, 1960)  соматические заболевания  у родителей больных детей имеют следующие  особенности. Матери больных детей жалуются на колебания артериального  давления, бессонницу, частые и сильные  головные боли, нарушения терморегуляции Чем старше становится ребенок,  т. е. чем длительнее психопа тогенная ситуация, тем в большей степени у  некоторой части матерей проявляются нарушения здоровья.  Возникают: расстройства менструального цикла  и ранний климакс; частые простуды и  аллергия; сердечно-сосудистые и эндокринные заболевания; выраженное или  тотальное поседение; проблемы, связанные с желудочно-кишечным трактом (Р. Ф.  Майрамян, 1976). Наши наблюдения свидетельствуют о том, что матери больных детей часто жалуются на общую усталость,  отсутствие сил, а также отмечают состояние общей депрессии и тоски.
           Безусловно, физическая нагрузка у  родителей таких детей чрезвычайно велика, особенно это  касается родителей, имеющих детей с детским церебральным  параличом (постоянная физическая помощь ребенку при его перемещении по дому, еженедельная перевозка ребенка различными видами общественного  транспорта из дома в школу и назад при отсутствии надлежащих вспомогательных средств). Трудности, с которыми  сталкиваются родители умственно отсталых детей, имеют свою специфику, так как ежедневное сопровождение  ребенка в школу (если это не  школа-интернат) и домой в большом мегаполисе  занимает много времени и в некоторых случаях соответствует во временном отношении целому рабочему  дню.
           Тем не менее при наличии огромной  физической нагрузки, которая, несомненно, истощает  силы и влияет на соматическое состояние родителей,  психологический фактор и ничем не измеримая тяжесть переживаемого играют  первостепенную роль. Как известно, «патогенно то переживание, которое занимает значимое место в системе отношений личности к  действительности» (Н. И. Фелинская, 1982, с. 16). Для родителей больных детей в первую очередь патогенными являются перечисленные ранее психологические особенности развития их детей: признаки интеллектуального недоразвития, внешнее калечество, двигательные и речевые нарушения. «Шоковые травмы, равно как и пролонгированные травмы, обычно задевают  аффектологические регистры психического аппарата и вызывают  расстройства в виде эмоциогений» (А. Д. Зурабашвили, 1982, с. 14). Чувства страха, неуверенности в себе, различные формы депрессий — все эти болезненные  состояния родителей являются не только ответной реакцией их личности па травмирующее переживание, но и ответной  защитной реакцией всего их организма.
            Среди осложнений или отдаленных последствий перенесенного стресса некоторые авторы усматривают возможность изменения нервно-психической реактивности организма родителей «вследствие повышения психогенной „ранимости” даже после однократно перенесенного психогенного заболевания и возможность возникновения резидуальных невротических состояний» (В.  В. Ковалев, 1982, с. 12).   
  Особо значимым в данном контексте является воздействие на отдельных матерей повторных психотравм, уже  не «вязанных непосредственно с  состоянием здоровья и особенностями развития их  ребенка. К таким травмам могут относиться как достаточно легкие — конфликты в транспорте магазине,  конфликт с начальством, увольнение с работы, ссора с родственниками, страх перед исключением ребенка из учебного учреждения по причине неуспеваемости, так и более тяжелые — уход мужа в другую семью, развод, смерть близкого человека. Новая травмирующая ситуация оценивается такими родительницами  как более тяжелая, длительная и глубокая. Они  как бы принимают от жизни удар за ударом, и каждый новый, травмирующий их психику стресс низвергает их  все ниже и ниже. Повторное внешнее  воздействие даже другого характера  — «второй удар», по А. Д. Сперанскому (1955), — способствует выявлению тех нарушений, которые имели место  при прошлых болезненных состояниях, а также следов давних психических травм, не приведших в момент своего  действия к развитию болезненных реакций.
            Оказывается, что отзвучавшие системы переживаний при  определенных условиях могут иметь влияние на переживания данного момента. Важнейшими из этих условий являются степень завершенности отключенной системы переживаний и ее  эмоциональная значимость. По мере взросления больных детей переживания их матерей могут лишь несколько сглаживаться, и то  не всегда, однако это вовсе не означает, что переживание завершается и  отключается от настоящего, как это имеет  место в некоторых случаях у больных неврозами.
            Соприкосновение с сигнальным  раздражителем, которым может быть любой из приведенных  выше факторов, вызывает повторение болезненного  эмоционального переживания. Сигнальный раздражитель частично возобновляет ранее  пережитую систему, актуализируя лишь эмоциональный фон, в то время как интеллектуальный смысловой компонент пережитой системы не воспроизводится в сознании. Длительная психотравма ведет к нарушению эмоциональной регуляции и смещению уровней  аффективного реагирования.
           В результате перенесенных психотравм у  матерей этой категории могут развиться различные соматические  заболевания. Ведущей подсистемой, объединяющей биологический уровень адаптации (гипоталамический, нейродинамический уровень) и  психологические процессы защиты, является эмоция. При развитии психогенного процесса дезадаптационные механизмы проявляются в различной последовательности и в зависимости от того, в каком звене эмоциональной системы имело место перенапряжение. На уровне психологической защиты (эмоционально-социальный стресс) это приводит к развитию  невротических состояний.
           «Однако при развитии психосоматических процессов выступает обратное соотношение — эмоционально-социальный стресс нейтрализуется процессами психологической защиты, невротизация не развивается, а перенапряжение суммируется и  проявляется в дезадаптации физиологического уровня реагирования — гипоталамической дезинтеграции, приводящей к  соматической дезадаптации» (Н. А. Михайлова, 1982, с. 33). Это обусловливает формирование порочного круга, что в дальнейшем может привести к вторичной невротизации  — реакции личности на болезнь.
Источник
